В Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери "Неупиваемая Чаша" день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой.

"Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие" (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).

Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо "пьяницы… Царствия Божия не наследуют" (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую "Неупиваемая Чаша", как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина.

По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: "Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего…". По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Несомненно, благочестивая мысль изографа переносилась к святейшему таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, неистощимая, потому что Агнец ее "всегда ядомый и никогдаже иждеваемый". А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит к Богу эту Жертву – Своего закланного Сына, заимствовавшего Плоть и Кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спастись и вместо низких губительных пристрастий призывает всех к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя во Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

В 1990 году архимандрит Иосиф, ныне, митрополит Курганский и Белозерский выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф возобновил молебное служение иконе "Неупиваемая Чаша" в Высоцком монастыре, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. "И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша", ранее существовавший в нескольких различных рукописях.

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона "Неупиваемая Чаша" была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

Множество списков с иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери "Неупиваемая Чаша", находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

В День празднования чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" 5/18 мая при огромном стечении народа во дворе обители архиерейским чином сонмом архипастырей и духовенства торжественно совершается Божественная Литургия, а затем начинается величественный крестный ход с Чудотворным образом.

Самый старый на московской земле.

Причина возникновения - насаждение православия

Митрополит Алексий (Елевферий Бяконт) активно строил монастыри за пределами Москвы. Будучи выдающимся не только церковным, но и государственным деятелем, он понимал, что вера может стать объединяющей и цементирующей основой русской державы.

Его правоту подтвердила первая победа объединенного русского войска над Золотой Ордой, одержанная на Куликовом поле (1380 год), которая случилась всего через 20 лет после того, как был заложен Владычный монастырь.

Во славу кого строили монастырь

Легенда гласит, что площадка под нынешний Владычный была выбрана по велению Божьей Матери: святитель Московский Алексий услышал ее голос, исходящий от иконы, с указанием точного места (правый берег Нары, окрестности Серпухова). Тогда здесь были непроходимые сосновые леса. Возведение монастыря митрополит доверил своему ученику и келейнику (слуга при высоких сановниках монашеского звания и при старцах) Варлааму, которому перед закладкой обители тоже было видение, как Пресвятую Богородицу ввели во храм. Эти видения и дали название возводимой святыне - Введенский Владычный монастырь (ныне Владычный женский монастырь). Первый воздвигнутый на этой территории деревянный храм тоже был посвящен Введению Богородицы.

Введение в Святая Святых

Сразу после смерти преподобного Варлаама Серпуховского в 1377 году, по велению митрополита Алексия была написана одноименная икона, которая сразу стала почитаться как чудотворная. Что значит ее название - «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых»?

По церковному преданию, Деву Марию ее родители Иоаким и Анна в трехлетнем возрасте привели в Иерусалимский храм. Таким образом они исполняли свой обет и посвящали ее Богу. В Святая Святых девочка находилась вплоть до обручения с Иосифом. Эта икона многие столетия почиталась как главная святыня храма.

Монастырь-форпост

Нынешний Владычный женский монастырь на протяжении всего своего существования неоднократно предавался забвению и снова восстанавливался. После смерти митрополита Алексия обитель, находившаяся на южной пограничной линии Московского княжества и входившая в сторожевую систему, начала постепенно приходить в упадок.

Она неоднократно подвергалась набегам, так как находилась вблизи самого удобного места переправы через Оку. Монастырь был обнесен оборонительной стеной, и на его территории имелись орудия.

Взлеты и падения

Возрождение и расцвет обители пришелся на период царствования Бориса Годунова, который должен был сразиться под его стенами в 1598 году с полчищами крымского хана Казы-Гирея. Но вражеские войска отступили, не принимая боя. Сочтя это чудом, Борис Годунов велел восстановить и улучшить обитель. Прошло время, и опять приходит в упадок. Дело было настолько плохо, что в 1806 году серьезно встал вопрос об его упразднении. Митрополит Московский и Коломенский Платон обратился к Александру I с просьбой о перепрофилировании Серпуховского монастыря из мужского в женский.

