Догматическое значение Воскресения Христова

Икона Воскресение Христово изображает центральное событие христианской веры, ее краеугольный камень. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и вера в Бога, в силу добра и правды, возможно, была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни православного христианина. Апостолы говорили: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (напрасна), тщетна и вера наша». «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (т. е. Он есть начало нашего будущего воскресения) (1 Кор. 15, 14, 20).

Воскресение Христово отражено в пятом члене (пункте) Символа веры: «И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими)». Эти слова заимствованы у апостола Павла: «Ибо я первоначально передал вам то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор. 15, 3-4). Из пророков о Воскресении Христовом предсказывал Давид: «Ибо Ты не оставишь души моей во аде, не дашь святому Твоему увидеть тление», то есть - воскресишь меня (Пс. 15, 10). Прообразом трехдневного Воскресения Христова служило трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита. На это указывает Сам Иисус Христос: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Иисус Христос пророчествовал ученикам о своей будущей смерти, страданиях и Воскресении, но апостолы не понимали смысла сказанного.

Момент Воскресения Христова непостижим по своей сущности для человека, в том числе и поэтому Спаситель на протяжении сорока дней являлся своим ученикам с верными доказательствами своего Воскресения (давал ученикам трогать раны от гвоздей и копья, ел перед ними и т. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия. И только проникнувшись, поверив, апостолы начинают проповедовать, при этом они говорят о Воскресении Христовом не как о событии лишь в его жизни, и в жизни тех, кто принял «пасхальное благовестие» (поверил в Воскресение Христово), потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8,11). Необычность происшедшего с Христом в том, что смерть Его и Воскресение «действуют в нас» (2 Кор. 4,12). «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (в крещении), то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним… дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6,4-6).

Сущность христианской веры, выраженная словами: «Христос Воскресе!», определяет и смысл жизни христианина, он видит этот смысл в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением, понимает, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Иначе говоря, смысл жизни христианина в уподоблении Христу и единении с Ним – ведение высокодуховной жизни, при которой станет возможной вечная жизнь в Царствии Божьем.

И здесь хочется привести актуальные и для нашего времени слова святителя Льва Великого, сказанные им в V веке на Пасху: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и Воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец - не быть тем, кем он был, и начало - быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

События, связанные с Воскресением Христовым

Сам момент Воскресения Христова в силу величия, неподдающегося описанию, в текстах Евангелий отсутствует, есть лишь описание событий, так или иначе связанных с Воскресением Христовым.

Цикл событий, тесно связанных с иконой Воскресение Христово , начинается с воскрешения Иисусом Лазаря, совершившегося в дни приближающейся еврейской Пасхи – последние дни земной жизни Христа. К этому моменту злоба первосвященников и книжников, направленная на учение Иисуса Христа, уже кипела, а великое чудо воскрешения Лазаря, с одной стороны, значительно увеличило число уверовавших во Христа людей, с другой – укрепило и ускорило решение первосвященников схватить Спасителя и предать его смерти (Ин. 11, 12). Воскрешение Лазаря Иисусом Христом вспоминается православной церковью в субботу на шестой неделе Великого поста (накануне Вербного воскресенья).

На следующий день после воскрешения Лазаря Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, причем попросил привести ему осла как символ того, что он идет с миром (въезд в город на коне означал в то время враждебные намерения). По древнему иудейскому преданию Мессия – Царь Израилев должен быть явлен в Иерусалиме на Пасху. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя. Множество людей устилают дорогу перед Спасителем своей верхней одеждой и пальмовыми листьями (Мф. 21:1-17; Мк. 11:1-19; Лк. 19:29-48; Ин. 12:12-19). Это событие вспоминается Церковью в воскресенье шестой недели Великого поста и в просторечии называется Вербным воскресеньем, вербы заменяют пальмовые листья в российском народном обиходе. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. Сейчас распускающиеся весною ветви вербы прославляют Спасителя как Победителя смерти.

Все последующие дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне стен Иерусалима. Поскольку Спаситель все время был окружен людьми, внимательно Его слушающими, у первосвященников не было возможности совершить убийство, оставалось только искушать его вопросами (Мф. 21, Мк. 11, Лк. 19, Ин. 12). Проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме вспоминается церковью в Великий вторник (вторник Страстной недели, последней перед Воскресением).

На четвертый день после торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал своим ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф. 26:2). В этот день первосвященники, книжники и старейшины народа еврейского решают погубить Спасителя хитростью и не в момент праздника, когда собирается много людей, а раньше, чтобы избежать всеобщего народного возмущения. В этот же день один из апостолов – Иуда Искариотский, не сумев победить своей жадности, пришел к первосвященникам, обещав за тридцать сребреников найти удобный случай, чтобы предать Иисуса Христа «не при народе» (Мф. 26:1-5,14-16; Мк. 14:1-2, 10-11; Лк.22: 1-6). Церковь вспоминает этот день в среду Страстной недели.

Вечером пятого дня после входа в Иерусалим Иисус Христос, зная, что он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами в приготовленную для пасхальной трапезы горницу. Здесь Иисус Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15-16). Омыв ноги своим ученикам, Иисус Христос научил их смирению, показал, что не стоит считать за унижение для себя служить кому бы то ни было. На этой вечере после вкушения ветхозаветной Пасхи Иисус установил таинство Святого причащения, поэтому и называется она «Тайною вечерею». Во время Тайной вечери Спаситель рассказал апостолам, что один из них предаст Его. Слова учителя опечалили апостолов, каждый задавал себе и другим вопрос: «Не я ли?», обратившись же к Иуде Искариотскому, Иисус сказал: «Что делаешь, делай скорее». Апостолы не поняли истинного смысла этих слов и подумали, что Иисус посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. После ухода Иуды, продолжая беседовать с учениками, Иисус сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34, 35). Видя, что весть о возвращении Его к Отцу опечалила апостолов, он обещает им послать другого утешителя: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоан. 15, 26-27). Это обещание Иисуса исполнится через пятьдесят дней после его Воскресения. Иисус также предсказал апостолам, что им придется многое пережить за веру в Него. Свою беседу с учениками он закончил молитвой о них и обо всех, кто будет веровать в Него. После молитвы Спаситель пошел по обыкновению на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, и ученики его последовали за ним (Мф. 26:17-35; Мк. 14:12-31; Лк. 22:7-39; Ин. 13-18). Эти события вспоминаются церковью в Великий четверг Страстной недели.

