В степных и холмистых районах жили древнееврейские племена.

Первоначально они были кочевниками. Во главе еврейских племён стояли старейшины. Они хранили предания о прошлом своего народа. Эти предания вошли в Библию. Самая древняя часть Библии - Ветхий Завет. Она содержит мифы и предания о еврейском народе. Ветхий Завет стал священной книгой у евреев и христиан. Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но и размышления мудрецов. Со временем евреи пришли к единобожию и стали почитать Бога - Яхве. Ветхий Завет начинается с мифа о сотворении мира.

Миф о первых людях Адаме и Еве.

Жили Адам и Ева в раю не зная, что хорошо и что плохо. Росло в раю "древо познания" и не разрешал Бог рвать плоды с него. Ева съела плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и изгнал людей из рая.

Библейские сказания о предках еврейских племён

История целого народа излагается, как предание об одной большой семье. Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак и внук Иаков. У Иакова было несколько сыновей, но больше всего он любил Иосифа.

Завидовали братья Иосифу и продали его в рабство. В Египте Иосиф стал рабом у вельможи. Умён и удачлив был раб, и вскоре оказался при дворе фараона. Увидел однажды на рынке Иосиф братьев и простил им старую обиду. Все вместе поселись они в Египте. Стали притеснять египтяне потомков Иакова. Заставлял их фараон много работать и приказал всех новорождённых мальчиков отдавать палачам. Лишь один мальчик уцелел назвали его Моисеем. Моисей умолял фараона отпустить израильтян, но владыка Египта был не умолим. Тогда израильтяне во главе с Моисеем бежали. Вышли они к Красному морю. Бог раздвинул море, и прошли израильтяне по сухому дну. Наконец пришли они к высокой горе Синай. Моисей поднялся на неё, а всем остальным приказал оставаться в низу. Евреи заключили с Яхве завет, то есть договор. Они согласились выполнять все заповеди Бога.

Миф о "еврейском народе" Карл Линней вошел в историю как великий классификатор. Всех людей он делил на белых законодателей и черных рабов. (Исторический факт) Со 135 года по Р. Х., после трех восстаний иудеев против Рима, иудеев поголовно выселили из Иудеи. Весь народ до последнего человека оказался в диаспоре. В эпоху Римской империи иудеи расселились на огромной территории - от Иберии (современной Испании) и Северной Африки (современного Алжира и Туниса) до самых восточных пределов Рима. Античные евреи говорили на латыни на западе Империи и на греческом на востоке, сохраняя иврит как язык богослужения. В плане происхождения это частично были люди смешанного, сложно устроенного "новобиблейского" народа, частично - потомки десятков народов Империи, принявшие гиюр. В раннем Средневековье сотни тысяч и миллионы евреев жили во всех странах Западного Средиземноморья. Известно, что испанский король Рекаред в VI веке крестил разом 90 000 евреев. Поступок дичайший, но даже если число "новообращенных" преувеличено, масштаб еврейского расселения уже виден. В наше время стали модны историко-генетические изыскания… И вот выяснилось, что примесь еврейской крови есть в 20 % современных испанцев.

1. Зарождение еврейского народа: предания и действительность

Единого взгляда на еврейское предание не существует. Прежде, когда ученые мало знали о далеком прошлом ближневосточных народов, они готовы были принимать это предание едва ли не целиком. Но потом были найдены и прочитаны архивы Египта, Сирии, Финикии, Малой Азии и Месопотамии. Перед историками открылся сложный и многогранный мир Древнего Востока, очень непохожий на тот, что предстает в рассказах об Аврааме, Иакове или Моисее. Тогда многие исследователи впали в другую крайность: они объявили все дошедшие до нас известия еврейских источников совершенно недостоверными и стали относиться к ним как к сказкам или мифам.

Но подобная точка зрения едва ли может считаться правильной. Историки уже не раз убеждались в том, что народная память бывает очень цепкой. Люди хорошо запоминают яркие события прошлого и передают рассказы о них из поколения в поколение. Проходят сотни лет, прежде чем предание оказывается записанным. Разумеется, первоначальное происшествие и то воспоминание о нем, которое обретает в конце концов фиксацию в письменных знаках, совсем не одно и тоже. Переходя из уст в уста, рассказы обрастают множеством легендарных деталей. Первоначальная информация может исказиться до неузнаваемости. Тем не менее, умело сопоставляя данные различных независимых источников, историки могут отделить основополагающее ядро от слоя позднейших добавлений и извлечь из него ценные сведения, позволяющие лучше понять прошедшее.

Существуют определенные приемы анализа древних преданий. Так давно замечено, что рассказывая о своих пращурах, люди склонны выделять в их ряду какую-то яркую личность и приписывать ей одной деяния, совершенные на самом деле многими историческими деятелями. Случается даже так, что за именем одного человека скрывается целое племя или даже небольшой народ. Особенно часто подобная ситуация наблюдается в легендах о первопредках. Родоначальник евреев Авраам (), по-видимому, не стал исключением из общего правила. В повествовании о его странствиях содержатся, хотя и смутные, но в целом верные воспоминания о начале еврейской истории.

Считается, что предки евреев принадлежали к той ветви амореев (сутиев), которые долгое время кочевали в Южной Месопотамии, в районе города Ура (). В конце XV в. до Р.Х., сутии понесли поражение от вавилонского царя и должны были переселиться в Северную Месопотамию. Возможно, именно это событие запечатлелось в рассказе о переезде отца Авраама Фарры из Ура в Харран. Около 1400 г. до Р.Х. часть сутиев перешла через Евфрат и стала кочевать по сирийской степи, постепенно перемещаясь в сторону Ханаана. В отличие от своих соплеменников эти сутии стали именовать себя ибри (что значит «перешедшие»). В современном произношении самоназвание их звучит как иври, а на русский оно переводится словом «евреи». Иногда историки условно называют эту первоначальную группу евреев племенной общностью «Авраам».

