32. Прочитайте.
- В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
- Солнце осветило деревья . Солнце осветило деревья, кусты, поляны .
- На столе лежали книги . На столе лежали книги, тетради, карандаши .
- В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?
Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .
33. Прочитайте.
- В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи .
- Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
- Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
- Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
- На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
- Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
- Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?
34. Прочитайте.
1. На полях работают тракт..ры, комбайны . 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс .
- Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы.
ко мба́йн ко мба́йне р ко мбайнёр
35. Прочитайте.
1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.
(Д. Мамин-Сибиряк)
- Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
- Запишите предложения в таком порядке:
- с однородными подлежащими;
- с однородными сказуемыми;
- с однородными второстепенными членами.
- Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
- Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.
Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой .
36. Прочитайте.
- Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
- Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
- Объясните постановку запятых в предложении.
-
Горбунок-конёк встряхнулся,
Встал на лапки, встрепенулся,
Хлопнул гривкой, захрапел
И стрелою полетел.
(П. Ершов)
Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова :
Однородные члены предложения
Члены предложения |
Вопросы |
Примеры предложений |
Однородные подлежащие |
кто? что? |
Река, берега
и деревья
И. Никитин |
Однородные сказуемые |
что делает? |
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. К. Паустовский |
Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова) |
какие? где? к а к? |
Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй. А. Чехов В поле, в кустах жили серые куропатки. В. Бианки Неохотно
и несмело
Ф. Тютчев |
37. Прочитайте предложения в таблице «Однородные члены предложения» с правильной интонацией.
- Расскажите по таблице, какие члены предложения могут быть однородными. Как определить в предложениях однородные подлежащие? однородные сказуемые? однородные второстепенные члены предложения?
38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.
1. Бледно-серое небо светлело холодело синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики скользкие грузди душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева расселись по берёзам клюют горькие почки. (М. Пришвин)
- Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Понятие осложненного предложения
Предложения с однородными членами
Однородные и неоднородные определения
Обобщающие слова при однородных членах предложения
1. Понятие осложненного предложения
К осложненным предложениям относят такие предложения, в которых имеются относительно самостоятельные синтаксические конструкции и обороты: обособленные члены предложения, однородные члены, вводные конструкции, вставные конструкции, обращения, сравнительные обороты. Осложненные предложения по шкале переходности занимают зону переходности между простыми и сложными предложениями. Осложняющая часть предложения содержит полупредикативность, дополняющую основное предикативное ядро предложения. Таким образом, полупредикативность – это дополнительное к основному высказыванию сообщение об отнесённости высказываемого к действительности.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения – это одноименные члены, связанные друг с другом сочинительной связью и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, т.е. объединенные одинаковыми отношениями к одному и тому же члену предложения. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами. В основу выделения однородных компонентов кладется три ведущих характеристики:
1. однофункциональность;
2. подчинительная связь с общим /соподчиняющим или соподчиненным/ словом;
3.сочинительная связь между ними, маркируемая интонацией или сочинительными союзами.
Например: Сказка нужна не только детям , но и взрослым /К.Паустовский/ – в данном предложении однородные косвенные дополнения одинаково подчинены сказуемому нужна и находятся между собой в отношениях сопоставления, реализованных сочинительным союзом. Однородные подлежащие, в отличие от всех других однородных членов, не подчиняются, а подчиняют себе соотнесенный с ними член предложения – сказуемое: Ни власть, ни жизнь меня не веселит /А.Пушкин/.
Не охватываются всеми тремя параметрами и главные члены односоставных предложений, поэтому их синтаксическая структура не признается или ставится под сомнение: Не стучали, не кричали, не лезли с расспросами /А. Чехов/: Ночь, улица, фонарь, аптека /А.Блок/.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Садовник умолк, сунул трубочку за голенище сапога (П.С.) – однородные сказуемые; Мимо Дуняшки шли кепки и косынки, шинели и спецовки (Е.Н.) – однородные подлежащие; На уголках альбомных листов Вася рисовал птиц, зверей и ангелов (П.С.) – однородные дополнения.
Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, однако могут быть выражены разными частями речи: Говорил он спокойно, без грусти, без жалобы в голосе и так , точно он сам внимательно вслушивался в свою речь, проверяя её мысленно (Горький).
Однородные члены предложения характеризуются следующими признаками:
Занимают позицию одного члена предложения;
Связаны с одним и тем же членом предложения подчинительной связью;
Связаны между собой сочинительной связью;
Часто имеют одинаковое морфологическое выражение;
Обычно выражают однотипные понятия.
Не усматривается наличие однородных членов предложения в следующих случаях:
При повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.). Пьешь-пьешь , а вода из земли все течет и течет /В. Песков/.
В цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.
При сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.
Не являются однородными члены предложения, связанные экспликативными /уточняюще-пояснительными/ отношениями: Теперь, в середине апреля, дуб был черен и мрачен /В. Крутилин/.
Не дает синтаксической однородности и такое явление современного языка, как указание на предмет в его отношении к другому предмету: Толстой и современники: читатели и книга: студент и перестройка . Наличие мнимо сочинительной связи свидетельствует не об однородности, а о стилистической заданности: Будем пить чай с сахаром и с папой /К.Симонов/.
