С появлением первых достаточно устойчивых и надёжных плавсредств сражения стали проводиться не только на суше, но и на воде. И побеждал здесь тот, чьи корабли быстрее двигались и были лучше оснащены. Ещё до наступления нашей эры по водам Средиземноморья и Южно-Китайского моря бороздили в большом количестве военные суда, которые серьёзно отличались по конструкции от торговых. В данной статье расскажем о нескольких разновидностях военных кораблей древнего мира, упоминания о которых содержатся в исторических документах.

Военное древнеегипетское судно с рейковым парусом

Скандинавский историк Лундстрем смог восстановить в деталях облик военного корабля египтян XIII столетия до н. э. Длина данного судна составляла от 30 до 40 метров. Его основой был корпус в виде набора балок, которые опирались на прочный килевой брус и располагались поперёк него. Такое конструктивное решение позволяло обойтись без канатной стяжки, использовавшейся во многих торговых древнеегипетских судах. Нос килевого бруса увенчивался металлическим мощным тараном в виде головы какого-нибудь зверя.

Рулевое весло здесь закреплялось на сильно выступающем в сторону ахтерштевне - оно было всего одно, но зато очень крупное. Дополнительную прочность корпус получал за счёт банок, расположенных по его длине. Гребцы, сидящие на этих банках, были прикрыты от стрел противника толстым фальшбортом. По краям корабля крепились площадки для лучников с ограждением. Ещё несколько лучников находились в своеобразной плетёной корзинке в верхней части мачты.

Стоит отметить, что египетские лучники были действительно серьёзной угрозой для противника. Они были вооружены дальнобойными луками, и с помощью этого оружия могли поражать цели на расстоянии до 160 метров.

Военные корабли греков, римлян и финикийцев

Самыми ранними из древнегреческих судов считаются так называемые пентеконторы. Они имели длину от 28 до 33 метров, а ширина их составляла около 4 метров. В движение пентеконторы приводились вёслами. Впрочем, в некоторых случаях на них всё же ставили мачту с парусом. Количество гребцов на этих не слишком больших кораблях порой достигало пятидесяти, и это могло обеспечивать ход со скоростью более 9 узлов. Главным предназначением этих кораблей была транспортировка войск к местам грядущих сухопутных битв. Причём функции гребцов нередко выполняли сами воины. Пентеконторы были описаны в «Илиаде», и именно на пентеконторе, если верить известному мифу, аргонавты отправились за золотым руном. Впоследствии данные судна стали дополнительно снабжаться таранами - это устройство позволяло топить вражеские суда до того, как они смогут пристать к берегу.

Вскоре появился более современный военный древнегреческий корабль - бирема. На этом судне было уже целых два яруса гребцов. Наличие ярусов позволяло не делать корабли слишком длинными, увеличивало их скорость, повышало защищённость. Судно противника, осуществляющее таран, сталкиваясь с двойным частоколом вёсел, теряло значительную часть своей энергии, прямой удар превращался в касательный, борт атакуемого судна в результате оставался в целым. Бирема, помимо тарана, могла обладать боевой башней и специальным дополнительным блоком для пробивания корпуса корабля противника. Диапазон длины бирем –- от 30 до 38 метров, а водоизмещение таких судов в некоторых случаях достигало 100 тонн.

Здесь надо сказать, что лучшими мореплавателями в период от 1500 до 1000 года до н. э. Были не греки, а финикийцы, жившие на восточном берегу Средиземного моря (территория современного Ливана и Сирии). Произраставший на местных горных склонах ливанский кедр давал финикийцам великолепный материал для постройки надёжных судов. И в целом они внесли большой вклад в морское дело: ввели деление горизонта на 360 градусов, составили карту надёжных ориентиров на звёздном небе и т. д. Если верить историкам, финикийские биремы появились даже раньше, чем греческие, то есть греки позаимствовали этот вид военного корабля для своих нужд. Но только греки создавали свои суда из древесины дубов и буков, а не из кедра.

Трирема - ещё один формат боевых кораблей, использовавшийся древними римлянами, финикийцами и греками. Триремы так назывались, потому что здесь было три весельных яруса, расположенных одно над другим. Длина трирем принципиально не отличалась от длины бирем. Триремам не было равных в Средиземноморье с VII по IV век до н. э. - они в это время являлись наиболее быстрыми и манёвренными военными судами. В частности, они сыграли огромную роль в расширении Афинской империи и её падении после поражения в Пелопоннесской войне.

Следующий шаг в деле военного кораблестроения сделали римляне. В сражении при Акциуме, случившемся в I веке до н. э., они продемонстрировали новую разновидность судна - либурну . Данное судно было гораздо меньше уже описанной триеры. Либурна имела лишь один ярус вёсел, один прямоугольный парус и один таран.

Ключевые достоинства либурн - отличная манёвренность и поворотливость, а также высокая скорость. На основе конструкций триер и либурн в конечном счёте была создана итальянская гребная галера.

Легендарные военные галеры венецианцев

Венецианцы основали своё государство в V веке на болотистых островах в Адриатическом море. А два века спустя именно в Венеции создают ту самую галеру. Главное новшество этого судна заключалось в его двухчастной конструкции. Галера состояла из корпуса, играющего роль несущей конструкции, и постицы - большой платформы из дерева, уложенной поверх корпуса. Постица превосходила корпус по ширине, на ней располагались скамейки для гребцов и уключины. Таким образом, гребцов впервые расположили не в самом корпусе, а на нём. И чтобы защитить их от солнца, над палубой зачастую растягивали лёгкий тканевый навес.

