Уроки рисования. Техника выполнения Петриковской росписи

Усвоение рисования мазка "зернышко"

Обучение петриковькй росписи начинаем с простых упражнений. Выполняем элементы, из которых получаются все рисунки. Простейшим и наиболее распространенным элементом петриковской росписи является "зернышко". Элемент называется так потому, что он подобен зернышку яблока, груши и т.п.. С помощью только "зернышка" можно нарисовать разнообразные цветы, листья, птиц, сложные пейзажи и т.п..

Опытные художники выполняют рисунки без карандаша, держат весь рисунок в памяти. Также можно выполнять роспись сразу красками.

Не будет ошибкой, если кто-то сначала сделает рисунок карандашом, намечая основные элементы, потом меньшие и в конце концов - совсем мелкие. Но перед тем как начать рисовать какую-то композицию, нужно выполнить подготовительные упражнения. К простейшим из них отностится рисование "зернышка" по вертикали, по горизонтали, под углом, по кругу. При этом следует стараться, чтобы "зернышки" были одного размера, одинаково отдаленные одно от одного. После этого целесообразно нарисовать "зернышки" разных размеров. В дальнейших росписях обязательно будут элементы, которые будут состоять из "зернышек" разных размеров - от маленьких к больших.
Для выполнения мазкая "зернышко" берем мягкую акварельную кисточку из ворсинок меха белки с острым кончиком и акварельнe., гуашеву. или темперную краску, которую разводим водой в отдельной небольшой баночке. Краска должна быть довольно густой, чтобы мазок вышел выразительным с четко очерченным контуром. Набрав на кисточку краску, делаем на бумаге оттиск. Сначала прикасаемся к бумаге острой частью кисточки, а потом прижимаем пятку, то есть широкую часть кисточки. Чтобы увеличить размер мазка, нужно после острого усика несколько миллиметров протянуть кисточку и тогда прижать пяткой. Для выполнения больших размеров мазков можно использовать большие кисточки.

Мазки, которые поставлены рядом и начинаются c утолщения, а заканчиваются острым усиком, называют "гребешком". Его делают нажимом кисточки и заканчивают легким прикосновением.
Возможно, во время выполнения этих упражнений мазки сначала не будут аккуратными, четкими и выразительными, поэтому следует повторить их выполнение много раз. Чем большее вы повторите подготовительные упражнения, то большая вероятность того, что ваша роспись будет совершенной.
Мазки следует размещать по вертикали, горизонтали, под углом, по прямой и по кругу. После того как вы достигнете достаточно высокого уровня исполнительского мастерства этого элемента, можно выполнить простые цветы, например, ромашку, листки, колоски и т.п..


Усвоение рисования мазка "изогнутое зернышко"

"Изогнутое зернышко" :- это мазок очень похожий на "зернышку". Он широко используется для рисования лепестков цветов, листьев, бутонов и других элементов орнамента. Этот мазок следует выполнять так: на кисточку набираем краску, прижимаем кончик кисточки к бумаге, немного протягиваем с легким поворотом в левую сторону или в правую сторону и снова прижимаем пяткой кисточки к листу. Упражнение этом довольно простое в выполнении, но чтобы достичь уверенности, следует повторять элемент много раз.

Выполните мазки "изогнутые зернышки" одинакового размера, разместив их по прямой линии, потом разместите их параллельно друг другу. Теперь нарисуйте их разных размеров - от маленьких, постепенно пропорционально увеличивая.

Очень важным упражнением является рисование "изогнутых зернышек", размещенных по кругу и в других композиционных соотношениях. Упражнение следует выполнять до времени достижения уверенности движений руки, четкости и красоты элементов.

Очень полезно выполнять эти элементы без помощи карандаша, сразу красками: это поможет усовершенствованию творческого воображения, умению предусмотреть всю композицию в памяти, реализовать свой замысел постепенно на бумаге, начиная c основных больших элементов росписи и постепенно переходя к маленьким элементам росписи. Выполнением этого упражнения целесообразно завершить рисованием простых цветов с липестками, бутонами и т.п..

С помощью "изолгнутых зернышек" и "зернышек" можно образовать "орешек". "Орешек" состоит из двух "изогутых зернышек", которые поставлены одно напротив другого, с заполнением пустого места между ними одним, двумя или тремя "зернышками". Образованный элемент по форме очень похож на лесной орех.

Усовершенствование техники мазка "изогнутое зернышко"

Третье упражнение - продолжение усовершенствования упражнений, где основным элементом является "изогнутое зернышко".

В этом упражнении продолжаем усовершенствовать привычки рисования разных элементов (колосок, бутоны, цветы), применяя исключительно "изогнутые зернышки". Желательно попробовать повторить соотношения "изогнутых зернышек", представленных
на рисунке

Но еще лучшее, если вы создадите свои элементы, которые состоят из "изогнутых зернышек". Это могут быть лепестки цветов, листва, колоски и бутоны. Во многих случаях нужно от острого кончика мазка к расширенной его части протянуть на бумаге определенное расстояние. Это расстояние зависит от величины мазка, что может быть длиной от 4,5 миллиметров до 2-3 и больше сантиметров. Четкий контур, плавная линия, выразительный насыщенный контур мазка и элементов росписи, которые с его помощью получаются, будут характеризовать, насколько совершенно выполненное упражнение.
Перед выполнением упражнения потренируйте руку. Держа кисточку тремя пальцами перпендикулярно к бумаге, проведите разнообразные линии, точки, мазки в разных направлениях.

