В современных экономических условиях при осуществлении хозяйственной деятельности существенное значение имеет порядок налогообложения, поэтому налоговые последствия управленческих решений необходимо изучать и управлять налоговыми рисками. Выделяют следующие направления анализа влияния налогообложения на результаты деятельности предприятия:

  • 1. Перераспределение налогов (налогового бремени) между продавцом и покупателем. В условиях рыночных отношений между этими субъектами характер перераспределения налогов играет существенную роль, особенно при изменении налогового администрирования государства, связанном с введением новых налогов и изменением налоговых ставок .
  • 2. Расчет налогов при выборе варианта инвестиционного проекта, поскольку они увеличивают сумму необходимых вложений при той же отдаче и могут сделать неэффективным вариант инвестиций, выбранный в качестве эффективного, но без учета влияния налогообложения .
  • 3. Планирование налоговых платежей, их влияние на потоки денежных средств хозяйствующего субъекта. Эти платежи отражаются в двух учетных подсистемах предприятия по-разному. В бухгалтерском финансовом учете отображаются фактические данные о величине и структуре денежных потоков, связанных с налогами, об источниках формирования этих потоков в отчетном периоде. В бухгалтерском управленческом учете денежные потоки, обусловленные налогами, участвуют в составлении кассовой консолидированной сметы, имеющей целью обеспечение достаточности денежных средств для своевременного осуществления необходимых расходов и рационального использования денежных ресурсов в течение отчетного периода .

В результате появилась новая управленческая деятельность - налоговый менеджмент, который связан с управлением налоговыми платежами, а также с разработкой оптимального варианта налогообложения хозяйствующего субъекта .

Следует также учитывать влияние налогообложения на управление хозяйствующим субъектом через категорию налогового риска в целях обеспечения безопасности предприятия, что значимо в существующих в России экономических условиях . Для оценки влияния налогового риска на деятельность предприятия и управления им необходимо понимать экономическую сущность данного вида риска, его специфические особенности, в том числе функциональную роль в экономике, причины возникновения риска и факторы, влияющие на его величину, определять пути его снижения.

Налоговый риск - это вид хозяйственного риска, возникающий при взаимодействии двух субъектов (государства и налогоплательщика) при формировании государственного бюджета. Цель государства - собрать налоги, формирующие доходную часть бюджета, а предприятие стремится к уменьшению сумм налоговых платежей как законными, так и незаконными способами.

В результате возникает конфликт интересов двух сторон по причине присвоения денежных средств, направляемых в бюджет в качестве налоговых и связанных с ними платежей. Решением данного конфликта со стороны государства является установление разумного налогового бремени, а со стороны налогоплательщика - своевременная и полная уплата в бюджет налоговых платежей. Это позволит предприятию в обозримой перспективе осуществлять стабильные налоговые платежи, регулярно пополняя бюджет государства. Устранение данного конфликта имеет большое значение, поскольку, несмотря на противоположность экономических интересов, у государства и налогоплательщика единая цель - создать устойчивый экономический базис в рамках страны.

Налоговые риски подразделяют на следующие группы:

  • 1) налоговые риски государства;
  • 2) налоговые риски налогоплательщика.

В данном пособии рассмотрены налоговые риски налогоплательщика - хозяйствующего субъекта, зарегистрированного в качестве юридического лица.

Причиной возникновения налогового риска является неопределенность финансово-хозяйственной среды деятельности налогоплательщика, в которой осуществляется процесс налогообложения. Возникновение неопределенности обусловлено действием следующих факторов:

  • 1) нестабильностью политической и экономической ситуации в стране, в отрасли, в регионе деятельности хозяйствующего субъекта;
  • 2) неустойчивостью, нестабильностью налогового законодательства;
  • 3) изменчивостью, непредсказуемостью действий налоговых органов;
  • 4) действиями менеджеров и бухгалтеров, принимающих решения, связанные с налогами.

Неопределенность обусловлена действием объективных и субъективных факторов среды деятельности предприятия; соответственно причины возникновения налогового риска делят на две группы: объективные и субъективные.

Объективные причины возникновения налогового риска связаны с неопределенностью элементов внешней и внутренней среды предприятия, прежде всего с неопределенностью налогового, бухгалтерского и других видов законодательства, прямо или косвенно влияющих на процесс налогообложения, а также с неопределенностью действий налоговых органов по отношению к хозяйствующему субъекту.

Субъективные причины обусловлены тем, что риск всегда реализуется через человека (т.е. через лицо, принимающее решение) и зависит от его индивидуальности, знаний, отношения к риску и т.п. Субъективной причиной налогового риска является неопределенность действий бухгалтеров и менеджеров, принимающих решения, связанные с налогами. В соответствии с налоговым законодательством суммы налогов определяются плательщиками самостоятельно на основании данных налогового и бухгалтерского учета, поэтому ответственность за состояние расчетов по налогам лежит именно на налогоплательщике.

При выборе решения бухгалтер опирается на свои знания и представления, т.е. на свойственную ему парадигму взглядов, устойчивость которой, с одной стороны, позволяет бухгалтеру быстро ориентироваться в окружающей обстановке, с другой стороны, мешает принимать нестандартные решения. Ярко это проявилось в период перехода нашей страны на новые условия хозяйствования, когда существенным образом изменилась методология бухгалтерского учета и налогообложения. Это явилось серьезным испытанием для многих опытных бухгалтеров, не все смогли овладеть новыми знаниями и навыками.