На передней части носовой платформы галеры и вдоль боковых ходов размещались воины и всевозможные метательные механизмы. Корпус галеры по форме напоминал веретено - он был весьма протяжённый, узкий и имел малую осадку. Подобная конструкция делала его идеально приспособленным именно для плавания на вёслах.

Периодически подвергаясь изменениями и улучшениям, галера использовалась в качестве реального военного судна до позднего Средневековья – галерами комплектовали свои флотилии многие страны и государства.

Джонки в древнем Китае

В старинных легендах говорится, что первый плот изобрёл, наряду с другими важными вещами, легендарный император Китая Фу Си, который правил в третьем тысячелетии до н. э. и якобы имел божественную природу. И так сложилось, что прототипом здешних древних кораблей была не выдолбленная лодка, а плот. В южной части Китая произрастал бамбук - отличный материал для плотов, кроме того, для их создания применяли овечьи и козьи шкуры.

Первый дошедший до нас рисунок китайского боевого корабля был обнаружен на вазе из бронзы, датированной IV веком до н. э. Если говорить конкретней, на вазе нарисовано двухэтажное судно: на первом этаже находятся гребцы, а на втором - воины с топориками и мечами. Также на верхнем этаже можно разглядеть развевающиеся флаги. Возле этого изображения имеется подпись, говорящая о том, что судно относится к так называемому Периоду Сражающихся царств (463–221 года до н. э.).

Другое схожее изображение относят к периоду 202–209 гг. до н. э. Но здесь на нарисованном судне явно больше лучников, а ещё некий воин стучит в барабан, чего нет на более ранней вазе.

Один из самых популярных кораблей Китая - джонка. По мнению исследователей, джонки появились ещё за 1000 лет до н. э. Древняя военная джонка обладала немного опущенным, по сравнению с другими судами тех времён, прямоугольным носом и широкой кормой, которая, наоборот, была сильно приподнята. А роль киля на подобных суднах выполнял весьма внушительных размеров руль. Паруса для джонок (как правило, здесь было три или пять мачт) делались из циновок и закреплялись на реях из бамбука. Вся эта конструкция напоминала веер, и при необходимости паруса можно было быстро свернуть в свиток.

Массивная циновка из тростника, применяемая для изготовления парусов джонки, конечно, значительно уменьшала возможную скорость движения судна по реке или морю. Но зато она позволяла выдерживать сильнейшие ветры. Позже на смену циновке пришли ткани, и это увеличило скорость китайских джонок. На многих судах имелись дополнительные мачты, на которые поднимались, если это имело смысл, дополнительные паруса. Джонка также оснащалась большим числом лебёдок и механизмов, которые облегчали управление всеми имеющимися парусами, даже весьма малочисленная команда корабля могла справиться с этой задачей.

Скандинавские драккары и снеккары

Военные судна викингов - снеккары и драккары - появились значительно позже, чем судна, описанные выше, примерно в VIII веке н. э. Но они действительно достойны упоминания. Викинги были очень продвинутыми мореплавателями своего времени и даже смогли побывать в Америке гораздо раньше Колумба (сегодня это считается достоверным фактом).

Длинные и изящные драккары отличал небольшой вес, что означало лёгкость при гребле. Если возникала необходимость, их даже можно было перенести вручную, «волоком». Драккары идеально подходили для заплыва с моря в неглубокие реки, к тому же они могли тихо и незаметно причалить к любым пологим берегам, что давало возможность викингам застать противников врасплох. Как правило, драккары делались из ясеня, их длина составляла от 35 до 60 метров, а ширина - до 6 метров. На самых больших таких кораблях могли находиться до 70 гребцов (например, на такое количество гребцов был рассчитан драккар «Великий Змей», построенный по приказу правителя Олафа I Трюггвассона в 1000 году). Во многих случаях по бортам располагались ещё и достаточно объёмные щиты. Другая особенность драккаров заключалась в том, что вёсла вдевались не в уключины, а продевались в особые «гребные люки». Развивали драккары скорость до 12 узлов, что для тех времён было отличным показателем.

Снеккары имели практически аналогичное строение, но были меньше по габаритам (и размер команды тоже был меньше - до шестидесяти человек). Это, кстати, позволяло снеккарам развивать ещё более высокую скорость.

Как известно, Греция в древние времена существовала вовсе не в дружелюбном мире, где государства решали все конфликты дипломатическим путем. Каждый раз им угрожали соседние государства: Персия, Спарта и многие другие. К войне привлекались человеческие ресурсы, но не одной пехотой было сильно государство. Греция имела и имеет выход к Средиземному морю, поэтому предполагаемые захватчики могли зайти с водной границы и атаковать страну. Поэтому армию древних греков пополняли кораблями. Помимо этого, государство считалось торговым, и доставка товаров с помощью кораблей была быстра и довольна выгодна, поэтому флот пополнялся также купеческими суднами.