Женский монастырь и его насельницы

После приезда к месту назначения первой настоятельницы Дионисии с пятью монахинями и четырьмя послушницами Владычный женский монастырь (Серпухов) расцвел. И хотя он был определен как монастырь III класса, которому было положено иметь только 17 монахинь, обитель под мудрым управлением бывшей казначейши Дионисии начала интенсивно развиваться. Старые храмы реставрировались, возводились новые корпуса, и к середине XIX столетия Введенский Владычный женский монастырь имел в своих стенах более 300 насельниц. Эта обитель прославилась своими обитательницами. Здесь с 1806 по 1845 год проживала знаменитая блаженная старица Евфросиния, которая в миру была известна как княгиня Евдокия Вяземская.

Среди его настоятельниц была и Митрофания, в миру - баронесса Розен, при которой монастырь расцвел пышным цветом. Она была игуменьей с 1861 по 1773 год. Необычайна и интересна судьба этой неординарной женщины, ставшей героиней произведений А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Тяжелые времена

В 1919 году Владычный женский монастырь (Серпухов) не разрушают - его закрывают, выселив всех обитательниц, а в крепких стенах монастырских корпусов размещается «Школа красных военлетов». Летное училище было здесь до 1978 года. А затем в стены бывшего храма пришла настоящая беда - 17 лет он подвергался систематическому разграблению. Местные жители буквально разнесли его по кирпичикам, из которых складывали себе на радость гаражи и дачи.

Последнее возрождение и расцвет

В 1995 году начались работы по восстановлению комплекса, за которыми последовал расцвет обители - на руинах поселились монахини. Священный Синод благословил возобновление монастыря. Матушка Алексия (Петрова) и несколько подвижниц пришли на пустырь, где не было ничего - ни коммуникаций, ни жилых помещений. И только благодаря их подвигу сейчас Введенский Владычный женский монастырь (Серпухов), этот форпост Святой Руси, выглядит так же, как при Борисе Годунове. Но восстановительные работы продолжаются.

Помощь возрождению

Чтобы воссоздать былой облик монастыря, сделать его пригодным для проживания, мало трудов добросовестных монахинь. Сами они, даже возродив старинное мастерство золотого шитья, которым монастырь сейчас славится, не смогли бы набрать и малую часть необходимой суммы. Возникает вопрос: «Кто помогает Владычному женскому монастырю?» Серпухов - районный центр, и этому небольшому городку тоже не по силам восстановить обитель, хотя администрация делает все возможное. Конечно, существуют пожертвования, и можно сказать, что обитель восстанавливают всем миром.

Востребованная святыня

Но Владычный женский монастырь обладает одной бесценной святыней - иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Обретение иконы датируется 1878 годом и связано оно с преподобным Варлаамом, первым настоятелем монастыря. В этот год погибающему от пьянства отставному солдату, проживающему в Тульской губернии, во сне явился Варлаам и направил его в Серпуховский женский монастырь, сказав, что есть там икона «Неупиваемая Чаша», которая одна может спасти его от смерти. Исцеление было столь быстрым и сильным, что слава об чудотворном образе понеслась сначала по всей округе, а потом и дальше. Икона находилась в женской обители до 1919 года. После закрытия Владычного монастыря она была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. После 1929 года, когда и Никольский собор перестал существовать, следы святыни исчезли. Но существует версия, что находится она сейчас в частной московской коллекции, хозяин которой, будучи абсолютным безбожником, деньги за передачу святыни монастырю требует заоблачные.

Чудотворные списки

В 1993 году были сделаны два почитаемых чудотворных списка этой иконы - один находится во Владычном женском монастыре, другой - в Высоцком мужском, расположенном на противоположном высоком берегу Нары. И народная тропа к этим святыням не зарастает. Сюда идут и едут с разных концов страны люди: во Владычном монастыре к иконе стоит очередь - она исцеляет людей от пьянства, наркозависимости и табакокурения. Этот образ делает обитель главной

Своеобразное подворье

Надо отметить, что добраться к монастырю не так просто, поэтому его не посещают туристы, и обитель от этого проигрывает. Сюда люди едут целенаправленно, за помощью. Их пожертвования - основная статья дохода комплекса. Владычный женский монастырь отзывы имеет самые хорошие. В такие места приходят за душевным успокоением и исцелением, но когда паломников встречают чистота и ухоженность, становится приятно вдвойне. Интересно, что на территории обители находится павлинье хозяйство, и это так уместно, потому что в гербе города Серпухова присутствует павлинье перо. А изображено оно там потому, что в этих двух монастырях, находящихся друг против друга на разных берегах Нары издревле, с 1691 года разводили павлинов.