, иконописец Юрий Кузнецов
Придя в Гефсиманский сад, Иисус молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иисус сказал апостолам о том, что в скорби сердце его, просил их быть с ним, но, трижды подходя к ученикам, находил их спящими. В третий раз подойдя, сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня» (Мф. 26:45, 46). Во время этих слов к ним подошел Иуда с воинами и служителями от первосвященников. Иуде хорошо известно было место, где Иисус собирается со своими учениками. Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Учитель!», и поцеловал Его. Это было тайным указанием на то, кто среди собравшихся Иисус (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-52; Лк. 22:40-53; Ин. 18:1-12).

В эту ночь собрались члены Синедриона, несмотря на то, что собираться верховное судилище могло только днем и в храме. На этом сборе, помимо членов Синедриона, были старейшины и книжники, все они заранее договорились осудить Иисуса Христа на смерть, но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину, достойную смерти. Они допрашивали Иисуса об Его учении и Его учениках, но не могли найти вины, пока один из первосвященников не спросил: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?», на что Иисус ему ответил: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». «Он богохульствует! – был приговор первосвященника. – Как вам кажется?» Все сказали в ответ: «Повинен смерти» (Мф. 26:63-66).

Наступило утро пятницы. Первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион опять собрали совещание. Они привели Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что он называет Себя Христом, Сыном Божиим. Когда Иуда узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, мучительное раскаяние овладело его душой, возможно, он не думал, что дело зайдет настолько далеко. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать сребреников, говоря: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Они же ответили ему: «Что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела). И повели Иисуса Христа на суд римскому правителю в Иудее – Понтию Пилату, так как сами без его утверждения не могли исполнить свой приговор (Мф. 27:3-10).

Понтий Пилат по случаю Пасхи находился в Иерусалиме. Когда к нему привели Иисуса, он сказал первосвященникам: «В чем вы обвиняете этого человека? Если он злодей, возьмите его и сами судите по законам вашим». «Нам не позволено предавать смерти никого», – отвечали они ему. Понтий Пилат, поговорив с Иисусом Христом, понял, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти римлян. Выйдя к первосвященникам, объявил им, что он не находит никакой вины в этом человеке. Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что он возмущает народ, уча по всей Иудеи, начиная от Галилеи. Узнав, что Иисус из Галилеи, Понтий Пилат отсылает его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда, так как понимал, что Иисуса предали из-за зависти (Мф. 27:2, 11-14;Мк. 15:1-5;Лк.15:1-7;Ин. 18:28-38).

Ирод же отослал Иисуса Христа обратно к Понтию Пилату, причем в светлых – оправдательных – одеждах (Лк. 23: 8-12). Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «Вы привели ко мне человека сего как развращающего народ, и вот я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его, и Ирод также, ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти. Итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23: 14-17). У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Понтий Пилат был уверен, что народ выберет Иисуса, а не Варавву – разбойника и убийцу. Но, видимо, первосвященники и фарисеи, исполняющие роль учителей еврейского народа и в связи с этим имеющие авторитет, научили толпу просить освобождения Вараввы. И толпа скандировала: «Распни его! И отпусти нам Варавву!» Еще трижды Понтий Пилат пытался склонить людей к тому, чтобы отпустить Иисуса, и узнать у толпы, какое же зло он совершил, что они так хотят его смерти. Но толпа была неумолима и, не давая объяснений, продолжала кричать: «Распни его!» Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, чтобы умыть свои руки перед народом, и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы» (то есть пусть эта вина на вас падет). Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: «Кровь Его на нас и на детях наших». Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие (Мф. 27:15-26; Мк. 15:6-15; Лк. 23:13-25; Ин. 18:39-40; 19:1-16).

Осужденным на распятие полагалось нести свой крест до места казни. Холм, на который вели Иисуса Христа, назывался Голгофой, дорога туда была неровной, гористой. Измученный побоями и душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая и опять поднимаясь. Когда процессия дошла до городских ворот, где дорога начинала подниматься в гору, он уже совсем был без сил. Тогда воины велели нести крест Симону, который с состраданием посмотрел на Христа (Мф.27:27-32; Мк. 15:16-21;Лк. 23:26-32; Ин. 19:16-17).

Казнь распятия на кресте была самой жестокой и самой низкой, так как по еврейскому закону повешенный на древе считался проклятым. Первосвященники, присудившие к такой смерти Иисуса Христа, хотели навсегда развенчать Его славу, а Он же когда Его распинали, молился за них: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». На кресте каждого распятого была прибита табличка с указанием его вины, на кресте Иисуса было написано: «Царь иудейский». Первосвященники настаивали на том, чтобы Понтий Пилат дописал «Он говорил, что Царь иудейский», но римский правитель не стал этого делать. Последние часы жизни Иисуса Христа были наполнены оскорблениями и насмешками: первосвященники, книжники, старейшины и воины, охранявшие казненных, говорили: «Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: ″Я Божий Сын″». Во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. Как только Иисус Христос был распят, началось редчайшее явление – солнечное затмение. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе, наблюдая внезапную тьму, сказал: «Или Творец-страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.

Перед смертью Иисус громким голосом произнес: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», преклонил голову и умер. Тут все присутствующие почувствовали толчок из-под земли – началось землетрясение. Сотник и воины, которые охраняли распятого Спасителя, испугались и говорили: «Истинно, человек этот был Сын Божий». И народ, наблюдающий казнь и все видевший, испугавшись, стал расходиться (Мф. 27:33-56; Мк. 15:22-41; Лк. 23: 33-49; Ин. 19:18-37).

Знаменитый член Синедриона и тайный ученик Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский, человек добрый и праведный, попросил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Иосиф и Никодим (еще один ученик Христа из Синедриона) обвили тело Спасителя плащаницей и положили Его в пещере, которую Иосиф высек в скале для своего погребения, привалив вход огромным камнем. На следующий день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника Пасхи) пришли к Пилату и стали просить его: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи в живых, сказал: ″После трех дней воскресну″. Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого». Пилат ответил им: «У вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете». Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать и поставили воинскую стражу (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42). Великая пятница Страстной недели посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

Когда тело Спасителя лежало во гробе, душою Своею Он сошел в ад, и все души праведных людей, которые ждали Его пришествия, были освобождены (Еф.4:8-9; Деян.2:31; 1Пет.3:19-20). В канонических книгах Нового Завета есть лишь отдельные упоминания апостолами о сошествии Христа в ад, наиболее полно это событие описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. По учению Церкви, человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа в аду уже вел евангельскую проповедь Иоанн Креститель). Пребывание Иисуса Христа во гробе и сошествие Его в ад для избавления душ умерших вспоминается церковью на Страстной неделе в Великую субботу.