Усвоение рисование элементов декоративной росписи с помошью пальца

Как известно, немало элементов пстриковской росписи можно выполнять и без кисточки - одним из пальцев руки. Это упражнение состоит в том, чтобы вы попробовали с помощью краски и пальца выполнить некоторые элементы пєтриковськой росписи. Опустите мизинец в краску, потом вытяните его и попробуйте сделать ним оттиск на бумаге. Они будут круглыми, именно такими, как ягодки калины. Если, набрав на палец краску, протянуть его по листу, вы получите оттиск извлеченной формы. Такими оттисками можно образовать листки, лепестки цветов и т.п.. В процессе рисования можно использовать и другие пальцы, например, указательный. Все зависит от того, какого размера пятно вам нужна. Оттиски пальцев довольно часто могут использоваться в объединении с другими элементами. В искусстве можно пользоваться разными приемами выполнения своих замыслов, возможно, вы примените свой вариант росписи. Очень ценным является наличие собственного оригинального почерка.
Попробуйте с помощью пальцев руки выполнить разнообразные элементы росписи: цветы, листки, ягодки и т.п..

Усвоение рисования частей растений с помощью элементов декоративной росписи

Изучая петриковськую роспись, выполненную многими авторами, становится понятно, что все богатство нашей природы вторично оживает в произведениях петриковских мастеров, всегда живых, ярких, голосистых, оптимистичных. Каждый цветок, бутон, листочек обогащенные творческой фантазией автора, несут народную мудрость, талант, совершенную эстетику.
Наиболее частое в композициях встречаем ромашку, колокольчики, подсолнухи, васильки, мальви, пионы, ягоды земляники, калины, высшие, колоски, разнообразная листья, птиц и зверей.
Среди цветов и животных есть и такие, которых в природе не существует, они родившиеся творческой фантазией автора. Все элементы выполняются в той же последовательности, что и предшествующие, описанные в первых упражнениях. Конечно, в многих элементах вводятся дополнительные цвета, тонкие темные (черные, коричневые) линии, которые подчеркивают пластику и форму цветов, прожилки листков и т.п..
Довольно часто вводится дополнительно белые, желтый, красный и прочие цвета для предоставления четкости, яркости, завершености росписи.
Выполните эти элементы пєтриківського росписи

Выполнение композиций росписи, которые состоят из цветов, листков, стеблей и других мелких элементов

В таких рисунках основные элементы - цветы, птицы - выполняются большими по размеру и более яркими красками. Основных элементов может быть один, два, три, пять. Характерными композициями петриковской росписи являются букеты, вазоны, дерева, птицы на калине, птицы и цветы и т.п.. Первыми росписями должны быть простые рисунки, но они должны быть с выразительно выполненными элементами. Петриковску. роспись можно выполнять, прибавляя к гуаши или акварели желток куриного яйца и уксус. В отдельную баночку вливаем желток, прибавляем 5-6 капель уксуса, размешиваем эту смесь и разводим ею краски, а кисти моем в другой воде, которую ставим рядом.

Так рисунок приобретает насыщенность красок и блеска. Используя этот раствор, можно делать освещения определенных мест палочкой, ручкой кисточки или ваткой, которую наматывают на палочку. Такие освещения необходимо делать только на влажной бумаге. Выполнять такие рисунки можно "зернышком", "кривым зернышком", "переходным мазком" или всеми этими элементами вместе.
Выполнение композиции можно условно разделить на три этапа. Выполнение наброска карандашом, выполнение рисунка, выполнение рисунка красками.

Можно рекомендовать и выполнение композиции сразу красками. В этом случае начинаем рисовать наибольшие, центральные элементы, потом листки, стебля, другие мелкие элементы росписи.
Два варианта выполнения простых композиций петриковской росписи

Следующее упражнение - выполнение "лучковички" как "переходным мазком", так и обычным. Этим упражнением углубляем привычки выполнения сложных элементов петриковськой росписи.
Упражнение можно выполнять как с помощью карандаша, если выполняется сначала подготовительный рисунок, а потом красками, так и сразу красками. Последовательность выполнения этого элемента в обоих случаях показан в таблицы

При необходимости вносим дополнительный цвет, в данном случае - желтый. Если выполнение элемента условно разделить на четыре этапа, то первым будет рисунок карандашом, потом подмальовок желтой краской, первые мазки красной и завершение рисунка. В другом варианте сначала выполняем по правую сторону и по левую сторону мазки, которые определяют размер элемента, потом закрашиваем вспомогательным цветом, потом последовательно завершаем рисунок, а под конец более темным цветом проводим прожилки. Рисунок должен быть выразительной, мазки плавные, размещенные симметрично к средней линии элемента.
1.Последовательность выполнения сложного элемента петриковской росписи с помощью наброска, выполненного карандашом
2.Один из вариантов выполнения сложного элемента петриковской росписи - сразу красками, без карандаша.

Выполнение сложного элемента: одного из разновидностей луковички, калины, листочка

Выполним следующее упражнение, которое состоит из сложного элемента - одного из разновидностей "лучка" - калины, листочка.

Упражнение можно выполнять двумя способами. Первый вариант демонстрирует четыре этапа последовательного выполнения композиции с помощью карандаша, а второй - четыре этапа рисования без вспомогательного рисунка. Роспись можно выполнять простым мазком и "переходным мазком". Красные ягодки калины попробуйте выполнить кончиком пальца мизинца, листок - "переходным мазком", середину листочка затонируйте отдельным цветом.

