Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Каждый учитель хочет, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но часто и учителя, и родители констатируют: «Не учится, не хочет учиться», «Мог бы заниматься, но нет желания». В этом случае встречаемся с тем, что у ученика нет сформированной потребности в знаниях, нет интереса к учению.

3 слайд

Описание слайда:

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования мотивацию к получению знай?

4 слайд

Описание слайда:

Мы знаем: нельзя успешно учить, если ребенок относится к учению и знаниям равнодушно. Потому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

5 слайд

Описание слайда:

Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

6 слайд

Описание слайда:

Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

7 слайд

Описание слайда:

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

8 слайд

Описание слайда:

мотивация, которая условно может быть названа отрицательной 1 Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам

9 слайд

Описание слайда:

мотивация, имеющая положительный характер Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации Эта мотивация выступает в двух формах: 1форма. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика 2 форма. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

10 слайд

Описание слайда:

В процессе учения тип мотивации меняется На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

11 слайд

Описание слайда:

Три кита учебной мотивации- это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности)

12 слайд

Описание слайда:

КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

13 слайд

Описание слайда:

Техника «Проблемные вопросы» Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

14 слайд

Описание слайда:

Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ. + - ? Я это знал(а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знала Я хочу об этом знать больше

15 слайд

Описание слайда:

Кит 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - Почему ты ходишь в школу? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

16 слайд

Описание слайда:

КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех - понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.






Факторы мотивации учения по Розенфельду Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к предмету. Обучение без личных интересов и выгод. Обучение для социальной идентификации. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач. Обучение по принуждению или под давлением. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях, ценностях.


Мотивационные типы (по К. Вепсяляйнену) Хорошая успеваемость, сочетание чувства долга и ответственности с зависимостью от авторитетов; Принятие образования как значимого фактора, отсутствие специальных интересов и низкая мотивация; Зависимость от авторитетов, отсутствие чувства долга ответственности; Стремление к достижениям в школе, чувство долга и ответственности, отсутствие боязни неудач; Стремление к успеху и боязнь неудач, чувство долга и ответственности.








Познавательные опора на жизненный опыт обучающегося; активизация познавательных интересов; создание проблемный ситуаций; выполнение творческих заданий; побуждение к поиску альтернативных решений; использование метода «мозгового штурма»; использование сравнений, опытов, парадоксов; экскурс в историю; использование обучающей интеграции между обучающимися.


Волевые предъявление учебных требований; информирование об обязательных результатах обучения; формирование ответственного отношения к учению; рефлексия поведения создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения; прогнозирование будущей деятельности.




Мотивы учебной деятельности ПознавательныеЭмоциональныеВолевыеСоциальные Познавательные интересы Аморфные Широкие Стержневые Задачи, привлекающие своей фабулой, необычным способом решения Задачи межпредметного характера, из отдельных областей науки Задачи чисто математического содержания


Г. Розенфельд выделил несколько факторов мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.


5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


Существует множество научно- исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам


2. Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2а. Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


2б. Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).




Познавательные мотивы включают: 1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене.


Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).


Социальные мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.


2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


3) Мотивы социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов.


Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.




Д/З Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Глава 13, п (Формирование мотивов учебной деятельности школьников). В параграфе выделены основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Приведите по 1 примеру на каждый фактор, используя свой собственные школьный опыт или материалы литературы или кино. Помните о необходимости обозначать перед примером, о каком факторе идёт речь, и аргументировать уместность примера.

Слайд 2

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.

Д.Г. Левитас

Слайд 3

На заседании №3 МК преподавателей ООД 29.11 2010г были рассмотрены вопросы:

Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока?

Слайд 4

Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности.

Слайд 5

Дифференциация обучения

Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Слайд 6

Индивидуализация обучения

взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.

Слайд 7

Значение уровневой дифференциации

учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.

Слайд 8

Положительные стороны дифференциации

исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.

Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке?

Слайд 10

Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.

Слайд 11

Мотивационная сфера ученияучащихся определяется следующими понятиями:

это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения - это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении; это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Слайд 12

Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.

Слайд 13

Слайд 14

Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

Слайд 15

Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения Цели урока:

Слайд 16

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Слайд 17

Повышение интереса к учебному материалу

Привлекательная цель Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Лови ошибку! Практичность теории Пресс – конференция Вопрос к тексту

Слайд 18

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;

Слайд 19

Вывод: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ-ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский

Посмотреть все слайды

Вера Жукова
Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка

На современном этапе развития образования одной из приоритетных задач образовательной политики является создание условий эффективного обучения, развития и социализации детей. Эти задачи решаются через систему психолого- педагогического сопровождения.