Но Древняя Греция не сооружала флот заново, заимствуя основы кораблестроения у , которая к тому времени преуспела в области строения кораблей больше, чем их соседи. Как говорилось раннее, флот страны пополнялся двумя видами кораблей.

  1. Торговые. Главная их задача – перевозка большого количества грузов, по этой причине их строили крупнее и маломаневреннее, чем второй вид.
  2. Военные. Легкость хода и маневренность, вот что выходило на первый план при войне, поэтому корабли строили с учетом этих двух качеств.

Тип обшивки корпуса

До 500 года до нашей эры греки начинали воздвижение суден с обшивки игнорируя всю «начинку» корабля к которой приступали позднее. Внешняя часть судна обтягивалась всегда кожей животных, а толщина зависела от области корабля, к примеру, на высоте палубы она была толще, чем на нижней части. Скреплялись они не только деревянными креплениями, но и бронзовыми, что намного прочнее удерживало всю натянутую обшивку. Древние греки вовсе не скупились на свои корабли, которые приносили немалые средства в казну. Каждое судно строили из лучших материалов, а также регулярно красился корпус и натирался жиром. Что примечательно, выше ватерлинии корабль также был дополнительно укреплен свинцовыми листами. Из акации, которая отличалась большой прочностью делали шпангоуты, а рангоуты состояли из сосны. От волн корабли также защищались фальшбортом, который состоял из холщовой ткани.

Движитель

В движение корабли приводились двумя силами. Первая – ветер, а вторая – человек. В Древней Греции существовало рабство и именно этот слой населения и подвергался изнурительному труду на веслах. Так как прогресс древнего времени не давал строить корабли длинной более 40 метров, то все гребцы сажались близко друг к другу, а с целью увеличения скорости, корабли делали с несколькими рядами сидений, чтобы увеличить количество рабов. Вместе с этим судно не должно было потерять маневренность, а также вместить в себя солдат, лошадей и колесниц. Этот фактор и был довольно большой «головной болью» для проектировщиков того времени. Намного легче дела обстояли, когда корабль отплывал от берега. В открытом море в отличии от прибрежной зоны ветер был сильнее и тогда распускались паруса, которые делали двух форм. Прямоугольные и в форме трапеции, помимо этого на корабле имелся маленький парус под названием «артемон», который спускался на время боевых действий. Считается, что новшество в виде добавления парусной тяги к гребцам принадлежит именно грекам. Благодаря всем описанным факторам, военные корабли двигались со скоростью 17 км/ч.

На военных кораблях помимо рабов и солдат с колесницами можно было увидеть даже первые виды вооружения. Так греки оснастили носовую часть своих суден таранами, всегда они состояли из металла и достигали в длину от 8 до 10 метров.

На территории Кирения, порта кипра, обнаружился древний корабль торговцев из Греции. Примечательно, что вода расщепила остов корабля, сделав его двумерным, напоминающим собой чертеж, где каждый элемент расположен на выноске.

Благодаря усилиям археологов удалось восстановить внешний вид и конструкторские особенности судна. Длина составляла всего лишь 14.3 метра, а ширина вдоль бимса – 4.3 метра. Считается, что это наиболее старинный корабль, который удалось достать с морского дна, так как с помощью радиоуглеродного анализа был выяснен возраст – более 2.3 тысяч лет.

При создании киля использовался скальный дуб, а для шпангоутов акация чернодревная. Обшивка могла выполняться из бука либо липы, а рей и весла из алеппской ели.

Из-за нехватки свободного пространства, было затруднительно использовать человеческий труд, поэтому вместо весел применялся парус, служивший главным двигателем. Палубы как таковой не было, а для управления использовались 2 весла. Чтобы обезопасить судно от ударов волн, борт оборудовался металлическими прутьями, сверху дополнительно защищаемые кожей.

На изображении видна разновидность греческой биремы, времен 70 годов до нашей эры. Эти корабли обладали внушительной скоростью и небольшой шириной. Шпангоуты полностью отсутствовали, обшивка укреплялась при помощи нагелей с круглой головкой с надпилами по обеим сторонам. Они предназначались для клиньев, которые производились с использованием древесины акации, сливы, либо терна. На килевом брусе находился ударный , напоминающей по форме череп кабана или трезубец. Сверху него устанавливался клюз, куда продевался канат, используемый при совместной атаке – позволял соединять несколько кораблей между собой.

В носовой части имелся фальшборт из решетки. Гребцы, расположенные на верхнем ярусе могли опираться на отдельные стойки, находящиеся за пределами корпуса. Нижнему ряду приходилось использоваться бортовые отверстия, защищенные от попадания воды, при помощи манжет из кожи. Вдоль борта тянулся кринолин, чей настил располагался по бимсам, а концы удерживались на наклонных стойках. Суда аналогичного вида могли обладать добавочными веслами, благодаря чему выступать в роли триеры.

На побережье Эгейского моря зарождение кораблестроения датируется IX-VII вв. до н.э. Греческие мореходы переняли это искусство у и уже тогда создавали суда, конкурировать с которыми в те времена было довольно сложно. Уже в VIII-VI вв. до н.э. древние эллины совершали дальние плавания по Средиземному морю, первыми основали поселения на его западном побережье, в Крыму (Пантикапей, Херсонес), на северном берегу Черного моря (Ольвия), в Италии и т.д. О почти невероятном для той эпохи путешествии грека Пефея, совершенном в IV в. до н.э., рассказывается в книге «Об океане». Неарх, полководец Александра Македонского, смог в 325-324 гг. до н.э. успешно переплыть океанские просторы, направляясь из Индии в Месопотамию, причем в плавании участвовало 800 судов, передвигавшихся вдоль побережья Индии и Персии.


