Наша страна, которая нынче называется Российская Федерация, по многим параметрам отличается от всех прочих государственных образований. Практически все историки и отраслевые эксперты отмечают обширность территорий и суровый климат. В таких условиях выживают и добиваются успеха только собранные, целеустремленные и физически крепкие люди. Павел Степанович Кутахов - типичный представитель русского народа. Его биография неразрывно связана с процессами развития великого государства, которое называлось Советский Союз.

Интересно отметить, что третий ребенок в семье Кутаховых родился в августе 1914 года. Первая мировая война уже началась. Какая карьера ожидала мальчишку из крестьянской семьи? На этот вопрос легко ответить – тяжелый малопродуктивный труд изо дня в день. Однако в годы после окончания Гражданской войны страна встала на путь индустриализации и обновления. Для молодых людей из толщи народной открылись замечательные перспективы. Под руководством Партии и Правительства разворачивались грандиозные стройки, укреплялась армия, авиация и флот.

Любовь к профессии прививается человеку с младых ногтей. Павлик Кутахов по началу окончил фабрично-заводское училище и получил направление на авиационный завод. Работа сразу же увлекла молодого и смекалистого слесаря-сборщика. Параллельно с работой в цехе он учился по вечерам на рабочем факультете местного университета. Личная жизнь в таких жестких временных рамках, оставалась на втором или третьем месте. Летом 1935 года Кутахова направляют в Сталинградское военное авиационное училище.

На службе Отечеству

После завершения учебы лейтенант Кутахов прибыл для прохождения службы в часть, расквартированную под Ленинградом. Жена, а Павел к тому времени обзавелся семьей, всегда следовала за своим избранником. При этом муж считал, что первым делом – самолеты. Буквально через год началась война с Финляндией. За время боевых действий будущий маршал авиации совершил более 130 боевых вылета. В одном из боев его самолет был сбит, а сам летчик чудом спасся на парашюте и добрался в расположение своих войск. Опыт, накопленный в этот период, пригодился советскому ассу в дальнейшем.

Когда началась Великая Отечественная война, Павла Кутахова перевели на Карельский фронт командиром эскадрильи. Здесь, на северном театре военных действий, по максимуму раскрылся его талант летчика-истребителя и командира. На определенном этапе войны перед летчиками стояла ответственная задача – защитить морские конвои, которые доставляли необходимые фронту грузы, из Америки в Мурманский порт. Несколько боевых вылетов майор Кутахов совершил на истребителе американского производства «Аэрокобра».

В 1943 году Кутахову присвоено звание Героя Советского Союза. Знаменитый к тому времени летчик пользовался уважением боевых товарищей и хорошо знал, как живет личный состав полка, которым он командовал. После окончания войны Павел Степанович продолжал службу и получил высшее специальное образование в Академии Генерального штаба. Творчество и точный расчет, этими принципами он руководствовался, когда принимал важные решения. Продвигаясь по служебной лестнице, получил назначение Главнокомандующего Военно-воздушными силами страны.

Советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (01.05.1943, 12.08.1984), заслуженный военный лётчик СССР (1966).


Родился 16 августа 1914 года в семье бедного крестьянина в селе Мало-Кирсановка Ростовской области. Семья была большая четверо сыновей, дочь. А работников один отец. Мать едва успевала по хозяйству управляться. А потом грянули революция, гражданская война. В начале 1919 года умер от тифа отец. Жить стало совсем трудно. С малых лет познал нелегкий крестьянский труд Павел. Все научился делать: и косить, и пахать, и сеять, да мало ли работы в любую пору в деревне. С детства тянулся Павел к знаниям. В родном селе в ту пору была только начальная школа. А потом большин-ство ребят-сверстников становились работниками. Павлу повезло. Его тягу к учебе поддержали старшие братья Герасим и Иван. И поехал Павел учиться в село Федоровку, что в 18 километрах от Мало-Кирсановки.

А в 1933 году Павел вышел за околицу родного села и отправился по знакомой дороге в новую, неведомую жизнь. Так он оказался в Таганроге. Сначала очень уж хотелось закончить среднюю школу. Поселился на тихой Аптекарской улице. Немного еще походил в школу, что у Нового рынка. Теперь это средняя школа 9, на стене здания школы висит мемориальная доска о том, что здесь учился Дважды Герой Советского Союза Главный Маршал авиации П.С. Кутахов. Да еще стараниями завуча школы по воспитательной работе Шильченко был создан музей Кутахова.

Но в школе поучиться пришлось недолго, нужно было себя как-то кормить и содержать, а тут открылось фабрично-заводское училище трамвайщиков. И Павел поступил туда. Учился хорошо. Вскоре вышел в первые ученики. В 1934 году после окончания ФЗУ его направили работать на авиационный завод 31 имени Димитрова.

Молодой слесарь Павел Кутахов попал на участок к мастеру Петру Павловичу Коробейникову человеку знающему, опытному. Тот быстро приметил трудолюбивого, скромного паренька. К этому времени на заводе уже работал и старший брат Павла Герасим, А потом и Иван стал димитровцем.

Страна росла, преображалась на глазах. Росли и люди. Все тянулись к знаниям. Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. Днем работал, вечерами шел учиться. Уже тогда о мечтал о небе, о самолетах, о профессии летчика. В августе 1935 года по комсомольскому призыву Павел поехал в Сталинградское военное училище летчиков. Добротная подготовка, отличное здоровье и горячее стремление, и еще пролетарское происхождение, помогли Павлу Кутахову выдержать жесткий отбор и стать летчиком. И вскоре он оказался в числе трех счастливчиков, которые надели курсантскую форму. А остальные тридцать ребят вернулись в Таганрог. Для Павла началась новая, удивительная жизнь. Первый аэродром, первый полет с инструктором и. наконец, первый самостоятельный вылет па самолете "У-2".