По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Утром же с Небес сошел ангел Господень и отвалил камень от двери гроба. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и остолбенели, а очнувшись от страха, разбежались. В это же время Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины-мироносицы, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело, согласно традициям. Подойдя к пещере, они увидели, что камень отвален. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал, еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Петр и Иоанн первыми из учеников прибежали ко гробу. Иоанн, не решаясь войти, остался у входа, Петр же сразу вошел внутрь. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в Воскресение Христа, Петр же удивлялся внутри себя всему происшедшему. Когда Иоанн и Петр ушли, Марии Магдалине, оставшейся у гроба, было первое явление Христа по Воскресению. Мария, увидев, что перед нею стоит Иисус Христос, с радостью бросилась к Нему, но Спаситель не разрешил ей коснуться себя, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам с вестью о том, что видела Господа. По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Иисус Христос встретил их по дороге и сказал им: «Радуйтесь!» Они же подошли, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Иисус Христос сказал им: «Не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня». Мария Магдалина с Марией Иаковлевой рассказали одиннадцати ученикам и всем, кто был рядом, великую радость о том, что Иисус Христос жив, и они видели Его, но ученики не поверили им. После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем Воскресении. После третьего явления многие перестали сомневаться в действительности Воскресения Христова, хотя и оставались еще среди учеников те, кто не верил в возможность случившегося.

Воины, охранявшие вход в пещеру, сообщили обо всем случившемся первосвященникам. Опасаясь, что слава Иисуса окрепнет еще больше, первосвященники решили скрыть происшедшее от народа и подкупили воинов, велев говорить им о том, что тело Иисуса Христа ночью, пока стража спала, унесли его ученики. Воины так и поступили, как были научены (Мф. 28:1-15; Мк. 16:1-11; Лк. 24:1-12; Ин. 20:1-18).

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, Марии Иаковлевой и Петру, двое учеников Христовых (из числа 70), Клеопа и Лука, шли из Иерусалима в селение Эммаус. Дорогой они рассуждали обо всех происшедших в Иерусалиме событиях, вдруг к ним присоединился путник и, услышав их сомнения в том, что Иисус был избавителем Израиля, сказал им: «О несмысленные (не умеющие увидеть суть) и медлительные (не чуткие) сердцем на то, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?», далее продолжив разъяснять все сказанное пророками, начиная с Моисея. Во время ужина путник взял хлеб, благословил, преломил и подал его ученикам, в этот момент открылись у них глаза, и они узнали Иисуса Христа, но Он стал невидим для них. Клеопа и Лука тут же собрались и пошли обратно в Иерусалим, чтобы рассказать о чуде, происшедшем с ними (Мк. 16:12-13; Лк. 24:18-35).

Во время беседы апостолов с возвратившимися из Эммауса учениками, несмотря на запертые из-за страха перед иудеями двери, посреди апостолов возник Иисус Христос. Апостолы смутились и испугались этого события, думая, что перед ними стоит дух. Но Иисус Христос сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам; осяжите (потрогайте) Меня и рассмотрите; ведь дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Далее, в подтверждение своих слов, Иисус Христос ел и пил перед учениками, беседуя с ними: «Вот, теперь исполнилось то, о чем Я вам говорил, еще когда был с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и у пророков, и в псалмах». «Мир вам! Как послал Меня Отец в мир, так и Я посылаю вас», – сказав это, Спаситель дунул на них и продолжил: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Среди апостолов в этот вечер не было Фомы, апостолы рассказали ему о явлении им Иисуса Христа, но Фома, выслушав их, сказал, что не поверит, пока сам не увидит воскресшего Спасителя (Мк. 16:14; Лк. 24:36-45; Ин. 20:19-25).

Через неделю, в восьмой день после Воскресения Христова, ученики опять собрались все вместе, в этот раз Фома был с ними. Двери были заперты, как и в первый раз. Иисус Христос вошел в дом при закрытых дверях, стал посреди учеников и сказал: «Мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал ему: «… и не будь неверующим, но верующим». Тогда апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», Иисус Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали» (Ин. 20: 26-29). Церковь вспоминает два явления Иисуса Христа апостолам в следующее после Пасхи воскресенье – праздник Антипасха или Фомина неделя (Фомино воскресенье).

Согласно повелению Иисуса Христа, которое он передал через Марию Магдалину и Марию Иаковлеву во второе свое явление, ученики ушли в Галилею. Там около моря Тивериадского явился Иисус Христос ученикам, простил и восстановил отрекшегося Петра в апостольстве (Ин. 21). Во время следующего явления апостолам и более чем пятистам своим ученикам Иисус Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы (учению Моему), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; поучайте их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь». Сорок дней после своего Воскресения Иисус Христос являлся ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием (Мф. 28:16-20; Мк. 16:15-16).

О всех вышеописанных событиях свидетельствуют все четыре Евангелия, являющиеся важнейшей частью христианского Святого Писания (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20-21).

В рассказе использованы материалы широко известного
учебника «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского.

Коротко об иконографии Воскресения Христова

В древнехристианском искусстве на иконах Воскресение Христово изображалось в символико-аллегорической форме, часто использовались ветхозаветные прообразы, например, изображение Ионы в чреве кита. (Мф. 12:40) Из-за отсутствия евангельского рассказа о Воскресении Христовом художники длительное время избегали изображать этот сюжет на иконах. Его заменой служили эпизоды и сюжеты явлений воскресшего Христа: Марии Магдалине, ученикам по пути в Эммаус, в самом Эммаусе и другие.

В ранневизантийском искусстве соединились иллюстрация евангельского повествования и изображение гробницы Спасителя в виде храма (или креста), построенного императором Константином Великим на месте Воскресения Христова - храм Гроба Господня.

Позже Воскресение Христово , которое по своей сути является спасением человека от смерти и ключом к вечной жизни в Царствии Небесном, стало изображаться как «Сошествие Иисуса во ад» для спасения душ умерших. В Евангелиях это событие почти не описано, поэтому основным литературным источником для данной композиции стали апокрифические источники, в первую очередь Евангелие от Никодима, самая старая часть этого текста предположительно датируется IV веком.