Развалины Херсонеса

До нашего времени дошли сведения о том, что древним грекам был известен способ сборки кораблей из уже готовых узлов и деталей, являвшийся ноу-хау для своего времени.

Выдающиеся открытия древнегреческих мореходов

Во время морских путешествий грекам удалось сделать целый ряд важнейших географических открытий. Это позволило античным ученым (например, Гекатею Милетскому в VI в. до н.э.) сделать выводы о том, что Земля представляет собой шар, высказать идею, касающуюся общности всего Мирового океана, предположить возможность существования Южного материка, убедиться в значимости для мореходства созвездий Малой и Большой Медведицы. В состав первого из них входит Полярная звезда), а о важности ориентирования моряков по этому небесному телу говорится в трудах математика и философа Фалеса Милетского, 624-547 гг. до н.э.

Чем отличались корабли древних греков

При строительстве своих кораблей греки учитывали все важнейшие достоинства и эгейских судов, в то же время разрабатывая и собственные технологии. Корпуса греческих судов были снабжены ахтерштевнем, форштевнем и килем, на обшивке обязательно имелись парные швы, а поясья закреплялись с помощью деревянных штырей.


Корабль древних греков

В античный период все более заметными становятся различия между и торговыми кораблями. На военных судах устанавливалась одна мачта и таран, в передней части палуба несколько повышалась, а длина кораблей колебалась в диапазоне 30-35 м. Средняя часть корабельного корпуса делалась довольно низкой, на каждой стороне размещалось по 25 весел, поддерживаемых вынесенными балками, а в качестве рулей использовались 2 огромных кормовых весла.

С течением времени этот тип плавательного средства претерпевал некоторые изменения, однако суть его в основном оставалась неизменной. Скорость и маневренность корабля повышались за счет увеличения количества весел, которые могли располагаться в два и даже в три ряда.

Ядро средиземноморских флотилий составляли знаменитые античные корабли триремы, которые в Древней Греции называли триерами. Их ширина равнялась 6 м, длина корпуса составляла от 35 до 40 м, а вместить такие суда могли до 200 матросов и вооруженных солдат.

По данным археологов, эпоха кораблестроения берет свой отсчет 5 тыс. лет назад, когда древние люди начали осваивать моря и океаны. Древнеримские и древнегреческие корабли были самыми известными, ведь обе державы располагались в самом благоприятном регионе по климату и вели активную торговлю с соседними странами, для чего максимально выгодными были морские пути.

Эпоха зарождения кораблестроения

Военные корабли строили уже в 15 ст. до н. э. в Финикии, Египте и Вавилоне с целью защиты страны от пиратов и походов на территории соседних государств. Как торговые, так и военные суда со временем совершенствовались, увеличивалась их маневренность и боевые возможности, размеры и водоизмещение.

Основная двигающая сила греческих судов была гребной, ведь они управлялись мускульной силой рабов, которые сидели на веслах. Парус хоть и устанавливали на военных судах, но поднимали лишь при попутном ветре.

Конструкции древнегреческих кораблей были заимствованы от финикийцев. Максимальное внимание кораблестроители уделяли судам для осуществления военных действий на море, поэтому они должны были быть выносливыми и маневренными. Интересно, что средиземноморские мастера до начала 5 столетия начинали с обшивки, а уже потом переходили к внутреннему устройству.

Разновидности и материалы

Древнегреческие корабли строили двух видов:

  • торговые — более широкие и неуклюжие, но способные перевозить тяжелые и объемные грузы;
  • военные — легкие и маневренные, оснащенные гребцами с веслами и парусом, впереди каждого имелся таран для атаки на вражеские корабли во время боя.

Корпус древние греки обтягивали звериной кожей, причем обшивка была различной толщины: около киля и на высоте палубы была толще. Пояса скрепляли парными швами, а к корпусу их прикрепляли при помощи деревянных штырей или бронзовых гвоздей. Позднее при строительстве военных и торговых древнегреческих кораблей стали применять деревянную обшивку из бука. Чтобы защитить палубу от захлестывания волн, изготовляли фальшборт из холста, в нижней части корабля до ватерлинии обшивку делали из свинцовых листов. Затем корпус красили и покрывали жиром.

Все деревянные части делали из различных пород древесины, исходя из прочности и выполняемых функций. Шпангоуты делали из прочной акации, рангоуты (приспособления для паруса) — из сосны.

Паруса вешали либо прямоугольной формы, либо трапециевидной. Вначале применяли только прямые рейковые, которые могли словить только попутный ветер. Кроме того, боевые корабли плавали в прибрежных водах и чаще использовали гребную силу. Также имелся и малый парус — артемон, висящий на наклонной мачте на носу судна. Перед началом боя парус обязательно сворачивали, чтобы не мешал, а мачты убирали.

Древнегреческие корабли: известные названия

В движение суда приводились веслами, которыми работали сидящие по обеим сторонам бортов гребцы. Их набирали из числа рабов или за оплату на период проведения военных действий.