В 1938 году под Ленинград в боевой полк прибыл лейтенант П. Кутахов. Вскоре он становится командиром звена истребителей. Успел сделать несколько вылетов в дни освобождения Западной Белоруссии, но по-настоящему боевое крещение получил зимой 1939 года. Во время войны с Финляндией Павел Сте

панович Кутахов совершил 131 боевой вылет. Это было тяжелое и суровое время становление молодого военного летчика. В одном из боев он был сбит и спасся на парашюте, а потом по глубокому снегу пробивался к своим. Жесточайший мороз мог сыграть свою роковую "шутку", но помогла военная удача, наткнулся на наших разведчиках, те и помогли летчику вернуться на свой аэродром.

Великая Отечественная война застала молодого лейтенанта П. Кутахова в должности командира звена в районе Выборга. Здесь же он открыл свой победный счет: сбил первого фашистского стервятника. Начал под Ленинградом, потом попал в Заполярье, на Карельский фронт. Был заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи. Защищал Мурманск, Кандалакшу, Кировскую железную дорогу, дрался над сопками и тундрой, над холодным Баренцевым морем.

Приходилось сопровождать караваны транспортов, которые везли нам оружие, материалы, снаряжение. 9 июля 1941 года Павел Кутахов одержал свою первую победу в северном небе в паре с опытным летчиком Головней сбил немецкий самолет. Молодой пилот превратился в одного из известнейших асов советского Заполярья. Газета "Боевая вахта" в мае 1943 года писала: "За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов, Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева". Фашисты бросили на Север в начале войны своих самых опытных и искусных летчиков. А через два месяца лучшие их кадры были перебиты. Это сделали наши славные соколы, и среди них почетное место по праву принадлежит П.С. Кутахову. Всего за годы войны П.С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил лично 28 и с товарищами еще 14 фашистских самолетов. Он был удостоен многих наград.

Указом Президиума Верховного Совета. СССР от 1 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году майор Кутахов уже командовал гвардейским полком. П.С. Кутахов был не только отличным воздушным бойцом, но и заботливым воспитателем, умелым командиром. Слава о нем, его боевых товарищах шла по всему фронту. Десять Героев Советского Союза выросло в его полку.

В 1944 году гвардии майор Кутахов указом английского короля Георга был награжден орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране союзнических конвоев.

После войны подполковник Кутахов еще несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом его послали на учебу в Липецк. Здесь он с отличием закончил в 1949 году Высшие офицерские летно-тактические курсы и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии, много и самозабвенно летал сам, учил молодежь.

Это было время перехода к реактивной технике. Не случайно Павел Степан

вич в числе первых получил звание военного летчика первого класса.

Потом прибыл на новое место службы в Прибалтику. Здесь он осваивал уже сверхзвуковые истребители. В 1957 году Павел Степанович успешно закончил Военную академию Генерального Штаба и снова был на ответственной работе. В 1966 году, в день своего рождения, Павел Степанович узнал, что ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, присвоено звание "Заслуженный летчик СССР" в числе самых первых в стране. В Указе было сказано "За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную лётную работу...".

В 1967 году генерал-полковник авиации П.С. Кутахов назначается первым заместителем Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами страны, а с марта 1969 года Маршал авиации Кутахов становится во главе военной авиации страны. С 1972 года Павел Степанович Кутахов Главный маршал авиации. Огромная и ответственная работа занимала все его время, всю его жизнь. Но наряду с этим Павел Степанович находит время, чтобы встретиться со своими избирателями. Он был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, С 1961 года избирался делегатом на все партийные съезды. А с 1971 года член Центрального Комитета КПСС.

Как военный летчик Главный Маршал авиации Кутахов поднимал в небо современные боевые истребители до 60-летнего возраста. Немногие пилоты могли похвастать таким здоровьем и уверенно проходить врачебные комиссии. Но у него каждый день был расписан по часам. Огромное количество сложных проблем приходилось решать ему на важном государственном посту. Сейчас летают в мирном небе Родины уже ученики его учеников.

Заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов встретил свое семидесятилетие в напряженном труде.

Указом Президиума Верховного Совета 1984 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза вторично. Но так случилось, что свою вторую золотую звезду Героя прославленный маршал получить так и не успел. В августе он стал дважды Героем, а 3 декабря того года страна и все военные авиаторы Советского Союза узнали горестную весть П.С. Кутахов умер. Умер на боевом посту, неожиданно почувствовал себя плохо, находясь в Звездном городке. Его повезли в Москву, здесь он и умер. Обширный инсульт.

Всю свою жизнь Павел Степанович отдал служению Отечеству. И Родина высоко оценила его заслуги.

Государственные награды П.С. Кутахова

Четырехкратный кавалер ордена Ленина;

Кавалер ордена Октябрьской Революции;

Кавалер орденам Кутузова 1 степени;

Пятикратный кавалер ордена Красного Знамени;

Кавалер ордена Александра Невского;

Кавалер ордена Отечественной войны 1 степени;

Двукратный кавалер ордена Красной Звезды;

Кавалер ордена "За службу Родине в Вооруженных Силах" III степени;

Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств

Главнокомандующий Военно-воздушными силами Вооруженных Сил СССР главный маршал авиации П.С. Кутахов

Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.

Он участвовал в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг., в ходе которой совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. 25 декабря 1939 г. самолет Кутахова был подбит и сел на нейтральной полосе. В течение двух ночей летчик вместе с инженером полка Б. Чернышевым и техником звена И. Купцовым разбирали самолет на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Впоследствии летчик продолжал летать на этой машине. Именно здесь, на Карельском перешейке, он продемонстрировал свое летное мастерство, проявил такие качества, как смелость, способность идти на риск, брать ответственность на себя. С завершением военных действий вновь наступили дни напряженной боевой учебы, по итогам которой весной 1941 г. окружная газета «Защитник Родины» назвала П.С. Кутахова «образцом воина Красной армии».

