Слайд 1

Классный час «Культура общения»
«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» Д. Леббок «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». М.Сервантес

Слайд 2

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера.

Слайд 3

В классе начался спор на повышеных тонах. Ваша реакция: 1) Не принимаю участия 2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной 3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».

Слайд 4

2.Часто ли вы спорите с друзьями? 1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые 2) Лишь по некоторым вопросам 3) Споры – это моя стихия

Слайд 5

3.Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд? 1) Возмущаюсь в душе, но молчу 2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону 3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком

Слайд 6

4. Дома на обед подали недосоленный суп. 1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка 2) Молча возьму солонку 3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды

Слайд 7

5. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция. 1) Промолчу 2) Ограничусь коротким, но тактичным замечанием 3) Выскажу всё , что я об этом думаю.

Слайд 8

Оценки: 1- 4 балла 2- 2 балла 3- 0 баллов Давайте подведём итог: 12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально. 8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение. Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

Слайд 9

“Стать человеком-большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше “ !

Слайд 10

Законы общения
1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.

Слайд 11

2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Слайд 12

3. Обращайтесь к собеседнику, называя его по – имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.

Слайд 13

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов, и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим.

Слайд 14

5. Старайтесь не говорить о людях дурно.

Слайд 15

6. Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.

Слайд 16

7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; ещё более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне.

Цель — учить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой; закреплять навыки употребления вежливых слов в речи.

Ход занятия

  1. Ребята, вспомните, о каких вежливых словах вы говорили на прошлых занятиях.

(О словах приветствия и прощания).

Игра «Ромашка».

(На лепестках различные формы приветствия и прощания, дети показывают варианты их

употребления).

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы с вами отправимся в необычный сказочный волшебный город.

Всех чудес в сказочном городе не перечесть…

Жить-поживать в этом городе одно

удовольствие…

Все жители здесь сказочно вежливы…

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

(Н. Юсупов)

Итак, мы отправляемся в сказочный город Вежливости.

III. Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой и назовите вежливые слова, которые вы

услышали.

Сколько просьб начинается «Прочтите, — глаза у меня стары…»

с «будьте добры!» «Придите, беда у нас!»

«Скажите, который час?» Будьте добры,

Очень прошу!

(Дети называют: будьте добры, скажите, пожалуйста, который час и т.д.)

Что мы выражаем этими словами? (Или с чем обращаемся? Просьбу)

У нас звонит телефон…

  1. Инсценировка отрывка из стихотворения Чуковского «Телефон».

У меня зазвонил телефон

— Кто говорит? Крокодил

— Слон. И со слезами просил:

— Откуда? — Мой милый, хороший,

— От верблюда. Пришли мне калоши,

— Что вам надо? И мне, и жене, и Тотоше.

— Шоколада.

— Для кого? К нашему ужину

— Для сына моего. Дюжину

— А много ли надо прислать? Новых и сладких калош!

— Да пудов этак пять

Или шесть: — Постой, не тебе ли

Больше ему не съесть, На прошлой неделе

Он у меня еще маленький. Я выслал две пары

Отличных калош!

А потом позвонил

— Ах, те, что ты выслал А потом позвонили зайчатки:

На прошлой неделе, — Нельзя ли прислать перчатки?

Мы давно уже съели А потом позвонили мартышки:

И ждём не дождёмся, — Пришлите, пожалуйста, книжки.

Когда же ты снова пришлёшь.

Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.

Помните, кто ему звонил? (слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли свинья, газели, кенгуру, носорог). Как звери обращались с просьбой?

Подумайте, чья просьба вежливее? Почему? Какие еще вежливые слова вы знаете? Какое из них можно использовать при обращении с просьбой?

В общении, а особенно при выражении просьбы, с другими людьми, очень важно

обратиться к человеку.