В блоке однородных членов его части связаны между собой по смыслу и грамматическими средствами: интонацией, сочинительными союзами и лексико-грамматическими средствами.
Наиболее значимый показатель однородности – сочинительная связь.
Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов:
Соединительные союзы : и, да, (в значении «и»), ни…ни и др. Союз и может быть одиночным и повторяющимся. Одиночный союз показывает, что перечисление имеет исчерпывающий характер, например: Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арс.).
Повторение союза и перед каждым однородным членом предложения делает ряд незаконченным и подчеркивает перечислительную интонацию, например: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (П.).
Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).
Повторяющийся союз ни…ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба (М. Г.)
Союз да (в значении «и») употребляется преимущественно в разговорной речи, употребление его в художественных произведениях придает речи оттенок простоты, например: А Васька слушает да ест (Кр.); Открой окно да сядь ко мне (П.).
Союз да используется и как повторяющийся, но не может стоять перед первым однородным членом, например: Собака, Человек, да Кошка, да Сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной (Кр.).
Противительные союзы : а, но, да (в значении «но»), однако, зато и др.
Союз а показывает, что одно понятие утверждается, а другое отрицается: Надела Синица славы, а моря не зажгла (Кр.).
При отсутствии отрицания союз а указывает на противопоставление: На смелого собака лает, а трусливого кусает (пословица).
Союз но вносит оттенок ограничения: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы (Л.Т.)
Союз да вносит разговорный оттенок: Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он (Кр.).
Подчеркивают противопоставление союзы однако и зато : Я немного поколебался, однако сел (Т.).
В роли противительного союза может выступать соединительный союз и : Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (Гр.).
Разделительные союзы : или, либо, ли… ли, то…то, не то … не то, то ли…то ли и др.
Союз или (одиночный или повторяющийся) указывает на необходимость выбора одного из понятий, выражаемых однородными членами и исключающих или заменяющих друг друга: Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером (Акс.)
Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой (Т.)
Повторяющийся союз то…то указывает на чередование явлений,: Звезды то мигали слабым светом, то исчезали (Т.)
Повторяющийся союз ли… ли имеет разделительно-перечислительное значение.
Повторяющиеся союзы не то…не то, то ли…то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора: На сердце не то лень, не то умиление (Т.)
Сопоставительные (градационные): как – так и; не только – но и; хотя и – но; если не – то; не то чтобы – а(но); не столько – сколько, насколько – настолько имеют значение сопоставления, сравнения: Он с виду хоть и прост, но свойство чудное имеет (Кр.).
Присоединительные: да и; а и; но и; да и то; а и то, также имеют присоединительное значение: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (П.)
В одном предложении могут быть несколько блоков (рядов) однородных членов. В одном сочиненном ряду встречаются синонимы, антонимы, образуя дополнительные смыслы, которые взрывают внешнюю однотипность ряда: Ликуя и скорбя, И обливаясь чёрной кровью , Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью и с любовью (Блок).
Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.(Тамара Маршалова )
– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.
Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.
– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)
– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 86, с. 45, Т.Г.Рамзаева. 4 класс)
– Найди предложение однородными членами.
– Какие члены предложения называются однокоренными?
– Как связаны между собой однородные члены предложения? Слайд 1 . См. Приложение 1 .
– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.
– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?
– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..
III. Чистописание
– Как мы передаём звуки на письме? (Буквами.)
– Расскажите, что вы знаете о данных буквах?
– И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?
Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.
– Что это?
– Как вы понимаете смысл данной пословицы?
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
– Какие буквы вставили, почему?
– Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу.
(Один ученик у доски.)
– Какие слова называются однокоренные?
– При помощи чего образуются однокоренные слова?
IV. Работа над словарными словами
1. Работа со словарными словами (повторение)
– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.
– Огородное растение: томат (помидор )
– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель )
– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец )
– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста )
– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь )
– Прочитай …., какие слова ты записал.
– Как одним словом можно их назвать? (овощи )
– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.
– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
V. Работа по теме урока
2. Составление предложений с однородными членами предложения
– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.
– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)
– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?
– Составьте схему своего предложения (один у доски)
– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..
– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку
V. Физкультминутка
(В руках у детей осенние листья.) Слайд 2.
Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят (листья полетели)
Ох, уж этот листопад (слова учителя)
VI. Закрепление пройденного материала
1. Составление предложений по схеме
– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме Слайд 3. – 1-й вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).
– Разберите свои предложения по членам и частям речи.
– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?
2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. Слайд 4.
а) Дифференцированный подход
Журавли кричат тревожно. Журавли кричат
тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по
ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по
небу облака.
б) С.46, упр.87*
VII. Поверочная работа (карточки с тестом)
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4.Найди предложение с однородными членами.
1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.
VIII. Итог урока
– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами. Слайд 5
Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
Ваше отношение.