На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов продолжал командовать звеном истребителей в районе Выборга (Ленинградский фронт) . В июле 1941 г. его переводят на Карельский фронт в 145-й истребительный авиационный полк, где он проходил службу сначала в должности заместителя командира, а затем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Кандалакши, сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.

Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».

В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.

15 мая 1942 г. четверка, ведомая Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Но даже пятикратное превосходство не принесло успеха гитлеровцам. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, они отказались от выполнения боевой задачи.

25 июля 1942 г. в газете 14-й армии «Часовой Севера» была опубликована заметка о П.С. Кутахове под заголовком «Учитель». Она характеризовала 27-летнего летчика не только как мастера воздушного боя, но и как опытного воспитателя подчиненных. В заметке говорилось: «Капитан Кутахов - ветеран части, хранитель ее славных традиций. Летчики называют его отцом. Он терпеливо учит и воспитывает молодежь. Готовит ее к новым жестоким воздушным битвам. Для молодого воздушного бойца Кутахов всегда найдет слово одобрения, искрометную шутку. Как бы ни сложна, ни трудна была обстановка, он не растеряется, умело организует бой. Это и понятно: он уверен в себе, в силе советского оружия, в своих друзьях, многих из которых он сам воспитывал».

Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.

За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

Кроме того, вовремя коротких передышек между боями П.С. Кутахов, осмысливая личный боевой опыт, сам подготовил к публикации серию статей о боевых действиях советских летчиков: «Дружные атаки», «С короткой дистанции», «Успех решила взаимная выручка», «Боевая зрелость», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями», «Место аса в воздушном бою».

В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.


Командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор П. С. Кутахов после боя

В сентябре 1944 г. его назначают командиром 20-го гвардейского истребительного авиаполка, личный состав которого под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.

Осенью 1944 г. в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции корреспондент газеты «Боевая вахта», описывая действия 20-го авиаполка, так характеризовал его командира: «Мастер, умудренный опытом многих битв, Павел Кутахов знает, что нужно для победы, что рождает успех в бою, и по-своему сурово и мудро воспитывает молодых гвардейцев. Он ведет бой, и молодежь видит его изумительное мастерство маневра, перенимает стремительный темп кутаховских атак. Трудно встретить, пожалуй, человека более простого и доступного, чем Кутахов. И вместе с тем немногие могут похвастать такой выдержкой, немногие умеют так зорко подмечать главное и за малым видеть большое. Кутахов строг и требователен, не дает поблажки никому в своем полку, если замечает небрежность, разгильдяйство. Без лишних слов командир умеет дать понять, что выдержка и собранность, которых он требует от подчиненных, в бою, формируются из дисциплины строя, умелого и настойчивого выполнения приказов».

В 1944 г. король Великобритании Георг VI наградил гвардии майора П.С. Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

Служивший в 14-й армии поэт Бронислав Кежун посвятил летчику такие строки:

Вновь команда - и вновь без страха,
В синь небес устремляя взгляд,
Истребитель - майор Кутахов
В бой ведёт своих соколят...

Всего в ходе Великой Отечественной войны летчик совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», провел 79 воздушных боев, сбил 14 самолетов противника лично и 28 - в составе группы. Таких высоких успехов в боях ему удалость достигнуть благодаря постоянному совершенствованию техники пилотирования, маневра и применения оружия.


Майор Павел Степанович Кутахов в кабине истребителя американского производства P-39 «Аэрокобра». Карельский фронт

После войны гвардии подполковник П.С. Кутахов еще несколько лет командовал авиаполком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецке, хотя в его характеристике отмечалось: «В посылке на курсы усовершенствования командного состава не нуждается, потому что имеет военную, военно-специальную, политическую и общеобразовательную подготовку в объеме, необходимом для полного и успешного командования авиационным полком». Окончив курсы с отличием в 1949 г., он был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, где в декабре 1950 г. его назначают командиром 145-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1951 г. он проходил службу в должности заместителя командира, а с декабря 1953 г. по декабрь 1955 г. - командира 71-го истребительного авиакорпуса в Прибалтийском военном округе.

За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б, Як-28.

В период с 1955 г. по декабрь 1957 г. обучался в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба ВС РФ), после окончания которой был назначен на должность заместителя командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа по боевой подготовке. С октября 1959 г. исполнял обязанности 1-го заместителя командующего 30-й воздушной армией, а в августе 1961 г. был назначен командующим 48-й воздушной армией в Одесском военном округе. В 1962 г. Павел Степанович Кутахов получил звание «генерал-лейтенант авиации», а спустя 4 года в числе первых ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Принятие на вооружение новой авиационной техники потребовало разработки и применения на практике новых тактических приемов ведения воздушного боя, нанесения штурмовых ударов по наземным целям. Это обусловило необходимость глубокого познания самолета. Так родилось понятие «техника - аэродинамика - тактика», следование которой позволило 48-й воздушной армии достичь ощутимых результатов: объединение по уровню боевой подготовки в течение ряда лет признавалось лучшим в ВВС.

Проходя службу на командных должностях, П.С. Кутахов первостепенное значение придавал организации и проведению боевой подготовки, нередко сам читал лекции по методике летной подготовки и летал в качестве инструктора. Обязательным его требованием было проводить подготовку летчиков в условиях, максимально приближенныхк боевым.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г.ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

Павел Степанович Кутахов в ходе своей служебной деятельности активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства применения ВВС. Он выдвинул и активно проводил в жизнь идею массированных авиационных ударов в ограниченное время. Этому он обучал авиационные объединения и соединения. Например, большим размахом отличалось учение ВВС, проведенное под его руководством в 1975 г. В нем участвовали две воздушные армии и ВВС Белорусского округа. Советская авиация действовала с аэродромов в ГДР, Чехословакии, Польши и СССР.
Главный маршал авиации
Кутахов Павел Степанович



Главком ВВС маршал П.С. Кутахов П.С. (9-й слева в берете)
с лётчиками 135-го истребительного авиаполка
на авиабазе Бени-Суэйф в Египте. 16-18.02.1972 г.