На принятие налогового решения также оказывает влияние отношение бухгалтера к риску. Как показывают наблюдения, некоторые предприятия переплачивают налоги в силу нежелания бухгалтера и руководителя рисковать (действительной причиной при этом может быть неглубокое знание налогового законодательства). Склонность к риску имеет особое значение в случаях принятия решений, связанных с налоговым риском, так как в результате действий бухгалтера ответственность в виде финансовых санкций несет прежде всего предприятие.

При принятии бухгалтером налоговых решений важным моментом является его готовность следовать этическим нормам бухгалтерской профессии. В США эти нормы провозглашены Кодексом профессионального поведения членов Американского института дипломированных общественных бухгалтеров, в соответствии с которым бухгалтер принимает на себя обязательство о самодисциплине, превышающей требования, установленные законами и правилами. Принципы призывают неуклонно придерживаться честного поведения даже ценой принесения в жертву личных интересов . В России также действует Кодекс этики членов Института профессиональных бухгалтеров России .

Любое решение хозяйствующего субъекта в области налогообложения может привести к одной из следующих ситуаций.

1. Уплата излишних налоговых платежей (в том числе пени) либо экономия на налоговых платежах по сравнению с выбранным вариантом налогообложения. Изменения в платежах обусловлены переменой условий согласно которым принималось решение, т.е. изменениями состояния финансово-хозяйственной среды.

Предприятие определяет варианты возможных налоговых решений, ориентируясь на имеющуюся у него информацию, в том числе на опыт своих сотрудников, прежде всего бухгалтера. Оно использует возможные льготы, ставки, виды деятельности, порядок и сроки уплаты и т.д. При этом рассматривается п вариантов, каждому из которых соответствует сумма налоговых платежей (Я,), где i = 1, 2,..., п. Из них хозяйствующий субъект выбирает наиболее выгодный (оптимальный) вариант, соответствующий требованиям налогового законодательства (Я в).

Под налоговыми платежами будем понимать сумму налогов, а также сумму пени, которая в соответствии со ст. 72 НК РФ является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, а не штрафной санкцией.

В результате осуществления принятого решения предприятие может получить фактическую сумму налоговых платежей меньшую (Яф), равную (Яф) или большую (Яф) , чем Я в (рис. 5.1).

Рис. 5.1.

Если Ни, то предприятие имеет экономию по сравнению

с выбранным ранее вариантом; если Н ф 3 > “в, то предприятие имеет дополнительные платежи.

2. Начисление штрафных санкций налоговыми органами вследствие нарушения порядка исчисления налога, срока сдачи налоговой декларации, а также невыполнения предприятием других требований налогового законодательства. Степень влияния штрафных санкций на финансовое положение предприятия может быть различной: от фактического отсутствия влияния и до банкротства. Первый уровень соответствует допустимому налоговому риску, второй - катастрофическому. Состав платежей предприятия, связанных с налогообложением, представлен на рис. 5.2.


Рис. 5.2.

Налоговый риск - это возможное отклонение фактической величины налоговых платежей от тех налоговых платежей, в расчете на которые осуществлялось принятие решений, связанных с налогообложением, и возникающее вследствие неопределенности среды деятельности предприятия . Данное отклонение - это либо экономия, либо финансовые потери.

Налоговый риск фактически проявляется через риск по определенному налогу, так как предприятие выступает в качестве налогоплательщика или налогового агента по конкретному налогу, поэтому необходимым условием возникновения налогового риска является возникновение у предприятия объекта налогообложения по данному налогу (например, если предприятие не имеет собственных основных средств, то у него не возникает налогового риска по налогу на имущество организаций).

Налоговый риск может возникать и в случаях, не связанных с исполнением обязанностей налогоплательщика по определенному виду налога, например, при постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе, при представлении налогоплательщиком сведений об открытии и закрытии счета в банке и т.д. При этом предприятие может даже не вести хозяйственной деятельности (еще не начать или пока не работать в связи со сложившимися хозяйственными условиями и т.п.).

В случае невыполнения требований Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в результате неверного учета налоговой базы, нарушения правил исчисления и уплаты налогов, при несвоевременной уплате в бюджет налоговых платежей и сдаче налоговых деклараций предприятие может быть подвергнуто финансовым санкциям в соответствии с главой 16 НК РФ. При анализе налогового риска, связанного с начислением штрафных санкций, целесообразно рассматривать два варианта.

Первый вариант. Налогоплательщик добросовестно уплачивает налоги в полном объеме и в установленные сроки, что характеризует его как законопослушного налогоплательщика. В этом случае возможны различные соотношения между суммой налогов, подлежащей уплате в бюджет согласно налоговому законодательству и произведенным хозяйственным операциям, отраженным в бухгалтерском учете предприятия, (# 3), и фактической суммой налогов, отраженной в налоговых декларациях предприятия (Я ф) (см. рис. 5.2).

Возникающие отклонения обусловлены ошибками, допускаемыми налогоплательщиками, так как в силу объективных причин их допускают даже опытные специалисты.

При Я ф = Я 3 налогооблагаемая база определена в полном объеме в соответствии с законодательством.