Согласно еврейской традиции, Авраам переселился из Харрана непосредственно в Ханаан. Однако жители южно-сирийского города Дамаска имели очень древнее предание, согласно которому Авраам длительное время жил среди них и даже являлся их правителем. Сами евреи не сохранили воспоминаний об этом эпизоде, но современные историки считают его очень вероятным. Дамасский оазис стал как бы последней остановкой племенной общности «Авраам» перед ее проникновением в Палестину. Около 1350 г. до Р.Х. из Месопотамии в Сирию вторглись племена других семитских кочевников – арамеев. Евреям пришлось оставить обжитый Дамаск и переселиться в Южный Ханаан. Здесь общность «Авраам» распалась на несколько самостоятельных групп. Некоторые из них вернулись на свою древнюю прародину Аравию, но две самые крупные остались в Палестине. Это были племенная общность «Исаак» обосновавшаяся в пустыне Негев, и другая, условно называемая «группой Лота», расселившаяся в степи к югу от Мертвого моря. Во второй половине XIV в. до Р.Х. власть египтян над Палестиной ослабла. Поэтому у евреев нет никаких воспоминаний о египетском господстве в Ханаане.

Приблизительно в 1300 г. до Р.Х. до Р.Х. ситуация опять резко изменилась. Вторжение в Палестину сильной египетской армии во главе с фараоном Сети I () вызвало новое смещение еврейских племен. Часть «Исаака» отошла в область к югу от Мертвого моря, занятую прежде общностью «Лота», и обособилась там как племенной союз идумеев (по легендарной традиции идумеи вели свое происхождение от брата Иакова Исава, вторым именем которого было Эдом; Эдомом именовалось царство идумеев, располагавшееся у южного берега Мертвого моря). Общность «Лота» в свою очередь переселилась на восточный берег Мертвого моря и в Заиорданье. Здесь она распалась на два близкородственных союза: моавитян и аммонитян. Еврейская традиция утверждает, что амаликитяне, кочевавшие на Синайском полуострове, также происходили от Исава. Но, скорее всего, амаликитяне никак не связаны с евреями и являются самостоятельным семитским народом.

2. Исход из Египта

Если обстоятельства образования основных еврейских племенных союзов более или менее ясны, то судьба самого многочисленного и знаменитого из них – Израиля – во многом загадочна. Племена, вошедшие в конце концов в его состав, имели сложную и запутанную судьбу. Возможно, что некоторые из них никогда не покидали Южного Ханаана и продолжали пасти свои стада на тех же землях, где некогда кочевала общность «Исаак» (скорее всего, в их числе были четыре небольших племени, происходившие, по преданию, от двух рабынь, служанок Лии и Рахили: Дан, Неффалим, Гад и Асир).

Восемь племен будущего союза оказались отброшены из Ханаана далеко на юг – на пустынный Синайский полуостров, а затем еще дальше – в Египет. Каким образом они попали туда – не известно. Скорее всего, это было добровольное переселение, и причиной его явился голод. Никакие археологические находки и никакие египетские источники не подтверждают ни рабство израильтян в Египте, ни их исход из этой страны. Однако, отрицать факт Египетского плена, память о котором глубоко укоренилась в сознании еврейского народа, по-видимому, нет никаких оснований. Пребывание израильтян в этой стране лучше всего отнести к долгому правлению Рамсеса II (), когда были возведены упоминаемые в связи с историей об Исходе города Пифом и Раамсес. Использование евреев на строительных работах вполне соответствует тогдашней ситуации и подтверждает достоверность традиции. Наверняка, возложенные на них повинности были по египетским меркам не так уж велики, но свободолюбивые скотоводы восприняли их как тяжкое рабство. При первой же возможности они покинули негостеприимную долину Нила и откочевали на Синайский полуостров.

Хотя историки не отвергают предание о Египетском плене и Исходе, многие его детали кажутся им недостоверными. Легенда утверждает, что евреи прожили в Египте не менее двух веков (215 лет по одной версии и 430 по другой). В действительности пребывание израильтян в долине Нила могло быть много короче – от начала до середины XIII в. до Р.Х., то есть всего несколько десятилетий. Далее, сильное сомнение вызывает количество израильтян, участвовавших в Исходе – более 600 тысяч одних только взрослых мужчин! Если к ним прибавить женщин, детей и стариков, получится, что численность союза Израиль простиралась до полутора миллионов человек. Цифра совершенно нереальная в тогдашних условиях! Скорее всего, речь должна идти о нескольких тысячах или, по крайней мере, нескольких десятках тысяч человек. К тому же в Египте могли оказаться не все израильские племена. Некоторые детали предания позволяют предположить, что эта судьба постигла лишь три племени, а именно те, что происходили от любимой жены Иакова Рахили, то есть, - Вениамин, Ефрем и Манассию. Остальные пять племен (Рувим, Симеон, Иуда, Завулон и Иссахар, происходившие от нелюбимой жены Иакова Лии) могли кочевать все эти годы в Синайской пустыне. Воспоминание об их многолетнем пребывании здесь послужило в дальнейшем основой предания о тяжких бедствиях, преследовавших евреев по пути из Египта в Землю Обетованную.

Возможно, что местом первоначального оформления Израиля стал скотоводческий оазис Кадес на севере Синайского полуострова. А скрепой, объединившей этот союз, кроме воспоминания об общем происхождении, стал культ Яхве. Важнейшая роль во всех этих событиях принадлежала Моисею (

Следует помнить, что, хотя национальные государства начали образовываться еще до введения системы всеобщего обязательного образования, только с ее помощью они смогли укорениться и окрепнуть.

Высшим приоритетом государственной педагогики с самого начала стало распространение пересаженной «национальной памяти», а сердцем ее — национальная историография.

Взращивание однородных коллективов в новейшую эпоху требует, среди прочего, построения долгосрочной исторической фабулы, демонстрирующей непрерывную связь во времени и пространстве между сегодняшними членами этих коллективов и их древними «праотцами».

Поскольку эта прочная культурная связь, надежно «функционирующая» в организме всякой нации, никогда ни в одном обществе не существовала, профессиональные «агенты памяти» должны изрядно потрудиться, чтобы ее изобрести.

Научные данные, накопленные в основном благодаря стараниям археологов, историков и антропологов, претерпевают ряд впечатляющих косметических операций, произведенных авторами исторических романов, эссеистами и журналистами. В результате изборожденное глубокими морщинами лицо прошлого превращается в гордый, сияющий безупречной красотой национальный портрет.