Главком постоянно заботился о создании наиболее благоприятных условий для летного и инженерно-технического состава: благоустройстве авиагарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. Он добился того, что комиссованные по здоровью военные летчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.

Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».

За время своей службы П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многими иностранными наградами.

Умер главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 г. от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок. Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.


Могила главного маршала авиации П.С. Кутахова
на Новодевичьем кладбище в Москве

Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу летчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства. Сейчас имя маршала носит гимназия в г. Люберцы, его личные вещи и фотографии хранятся в музее его родного села Малокирсановка.

Тарас Левченко, подполковник.
Заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кутахов Павел Степанович – командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор;
Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации.

Родился 3 (16) августа 1914 года в селе Малая Кирсановка Мало-Кирсановской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне село Малокирсановка Матвеево-Курганского района Ростовской области). Русский. В 1930 году окончил 7 классов школы в селе Фёдоровка (ныне Неклиновского района Ростовской области). С 1930 года жил в городе Таганрог (ныне Ростовской области). В 1933 году окончил школу ФЗУ трамвайщиков. В 1933-1934 годах работал слесарем на авиационном заводе №31 в Таганроге. В 1935 году окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии с июля 1935 года. В 1938 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС командиром звена истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир звена 7-го истребительного авиационного полка. Совершил 101 боевой вылет на истребителях И-15бис и И-153. 25 декабря 1939 года его самолёт был подбит, совершил вынужденную посадку на своей территории. В январе 1940 года его самолёт был сбит вражеским зенитным огнём, спасся на парашюте.

Продолжал службу в ВВС командиром звена и заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – заместитель командира авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка, июле 1941 – мае 1944 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и заместитель командира 145-го (с апреля 1942 – 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь-август 1941) и Карельском (август 1941 – май 1944) фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев. 27 марта 1943 года на самолёте Р-39 «Аэрокобра» был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

С мая 1944 – командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Карельском фронте (май 1944 – январь 1945). Участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях.

Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 24 самолёта противника.

После войны до ноября 1948 года продолжал командовать 20-м гвардейским истребительным авиационным полком (в Беломорском военном округе; город Петрозаводск, Карелия).

В 1949 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. В 1949-1950 – заместитель командира 175-й истребительной авиационной дивизии, в декабре 1950 – ноябре 1951 – командир 145-й истребительной авиационной дивизии (в Группе советских войск в Германии). С ноября 1951 – заместитель командира, а в декабре 1953 – декабре 1955 – командир 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии).

В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С декабря 1957 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в октябре 1959 – августе 1961 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия). В августе 1961 – июле 1967 – командующий 48-й воздушной армией (в Одесском военном округе; штаб – в городе Одесса, Украина).

В июле 1967 – марте 1969 – 1-й заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. С марта 1969 – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР.

За время его руководства Военно-Воздушные Силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой Военно-Воздушных Сил и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 года Главный маршал авиации награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

Член Центрального Комитета КПСС с 1971 года. Депутат Верховных Советов Украинской ССР 6-7-го созывов (в 1963-1971 годах) и СССР 8-11 созывов (с 1970 года).

Главный маршал авиации (1972), заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943; 15.08.1974; 21.02.1978; 15.08.1984), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942; 13.07.1942; 22.02.1955; 30.12.1956; 22.02.1968), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981), Александра Невского (5.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 29.04.1954), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1945) и другими медалями, иностранными наградами – орденом Британской империи 4-го класса (05.1944), 2 орденами Сухэ-Батора (Монголия; 1971, 11.06.1981), орденами Возрождения Польши 3-й степени (10.1973), Шарнхорста (ГДР; 04.1983), «За заслуги перед Отечеством» в золоте (ГДР; 03.1977), «За заслуги в авиации» (Перу; 1972), Народной Республики Болгария 1-й степени (14.09.1974), Красного Знамени (Венгрия; 16.05.1978) Красного Знамени (Чехословакия; 6.10.1982) и другими иностранными наградами.

Лауреат Ленинской премии (1983, за комплекс работ по принятию на вооружение авиационной крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» Х-55 для самолётов Ту-95МС, Ту-95М-55 и Ту-160).

Бронзовые бюсты П.С.Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором он жил, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в посёлке Мурмаши (Кольский район Мурманской области) и селе Малокирсановка, а также гимназия №41 в городе Люберцы Московской области. В 1985-1998 годах имя П.С.Кутахова носило Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Его именем назван рыболовный траулер «Павел Кутахов» (порт приписки – город Мурманск).

Примечания:
1) Награждён за выполнение 262 боевых вылетов и участие в 40 воздушных боях, в которых сбил лично 7 и в составе группы 24 самолёта противника (на февраль 1943 года);
2) В некоторых источниках содержатся сведения о 14 личных и 28 групповых победах, что не подтверждается документами.

Воинские звания:
Лейтенант (22.09.1939)
Старший лейтенант (14.10.1941)
Капитан (2.02.1942)
Майор (29.06.1942)
Подполковник (24.10.1944)
Полковник (27.06.1950)
Генерал-майор авиации (31.05.1954)
Генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
Генерал-полковник авиации (23.02.1967)
Маршал авиации (21.02.1969)
Главный маршал авиации (3.11.1972)

Начальник НИИ ВВС генерал-полковник авиации Леонид Агурин, заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-полковник авиации Николай Шишков и главком ВВС Главный маршал авиации Павел Кутахов. Ахтубинск, 1984 год.

16 августа 1914 года (3 августа по старому стилю) родился Павел Степанович Кутахов - дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации, Главнокомандующий Военно-воздушных сил СССР с марта 1969-го по декабрь 1984 года.

О подвигах летчика-истребителя Кутахова, совершенных им в годы советско-финской и Великой Отечественной войны написано много книг и статей. Меньше – о службе после войны и совсем мало – о 15-летнем периоде его жизни, когда он возглавлял ВВС СССР.