Основной элемент сложного конструктивного строения многоцветный, все составные его части размещенные с сохранением симметрии. Цвета - голубые, красные, оранжевые, желтые.

1. Последовательность выполнения петриковской росписи с сложным элементом с помощью нвброска, выполненного карандашом.

2. Один из вариантов последовательности выполнение композиции петриковской росписи со сложным элементом сразу красками, без карандаша.

Выполнение сложных элементов петриковской росписи

Петриковская роспись богата сложными элементы, как относительно рисунка, так и относительно цвета, тона. Эти элементы, как правило, занимают центральные части рисунков. Это в основном цветы сложной формы, птицы, животные и.т.п.. Цветы в большинстве случаев симметричные и состоят из многих деталей.
Чтобы выполнить такие рисунки, можно сначала сделать подготовительный рисунок, который начинается c размещения этих элементов на листе, нахождение его основных размеров - высоты и ширины, общей формы, соотношение деталей. Если такой подготовительный рисунок выполнен, можно рисовать красками. Такие сложные рисунки можно рисовать сразу красками, если есть достаточный опыт, умение, творческое воображение.
Рисунки, выполненные сразу красками, имеют немало преимуществ - в них больше выражен индивидуальный творческий почерк автора, его неповторимость и оригинальность. В композициях с такими сложными элементами могут объединяться такие мазки, как "зернышко", "кривое зернышко", "переходный мазок" и т.п..
Выполнение росписи с сложной элементом.

Выполнение росписи по предлагаемым схемам

Следующее упражнение - выполнение росписи за предлагаемыми схемами. Цветы, листочки, ягодки калины, подсолнечник - по собственному выбору. В упражнении можно попробовать применить "простой мазок", "зернышко", "изогнутое зернышко", "переходный мазок", применить освещение и выделение отдельных деталей. Упражнение желательно выполнить с использованием желткового растворителя. Необходимые освещения в отдельных местах делают палочкой, ручкой кисточки или спичкой с намотанной ваткой, промокая краску по мокрому изображению. Дополнительные вкрапления делают кончиком маленькой кисточки светлой краской на темном фоне или темного на светлом фоне: проведение прожилок, выделение контрастными цветами отдельных элементов цветов или листков.
Рисунки выполнены в два этапа: контурный рисунок карандашом и роспись красками.
Выполните один из рисунков сразу красками.

Рисование орнаментов

Выполнять орнаменты можно после получения навыков в процессе выполнения разнообразных элементов как сложной, так и простой форм.
Орнамент - это отделочный узор, построенный на ритмическом чередование мотивов. В орнаментах могут повторяться одних или несколько орнаментальных мотивов. В Петриковской росписи эти преимущественно растительные мотивы - цветы, листки, ягоды и т.п.. Чтобы выполнить узор в ленте, нужно сначала очень упрощенно разместить основные элементы на бумаге, сохраняя определенный ритм. Это делают путем набросков карандашом. Если место нахождения.основных элементов определенно, нужно выполнить более детальный рисунок карандашом, после чего выполнять орнамент красками.
Целесообразно выполнить орнамент насыщенный элементами: цветами, бутонами, листками. Стараться придерживать четкой схемы размещения элементов орнамента. Процесс построения орнамента условно разделенный на треи этапа. Первый - нахождение места основным элементам, второй - детальный рисунок контуров и третий - выполнение красками. Цвета попробуйте взять холодные: синие, голубые и зеленые. Середины цветов и листков - контрастные желтые.
Три этапа выполнения сложного орнамента петриковской росписи.

Последовательность выполнения петриковского орнамента в ленте

I вариант. Три этапа выполнения орнамента петриковской росписи с использованием наброска элементов карандашом.

II вариант. Выполнение орнамента петриковской росписи без карандаша - сразу красками. Обдумайте последовательность выполнения и выполните собственный орнамент.

Выполнение росписи в круге

Композиция в круге используется в процессе росписи декоративных тарелок, сундучков и т.п.. Особенность состоит в том, что мотивы росписи нужно размещать таким образом, чтобы избегать прямых линий, а все движение должен направляться вдоль кривых линий, будто обтекая основные элементы. Основные элементы размещаем в центре кола, листки и прочие элементы дополняют, объединяют композицию в единое целое.
Сначала выполним рисунок карандашом, где найдем положения основных элементов, их форму и размер. В процессе рисования красками можно использовать все известные элементы и формы мазков "зернышко", "изогнутое зернышко" и т.п.. В отдельных местах подчеркиваем прожилки более темной краской. Цвета росписи красно-золотистые. Приобрести определенный опыт, можно выполнить роспись в круге без применения карандаша, а сразу красками. Но во всех случаях начинаем с размещения основных, центральных элементов росписи.
Два варианта выполнения декоративной росписи в круге.
1. Последовательность выполнения росписи с вспомогательным рисунком карандашом.
2. Последовательность выполнения росписи без использования карандаша - cразу красками.

Рисование птиц

В петриковской росписи важное место занимают изображение птиц. Птицы - павлины, петухи, кукушки и т.п. - отличаются декоративностью, богатством цвета. Они, как правило, занимают центральное место в произведениях петриковских мастеров. Изображение птиц отвечает техническим и колористическим приемам народной росписи. Выполнение рисунка с изображением птицы - это сложный процесс, который условно можно поделить на 4 этапа. Первый - нахождение общей формы птицы, композиционное размещение на плоскости, динамика или статика композиции, нахождение пропорций, характерной позы, соотношение частей. Поэтому на первом, начальном, этапе рисунок выполняем карандашом. Но если вы уже достигли высокого исполнительского мастерства и имеете богатое творческое воображение, то можно попробовать на первом этапе работать сразу красками, именно так делают некоторые опытные народные мастера.