При Я ф > Я 3 налогооблагаемая база завышена, вследствие чего налогоплательщиком начисляются излишние суммы налоговых платежей, что косвенно влияет на занижение других налоговых платежей (например, завышение налога на имущество организаций приводит к занижению налога на прибыль), а также отвлекает оборотные средства предприятия.

Второй вариант. Налогоплательщик умышленно уклоняется от уплаты налогов, что трактуется как мошенничество. В этом случае чем большая величина налоговой базы была скрыта, тем больше риск применения норм ответственности: от финансовой до уголовной.

Объективный процесс сокрытия все возрастающей части налогооблагаемой базы в теневой сфере при росте ставки налогообложения отражен кривой Лэффера. При превышении критической величины налоговой ставки происходит снижение фактической величины налоговых сборов вследствие уменьшения фактической величины налоговой базы. Это объясняется спадом деловой активности и нарастающим уклонением от уплаты налогов. В результате происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налогов.

Главная задача законодателя в области налогообложения - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который, с одной стороны, не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика, а с другой - обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, объемы теневой экономики в нашей стране превышают 40% валового внутреннего продукта (ВВП) . Причем процесс ухода от налогов имеет место как в России, так и за рубежом. Теневые капиталы вызывают многочисленные правонарушения и преступления, связанные с легализацией «грязных денег». Эти деньги подрывают экономический правопорядок в экономике и мешают ей развиваться дальше . Удельный вес теневой экономики в мире составляет в среднем 10% ВВП. В Швеции он составляет 5% ВВП, в Англии - 3% ВВП, в США - 10% ВВП, в Италии - 25-30% ВВП, в том числе 4% приходится на долю сицилийской мафии.

Таким образом, неуплата налогов может происходить по следующим причинам:

  • 1) целенаправленный уход от налогов;
  • 2) ошибки в учете объектов налогообложения и в расчетах сумм налогов у законопослушных налогоплательщиков, а также несвоевременным внесением платежей в бюджет, в том числе в связи с отсутствием свободных денежных средств у налогоплательщика.

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Кафедра «Налоги и налогообложение»


Реферат

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговые риски: понятие, причины возникновения»


Выполнила:

Студентка группы У3-2

Аскерова Э.Ф.

Научный руководитель:

к.э.н., доц. Малкова Ю.В.


Москва 2014


Введение

Заключение

Список литературы


Введение


Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

Актуальность темы налогового риска состоит в ее практическом применении. В настоящее время российским бизнесменам необходимо научиться управлять рисками, понять их масштабы и природу, так как это не менее важно, чем другие риски предприятия, нужно двигаться вперед на равных с иностранными предприятиями.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве, а также с недостаточным совершенствованием налогового законодательства.

Цели данной работы - это раскрыть понятие налогового риска, объяснить его специфику, особенности, виды; выявить причины возникновения налогового риска, рассказать о классификации факторов их появления, а также о природе ее возникновения.

В данной работе использовались такие методы исследования, как эмпирический, причинно-следственный, функциональный.

Налоговый риск: сущность и содержание понятия

налоговый риск платеж

По мнению Л.И. Гончаренко, комплексный подход к определению отличительных признаков понятия экономических рисков позволяет включить в ее содержание налоговые риски как полноценную разновидность, так как к ним относятся материальные, а также нематериальные неблагоприятные последствия.

Существует другое мнение - налоговые риски это составная часть финансовых рисков. Таковы мнения Г.А. Цыркунова и М.И. Мигунова, утверждающие, что «налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность рисков финансовых, поскольку они имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов». Д. Тихонов и Л. Липник обращают наше внимание на то, что «налоговый риск - это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте».

Значительная часть авторов, которые исследуют понятие налоговых рисков, больше уделяют внимание налоговым рискам налогоплательщиков. Такая позиция была больше актуальна в 90-е годы, но имеет место и сейчас, в экономической и в юридической литературе. Налоговый риск бизнесмена тесно связан с изменениями налоговой политики (возникновение новых налогов, ликвидация или уменьшение налоговых льгот и т.п.), а также уменьшением или увеличением величины налоговых ставок. Все чаще обсуждаются налоговые риски государства, в том числе в результате незаконных действий крупнейших налогоплательщиков. Налоговый риск государства состоит в сокращении поступлений в бюджет по причине изменения налоговой политики, а также величины налоговых ставок. Сейчас многие авторы обращают внимание на то, что налоговые риски присущи всем участникам налоговых правоотношений, т.е., по крайней мере, трем их субъектам: налогоплательщикам, налоговым агентам и государству.

Специфика налогов как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, который сопровождается обеспечительными мерами по его, в необходимых ситуациях, принудительному взысканию, имеет место, как в базовом признаке налоговых рисков, так и в том, что их субъекты это участники правоотношений, которые возникают в налоговой сфере.

Вышесказанное позволяет сделать заключение, что налоговый риск - это возможное наступление негативных финансовых и других последствий для налогоплательщиков или государства из-за действий (бездействий) участников налоговых правоотношений.

Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. Риск необоснованности налоговой выгоды - скорее риск специального уклонения от налоговой уплаты, чем риск принципиального нежелания добросовестной качественной организации бизнес-процесса.