У маленьких людей – маленькие идеи. У великих – великие. Его идеей было создание самой передовой в мире, самой современной, сбалансированной по роду сил авиации для защиты Отечества, чтобы «советские соколы», как он неизменно называл своих подчиненных, летали выше всех, дальше всех, быстрее всех. Он вырастил не одно поколение военных летчиков. Свои служебные телеграммы Павел Степанович подписывал: «Верю. Надеюсь. Кутахов». Нам осталась его вера и надежда. Ими живет сегодня авиация страны.

В 1967 году в Советском Союзе широко и торжественно прошло празднование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Через несколько месяцев отметили и юбилей Вооруженные силы СССР. В Кремлевском дворце съездов прошло торжественное собрание высшего руководящего состава Вооруженных сил, на котором присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. С докладом выступил министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.

Это было первое масштабное мероприятие и публичное выступление нового министра обороны. В 1967 году Брежнев назначил Гречко министром обороны СССР.

В том же году Андрей Антонович начал, как сейчас сказали бы, собирать свою команду.

Кутахова он знал по совместной службе в ГДР. Гречко был Главнокомандующим Группой советских войск в Германии. Кутахов – командовал авиакорпусом. Именно тогда у Андрея Антоновича сложилась хорошее впечатление о Кутахове как об опытном военном руководителе и грамотном специалисте.

Участнику Гражданской войны, главкому ВВС, Главному маршалу авиации Константину Вершинину шел уже 67-й год. Вершинин часто жаловался на здоровье. Пора было подумать о его замене. Гречко остановил свой выбор на Кутахове. Так, незадолго до празднования 50-летия Вооруженных сил у главкома ВВС Главного маршала авиации Вершинина появилось сразу два первых заместителя: маршал авиации Сергей Руденко и генерал-полковник авиации Павел Кутахов. В августе того же года однокурсник Кутахова по академии Генерального штаба генерал-полковник авиации Иван Пстыго стал заместителем главкома ВВС по боевой подготовке.

22 февраля 1968 года в газетах опубликовали указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Кутахову звания маршала авиации. Всем стало очевидно, что он заменит Вершинина на посту Главнокомандующего. В начале марта на Политбюро ЦК КПСС было принято решение освободить Вершинина от должности и назначить на нее Кутахова. В Министерстве обороны ждали возвращения Гречко из Пакистана, чтобы он подписал приказ о назначении нового главкома. 10 марта Гречко подписал приказ об освобождении Вершинина от обязанностей Главнокомандующего ВВС и назначении на эту должность Кутахова.

В субботу 15 марта в конференц-зале Главного штаба Вершинин собрал руководящий состав ВВС. Были здесь заместители главкома, начальники управлений и служб, всего – несколько сот человек. Вершинин представил членам военного совета нового главкома – Кутахова. Вообще-то главкома, который является еще и заместителем министра обороны, должен представлять министр обороны. Но в этот раз почему-то церемония прошла в тесном «семейном» кругу. Огласив приказ министра обороны о назначении Кутахова, Вершинин не поскупился на добрые слова в адрес преемника, упомянув о том, как в течение года готовил его к роли главкома.

Наверное, далеко не всем пришлась по душе смена главкома. Кто-то считал себя явно обойденным. Кто-то сам претендовал на эту должность. «Обиженные» воспринимали речь Вершинина так, словно он ставит задачи Кутахову и учит его, как их выполнять. Особенно слова Вершинина о том, что беседовать с подчиненными надо в спокойном тоне, без нажима. Ну, это точно – урок для Кутахова, подумали некоторые из генералов. Они уже были наслышаны о крутом нраве нового главкома. Поговаривали, что за ним еще с войны сохранился грешок: в порыве гнева хватал оппонента за грудки и популярно с помощью какой-то матери и увесистого кулака объяснял, как надо родине служить.

Впрочем, сохранились и другие воспоминания. Командующий 73-й воздушной армией, а позднее – заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-полковник Петр Белоножко рассказывал: «Это был исключительно доступный человек. Часто советовался с командирами дивизий, командующими армиями. Много раз прилетал на учения. Давал всегда добрые советы, учил. К нему можно было прийти по любому вопросу, в любое время. Мы, командующие, его очень уважали…» Сколько людей – столько мнений.

17 марта 1969 года был первым рабочим днем нового главкома ВВС маршала авиации Кутахова. Рано утром он открыл дверь своего огромного кабинета в здании на Большой Пироговской. Еще вчера настроение было по-праздничному приподнятым. А сегодня тяжелый груз новых забот навалился с такой силой, что показалось, его одному не поднять. Но в том-то и дело, что он теперь один отвечал за все Военно-воздушные силы перед Политбюро и аппаратом ЦК партии, перед Совмином, перед министром обороны. И надо учитывать мнения чиновников, и выполнять требования министра. А главное – не стать флюгером чужих идей.

И сразу выяснилось, что первая головная боль – это космос. В Политбюро требовали опередить США в лунной программе. Много претензий было к нашим конструкторам. От них зависело, когда полетит наш космонавт на Луну. Министра обороны больше беспокоило использование космоса в военных целях. А за это уже отвечает главком ВВС. У нас работали над созданием шести (!) типов космических летательных аппаратов: «Союз», Л-1, Л-3, «Алмаз», комплекс военного использования «Союз-ВИ» (7К-С) и «Спираль»! А ведь еще были проблемы с комплексами Н-1 и Н-3! Надо было поддерживать баланс интересов.

ЛАЗЕРНЫЙ ЛУЧ

По традиции новому главкому предстояло встретиться со всеми генеральными конструкторами на расширенном заседании коллегии Министерства авиационной промышленности (МАП) СССР. Это была встреча-знакомство, или встреча-доклад генеральных конструкторов новому главкому обо всех новинках и проектах, над которыми трудилось их конструкторские бюро.