На следующем этапе тонируют цветом силуэт птицы. Цвет птицы зависит от цветной га-ми композиции в целом. В нашем случае это голубой цвет. Силуэт птицы может быть затонирован и несколькими цветами.

Третий этап - рисование пера туловища, крыльев, хвоста.
И на завершающем этапе рисунка проводим моделирование головки птицы, рисуем глаз, клюв, завершаем декорирование туловища, хвоста, крыльев. Подчеркиваем темной краской те детали, которые хотим выделить, подчеркиваем детали светлым, в данном случае - желтым цветом.

В нашем упражнении представленная последовательность выполнения рисунка с изображением самой птицы без окружения. Но в росписях, как правило, птицу или птиц окружают цветы, листки, стебля, ягоды и т.п..

Приводим один из вариантов поэтапного выполнения росписи птицы.

Выполнение пейзажа в петриковской росписи

Немало мастеров петриковськой росписи очень интересно и успешно рисуют пейзажи, в которых изображают деревья, кусты, цветы, дома, людей, небо, тучки на небе, животных, птиц и т.п.. В этом упражнении попробуем выполнить фрагмент пейзажа в своеобразном петриковском стиле. Для примера возьмем три дерева желтого, оранжевого и зеленого цветов.

Сначала затонируем силуэт дерева этими цветами, а потом найдем формы ветвей и их расположение на кроне среднего дерева и меньших боковых деревьев. Формы всех трех деревьев определяют характер, размещение и размер ветвей и способы их рисования. Цвет светлый, а в центре - темно-коричневый, зеленый.

Окружение дерева, то есть землю, небо рисуем таким же мазком, только по форме волнистой линии, которая напоминает рельеф местности и форму тучки на небе.
Четыре этапа выполнения деревьев.

Изображение фигур людей в украинской декоративной росписи"

Изображение людей или, как его называют, фигуративное изображение в росписях, находится большей частью в статической динамике. Размещенны фигуры на росписях или в профиль, или в анфас.
Если рассмотреть декоративные росписи Н. Билокинь, то легко заметить, что фигуры женщин размещенны в профиль, они очень спокойные и монументальные, почти застывшие, напоминают фигуры египетских росписей. Но, несмотря на статичность фигур девушек, все окружение: цветы, растения, калина, стебля выполненные так, что мы ощущаем внутреннее движение.

В других росписях этого автора, в особенности в его "свадебных поездах" стремительность движения передают встречный лет птиц, наклон травы, которая стелется под ногами коней, динамическим соседством розеткових звезд в небе и т.п.. Цвета этих росписей яркие и звучные, здесь много красного и зеленого цветов, они заполнены пульсирующим светом. Создаются такие росписи сначала в воображении, в мечте и лишь затем на бумаге. Чтобы выполнить такую роспись, следует сначала наметить главные элементы росписи, то есть фигуры людей, а потом создавать декоративный фон - цветы, листья, плоды и.т.п.. Элементы должны и колоритом, и формой создать одну цельную завершенную композицию.

Основные этапы выполнения фигур людей в декоративной росписи.

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1 >

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2 >

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3 >

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4 >

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками ”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5 >

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <Рисунок 6 >

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

Петриковская роспись - это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в декоре всевозможных предметов быта и одежды. Так что если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи украинского села Петриковка не обойтись.

Сегодня я покажу Тебе, как рисовать петриковскую роспись пошагово. Но сначала внимательно рассмотри основные элементы петриковской росписи:

Одним из элементов петриковской росписи является так же бегунок - цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет - от кувшина и до избы. Как убеждают мастера петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме .

Начинаем рисовать бегунок.

1. Разведи на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.

2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначь расположение цветков, ягод и листиков на «волне».

3. А сейчас принимайся рисовать ягодки. Разведи красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижми палец к бумажному листу. Молодец! Принимайся за другие ягодки. Если все сделаешь правильно, гроздья получатся аккуратными и красивыми.

4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.

5. Особое внимание удели листочкам . Разведи зеленую краску и четко прорисуй каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета. Можно наносить рисунок.

Все сделал? Отлично! Продолжаем урок петриковской росписи.

6. Пришло время изобразить цветы. Обмакни кисть в желтую краску, а затем слегка - в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.

Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.

Федор Панко, народный художник: "Хлопці ж козаки були, вони привозили гарних молодиць з далеких регіонів. А там звичаї інші були. И молодиця не мала поняття, як на стіні малювати. А мати стара - хата осталась не розмальованою. Ну, сусіди глянули - всі одвернулись, ніхто не вітається. А колись не привітатися було велике горе. Тому кожна мама, щоб до її дочок віталися, вчила всіх жіночих робіт".

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней - желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Характерные особенности петриковской росписи

Современный петриковский орнамент характеризуется , прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки").

Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда.

Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти.

Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками.

Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон","букет", отдельную "веточку"и "фриз" .


Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера. Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.


Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме.


Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.

Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки.
Инструменты и материалы декоративной петриковской росписи, их подготовка

Начинающему художнику, который собирается учиться рисовать петриковский орнамент, нужно иметь плотную бумагу (лучше ватман или полуватман), несколько кистей разных размеров (самодельных кошачьих или беличий или колонковых акварельных), стакан для воды, куриное яйцо (лучшее с светлым желтком), небольшую фарфоровую или пластмассовую чашечку, палитру или плоскую тарелочку, которая будет использоваться как палитра, и мягкие художественные акварельные краски, лучшее в тюбиках (для некоторых упражнений возможно использования гуаши и темперных красок).

Перед началом работы краски надо увлажнить, чтобы они стали мягкими и легко брались на кисть. Если краски в тюбиках, то нужные цвета наносят на палитру. Тем временем готовят яйцо: старательно отделяют белок и в чашку кладут лишь желток. Прибавляют по одной столовой ложке уксуса и воды. Все доброе перемешивают. Смесь переливают в маленькую стеклянную баночку с крышечкой и подливают ее в чашечку, по мере использования, небольшими порциями. Неиспользованную смесь в закрытой баночке можно сохранять в холодильнике два-три дня.

Как палитру используют плоскую тарелку, или плотную бумагу или картон. На палитре смешивают краски, создают цвета. Чистой кистью, смоченным в воде, набирают краску с желтком и делают мазок на бумаге.

Сперва новая сухая кисточка имеет вид квачика (веничка), но постепенно его доводят к надлежащей форме, выбрав лишние волосинки. Увлажненные волосинки кисти имеют длинный острый кончик. Чтобы сохранить правильную форму кистей, после работы их моют с мылом, промывают чистой водой и хранят в вертикальном положении волосинками кверху. Ни разу нельзя оставлять кисточки в воде, так как волосинки надолго остаются согнутыми и становятся непригодными для рисования, а, кроме того, ворсинки после этого быстро ломаются и высыпаются.

Чтобы постигнуть волшебный мир петриковской росписи, надо начать из азов.

Прежде всего обратим внимание на то, что петриковские мастера не пользуются карандашом. В них чрезвычайно точный глазомер и удивительная сноровка руки - все мастера рисуют без предварительно начерченного контура и не пользуются ни одним измерительным инструментом. Будущее произведение вынашивается в воображении все до последней черточки, до последней крапинке и лишь тогда ложится мазок за мазком. Но для начинающих советуем все же размечать композицию на листы легкими линиями, обозначая главные элементы. Это поможет в расположении и размещении композиции на бумаге. Со временем, приобрести необходимых привычек, можно будет работать без предшествующих разметок карандашом.

А чем же рисуют мастера? В своей работе они часто пользуются даже таким "инструментом", как собственный кончик пальца . Макнув палец в краску, мастера касаются бумаги и оставляют на нем кругленькое пятнышко, немного более светлую в центре и будто обведенную более темным контуром кругом. Положив таким способом ряд ягодок, можно изобразить грозди калины, винограда, рябины.

Чтобы не рисовать пальцами, можно воспользоваться тампончиком , изготовленным из карандаша или палочки нужного диаметра в разрезе. Но для рисования ягод разного размера понадобится много тампончиков. Тогда как при рисовании пальцем отражения разного размера получают, прижимая палец к бумаге с разной силой. Начинающему для овладения технологии петриковской росписи и ее элементов мы рекомендуем несколько упражнений . Для работы лучшее взять плотную белую бумагу. Ведущее место при выполнении этих упражнений имеет, конечно, кисточка. Для элементов, связанных с выполнением "зернышка", "изогнутого зернышка", тоненьких веточек и "питушиння", годится обычная акварельная кисть с тоненьким острым кончиком (если он увлажнен). Но по традиции для выполнения этих типичных, именно для петриковской росписи, мазков использовалась самодельная кошачья кисточка . Для рисования крупных элементов (лепестков цветов и листьев), выполненный обычным или переходным мазком, выбирайте акварельную кисть большего, размера.

Изучим основные элементы петриковской росписи:

Упражнение 1. Выполнение элемента "зернышко"

"Зернышко" - это простой мазок, профиль которого зависит от кисточки. Он является одним из основных элементов петриковской росписи, с помощью которого создаются все орнаментальные мотивы.

Вдоль вертикальной линии, проведенной карандашом, кисточкой наносят мазки - "зернышка". Держать кисточку надо так, чтобы усик "зернышка" был перпендикулярный к линии. При этом корпусом кисточки нажимают так, чтобы мазок имел форму капли воды. Повторяя мазок много раз, надо стараться получить одинаковое расстояние между мазками. Это оказывает содействие развитию глазомера и ритма в изображении.


Далее мазки наносят под углом относительно вертикальной линии кончиком вверх, а потом - кончиком вниз, придерживаясь одинакового промежуточного расстояния между мазками кисточки. Теперь нанесите эти мазки под углом по краям вертикальной линии, располагая мазок против мазкая.

Овладение этим упражнением приближает к изображению основных изобразительных элементов петриковской росписи.

Упражнение 2. Выполнение элемента "изогнутое зернышко"

"Изогнутое зернышко" - очень распространенный элемент, с помощью которого образовывают "перистую листву", "бутоны", лепестки цветков.

Чтобы сделать "изогнутое зернышко" надо кончик кисточки опустить на бумагу возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижиманием "пятки" кисточки к бумаге.

Дале мазки ("изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками нанаосят вдоль вертикальной линии. Протягивая тонкую линию усика, делают легкий поворот кисточки. Завершают этот мазок прижатием пятки кисточки к бумаге.