Как и многие другие риски, налоговые риски, появляются там, где есть неопределенность. Российские предприниматели уже научились предсказывать другие риски и смягчить их последствия, но к налоговым рискам отношение безответственное. Поэтому руководители узнают иногда, что некоторые сделки оказались очень затратными из-за налоговых платежей. И тогда перед предпринимателем встают два вопроса: кто виноват и что делать. В этом случае нужно не увольнять, злиться, а научиться управлять этими налоговыми рисками. Нужно понять, откуда и почему появляются налоговые риски, а также масштабы их возникновения.

Бизнесмен, в первую очередь, услышав о рисках, думают о недоплаченных налогах. Но необходимо также грамотно вести сделки с использованием законных методов планирования налогов. Чтобы добиться снижения налоговых рисков, нужно вести правильную рыночную политику.

В любой организации есть люди, которые эти риски создают, а есть те, кто от них избавляется. Поэтому те, кто совершенствует бизнес, должны постоянно поддерживать контакты с теми, кто управляет налоговыми рисками. Для того, чтобы решить эту проблему многие средние, а также крупные компании открыли у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, занимающиеся управлением налоговыми рисками.

Налоговые риски можно разделить на следующие группы:

Риски, которые связаны с проведением отдельной сделки. Каждая сделка связана с налоговыми последствиями, если у нее нет освобождения от налогов. Но риски обычно возникают, когда организация заключает крупную или нестандартную для себя сделку (персонал, процедуры контроля, базы данных, системы не настроены на полное устранение рисков).

Риск неправильного толкования закона налогоплательщиками и налоговыми органами. Это еще один присущий России риск. Опыт говорит о том, что налоговые риски сопровождают сделки, проведенные для того, чтобы добиться позитивных налоговых последствий. Нужно понимать: если предприятие желает сэкономить на налогах, оно находится под угрозой потенциального риска, следовательно действовать нужно очень аккуратно.

Риски появляются из-за обычных управленческих ошибок и невнимательности, когда налоговый или бухгалтерский отделения не вовлечены в процессы принятия управленческих решений. То есть в организации отсутствует четкая организационная структура, за контроль за налогами отвечает только главный бухгалтер, либо определены нечетко обязанности налогового менеджера.

Плохо документированные сделки. Недавно было проведено исследование проявления налоговых рисков в России, которое показало, что причина из-за которой возникают негативные налоговые последствия это недостаточное документальное доказательство того, какую сделку совершило предприятие. Поэтому налоговые органы часто требуют предоставления всей документации, чтобы удостовериться, что совершенная сделка действительно была. К сожалению, чаще всего этой документации или недостаточно, или ее вообще нет.

Одни сделки могут нести большие риски, чем другие, то есть операционные риски проявляются в обычной деятельности компании. Например, торговля внутри группы с пересечением границы не сравнима с обычной поставкой товара. И понятно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел заняты планированием этих операций, а не просто показывают их результаты, тем с большей уверенностью можно говорить об управлении рисками.

Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

Внешние риски включают изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложной матрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

И наконец, риск нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управления налоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания. Многие международные организации имеют внутренний документ об управлении налоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе от методов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.


Причины возникновения налоговых рисков


Считается, что включение всех участников правоотношений в налоговой сфере в состав термина налогового риска может быть фактором, который определяет его особенность, и противоречие присущее фискальной функции налогов может стать объективной причиной возникновения рисков.

Для государства успешное выполнение фискальной функции состоит в проявлении обеспечения запланированных поступлений в виде налоговых доходов в госбюджет, а для налогоплательщика - это расходы, которые необходимо минимизировать в силу того, что они неизбежны.

Рассматривая родовые и специфические критерии, которые определяют состав налоговых рисков, понятно, что причины возникновения очень разнообразны. К сожалению, в изучаемой литературе они отражаются только с позиции одного из участников правоотношения, то есть они не имеют систематического подхода к определению термина налоговых рисков. При этом чаще всего выделяется и объясняется один - два фактора возникновения налоговых рисков. В юридической сфере обычно выделяют один комплексный фактор появления налоговых рисков, а именно несовершенство налогового законодательства. Так считает Е. Тимофеев, генеральный директор юридической фирмы, на IV Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ высказывавший, что налоговые риски имеют неточность формулировок в налоговом законодательстве. Т.А. Козенкова связывает налоговые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм налогообложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот. С.А. Филин считает, что это негативные изменения налогового законодательства во время финансовой деятельности, а также - налоговые ошибки, которые допускаются при исчислении налоговых платежей.

Причинами возникновения налоговых рисков, перечисленных выше, обычно является недостаточная установка договорных отношений между компаниями, которые входят в холдинг. В таких случаях руководство сосредоточено на коммерческих и операционных вопросах и забывают о юридическом оформлении отношений в сфере финансов. Данные недостатки не являются обязанностями лиц, которые отвечают за размеры и налоговых выплат и не имеют представления об отношениях между компаниями, входящие в холдинг.

С позиции высшего финансового руководства нет достаточного внимания вопросам минимизации налогообложения, они считают, что это работа бухгалтерии, в настоящее время мало соблюдать правила и сроки составления налоговой отчетности и уплаты налоговых платежей.

В наибольшей степени вероятность налоговых рисков моет проявиться при проведении налогового исследования, предшествующего заключению инвестиционных проектов а, следовательно, именно в этот период выявленные налоговые риски могут оказать существенное влияние в вопросах дальнейшего получения инвестиций.