Министр авиационной промышленности Петр Дементьев тщательно готовил коллегию. Накануне заседания он пригласил к себе будущих участников встречи и провел с ними своеобразный тренинг.

Обо всем этом Павел Степанович знал и тоже готовился к коллегии. Для него встреча с генеральными конструкторами и учеными была важной и представляла особый интерес. Он внимательно следил за всеми новинками в авиастроении у нас и за рубежом. Особенно интересовал его зарубежный опыт. На его рабочем столе часто оказывались военно-технические обзоры, справки-доклады из управления разведки, различные графики, схемы, планы, другие документы. Он засиживался над ними до позднего вечера, как это бывало прежде во время учебы в Академии Генштаба.

В открытой печати и в разведсводках сообщали о новых разработках в области лазерных технологий. Особенно заинтересовало донесение о том, что американцы создали авиабомбу, которая наводится на цель по лазерному лучу.

В то время впервые широко начали публиковать материалы об изобретении когерентного излучения. Кутахов удивился: как же так, у американцев уже есть лазерная бомба, а у нас словно бы игнорируют тему лазерного оружия. Не может быть, чтобы конструкторы до сих пор ничего не придумали. Но заместители главкома не смогли дать своему новому руководителю исчерпывающую информацию по этому вопросу.

Кутахов набрал по «кремлевке» номер Дементьева:

– Петр Васильевич, завтра на коллегии будет кто-нибудь из тех ученых и конструкторов, которые ведут исследования в области лазерного оружия? Если можно, пригласите их, пожалуйста, мне бы очень хотелось узнать, над чем они сейчас работают.

На следующий день с утра в зале заседаний коллегии МАП начали собираться приглашенные конструкторы, ученые, члены коллегии. Помощники развешивали на специальных кронштейнах вдоль стен огромные схемы, рисунки, чертежи, графики. Каждый генеральный конструктор в наглядном виде хотел показать свои новые самолеты, вертолеты и их модификации, которые только еще разрабатывались или уже проходили испытания.

Высокая фигура вошедшего в зал маршала невольно привлекла внимание сидящих. Словно ветерок прошелся по еще не заполненным рядам кресел: новый главком приехал.

Маршал на секунду остановился, потом направился вдоль стен, увешанных плакатами. Останавливался у каждого, подолгу рассматривал, о чем-то думал, потом, не торопясь, переходил к следующему. Вот он остановился у небольшого, всего в половину ватманского листа, плаката с заголовком: «Оружие с лазерным подсветом».

На схематичном рисунке был изображен пилот, сидящий в кабине самолета. Человек неким прожектором подсвечивал цель, на которую шла ракета. В общем довольно примитивный рисунок – на более художественный шедевр у чертежника, наверное, не хватило времени. Но когда началось заседание коллегии, вопросы Кутахова касались в основном темы этого рисунка.

Пояснения давали Главный конструктор авиационных прицелов Давид Хорол из ЦКБ «Геофизика» и недавно назначенный генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов – авторы отчета о перспективах использования когерентного излучения в авиационных прицелах.

Кутахов, не будучи инженером, интуитивно чувствовал перспективность предлагаемых решений. На фоне совершенно реальных систем, которые уже находились на испытаниях, он увидел в голой идее важную суть и сразу за нее ухватился.

После ученых и конструкторов выступал Павел Кутахов. Говорил в основном о необходимости разрабатывать лазерные системы наведения оружия. На этой коллегии он провозгласил лозунг: «Каждая ракета, каждая бомба – в цель!» В итоге коллегия рекомендовала выпустить постановление Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР о создании лазерного оружия. Конечно, более весомым было бы постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, но на его подготовку и согласование ушло бы больше времени. А кроме того, задача решалась в рамках одного министерства, поэтому посчитали целесообразным не разводить лишней канцелярщины. Кроме того, на коллегии присутствовал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР Николай Строев, который вел авиацию.

Вскоре постановление ВПК легло на стол Строева. Казалось бы, механизм запущен и теперь остается только ждать результата. Но Кутахову, только что вступившему в должность главкома, казалось, что если он что-то упустит в работе, то без него это уже никто не сделает. Наверное, так оно и было, особенно если учесть склонность наших чиновников к бюрократическим проволочкам.

Строев вначале решил «привязать» ракету с лазерной головкой самонаведения к строившемуся Су-24. Однако против этого резко возразил главный конструктор системы управления вооружением «Пума», стоявшей на Су-24, Зазорин. У него уже была единственная в то время фронтовая ракета Х-23 с радиокомандным наведением.

Опытный аппаратный работник, Строев принял соломоново решение: до тех пор, пока конструкторы и военные окончательно не разберутся, что им надо, попридержать постановление ВПК в своем аппарате. Так оно оказалось у генерал-майора Бориса Ворожцова, прошедшего хорошую школу спецкомитета Совета синистров… После совещания он положил постановление, что называется, под сукно.

Кутахову, быть может, не хватало знаний, которые дает высшее военно-инженерное училище, но зато он был летчиком от бога. Именно как летчик он понимал, что точность наведения ракеты на цель, конечно, играет большую роль, но в скоротечном воздушном бою не менее важно применение ракетного оружия по принципу «пустил и забыл». При командном наведении нельзя произвести залп, поскольку оператор «привязан» к ракете, пока она не дойдет до цели. А при наведении по лазерному лучу важен только момент схода ракеты с пилона, когда головка ее схватывает цель.

Вот почему главком с нетерпением ждал начала конструкторских работ. Через некоторое время он позвонил Федосову:

– Как дела с созданием лазерных систем?

Федосов ответил, что реализация постановления по каким-то не зависящим ни от него, ни от Хорола причинам задерживается.

«Его реакция, – вспоминает Евгений Федосов, – была мгновенной. Он, с присущим ему напором и верой в правое дело, добился у председателя ВПК Леонида Смирнова вынести этот вопрос на заседание Комиссии, где Хоролу и мне снова предложили выступить, теперь уже с анализом того, что выполнено по ранее принятому решению».