Несомненно, ни одно историческое исследование не обходится без мифов, но в национальной историографии они играют особенно грубую роль. Истории народов и наций строятся по тем же стандартам, что и монументы на столичных площадях: они должны быть большими, мощными, устремленными к небу и излучающими героическое сияние.

До последней четверти XX века изучение национальной историографии напоминало пролистывание страниц спортивного раздела ежедневной газеты. Разделение мира на «мы» и «они» было самым естественным историографическим приемом. Создание коллективного «мы» являлось делом жизни «национальных» историков и археологов, лицензированных «агентов памяти», на протяжении более 100 лет.

До того как в Европе началось национальное дробление, многие европейцы всерьез полагали, что являются потомками Древних троянцев. Однако с конца XVIII века мифология стала наукообразной.

После появления набитых фантазиями трудов, созданных профессиональными исследователями прошлого, греческими и европейскими, граждане современной Греции стали считать себя одновременно биологическими потомками Сократа и Александра Великого и (в рамках параллельного нарратива) прямыми наследниками Византийской империи.

Древние римляне, начиная с конца XIX века, при помощи удачных учебных пособий стали перерождаться в типичных итальянцев. Галльские племена, взбунтовавшиеся против Рима во времена Юлия Цезаря, превратились в школах Третьей республики в истинных французов (правда, обладающих совсем не латинским темпераментом).

Другие историки утверждали, что принятие христианства франкским королем Хлодвигом (Clovis) в V веке н. э. является несомненным моментом зарождения французской нации.

Первопроходцы румынского национализма дотянули свою нынешнюю самоидентификацию до древней римской колонии Дакия. Это величественное родство побудило их назвать свой новый язык «румынским». В XIX веке многие жители Великобритании усмотрели в Боудикке (Boudicca), предводительнице кельтского племени иценов, отчаянно сражавшейся против римских захватчиков, первую англичанку.

И действительно, ее почитаемый образ был увековечен в величественном лондонском монументе. Немецкие авторы без устали цитировали старинное сочинение Тацита, рассказывающее о племенах херусков, возглавлявшихся Арминием (Arminius), которого они полагали праотцем своего древнего народа.

Даже Томас Джефферсон (Jefferson, 1743-1826), третий американский президент, владевший примерно сотней чернокожих рабов, требовал, чтобы на государственной печати Соединенных Штатов были запечатлены изображения Хенгиста (Hengist) и Хорсы (Horsa), полулегендарных предводителей первых саксонцев, вторгшихся в Британию в том же столетии, когда крестился Хлодвиг. Основанием для этого оригинального предложения стал следующий тезис: «Мы считаем себя их потомками и осуществляем их политические принципы и формы правления ».

Так обстояло дело и в XX веке. После распада Оттоманской империи граждане новоиспеченной Турции вдруг осознали, что они вообще-то белые люди, арийцы, а их далекими предками были шумеры и хетты. Некий ленивый британский офицер самовольно провел на карте Азии почти совершенно прямую линию — границу Ирака.

Люди, ставшие неожиданно для себя иракцами, вскоре узнали от «авторитетнейших» историков, что являются одновременно потомками древних вавилонян и арабами, правнуками героических солдат Салах ад-Дина.

Многие граждане Египта точно знают, что древняя языческая империя фараонов была их первым национальным государством, что, разумеется, не мешает им оставаться правоверными мусульманами.

Индийцы, алжирцы, индонезийцы, вьетнамцы и иранцы по сей день верят, что их народы существуют испокон веков, и их дети с малолетства заучивают в школах тысячелетние исторические нарративы.

В отличие от этих явных и неприкрытых мифологий в пересаженной памяти каждого израильтянина и каждой израильтянки (разумеется, еврейского происхождения) укоренен набор бесспорных и абсолютных «истин».

Всем им точно известно, что непосредственно с момента дарования Торы на Синае существует еврейский народ и что они являются его прямыми и единственными потомками (если не считать, конечно, десяти колен, местопребывание которых до сих пор точно не установлено).

Они убеждены, что этот народ «вышел» из Египта, захватил и колонизировал «Эрец-Исраэль», которая, как известно, была обещана ему Всевышним, основал величественное царство Давида и Соломона, а затем раскололся пополам и создал два царства — Иудею и Израиль.

Они совершенно уверены, что этот народ был изгнан из «Страны Израиля» после завершения расцвета своей государственности, причем не один, а целых два раза: с разрушением Первого храма в VI веке До н. э., а затем в 70 году н. э., после разрушения Второго храма. Еще до того, как произошло последнее трагическое событие, этот особенный народ сумел создать еврейское царство Хасмонеев, искоренившее влияние злодеев-эллинизаторов в своей стране.

Они полагают , что этот народ, вернее, «их народ», по общему убеждению, народ чрезвычайно древний, скитался в изгнании на протяжении почти двух тысячелетий и, несмотря на столь длительное пребывание в окружении неевреев, блестящим образом уберегся от смешения и ассимиляции. Этот народ рассеялся по всему миру.

В своих многотрудных странствиях он добрался до Йемена, Марокко, Испании, Германии, Польши и далекой России. Тем не менее ему всегда удавалось сохранять прочные узы крови, связывавшие далекие друг от друга общины, так что самобытность народа нисколько не пострадала.

Лишь в конце XIX века сложились условия, породившие уникальный исторический шанс: древний народ пробудился от долголетней спячки и подготовил почву для своей второй молодости, то есть для возвращения на древнюю «родину».

И действительно, началось массовое возвращение, сопровождаемое всеобщим воодушевлением. Многие израильтяне все еще верят, что если бы не резня, устроенная страшным мясником Гитлером, «Страна Израиля» в течение короткого периода была бы заселена миллионами евреев, приехавшими туда с радостью и энтузиазмом. Ведь они мечтали об этой земле тысячелетиями!

Точно так же как народ-скиталец нуждался в собственной территории, пустынная и невозделанная страна жаждала возвращения народа, без которого не могла расцвести. Правда, в этой стране успели поселиться незваные гости, однако поскольку «народ хранил ей верность во всех странах рассеяния» на протяжении двух тысячелетий, эта страна принадлежит только ему, а не малочисленным «пришельцам», лишенным исторических корней и попавшим сюда по чистой случайности.