Тема мотивации возникла не случайно. При нарушении развития мотивационной сферы у учащихся от педагогов требуется более глубоких знаний условий эффективного обучения таких детей. Одним из таких условий является понимание того, что мотивация создается благодаря взаимодействию педагога и учащегося.

Обучение возможно только при наличии мотивации . Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания.

В процессе обучения ведущей деятельностью становится учебная деятельность , а образовательный мотив становится доминирующим. Этот процесс происходит благодаря адекватным условиям развития и обучения учащихся. Обучение представляет собой не пассивное получение готовых знаний, а активный процесс. Это взаимодействие педагога с учащимися, выстраивающееся с учетом возможностей, способностей и мотивов каждого ребенка . Познавательный мотив может отсутствовать .

Нарушение развития представляет собой иерархию отклонений. В первую очередь, это органическое или интеллектуальное неблагополучие.

При интеллектуальном дефекте, мотивационная сфера оказывается недостаточно сформированной к началу обучения, а ее более-менее устойчивое развитие наступает лишь к подростковому и юношескому возрасту. Мотивы детей с умственной отсталостью незрелы, они ситуативны и зависят в основном от внешних условий. Поэтому важной задачей является профилактика снижения мотивации . Решению этой задачи происходит благодаря созданию «ситуации успеха» опоре на сохранные функции ребенка, а также снижение эффекта «выученной беспомощности» , когда учащиеся отказываются от выполнения заданий на уроке по причине того, что они могут не справиться.

При сложных и комбинированных дефектах нередко возникает необходимость создания так называемой «искусственной» мотивации . За счет чего получается добиться положительного результата? Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются : - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию коммуникативных навыков.

Труд способствует развитию мотивов деятельности . В результате выполнения полезной трудовой деятельности у учащихся возникает ряд познавательных, учебных , трудовых, общественных потребностей и интересов. У детей изменяется характер мотивации , и они начинают руководствоваться в своих действиях не узкими, ограниченными задачами, возникающими в ходе деятельности, а более общими, перспективными задачами. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности. Одним из показателей развития произвольности и формирования образовательного мотива может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий .

Мотивация является условием эффективного обучения тогда, когда она рождается из внешней совместной деятельности с педагогом, сверстниками и переходит во внутренний план ребенка становясь средством его развития, познания и обучения.

Самоподготовка .

Понятие “самоподготовка” предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в центра реабилитации. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи : это не только форма проведения и закре6пления пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда , умения самим добывать знания, работать с книгой.

Осуществление выше сказанного решается рядом задач дидактического характера :

закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, практических работ и т. д.

выработка рациональных методов и приемов организации труда;

обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой , справочной литературой;

расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т. д.)

В процессе самоподготовки решаются воспитательно-развивающие задачи :

развитие воли, умения преодолевать трудности;

формирование характера;

выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т. д. ;

совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных способностей .

Реализация этих целей и задач позволит воспитанникам центра успешно учиться в условиях массовой школы.

Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы , получении знаний, умений и навыков.

Работая самостоятельно , воспитанники примерно одинаковых способностей и возможностей на одно и тоже задание тратят разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам. Поэтому третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей : рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки ; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т. д.

Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.

Воспитатель приучает воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания.

Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике, потом по физике, химии, иностранному языку, и далее по расписанию на следующий день. Но такой порядок не является обязательным. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у воспитателя появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельностью работы каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.

Воспитателю необходимо знать хотя бы основные индивидуальные особенности каждого воспитанника : его общее развитие, интересы, стремления; отношение к учению, степень его работоспособности ; темперамент, основные черты характера; особенности развития внимания, памяти, мышления – насколько быстро и глубоко или медленно и поверхностно воспринимает и мыслит ученик, в какой мере самостоятельны его суждения , прочно ли его запоминание; особенности чувств, восприятия, представления и других психических особенностей.

Знание индивидуальных особенностей воспитанников – это еще половина успеха работы воспитателя. Надо научиться учитывать эти особенности, т. е. овладеть методикой руководства самоподготовкой воспитанников с учетом их возможностей, интересов и склонностей.

Большую помощь в работе воспитателя оказывают группы консультантов – 2-3 хорошо успевающих ученика по какому – либо предмету, выделенных по рекомендации учителя. консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. консультантам лучше поручать оказывать помощь не самым слабым учащимся, а тем, у которых еще достаточно не сформировались навыки самоконтроля , кто не научился работать точно по плану, невнимателен, имеет частичные пробелы в знаниях.

Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png