Проект на тему: «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова».

Номинация : «Юниор».

Подготовили: Иванищева Юлия Михайловна, Хаю Кристина Лилиановна, обучающиеся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 пос. им.В.В.Воровского(10 лет,4 класс).

Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39

Марковцева Марина Павловна.


Цель: познакомить с биографией,научными открытиями и литературным творчеством М.В. Ломоносова.

Задачи:

1)собрать и изучить материал по изучаемой теме « Жизнь и творчество М.В.Ломоносова»;

2)познакомить с жанром произведения – одой;

3)представить весь собранный материал в виде презентации.


Д Е Т С Т В О

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711г. в селе Денисовке Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным крестьянином, он занимался рыбной ловлей. Он нередко брал мальчика в морские плавания, где тот начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях. Мальчик был весьма наблюдательным и любознательным. С детства интересовался природой северного сияния, составом льда, причиной изменения погоды и прочими природными явлениями.



Освоив грамоту, Ломоносов увлекся чтением. Жажда знаний росла с каждым днем, молодой отрок страстно хотел заниматься наукой.

В 19 лет он ушел из дома в Москву. Ломоносову предстоял долгий и тяжелый путь. Он должен пройти вместе с обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы.


В 1731г. Ломоносова приняли в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Для того, чтобы поступить туда, ему пришлось утаить свое истинное происхождение. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, бедность, насмешки школьников. За 5 лет обучения, Ломоносов постиг основы всех наук и твердо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам.

В 1736г. в числе лучших учеников его отправили на дальнейшее обучение в Германию.




В 1762 году великий учёный усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света". Он открыл атмосферу на Венере.





Оды Ломоносова

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Ода была привлекательна для Ломоносова тем, что в ней соединена высокая лирика и публицистика. Автор оды мог не только выражать свои чувства, но и развивать важные общественные идеи.

Ода – поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью .


Ломоносов тяготел к жанру хвалебной оды, поскольку большинство из них посвящались монархам, императрице Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II.

Обычно ода приурочивалась к придворному празднику, вступлению на престол. Ода читалась всегда, как часть торжественной церемонии и это давало возможность обратиться к большой аудитории. Такая ода издавалась большим тиражом.

В рамках хвалебной оды Ломоносов решал просветительские задачи.


Им созданы:

  • 33 похвальные оды;
  • 12 од духовные;
  • героическая поэма о Петре Великом;
  • множество надписей – стихов на случай;
  • пародий и сатирических стихотворений.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 г. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии создания русского общества, оставили глубокий след в истории русской культуры и науки


Н А Г Р А Д Ы

Больша́я золота́я меда́ль и́мени М. В. Ломоно́сова -

высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова - одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.


Нам хочется закончить свой проект стихотворением М.В.Ломоносова :

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать ”.



источники

1 . Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003

2. История России для детей и взрослых.

Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.

3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев.

Белый Город. Москва, 2004.

4. История России. Конец XVI – XVIII век.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008

Интернет-ресурсы

5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html

6. http//ru.wikipedia.org/wiki

7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47

Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутомимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:

Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.

Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.

Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины суровой полярной природы, дали превосходное знание сказок, былин, пословиц с их живым народным языком. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике физическую силу и выносливость. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили драгоценнейшую черту его характера.

У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в тогдашнюю школу – Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – "малых ребят" – над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.

Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели", выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.

В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на противодействие засевших в академии немецких администраторов – "неприятелей наук российских", ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Сам Ломоносов был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов "все испытал и все проник", имел право называть его "первым нашим университетом". Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания – химии, физике, астрономии.

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народно­поэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего "слог"). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и ученый-филолог (филология – наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.

Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова тонус, означающего "ударение"). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов.

Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.

Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно также он считал возможным употреблять наряду с двусложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые богатства родной страны, славил героический характер русского человека.

Свою "возлюбленную мать" – родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир – "возлюбленную тишину". Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.

Одно из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова – слово наука. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые "юношей питают" и "отраду старцам подают". В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:

В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой
И, что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой...

Наука легких метеоров,
Премены неба предвещай
И бурный шум воздушных споров
Чрез верны знаки предъявляй:

Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земле поверить семя
И дать когда покой браздам,
И чтобы, не боясь погоды,

С богатством дальны шли народы
К Елисаветиным брегам.

