Деревянные ложки с узорами были на Руси в ходу. Они могли быть даже просто неокрашенными, а украшенными резьбой.

Поговорим сегодня о технологии хохломской росписи, а также ее аналогах, то есть о том, как можно создать ее подобие своими руками.

Ввиду большой сложности оригинальной техники, о которой я вкратце расскажу, подумаем как расписать бытовые предметы «под хохлому».

Хохломская роспись и роспись под хохлому — это не одно и то же, а совсем разные вещи. Поговорим немного об оригинальной технике.

Сложность оригинальной техники

Создать настоящую хохломскую роспись не так просто, дело это очень хлопотное, процесс долгий. Заготовки для росписи хорошо просушивают на воздухе, а затем в печи, чтобы удалить последнюю влагу.

Сначала болванки покрываются как минимум двумя слоями грунтовки — жидкой смесью глины с маслом. Ее втирают в стенки посуды, а затем снова отправляют в сушильную печь. Грунтовка нужна для того, чтобы закрыть поры на древесине. Далее идет выравнивание поверхности наждачной бумагой.

Теперь изделия не будут впитывать влагу из воздуха. Хохломская посуда прослужит долго, не потрескается. Теперь идет покрытие олифой, нанести нужно 2-3 слоя, каждый просушивают около 3 часов.

Последний слой не досушивают до конца, он должен не пачкать руки, но в то же время оставаться липким. Потом изделия лудят — покрывают металлическим порошком. В старину его изготавливали из олова, в наше время применяют алюминий, поскольку последний слой остается липким, пудра втирается легко.

Для росписи хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов. Одной кистью можно рисовать как тонкие, ак и толстые линии, достаточно лишь изменить силу нажима.

Еще используют «тычок» — им штампуют небольшие круглые ягодки или цветы. По окончанию работы утварь покрывают лаком, от этого поверхность приобретает золотой блеск, а не серебряный, как в самом начале. Далее следуют еще несколько покрытий, уже бесцветным лаком.

Принципы росписи гуашью

Как видите, процесс очень долгий, сложный и энергозатратный. Для «домашнего использования» его можно значительно упростить.

Нам же под силу повторить рисунок знаменитой народной росписи на деревянных предметах, но сделать это можно гораздо проще. Здесь подробно рассказано о технике, с помощью которой можно расписать дерево достаточно просто, технология несложная, что доступна даже новичкам. Краски можно использовать как гуашевые, так и акриловые.

На прилавках магазинов сейчас множество красок под металл, с золотым, серебряным или медным отливом, поэтому просто создадим фон — будем попросту рисовать.

Примеры ягодно-цветочных орнаментов на ложках

Теперь перейдем собственно к хохломским узорам на деревянных ложках. Тем, кто хочет повторить рисунки старых мастеров, предлагаю посмотреть немудреные мотивы-орнаменты. В основной своей массе они связаны с природой. Цветы, ягоды, листья, завитки — основные элементы.

На настоящей оригинальной росписи фон или оставляют металлическим, либо закрашивают почти полностью, оставляю незакрашенными отдельные детали, такие как листочки.

В первых примерах покрываем поверхность ложки черной краской, а затем рисуем узоры. Сначала крупные, а потом более мелкие.

Принято использовать не много разных красок, а лишь несколько, золотистые обязательны, также работают зелеными, желтыми, красными цветами.

Например, желтые кружочки можно штамповать «тычком», если вы расписываете штучные ложки, для себя или в подарок, то изготовить его можно хоть из картофелины. Макать в краску и наносить ровный кружок.

Обычно контуры рисунка предварительно не наносятся на ложку, вся картинка у художницы в голове. Хотя для нас простительно, да и гораздо проще взять готовый образец, разметить, раскрашивать по контурам.

На ложках как правило находится по одному золотому листку, нескольким красным плодам или цветочкам. Частый узор — рябинка, райские яблочки, клубника или малина.

Ложки расписывают с двух сторон — как с выпуклой, так и с вогнутой.