Потом мазки (изогнутые зернышки) с вытянутыми усиками наносят вдоль вертикальной линии: первое изогнутое зернышко”протягивают длинее, а второе и трктье постепенно укорачивают. Из этих мазков составляют одинаковые группы. Расстояние между группами желательно делать тоже одинаковыми.


После того, как будут освоены навыки изображения этого элемента вдоль вертикальной линии, можно переходить к его изображению по дугообрахной линии.

Рисунок этого упражнения напоминает элемент Петриковской росписи "перистая листва" и может быть использован для создания одного из типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("маленькая волна" или "волнушка").
Упражнение 3. Выполнение более сложных элементов росписи из "зернышек" и "изогнутых зернышек"

Из двух мазков "изогнутое зернышко" делают полураскрытый цветок -"бутон". В рисунках используются усвоенные раньше элементы. Мазки располагают так, будто усики тянутся с одной точки, а округлые части соединяются. Надо расположить "бутоны" на одинаковом расстоянии одна от одной, обращая их усиками в противоположные стороны. Потом "бутоны" объединяются у группы из трех элементов, и каждая группа разворачивается в противоположную сторону.


В следующем элементе мазки располагают так же, как и в предшествующем, но каждый "бутон" делают из двух больших "изогнутых зернышек" и двух меньших мазков "зернышек", которые расположены внутри. Эти элементы можно соединить тоненькой волнистой линией.

Далее, соединяя к центру три пары "изогнутых зернышек" и "зернышек" ("бутон"), делают своеобразный цветок. Эти элементы тоже можно соединить тоненькой волнистой линией и необходимо обратить внимание на размер цветов, их цвет, расстояние между ними.

Это упражнение приближает нас к выполнению одного из наиболее типовых элементов петриковской росписи - "бегунка" ("хвыльки").

Упражнение 4. Выполнение элемента "бегунок"

Это упражнение объединяет в себе задачи предшествующих упражнений. Надо нарисовать "бегунок", который состоит из трехлепестковых цветков и "перистой листвы". Цветы, расположенные на одинаковом расстоянии один от другого (наклон цветка каждый раз изменяется), соединяют легкой волнистой линией, по краям которой располагают листочки с длинными усиками ("перистая листва").

Далее упражнение повторяют. От предшествующей оно отличается тем, что усики любого мазка цветка направленные к его центру (чтобы цветок вышел более выразительным, его можно дополнить еще несколькими "зернышками", расположив их симметрично к центру). В этих задачах, как и в предшествующих, очень важно особое внимание свернуть на размер цветов (они должны быть почти одного размера), расстояние между ними и их цвет.

"Бегунок" есть одним из главных элементов петриковской росписи. Он может быть использован для декоративного обрамления любого изделия.
Упражнение 5. Выполнение рисунков листьев с помощью мазков "зернышко"

Разнообразная форма листочков получается с помощью разносторонне направленных мазков-"зернышек". Листочки с зубчатым контуром создаются с помощью "зернышек" удлиненной формы, расположенных пяткою к середине листка. Другие листочки с волнистой линией контура воссоздаются "зернышками", усики которых тянутся от срединной линии листка.


В этом упражнении надо обратить внимание на четкость выполнения элементов, "зернышки" должны быть почти единообразной формы.

Упражнение 6. Рисование ромашки, майора, астры

Новые необходимые элементы композиции создаются объединением таких разных мазков как "зернышко" и "изогнутое зернышко". Надо иметь в виду их размер, расположение и цвет. В основе цветков - "бутон", дополненный в определенном порядке мелкими и большими лепестками.


На основе цветка "бутона" строятся также другие большие цветочные элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной, или растянутой по ширине) решают форму растительного элемента.


Еще один вариант цветков можно сделать с помощью "зернышек", положенных колом в одних или несколько рядов. Эти полоски разрешают сделать ромашки, майоры и астры. В середине кола "зернышек" концом держателя кисточки, вымоченным в густой краске, положите кучку небольших крапинок, которая сделает рисунок более рельефным и бодрым.


На основании этих новых растительных элементов можно выполнить свои варианты цветков. В этом упражнении особое внимание надо свернуть на постепенное создание нового мотива орнамента с помощью уже знакомых приемов.
Упражнение 7. Выполнение грозди калины, смородины, орехов с помощью пальца

Ягодки калины, винограда, смородины и орешки петриковцы делают кончиком пальца или палочкой. Набрав краску на кончик пальца, сделайте оттиск на бумаге. Он может быть меньшим или большей (при выполнении оттиска палочкой все отражения будут одного размера). Сделав несколько ягодок, разместите их в форме корзинки или грозди (ягодки размещают одна над одной, постепенно уменьшая их размер), потом соедините ягодки тонкими веточками. Рисунок можно дополнить волнистой листвой и тоненькими усиками, создавая таким образом новые интересные элементы.


Пальцем можно рисовать не только ягодки, а и цветы и листья. Для того, чтобы край мазка был округлый, выполняя каждый мазок, набирают на кончик пальца краску. Для начинающих лучшее наметить на бумаге форму будущего цветка. Хорошо выглядят нарисованные пальцем цветы и листья, если предварительно закрасить намеченный контур яркой акварельной краской. Тогда цветок или листок выглядят будто подсвеченными изнутри.


Такие веточки и цветы являются важными элементами многих более или менее сложных композиций петриковской росписи.

Упражнение 8. Рисование листьев клена, калины, винограда, папоротника

Это упражнение выполняется кистью большего размера (более толстой), чем предшествующие. Такую листву рисуют на основе удлиненного мазка. Середину листка рисуют удлиненным мазком, другие мазки размещают под острым углом к середине первого мазка. Кончик каждого мазка (усики) являются зубцами листочков.