Стихотворные призывы Ломоносова к раз­витию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова "О пользе стекла".

С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

"Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна...

Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности не были широко использованы. Литературным языком еще оставался средневековый, церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь, были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.

Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка – на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам – "штилям", прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).

Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исклю­чил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей торжественности, приподнятости отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, – драматические произведения, сатиры – должны были писаться "средним штилем" – языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для "описания обыкновенных дел", сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять "низкий штиль", в котором могут употребляться и простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова – варваризмы.

Разделение литературного языка на "три штиля", резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.

Литературная деятельность гениального поэта-ученого – его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром "Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.

Ученый-энциклопедист, реформатор русского стихосложения и один из крупнейших поэтов русской литературы XVIII века ("Петр Великий русской литературы" - по выражению В. Г. Белинского), талантливый художник, просветитель и общественный деятель, сумевший поднять российскую науку на небывало высокий уровень, - вот основные заслуги Михаила Васильевича Ломоносова перед Россией, и заслуги эти в высшей степени значительны, мало кто из его предшественников и последователей может похвалиться столь выдающимися достижениями, и это при том, что жизнь Ломоносова нельзя назвать долгой, он прожил немногим более полувека.

Широкую известность получила история жизни Ломоносова, то, "как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик" (Н. Некрасов). Необходимо только отметить, что этот человек, начавший учиться в Славяно-греко-латинской академии в двадцатилетнем возрасте, продолжал оставаться учеником всю свою жизнь, жадно стремясь к новым знаниям в самых разных отраслях науки, стремился он и выразить себя в искусстве, в первую очередь - в искусстве словесном.

Находясь в учении за границей, Ломоносов сочиняет "Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года", в которой воплотил своё понимание того, каким должен быть русский стих, и сопроводил ее теоретическим обоснованием необходимости введения силлабо-тонического стихосложения как наиболее полно отвечающего "природному нашего языка свойству" под названием "Письмо о правилах российского стихотворства", развивающим новаторские идеи В. К. Тредиаковского о реформе русского стихосложения, высказанные им в работе "Новый и краткий способ к сложению русских стихов" (1735). Возможно, теоретические изыскания Ломоносова не были бы восприняты так, как они того заслуживали, но его поэтическая деятельность стала лучшим доказательством того, что силлабо-тоническая система стихосложения на самом деле является для русского языка наиболее естественной формой поэтического творчества, наиболее полно выражающей природу этого языка.

Свои теоретические принципы Ломоносов воплощал в жизнь в произведениях, жанровая природа которых полностью соответствует эпохе классицизма, господствовавшего в литературе и искусстве России XVIII века. Излюбленным его жанром была ода, в которой поэту удалось достичь значительных высот благодаря умению наполнить традиционную форму живым, близким и понятным современникам, поэтическим содержанием. Согласно принятой традиции, оды Ломоносова воспевали наиболее значительные события современной ему истории, они посвящались "первым лицам" государства, для чего использовались соответствующая лексика, обращение к мифологии, обширные исторические экскурсы, сравнения и изысканные рифмы, специальная "одическая строфа", состоящая из десяти стихов с особым способом рифмовки. Следует сказать, что свои оды Ломоносов по преимуществу "использовал" для того, чтобы привлечь внимание власть имущих к вопросам образования, науки и культуры, помочь их развитию и процветанию. Он много сделал для укрепления авторитета Российской академии наук, практически во многом благодаря именно его стараниям в 1755-м году был открыт университет в Москве, ставший со временем одним из крупнейших учебных заведении Европы. И для достижения всего этого Ломоносов активно использовал поэтическую деятельность.

Помимо больших достижении в жанре оды, Ломоносов создавал трагедии ("Тамира и Селим", 1750-й год; "Демофонт", 1752-й год), в которых на традиционном для классицизма подражательном материале пытался разрешить наиболее животрепещущие вопросы современности, он начал работу над героической поэмой "Петр Великий" (первые две песни создавались в 1760-61-м годах), в которой воспевал исторического деятеля, бывшего для него образцом служения своей стране и ее народу. Особое место в поэтическом творчестве Ломоносова занимают сатирические стихотворения, в которых он едко, с большим успехом высмеивает негативные стороны современной ему действительности. Правда, за такой "успех" иногда приходилось достаточно дорого платить: стихотворение "Гимн бороде" вызвало огромное недовольство церковных властей и даже преследование автора Синодом. Также Ломоносов первым в русской поэзии обратился к теме памятника (включенный в "Риторику" вольный перевод оды Горация), ставшей затем одной из центральных тем русской поэзии.

