Российские эскимосы составляют незначительную часть достаточно многочисленного полярного народа, живущего как в России - на самой оконечности Чукотки, так и за ее пределами - на побережье Аляски, в приполярных областях Канады и Гренландии. Общая численность эскимосов - 97 тысяч человек, и всего 1700 из них проживает в России.
Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. От своих далеких предков эскимосы унаследовали монголоидные черты внешности.

С этнонимом «эскимосы» европейцев впервые познакомил французский пастор Биар: в его отчете о поездке в Америку в 1611 году употреблено слово «эскимантсик», которое на языке индейцев-вобинаков означало «поедатели сырого мяса» - так они называли эскимосов, лакомившихся сырой шкурой кита и тому подобными яствами.


Самоназвание же эскимосов - югипыт, или югыт, что означает - «настоящие люди».

Действительно, к пришельцам, чаще всего беспомощным перед лицом Арктики, эскимос относился как к существам неполноценным. Гренландские эскимосы называют таких «собачий сын» с оттенком иронии и снисходительности.

Наивысшей похвалой в устах эскимоса звучат слова, которые один английский адмирал услышал от старого эскимосского охотника после многих лет совместных зимовок и странствий: «Ты - почти как мы».

До середины XIX века эскимосы мало общались с русскими. Сближение произошло, когда русские промысловики подключились к основному занятию эскимосов - охоте на морского зверя, в основном на кита, моржа и тюленя. Однако перевод охотничьего промысла на промышленные рельсы поставил под угрозу традиционный образ жизни аборигенов.

На сегодняшний день не более 20 % российских эскимосов свободно владеет родным языком, причем эти люди в основном старшего поколения. Остальные могут лишь понимать эскимосский.


В настоящее время на Чукотке не осталось чисто эскимосских поселений. Повсеместно они живут с русскими, чукчами и другими народами. Преобладающей частью населения они являются лишь в 2-х селах - Новое Чаплино и Сиреники.

Эскимосы перебрались в Заполярье еще на заре истории человечества. И теперь они лучше приспособлены к жизни в холодном климате, чем любой другой народ. Ноздри у них более узкие, чем у людей других рас, что снижает потерю влаги и тепла при дыхании. У них даже появились защитные подушечки жира на скулах и веках, всегда открытых ветру и морозам.

Однако и эскимосы не смогли бы выжить в Арктике, если бы не их одежда. Рукавицы и сапоги они шьют из тюленьей кожи, штаны - из медвежьих шкур, а на рубахи идут шкуры карибу и птичья кожа с полным опереньем. Швы зашиваются так искусно, что не пропускают воды. Один человек надевает одновременно две рубахи и две пары штанов - нижние мехом к коже, верхние мехом наружу.


Кочуя по вечной мерзлоте, эскимосы строили жилища из снега, нарубая его брусками. Бруски укладывались друг на друга сходящейся кверху спиралью. Эти иглу, как называли эскимосы свои постройки, иногда снабжались подобием окон: между снежных брусков вставлялся кусок прозрачного льда. Но даже в этом случае свет давали плошки с жиром. Тепло горящего жира вместе с теплом человеческих тел поднимало температуру в этой искусственной снежной пещере до 15 градусов, так что ее обитатели сбрасывали тяжелую одежду и полуголые удобно располагались на меховых одеялах.
Жизнь эскимосов слагалась из череды немыслимых лишений. И однако же, «эскимосы производят впечатление счастливейших людей», - дружно подтверждают исследователи. Эскимос видит мир в светлых красках. Разве мало причин для радости? Не погиб во время охоты, благополучно вернулся к домашнему очагу, обеспечил семью пищей…
А какое это упоительное чувство - во время внезапной метели в пути спешно выстроить себе иглу, отгородиться от свиста пурги. Кладя за собою последнюю глыбу снега и закрывая вход, эскимос смеется. Это смех победителя. Он не сдался злым духам, перехитрил их, он умен, отважен, настоящий человек, он всегда справится с трудностями. Как же не радоваться этому?