В случае, если фон хотим оставить «с позолотой», то сначала окрашиваем его полностью соответствующей краской «металлик», а затем рисуем контуры черным, крупные элементы основными цветами, а нюансы тем же черным, как показано на фото.

Я привожу здесь примеры росписи настоящих хохломских ложек, чтобы использовать узоры для домашнего творчества. Рисунки несложные, эффект создается за счет яркости красок, сиянии золота.

Последние примеры ложек — на сияющем фоне «позолоты». Нам проще выполнить так — окрашиваем внутренность золотым, размечаем очертания узора, закрашиваем темным фон между элементами.

Несколько красных кружочков оптически соединяют основной узор с фоном. Но этого можно не делать — пример тому на нижней картинке.

Еще раз смотрим общий вид ложек. Роспись идет только по выпуклым частям, черенки, а также хвостики как правило однотонные, чаще золотистые, фон красный или черный.

Мельхиор: чистка в домашних условиях ложек содой и фольгой

Если деревянные ложки нельзя ни в коем случае подвергать химическому воздействию, а также тереть абразивными веществами, то с серебряными и мельхиоровыми дело обстоит немного иначе. Здесь вы найдете описание простого и оригинального способа безопасно почистить столовые приборы — ложки, вилки, ножи — при помощи имеющихся почти у каждого на кухне составляющих.

Специальными красками, которые предназначены для работы со стеклянной или керамической поверхностью, можно разрисовать посуду — бокалы, тарелки, вазоны, подсвечники. Эта техника применима для создания картинок-витражей. Получаются очень яркие полупрозрачные поверхности.

Несмотря на то, что современный век - это век пластмассы и металла, посуду и прочую домашнюю утварь до сих пор делают из дерева. Этому есть несколько причин. На наш непрофессиональный взгляд их как минимум две. Первая - экологичность и вторая, конечно же, это дань традициям. На Руси издревле делали посуду из дерева и из глины. Поэтому когда берешь в руки вещь «handmade», расписанную мастером, ощущения конечно же отличаются от фабричной штамповки. Но, как это ни парадоксально, в этой статье речь пойдет именно о современных предметах ремесла - хохломских ложках, которые, делаются в том числе и на фабриках.

А есть ли вообще подделки?

Хороший вопрос - а может ли быть вообще подделка у изделия, которое исторически изготавливалось в домашних условиях? Нет, конечно были специальные мастерские, но в них тоже не ЧПУ станки все делали, а сидели токаря-мастера и художницы-мастерицы и ручками все, ручками. Как в таких условиях найти оригинал? Как понять, что это фирменная вещь, а это поделка на коленке?

Раскроем вам великий секрет. На текущий момент, хохломские деревянные ложки делаются на фабриках, которые по факту представляют собой действительно небольшую артель мастеров, и в домашних мастерских (гараж, приусадебный участок). Поэтому в принципе такие изделия нельзя делить на «оригинал» и «подделку», а нужно делить на «фабричные» и «надомные». Естественно, что они будут различаться и внешне и по цене.

Ищем различия

Итак, давайте посмотрим на «фабричную» ложку. Вот она:

Красота, не правда ли? Добавим еще также, что ей можно есть, не опасаясь за свое здоровье, т. к. продукция артелей обычно сертифицирована. А теперь, ответьте себе на вопрос - можете ее отличить внешне вот от этой:

Неподготовленный человек, сразу никогда не определит разницу во внешнем виде - тем более что цена изделий различается в разы. Фабричная стоит в два, а иногда и в три раза дороже.

Давайте рассмотрим их вместе поближе и постараемся все-таки найти разницу!

Сразу бросается в глаза различие в формах - фабричная более круглая, а домашняя продолговатая. Но суть не в этом, заготовка просто разная. Основное отличие заключается в тонкости прорисовки. Посмотрим еще поближе:

Веточки и узоры на золотых лепестках выполнены более тонкой кистью. И само количество узоров на фабричной ложке намного больше - сравните например семечки на клубнике на обоих ложках. Прорисованы стебельки, цветочек на фабричной ложке более наполненный.