Храмы и святыни монастыря

На территории монастыря существуют несколько храмов. Первый - Введенский собор, возведенный в 1362 году и перестроенный Борисом Годуновым. В этом виде пятиглавый храм существует и сейчас. Второй - храм Георгия Победоносца, сооруженный в конце XVI века. Он очень красив. В следующем, XVII веке, был воздвигнут храм святителя Алексия.

Еще одна надворная церковь, построенная в 1599 году в честь мученика Феодота Анкирского, дополняет общую картину необычной обители. В монастыре имеется несколько чудотворных святынь, в том числе и мощи преподобного Варлаама, каждая из которых окружена легендами. Как добираются до монастыря? Поездом из столицы едут до станции «Серпухов». Отсюда и до обители ходит автобус № 4 «Октябрьская». Называется маршрут так потому, что монастырь находится на улице Октябрьской, в доме № 40.

Основан в 1360 г. по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря - преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. Соборный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, придел при нем во имя святых Петра. Алексия, Ионы и Филиппа митрополитов Московских, второй придел рядом с трапезной во имя ев. Филарета Милостивого, церковь во имя святого великомученика Георгия вверху придел при ней во имя святого Димитрия Царевича. Под церковью св. великомученика Георгия придел во имя Вознесения Господня, при ней придел во имя святого Николай Чудотворца. Над святыми вратами церковь во имя Нерукотворенного Спаса и Феодотия Анкирского (имеется антиминс, выданный в 1599 г.).

В 1598 г. монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне и монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско. После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок. С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г. реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г. в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».



Владычний Веденский монастырь, 3 класса, общежительный, близ города Серпухова. Основан в 1362 году святителем Алексием, митрополитом Московским, в честь Владычицы Богородицы (почему и называется Владычным), по чудесному указанию Ее. Устроение обители поручено было святителем Алексием ученику своему Варлааму (+5 мая 1377 года), который удостоился при этом особого чудесного видения образа Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сначала этот монастырь был мужским, но в 1806 году обращен в женский. В соборном храме находится чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы и чудотворный образ святителя Иоанна воина. Икона Введения была написана в 1377 году, по распоряжению святителя Алексия, в том виде, как Богоматерь явилась Варлааму. Здесь находится гробница Варлаама. Ризница и библиотека монастыря хранят много древностей XV - XVII веков. При монастыре школа, иконописный и певческий классы, различные мастерские и больница с аптекой для бесплатного отпуска лекарств.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Введенский Владычный монастырь был заложен на правом берегу Нары в 1360 году владыкой Алексием, митрополитом Московским. Строителем и первым настоятелем обители был инок Варлаам, келейник святителя Алексия. На опушке густого бора, остатки которого сохраняются до сих пор, неподалёку от места слияния Оки и Нары, преподобный Варлаам заложил деревянную церковь во имя Введения Богоматери во Храм. Через два года после основания в монастыре были построены каменный собор и трапезная. В монастырском соборе был погребён его основатель и первый игумен монастыря Варлаам, скончавшийся в 1377 году. После смерти святителя Алексия монастырь оскудел и долгое время во всех документах именовался не иначе как "монастырёк убогий". И только с конца ХVI века начался его расцвет.

Летом 1598 года к Серпухову были стянуты все русские войска - ждали, что крымский хан вот-вот переправится через Оку. На лугах у стен Владычного монастыря расположился огромный военный лагерь. Но пока здесь шли военные приготовления, русские дипломаты во главе с Леонтием Ладыженским предпринимали отчаянные усилия, чтобы решить дело мирным путём. Благодаря умелой дипломатии Ладыженского хан отказался от военных действий и повернул назад. И было тогда видение: из ворот Владычного монастыря на белом коне выехал Святой Георгий Победоносец и направился к татарскому лагерю, устрашив хана и его воинов... Бескровная победа была пышно отпразднована в русском лагере, а Владычный монастырь, где игуменом тогда был Вассиан, родственник Ладыженского получил щедрые пожертвования от Бориса Годунова в память об избавлении от татар. На эти деньги спустя год была возведена трапезная с шатровой церковью во имя Св. Георгия Победоносца, кроме того, монастырь был обнесён каменной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью, а также был построен каменный жилой корпус. Всё строительство было завершено перед Смутой. Перечисленные постройки составили уникальный архитектурный ансамбль эпохи Бориса Годунова, практически в неприкосновенности сохранившийся до наших дней. Хотя, это как сказать - "в неприкосновенности"... В 1990 году монастырь выглядел как учебная мишень на артиллерийском полигоне.