В зависимости от количества весел, существует 2 типа древнегреческих кораблей:

  • триаконтор — имеет 30 гребцов и весел;
  • пентеконтор — 50-весельный корабль (по 25 с каждой стороны), чаще беспалубный.

Со временем на пентеконторах стали надстраивать палубу, которая служила защитой от солнца и метательных вражеских снарядов. Однако на узком пространстве было невозможно разместить много воинов, поэтому для их перевозки строили более широкие, но медленные суда, на которых можно было перевезти не только людей, но и лошадей, и припасы.

Скорость таких судов составляла около 17 км/ч. Эффективность при гребле была невысокой, поэтому для увеличения скорости движения корабли делали узкими и длинными: ширина пентеконтора составляла всего 4 м при длине 32 м. Гребцы могли сидеть только в один ряд на расстоянии 1 м от соседа, из-за чего увеличение общей силы и скорости корабля было пропорционально его длине.

Однако древние технологии не позволяли создавать суда длиной более 40 м. Чтобы увеличить скорость, стали строить корабли с двумя, тремя и более рядами весел.

В соответствии с количеством рядов гребцов названия древнегреческих кораблей подразделялись на: униремы, биремы, триремы, квадроремы и т. д., которые можно назвать также «полиремами» (многоярусными).

Унирема

Самые простые по форме греческие униремы или монеры (греч. Μονερις), по сведениям Гомера, составляли основу флота греков при осаде города Троя. Древняя унирема — военный древнегреческий корабль с одной парой весел, вернее, одним ярусом, когда гребцы сидят в ряд. Водоизмещение такого беспалубного судна было до 50 т, оснащение состояло из 12 пар весел, на каждом сидело по 2 гребца. Прямоугольный парус использовали только при попутном направлении ветра.

Строили первые монеры для разведки, которую могло проводить только быстрое судно, способное развивать большую скорость и маневренность. Военная мощь для нее изначально не применялась.

Постепенно кораблестроители начали увеличивать размеры униремы, добавив к ней и боевой таран, в качестве которого использовали гигантское металлическое копье длиной до 10 м. Он располагался в подводной части судна и являлся основным оружием.

По заключению исследователей, унирема считается самым маневренным и мобильным гребным судном в античную эпоху. Такие корабли использовались в Финикии, Карфагене, Древней Греции и Древнем Риме, а также на протяжении последующих войн в Средиземном море.

Также существовали некоторые разновидности монер: актуарий и либурна, небольшие маневренные судна, используемые для связи и разведывательных операций, доставки легких грузов. Отличие конструкции заключалось в том, что гребцы сидели на 2-3 балконах, что помогало грести независимо друг от друга. Борта были высокие, имелся и таран, но не боевой, а декоративный.

Диеры или биремы — гребные древнегреческие военные корабли, которые начали строить еще финикийцы в 9-7 ст. до н. э. для плавания в Средиземном море. Отличаются они двойными ярусами весел и широко распространились в Египте, Греции и Финикии. При одинаковой длине корпуса дополнительный ряд гребцов, сидящих как бы в 2 этажа, обеспечивал большую скорость и мощность. Для того чтобы сделать бирему более устойчивой, площадку с гребцами (кринолин) стали опускать ниже, на уровень корпуса.

Главное оружие военного корабля греков — таран, который изготавливали из металла, чаще всего бронзы. Он располагался в носовой выступающей части судна и во время боя должен был пробивать вражеские корабли. Таран в форме трезубца или головы кабана прикрепляли к килевому брусу.

Парусное вооружение использовали только при попутном ветре. Корма судна (акростоль) была декоративной и специально загнутой, по форме она напоминала хвост скорпиона.

При необходимости, некоторые оснащали дополнительным рядом весел и тогда они уже назывались триерами. Управление осуществлялось при помощи 2-х больших рулевых весел, размещенных на корме. Гребных весел было 25 пар.

Трирема или триера

Родиной древнегреческих триер (греч. Τριήρεις) ученые называют Коринф, где позднее были созданы и бронированные военные корабли греков — катафракты. Водоизмещение таких судов достигало 230 т, длина — 45 м, количество членов экипажа — до 200 чел.

Древнегреческий корабль триера имел уже 3 яруса весел, для последнего дополнительно прорезали отверстия в борту судна, которые при необходимости закрывали специальными шторками. Длина весел была одинакова и составляла 4,5 м. Наиболее сильные гребцы «траниты» сидели в верхнем ряду, их работа щедро оплачивалась, потому они относили себя к привилегированным. Для них на верхней палубе устанавливали узкую платформу, где они сидели по краю.

В среднем ряду сидели зигиты, а в нижнем — таламиты, ритм гребцам задавал сидящий на корме флейтист — треопорес. Все они подчинялись своему начальнику — гортатору, а кораблем командовал триерарх. Общее количество весел на таком военном корабле могло доходить до 170. Однако все 3 ряда были задействованы только во время боевых действий.

Экипаж триеры также увеличивался: во время боя он составлял около 200 человек, среди которых были не только гребцы-рабы и воины, но и матросы, которые могли управлять парусом. Длина судна была 40 м, ширина 6 м. Боевая палуба выполнялась сплошной, а внизу ее располагался трюм. Командир имел собственную рубку на корме.