«Смех витает в воздухе» , - гласит старинная эскимосская поговорка.


Сергей Цветков, историк Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

Цикл аудиолекций «Народы России» — Эскимосы


Общие сведения

ЭСКИМ‘ОСЫ, - один из коренных северных народов, этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров Гренландия - 47 тыс.) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек). Эскимосы населяют территорию от восточного края Чукотки до Гренландии. Общая численность 115 тыс. человек (менее 90 тыс. человек на 2000-й год). В России эскимосы - малочисленная этническая группа - по данным Переписи населения 2002 года численность эскимосов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек, по данным переписи 2010 года - 1738 человек - живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в нескольких населенных пунктах восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля.

Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.

Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки Эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: Эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец 18 - середина 19 века); Эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни; сибирские Эскимосы, включая Эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида; Эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски; Эскимосы Макензи - смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце 14 - начале 20 века из коренных жителей и Эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски; медные Эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория; Эскимосы-нетсилик в Северной Канаде, на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним Эскимосы-иглулик - обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; Эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими Эскимосами; Эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова; Эскимосы Квебека и Эскимосы Лабрадора соответственно на севере - северо-востоке и западе - юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в 19 веке участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами); Эскимосы запада Гренландии - самая многочисленная группа Эскимосов, с начала 18 века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации; полярные Эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии; Эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже 19-20 веков) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории Эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для Эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в 19 веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских Эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (18 век), Эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.

Традиционные занятия эскимосов - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота.

У Эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (Эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (Эскимосы-карибу, часть Эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство Эскимосов Канады, часть Эскимосов севера Аляски). После втягивания Эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и Эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

К середине 20 века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности Эскимосов.

1) Эскимосы Гренландии - см. Гренландцы. 2) Эскимосы Канады (самоназвание - инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных посёлков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (Эскимосы Квебека). С конца 19 века имеют письменность на основе силлабического алфавита. 3) Эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации. 4) Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - "настоящие люди"; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространён русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит ("науканцы"), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит ("сиреникцы"), жители поселка Сиреники.

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины 19 века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины 19 века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими Эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до середины 19 века. В 17-18 веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала 19 века сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили неск. семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины 19 века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"япик).

До конца 19 века Эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда - двойной меховой комбинезон (к"алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У Эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").

Эскимосы изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу и особую глухую одежду из меха и шкур. Эскимосский язык относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. У российских эскимосов есть учебник этого языка. Есть также словарь: эскимосско-русский и русско-эскимосский. Передачи на эскимосском языке готовит гостелерадиокомпания «Чукотка». Песни эскимосов становятся в последнее время все более популярными. И во многом благодаря ансамблю «Эргырон».

Антропологи считают, что эскимосы - монголоиды арктического типа. Слово «эскимос» («сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен Абнаков и Атабасков. С названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Эскимосы - люди со своим древним мировоззрением. Они живут в единении с природой. Несмотря на то что некоторые группы эскимосов были христианизированы еще в XVIII веке, у этого народа сохранялись анимистические представления и шаманизм.

Эскимосы верят в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека. Верят эскимосы в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Злых духов представляют в виде великанов и карликов.

Для защиты от болезней у эскимосов есть амулеты: семейные и персональные. Существуют также культы волка, ворона и касатки. Посредником между миром духов и миром людей выступает у эскимосов шаман. Шаманом может стать не каждый эскимос, а только тот, кому посчастливилось услышать голос духа-помощника. После этого шаман уже наедине встречается с духами, которых он слышит, и заключает с ними некий союз о посредничестве.

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Был развит шаманизм. После 1930-х годов у Эскимосов были организованы промысловые хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У современных Эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.