Поэтому все войны, которые велись народом-скитальцем с целью завоевания страны, были справедливыми, а сопротивление местного населения — преступным. И лишь благодаря еврейскому (отнюдь не ветхозаветному) милосердию чужакам было разрешено и дальше жить бок о бок с народом, вернувшимся в свое восхитительное отечество и к своему библейскому языку.

Тем не менее и в Израиле эти завалы памяти возникли не сами собой. Они накапливались слой за слоем, начиная со второй половины XIX века , благодаря деятельности талантливых исторических «реставраторов», манипулировавших в основном осколками иудейской и христианской религиозной памяти и вылепивших из них при помощи богатого воображения непрерывную родословную «еврейского народа».

Технология культивации коллективной «памяти» до этого времени просто не существовала; как это ни странно, с тех самых пор она практически не изменилась. Академизация изучения еврейской истории, начавшаяся с основания Еврейского (Иерусалимского) университета в подмандатной Палестине, ставшей затем Израилем, и увенчанная созданием многочисленных кафедр еврейских исследований по всему западному миру, ничего не изменила. Концепция еврейского исторического времени осталась прежней — целостной и этнонациональной.

Разумеется, в обширной историографии, посвященной еврейству и евреям, существуют различные подходы. Фабрику , занятую производством «национального» исторического наследия, постоянно сотрясают споры и разногласия.

Однако до сих пор практически никто не пытался оспорить основные идеи, сформировавшиеся и укоренившиеся в конце XIX — начале XX века. Важнейшие процессы, радикально изменившие западную историческую науку в конце прошлого столетия, а также существенные перемены в сфере изучения наций и национализма не затронули отделения «истории еврейского народа» в израильских университетах.

К величайшему удивлению, они почти не повлияли и на научную продукцию, поставляемую «еврейскими» кафедрами американских и европейских университетов.

Если время от времени и обнаруживались данные, не вписывающиеся в модель еврейской истории как непрерывного линейного процесса, они практически не удостаивались упоминания .

Однако когда они все же изредка всплывали на поверхность, их быстро «забывали» и прятали в бездне забвения.

Национальные потребности были мощными цензорами, предотвращавшими малейшие уклонения от господствующих нарративов. «Закрытые системы», занимающиеся исключительно накоплением сведений о еврейском, сионистском и израильском прошлом (то есть кафедры «Истории еврейского народа», полностью отгородившиеся от отделений общей истории и истории Ближнего Востока ), также во многом способствовали этому удивительному параличу, равно как и упорному нежеланию воспринять новые историографические идеи, истолковывающие происхождение и идентичность евреев.

То обстоятельство, что практический вопрос: кого именно следует считать евреем, время от времени будоражил израильское общество, в основном из-за связанных с ним юридических затруднений, также нисколько не заботило израильских историков. У них был готовый ответ: все потомки народа, изгнанного два тысячелетия назад, — евреи!

Бурная полемика, развернутая так называемыми новыми историками в конце 8о-х годов прошлого века, казалось, на некоторое время подорвала фундамент израильской коллективной памяти.

Однако «лицензированные» исследователи прошлого практически не принимали в ней участия. Большинство тех немногих, кто был вовлечен в публичные дебаты, пришли из иных научных дисциплин или же вовсе не из академических кругов.

Социологи, политологи, востоковеды, филологи, географы, литературоведы, археологи и даже независимые эссеисты изложили свои новые соображения относительно еврейского, сионистского и израильского прошлого. К ним присоединились молодые ученые, обладатели докторских степеней по истории, недавно прибывшие из-за границы и еще не осевшие в израильских академических учреждениях.

Из стана специалистов по «истории еврейского народа», которые должны были бы находиться в авангарде исследовательского прорыва, раздавались лишь опасливые консервативные выпады , сдобренные апологетической риторикой, опирающейся на традиционный консенсус.

«Альтернативная историография» 90-х годов занималась в основном перипетиями и результатами войны 1948 года. Моральные результаты этой войны привлекли к себе основное внимание.

Действительно, значение этой полемики для понимания морфологии израильской коллективной памяти не вызывает сомнения. «Синдром 48 года», по-прежнему тревожащий израильскую коллективную совесть, крайне важен для будущей политики государства Израиль. Можно даже сказать, что он является неотъемлемым условием его существования. Любой значимый компромисс с палестинцами, если он когда-нибудь будет достигнут, должен брать в расчет не только еврейское прошлое, но и недавнюю «чужую» историю.

Увы, эта важная полемика не привела к значимым исследовательским достижениям. Да и в общественном сознании она заняла лишь незначительное место. Представители старшего поколения категорически отвергли новые данные и вытекающие из них выводы. Они не сумели примирить свои профессиональные обязанности с бескомпромиссной моралью, определившей их исторический путь.

Молодое поколение интеллектуалов, вероятно, было готово признаться в «грехах», совершенных в период создания государства, однако и его (не столь одеревеневшая) мораль без труда проглатывала «некоторые перегибы».

В самом деле, разве можно сравнивать палестинскую драму с Холокостом? Как можно сопоставлять страдания палестинских беженцев, непродолжительное и ограниченное по своим масштабам, с судьбой народа, скитавшегося в мучительном изгнании на протяжении двух тысячелетий ?

Социоисторические исследования, посвященные не столько политическим событиям, иными словами, «грехам», сколько длительным процессам развития сионистского движения, удостоились гораздо меньшего внимания и, хотя и были написаны израильтянами, никогда не публиковались на иврите .

Немногочисленные работы, ставившие под сомнение парадигмы, лежащие в фундаменте национальной истории, не привлекли ни малейшего внимания.

Среди них следует отметить смелое сочинение Боаза Эврона «Национальный счет», а также интригующее эссе Ури Рама под названием «История: между сущностью и вымыслом ». Обе эти работы бросили радикальный вызов профессиональной историографии, занимающейся еврейским прошлым, однако «лицензированные» производители прошлого практически не обратили на них внимания.