Композиция «Сошествие Иисуса во ад» появилась примерно в XII веке, тогда же в западных памятниках появились первые попытки написать икону Воскресение Христово в виде Его выхода из гроба. Начиная с XVII века на русских иконах появляются два центра: собственно Воскресение Христово, где Иисус изображается в ореоле над гробом, и «Сошествие во ад» со множеством мельчайших деталей из апокрифических источников.

Поскольку первыми свидетелями Воскресения Христова были жены-мироносицы, композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня» становится самостоятельным сюжетом, широко распространенным на Руси. Победа над смертью и радость совершившегося, которую благовествует ангел мироносицам, привлекали христианских мастеров и побуждали вновь и вновь изображать это событие.

Все перечисленные выше сюжеты объединяет то, что в них фигура Христа всегда изображалась, в отличие от всех других сюжетов, окруженная светом, расходящимся лучами во все стороны. Со временем на иконах Воскресения Христова , как и на иконе Ю.Э.Кузнецова, все сюжетные элементы, как правило, опускались, и оставалась только фигура Спасителя в центре в ярком сиянии.

Какое чудо произошло

Странно говорить о Боге, спрашивая о чудесах Господних: «Какое чудо произошло?», ибо мы всегда говорим о Его чудесах в наших рассказах о христианских святых в истории Православной Церкви. Все чудеса, совершенные Им, записаны в Четвероевангелии, все чудеса по воле Его совершали апостолы и святые отцы-чудотворцы.

Но самое большое чудо – это воскресение человеческой души, когда человек находит Господа в сердце своем. Происходит чудо обожения, и дети человеческие становятся детьми Божьими. Это великое счастье, дарованное Им человеческому роду в том грядущем, о котором возвещали ветхозаветные пророки. Чудо Воскресения Господа мы празднуем из года в год, когда зажигается священный пасхальный огонь – знак и символ бескорыстной и всепрощающей Господней любви.

Ликует паства. В Иерусалиме
Огонь священный по свечам бежит,
А значит, Ты, Господь, нас не покинул –
Нам есть кому молиться и служить.

Но изо всех Твоих чудес на свете
Я поражаюсь прежде одному –
Безмерному терпенью Твоему
К таким большим и непослушным детям…
Ольга Троицкая
Пасха, 2011

Иерусалимский храм Воскресения Христова

Испокон веков это место собирает к себе паломников со всего мира, ежегодно в храме совершается обряд схождения Благодатного огня, используемого в пасхальной церемонии выноса Святого Света из Гроба Господнего. Эта церемония проводится в Великую субботу и в символических действиях показывает события Страстей Господних – смерти, положения во гроб и Воскресения Иисуса Христа. Вынос же Святого Света (Огня) символизирует воскресшего Господа. Церемония в храме Воскресения Христова издавна проводится с участием разных христианских церквей.

Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, был возведен императором Константином в IV веке. В 326 году его мать, императрица Елена, прибыла в Иерусалим в целях паломничества и поиска христианских реликвий, именно она была инициатором строительства храма над пещерой, в которой был погребен Иисус Христос. Храм был торжественно освящен в присутствии представителей духовенства из разных стран 13 сентября 335 года.

Храм Воскресения Христова представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий: Голгофу с местом распятия Иисуса Христа; Кувуклию – часовню в центре храма, скрывающую непосредственно пещеру с гробом; Камень помазания, на котором находилось тело Иисуса перед погребением и было помазано благовониями; Кафоликон (главный храм комплекса); подземный храм Обретения Животворящего Креста; храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

В настоящее время храм Воскресения Христова разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, например, Гробом Господнем, являющимся главным алтарем храма, сообща владеют православные, армяне Апостольской церкви и католики, и только они имеют право поочередно служить здесь литургии. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не возникало недоразумений, ключи от храма с 1109 года хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

В древности богослужение в Иерусалимской церкви – пасхальное бдение (вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с обряда возжения вечернего света. Обряд благословения вечерней свечи описан в Лекционарии (сборнике библейских литургических чтений) V – VII веков. Однако во «Втором слове о Воскресении» Григория Нисского, известного церковного писателя, богослова и философа, жившего в IV веке, уже встречается упоминание о чуде схождения Благодатного огня в канун Воскресения Христова, которое ежегодно ожидается всеми христианами и в наше время. В учебнике «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, более полувека использующемся в православных учебных заведениях, о Благодатном огне также говорится как о чуде, с приведением рассказов паломников.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века». Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и наступление власти «тьмы».

Церковная церемония выноса Святого огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть чудо схождения Благодатного огня, среди них, помимо христиан, есть как представители множества религий, так и атеисты. За общественным порядком во время церемонии следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до десяти тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом.

Все находящиеся в храме люди с трепетом ждут выхода патриарха из Кувуклии с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. В дальнейшем от Благодатного огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, потом его доставляют авиарейсами в разные страны мира, в последние годы и в государства бывшего Советского Союза.

Значение иконы

Икона Воскресение Христово – свидетельство самого главного события, которое произошло в бывшей и грядущей истории человечества. Им, Воскресением Христовым, упразднялась смерть. Прежде всего, духовная. Для всех раскаявшихся, для всех, кто готов стать на путь христианства. В Евангелии мы видим первый этому пример, как распятый вместе с Иисусом Христом разбойник просит Спасителя помянуть его, когда Он будет в Царствии Его. И Христос обещает Ему это (Лк. 23, 42–43). И так и случилось.

Это был первый пример покаяния, истинного и глубокого, и – великого воскресения преображенной верой в Него души.

В неисчислимом множестве икон Воскресения Христова на Руси большую часть составляют иконы Сошествия во ад — сюжета, известного в византийском искусстве, по крайней мере, с VIII в.; древнейшие из сохранившихся памятников — главным образом, миниатюры лицевых рукописей — датируются VIII—IX вв. Принято считать, что окончательно эта иконография сложилась к X—XI вв. , т. е. Древняя Русь получила иконографию Пасхи Господней в готовом виде.

Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому.

В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников:

Яко не оставиши душу мою во аде… (Пс. 15:10);

Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен… (Пс. 23:7-8);

Господи, возвел еси от ада душу мою… (Пс. 29:4);

Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85:13);

Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных… (Пс.101:20-21).

Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста:

Земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52).

Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр:

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:18-19). Апостол Павел также говорит, что Христос нисходил в преисподние места земли… (Ефес. 4:9).

Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся во II в. С ним перекликаются составленное в IV в. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял [силу] ада, освободил узников); Гомилия 13-я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника — РНБ) Евсевия, епископа Александрийского — автора рубежа V—VI вв. , а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов.

До нас дошел целый ряд икон «Сошествия во ад», что подтверждает изначальную укорененность именно этой иконографии Воскресения Христова в искусстве Древней Руси.

На иконе «Сошествие во ад» XII в. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. Сюжет известен и в лицевом шитье — например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV в., хранится в Музеях Московского Кремля). Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г.), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV в.) и ряд других.

На Руси сюжет «Воскресения Христова — Сошествия во ад» получил не только повсеместное распространение, но и творческое развитие; это т.н. развернутая иконографическая редакция, известная в русском искусстве с XVI в. Древнейшей из дошедших до нас икон развернутой редакции является икона Дионисия Гринкова «Воскресение -Сошествие во ад» 1568 г. из Ильинской церкви в Вологде (одно из клейм).

В нашей заметке приводятся примеры развития развернутой иконографической редакции «Воскресения Христова — Сошествия во ад» в памятниках, находящихся в провинциальных музеях.

Но прежде обратим внимание на востребованность сюжета «Воскресение — Сошествие во ад», что выражалось, в частности, во включении его в более сложные композиции храмовой росписи. В акафистном цикле выполненных Дионисием росписей соборного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — древнейшем из дошедших до нас изображений Акафиста Пресвятой Богородице в древнерусском искусстве — в иллюстрации к 12-му кондаку художник изобразил сюжет Сошествия во ад с разрыванием рукописания. Фреска Дионисия лаконична; иконописец стремился дать точную иллюстрацию текста акафиста: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа». В росписи представлен попирающий сокрушенные адовы врат Воскресший Христос, всех долгов Решитель. Он держит в правой руке раздранное рукописание, а левой извлекает из преисподней праотца — падшаго Адама. Эта деталь позднее повторена во многих храмовых росписях, посвященных теме акафиста (например, в московском храме Троицы в Никитниках), а также в иконах Сошествия во ад. Надо отметить, что Дионисий в храмовой иконе Воскресения Христова — Сошествия во ад того же собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне она в Государственном Русском музее) при сохранении некоторых черт колористического и композиционного решения эту деталь не воспроизводит.

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» из Псковского музея представляет собой сложную композицию, восходящую к целому ряду прототипов. Воскресший Спаситель изображен в круглой славе стоящим на сокрушенных адовых вратах. По правую руку от Него — Адам, за которым плотной группой стоят ветхозаветные цари и пророки (на переднем плане Соломон и Давид). Слева — Ева, припадающая к ногам Воскресшего Христа (она, как и Адам — в самом нижнем регистре обитателей ада), затем группа ветхозаветных праведных жен и праотцев. Выше всех в этой группе — Иоанн Предтеча, это самый недавний обитатель ада, он благовестил сущим во аде явльшегося плотию Бога.

Присутствие трех жен, окружающих Еву — достаточно редкая деталь в иконографии Сошествия во ад. Одна из жен протягивает руки к Спасителю, а Он простирает Свою левую руку к ней, повелевая выйти из преисподней.

Из характерных для псковских икон Сошествия во ад иконографических деталей отметим изображение двух ангелов в красных одеждах, связывающих сатану в глубине ада. В нижней части иконы изображены выходящие из гробов праведники в белых одеждах. Эта деталь встречается в русских иконах XVI в.

Еще одна псковская икона середины XVI в. из того же музея происходит из церкви жен-мироносиц «на скудельницах», т. е. стоящей на кладбище, где погребали странников, нищих и людей, умерших во время эпидемий (ср.: на Иудины тридцать сребреников была куплена земля горшечника, для погребения странников (Мф. 27:7). Видимо, село скудельничье — место добычи глины для изготовления посуды; в ямах из-под глины и производились захоронения умерших от моровой язвы, нередко в братских могилах. Во время чумной эпидемии 1522 г. в Пскове в одну «скудельницу» похоронили 11 500 человек. Церковь жен-мироносиц «на скудельницах» была построена в 1546 г.

Возможно, что икона написана не псковским мастером, а новгородским или даже московским: в ней нет типичных для псковской иконографии деталей: отсутствует крест в руке Спасителя — он заменен на свернутый свиток. Ад, в отличие от большинства псковских икон, изображен лаконично.

Еще одна замечательная икона «Воскресения — Сошествия во ад с праздниками, Страстями и Евангельскими сценами» находится в Муромском историко-художественном музее. Икона датируется 1699 г. и происходит из Георгиевской церкви города Мурома. Это — типичный образец «развернутой редакции» Сошествия во ад.

Иконы такого типа имели целые циклы клейм с изображением основных праздников годового богослужебного круга, а также событий Постной и Цветной Триоди. Средник представлял собой многосоставную композицию Сошествия во ад; тема Воскресения Христова продолжалась в клеймах.

Муромская икона не является каким-то новым словом в иконографии Воскресения Христова, это скорее типичная икона, использующая многочисленные более ранние и краткие варианты иконографии. Иконы, по типу которых создана муромская, известны по крайней мере с начала XVII в.

На среднике муромской иконы изображена фронтально расположенная фигура Воскресшего Христа, попирающего сокрушенны врата ада. У ног Спасителя — восстающие из гробов Адам и Ева, группа пророки и праведники. По правую руку Спасителя — Иоанн Предтеча, за которым расположились плотной группой пророки.

Дополнительные сюжеты средника иконы — это шествие праведников в рай, изображение самого рая (он обнесен стеной) и стоящий у врат рая благоразумный разбойник с крестом в руках. Он показан повторно уже в раю беседующим с праотцем Енохом и пророком Илией и изображен непосредственно над главой Воскресшего Христа. Отличительная особенность муромской иконы -фигуры двух ангелов, которые держат над головами выводимых Воскресшим Христом из ада праведников развернутые свитки (надписи на свитках сохранились фрагментарно).