Более сложным по своему строением является листва клена и калины. Оно состоит из трех похожих частей: тризубчатой центральной верхушки и двух боковых. Эту листву начинают рисовать из центральной части, из среднего зубчика, который будет основой всего листка. По краям его прибавляют два мазка, которые соединяются снизу. Потом так же делают боковую часть листка, снова начиная из срединного зубчика. Это изображение можно оставить в одном цвете или прибавить мрачной краской тонкие прожилки.

Еще один вариант строения листва - это лист папоротника. Строение этого листка есть такой: один центральный мазок, рядом второй, боковой и так далее.


Это упражнение надо научиться делать так, чтобы каждый мазок был легким и непринужденным.

В роботах петриковских мастеров, в особенности старшего поколения, привлекает внимание такая особенность: тоненькие прожилки листочков проводятся заостренным кончиком деревянного держателя кисточки, а лепестки некоторых цветков, например, астр, - щепочка или прутиком. Это делают тогда, когда нанесенная краска еще мокрая, и изображение имеет вид сплошного цветного пятна. Кисточку сразу же помещают щеточкой кверху и кончиком держателя проводят по мокрой линии прожилки, или проводят щепочкой от центра цветочного пятна несколько бороздочек-строчек, которые образовывают рисунок лепестков.
Упражнение 9. Выполнение элемента "переходной мазок"

Это упражнение, как и предшествующий, выполняется кистью большего размера, чем в первых упражнениях. В петриковской росписи часто встречается эффект плавного перехода одного насыщенного цвета в более светлый или наоборот. Это достигается переходным мазком. На кисточку набирают краску яркого цвета (например, зеленую), потом кончиком кисти набирают краску более светлого цвета (например, желтую). Делают первый мазок: сначала тянут светлый (желтый) усик, постепенно появляется второй оттенок (зеленый), что набирает полной силы в конце мазка. Для нового мазка весь процесс повторяют.

Дале надо научиться делать "переходный мазок" в рисовании цветка темперными красками и гуашью. Первой на кисточку берут одну краску. Потом на кончик кисти набирают другую краску яркого цвета и ведут мазок.

Темпера более подчеркивает переход цвета, изображение становится более выразительным и более четким. Цветы и листья могут быть разнообразной формы, их можно дополнить мазками-"зернышками" и "изогнутыми зернышками".


В этом упражнении важно определить необходимую разреженность красок, количество краски, что надо набирать на кисть, и достичь качества "переходного мазка". Также надо обратить внимание на объединение в этой работе двух кистей: тонкой и более толстой художественной кисти.

Упражнение 10. Объединение деталей орнамента с помощью "питушинок"

Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое "питушиння", то есть соединение, как отдельных мазков в цветах и листках, так и отдельных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке в цветах, вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные "травинки", "бутоны", маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество других мелких деталей, которые размещенные вокруг основных элементов ли вдоль стебля в букетах.

С помощью тоненькой кисточки выполним несколько тоненьких линий, которые сходятся в одной точке, потом расположим их вдоль оси симметрии в листках. Попробуем расположить вдоль стебля "травинки", "ягодки", "бутоны", "колосочки".


Эти элементы являются дополнительными средствами для обогащения рисунка. Но они, несмотря на это, занимают сильное важное место в петриковской росписи, так как являются завершающим элементом всего произведения, придают ему легкость, живость и объемность.

МАТЕРИАЛ, НУ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ...

Петриковская роспись - Урок первый

Вот приблизительно первое упражнение для тренировки рисования мазков.


Перед началом несколько советов:

1. Кисточка должна быть мягкая, хорошо подойдет кисточка из белочки, во
Франции покупала кисточки из шерсти пони - тоже хорошо. Говорят, что
лучше всего кисточка из колонка.

2. Краски: хорошо тренироваться с гуашью, мой пример нарисован
гуашью-темпера. Не советую брать акварель, это очень капризная краска, к
ней нужен особый подход...

3. Разведите понравившийся вам цвет до состояния "сметанки" - т.е. не
очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро
почувствуете, достаточно ли вы развели краску, если недостаточно, то вы
не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если разведете сильно,
то краска будет просто стекать у вас с кисточки.

4. Не набирайте на кисточку слишком много краски, "отожьмите" лишнее на палитре. Должен оставаться острый кончик у кисточки.

5. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку мы
держим, а тремя пальцами с одной стороны и большим с другой вертикально к
бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем.

Порядок рисования мазка:

Нажим - Поворот - Тоненький кончик
.
Рисуем сверху вниз двигая только пальцами и запястьем и ни в коем случае
самой рукой. Бумагу тоже поворачивать не нужно, лист все время прямо
перед вами.













Петриковская роспись - урок 2-й

В этом уроке начинаем применять разработанные в первом уроке элементы, составляя композиции из мазков.

Первая линия: закрытая луковичка,

Вторая линия: открытая луковичка.

Нужно стараться сводить вместе кончики мазков.

Третья линия: закрытая луковичка в открытой - уже почти получается цветочек.

Четвертая линия будет сложноватой для начала, это просто пример того, что можно вытворять со знакомыми нам элементами.

Петриковская роспись - урок 3-й

Этот урок рассчитан на тренировку переходного мазка. Это один
из основных приемов в рисовании петриковской росписью, поэтому этому
уроку необходимо уделить особое внимание. Переходным мазком потом мы
будем рисовать как цветы, так и листики.