Н.В. Кочешков, Л.А. Файнберг


‘ЭНЦЫ, эннэчэ (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (103 человека). Общая численность 209 человек. По опросным данным численность около 340 человек (в данных переписи часть Энцев записана ненцами и нганасанами). По данным Переписи населения 2002 года численность энцев, проживающих на территории России, составляет 237 человек, по данным переписи 2010г. - 227 человек..

Название "энцы" было принято в 1930-е гг. В дореволюционной литературе энцы назывались енисейскими самоедами, или хантайскими (тундровые энцы) и карасинскими (лесные энцы) самоедами, по именам становищ, куда вносили ясак.

Расселение - Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Красноярского края. Живут на Таймыре, живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах Красноярского края.

Язык энецкий, диалекты - тундровый, или сомату, хантайский (маду-база), и лесной, или пэ-бай, карасинский (бай-база), самодийская ветвь урало-юкагирской семьи языков. Распространены также русский (свободно владеют 75%, считают родным - 38% Энцев) и ненецкий языки.

В этногенезе Энцев приняли участие как местное население, охотники на северного оленя, так и ассимилировавшие его самодийцы - пришельцы с юга Сибири и среднего Притомья. В русских источниках Энцы упоминаются с конца 15 века как молгонзеи - от названия рода Монгкаси, или Муггади (отсюда название русского острога Мангазея). В 18 - начале 19 века упоминаются как енисейские самоеды. Энцы делились на тундровых, или маду, сомату, хантайских самоедов, и лесных, или пэ-бай, карасинских самоедов. В 17 веке маду кочевали между низовьями Енисея и Таза, пэ-бай - на верхнем и среднем течении Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах рек Хантайка, Курейка и Нижняя Тунгуска. Численность Энцев в конце 17 века - около 900 человек. С конца 17 века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга отступили на нижний Енисей и его восточные притоки. Часть Энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных Энцев начинают кочевать вместе. Их общая численность в конце 19 века - 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

Основное традиционное занятие - охота на северного оленя. Была развита также пушная охота, на Енисее - рыболовство. Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано также упряжное оленеводство. Энецкие нарты были несколько отличны от ненецких. В 1930-х годах Энцы организованы в оленеводческий и промысловые хозяйства.

Традиционное жилище - конический чум, близкий к нганасанскому и отличавшийся от ненецкого деталями конструкции и покрытия. В 20 веке переняли ненецкий тип чума, у долган - нартяной чум-балок. Современные Энцы живут в основном в стационарных посёлках.

Зимняя мужская одежда - двойная глухая парка с капюшоном, меховые штаны, высокая обувь из оленьих камусов, меховые чулки. Женская парка, в отличие от мужской, была распашной. Под ней носили комбинезон без рукавов, шившийся мехом внутрь, с нашитыми медными украшениями: серповидными бляхами на груди, кольцами, цепочками, трубочками - на бёдрах; к нему пришивались также игольник, мешочек для огнива и др. Женская обувь была короче мужской. Женская зимняя шапка также шилась в два слоя: нижний - мехом внутрь, верхний - мехом наружу. Со 2-й половины 19 века лесные Энцы и с 20 века - тундровые восприняли ненецкую одежду.

Традиционная пища - свежее и мороженое мясо, летом - свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку - порсу.

До 18 века у Энцев существовали роды (у тундровых Энцев - Малк-маду, Сазо, Солда и др., у лесных - Ючи, Бай, Муггади). С конца 17 века в связи с переселением на восток и разрушением традиционного родового землепользования, они распадаются на более мелкие экзогамные группы. До 19 века сохранялись большие семьи, многожёнство, левират, брак с уплатой калыма. С конца 19 века основной формой социальной организации становятся соседские общины-стойбища.

В христианство официально обращены лесные Энцы. Сохраняются культы духов-хозяев, предков, шаманизм. Фольклор включает мифологические и исторические предания, сказки о животных, былички. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.

Использованы материалы

Эскимосами называют народ, издавна населявший территорию Чукотки в Российской федерации, Аляски в Соединенных Штатах Америки, Нунавуты в Канаде и Гренландии. Общая численность эскимосов составляет около 170 тысяч человек. Наибольшее их количество проживает в Российской федерации - около 65 тыс. чел. В Гренландии их около 45 тыс. чел., в Соединенных Штатах Америки - 35 тыс. чел. и в Канаде - 26 тыс. чел.