Свитки с надписями есть и в руках у некоторых пророков:

У Иоанна предтечи — «Се аз видех и свидетель…»

У Псалмопевца Давида — «Радуйся зелосвятый Соломон»

У царя Соломона — «Воскресни, Господи Боже мой, да воз…»

У пророка Иезекииля — «Аз Езекеиль провиде врата»

У изображенных в раю пророка Илии — «Ревнуя и поревновах по Господе» и у праотца Еноха — «Се исполнися земл.»

Часть характерных сюжетов развернутой иконографической схемы «Сошествия во ад» в нашей иконе перенесена в самое большое и подробное из внешних клейм (18-е), занимающее около половины нижнего поля. Это клеймо иллюстрирует текст воскресного тропаря 2-го гласа, звучащий на полунощнице Великой Субботы и в Неделю жен-мироносиц. Здесь изображен пустой гроб со спящими воинами; подходящий к запертым вратам ада Христос с ангелами; ангелы, сковывающие сатану; ветхозаветные пророки, поклоняющиеся Христу. В правой части клейма изображен Христос со стоящими перед ним на коленях Адамом и Евой, а ниже — ангелы, выводящие ветхозаветных праведников из преисподней.

Вокруг средника располагается шестнадцать клейм внутреннего ряда с изображениями двунадесятых праздников — кроме двух переходящих, Входа Господня в Иерусалим и Вознесения, время празднования которых непосредственно зависит от времени наступления Пасхи. Эти сюжеты вынесены во внешний ряд клейм. Третий переходящий праздник — Сошествие Святого Духа на апостолов — изображен в виде Святой Троицы (клеймо 13). Цикл двунадесятых праздников дополняют изображения Зачатия Богоматери, Преполовения Пятидесятницы и Покрова, а также три сюжета Страстного цикла — Снятие со Креста, Положение во гроб, и Оплакивание Христа.

Во внешнем ряде клейм, помимо нескольких праздничных сюжетов, подробно иллюстрируются события, связанные с Воскресением Христовым, и явления Спасителя ученикам после Воскресения.

Эти сцены в качестве литературной основы имеют тексты ексапостилариев — песнопений, которые поются в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона, вместо светильнов. Одиннадцать ексапостилариев, составленные в Х в. императором Константином Багрянородным, конспективно излагают содержание одиннадцати воскресных Евангелий, читаемых на утрени.

Клейма с изображением явлений Воскресшего Христа надписаны. Вот содержание надписаний в порядке расположения клейм, начиная с 6-го:

6. Явление Христа апостолам после Воскресения — «Со ученики взыдем на гору галилейскую верою Христа видети» (ексапостиларий 1-й).

7. Жены-мироносицы у гроба Господня — «Камень узревша отвален, мироносицы срадовахуся» (ексапостиларий 2-й).

8. Явление Христа Марии Магдалине — «Яко Христос воскресе никтоже да неверует, явися бо Марии — (ексапостиларий 3-й).

9. Явление ангелов женам-мироносицам — «Видим предстоящим в живоносном гробе мужи в блещащихся ризах» (ексапостиларий 4-й). На свитке одного из ангелов надпись: «Что ищете жива».

10. Явление Христа апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус — «Христос воста из мертвых, Клеопе и Луце спутешествова, има же и познася во Еммаусе» (ексапостиларий 5-й).

11. Трапеза Воскресшего Христа с учениками —

«Яко человек еси, Спасе, по существу, посреде став воскрес от гроба и брашна сопричастился еси» (ексапостиларий 6-й).

12. Апостолы Петр и Иоанн обретают гроб Христа пустым, с лежащими в нем погребальными пеленами — «Яко взяша Господа Марии рекшей, на гроб течаста Симон Петр и другий таиник Христов» (ексапостиларий 7-й).

13. Явление Христа Марии Магдалине — «Два ангела видевши внутри гроба, Мария удивляшеся и Христа не знающе вопрошаше» (ексапостиларий 8-й).

14. Явление Христа апостолам дверем затворенным и послание им Духа Святого — «Заключенным, Владыко, дверем, яко вшел еси, апостолы исполнил еси Духа Пресвятого, мирно дунув» (ексапостиларий 9-й).

15. Явление Воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском — «Тивериадское море с детьми Зеведеевы, Нафанаилом с Петром же и со другима» «…иже Христовым повелением одесную ввергше мрежу, множество извлекоша рыб» (ексапостиларий 10-й).

16. Троекратное вопрошение Петра и уверение Петра в любви ко Христу — «По божественнем восстании трижды Петра: Любиши ли Мя? Вопрошаяй Господь». Спаситель держит свиток с надписью: «Симоне Ионин, любиши…». Ответ Петра написан на свитке, который он держит: «…и Господи, яко люблю Тя» (ексапостиларий 11-й).

18. Многофигурная развернутая композиция Сошествия во ад. Надпись: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (тропарь воскресен 2-го гласа).

Представляется, что иконы Сошествия во ад «развернутой редакции» могут послужить прототипами как при написании храмовых икон Воскресения Христова, так и при разработке программы храмовой росписи.

Епископ Балашихинский Николай

Использованная литература:

  1. Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
  2. Иконы Мурома. // Древнерусская живопись в музеях России. Муромский историко-художественный музей. М., 2004.
  3. Иконы Пскова. // Древнерусская живопись в музеях России. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2003.
  4. Нерсесян Л. В. Об иконографических прототипах акафистного цикла в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005.

Воскресение Христа имеет ключевое значение в христианской вере, дарующее верующим надежду на спасение и вечную жизнь. Без веры в святое воскресенье христианство теряет всякий смысл. Когда я разговариваю с атеистами о своей вере, они не могут признать факт воскрешения тела. Однако верить нужно сердцем, а не разумом. Вера дается нам как благодать божья, как чудо. В статье я расскажу вам о значении этого важного события в жизни каждого человека, о празднике Пасхе и молитве для этого торжественного случая.

Воскресение Спасителя принесло благую весть о спасении человечества. Иисус после смерти спустился в ад, одолел дьявола и воскрес. Он воскрес силой Духа Святого, и это стало неопровержимым доказательством его божественной природы. Весть о чудесном воскресении облетела много городов, неоднократно Спаситель являлся своим ученикам и верным последователям. Один из маловеров по имени Фома усомнился в действительности воскресения, но изменил свое мнение, когда вложил собственные пальцы в раны Спасителя.