Теперь спустимся чуть ниже и рассмотрим ручку. Сразу бросается в глаза небольшая неровность домашней ложки.

Слева ручка выточена на станке, а справа - ручка резная, вырезана умельцем вручную и немного кривовата. Плохо это или хорошо - решать вам, мы же предпочитаем называть это - особенность:)

Стоит нам присмотреться поближе к домашней ложке и нам становятся видны факты, доказывающие ее домашнее, не фабричное происхождение.

Присмотритесь к месту, на которое показывает красная стрелка. Видите небольшое продолговатое пятнышко? Это место, на которое положили ложку после обработки лаком или краской. Т.е. мастер покрасил ложку и просто положил ее на стол. В заводских условиях, где отлажены все тех процессы, где есть контроль качества такое не возможно.

На фабрике работают знатные мастерицы. Кстати, ничего не мешает им расписывать ложки у себя дома, после работы. Или, набив руку на предприятии, создать собственное производство.

Но вернемся опять к нашим красавицам. Помните, в коробках конфет была такая бумажка с надписью «Упаковщица №5»? Отдел технического контроля есть и на хохломских предприятиях. Но как понять, какая художница расписала конкретную ложку, если их ежемесячно делается тысячи? При помощи своего авторского знака:

Художниц на фабрике работает несколько, поэтому и «подпись» на ложках будет разная, но само ее наличие говорит о заводском происхождении изделия.

Кроме, всех вышеперечисленных различий, есть еще одно: большая организация заботится о маркировке своей продукции. Поэтому также отличительным свойством будет этикетка на оригинальной ложке с названием производителя и даже возможно со штрих кодом!

Ну и последнее, конечно это цена. Заводская ложка должна стоить минимум 100 рублей (на дату написания статьи) у любого розничного продавца. Есть конечно, отдельные фрукты, которые и за топорную «чернушку» могут столько взять, но большинство, продавцов сейчас все-таки ориентированы на постоянного покупателя.

Если не видишь разницы, зачем платить больше?

Надеемся, мы помогли вам разобраться в этом вопросе и вы без труда определитесь при покупке. Давайте взглянем на них еще раз:

Так ли сильно они различаются? К тому же, при внимательном рассмотрении, нам удалось обнаружить недочеты и на фабричной хохломской ложке

Ну это как раз понятно-фабрика, фабрикой, но роспись то все равно ручная, дрогнула рука мастера:) Если рассматривать назначение предметов, то все становится яснее. Если вам нужны ложки например, для игры или для меда, имеет ли смысл переплачивать за бренд?

Продукты использованные в статье:

Все деревянные ложки на нашем сайте вы найдете в этом разделе каталога .

Остальные продукты из Хохломы

Дата добавления статьи 24.04.2018

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер-класс « Роспись деревянной ложки»

Инструкция 1.Деревянные ложки чаще всего вытачивают из липы, березы, ольхи, осины. Эти виды древесины легко раскрашиваются гуашью. Можно использовать также масляные краски. 2.Если поверхность ложки имеет шероховатости, перед росписью отшлифуйте изделие наждачной бумагой. 3.Прежде чем выбрать краску определите назначение изделия. Если ваша ложка будет чисто декоративной, не будет соприкасаться с влагой, можно смело расписывать цветной гуашью. Эта краски не потребуют предварительной грунтовки.

5.Если вы решили расписать ложку масляными красками, предварительно загрунтуйте ее в два-три приема. Состав простейшей грунтовки: 1 часть желатина или сухого столярного клея, 5 частей зубного порошка. Для стакана воды за меру достаточно взять чайную ложку. 7.Выберите для росписи небольшие кисти (№ 2-6), желательно беличьи. Заранее продумайте рисунок росписи (ягоды, листики, абстрактный рисунок и т.д.). При необходимости легкими штрихами нанесите контуры орнамента на поверхность изделия. 8.Нанесите краску на поверхность ложки согласно своему художественному замыслу. Обязательное правило мастеров росписи по дереву: краску надо наносить в один прием!