Перед входящим в монастырь через Святые ворота открывается сразу весь ансамбль зданий, образующий парадный двор. Главное место занимает Введенский собор. Это кирпичный, облицованный снаружи белым камнем пятиглавый храм. Точная дата строительства не установлена, но исследователи с уверенностью утверждают, что собор принадлежит годуновскому времени. В архитектуре собора суровая простота ХVI века сменяется декоративностью последующего столетия. Декоративное убранство собора выполнено с большим мастерством. В Введенском соборе находилась деревянная гробница преподобного Варлаама. Святыней монастыря была чудотворная икона Введения Богоматери написанная в ХIV веке. Другими чтимыми чудотворными иконами были образ Св. Иоанна Воина и икона Владимирской Богоматери. Двухэтажная монастырская трапезная является одним из самых совершенных произведений подобного рода в русской архитектуре. В её состав входит трапезная палата, церковь Св. Великомученика Георгия и колокольня. На нижнем этаже располагались подсобные помещения: хлебодарня, поварня, просфорня и кладовая. В ХVI веке к трапезной была пристроена звонница с башенкой, на которой были устроены "часы боевые на ходу". В конце ХVII века звонница была перестроена, над ней поднялись два деревянных шатра с главками. Надвратная одноглавая церковь Св. Феодосия Анкирского возведена в 1599 году. Первоначально её окружали крытые галереи, в 1834 году обращённые в закрытые паперти. Тогда же церковь была заново освящена уже как Спасская. Двухэтажный корпус келий, построенный во времена Бориса Годунова, впоследствии также неоднократно перестраивался. В 1737 году в обители жил только один престарелый иеромонах.

В ХVIII веке монастырь утратил самостоятельность и был приписан к московскому Заиконоспасскому, а затем к серпуховскому Высоцкому монастырю. В 1806 году монастырь ожидал упразднения. Митрополит Платон, видя необходимость иметь в Серпуховском уезде девичий монастырь, обращается к императору Александру I с просьбой преобразовать монастырь из мужского в девичий. И в этом же году сюда назначается первая игуменья женской обители - мать Дионисия, определённая из казначеи московского Новодевичьего монастыря. С ней прибыли 5 монахинь и 4 послушницы. В ХIХ веке обитель становится одной из крупнейших и благоустроенных женских монастырей Подмосковья. В 1836 году, после пожара, уничтожившего большинство деревянных построек монастыря, начался новый период строительства. В 1858 году в обители появился двухэтажный служебный корпус, была расширена монастырская территория, окружённая оригинальной оградой с башенками и воротами. В 1861 году, когда монастырская территория была расширена, часть древних стен монастыря была разобрана, а новая ограда была возведена приблизительно на 10 метров дальше.

В 1919 году Владычный монастырь был закрыт богоборческой властью. На территории была размещена школа "красных военлётов", затем на её базе создано военное лётное училище. Монастырь назывался "Авиагородок", в Георгиевском храме тогда располагался клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе Свт. Алексия - склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерское общежитие. Что удивительно - кресты с храмов не были сняты. Икона "Неупиваемая Чаша" перенесена в серпуховский собор "Николы Белого", после закрытия которого в 1928 году, следы явленной чудотворной иконы теряются. В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и прочими "хозяйственными" людьми. Наконец, в апреле 1995 года, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь.

Из книги: Низовский А.Ю. "Православные храмы и монастыри". - М.: Вече, 2005 г.

Как гласит древняя монастырская летопись, написанная на доске, в 1360 году, когда святитель Алексий читал молитвы в келии вместе с диаконом Герасимом, после очередной молитвы его жилище озарил яркий поток света. В недоумении и благоговении они смотрели на икону Божией Матери, которая заговорила с митрополитом Алексием и попросила его построить монастырь в Ее честь. Святитель и диакон завершили службу, и ушли по своим келиям. Митрополит Алексий долго думал и размышлял над услышанным от Царицы Небесной. Он упал на колени и молился, прося объяснить, что ему надо сделать, ведь он не знает где строить монастырь. Богородица снова ответила святителю и сказала, что хочет, чтобы он построил монастырь в Ее честь в городе Серпухове на спасение многим человеческим душам.