Количество мачт и парусов на таком корабле также увеличилось. Подводный таран служил продолжением киля и доходил до 3 м, был оснащен железным наконечником для разрушения борта судна неприятеля. Дополнительно над тараном ставили балку из металла, при помощи которой ломались вражеские весла при столкновении судов.

Биремы и триремы несколько веков оставались самыми популярными военными древнегреческими кораблями. По историческим данным, в 482 г. до н. э. боевой флот в Афинах с населением в 250 тыс. чел. состоял из почти 200 триер. В мирное время их использовали и для перевозки транспорта, людей и лошадей.

Полиремы и пентеры

В зависимости от того, как назывались древнегреческие корабли (униремы, биремы, триремы и т. д.), можно судить о том, сколько рядов гребцов на них располагалось. По историческим данным, греки пошли в развитии кораблестроения дальше и построили военный корабль в Сиракузах, который имел 5 рядов весел, — пентеру. Располагались они по 30 с каждой стороны судна, каждое тяжелое весло двигали 5 гребцов, всего их на борту было 300. Для управления парусом в экипаж были добавлены 25-30 матросов. Судно могло взять на борт 120 воинов с полным вооружением.

Позднее была создана и тесараконтера — древний предок современных линейных военных кораблей, плавучая крепость с водоизмещением 3 тыс. т. Она была оснащена боевыми башнями, в которых скрывались лучники, а высокая верхняя палуба служила защитой от вражеских стрел.

К вооружению боевых кораблей относились и установленные на борту пращи, баллисты и катапульты. Они применялись для метания стрел, камней или зажигательной смеси из серы, смолы и битума.

Особенности и тактика боя греческих кораблей

Самый важный тактический прием, который широко использовали на древнегреческих кораблях в морском сражении — применение абордажа, при котором суда сходятся, таранят друг друга, сцепляются. Затем наступает время рукопашного боя между воинами.

Греческий флот по мере своего развития уже состоял целиком из боевых триер, оснащенных на корме прочными железными таранами.

О преимуществах таких кораблей можно судить из исторического факта победы греков в битве с персами около Саламина, которая состоялась в 480 г. до н. э. Перевес по количеству судов был на стороне персов (1200 против 380), однако стремительные греческие триремы быстро разбили четкий строй вражеских кораблей. Их тараны ломали борта и весла врагов, потом быстро делали обходной маневр и пробивали корму.

Кроме обычного кормового, применялись и другие виды таранов:

  • «дельфин», используемый с 6-5 ст. до н. э., — очень тяжелый груз, изготовленный в форме одноименного животного, который подвешивался тросом на балке, стоящей перпендикулярно борту корабля; при столкновении он своей тяжестью пробивал палубу и даже дно судна;
  • корвус — мостик для абордажа с двойным тросом, установленный на носу и закрепленный на шарнирах, имел острую шпору из металла в форме клюва ворона, при опускании на борт неприятельского судна корвус крепко вцеплялся в палубу, и атакующие воины через абордажный мостик перебирались и вступали в рукопашную битву;
  • гарпаги — крючья для абордажа, которыми цепляли вражеский корабль.

На каждой триере в бою находились гоплиты — воины с достаточно тяжелым вооружением, которые для защиты имели щиты из кожи, а также отряд лучников и стрелков из пращи. От их умения вести рукопашный бой и стрелять зависела возможная победа в битвах.

Греческий торговый корабль

Воссоздать внешний вид древних торговых кораблей удалось при помощи реконструкции останков, обнаруженных в акватории Кирении, порта на Кипре. Найденный археологами корпус оказался сплющенным под толщей воды на глубине 30 м.

Длина древнегреческого торгового корабля составляла 14,3 м, ширина 4,3 м. Радиоуглеродный анализ деревянного корпуса и найденных в нем бронзовых монет показал, что возраст судна — почти 2300 лет. Киль был изготовлен из прочной дубовой древесины, шпангоуты сделаны из черной акации, обшивка — из красного бука и липы. Мачта, реи и весла выполнены из аллепской ели.

Единственный парус на торговых судах выполнял более существенную роль и применялся для движения, тогда как гребцов было меньше по сравнению с военным кораблем. Палуба отсутствовала, внутри располагались грузы. Чтобы волны не захлестывали внутрь корпуса, борта наращивали при помощи решетки, сделанной из толстых прутьев. На нее сверху затем натягивали кожу.

Главной чертой торговых судов была их вместительность и надежность, а вот скорость была второстепенной. По данным летописей, за сутки такой корабль мог проплыть до 40 км, что было достаточно далеко по тем временам.

Названия древнегреческих кораблей, которые использовались для перевозки грузов:

  • лембы - одномачтовое судно, парус 4-угольный, закрепленный на рее, иногда ставили дополнительный маленький парус для маневров;
  • келеты — имели трюм с большой вместимостью, в 5 в. до н. э. греки даже использовали специальный отсек для перевозки лошадей;
  • керкуры — легкие изобретены на Кипре, а затем стали популярны у греческих купцов, особенность конструкции: внутреннее пространство корпуса делили на трюм и 2 твиндека. В Средние века такое устройство переняли арабские торговцы, а затем и европейцы, которые назвали судно «каракка» или «каравелла».