Происхождение народа

Если дословно, «эскимос» обозначает человека, который ест мясо. Но в разных странах их называют по-разному. В России это югыты, то есть настоящие люди, в Канаде - инуиты, а в Гренландии - тладлиты.

Задаваясь вопросом о том, где живет эскимос, нужно сначала понять, кем являются эти интересные люди. Происхождение эскимосов и сегодня считается спорным вопросом. Бытует мнение, что они относятся к древнейшему населению в Беринговом регионе. Их прародиной, возможно, был северо-восток Азии, а оттуда уже поселенцы расселялись на северо-запад Америки через

Азиатские эскимосы в наши дни

Эскимосы Северной Америки обитают в суровой арктической зоне. Они занимают в основном приморскую часть севера материка. А на Аляске поселения эскимосов занимают не только береговую полосу, но и некоторые острова. Население, живущее на реке Коппер-Ривер, почти полностью ассимилировано с местными индейцами. Так же, как и в России, в Соединенных Штатах Америки очень мало поселений, в которых живут только эскимосы. Преимущественная их численность находится на территории мыса Барроу, на берегах рек Кобука, Нсатака и Колвилла, а также вдоль

Жизнь и культура гренландских эскимосов и их сородичей из Канады и Соединенных Штатов Америки похожи. Однако уже сегодня преимущественно ушли в прошлое их землянки и посудная утварь с С середины двадцатого века в Гренландии стало усиленно развиваться строительство домов, в том числе и многоэтажных. Поэтому и жилище эскимосов существенно изменилось. Электричеством и газовыми горелками стали пользоваться боле пятидесяти процентов населения. Практически все гренландские эскимосы сейчас предпочитают европейскую одежду.

Образ жизни

Жизнь этого народа делится на летний и зимний способы существования. Издавна главным занятием у эскимосов была охота. Зимой основная добыча охотников - это тюлени, моржи, различные китообразные, а иногда и медведи. Этот факт объясняет, почему территория, где живет эскимос, практически всегда находится на морском побережье. Шкуры тюленей и жир убитых животных всегда верно служили этим людям и помогали выживать в суровых арктических условиях. В летний и осенний период мужчины охотятся на птиц, мелкую дичь и даже ловят рыбу.

Нужно отметить, что эскимосы не являются кочевыми племенами. Несмотря на то, что в теплый период года они постоянно находятся в движении, зимуют же по нескольку лет на одном месте.

Необычное жилье

Чтобы представить, в чем живут эскимосы, нужно понимать их уклад жизни и ритм. Из-за своеобразной сезонности жилье у эскимосов также двух видов - шатры для летнего обитания и Эти жилища по по-своему уникальны.

При создании летних шатров учитывается их объем для размещения не менее десяти человек. Из четырнадцати шестов создается конструкция и покрывается шкурами в два слоя.

В холодное время года нечто другое придумали эскимосы. Иглу - снежные хижины, которые являются зимним вариантом их жилья. Они достигают около четырех метров в диаметре и высотой под два метра. Освещением и отоплением люди обеспечены благодаря тюленьему жиру, который находится в плошках. Таким образом, температура в помещении поднимается до двадцати градусов выше нуля. С помощью этих самодельных ламп готовят пищу и растапливают снег для получения воды.

Как правило, в одной хижине уживается по две семьи. Каждая из них занимает свою половину. Естественно, что жилье очень быстро загрязняется. Поэтому его разрушают и на другом месте возводят новое.

Сохранение эскимосского этноса

Человек, побывавший на тех землях, где живет эскимос, не забудет гостеприимность и доброжелательность этого народа. Здесь чувствуется особое радушие и доброта.