Кутахова поддержал министр оборонной промышленности Сергей Зверев. После этого началось создание систем лазерного подсвета «Прожектор», лазерно-телевизионных систем «Кайра», лазерной прицельной системы «Клен» и систем оружия с лазерными и телевизионными головками наведения.

ВРЕМЯ ВЫБИРАЕТ В ГЕРОИ

Приход к власти Леонида Ильича Брежнева, Алексея Николаевича Косыгина и Николая Викторовича Подгорного создал благоприятные политические условия для возрождения авиации. Брежнев хорошо ориентировался в военно-промышленной политике, поскольку в свое время работал секретарем ЦК «по оборонке». Косыгин обладал феноменальной памятью. Он знал чуть ли не все заводы, которые были в СССР. Его богатый опыт работы в должности заместителя председателя Совета по эвакуации в 1941–1942 годах, министра финансов СССР в 1948 году, первого заместителя Госэкономкомиссии в 1959–1960 годах позволил ему стать, пожалуй, самым эрудированным и компетентным председателем Совета министров СССР за всю историю Советского Союза.

Научно-технический прогресс создал условия для прорыва в развитии всех видов вооружений и военной техники, в том числе авиационной и космической.

Наконец, международная обстановка стимулировала развитие Военно-воздушных сил страны. Мы проводили политику поддержки арабского Ближнего Востока. Его противника – Израиль – вооружали Соединенные Штаты Америки, которые с учетом опыта вьетнамской войны развивали фронтовую, или как ее называют на Западе, тактическую авиацию. Ближневосточные конфликты того времени показали, что именно тактические системы вооружения окажутся наиболее востребованными во второй половине ХХ века.

Самолеты МиГ-21, которые во Вьетнаме показывали себя относительно неплохо, в арабо-израильских конфликтах оказались слабоваты в борьбе с «Фантомами». Оборонный отдел ЦК партии и Военно-промышленная комиссия поставили перед авиационной промышленностью задачу ликвидировать отставание в развитии фронтовой авиации.

Назначение Кутахова главкомом ВВС совпало по времени с началом новой эпохи в истории страны. В военном строительстве перешли к сбалансированному развитию всех видов Вооруженных сил и родов войск. Волею судьбы маршал авиации Кутахов оказался в центре главных событий авиационной и космической жизни.

Официально рабочий день в здании Главного штаба ВВС на Большой Пироговской улице в Москве начинался в девять часов. Павел Кутахов приезжал примерно на час раньше. С 8.00 он принимал по телефону доклады командующих армиями о событиях прошедших суток. В 8.20 в огромном кабинете главкома начинался ежедневный утренний доклад маршалов и генералов. Каждый день здесь встречались, в общем-то, одни и те же люди: заместители главкома, начальник Главного штаба, начальник центрального командного пункта ВВС, начальник оперативного управления генерал-лейтенант Александр Евгеньевич Поздняков. Последний прослужил в Главном штабе ВВС бок о бок с Кутаховым почти все время, пока Павел Степанович возглавлял Военно-воздушные силы. Без его участия не рождался ни один документ.

Утренний доклад длился недолго. После него все расходились по своим служебным местам. Павел Степанович выходил в приемную, бросал на ходу адъютанту: «Я – в промышленность», – садился в машину и уезжал. Это значит, что раньше обеда в главкомате он не появится.

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ…

В эти дни в Министерстве авиационной промышленности шли совещания за совещанием, на которых обсуждали вопросы создания и доводки самолетов Су-17, Су-24, МиГ-23 и МиГ-25.

В очередном арабо-израильском конфликте выявилась наша ошибка в сокращении работ по созданию самолетов фронтовой авиации. Наши самолеты МиГ-21 и Су-7Б не обеспечивали должного противодействия самолетам «Мираж IIIЕ» и «Фантом». По решению правительства срочно проводились работы по модернизации МиГ-21, Су-7Б и ускорялись работы по созданию фронтового истребителя МиГ-23.

Кутахов разрывался между министерствами, конструкторскими бюро, институтами, заводами. Везде надо было успеть, во всем разобраться, вплоть до каждого винтика. Первые его шаги на этом поприще показались некоторым конструкторам неординарными и вызвали неоднозначную оценку. Каждую встречу с учеными, конструкторами и производителями авиатехники, вспоминает генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов, главком начинал примерно так:

– Мы, советские соколы, должны быть вооружены лучшим оружием в мире, а вы тут…

И далее следовала политбеседа на тему о том, что родина требует от своих «соколов» летать быстрее всех, выше всех, дальше всех, но есть люди, которые сидят в своих креслах и сдерживают прогресс в авиации и так далее. За это в среде конструкторов Кутахова в шутку прозвали «Комэском».

В отличие от МиГ-21 истребитель МиГ-23 шел очень трудно. Было много технических проблем по конструкции планера и двигателя. «Трещали» крылья, испытания срывались.

Из-за неуступчивости Кутахова генеральный конструктор МиГ-23 Ростислав Беляков имел к нему претензии. Но Кутахов уже обладал непререкаемым авторитетом, к его мнению невозможно было не прислушаться. А кроме того, все хорошо знали крутой нрав нового главкома и невозможность давить на него. К нему требовался особый «тонкий» подход.

Перед очередным заседанием коллегии МАП в кабинете Дементьева собрались генеральный конструктор МиГ-23 Ростислав Беляков и генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов. Дементьев попросил Белякова:

– Ты, когда будешь выступать, похвали Кутахова.

– Да ну, Петр Васильевич, что я буду расхваливать Кутахова? Не рано ли?

Дементьев выдержал паузу, потом посмотрел на него:

– А тебе что, жалко, что ли?..