Написание данной книги стало возможным благодаря научному прорыву, совершенному в 8о-х — начале 90-х годов прошлого столетия. Автор вряд ли отважился бы подвергнуть радикальному пересмотру самые корни своей самоидентификации и, тем более, не сумел бы перебраться через завалы памяти, с детства загромождавшие его представления о прошлом, если бы не дерзкие шаги, предпринятые Эвроном, Рамом и другими израильтянами, и, самое главное, если бы не огромный вклад «иностранных» исследователей национального вопроса, таких как Эрнст Геллнер (Gellner) и Бенедикт Андерсон (Anderson).

В лесу национальной истории кроны многих деревьев так тесно смыкаются, что за ними невозможно рассмотреть сколько-нибудь широкую перспективу, а следовательно, и оспорить господствующий «метанарратив». Профессиональная специализация заставляет исследователей фокусироваться на специфических фрагментах прошлого, пресекая тем самым любую попытку рассмотреть весь лес целиком.

Разумеется, разрастающийся набор фрагментарных нарративов не может в конце концов не поколебать «метанарратив». Однако для этого историческая наука должна существовать в рамках плюралистической культуры, не находящейся под прессом вооруженного национального конфликта и не испытывающей постоянного беспокойства по поводу своей идентичности и своих корней.

Это утверждение может (отнюдь не безосновательно) показаться пессимистичным в свете ситуации, в которой пребывал Израиль в 2008 году. За шестьдесят лет существования Израиля его национальная история не слишком повзрослела, и трудно предположить, что она начнет взрослеть именно сейчас.

Поэтому автор не тешит себя иллюзиями относительно того, как будет воспринята эта книга. Он лишь надеется, что найдутся хотя бы немногочисленные люди, готовые (уже сегодня) рискнуть, то есть подвергнуть радикальному пересмотру свое национальное прошлое. Такой пересмотр может помочь хотя бы слегка расшатать неделимую идентичность, под прессом которой рассуждают и принимают решения почти все израильтяне-евреи.

Книга, которую вы держите в руках, написана «профессиональным» историком. Тем не менее автор взял на себя риск, который обычно считается недопустимым в рамках его профессии. Четкие правила игры, принятые в научных сферах, обязывают исследователя оставаться в уготованной ему колее , то есть в области, в которой он является «настоящим» специалистом.

Но даже беглый взгляд на перечень глав этой книги ясно указывает, что спектр исследуемых в ней тем далеко выходит за рамки какой-либо одной «научной» специализации. Библеисты, исследователи Древнего мира, археологи, медиевисты и, в особенности, «специалисты» по истории еврейского народа возмутятся поведением амбициозного автора, незаконно вторгшегося в чужие исследовательские пространства.

Их претензии имеют определенные основания, и автор сознает это в полной мере. Было бы гораздо лучше, если бы данную книгу написала группа исследователей, а не одинокий историк. К сожалению, этого не произошло, ибо «преступник» не нашел себе «соучастников». Поэтому вполне возможно, что в данной работе найдутся те или иные неточности. Автор заранее приносит извинения за все допущенные им оплошности и призывает критиков содействовать их исправлению.

Поскольку автор ни в коем случае не уподобляет себя Прометею, похитившему для израильтян огонь исторической истины , он одновременно не опасается, что всемогущий Зевс, в данном случае корпорация еврейских историографов, пошлет орла, чтобы тот выклевал теоретизирующий орган — печень? — из его прикованного к скале тела.

Он лишь просит обратить внимание на известный факт: пребывание вне пределов специфической сферы исследования и балансирование на разделяющих такие сферы границах иногда способствуют появлению нестандартного взгляда на вещи и позволяют обнаружить неожиданные связи между ними. Зачастую именно размышление «извне», а не «изнутри» может обогатить историческую мысль, невзирая на все слабости, связанные с недостатком специализации и необычно высокой степенью спекулятивности.

«Специалисты» по еврейской истории не имеют обыкновения задаваться фундаментальными вопросами, удивительными на первый взгляд, но вместе с тем элементарными . Время от времени стоит проделывать эту работу ради них и вместо них.

Например: действительно ли еврейский народ существовал на протяжении тысячелетий, в то время как все остальные «народы» растворялись и исчезали?

Каким образом и отчего Библия, несомненно впечатляющий сборник теологических произведений, время написания и редактирования которых никому толком не известно , превратилась в надежный исторический трактат, описывающий рождение нации?

В какой степени иудейское царство Хасмонеев, разноплеменные подданные которого даже не говорили на общем языке и в большинстве своем не умели читать и писать, может считаться национальным государством?

Действительно ли жители Иудеи были изгнаны после разрушения Второго храма, или же это всего лишь христианский миф , отнюдь не случайно воспринятый еврейской традицией?

И если изгнания не было, то что произошло с местным населением?

И кем были миллионы евреев, появлявшиеся на исторической арене в самых неожиданных уголках мира ?

Если евреи, разбросанные по всему миру, действительно образуют один народ, на какие общие признаки указывают культурно-этнографические характеристики евреев Киева и Марракеша — помимо общих религиозных верований и кое-каких культовых практик?

Может быть, вопреки всему, что нам рассказывали, иудейство — это «всего лишь» захватывающая религия, распространившаяся по миру, прежде чем в нем восторжествовали ее конкуренты — христианство и ислам, и, несмотря на преследования и унижения, сумевшая продержаться вплоть до нашего времени?

Разве концепция, определяющая иудейство как существующую с древности до наших дней важнейшую религиозную культуру, которая никогда не была единой народной культурой , умаляет его значимость, как постоянно утверждают апологеты еврейской национальной идеи на протяжении последних ста тридцати лет?

Если у различных еврейских религиозных общин не было общего светского культурного знаменателя, можно ли говорить о том, что их сплачивали и выделяли «кровные узы»?

Неужели евреи действительно являются особым «народом-расой», как утверждали антисемиты, стремившиеся убедить всех нас именно в этом, начиная с XIX века?

Неужели Гитлер, потерпевший военное поражение в 1945 году, в конце концов одержал интеллектуальную и психологическую победу в «еврейском» государстве?

Как можно нанести поражение его учению, утверждавшему, что евреи обладают особыми биологическими свойствами (в прошлом это была «еврейская кровь», сегодня — «еврейский ген»), если столь многие израильтяне искренне убеждены в его правильности?