Фактически поэзия Ломоносова стала для литературы XVIII века образцом гражданственности, поэтического мастерства, умелого использования традиционных поэтических форм в сочетании с новаторским подходом к тому, что позже будет названо единством формы и содержания. Те преобразования, которые "словом и делом" проводил Ломоносов, стали благодатной почвой для последующего развития русской литературы, а его вдохновенные поэтические строки навсегда остались в истории русской литературы и культуры как блестящие образцы использования возможностей русского языка в поэтическом творчестве.

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просвещение в России по западному образцу. Личность гениального ученого и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова! Он призван был оставить след почти во всех областях существующих тогда знаний и наук, продвинуть их вперед, одушевить поэтическим пафосом служения Отчизне.

Рассуждая о судьбе русского языка, А.С. Пушкин писал: "В царствование Петра I начал он приметно искажаться от необходимого введения голландских, немецких и французских слов. Сия мода распространяла свое влияние и на писателей, в то время покровительствуемых государями и вельможами; к счастью, явился Ломоносов <…> Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка <…> Если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдем, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностным упражнением".

Согласимся ли с великим поэтом? Только ли забавой и должностными упражнениями были для Ломоносова стихи? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим творческий путь поэта и ученого и попробуем определить его место в истории русской поэзии. О Ломоносове написано, снято в кино и на телевидении очень много. Иначе и не могло быть. Впечатляют сами факты незаурядной его биографии. Родился в Северном Поморье, в том крае, которого не коснулось порабощающее душу человека крепостное право. Смелые и предприимчивые северяне строили небольшие суда и ходили морем к берегам Норвегии и Швеции, торговали и обменивались товарами с западными соседями. Энергичный и, видимо, обладавшим большими способностями в кораблестроении, Василий Дорофеевич Ломоносов, отец Михайлы, выстроил на европейский манер крепкое и устойчивое судно-галиот. Эта была та самая "Чайка", на которой мальчик выходил с отцом в море, приучался мгновенно принимать нужное решение, когда шторм обрушивался на судно.

Мужество и непреклонное упорство, сопутствующие всю дальнейшую жизнь характеру и поведению Ломоносова, рождались здесь, на штормящем северном море. Это было время, когда русская армия еще не отвоевала устье Невы, не было завершено строительство Петербурга и берега Финского залива не принадлежали России. Архангельск, не так далеко от которого, в деревне Денисовка у города Холмогоры, прошли детство и юность поэта, оказывался едва ли не единственным портовым городом, соединяющим русских людей с Западом.

Северные города и села разбросаны, нередко отстоят друг от друга на сотни километров. Однако приметы большой жизни с ее промышленностью, торговлей и культурой отличали эти удаленные от центра России уголки. В Холмогорах располагались конторы иностранных купцов, были свои книжные лавки, живописцы писали иконы и заказные портреты. Но больше всего Холмогоры славились искусными мастерами-резчиками по кости. Особенно отличались Шубные, дальние родственники Ломоносовых. Из поколения в поколение передавалось в этой семье искусство изготовления скульптур из кости. Шубные и проводили девятнадцатилетнего Михайлу в Москву на учебу, снабдив небольшой суммой денег на пеший переход от Денисовки до незнакомого огромного города. Ломоносов всю свою жизнь будет благодарен Шубным и, как всегда у этого человека, не только на словах, но на деле. Позже он поможет выбраться в столицу и закончить Петербургскую академию художеств талантливому пареньку Федоту Шубному, будущему великому русскому скульптору Федоту Ивановичу Шубину.

В Москве Ломоносову пришлось назваться "дворянским сыном": крестьян в высшие учебные заведения тогда не принимали. Он поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконо-Спасском монастыре. Великовозрастный юноша могучего сложения среди шумной ватаги мальчишек смотрелся необычно. Не было денег на еду, и помощи ждать было неоткуда. Позже он расскажет о своем житье-бытье в те далекие годы в письме к И.И. Шувалову (написано 10 мая 1753 года): "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!"