Несмотря на убеждения некоторых скептиков об исчезновении эскимосов с лица земли в девятнадцатом либо двадцатом веке, этот народ упорно доказывает обратное. Они сумели выжить в непростых условиях арктического климата, создать свою самобытную культуру и доказать огромную жизнестойкость.

Большую роль в этом играет единство народа и его лидеров. Таким примером являются гренландские и канадские эскимосы. Фото, видеорепортажи, отношения с другими видами населения доказывают, что они смогли не только выжить в суровой среде обитания, но и достичь больших политических прав, а также получить уважение в мировом движении среди аборигенов.

К сожалению, на территории Российской федерации социально-экономическое положение коренного населения выглядит немного хуже и требует поддержки со стороны государства.

На севере в невероятно суровых погодных условиях живёт небольшая по численности этническая группа людей - эскимосы. Все знают, что они ходят в тёплых шубах, охотятся с помощью гарпунов… И на этом обычно познания и заканчиваются. Прочитав статью, вы узнаете ещё множество интересных и занимательных фактов об этом удивительном народе.


1. В изготовлении тёплой одежды эскимосам просто нет равных. В шубах, изготовленных ими, не страшен даже пятидесятиградусный мороз. Исторически так сложилось, что большинство мужчин промышляют охотой, поэтому кроме тёплой одежды, им требовалась и надёжная защита от клыков животных. Так родилась броня из костных пластин, соединённых между собой полосками кожи. Чаще всего для этой цели использовались моржовые клыки. Примечательно, что доспехи эскимосов и японских воинов внешне очень похожи.

2. Слово «эскимос» переводится как «сыроед» или «тот, кто поедает сырую рыбу» и местным населением воспринимается как пренебрежительное обращение с явно негативной окраской. Поэтому более правильным и тактичным будет называть эту народность «инуиты».

3. Целоваться на пятидесятиградусном морозе вещь не самая приятная – можно и примёрзнуть друг к дружке. Поэтому инуиты никогда не целуются, а просто трутся носами, обнюхивая кожу и волосы друг друга. Этот жест относится к интимным и практикуется только между близкими людьми. Его правильное название «куник».

4. Среди инуитов вегетарианцев нет, так как погодные условия явно не благоприятствуют выращиванию здесь овощей и фруктов. В рацион местных жителей входят различные виды мяса, начиная от птицы и заканчивая медвежатиной, водоросли и некоторые виды ягод. Такой рацион по идее должен был привезти к серьёзным проблемам со здоровьем, но нет. Здоровью местного населения можно только позавидовать.

5. Традиционно считается, что иглу (жилища, созданные изо льда и снега) имеют куполообразную форму, но на самом деле они бывают самых разнообразных форм и размеров. Так как «иглу» в переводе с языка местного населения переводится просто как «жилище».

6. У всех народов есть своя «страшилка» для детей, и эскимосы не стали исключением. Своих малышей они пугают Каллупиллуком. Согласно местным легендам это чудовище, которое обитает подо льдом и утаскивает в морские глубины людей, провалившихся в воду.

7. Среди эскимосов есть блондины. Первоначально учёные предполагали, что их предками были древние викинги, проплывавшие здесь когда-то давным-давно. Но исследования ДНК в 2003 году полностью развенчали эту теорию. Как оказалось, при кровосмешении между близким родственниками чаще всего рождаются белокурые детишки.

8. Попроси любого европейца подобрать синоним к слову «снег» и он ответит тебе максимум десятком слов. В то время как у эскимосов для этого вида осадков есть около 400 слов-описаний. Например, «акуилокок» - это тихопадающий снег, а «пиегнарток»- снежная погода, которая прекрасно подходит для охоты и.т.д.

9. В век огнестрельного оружия северные народы так и продолжают пользоваться для охоты инструментами, созданными из камня и костей животных.

10. Большинство инуитов живут за чертой бедности. Здесь очень высокий уровень безработицы, что привело к росту алкоголизма среди мужчин. Удивительно как в таких условиях этот народ сумел сохранить свою первобытную культуру и уклад жизни.


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png