Еще одна ироническая гримаса истории: Европа знала времена, когда всякий, кто утверждал, что все евреи относятся к одному и тому же народу иностранного происхождения, немедленно квалифицировался как антисемит.

Сегодня же тот, кто высказывает предположение, что люди, составляющие так называемую еврейскую диаспору (в отличие от современных израильтян-евреев), никогда не были и ныне не являются ни народом, ни нацией, моментально оказывается заклейменным как ненавистник Израиля.

Адаптация сионизмом весьма специфической национальной концепции привела к тому, что государство Израиль с самого момента своего основания, вот уже шестьдесят лет, не склонно считать себя республикой, существующей ради своих граждан.

Как известно, около четверти из них не считаются в Израиле евреями, так что, в соответствии с духом израильских законов, государство и не должно аффилироваться с ними или им принадлежать. Оно с самого начала отняло у этих людей возможность присоединиться к новой метакультуре, созданной на его территории .

Более того, оно целеустремленно выталкивало их наружу. В то же время Израиль отказывался и до сих пор отказывается переродиться в федеративную демократию наподобие Швейцарии или Бельгии или в мультикультурную демократию вроде Британии или Голландии, то есть в государство, одобряющее и принимающее сложившееся в нем культурное многообразие и считающее себя обязанным в равной степени служить всем своим гражданам.

Вместо этого Израиль упорно считает себя еврейским государством, принадлежащим всем без исключения евреям мира, несмотря на то что они больше не гонимые беженцы, а полноправные граждане тех стран, в которых живут по собственному выбору.

Обоснование столь грубого нарушения основополагающих принципов современной демократии и сохранения безудержной этнократии, жестоко дискриминирующей часть своих граждан , по сей день основано на активно эксплуатируемом мифе о существовании вечного народа, которому суждено в будущем вернуться на «историческую родину» .

Непросто рассматривать еврейскую историю под иным углом, но по-прежнему через толстую призму сионизма: преломляемый ею свет постоянно окрашивается в яркие этноцентрические тона.

Читателям нужно принять во внимание следующее: данное исследование, выдвигающее тезис о том, что евреи во все времена принадлежали к важным религиозным общинам, появлявшимся и обосновывавшимся в разных регионах мира, а не к «этносу» , имеющему единое происхождение и постоянно скитавшемуся в изгнании, не занимается напрямую реконструкцией исторических событий.

Его главная задача — критика устоявшегося историографического дискурса. По ходу дела автору поневоле пришлось коснуться кое-каких альтернативных исторических нарративов.

Когда он приступил к написанию данной книги, в голове его звучал вопрос, заданный французским историком Марселем Детьеном: «Каким образом можно осуществить денационализацию (dénationaliser) национальной истории? » Каким образом можно прекратить шагать по одним и тем же дорогам, мощенным из материалов, некогда выплавленных из национальных устремлений?

Изобретение понятия нации было важным этапом развития историографии, впрочем, как и самого процесса модернизации. Начиная с XIX века многие историки внесли в него деятельный вклад.

К концу прошлого столетия национальные «сновидения» начали блекнуть и увядать. Исследователи стали все чаще и чаще анатомировать и буквально разбирать на части величественные национальные предания, в особенности мифы об общем происхождении, откровенно мешавшие историческим изысканиям .

Излишне добавлять, что секуляризация истории разворачивалась под молотом культурной глобализации, принимающей самые неожиданные формы в различных уголках западного мира.

Вчерашние идентификационные кошмары не тождественны завтрашним помыслам об идентичности. Как в каждом человеке уживаются множество текучих и многообразных идентичностей, так и человеческая история, среди прочего, — идентичность в движении. Предлагаемая читателю книга предпринимает попытку осветить этот индивидуально-социальный аспект, скрытый в лабиринте времени.

Представленный здесь длительный экскурс в историю евреев отличается от общепринятых нарративов, но это не означает, что в нем отсутствует субъективный элемент или что автор полагает себя свободным от идеологической предвзятости.

Он намеренно пытается прорисовать некоторые контуры будущей альтернативной историографии, которая, быть может, приблизит появление пересаженной памяти иного рода: памяти, сознающей относительный характер заключенной в ней истины и пытающейся свести заново и воедино складывающиеся местные идентичности и универсальную, критически осмысленную картину прошлого.

***

Это отрывок из книги еврейского историка Ш. Занда „Кто и как изобрёл еврейский народ” .

Ответ оставил Гость

В степных и холмистых районах жилидревнееврейские племена.
Первоначально они были кочевниками. Во главе еврейских племён стоялистарейшины.Они хранили предания о прошлом своего народа. Эти предания вошли в Библию.Самаядревняя часть Библии – Ветхий Завет.Онасодержит мифы и предания о еврейском народе.ВетхийЗавет стал священной книгой у евреев и христиан.Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но иразмышления мудрецов.Со временем евреи пришли к единобожию и стали почитать Бога – Яхве.ВетхийЗавет начинается с мифа о сотворении мира.
Миф о первых людях Адаме и Еве.
Жили Адам и Ева в раю не зная, что хорошо ичто плохо. Росло в раю «древо познания» и не разрешалБог рвать плоды с него.Ева съела плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и изгнал людей из рая.
Библейские сказания о предках еврейскихплемён
История целого народа излагается, какпредание об одной большой семье.Родоначальниками евреев считались Авраам,его сын Исаак и внук Иаков.У Иакова было несколько сыновей,нобольше всего он любил Иосифа.
Завидовали братья Иосифу и продали его в рабство.
ВЕгипте Иосиф стал рабом у вельможи. Умён и удачлив был раб, и вскореоказался при дворе фараона.Увидел однажды на рынке Иосиф братьев ипростил им старуюобиду.Все вместе поселись они в Египте.Стали притеснять египтянепотомков Иакова. Заставлял их фараон много работать и приказал всехноворождённых мальчиковотдавать палачам.Лишь один мальчик уцелел назвали егоМоисеем.Моисей умолял фараона отпустить израильтян,но владыка Египта был не умолим.Тогда израильтяне во главе с Моисеембежали.Вышли они к Красному морю. Бог раздвинулморе, и прошли израильтяне по сухому дну. Наконец пришли они к высокой горе Синай.Моисей поднялся на неё, а всем остальным приказал оставаться в низу.Евреи заключили с Яхвезавет, то есть договор. Они согласились выполнять все заповеди Бога.