Выручали предприимчивость, здравый смысл и сила характера. Он даже сумел войти в состав большой экспедиции, которую правительство посылало на Урал с тем, чтобы на реке Ори заложить городское поселение. Правда, к основанию Оренбурга Ломоносов все-таки непричастен: обнаружилось, что просящийся на должность священника при экспедиции Михайла Ломоносов вовсе не сын "церкви Введения Пресвятые Богородицы попа Василия Дорофеева", как он показал. По спискам Славяно-греко-латинской академии числится он "дворянским сыном". Как вышел Ломоносов из этой трудной ситуации, доподлинно неизвестно. Есть упоминание, что при разборе дела остаться в академии способному и толковому юноше помог Феофан Прокопович, знаменитый единомышленник Петра I и "правая рука" царя при жизни того.

Учили в академии основательно. Античная культура и культура эпохи Возрождения, философия, логика, пиитика, риторика, латинский язык и т.д. Все это подавалось, правда, в свете теологических учений (по-гречески theos - бог). Однако не столько богословская, сколько филологическая подготовка оказалась важной для Ломоносова. Он в совершенстве освоил старославянский язык. Можно предположить, что уже тогда задумывался об общности современного ему русского языка и праязыка, то есть языка славянского. И может быть, чистая и колоритная речь родного Севера, язык народных былин и песен сплетались в его сознании с нормами церковнославянского книжного языка. Не здесь ли истоки его позднейших разногласий с другим мэтром художественного слова, или, как тогда выражались, "витийства", - Тредиаковским? В статье "Слово о терпении и нетерпеливости" (1743) Тредиаковский настаивал на том, что церковнославянский язык не соприроден русскому литературному, в том числе и поэтическому, языку. Он утверждал: "Истинное витийство может состоять одним нашим общеупотребительным языком, не употребляя мнимо высокого славянского сочинения". Ломоносов же, составляя в том же 1743 году "Краткое руководство к риторике", предложит совершенно иной взгляд на поэтический язык. По его мнению, следует не отвергать то, что уже вошло в поэзию и существует, а напротив, приспосабливать одно к другому: "язык славенский" к "языку великороссийскому".

Не удивительно ли, что принцип единения различных начал, который Тредиаковскому помог в создании новой системы стихосложения, в области поэтического языка им категорически отвергался! Но мы уже выше говорили о противоречивости научной логики Тредиаковского. Ломоносов же последовательно шел к созданию своего знаменитого учения. На основе объединения различных языковых пластов он впервые выстраивал логичную и стройную систему жанровых, стилевых и языковых соответствий в русской поэзии. Чувство меры не изменяло ему при этом. Он напоминал, что "при важности и великолепии своем слово должно быть каждому понятно и вразумительно. И для того надлежит убегать старых и неупотребительных славянских речений, которых народ не разумеет, но притом не оставлять оных, которые хотя в простых разговорах неупотребительны, однако знаменование их народу известно".

Но вернемся к ученическим годам Ломоносова. Знаний, приобретаемых в стенах академии, ему явно мало. Он записан во всех московских библиотеках, перечитал там все, что касается литературы, истории, эстетики, философии. Когда в 1734 году его отправили на год поучиться в Киевской богословской академии, он и в этом городе первым делом стал осваивать фолианты библиотек, обнаружив кладези сведений по русской истории. В 1736 году в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов переведен на учебу в Петербург и в этом же году посылается за границу. Теперь их уже только трое: Рейзер, Виноградов и Ломоносов, - талантливые молодые люди, одержимые жаждой новых знаний. О таких российских отроках мечтал Петр I, в них видел будущую славу России. В Марбургском, а затем и в других германских университетах, пройдя общую научную подготовку, они должны были вплотную заняться изучением горного дела и металлургии. В России началось активное освоение залежей горных пород Урала, разработка природных богатств Сибири - потребовались молодые отечественные специалисты.