Их конструкции совершенствовались достаточно быстро: ставили 2 мачты, использовали наклон к носу по типу бушприта, увеличивали объем трюмов и грузоподъемность. Так при 25 метровой длине торговое судно могло перевозить 800-1000 тонн груза. При поднятии парусов на могли плыть даже при боковом ветре. В плавании торговое судно загружало трюм балластом из песка.

Реконструкция древних кораблей

Самое известное имя древнегреческого корабля, которое упоминается в мифах, — это «Арго», легендарное судно аргонавтов, которые совершили поход в Колхиду, расположенную на берегу Черного моря. В 1984 г. группа единомышленников во главе с английским ученым и писателем Тимом Севериным совершила переход длиной в 1500 миль из Греции в Грузию на точной копии древнего судна и доказала реальную возможность событий, описанных в мифах.

Одна из известных современных попыток воссоздать древний корабль в натуральную величину произошла в Греции. Строительство триеры «Олимпия» продолжалось в Пирее почти 2 года и завершилось в июле 1987 г. Финансировал его силы ВМС Греции и английский банкир Ф. Уэлш. Сейчас судно принадлежит военно-морским силам Греции.

«Олимпия» является единственным полностью функциональным кораблем с экипажем в 200 чел. Длина его составляет 37 м, ширина 5,5 м, оснащен веслами и парусами. За прошедшие годы корабль несколько раз проходил испытания, в ходе которых команда спортсменов из 170 человек смогла разогнать его до скорости 17 км/ч, что демонстрирует фото древнегреческого корабля «Олимпия».

С 2004 г. она выставлена в качестве музейного экспоната для всех желающих в сухом доке в Палеон-Фалироне, недалеко от Афин. Для любителей старинных парусных кораблей «Олимпия» является прекрасным образцом мастерства кораблестроителей и демонстрирует плавательные способности, совершенство и красоту древнегреческих кораблей.

Не исключено, что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус - самый важный, после весла, инструмент управления кораблем. Опровергнув известную нам трактовку мифа о Дедале и Икаре, древнегреческий историк Павзаний утверждал, что Дедалу удалось спастись бегством с острова Крит лишь благодаря парусу, который он установил на своем судне.

Впрочем, даже не зная, какая же из двух версий мифа была истинной, мы вправе утверждать: парус был известен в Греции еще в глубокой древности. И тем не менее греческие суда еще долгое время оставались гребными: их основным «движителем» оставалась мускульная сила сидевших на веслах рабов, а парус поднимался лишь при попутном ветре.

Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами - выносливыми и маневренными.

Корпус судна имел киль, форштевень и ахтерштевень. Была усилена обшивка, которую начали выполнять с парными швами. Обшивка имела переменную толщину: наиболее толстые ее пояса шли у киля, по скулам и на уровне палубы. Пояса крепились к корпусу деревянными штырями или гвоздями из бронзы.

Для защиты от морских волн устанавливали холщовый фальшборт. Корпус судна краси-ли и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.

Греческая утирема

При строительстве морских судов греки не ограничивали себя одним древесным материалом: киль судна, как правило, был дубовым; шпангоуты выполнялись из акации, рангоут - из сосны, а обшивка - из бука. Развивалось и парусное вооружение: прямоугольные паруса зачастую заменяли трапециевидными.

Древнегреческая бирема, VI. дo нэ. Рисунок на античной вазе

Фальшборт - продолжение борта выше верхней палубы. Предохраняет от падения за борт.

Ватерлиния -линия на корпусе, отмечающая уровень погружения судна в воду.

Рангоут - комплект приспособлений для постановки и несения парусов. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушп-риты,утлегари, лисель-спирты, выстрела.

Шпангоуты - части набора корпуса, которые обеспечивают прочность судна. На шпангоуты крепится обшивка.

Первые военные гребные суда греков с единственной мачтой несли съемный, все еще четырехугольный парус. На носу корабля под водой и (или) над водой был таран - настоящая «тяжелая артиллерия» времен античности. Верхний таран мог иметь различную форму, от устрашающей головы мифического чудовища до элегантного крюка, выгнутого в виде лебединой шеи. Подводный таран представлял собой обычный заостренный брус, как правило, медный, а иногда - железный или окованный медью деревянный. Именно он в большинстве случаев и решал исход морского сражения.

Бирема

Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30-35м. Средняя часть корпуса была низкой, гребные весла поддерживались выступающими балками, рулями же служили два больших весла на корме. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема длиной 12-15м имела по 25 гребных весел с каждой стороны. По свидетельству Гомера, именно из унирем состоял греческий флот при осаде Трои. Роль металлического тарана на этих судах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.

Нос греческой биремы 300г. до н. э.

Неумолимое время значительно изменило облик военных судов Древней Греции. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли их триерами). Три яруса весел дали им это название. В бортах судна, чуть выше уровня воды, прорезались отверстия для нижнего ряда весел, а на верхней палубе обычно была установлена узкая платформа, по краю которой устраивались места для третьего ряда гребцов. Общее количество весел на таком судне достигало 170. Становился все более внушительным и экипаж корабля - порядка 200 человек. Кроме воинов и гребцов-рабов, прикованных цепями к своим банкам-сиденьям, «в штат» брали матросов, специально для управления парусом.