Можно разделить источники возникновения рисков по видам:

Информационные факторы

Часто причина возникновения налоговых рисков это искажения и недостатки информации. Сложность понимания информации, а не ее отсутствие становится причиной возникновения налоговых рисков сегодня. Нормы налогового законодательства участники налоговых отношений понимают по-разному, потому что довольно сложна точность юридического описания механизма налогообложения, юридическая техника имеет недостатки, нормы имеют пробелы и противоречия. К тому же налоговые органы ставят в вину покупателям признаки «фирмы-однодневки» у поставщиков. Поэтому фактором возникновения налогового риска может быть сложность получения информации о проблемах поставщика.

Организационные факторы

Другим фактором может быть сложность взаимодействия структурных подразделений организаций: если бухгалтерия не вовремя получит информацию о заключенных сделках, то это приведет к нарушению законодательства. Низкая квалификация работников, которые ответственны за налоговое планирование и налоговые платежи, тоже является фактором.

Технические факторы

Проблемы правильного исчисления и уплаты налогов создает ошибки налогоплательщиков или налоговых агентов. Так как отсутствует единый методический аппарат на законодательном уровне, а также специальной техники и программ, то сложно вести раздельный учет операций, которые по-разному облагаются.

Экономические факторы

Следующий фактор проявления налоговых рисков это требование изменить налоговое законодательство, установить или отменить налоги, изменить порядок счета и уплаты, корректировать налоговые ставки и льготы, по причине решения задач социально-экономического регулирования.

Проблематичность действующей системы исчисления и уплаты основных налогов приводит к значительным затратам при соблюдении обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить могут привести к увеличению налоговых рисков. К данной категории относятся также: огромные затраты на налоговый консалтинг, консалтинг, ведение налоговых споров и аудит.

Социальные факторы

В ряду социальных причин налоговых рисков некоторые авторы выделяют квазипубличный интерес (социальный интерес бюрократии, направленный на создание условий по обеспечению неформального господства бюрократии над остальным обществом), а также «административную ренту» (то есть получение на системной основе выгод (взяток), связанных с использованием административного положения).

Другая сторона проблемы состоит в том, что государство может активно использовать налоговую политику как инструмент регулирования социальных процессов в целях развития общества (например, выравнивание уровня доходов населения на основе введения системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц).

Политические факторы

Налогообложение и налоговое право могут обеспечить доминирование «власти» политики, в случаях слабости институтов демократии.

Но иногда международные обязательства, а также внутренняя политическая обстановка могут оказать давление на власть.

Итак, основные причины возникновения налоговых рисков это: противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге. А также существуют классификация факторов возникновения рисков.


Заключение


Итак, понятие налоговых рисков можно рассматривать с разных позиций участников налоговых правоотношений, с точки зрения государства, налогоплательщика, налоговых агентов.

Есть два подхода к определению налоговых рисков: налоговые риски как часть экономических рисков и как часть финансовых рисков. Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. В настоящее время российские предприниматели имеют ряд проблем с налоговыми рисками, для того, чтобы ими управлять, нужно научиться определять их масштабы, причины возникновения.

Есть следующая классификация факторов возникновения налоговых рисков: информационные, организационные, технические, экономические, социальные и политические. Каждый вид имеет свои особенности, специфику, а также влияние на налоговое законодательство.

Причины возникновения налоговых рисков разнообразны. Самые основные проблемы это противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге.

Для того, чтобы справиться с проблемами необходим профессиональный подход при составлении системы налогового планирования и контроля внутри фирмы. На данные момент иностранные государства используют такую систему, при котором создается тесное взаимодействие юридической и финансовой служб организации, используя услуги внешнего консультанта, который специализируется в соответствующей области налогообложения. Во многих развитых странах с рыночной экономикой решены проблемы планирования и контроля внутри фирмы, но, к сожалению, о российские предприятия еще не решили эти вопросы. Создается впечатление, что многие российские предприниматели плохо представляют себе, что за налоговые риски они ожидают их в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.


Список литературы


.Зайцева С.С. Налоговые риски неплатежеспособных и низкоконкурентных предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. - 2011. - №4.

2.Лысенко И. В. Налоговые риски в деятельности коммерческих организаций: сущность и управление / И. В. Лысенко // Финансы, бухгалтерский учет и анализ. - 2011. ? №1.

.Челышева Э.А. Специфика налогообложения и риски налогового контроля физических лиц // Вопросы регулирования экономики. - 2010. - Том 1. №4.

.Е.В.Попова. Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль // Финансовый анализ. - 2010. - №12.

.Семенова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. №7.

.Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. - 2010. - №1.

7.#"justify">.http://www.elitarium.ru (Центр дистанционного образования);


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Наиболее корректным с данных позиций представляется определение финансовых рисков, которое дает С. А. Филин: «Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков в условиях неопределенности и представляют собой вероятность (угрозу) возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала, опасность потенциально возможной потери финансовых ресурсов (денежных средств) или недополучения прибыли (доходов) по сравнению с прогнозным вариантом или/и обратное – вероятность получения дополнительной выгоды (дохода) в результате осуществления субъектом экономики ее финансовой деятельности в условиях неопределенности» .

Наиболее полный состав финансового риска приводит, по нашему мнению, И. А. Бланк (рис. 1.1).