  1. Как вас называют дома (в семье, школе, ребята во дворе)? А зачем, как вы думаете, обращаясь к человеку, нужно называть его Леша, Алексей, друг и т.д. ? (Называя человека, мы привлекаем его внимание, заставляем внимательнее слушать при этом говорящий передает и свое отношение к нему.)

В каких случаях, обращаясь к мальчику, его можно назвать Ваня, а когда — Ванечка,

  1. Выборочное чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Найдите в тексте и прочитайте выразительно строки, содержащие обращение старика к

золотой рыбке и к старухе. Попробуйте объяснить, почему на протяжении всей сказки старик по-разному обращается к ним.

  1. Самостоятельная работа.

— Вы. конечно, помните мальчика Федора- героя истории Э.Успенского «Трое из Простоквашино» . Федор поместил в газете объявление о том. что он решил стать фермером и ищет спонсоров. На его объявление откликнулись: коммерческий банк, пожилой любитель природы, дальний родственник, друг, живущий в городе. Как вы думаете, какие обращения и приветствия мог прочитать Федор в их письмах?

  1. Разыгрывание ситуаций

(можно задание написать на карточки и работать творческими группами, а затем просмотр и анализ).

а) Как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый номер журнала?

б) Школьный буфет. Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом.

в) Обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее проехать к центру поселка.

г) Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?

д) Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.

е) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров прокомпостировать ваш билет.

ж) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

з) Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку или карандаш.

Когда вы обращались с просьбой, как вы называли своего соседа?

Обратить внимание на то, что товарища вежливо просят: «Дай, пожалуйста», а взрослого

или малознакомого человека: «Дайте, пожалуйста».

Анализ ситуаций.

VII. Ребята, мы с вами заблудились в нашем городе Вежливости и попали в какой-то

странный район, а вежливые ли жители здесь проживают, вы сейчас определите

  1. Вежлив Витя или нет?

Малыша обидел Витя. -Тихомиров!

Перед школою в строю Покажите

Витя просит: Нам на карте город Псков.

Извините, -Извините, —

Я ошибку признаю, шепчет Витя, —

На урок пришел учитель, Я к уроку не готов.

Положил на стол журнал. Мы поспорили с Наташей:

Следом Витя: Вежлив Витя или нет?

Извините, Разберитесь в споре нашем

Я немного опоздал, и пришлите нам ответ!

(И.Антонов)

Как мы ответим на вопрос девочки?

Всегда ли было уместным извинение мальчика?

  1. Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон» Помогла ли вежливость слона муравью?

«Вежливый слон»

Вышел слон на лесную дорожку. Сказал муравью:

Наступил муравью на ножку. — Можешь и ты

И вежливо наступить на мою!

Очень (В.Лунин)

  1. Скажите серьезный или шуточный совет дает поэт Г. Остер?

Если ты пришел к кому-то. Отвернись и на вопросы

Не здоровайся ни с кем. Ни на чьи не отвечай.

Слов «пожалуйста «, «спасибо » И тогда никто не скажет.

Никому не говори. Про тебя, что ты болтун.

Какого человека вы считаете вежливым? Всегда ли человека, который знает все-все вежливые слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете.

Вывод: В этом странном районе города Вежливости нам встретились герои, которые только выучили вежливые слова, но они не стали частицей их души и сердца, формально сказанные, они не найдут отклика в сердцах других людей.

Мы будем стремиться быть по-настоящему вежливыми, поэтому мы прощаемся с жителями этого чудесного города до следующей встречи.

Итог занятия.

С какими вежливыми словами мы сегодня познакомились? (выражение просьбы)

Курилкина Светлана Ивановна

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Партизанского района

Приморского края

Классный час.

7 класс.

Тема «Культура общения и речевой этикет».

Цель: показать, что культура общения – очень важный момент в воспитании человека, в установлении и поддержке доброжелательного контакта с собеседником в разных условиях общения. Ход мероприятия: Классный руководитель: Друзья мои, я рада видеть Вас. Надеюсь, что наша встреча сегодня будет для всех интересной и полезной, а вы с удовольствием примите участие в этом необычном разговоре.