Переходной мазок рисуется двумя красками, желательно хорошо
сочетающимися между собой, но контрастными по отношению к друг другу.

Например: голубой и темно-синий, желтый и коричневый, розовый и бордовый...

Разводим на палитре две краски до состояния "сметанки".

Набираем на кисточку основную краску (легче брать более светлую краску
из двух за основную, хотя можно и наоборот) и кончик кисточки с уже
набранной краской макаем во вторую краску, но только кончик!

Кисточка...

И рисуем уже известные нам элементы.

После рисования мазка на кончике кисточки второй краски не должно или почти не должно больше оставаться, иначе вы набрали слишком много краски
на кончик.

Если переходной мазок недостаточно виден, то краски на кончик надо набирать больше.

Краска на кончике не должна быть слишком жидкой, иначе переходной мазок выходит неаккуратный.

В моем уроке в нижних двух рядах я нарисовала несколько вариантов
"луковички" - очень часто используемый элемент. Луковички рисуются
приблизительно по следующей схеме:

Схема луковички...

Центр цветка смещен к краю круга, как показано на рисунке. Кончики мазков сводим в этот центр.

Петриковская роспись - урок 4-й листья...

Итак, рисуем листики. Я нарисовала основные формы листиков, но это не
значит, что нужно ограничиваться примером, вариантов может быть
множество, на сколько хватит фантазии.

Можно нарисовать сначала контур карандашом, хотя это по желанию. Советую
все-таки наметить контур для листика елочкой, иначе будет сложно
сохранить желаемую форму.

Листики ёлочкой...
Выкладываю пример поэтапного рисования листика ёлочкой:













Вот схемка этого листика: центры боковых мазков постепенно смещаются вниз вдоль центральной оси:

А вот другой пример, когда все мазки сводятся в одно место внизу листка.
Можно рисовать и так, все зависит от того, что хочется получить в
результате. В этом случае получаем что-то вроде пальмового листа.

И схемка:

Раз уж речь зашла о ёлочках,то вот еще вариант:

В центре такого листка надо будет что-то еще дорисовать, это может быть
просто растушевка кошачкой (это мы будем изучать позже, хотя я не знаю
как, так как нужет будет короткошерстный кот, согласный дать себя
обскубать)

Можно нарисовать просто еще листик, получается сложный листик:


Ну а если совсем придраться к деталям, то нужно стараться и дальше
заканчивать все мазки тоненьким кончиком. Но видно, что вы стараетесь их
правильно заканчивать, это главное. Я посмотрела, в моем примере тоже
не все мазки идеальны

И еще мне показалось, что желтая краска в желто-зеленых листиках была
разведена немного жидковато, из-за чего переходной мазок получился
кое-где размыт, а кое-где желтая краска поглощает зеленую. Это придет с
опытом.

Если не держать кисть вертикально, то невозможно придать мазку форму красивого завитка

Петриковская роспись - урок 5-й - сложные цветочки...

Переходим к рисованию сложных цветочков. Ничего принципиально нового,
все те же мазки, листики, луковички, которые мы уже научились рисовать,
просто из этих элементов составляем сложный цветок.

Сверху на моем примере цветочек по типу ромашки с центром в середине
круга. У меня шесть лепестков, но можно делать и четыре, и пять, и
восемь... Рисуем листики и сводим концы вместе в середину.

Снизу на моем примере сложный цветок с центром внизу круга, это как бы
ракурс немного сбоку. Опять же рисуем листики, сводим их в центр, а в
серединке можно нарисовать луковичку, или еще что... Верхние листики не
обязательно доводить до центра, если краска достаточно густая, чтобы
луковичка могла скрыть дырку:

Здесь полет фантазии неограничен, в том-то и вся прелесть петриковской
росписи, из одних и тех же элементов можно нарисовать сколько угодно
оригинальных композиций!

Петриковская роспись - урок 6-й - ягодки...

А теперь отставим в сторону кисти, в этом уроке мы рисуем пальцами!

На самом деле, ягодки можно рисовать чем угодно, но пальцы удобны тем, что они всегда "под рукой" да и при чем набор из пяти размеров!

Ну если не хочется "оставлять отпечатки пальцев" ,
то можно рисовать обратным кончиком пипетки, можно просто обратным
кончиком кисточки, все еще зависит от желаемого размера ягодки.

Больше объяснять нечего, смотрите пример и рисуйте!

7-й урок - О кисточке "кошачка":))

Петриковская роспись - урок 8-й композиция...

Я вставлю свои пять копеек еще по поводу петриковской росписи.
Так как все возможные элементы уже изучены в предыдущих уроках, то пора
составлять из них рисунки. Поэтому предлагаю несколько советов для
составления композиции.

Итак начинать желательно с основных элементов, это, как правило, цветы, но может быть также птица, животное...

При составлении композиции надо учитывать центр тяжести, стараться,
чтобы рисунок не был слишком тяжел вверху например, чтобы элементы были
расположены пропорционально. Вот примеры возможных схем композиций:

А вот пример непропорционального расположения основных элементов, верхний цветок слишком тяжел:

После расположения основных элементов, можно наметить дополнительные элементы: листья, ягоды, мелкие цветочки, бутончики...

Нужно стараться заполнять все намеченное пространство, не оставляя дыр и пустых углов.

Мелкие элементы растушевки добавляются в конце, их заранее планировать
нежелательно, все равно в процессе рисования придется корректировать.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png