Риск снижения финан-

Риск неплатежеспособ-

Инвестиционный риск

совой устойчивости

Прочие виды рисков

Инфляционный риск

Виды финансовых

Налоговый риск

Процентный риск

Рис. 1.1. Виды финансовых рисков (по )

Преимущество данной градации заключается в выделении налоговых рисков как составляющей рисков финансовых. Налоговые риски имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов. Основная часть налоговых рисков может быть прямо оценена в денежном выражении. Нефинансовыми можно считать только налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью. В то же время организации как юридические лица не могут являться субъектами уголовных отношений, таким образом, данный вид риска не может быть в полной мере распространен на органи- зацию-налогоплательщика.

Итак, риск есть вид неопределенности относительно результатов достижения субъектом целей определенных операций, допускающий существование негативного для субъекта варианта. Применительно к налоговому планированию риск следует рассматривать как вид неопределенности относительно результатов достижения фирмой целей налогового пла-

нирования. Риски, в том числе те, которые необходимо учитывать при налоговом планировании, необходимо классифицировать по ряду признаков в целях создания основ эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Система классификационных признаков рисков позволяет дать всестороннюю характеристику и идентифицировать сущностные характеристики конкретного риска, в том числе налогового. В частности, по признаку причин возникновения налоговые риски являются составляющей финансовых рисков, входящих в группу рисков коммерческих. При этом финансовые риски есть риски, возникающие в связи с движением финансовых потоков в условиях неопределенности.

1.2. Понятие и классификация налоговых рисков

Налоговые риски имеют существенную значимость в системе управления финансами, поскольку налоговые отношения опосредуют большинство финансовых трансакций, а следовательно, являются важным фактором, определяющим их эффективность. С авторских позиций, критериями оценки качества принятых решений в области воздействия на параметры налогообложения хозяйствующих субъектов в рамках управления финансами должны являться не только максимизация финансового результата и/или денежного потока в целях укрепления финансового состояния и повышения рыночной стоимости организации, но и минимизация рисков такого воздействия. Данная точка зрения прослеживается также в работе Д. Н. Тихонова и Л. Г. Липника, которые, говоря о выборе модели экономического поведения, связанной с уплатой налогов, и ссылаясь на опыт российских предприятий, называют два фактора, его детерминирующих: эффективность и риски .

Причем в силу воздействия налогового риска величина финансового результата и денежного потока при налоговом планировании может быть рассчитана лишь приближенно, и в случае существенных отклонений это может повлечь принятие экономически неэффективных управленческих решений в области налогового менеджмента. Таким образом, целью оценки налоговых рисков является снижение неопределенности информации, используемой при воздействии на параметры налогообложения хозяйствующего субъекта.

Как показано выше, налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность рисков финансовых, поскольку при налоговом планировании в результате применения тех или иных налоговых схем возникают риски финансовых потерь. При этом расчет неопределенности, возникающий в ходе решения задач налогового планирования, приобретает особую актуальность, поскольку некоторые из разработанных налоговых схем, позволяющих оптимизировать существующую модель

налогообложения, призваны предельно минимизировать финансовый риск. Отсутствие в специальной литературе устоявшегося терминологического аппарата налогового риска обусловливает целесообразность рассмотрения различных точек зрения на определение рассматриваемого по-

И. А. Бланк и Т. А. Козенкова рассматривают только внешнюю составляющую налогового риска, подразделяя его на следующие виды:

риск введения новых налоговых платежей;

риск увеличения ставок действующих налоговых платежей;

риск изменения условий и сроков уплаты налоговых платежей;

риск отмены налоговых льгот .

Т. А. Козенкова связывает налоговые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм обложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т. д. . Представляется, что данный подход является неоправданно узким. Источником возникновения налогового риска могут являться не только внешние, но и ряд внутренних факторов.

Несколько шире, с учетом такого внутреннего источника риска, как налоговые ошибки, трактует налоговый риск С. А. Филин: «Налоговый риск – это вероятность (угроза) потерь, которые может понести субъект экономики из-за неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе финансовой деятельности или в результате налоговых ошибок, допущенных при исчислении налоговых платежей» . Однако, с нашей точки зрения, ограничение внутренних факторов только налоговыми ошибками также не является корректным.

В. Н. Евстигнеев определяет налоговый риск через выражение оценки «возможности возникновения в области налогового планирования неблагоприятных для конкретного налогоплательщика последствий» ; однако ограничивает налоговые риски только потерями, представляющими собой налоговые санкции: «Риск налоговый… – это возможные доначисления налогов, штрафы, пени и иные санкции налоговых органов в случае проведения ими выездной документальной проверки»

В определении Д. Н. Тихонова и Л. Г. Липника данное ограничение отсутствует и подразумевается возможность существования финансовых потерь иного рода, нежели штрафные санкции: «Налоговый риск – это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте» .

В то же время некоторые налоговые риски адекватнее относить не к чистым, а к спекулятивным рискам, поскольку их последствия могут проявляться не только в виде потерь, но и в виде позитивных результатов. Например, законодательное смягчение условий обложения хозяйствующих субъектов налогами влечет сокращение налоговой нагрузки, увеличение

прибыли и денежного потока. Применение схем налоговой оптимизации сопровождается риском некоторых потерь, но непосредственно нацелено на позитивный результат.