    Обратимся к анкетам. Вам был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения?» Талант общения, дар общения что это такое, по-вашему? (вопросы необходимо было продумать до классного часа и попытаться сформулировать ответы).
Вывод: Вы почти все считаете, что искусство общения – это умение пользоваться речью. Видимо вы исходили из того, что язык-главное средство общения. И с этим нельзя не согласиться. Но дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умения проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. НО вернемся к культуре речи, речевому этикету. Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»: В миг по речи распознали Что царевну принимали? А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб, и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами навсегда. Именно речь выдает нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Но чтобы понять все это, давайте разберемся, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значения «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого слова- «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. Скажите, а для чего же нужны эти правила? (Чтобы поддерживать положительную тональность разговора) А какие этикетные выражения мы слышим из уст культурного и вежливого человека? (Добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер)
    Игра «Словарь вежливых слов» Кл. руководитель: Насколько важен этикет говорили и осознавали еще в древности. Так, в «поучениях Владимира Мономаха читаем: « Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Ученики читают стихотворные отрывки В. Бокова и Л. Татьяничевой
Друзья мои, внушайте Людям Веру И чаще говорите "Добрый день!" И следуйте хорошему примеру- продляйте добрым словом жизнь Людей !!! /В. Боков/

Прекраснейшее слово " ДОРОГОЙ " как много чувств оно вмещает, И радостью нам душу освещает, соперничая с радугой-дугой. / Л. Татьяничева/. Какая мысль объединяет эти тексты? Согласны ли вы с этими высказываниями? (Такими словами, как добрый день, дорогой можно оживить людские сердца, продлить жизнь человека. Эти слова сравниваются с радугой. Из жизненного опыта мы знаем, сколько радости приносит нам радуга после дождя).

    Рассказ ученика о происхождении слова «Здравствуй». (Здравствуй – будь здоров. Приветствую!)
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя мы совсем не знакомы. Здравствуйте! Что особого в том мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни?»
    Чтение стихотворения В. Солоухина «Здравствуйте». Читается отрывок из книги «Домостой». Она была написана в 16 веке и представляла собой свод правил и наставлений, по которым жила средневековая Русь. А вот отрывок из пособия для обучения и воспитания детей дворян, составленного сподвижниками Петра I в 18 веке.
« Когда родители или кто другие их спросят (позовут), то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: «Что изволите, государь батюшка?», или «государыня матушка», или «Что мне прикажете, государь?», а не так: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь?» И не дерзостно отвечать: «Да, так» - и ниже вдруг наотказ молвить: «Нет»; но сказать: «Так, мой государь, слышу, государь, учиню так, как вы, государь, приказали». Как вы думаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе?
    Предлагаем такие ситуации. Ответьте на вопросы.
    Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли поздороваться тебе? С вами, наверное, такое бывало: встречаете человека часто, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович!».
Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке? Вывод: конечно, мнения ваши могут расходиться. А между тем, спорить не приходиться. Мы убеждаемся, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом – ЭТИКЕТ.
    Вы знаете много пословиц, а знаете ли такие, которые отражают правила речевого этикета? (Сердечное слово до сердца доходит. Сперва подумай – потом говори. Много говоришь- голова заболит. Хорошее слово-половина счастья.)
Объясните, какие требования к речи выражает каждая пословица?
    Мы всегда должны помнить, что правильная речь – речь без ошибок, устная, удачная речь. Как смешно можно выглядеть, используя неуместные слова. Часто речевую культуру нарушают слова-пустышки. Они мешают четко информировать или что-то сообщить. Читается стихотворение «Как его зовут?» М. Червинского.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день”.
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.

А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну я пошёл, пока, всего…”

Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Вася, Ваня, Оля.
Своих друзей зовет он только

Алешка, Васька, Ванька, Олька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

О каких нарушениях речевых норма говорится в этом стихотворении?