Святитель Алексий, повинуясь воле Царицы Небесной, послал на поиски места преподобного Варлаама, своего келейника, и дал ему наказ, что как только он найдет подходящее место, пусть немедленно доложит, ведь он хотел сам убедиться в правильности выбора. Варлаам долго ходил, но все-таки нашел подходящее для монастыря место и решил остановиться там на ночь. Среди ночи Варлаама разбудил звук звенящих медных колоколов, он прислушался и понял, что это знак свыше. Вернувшись, он рассказал все святителю Алексию. Тот обрадовался и послал Варлаама готовиться к постройке.

Перед тем как Варлаам отправился в путь, святитель служил напутственный молебен. Едва он договорил последние слова, Варлаам упал замертво. Увидев это, святитель Алексий упал перед образом Владычицы и воскликнул: «О Матерь Божья! Зачем же ты его забрала к Себе? Кто же теперь построит монастырь в Твою честь?". И услышал он ответ: «Алексий, возьми Варлаама за руку, и подыми его, он тебя послушается." Святитель взял Варлаама за руку, тот встал весь в слезах. Митрополит Алексий спросил о причинах его слез. «Прошу тебя, не понуждай меня рассказывать об этом до смерти» - ответил Варлаам.

Тот час святитель поехал осматривать место, выбранное Варлаамом, но оно ему не понравилось. Но он так же услышал колокольный звон и голос: "Здесь поставь монастырь". Митрополит Алексий покорился воле Божией, поставил Варлаама строителем монастыря и велел ему заложить деревянную церковь. Через два года Варлаам построил еще одну каменную церковь и трапезную (1362 г).

Варлаам пробыл строителем 13 лет, а затем ослеп. Прожив так два года, чувствуя приближение смерти, он послал одного из монахов к святителю Алексию и просил передать: "Ты основал монастырь, сам храмы освятил, прошу, похорони меня своими руками." Приехав в Серпухов, митрополит Алексий пришел к Варлааму и увидев его болезненное состояние спросил: "Варлаам, что ты видел перед основанием монастыря?". "Словами я поведать это не могу - ответил Варлаам, -страшно мне, а написать не могу, потому как незрячий." Святитель послал за бумагой и чернилами. Они вместе провозгласили молитву. В этот момент зрение вернулось к Варлааму, он взял перо и начал писать: «Почему монастырь называется Владычний, а не Алексиевский? Потому что видел Богородицу, и все было по Ее повелению. Когда я умер, видел я ангелов, которые держали наш монастырь, Захария стоял в церковных дверях, Богородица и Ее родители зашли, и Захария посадил Богородицу на третьей ступени."

Неожиданно келию озарил поток света, Варлаам отложил перо, велел привести к нему брата Гедеона. Он был так же слеп. Варлаам положил на него руку и сказал: "Со мною ты ослеп, со мною и прозри!". Гедеон прозрел. Варлаам сказал: "Я уже отхожу. Ты проживешь три недели в покаянии и придешь ко мне хотя и не хочешь, я встречу тебя с радостью. Ты умрешь в церкви, во время перенесения Честных Даров." "Прошу, молю тебя, пощади - воскликнул Гедеон, - не готов я умирать." "Ты уже готов",-ответил ему Варлаам. Попрощавшись и поцеловав святителя, Варлаам умер 5 мая (18 мая по новому стилю) 1377 года.

Святитель Алексий выполнил последнюю просьбу Варлаама и провел обычное погребение. Похоронили его на церковной паперти, так как он хотел всегда лицезреть церковь Пресвятой Богородицы. По предсказанию Варлаама, Гедеон прожил три недели и умер при перенесении Даров. Его погребли рядом со святым Варлаамом.

В 1378 году по видению преподобного Варлаама, святитель Алексий велел написать икону "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых". Она находилась в храме 540 лет и считалась чудотворной.
В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский.
В 1878 году в монастыре через предстательство преподобного Варлаама была явлена чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша".
В 1919 году монастырь закрыли. На его территории разместили школу "красных военлетов".
Только в 1978 году военное училище освободило территорию монастыря. После этого почти 20 лет монастырь разрушался людьми.
И только в 1995 году монастырь был возрожден.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png