Ломоносов давно уже не выглядел отроком. Отправляясь в Германию, он был широко образованным человеком, точно знающим, лекции каких профессоров следует избрать и прослушать. Курсы философии, физики и механики слушал у знаменитого немецкого ученого Христиана Вольфа, понимая, что прогрессивные мысли профессора помогут сформулировать собственную научную картину мира. Начнет Ломоносов как деист, но постепенно, по ходу своих естественнонаучных опытов и открытий, будет приближаться к материализму. Деизм (латинское deus означает бог), которого придерживались большинство передовых ученых XVII-XVIII веков, допускал существование бога как первопричины Вселенной и не соглашался признать бога как личность, управляющую природой и людьми. Это была половинчатая, достаточно противоречивая теория. Однако по сравнению с теизмом (греческое theos - бог), господствующим религиозным учением, согласно которому Бог создал мир и им управляет по своему разуму и воле, деизм открывал широкие перспективы для развития естественнонаучного знания.

Ломоносов не только усваивал существующие научные теории. Первооткрыватель по складу своего гениального мышления, он создавал новые. Природная практическая сметливость подсказывала ему, что в этих теориях приложимо к нуждам страны. Энциклопедизм его мышления как нельзя более вписывался в контекст XVIII века, века Просвещения. В своих научных изысканиях Ломоносов стремился свести воедино природу, культуру, религию, социальные и нравственные отношения человека и общества. Отдельные научные сферы интересовали его постольку, поскольку они складывались в общую картину мира. Вот неполный перечень программных направлений, по которым он в правление Екатерины II намеревался написать научные статьи, способствующие "исправлению внутренней политики правительства": "Исправление земледелия, ремесленных дел и художеств", "Истребление праздности", "Большое народа просвещение", "Сохранение военного искусства во время долговременного мира", "Лучшие пользы купечества", "Государственная экономия" и т.д. Видимо, это были смелые проекты. Одна из статей (дошедшая до нас), поданная в виде докладной записки министру, "О размножении и сохранении российского народа", была запрещена к опубликованию.

В последний год пребывания в Германии Ломоносова уже стесняли предписанные русским студентам учебные рамки. Для завершения образования студентов направили в город Фрейберг. Он славился развитым горнозаводским производством. К студентам приставили "учителя по горному делу" Генкеля. Научиться у него новому Ломоносов уже не мог, время тратилось попусту. И тогда молодой человек ("буян", по характеристике Генкеля) без официальных открепительных документов, без денежного пособия самовольно уходит из Фрейберга. Германия тогда была разбита на маленькие княжества. Ломоносов переходит из одного в другое, его интересуют рудники, заводы и фабрики, научные лаборатории. Во время этих странствий, попав в Марбург, он женится на Елизавете Цильх, девушке из состоятельной семьи немецкого ремесленника. Она приедет спустя несколько лет к мужу в Россию и станет ему верной подругой до последних дней его жизни.

Добирается Ломоносов и до Голландии: ему нужен русский посланник, чтобы получить деньги для возвращения на родину. Но в просьбе ему отказано. Переходя пешком из Голландии в Пруссию, безденежный русский студент присоединился на одном из постоялых дворов к веселой подвыпившей компании. Прусский офицер вербовал деревенских парней добровольцами в армию. Точнее сказать, спаивал, чтобы бесчувственными отвезти в ближайшую к деревне военную крепость Везель. Там они очнутся уже солдатами прусского короля. Крепкий молодой человек высокого роста очень понравился вербовщику. Ломоносов отличался большой сообразительностью, но голод, желание выпить и природная дерзость оказались сильнее грозящей опасности. Проснулся он ночью в Везеле обритым наголо. Нужно было срочно спасаться бегством! Крепость окружена была частоколами, высокими земляными валами и заполненными водой глубокими рвами. Все было рассчитано именно так, чтобы очнувшиеся "добровольцы" не мечтали о побеге. Какой нужно было обладать выносливостью и недюжинной силой, чтобы в короткое время, опередив погоню, преодолеть все это!