    Следует обратить внимание на то, что многое можно при общении передать, не произнося ни слова мимикой и жестами.
Что это такое? Мимика и жесты тесно связаны со словом, но они не предупреждают слово, а могут заменить целую фразу. Цицерон говорил, что мимика и жесты выражают движения нашей души.
    Ученик рассказывает о языке жестов многих народов.
А где мы встречаемся с языком жестов и мимики? (В спорте, строительстве, морском деле, азбуке глухонемых, а в школе-подсказки). Эти средства общения называются невербальными. Послушайте стихотворение: Муравей сороконожке повстречался на дорожке: -С добрым утром! Как дела? – Сорок лапок подала. И пока он лапки жал, Тут и вечер набежал. Итак, вы поняли, что речь пойдет о жестах приветствия и прощания. Оказывается, существует этикет жеста. Русский писатель А. И. Куприн говорил, что по рукопожатию можно и не только узнать отношение человека к тебе, но и все о его характере. Например, подать два пальца – высокомерное приветствие, протянуть руку лодочкой – человек смущен, долго жать руку – дружеский или фамильярный интерес к тебе. Но запомните, чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест.
    Давайте инсценируем несколько ситуаций встреч и прощаний.
Описывается ситуация, ребята разыгрывают, используя жесты и мимику.
    Встречаются два знакомых мальчика Как они приветствуют друг друга? Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
И нельзя сказать об улыбке. Какова ее роль в отношениях между людьми? Послушайте прекрасные слова поэта Солоухина: А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу, – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было просто, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”. Чтобы с нами этого не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
    Итог. Наши мимика и жесты, речь, поведение и общение не всегда таковы, как нам хотелось бы. Над многим надо еще работать. И если сегодняшний разговор заставил вас задуматься, я очень рада.
Звучит стихотворение «Пожелание друзьям». Литература:
    Акишина А. А, Формановская Н. И. Русский речевой этикет. Горелов И.Н., Енгалычев В. А. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. Гольдин В. Е. Речь и этикет. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. Матвеев В. Панов А. В мире вежливости.

ФГБОУ СОШ №1699 УД ПРЕЗИДЕНТА РФ, г. МОСКВА

Классный час «Нравственная культура общения»

для учащихся 6 класса

I квалификационной категории, г. Москва 2013г.

Цель мероприятия: воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование таких качеств личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость.

Ход мероприятия.

Вступительные слова педагога.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между людьми. Мы находимся в постоянном общении друг с другом. С какими людьми вам хотелось бы общаться? Напишите, пожалуйста, качества личности людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить?

Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях.

Педагог обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.

Вопрос педагога: что значит быть терпимым человеком? Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек - уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека. «Терпимость – это старание понять других» - это высказывание известного чешского писателя Карела Чапека.

Послушайте притчу о терпимости, затем мы обсудим её.

ШРАМЫ НА ДУШЕ

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:

- Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.

В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:

- Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.

Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

Обсуждение притчи. Вопросы педагога:

1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).

2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).

3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).

Педагог подводит итог обсуждению:

Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?

Все учащиеся отвечают утвердительно.

Педагог: Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам.

Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.

Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.

Правила общения с людьми:

- ко всем относись с уважением;

Будь вежливым со всеми;

Слушай собеседника, не перебивая его;

Проявляй искренний интерес к людям;

Не допускай грубых и ироничных высказываний;

Говори доброжелательным тоном;

Будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;

Если ты поступил неправильно – извинись.

Заключительные слова педагога.

Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.

Список использованных источников

    Притчи о главном. Сборник. М. «Новый Акрополь», 2006.

    http :// dic . academic . ru / dic . nsf / enc _ philosophy /402/

Этическая игровая программа-размышление. Тема: «Веселый переполох в Стране хорошего тона»

Цель:

Привитие культуры поведения, речи, внешнего вида и общения подростков.

Оборудование:

распечатанный на всех учеников текст теста «Как к вам относятся окружающие», необходимый реквизит для сатирической программы.