Миф о «еврейском народе» Карл Линней вошел в историю как великий классификатор. Всех людей он делил на белых законодателей и черных рабов. (Исторический факт) Со135 года по Р.Х., после трех восстаний иудеев против Рима, иудеевпоголовно выселили из Иудеи. Весь народ до последнего человека оказался вдиаспоре. В эпоху Римской империи иудеи расселились наогромной территории - от Иберии (современной Испании) и Северной Африки(современного Алжира и Туниса) до самых восточных пределов Рима.Античные евреи говорили на латыни на западе Империи и на греческом навостоке, сохраняя иврит как язык богослужения. В плане происхождения эточастично были люди смешанного, сложно устроенного «новобиблейского»народа, частично - потомки десятков народов Империи, принявшие гиюр. Враннем Средневековье сотни тысяч и миллионы евреев жили во всех странахЗападного Средиземноморья. Известно, что испанский король Рекаред в VIвеке крестил разом 90 000 евреев. Поступок дичайший, но даже если число«новообращенных» преувеличено, масштаб еврейского расселения уже виден. Внаше время стали модны историко-генетические изыскания… И вотвыяснилось, что примесь еврейской крови есть в 20 % современныхиспанцев.

Урок 21 Библейские сказания

Библия, Ветхий Завет, заповеди, скрижали, Яхве, единобожие

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Какими были основные занятия древних евреев?

Кто из правителей древнееврейского царства победил Голиафа?

Как звали самого мудрого из царей?

    МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Там, где человек перешел к земледелию, появились первые государства, правители, армии, чиновники. Но не везде люди вели оседлый образ жизни. Уже в самых древних из дошедших до нас источниках упоминаются племена, которые передвигались по Сирийской и Аравийской пустыням со стадами овец. На одном фрагменте росписи древнеегипетской гробницы изображена сцена прибытия в Египет торговцев- кочевников- евреев. В результате многочисленных битв, они отвоевали часть земель и начали жить оседло. Расселились они по восточному побережью Средиземного моря от среднего течения Евфрата до Египта. Об истории этого народа мы и будем говорить на нашем уроке.

О борьбе еврейского народа с врагами, его правителях, верованиях мы узнаем из библейских сказаний Ветхого Завета.

Тема урока: Библейские сказания

Проблемный вопрос: Почему древнееврейские племена пришли к единобожию? В чем главное отличие религии иудеев от религий других древних народов?

Генрих Гейне, немецкий поэт 19 века, утверждал: «Моими прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Книги? Да одной старой, простой книги, скромной, как природа, и как природа естественной… она так прямо и называется «Библия», что в переводе означает «Книги».

(в тетр.) слово Библия на древнегреческом языке значит книги (сравни со словом библиотека).

Первая, наиболее древняя часть Библии, называется Ветхий Завет, в нее входит 39 книг. Эта часть Библии содержит еврейские мифы и предания. Ветхий Завет стал священной книгой как у евреев, так и у тех народов, среди которых распространилась христианская религия. Создавались эти книги разными людьми на протяжении тысячи лет.

Первая часть Библии- Ветхий завет - священная книга евреев.

    РАБОТА НА УРОКЕ

    Ветхий Завет

Ветхий Завет содержит не только рассказы о старине, но и размышления мудрецов, запись древних законов и обычаев. Когда-то евреи, так

же как египтяне и вавилоняне, поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога - Яхве .

Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди - правила, по которым они должны жить . Ветхий Завет начинается с мифов

о сотворении мира, о первых людях и великом потопе. Предлагаю отправиться в путешествие по страницам Ветхого завета .

Работа в группах

    Миф о сотворении мира

Вопросы для первой группы:

- Кто создал мир?

-Что еще создал Бог?

- Каких живых существ создал Бог?

- За сколько дней Бог создал все это?

- Какой день был выходным?

    Миф о первых людях

- Как Бог создал женщину?

- Как жили в раю первые люди?

- За что Бог изгнал Адама и Еву из рая?

После изгнания из Рая стали жить люди на земле, женщины рожали в муках, с потом и кровью добывали люди себе хлеб. Приходилось людям проходить испытания, данные Богом. Однажды у пожилой пары Авраама и Сарры родился сын, которого они назвали Исааком. Аврааму тогда было сто лет, а Сарре девяносто. Они очень любили своего единственного сына.
Когда Исаак вырос,    пожелал возвысить веру Авраама и научить через него всех людей любви к Богу и послушанию воли Божией.
Бог явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу».   
Авраам повиновался. Ему было очень жалко своего единственного сына, которого он любил больше, чем самого себя. Но Бога он любил больше всего и верил Ему совершенно, и знал, что Бог никогда и ничего плохого не пожелает. Он встал рано утром, оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух слуг; взял дрова и огонь для всесожжения и отправился в путь.   
На третий день пути они пришли к горе, которую указал Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору.   
Когда они шли вдвоем на гору, Исаак спросил Авраама: «Отец мой! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец (ягненок) для жертвоприношения?»   
Авраам ответил: «Господь усмотрит Себе агнца». И шли далее оба вместе и пришли на верх горы, на место, указанное Господом. Там Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он уже поднял нож, чтобы заколоть своего сына. Но ангел Господень позвал его с неба и сказал: «Авраам, Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел единственного твоего сына для Меня».   
И увидел Авраам невдалеке барана, запутавшегося кустарнике, и принес его в жертву вместо Исаака.   
За такую веру, любовь и послушание Бог благословил Авраама и обещал, что у него будет потомства так много, как звезд на небе и как песку на берегу моря, и что в его потомстве получат благословение все народы земли, то есть из его рода произойдет Спаситель мира.   
Принесение Исаака в жертву было прообразом или предсказанием людям о Спасителе, Который, будучи Сыном Божиим, отдан будет Своим Отцом на крестную смерть, в жертву за грехи всех людей.   