И вот наконец-то Россия. Летом 1741 года из Петербурга доставлены и указание возвращаться, и деньги на дорогу. Ломоносов зачислен в штат Петербургской академии наук. Отныне его жизнь и деятельность будут целиком связаны с нею. При кажущемся внешнем однообразии, это была сложная и напряженная жизнь, отмеченная многими драматическими событиями. Вспыльчивый, твердо верящий в правоту своего дела Ломоносов испытывал душевные муки, видя, как абсолютно равнодушные к нуждам русской науки иноземные бюрократы управляют Российской академией. Шумахер, правитель академической канцелярии, высокомерно заявлял: "Я великую прошибку в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры". Получающие жалованье от русского правительства немцы по своему усмотрению распоряжались кадровой политикой в русской науке. Доступ отечественных ученых в Академию был крайне затруднен. Зять Шумахера и его "правая рука" Тауберт гневался: "Разве нам десять Ломоносовых надобно? и один нам в тягость!"

Впрочем, дело было вовсе не в том, что это немцы. Как помним, жена Ломоносова и верный его друг была немкой. Всю жизнь боготворил русский ученый своего знаменитого наставника Вольфа, дружил с выдающимся немецким математиком Эйлером, а в Петербурге его близким и надежным другом сделался профессор Рихман. Не против немцев воевал он, а против "неприятелей наук российских"! Главным делом его жизни стало теперь поддержание "чести российского народа" посредством просвещения общества и развития отечественной науки. "За то терплю, - с горечью признается Ломоносов, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое довольство". И утверждает: "Честь российского народа требует, чтобы показать способность и остроту его в науках и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний".

Еще в Германии, осваивая точные науки и технические производства, Ломоносов немало времени и сил отдавал поэтическому творчеству. Писал модные тогда любовные песенки. До нас дошли лишь некоторые из них, позднее помещенные им в качестве учебных образцов в "Письме о правилах российского стихотворства". В Германии же сочинил первое произведение в жанре оды "На победу над турками и татарами и на взятие Хотина" (1739). Ода станет любимейшим жанром поэта, он напишет их за свою жизнь более двадцати. И это не случайно. Ода полно выражала художественные возможности утверждающегося классицистического метода. Работа Ломоносова именно в этом жанре восхищала Белинского. В целом не жалуя русскую поэзию XVIII века, называя ее "риторической", критик делал исключение для ломоносовских од. Он видел в них "кроме замечательного искусства версификации, еще одушевление и чувство". Считая Ломоносова "первым поэтом Руси", Белинский вместе с тем заявлял, что "поэзия Ломоносова хвалебная и торжественная по преимуществу". Как понять современным школьникам взаимообусловленность этих двух положений? Как свести воедино бунтарский склад характера Ломоносова и "хвалебный" тон его од?

Отвечая на эти вопросы, не обойтись без экскурса в художественную природу классицистического метода. Термин классицизм произошел от латинского слова classicus, что значит образцовый. Нормы античного искусства принимались классицистами в качестве образцовых. В развитых европейских странах классицизм утвердился и господствовал в литературе на протяжении XVII-XVIII веков. Он был призван поддерживать государственную власть во имя блага страны и ее народа. Отсюда проистекают гражданский пафос поэзии и преобладание в ней патриотических и героических тем. Отсюда - торжественный "хвалебный" тон од и поэм, прославляющих идеальных монархов, полководцев, политических деятелей, подчинивших свою личную, частную жизнь служению государственному. Идеал высокого гражданского искусства был заложен в трудах античных мыслителей, например, древнегреческого философа Аристотеля. Античная эстетика обосновала и требование "гармонии" в поэзии: точно выдержанного соответствия формы произведения его содержанию.

Однако русский классицизм отличался своими особенностями. На фоне западных литератур он был явлением поздним, поскольку оформился в художественную систему лишь к 1740-м годам. Во Франции к этому времени классицизм насчитывал уже второе столетие. Русская классическая литература и в целом явление позднее. Оттого и выпал ей на долю такой стремительный темп развития, оттого и классицистический этап она прошла всего за несколько десятилетий. Уже на рубеже XVIII-XIX столетий классицизм в русской литературе - это, по выражению Белинского, "мертвец, хватающий за ноги живых". Но сдерживать развитие поэзии он начнет позже, пока же, в творчестве Ломоносова, набирает свою художественную силу. Еще одна особенность русского классицизма - смелое обращение поэтов к национальной, а не только античной тематике. Целый ряд вольностей и отступлений от условной и строгой схемы классицизма (вспомним главного теоретика метода француза Буало) позволяли себе русские поэты и в форме и в содержании произведений.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png