Предварительная работа:

Классный руководитель готовит тексты теста, выбирает по интересам «артистов», «ведущего» (им может быть классный руководитель), «школьников 1, 2, 3», «первоклассника». «Артисты» знакомятся со сценарием и учат роли.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Наш сегодняшний классный час необычный, мы постараемся разобраться в путанице, которая произошла в Стране хорошего тона.

Эта страна знакома вам с детства. Вы и не замечаете, как ежедневно путешествуете по ней. В раннем детстве вас учат дома, в детском саду, в начальных классах, как правильно жить в удивительной Стране хорошего тона.

Становясь старше, вы, незаметно для себя, начинаете задаваться вопросом: «Как окружающие относятся ко мне?»

Вот с решения этого вопроса мы и начнем «распутывать» клубок загадок Страны хорошего тона.

Первый блок

Как к вам относятся окружающие?

Ведущий (классный руководитель):

Вам, конечно же, не все равно, как относятся к вам окружающие? Но для того чтобы вас уважали, вы сами должны соответствовать принятым в обществе нормам внешнего вида и культуры общения.

Давайте посмотрим на себя? Все ли в порядке?

Я предлагаю тест из серии «Познай себя».

Тест «Как к вам относятся окружающие?»

Выберите ответ, и вы увидите, насколько высок ваш авторитет:

1. Бывает ли так, что человек вам не понравился с первого взгляда?

2. Если с вами заговорит незнакомый человек, сделаете ли вы вид, что не замечаете его?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

3. Когда кто-то рассказывает вам что-нибудь «по секрету», вы держите язык за зубами?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

4. Обращаются ли к вам за помощью или советом?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

5. Общаясь с людьми, вы отказываетесь выслушать то, что волнует их, ради обсуждения своих собственных проблем?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

6. Позволяете ли вы себе говорить критичным тоном, с сарказмом или с нотами агрессии?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

7. Если у вас что-то не получается, вы пытаетесь переложить свою вину на кого-нибудь другого?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

8. Когда вы встречаете нового человека в доме или в классе, вы пытаетесь первым завести знакомство?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

9. Если друзьям срочно понадобилась ваша помощь, вы, не раздумывая, бросаете свою работу, домашние дела и занятия, чтобы помочь им?

(а) Часто (б) Иногда (в) Никогда

Ключ к тесту:

Подсчитайте баллы:

80—100 : Это очень высокий результат. Если вы отвечали честно, то вы цените и уважаете людей, а они в свою очередь считают вас надежным человеком. Вы не свернете со своего пути ради похвалы и награды, но ваши поступки принесут вам первое и второе.

45—75: Людям, которые попали в этот диапазон, обычно помогают при условии, что они расширят сферу своих интересов. Им хочется, чтобы их любили, но они ничего для этого не делают, предпочитая отгородиться от мира.

0—40 : Люди, которые попали в эту группу, настолько стеснительны, что просто боятся быть на виду. Но как только они вылезают из своей скорлупы, то еще больше привлекают к себе внимание окружающих.

Второй блок

Об этикете в шутку и всерьез, или Правила хорошего "дурного тона"

В автобусе и классе, и в шуме дискотек

Ты должен быть прекрасен и чуток, человек!

Но, делая уступки, ты резко не дели

Одежду и поступки, и помыслы свои.

Случается нередко — и это не секрет —

Красивой этикеткой сменяют этикет.

И вроде все в порядке, и все как у людей,

Но это только прятки от совести своей.

Ребята, скажите мне, что такое «этикетка»? Да, верно, это информация о вещи. А что такое «этикет»? Это манеры, умение вести себя в обществе, воспитанность.

Мы же сегодня поговорим о невоспитанности и составим свои правила дурного тона, или правила моветона. А как вы будете себя вести — в соответствии с правилами хорошего тона или же моветона — решать вам.