1. Отшлифовать изделия

2. Подготовить материал

3. Закрашивание основания ложки

Орнаменты хохломской росписи

4.Нанести орнамент

5.Готовое изделие

Полезные советы Сушите ложку после росписи не меньше восьми часов. Если вы планируете лакировать изделие, сушите его при комнатной температуре в том месте помещения, где нет сквозняков и пыли. Обычное время первой лакировки - 15-16 часов, второй - 24-25 часов. Ложку, расписанную гуашью, желательно покрыть несколькими слоями прозрачного лака. Лак можно нанести на ложку кистью или тампоном. Есть и способ, именуемым способом окунки (изделие окунается в емкость с лаком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

В наше время возвращается мода на все натуральное и естественное. Ложки, и другая посуда из этого материала могут быть не только сувенирной продукцией, но и ежедневными приборами для приготовления и приема пищи.

Сейчас этот столовый прибор изготавливают из керамики, металла, пластика и других современных материалов. Наши предки, жившие в согласии с природой, вырезали их себе из экологически чистого материала – дерева. Рождение деревянной ложки на Руси уходит корнями в многовековую давность. Первые упоминания о ней можно встретить в древнерусской летописи «Повесть временных лет», датированной 1110 годом нашей эры. Кстати, само значение русского слова произошло от корня «лог» – углубление.

История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи утверждают, что находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.

Как появилась деревянная ложка

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с их помощью.

С этих времен и началась история создания деревянной ложки. Появились мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и . Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

Расписывать «под хохлому» их стали только спустя столетия, в начале 19 века. На золотистом или черном фоне искусные умельцы рисовали веточки рябины, сказочных птиц и животных. Сейчас это изделие скорее служит подарочным сувениром, особенно полюбившаяся приезжим иностранцам. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных, до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, всё чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора.

Как музыкальный инструмент

Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.

Очень полезно обучать маленьких детей игре на этом инструменте. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и привить им традиции наших предков. Замечено, что у детей, обучавшихся играть на таком инструменте, в школе был самый ровный и красивый почерк.

Приметы и гадания

На Руси у каждого члена семьи она была своя, поэтому часто ее часто носили с собой или в особом мешочке, или в голенище сапог. Отсюда пошло и выражение: «К чужому столу, да со своей ложкой».

Всем известна примета, которая дошла и до нас – упала со стола ложка – жди в гости женщину, упал нож – мужчину.

На них в старину гадали целыми семьями. Самым известным было гадание на бочке с водой. Ночью каждый член семейства клал в наполненную водой бочку свою ложку. Емкость хорошо взбалтывали, а утром смотрели, как они там расположились. Если все сгрудились вместе, значит, целый год в семье будет царить любовь и взаимопонимание. Если же одна или две отделились – то их хозяев ждет отъезд из родного дома, либо ссора с остальными.

Елена Смирнова

Самая известная из видов росписи в России - хохлома . Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос.

Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. Приятно порадовать и себя, и друзей изделиями собственной работы. Расписные изделия можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на праздник.

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Сегодня я хочу поделится ещё одним мастер - классом роспись деревянных ложек .

Цель : расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи :

Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме .

Развивать творчество и фантазию при росписи ложек .

Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Нам потребуется :

- деревянные заготовки – ложка ,

Гуашевые краски (красная, желтая, зеленая, черная,

Баночка с водой; кисти;

Восковые мелки.

1. Сначала мы раскрашиваем ложку желтой и черной гуашью с обоих сторон.



2. Заранее продумываем рисунок росписи . Можно нарисовать на листе бумаги.


3. Переносим рисунок на деревянное изделие . Рисуем восковым мелком светлого тона.


4. Раскрашиваем орнамент – ягодки, цветы красной гуашью, листья и завитки зеленой.


5. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.


Вот такие замечательные ложки у нас получились!


Хохломская роспись –

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Спасибо за внимание!}

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png