С авторской точки зрения, под налоговым риском следует понимать опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые (и иные) потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояний будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем, или возможность получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений.

При этом следует отметить, что налоговым рискам подвержены не только налогоплательщики, но и иные субъекты налоговых правоотношений. Если для налогоплательщиков рост уровня налоговой нагрузки или финансовые потери, связанные с нарушением налогового законодательства, влекут снижение финансовых ресурсов и имущественного потенциала, то, например, для государства налоговый риск состоит в снижении поступления налогов как источника формирования бюджета.

В целях принятия адекватных мер по управлению налоговыми рисками в первую очередь представляет интерес выявление и оценка налоговых рисков с негативными последствиями. В формализованном виде определение риска с негативными последствиями в налоговом планировании можно представить следующим образом.

Пусть F – целевая функция, определяющая результат налогового планирования; F ож – ожидаемое фирмой значение целевой функции; ∆F – область неопределенности относительно значений целевой функции. Область неопределенности представляет собой множество всех значений, которые на основании имеющейся информации нельзя исключить как возможные.

Риск потерь в налоговом планировании (∆pF ) – это множество значений целевой функции, которые принадлежат области неопределенности относительно значений данной функции, и которые для фирмы хуже, чем ожидаемое значение:

pF = { F F F < Fож } .

Наличие целевых рисков (∆pF ) есть следствие наличия рисков факторных (∆pХ ). Таким образом, наличие риска (∆pF ) обусловлено существованием области неопределенности относительно значения вектора переменных Х функции F(X) :

pX = { X X F(X) pF} .

В свою очередь, вектор переменных Х может являться функцией других переменных: X = X (Y) и т. д. Таким образом, можно говорить о наличии факторных рисков первого, второго и последующих уровней.

Выявленные причинно-следственные связи могут быть положены в основу классификации рисков в налоговом планировании, в которой каждому риску соответствует определенный уровень иерархии.

Опираясь на понятия целевых и факторных рисков в налоговом планировании и применив метод логического моделирования, налоговые риски можно классифицировать по нижеследующим признакам (рис. 1.2):

1. По субъектам, несущим налоговые риски : налоговые риски госу-

дарства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц. Риск налогоплательщиков может быть детализирован на риск юридических и физических лиц.

2. По факторам, определяющим финансовые риски (источникам воз-

никновения) : внешние и внутренние (рис. 1.3). Для государства внешние риски обусловлены действием международных договоров в области налогообложения, изменением условий налогообложения в оффшорных зонах

и пр.; внутренние – деятельностью законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе налогообложения, а также налогоплательщиков. Для субъекта хозяйствования источником внешних рисков выступают, в частности, изменения государством условий налогообложения:

− введение новых видов налогов и сборов; − изменение уровня ставок действующих налогов;

− изменение порядка определения налогооблагаемых баз; − отмена предоставленных налоговых льгот;

− изменение сроков и условий осуществления налоговых платежей;

– применение государством способов снижения возможностей компаний по минимизации налоговых платежей. Речь идет о доктринах «существо над формой» и «деловая цель», а также заполнении пробелов в налоговом законодательстве. В частности, сделка может быть переквалифицирована в соответствии с ее существом, если будет доказано, что ее форма не соответствует характеру фактически сложившихся между сторонами договора отношений. Согласно доктрине «деловая цель», сделка, создающая налоговые преимущества, может быть переквалифицирована, если она не достигает деловой цели. Реализация данных доктрин опирается на положения ГК РФ, предусматривающие ничтожность мнимых (совершенных без намерения создать соответствующие ей правовые последствия) и притворных (совершенных с целью прикрыть другую сделку) сделок. К притворной сделке применяются правила сделки, которую на самом деле подразумевали стороны при ее совершении. Таким образом, если судом будет доказана мнимость или притворность сделок, реализация которых создает налоговые преимущества, компания понесет прямые финансовые потери в виде доначисления налогов, а также применения штрафных санкций на нарушения налогового законодательства.

по субъектам, несущим риски

по факторам, определяющим риски (источникам возникновения)

по времени возникновения

Налоговые риски

риски государства

по объекту

риски налоговых

связи с другими

видами рисков

риски юридических лиц

налогоплательщиков

риски физических лиц

взаимозависимых

последствий

внутренние

существующие

по величине

возможных

Рис. 1.2. Классификация налоговых рисков

риск упущенной выгоды

риск потерь матери- альных и иных

ценностей

риск неплатежеспособности

инвестиционный риск и пр.

риски налогового контроля

риски усиления налогового бремени

риски уголовного преследования нало-

гового характера

допустимые

критические

катастрофические

Факторы, определяющие риски (источники возникновения)

внутренние

для государства

действие международных договоров в области налогообложения

изменение условий налогообложения в оффшорных зонах и пр.

для хозяйствующего субъекта

введение новых видов налогов и сборов

изменение уровня ставок действующих налогов

изменение порядка определения налогооблагаемых

отмена налоговых льгот

изменение сроков и условий уплаты налогов

применение государством способов снижения возможностей компаний по минимизации налогов

для государства

деятельность законодательных и исполнительных органов власти, осуществляющих функции государства в процессе налогообложения

деятельность налогоплательщиков

для хозяйствующего субъекта

ошибки при налоговом планировании

негативные изменения в хозяйственно-финансовой деятельности

двоякое чтение налогового законодательства

налоговые ошибки

Рис. 1.3. Источники возникновения налогового риска

В числе внутренних факторов налогового риска можно выделить следующие:

− ошибки, допущенные при налоговом планировании; − негативные изменения в хозяйственно-финансовой деятельности; − двоякое чтение налогового законодательства; − человеческий фактор (налоговые ошибки).