1-й школьник: Из дневника первоклассника, акселерата Саши Н.: «В школе действительно интересно, особенно мне понравились старшеклассники: на них рубашки, как веселые картинки. Я до того засмотрелся, что и про уроки забыл. У одного на рубашке три дяди бородатых, с открытыми ртами и страшные — я подумал, что это Бармалеи, но почему их тогда трое? Я подошел к нему и спросил, а он щелкнул меня по носу и сказал: «Брысь, малявка!» Наверное, он кошек не любит. А у другого старшеклассника на рубашке — пейзаж: озеро и белая женщина плавает, как на ковре, который я на рынке видел. Я подошел к нему и спросил: «Вы рубашку покупали у дяди, который на рынке коврами торгует?» А он схватил меня за ухо и сказал: «Ах ты, щенок паршивый!» Наверное, он собак не любит. Прозвенел звонок, и я опоздал на урок. Когда я объяснял учительнице причину, она сказала, что школа не картинная галерея и «засматриваться нечего»».

Ведущий: Итак, первые три правила моветона:

1. Приличные костюмы носят только отличники и зануды.

2. Одежда должна быть цветастой и яркой, желательно, чтобы ее гамма состояла из 5—6 цветов, тогда все сразу обратят на вас внимание.

3. Старайтесь на все выпуклые места нашить иностранные лейблы — это придаст вам определенный шарм.

А теперь за одну минуту предлагаю вам вспомнить или сочинить коротенькую историю «Почему я опоздал на урок».

Проводится конкурс на лучшую историю, вручается небольшой приз победителю.

2-й школьник: Из дневника третьеклассника, акселерата Саши Н.: «Ну вот мы с Сережкой в рубашках с картинками. У него 3 дяди бородатых — Сережка говорит, что это ансамбль какой-то известный, а у меня картинка из мультфильма «Ну, погоди!» Иду я в этой рубашке, красуюсь и вдруг слышу: «А бык будет? Будет! И козел будет! Чего это тюлень вчера промазал? Да ему медведь помешал, у них сегодня вместо медведя гусь будет. А баран что? Баран на воротах! А мне кажется, гусь вместе со страусом будут!» Как я это услышал — бегом в класс. «Сережка! — кричу я другу, — Побежали быстрей, там в школу цирк приехал!» Обежали мы вокруг школы — никого! А на площадке старшеклассники в футбол играют, и тут я опять слышу: «Пасуй, гусь! Козел, нападай, чего рот разинул?» «Осел! — говорит Сережка. — Это у них клички такие». Прозвенел звонок, и мы опоздали на урок, учительнице объясняли, что цирк искали. А она сказала, что не позволит школу превращать в цирк. А я подумал: «Действительно, в школе даже слонов негде поставить».

Ведущий : Правила моветона:

1. Обращение по кличкам — признак высокой культуры и больших знаний в зоологии.

2. Клички учителей должны обязательно указывать на их злобный и неприятный характер.

3. Давая всем окружающим клички, не позволяйте при этом придумывать кличку себе.

3-й школьник: Из дневника семиклассника, акселерата Саши Н.: «Вчера бегали с Сережкой смотреть, как Шипучка бастует. Шипучка — это Вовка Шипунов. Ему отец ночью волосы обрезал, а он в знак протеста забрался в канализационный колодец и сидит. Пришли мы с Сережкой, а там десятиклассники митингуют: «Шипучка, мы с тобой!», «Свободу волосам!» Другие научную базу подводят: «На одном квадратном сантиметре головы растет до пятнадцати тысяч волос — умножьте это на объем головы и вы поймете, что Шипучка прав!» А один вякнул, что Шипучка свои волосы раз в полгода мыл, но его тут же прогнали, обозвав провокатором. А я подумал: «Ну и идиот же этот Шипучка, своей дурацкой головой всех достал!»

Ведущий : Правила моветона:

1. Прически старшеклассников должны напоминать шкуру дикобраза.