    Миф о всемирном потопе

- Почему жизнь людей была не райская?

- За что Бог наказал людей?

- Как Бог наказал их?

- За какие качества Бог пожалел Ноя?

- Какой возникший в Двуречье миф напоминает миф о Ноевом ковчеге? Чем напоминает?

- Как вы понимаете слово гордыня?

- Что стремились объяснить древние евреи этим мифом?

- Кого считают родоначальником евреев?

- Почему еврейский народ называют израильтянами?

- Какими качествами обладал Иосиф?

Моисей выводит евреев из Египта.

Стали притеснять египтяне потомков Иакова. Заставлял их фараон от зари до зари трудиться на строительстве грандиозных сооружений. Совсем решил

он погубить израильтян, приказав всех новорожденных мальчиков отдавать палачам. Но одного мальчика матери удалось спасти. Она положила его в корзину и оставила в камышах на берегу Нила, где обычно купалась дочь

фараона. Как и надеялась мать, добрая дочь фараона нашла ребенка и воспитала его. Назвали мальчика Моисеем. Вырос Моисей и узнал о своем происхождении и о тяжкой судьбе соплеменников. Однажды шел он в пустыне, и вдруг перед ним куст сам загорелся пламенем. А из пламени

раздался голос: Я - Бог Яхве. Повелеваю тебе вывести мой народ из Египта. Моисей умолял фараона добром отпустить израильтян, но владыка Египта был неумолим. Тогда израильтяне во главе с Моисеем решили бежать. Вышли они к Красному морю. Уже думали о своей гибели, ибо настигало их на колесницах войско фараона. Но Бог раздвинул море, и прошли израильтяне по сухому дну. Когда же за ними помчались египетские колесницы, воды вновь сомкнулись, поглотив все войско фараона. Израильтяне оказались на другом берегу, в пустыне на Синайском полуострове, и сорок лет бродили там со своими стадами.

Бог дает законы. Наконец пришли они к высокой горе Синай. Моисей поднялся на нее, а всем остальным приказал оставаться внизу. Люди видели только дым и молнии, слышали раскаты грома. Гора же вся дымилась оттого,

что сам Бог сошел на нее в огне. Бог вручил Моисею каменные доски - скрижали, где были записаны десять заповедей. Самые главные заповеди читаем на стр. 85 Нарушителя заповедей постигнет Божья кара.

Евреи заключили с Яхве завет , то есть договор.

Они согласились выполнять все заповеди Бога. А он через Моисея обещал привести их в ту благодатную землю, которая называется Палестиной.

? Как называется первая часть Библии?

Какие библейские сказания вам запомнились?

В чем главное отличие религии евреев от религий других древних народов? 3. Что общего между клятвой египтян на суде Осириса и заповедями, данными Моисею?

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

на слайде находится задание, в котором надо установить соответствие.

Библия

первый человек, сотворённый Богом.

Моисей

первая женщина, жена Адама

Адам

единый Бог у евреев

Яхве

собрание книг религиозного содержания.

Ева

еврейский пророк, который вывел еврейский народ из Египта

д/з создать иллюстрацию к одному из библейских сюжетов

Миф о сотворении мира

«Вначале сотворил Бог небо и землю». Эта земля была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Бог сказал: «Да будет свет»- и явился свет. Бог отделил его от тьмы и назвал свет днем, а тьму- ночью. «И был вечер, и было утро: день один».

Во второй день Бог создал «твердь», которую назвал небом, т.е. уже собственно небесный свод, «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». Так появились воды земные и воды небесные, проливающиеся на землю в виде осадков.

В третий день Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и явится суша». Сушу Он назвал землею, а «собрание вод»- морями. «И увидел Бог, что это хорошо».

Затем Он сказал: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле»

В четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды «для освещения земли, и для отделения дня и ночи, и для знамений, и времен, и дней и годов»

В пятый день были созданы птицы, рыбы, пресмыкающиеся и звери. Бог благословил их и повелел им «плодиться и размножаться».

В шестой день Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему»- и сотворил мужчину и женщину.

Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею».

В седьмой день Бог «почил от всех дел Своих». Этот день был назван «суббота», что значит «покой», и установлен в качестве праздника- для отдыха и служения Богу.

Миф о первых людях

Бог сотворил чудесный райский сад и в нем поселил первого человека, которого

назвал Адам. В раю было много красивых цветов и деревьев со вкусными плодами.

Там обитали животные и птицы, но Адаму скучно было жить одному. И вот

однажды, когда Адам спал, Бог вынул у него ребро и сделал из него женщину. Ей он дал имя Ева, и стала она женою Адама. Жили Адам и Ева в раю, как малые дети, не зная, что хорошо и что плохо. А в раю росло дерево познания, и не разрешал Бог рвать плоды с него; Кто вкусит того плода, тот смертью умрет. Но жил в саду коварный змей, который уговорил Еву попробовать запретный плод.

Кто его съест, - сказал он, - станет мудрым, как боги. Ева сама съела плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и изгнал людей из рая.

Миф о всемирном потопе

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райская - приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль - ковчег.

Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари.

Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много

дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной.

Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Миф о вавилонском столпотворении

Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Сеннар в бассейне рек Тигр и Ефрат.

«И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя».

Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство.

Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.

Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы.

Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались на юго-западе Азии, потомки Хама направились к югу поселились в южной части Азии и Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила название земли Ханаанской.

Недостроенный город был назван Вавилоном, что, как утверждает Библия, означает «смешение»: «ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство- столпотворение- символом многолюдия и хаоса.

Миф о предках еврейских племен

Авраам, его сын Исаак

и внук Иаков. Второе имя Иакова - Израиль израильтяне.

Иосифа.

Миф о предках еврейских племен

Библейские сказания повествуют о предках еврейских племен. История

целого народа в Ветхом Завете излагается как предание об одной большой семье. Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак

и внук Иаков. Второе имя Иакова - Израиль - и дало название всему еврейскому народу: израильтяне.

У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали

юношу купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умен и

удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет - запасти зерно и таким образом избавить землю

египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли

просить его о помощи. Не узнали они своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и объявил, будто хочет сделать

своим рабом самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду.

Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там много-много лет.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png