IX. Домашние задание (по выбору)
С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Предложения с однородными членами» Выполнила: учитель начальных классов Муштакова Светлана Александровна МБОУ Михайловская средняя школа
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе,- разделы «Предложение» и «Текст». В 4-м классе дети закрепляют признаки предложения, углубляется понятие о предложениях с однородными членами, и развивают умения отличать текст от набора предложений, видоизменять и преобразовывать их, соотносить его с содержанием и главной мыслью. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей правильного типа читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения, посредством анализа синтаксических моделей и конструкций, средств художественной выразительности. Предложения с однородными членами являются одной из главных составляющих данного процесса. Дети учатся выполнять анализировать простые и сложные предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения и однородные члены в простых осложненных однородными членами предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но. Развивается умение ставить в них знаки препинания. Пояснительная записка
4 слайд
Описание слайда:
1. Актуальность частые ошибки в постановке знаков препинания; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции; трудности учащихся в освоении данного раздела синтаксиса; Фундаментальность данной темы при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
5 слайд
Описание слайда:
2. Цели и задачи раздела Цель: формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение предложений с однородными членами. Задачи: формировать навыки работы с текстом; развивать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи предложения с однородными членами; развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности.
6 слайд
Описание слайда:
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 10 - 11лет. - В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль, но у большинства наблюдается низкая мотивация и преобладает в учёбе настрой исполнителя требований родителей и учителя-наставника. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. - Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности. - В данном периоде развития ребёнка происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более последовательным, систематизированным, появляется новая черта – критичность. Ребёнок стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям. Большую роль играют идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения. - Данный возраст благоприятен для развития творческого мышления, увеличивается самостоятельная деятельность обучающихся, в речи проявляется тенденция к доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям. Поэтому в работе уместно предлагать алгоритмы действий, которые помогут решать проблемные задачи, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, делать обобщения, выводы. Лучше всего в этом возрасте предлагать наглядный учебный материал, таблицы, схемы, использовать ИКТ
7 слайд
Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда:
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Добиться от каждого учащегося осознанного понимания темы (9 человек) Научить слабых учеников видеть предложения данного типа и использовать в письменной и устной речи (3 человека) Сильных учеников побуждать к постоянному обогащению речи посредством использования однородных членов как средства художественной выразительности. (2 человека)
9 слайд
Описание слайда:
Учащиеся должны: Знать: особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки; союзы при однородных членах; правило постановки знаков между однородными членами. Уметь: находить в предложении однородные члены и различать их; соблюдать интонацию перечисления; уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но в предложении с однородными членами. устанавливать зависимость однородных членов предложений; сравнить различные однородные члены и доказывать; формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
6. Система знаний Система знаний данного раздела включает: сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них предложений с однородными членами; сведения о средствах связи однородных членов и их особенностях; знания пунктуационных норм русского языка.
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
8.Фрагмент календарно-тематического планирования № Тема урока Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля, измерители 1 Однородные члены предложения 2 Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложе- ниях с однородными членами Текущий. Словарный диктант 2 Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами Текущий. Фронтальный опрос 3 Однородные члены предложения с союзами 1 Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи Текущий. Фронтальный опрос 4 Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО 1 5 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами 2 Текущий Фронтальный опрос
14 слайд
Описание слайда:
Оценки Предварит. Контроль Сочинение Проверочная работа Административный диктант Тест «5» 1 2 3 «4» 3 3 2 2 «3» 4 4 5 4 «2» 2 1 - - Качество знаний 33% 44% 44% 55%
Чтобы написать предложения с однородными членами, нужно знать, чем они являются.
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения - это части предложения, которые связаны между собой сочинительной связью (союзы и, да. но и другие). Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову (зависят от главного слова либо сами являются главными словами), отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одну и ту же роль в предложении, то есть, являются чаще всего одной частью речи.
Однородными членами может быть любая часть речи
При письме однородные члены отделяются запятой.
Десять предложений с однородными членами
- Наступила холодная, вьюжная, морозная зима. В предложении являются определениями, часть речи - прилагательные.
- Дети на утреннике и танцевали , и играли в прятки, и пели веселые песенки. В предложении являются сказуемыми, часть речи - глаголы. Связаны сочинительным союзом "и".
- Папа, мама, бабушка, дедушка и младший брат - вот вся моя семья. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Бессоюзная и сочинительная связь.
- Вырезанный из лиственницы, расписанный красками, сделанный с невероятным мастерством, этот сундук перейдет еще не к одному поколению. В предложении являются определениями. Часть речи - причастия.
- Красные, лиловые, желтые и синие цветки покрывали всю полянку. В предложении являются определениями. Часть речи - прилагательные. Бессоюзная и сочинительная связь.
- Все ученики и учителя собрались на линейку. В предложении являются подлежащими. Часть речи - существительные. Сочинительный союз "и".
- Олег умел рисовать , играть на гитаре, чинить радио и собирать мебель. В предложении являются сказуемыми. Часть речи - глаголы.
- Сегодня утром было холодно, сыро и промозгло. В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.
- И ты, и я, и все они тоже пойдут в поход. В предложении являются подлежащими. Часть речи - местоимения.
- Ураган налетел внезапно и быстро . В предложении являются обстоятельствами. Часть речи - наречия.