Толкование молитвы

С того времени христиане отмечают светлый праздник Пасхи, во время которого вспоминают это важное для каждого человека событие. В конце всенощной пасхальной службы поется особенная молитва «Воскресение Христово видевше». Текст этой молитвы не сложный, ее может выучить любой человек. Также эта молитва поется на праздник Крестовоздвижения, Рождество, Лазареву субботу.

Целью жертвы Христовой является искупление человечества от духовной смерти и обретение царства божия.

Многие христиане считают главным праздником Рождество, но на самом деле важное значение имеет именно Пасха — светлое воскресение Христово. С праздника Пасхи начинается новый богослужебный цикл в церкви. Иисус подарил всем мощное орудие против дьявола — святой крест. Теперь каждый верующий человек имеет власть над дьяволом и собственным грехом, в этом помогает крест Господень.

Воскресение Христово видевши — текст молитвы:

1. Воскресение Христово видевши

Почему в молитве упоминается, что кто-то видел воскресение Христа? Ни один человек не присутствовал при этом событии. Отцы церкви учат, что имеется в виду личное воскресение каждого христианина: он возродился к духовной жизни с обрядом крещения. Мы воскресли в новом духовном теле, свободном от соблазна и греха. У новокрещенных начинается новая жизнь во Христе, а старая жизнь погребена и забыта. Когда мы выходим из крещенской купели, в мире нарождается новая душа и новое тело.

2. Единому безгрешному

Иисус был единственным человеком на земле, обладающим божественной природой. Все остальные люди рождены во грехе, грешниками и остаются. Спасение дано нам как дар божий, неизреченная милость. Христос стал добровольной жертвой за наши грехи, чтобы мы обрели спасение. Каждый христианин должен помнить, какой ценой он был выкуплен из лап смерти — святой кровью Спасителя.

3. Кресту твоему поклоняется, Христе

Смерть на кресте считалась в те времена самой позорной и ужасной. Распятый человек не умирал сразу, а мучился какое-то время. Христос превратил орудие позора и пытки в символ победы над дьяволом. Он освятил крест своими страданиями и кровью. Поэтому христиане поклоняются Кресту как символу победы над грехом и наказанием.

Символ креста возник не случайно, и осеняем себя крестом мы не случайно. Когда первых христиан подвергали страшным пыткам и отрезали им языки, чтобы не проповедовали спасение, они перед казнью осеняли себя крестом. Это показывало людям, что мученики принимают смерть ради Христа. Благодаря крестному знамению и бесстрашию мучеников перед смертью, множество язычников приняло христианскую веру.

4. Ты бо если бог наш, разве Тебе иного не знаем

Здесь Иисус провозглашается богом, единородным Сыном. Эти слова обозначают, что христианин осознал милость божьего дара во спасение. Мы ничем не можем отплатить за бесценный дар, только своей искренней верой.

5. Имя Твое именуем

В Ветхом завете запрещалось произносить святое имя бога, и только единожды в год первосвященник имел право его назвать. Но с учением Христа теперь каждый может произносить имя бога, не опасаясь наказания. Только говорить его нужно с поклонением в сердце, а не по каждому пустяку.

6. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению

В христианской вере очень важно быть единомысленными последователями Христа и единой душой славить его воскресение. Это заповедал нам Спаситель, когда сказал: «Там где двое или трое соберутся во имя мое, и я средь них.»

Икона Воскресение

На иконе запечатлено воскресение Иисуса, он держит за руки первого человека — Адама. Благодаря своей крестной смерти Христос смог спасти всех людей, пребывавших в юдоли скорби. Ноги Спасителя стоят на сломанных адских вратах, что очень символично выражает его победу над дьяволом.

На других иконах можно увидеть, как Спаситель выходит из гробницы, а в его ногах находятся ангелы. Нередко иконописцы изображают и поверженных в ужас стражников и благочестивых мироносиц, чтобы показать полную картину происходящего.

Почитаемой является и икона, на которой Магдалина встречает воскресшего Спасителя. Иконописцы подчеркнули характерный жест Христа, запрещающего прикасаться к себе.

О чем молиться этой иконе? Верующий должен помнить, что его целью является подражание Христу во всем. Когда мы смотрим на икону Воскресения, должны понимать, что нужно изменяться и ежедневно уподобляться Спасителю. Он оставил единственную заповедь человечеству: «Да любите друг друга». Это всё, что необходимо делать каждому христианину ежедневно.

Молитва перед иконой:

  • очищает разум от дурных помыслов;


  • Воскресение Христово видевше — текст молитвы с ударением:

На протяжении длительного времени образ Христа, который непосредственно воскресает в теле не использовался в православной иконографии. Как правило, если речь шла про Воскресение Христово, то икона изображала сюжет сошествия во ад, откуда Спаситель вывел всех грешников и святых. Такое изображение имело глубокий смысл, так как транслировало идею о даровании спасения всем и даже грешникам и представляло Христа не просто как того кто сумел воскреснуть, но и того кто сумел воскресить других к житию вечному в Царстве Небесном.

Современные варианты иконы Воскресение Христа

Тем не менее, со временем появились и другие сюжеты, примерно с периода царствования Петра Первого икона Воскресения стала также изображаться с Христом, который предстает в ярком свете, а пред ним склоняются стражи, которые стояли у пещеры, где Он был погребен. По сути, передается евангельский сюжет.

На самом изображении часто присутствуют ангелы, которые склонились перед Господом. Позади Него видны темные своды пещеры, ложе и другие детали, в руке Он держит знамя как символ победы над гибелью, а другая рука простирается в молитвенном жесте.

Общим фоном является золотистый цвет, который подчеркивает торжественность данного события и говорит о божественности происходящего.

Такое написание иконы восходит к католической традиции. Тут образ является более художественным и менее символическим, для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно посмотреть на изображение основных героев иконы.

Уникальные особенности иконы

Не существует описаний апостолами в Евангелиях как такового, поэтому икона является неизобразимой. Именно поэтому начальные варианты этого образа вообще были иносказательными, то есть предлагали зрителям различные аллегории. Наиболее распространенным вариантом был святой Иона, который наподобие Господа, проведшего три дня во гробе, провел три дня в чреве кита.


Также могла изображаться как икона Воскрешение Христа, которая говорит о сошествии во ад. Об этом сказано ранее. История этого сюжета бралась из апокрифа от Никодима, который постепенно стали использовать ортодоксы в собственных потребностях.