2. Особо модные прически в этом сезоне: «Узнай меня, мама», «Здесь тебе не тут», «У людей вон че, да ниче, а у меня ниче, да вон че».

Давайте попытаемся успокоить Вовку Шипунова с помощью страшилки, первые две строчки которой: «Папа был обиженный: мальчик был нестриженый».

Ребята предлагают свои варианты, за лучшие из которых вручаются призы.

Ведущий:

А вот мой собственный вариант.

Папа был обиженный:

Мальчик был нестриженый.

Отец бритву наточил,

Сыну чуб укоротил.

Долго рыдала мама во сне:

Скальп ее сына висел на стене.

3-й школьник: Из дневника десятиклассника, акселерата Саши Н.: «Прикидываете, тащусь я вчера на подоконнике, а тут подкатывает кругляшка из 1 «б» и чешет...

Первоклассник: Здравствуй, Саша, как дела?

3-й школьник: У! Дела воще моща!

Первоклассник: Что-что?

3-й школьник: Да классно, говорю, шо один фитиль такое сморозил: подкатывает к шкету, дай, говорит, мотик погонять, сел и почесал, а тут мент, а он давай выпендриваться. Варежку разинул да как дерябнется — сам с фингалом, мент чуть не с катушки, а мотик шмякнулся. Во ржачка была, клево, да?

Первоклассник: А что, там лошадь была?

3-й школьник: Какая лошадь?

Первоклассник: Ну та, которая ржала.

3-й школьник: Да ничего ты не понял. Один фитиль...

Первоклассник: Без свечи?

3-й школьник: Ну, конечно же, без...

Первоклассник: А что это за фитиль такой?

3-й школьник: Да парень такой длинный подкатил к шкету...

Первоклассник: К какому шкету?

3-й школьник: Да шибздик такой, вот с таким шнобелем.

Первоклассник: С кем, с кем?

3-й школьник: Да не с кем, а с чем — нос у него такой. Сел и почесал...

Первоклассник: У него, наверное, чесалось что-ни- будь?

3-й школьник: Да нет, попилил он!

Первоклассник: И что, распилил?

3-й школьник: Что распилил?

Первоклассник: Как что, мотик!

3-й школьник: Чем?

Первоклассник: Ну этим... шнобелем!

3-й школьник: Да нет! Шнобель был у шкета, а у фитиля фингал. Ему бзик в голову ударил, он кочевряжился, варежку разинул, вот и дерябнулся! Теперь-то ты понял?!

Ведущий: Да, теперь он понял, что ты абсолютно не знаешь русского языка.

Помнишь, как у Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнет, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идет или не идет вдаль его величавая красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

А на твоем языке — «бзике» — это прозвучало бы так: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гик- нется, не бормотнется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не секешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит».

Правила моветона:

1. Как можно чаще употребляйте сокращенные слова: «физра», «училка», «контра» — это придаст речи особое очарование, образность и глубину. Например: заколебал, облез, офаршматился, выпал в осадок, отшейся. Если вы удивлены чем-то, скажите: «Я тронута, двинута, перевернута, опрокинута». Вместо слова «не болтай» говорите: «следи за метлой», «попридержи язык».

2. Использование жаргонных слов позволит вам быть на короткой ноге со своими ровесниками.

3. Никогда не слушайте говорящего, ведь главное, что хотите сказать вы.

Ребята, скажите мне, что такое «сленг»? Если сказать проще — это дворовый молодежный язык. Вот я и предлагаю вам привести примеры молодежного языка и объяснить значение этих выражений.

Мини-итоги. Классный руководитель поощряет наиболее активных участников и обращается с заключительным словом.

Решайте сами, следовать ли этим правилам, или нет, но помните, по стилю поведения судят о человеке. Не позволяйте оставить незамеченными свои лучшие качества. Хорошее воспитание — черта особенно привлекательная и внушающая симпатию, заключается не в стремлении в любой компании быть в центре внимания, а в умении помочь блеснуть другим.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png