Строили самолет на авиационном заводе в Москве, который расположен напротив стадиона «Динамо». Предприятие возглавлял авторитетный в авиационных кругах директор дважды Герой Социалистического Труда Павел Воронин. Он спешили сделать самолет. На заводе приступили к его сборке, не дожидаясь окончания испытаний. И это не случайно. Руководители всех уровней, начиная с министра и заканчивая директором завода, находились под прессингом Политбюро и оборонного отдела ЦК КПСС. А высшее политическое руководство страны, в свою очередь, торопилось поставить новый самолет в Египет, который готовился к очередной войне с Израилем, и таким образом поддержать авторитет Советского Союза в глазах руководителей арабских стран.

Кутахов неоднократно сам приезжал на завод, встречался с руководством, посылал на переговоры начальника НИИ ВВС Ивана Гайдаенко.

Директор завода бил по самому больному месту:

– Смотрите, какой у меня уже сделан задел. Несколько самолетов уже готовы, еще столько же – на сборке в цехе. Давайте заключение!

Кутахов упорно стоял на своем: крыло не соответствует маневренной характеристике.

А что такое заменить крыло? Требуется полностью менять всю конструкцию!

Начиналась «агитация за Советскую власть»:

– Вы лишаете рабочих зарплаты. Вы понимаете это? Вам безразличны интересы рабочего класса? Может быть, и советская власть вам мешает?

Но главком был не из робкого десятка. Подобного рода доводы на него не действовали. Кутахов был настоящим патриотом и очень эмоциональным человеком, для которого не было ничего выше интересов родины, мощи Военно-воздушных сил. Он не знал преград на пути к поставленной цели. А цель была – довести МиГ-23 до уровня лучшего самолета в мире.

Крылья переделывали трижды. Пять раз меняли двигатель. Создание и отработку самолета сильно задерживала и электроника бортовых систем навигации и прицеливания. В конце концов, самолет довели до ума. Но Кутахов, наверное, был не совсем доволен новым самолетом. И все же МиГ-23 стал лучшим истребителем третьего поколения. В начале 70-х годов он обошел «Фантом» по всем параметрам. Благодаря настойчивости Кутахова ученые, конструкторы «научили» свой самолет летать в диапазоне скоростей и на таких высотах, которые были не доступны для многих зарубежных аналогов.

Однако жизнь не стоит на месте. Американцы спустя немного времени вновь вырвались вперед, создав F-15 и F-16. И нам пришлось закладывать МиГ-29 и Су-27, которые стали достойным ответом на американские самолеты. Несмотря ни на что, МиГ-23 прожил долгую, хотя и непростую жизнь в небе с начала 70-х до конца 80-х годов. Он стал основным самолетом фронтовой авиации, на его базе строились истребители-бомбардировщики.

Павел Степанович много работал с представителями военно-промышленного комплекса. Как главный заказчик ежеквартально собирал в НИИ ВВС руководителей четырех ведущих оборонных отраслей промышленности и главных конструкторов, чтобы совместно с испытателями рассмотреть состояние разработки и испытаний основных образцов авиационной техники. Часто он приглашал заместителей министров по испытаниям новой техники на тот или иной завод, чтобы непосредственно на месте оперативно решить очередную проблему. А замминистра авиационной промышленности под нажимом главкома ВВС вообще большую часть времени проводил не в своем кабинете в Москве, а в Ахтубинске, в НИИ ВВС.

Кутахов знал всех директоров предприятий. Часто бывал на заводах и возил туда своих подчиненных. Он не жалел сил, подчас рисковал должностью, борясь за качество авиационной техники, проявляя принципиальность, отстаивая интересы ВВС.

Сильный главком – сильная команда. Это аксиома. Кутахов старался собрать в Главкомате своих единомышленников. Как сказали бы, это была единая команда, которая соответствовала личности самого Кутахова и предъявляемым им требованиям к деловым и моральным качествам и организаторским способностям генералов и офицеров.

Память о выдающемся военачальнике жива в самолетах и вертолетах, которые были созданы благодаря Главному маршалу авиации Кутахову. Он, по сути, создал заново Военно-воздушные силы СССР. При нем появилась штурмовая авиация. Стратегические самолеты Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Он был инициатором создания лазерного оружия.

А сколько еще проектов осталось нереализованных, таких как авиационно-космическая система «Спираль», разведывательно-ударные комплексы (РУК). Он всегда брался за самый тяжелый край. Работал, забывая обо всем, как могут работать только очень увлеченные люди. Одна страсть владела им – летать дальше, летать выше, летать быстрее! Не для себя – для страны и своего народа. В буре борьбы он забывал обо всем. Ему путь освещала великая цель.

Он не боялся трудностей. И не боялся показаться смешным, когда мечтал о будущем. Он верил: будущее люди строят сегодня своими руками. Ему просто не хватило жизни, чтобы осуществить все задуманное.

Одним дается все легко. Другие – добиваются всего упорным трудом. Босоногое детство, голодная юность, две войны, и через все это человек пронес свою верность, совесть и честь. А еще – любовь к родине. Он ее любил совершенно искренне. Любил, когда голодал, когда сидел в тюрьме, когда вкалывал на заводе, когда воевал.

Этот человек имел сложный характер и сложную судьбу. Ему при жизни так и не досталась вторая Звезда Героя. Ни на войне, ни после. Хотя он более чем кто-либо ее заслужил и был достоин. Вторую Золотую Звезду Героя родным передали на вечное хранение уже после смерти самого героя. Странная судьба и у самих наград.

В год пятидесятилетия Победы неизвестные похитили обе Золотые Звезды из музея героя, созданного на его родине в Ростовской области. Воров не нашли. А спустя пять лет, когда страна отмечала 55 лет Победы в Великой Отечественной войне, с бюста дважды Героя Советского Союза Главного маршала авиации Павла Кутахова, установленного в селе Малокирсановка, воры срубили изготовленные из латуни две Звезды Героя Советского Союза. Похитителей не нашли.

Павлу Кутахову всю жизнь светила более высокая звезда. Она помогала не сбиться с пути, не потеряться в суете бытия. Его звезда – любовь к Родине, небу, авиации, к людям.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png