Вообще в православии икона считается застывшим Евангелием, соответственно, изображать апокрифы не совсем приемлемо. Однако, такие образы как, например, икона Воскресения Христово с праздниками постепенно вошли в церковный обиход. Они стали частью традиции почитания великого чуда, которое явил Спаситель.

Как правило, в описание данного сюжета включается три основных композиции:

  • Христос выходит из гроба;
  • Явление женам-мироносицам;

Первые два сюжета были популяризированы и изначально использовались в католической традиции. Там они часто выглядят как картины.

Как вариация может использоваться композиция Воскресения Христово с двунадесятыми праздниками – такая икона представляет собой Евангелие в сжатой форме, ведь каждый из главных церковных праздников указывает на самое значимое событие из биографии Христа и Богоматери. Такая икона выполняется с клеймами, то есть небольшими изображениями, которые располагаются по периметру от остального.

Изображение с двунадесятыми праздниками также указывает на нескончаемый ход времени. Ведь тут описывается весь год христианских праздников и сцены следуют друг за другом, оставаясь закольцованными. Они символизируют нескончаемый ход церковных праздников, которые прославляют Господа и дают надежду верующим.

Весьма интересным является образ с мироносицами, то есть женщинами, которые пришли натереть миром тело Христа. Они не обнаружили его во гробе, только его одежды, таким образом в иконе дается только намек на главного героя. Также там часто изображается ангел, наличие которого подчеркивает особое значение ситуации.
В чем помогает икона Воскресение Христово

Значение этого образа огромно, и оно указывает на возможность выбора рая каждым верующим. Поэтому легко понять, что икона Воскресение Христово помогает обрести истинную веру и нацелиться на самую высшую надежду, которая только может быть у православного христианина – снискать Царствие Небесное.

Молитва перед иконой «Воскресение Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Икона «Воскресение Господне» - святой образ, созданный для постоянного напоминания христианам о великой жертве Христа, цене пролитой Им крови и великой благодати, дарованной при этом.

Рождение Иисуса Христа изменило течение жизни человечества, открыв новый век, однако, без Воскресения Спасителя это событие не имело бы такого значения. В светлый праздник Пасхи великий Господь, Бог Сын сошел в ад, забрал у сатаны ключи от рая, чтобы каждый, верующий в Спасителя, имел жизнь вечную.

Значение иконы

Чтобы понять значение Живописного образа, в котором можно увидеть великие и трудно постижимые умом события, следует обратиться к евангелию от Никодима.

Икона Воскресения Христова

Невзирая на то что Благая весть от Никодима не вошла в каноническую Библию, она является уникальным, единственным в своем роде повествованием, рассказывающем о событиях, произошедших во время пребывания Иисуса в преисподней.

  • Это произошло в течение того времени, когда Христос был погребен и воскрес.
  • Дьявол праздновал победу у Голгофского Креста, однако, дальнейшие события заставили его забить тревогу и приказать запереть ворота ада, чтобы не пустить Спасителя.
  • Великий Бог Сын разрушает стены ада, передав в его власть связанного сатану, забирает ключи.
  • Все праведники вышли из своих гробов и последовали за Христом, вышли все желающие, такая же возможность сегодня дана современным людям, выбор каждый делает сам.
  • Пройдет время и Христос вернется за своими праведниками, грешникам будет вынесен окончательный приговор.

Смысл древних и современных икон - отобразить суть и значение Воскресения для всего человечества. Смерть была побеждена Христом, сошедшим в ад, это знает каждый верующий в Бога человек.

Интересно, что нигде не встречается описание самого воскресения. Есть у Бога Таинства, к которым людям не стоит прикасаться.

Важно! Смысл иконы «Воскресение Христово» показать истины, что некогда мертвый Иисус воскрес, и так с Ним воскреснут праведники.

Описание святого образа

Икона «Воскресение Христово», значение трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями.

Афонский монастырь Ставроникита является обладателем святого образа, написанного Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.

Воскресение Христово. Икона из монастыря Ставроникита на Афоне

На святом изображении представлен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко делают копии с этого извода, а вот в католицизме он нашел особое почитание.

Интересной деталью на этой фреске является отсутствие главного персонажа этого события - Иисуса Христа.

В мире есть несколько икон «Воскресенье Христово», написанных в византийском стиле, всех их объединяют одинаковые принципы написания:

  • Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет - Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.
  • Руки Христа поднимают Крест - орудие Его казни и символ победы христианства.
  • Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.
  • Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны.
  • На многих образах Христос стоит на скрещенных вратах, под Его ногами частицы цепей, засовов, петель, всего того, что удерживало праведников в аду.
  • Объединяющим элементов для икон «Воскресение Христово» является золотистый фон, знак царского достоинства Бога Сына, в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.
  • На многих иконах, символизирующих победу Бога над адом, Иисус выводит из преисподней Адама и Еву, они нарисованы в приподнятом с колен состоянии. Их грех прощен, но без Создателя освобождение было бы невозможно.

Икона как бы говорит грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Спасителя, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.

В XVI веке появляется новое изображение, на нем Иисус в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, закрывающих некогда вход в ад. Христос окружен миндалевидным нимбом, Его руки держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне иконы стоят ветхозаветные праведные пророки.

Икона «Воскресение Иисуса Христа»

На этом образе изображен церковный догмат, согласно которому праведники не могли войти в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.

Врата ада сложены крестообразно. Их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Спасителя гвозди, которыми Он был прибит к кресту.

Как мы видим на старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних изображениях можно увидеть только Иисуса и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих есть картина ада.

На изображениях воскресения Христа прослеживается 3 линии:

  • выход Спасителя из гроба;
  • встреча Христа с женами-мироносицами;
  • схождение в преисподнюю.

В католицизме эти направления представлены скорее как живописные полотна, чем святые образа.

Икона Воскресение Христово с Двунадесятыми Праздниками

Есть вариации, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников, своего рода - это Евангелие в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.

В чем и кому помогает икона

К святому образу чаще всего обращаются те, кто упал физически или душевно. Даже в самых сложных жизненных ситуациях следует помнить о великой любви Господа к своему созданию и цене, уплаченной Спасителем за наше спасение.

Нет такого греха, который не простит Творец, если человек искренне покается и призовет имя Иисуса, то спасется.

Матери, молящиеся о своих непутевых детях, имеют великую надежду, что придет момент, и Господь выведет чадо из плена греха.

Молитвенные обращения у светлого лика помогают укрепить веру.

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо есть Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите все верные, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Иконы Воскресения Христова

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png