В числе негативных изменений в хозяйственно-финансовой деятельности, являющихся факторами возникновения налогового риска, можно назвать следующие:

− нарушение договорных отношений, влияющих на исчисление и уплату налогов;

− невыполнение плана; − участие в судебных разбирательствах;

− неплатежеспособность субъекта, последствиями которой могут быть потери в виде пени, арест счетов и имущества и банкротство.

Налоговые ошибки, возникающие в финансовой деятельности организации, можно подразделить на несколько групп:

1) отсутствие либо неправильное оформление первичных документов;

2) ошибки, обусловленные неправильным толкованием налогового законодательства, недостаточной квалификацией исполнителей и отсутствием контроля со стороны руководства:

− неправильное определение налогооблагаемой базы; − неверное разграничение доходов и расходов по периодам; − неправильное применение налоговых льгот; − неправильное определение ставки налога;

3) несвоевременное реагирование на изменения в системе налогообложения;

4) арифметические (счетные) ошибки;

5) несвоевременное представление отчетной документации в налоговые органы;

6) просрочка уплаты налогов из-за финансовой несостоятельности субъекта или вследствие забывчивости исполнителей.

2. По объекту связи с другими видами рисков: риск упущенной выго-

ды, риск потерь материальных и нематериальных ценностей, риск неплатежеспособности, инвестиционный и др.

3. По виду последствий для хозяйствующих субъектов: риски налого-

вого контроля, риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. Риски налогового контроля можно подразделить на риски обычного и заказного налогового контроля. Последние связаны с контролем, инициированным правоохранительными органами в рамках «политического заказа», относятся к форс-мажорным обстоятельствам и не могут быть оценены достаточно точно. Риски усиления налогового бремени подразделяются на риски роста налогооблагаемых баз и ставок вследствие изменения методологии исчисления налогов, а также риски

увеличения налогооблагаемых баз в связи с расширением объемов деятельности. Риски уголовного преследования могут быть лишь косвенно оценены в части последствий, связанных с невозможностью продолжать деятельность по управлению субъектом-налогоплательщиком лицами, подвергающимися уголовному преследованию. Отметим, что риски, классифицируемые по видам последствий, рассматриваются в работе . Однако авторы работы излагают только основания возникновения этих рисков, не затрагивая вопрос их непосредственной оценки.

4. По величине возможных потерь : допустимые, критические и ка-

тастрофические риски. Критические потери представляют угрозу платежеспособности организации, катастрофические – существованию организа- ции-налогоплательщика.

5. По времени возникновения : будущие и существующие риски. Существующими являются риски возникновения налоговых санкций по прошедшим периодам, отчетность по которым представлена в налоговые органы. Будущие риски связаны с деятельностью организации в текущем и предстоящих налоговых периодах, отчетность по которым в налоговые органы будет представлена в будущем.

Итак, под налоговым риском следует понимать опасность для субъекта понести финансовые потери в результате налоговых правоотношений вследствие негативных отклонений от предполагаемых состояний будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем, или возможность получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений. С математической точки зрения, риск потерь в налоговом планировании (∆pF ) – это множество значений целевой функции, которые принадлежат области неопределенности относительно значений данной функции, и которые для фирмы хуже, чем ожидаемое значение. Наличие целевых рисков (∆pF ) есть следствие наличия рисков факторных (∆pХ ). Таким образом, наличие риска (∆pF ) обусловлено существованием области неопределенности относительно значения вектора переменных Х функции F(X) . В свою очередь, вектор переменных Х может являться функцией других переменных: X = X (Y) и т. д. Таким образом, можно го-

ворить о наличии факторных рисков первого, второго и последующих уровней.

Управление рисками базируется на оценке их значимости, таким образом, на следующем этапе исследования представляется целесообразным исследовать методические подходы к оценке рисков, а также произвести их адаптацию для оценки рисков в налоговом планировании.

2. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ

2.1. Принципы выявления и оценки налоговых рисков

Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня», а для этого необходимо правильно управлять рисками, в том числе и налоговыми. Для этого необходимо определить ключевые принципы, которыми следует руководствоваться при проведении мероприятий, направленных на выявление, оценку и снижение налоговых рисков. К ним относятся следующие.

1. Принцип адекватности затрат. Стоимость внедряемой схемы снижения рисков не должна превышать суммы возможных потерь, являющихся следствием налоговых рисков.

Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек, выраженных в виде риска, имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90 % от размера уменьшаемых рисков.

2. Принцип юридического соответствия. Схема оптимизации нало-

говых рисков должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства.

Этот принцип иногда еще называют тактикой «наименьшего сопротивления». Суть его заключается в недопустимости построения схем снижения налоговых рисков, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает либо вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам, и т. д.

3. Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактиче-

ском предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.

На практике это означает что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации рисков, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).

Соблюдение принципа конфиденциальности «таит» в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Одной из особенностей большинства структур по снижению налоговых

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png