Некоторые триремы несли не одну, как раньше, а несколько мачт. Длина корпуса судна достигала 40м, ширина - 6м. Трирема имела сплошную боевую палубу, под которой находился трюм; в корме судна помещалась небольшая рубка для командира.

Киль в носовой части корабля переходил в подводный таран длиной до 3метров с железным наконечником, служившим для разрушения борта судна противника. Над тараном параллельно килю иногда устанавливалась металлическая балка для ломки весел врага. Родиной первой триеры историки считают Коринф. Кстати, там же были созданы и первые бронированные греческие военные корабли - катафракты.

Древнегреческая трирема

Абордаж - тактический прием ведения морского боя времен парусного и гребного флота. Корабли сходились борт о борт, затем сцеплялись, и начинался рукопашный бой.

Лучшим свидетельством силы и преимуществ греческого флота стал исход битвы при Саламине (480г. до н. э.). Несмотря на сильный численный перевес персов (1200 против 380 греческих кораблей), победу одержали войска Фемистокла. Быстрые триремы греков разбивали строй вражеской эскадры, нападая с флангов, ломали тараном весла персидских судов и после ловкого обходного маневра наносили сопернику решающий удар в корму, вслед за чем неприятель брался на абордаж.

Особое распространение в древнегреческом флоте получили «дельфины» - разновидность тарана, а также корвусы и гарпаги (абордажные крючья). Хотя «дельфин» был известен еще в VI-V вв. до н. э., истинное признание пришло к нему в Липарской битве (260г. до н. э.). Представлял он собой тяжелыйгруз в форме тела дельфина, подвешиваемый с помощью троса на специальной балке, которая выступала перпендикулярно борту судна.

При сближении с неприятельским судном «дельфин» падал на его палубу или днище и пробивал их. Абордажный мостик корвус, закрепленный на шарнирах, устанавливался на носу корабля. Корвус был снабжен двойным тросом и острой металлической шпорой в виде вороньего клюва на конце. Когда трос опускали и корвус под действием своего веса падал, шпора впивалась в палубу неприятельского корабля и по абордажному мостику атакующие устремлялись вперед, чтобы вступить в рукопашный бой.

На пороге новой эры греки постепенно переходят к созданию больших судов. Свой след в истории оставил военный корабль, построенный греками в Сиракузах. Хотя это судно по габаритам было немногим крупнее триремы, оно имело пять рядов с 30 веслами с каждого борта. Одно тяжелое весло «обслуживали» пять гребцов - всего на судне их было 300. Чтобы быстро управляться с парусом, состав экипажа увеличили на 25-30 матросов. Помимо этого вместительная пентера позволяла взять на борт еще 120 вооруженных воинов. Настоящей плавающей крепостью можно назвать тесараконтеру древнего прародителя линейных кораблей. Водоизмещение тесараконтер достигало 3000 тонн. Верхняя палуба судна защищала гребцов от стрел противника, а собственные лучники скрывались в нескольких боевых башнях.

Корабельная праща

Еще в IV в. до н. э. греческие полководцы, не ограничиваясь луками и примитивной пращей, начинают вооружать свои суда первыми метательными машинами, применявшимися вплоть до изобретения пороха. Основные типы таких машин - это катапульты и баллисты. Баллиста, или эутютона, использовалась для метания стрел длиной 4-5м, которые имели железный наконечник или же пропитывались зажигательной смесью из серы, битума и смолы. Крупные камни и металлические снаряды, выброшенные катапультой, легко преодолевали расстояние до 200 метров. Метательные машины закатывались в башни или помещались за специальными защитными стенками.

Катапульта

Суда с числом весельных рядов до десяти строил Александр Македонский. Наделенные богатым воображением историки античности повествуют о существовании икосер - судов с двадцатью рядами весел, а легендарному Птолемею Филофатору приписывается строительство сорокаярусного корабля-гиганта. Вряд ли стоит всерьез относиться к столь буйным фантазиям - весьма сложно даже отдаленно представить их техническую реализацию. Кроме того, до нас не дошло ни одного изображения подобных судов, тогда как древние барельефы и амфоры просто пестрят рисунками трирем и более мелких греческих кораблей.

Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20-25м они имели грузоподъемность 800-1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. К нокам рея от топа мачты шли топенанты. В пространстве между реем и топенантами иногда ставили дополнительный небольшой парус. Передняя мачта, бывшая сродни бушприту, имела наклон в сторону носа, что позволяло судну плыть при боковых ветрах. Обязательным атрибутом торгового корабля служил трюм для размещения грузов. В качестве балласта использовался песок. Интересно, что еще в V в. до н. э. греки начали строить специальные транспортные суда, перевозившие лошадей.

Баллиста (эутютона)

Топенанты - снасти бегучего такелажа, поддерживающие реи, гики и выстрелы. В зависимости от принадлежности к тому или иному рею получают соответствующие приставки: фок-топенант и т.д.

Бушприт - наклонная мачта, выдающаяся с носа судна. Бушприт служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна. На больших кораблях бушприт был составным: продолжение бушприта составлял утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.

Нок - концы реев, гиков, гафелей, бушприта и утлегаря.

Топ - верхний конец любого вертикального рангоутного дерева -мачты, стеньги и т.д.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png