Обнинский институт атомной энергетики, организованный в 1985 г. на базе филиала Московского инженерно-физического института, ныне — Обнинский институт атомной энергетики — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» , является единственным в России и СНГ специализированным высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов в области высоких технологий для предприятий и организаций ядерной энергетики, науки и техники.

В ИАТЭ реализована концепция многоуровневой подготовки специалистов с высшим образованием. Сегодня ИАТЭ ведет подготовку инженеров по 13 специальностям, бакалавров по трем направлениям, магистров, аспирантов по 12 специальностям. Учебные занятия в ИАТЭ ведут 343 преподавателя, из которых 53 докторов наук, 150 кандидатов наук, в том числе 10 действительных членов специализированных российских и зарубежных академий.

ФИЗИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (ФЭФ)

Физико-энергетический факультет создан на базе факультета атомных электростанций в сентябре 1989 года. Основной задачей факультета является подготовка персонала для работы на атомных электростанциях, а также для работы в НИИ, КБ и на промышленных предприятиях страны. В течение двух первых курсов студенты обучаются по унифицированным учебным планам, предусматривающим фундаментальную подготовку по математике, физике, информатике и другим общеобразовательным дисциплинам.

Кафедры:

  • Кафедра расчета и конструирования реакторов АЭС (РКР АЭС)
  • Кафедра механики и прочности конструкций АЭС (МиПК АЭС)
  • Кафедра перспективных методов получения и преобразования энергии (ПМППЭ)

ФАКУЛЬТЕТ КИБЕРНЕТИКИ (К)

Среди существующих ныне в университете факультетов факультет «Кибернетики» является старейшим, он ведет свою историю с 1975 г. Именно в этом году был организован факультет «Кибернетики» Обнинского филиала МИФИ. В том же году состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Автоматизированные системы управления». На факультете осуществляется подготовка специалистов кибернетического профиля по различным направлениям: технология создания вычислительных систем и сетей, системный анализ больших систем, разработка сложных программных комплексов и прочие вопросы, касающиеся организации, проектирования и эксплуатации автоматизированных управляющих и информационных систем.

  • 31000 кв.м учебно-лабораторных зданий
  • 172 кандидата наук
  • 59 докторов наук
  • 13 спортивных секций
  • 5 факультетов
  • 4 студенческих общежития
  • 1 техникум

Формат обучения

В ИАТЭ НИЯУ МИФИ функционирует стандартная система сессий - дважды в год. В начале года изучают теоретические и практические дисциплины, а в конце полугодия сдают по пройденному материалу зачеты и экзамены. Помимо обязательных для освоения дисциплин, студенты ТИ НИЯУ МИФИ могут посещать факультативы и элективы

Образовательные возможности

  • Есть Международные программы
  • Нет Двойной диплом

Военная подготовка

  • Есть Военная кафедра
  • Есть Отсрочка от армии

Внеучебная деятельность Обнинский институт атомной энергетики (филиал) МИФИ (ИАТЭ НИЯУ МИФИ)

В ИАТЭ НИЯУ МИФИ идет активная студенческая жизнь. На базе филиала действует множество различных организаций и клубов. Одним из таких является «Студенческий клуб ИАТЭ», целью которого является организация культурного досуга студентов и развития их творческого потенциала. В клуб входят следующие подразделения: студенческий театр, студия эстрадного вокала, студия бального танца, литературное объединение «Поэтические вечера ИАТЭ» и команда КВН. Студенческая весна - одно из главных событий в жизни студклуба. В ней участвуют творческие команды всех пяти факультетов института. На сегодняшний день в ИАТЭ НИЯУ МИФИ действуют следующие спортивные секции: секция по пауэрлифтингу, женского баскетбола, мужского баскетбола, мини-футбола, женского и мужского волейбола, легкой атлетики, настольного тенниса, армспорта и гиревого спорта, туризма и скалолазания, фитнес-аэробики, шахмат и регби. Также в филиале существует хирургическое сообщество медицинского факультета ИАТЭ НИЯУ МИФИ, которое организовано на базе кафедры хирургических болезней совместно с центром аккредитации врачей в 2016 году. Практическая и теоретическая деятельность происходит в различных корпусах студенческого кампуса, на территории Клинической больницы №8 г. Обнинска, в медицинском радиологическом научном центре имени А.Ф. Цыба. Основные направления работы включают в себя все разделы хирургии. Студенты могут получать и развивать свои практические навыки и умения, теоретические знания, а также заниматься научной работой. Оборудование кружка позволяет овладевать новыми техниками выполнения разнообразных манипуляций и хирургических приемов. Занятия проводятся под руководством практикующих врачей, ординаторов и студентов старших курсов. Также члены кружка регулярно осуществляют сдачу нормативов и проходят контроль полученных знаний, что позволяет готовиться к экзаменам более полноценно и разнопланово. Для занятий предоставляется весь спектр инструментов и шовного материала, ученые пособия, каверный материал и анатомические модели, необходимые для полноценной работы. Лучшие студенты по итогам года проходят отбор для участия во всероссийских, институтских и региональных соревнованиях, показывая там достойные результаты.

Общежитие

  • Есть Общежитие
  • 497 - 577 ₽ По бюджету (мес.)
  • 990 - 1 148 ₽ По договору (мес.)

Стипендия

  • 2 600 - 3 200 ₽ Государственная стипендия (мес.)
  • 10,800 ₽ За особые успехи в учебе (мес.)
  • 10,000 ₽ По социальным льготам (мес.)

Известные выпускники

  • Пётр Александрович АндросенкоМатематик, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информационно-компьютерных дисциплин ИАТЭ
  • Константинов Никита ИгоревичБывший исполняющий обязанности президента ГП НАЭК «Энергоатом»
  • Шапша Владислав ВалерьевичГлава Администрации города Обнинска Калужской области


По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

Вниманию будущих абитуриентов!

В ВУЗах начинается пора дней открытых дверей! Если вы решили связать свое будущее с атомной отраслью, но не определились, в каком именно учебном заведении вы будете грызть гранит атомной науки, надеемся, этот список вам поможет.

Здесь представлены основные профильные ВУЗы, контакты и даты проведения дней открытых дверей.

Кстати еще об атомном образовании можно узнать

1. Московский инженерно-физический институт (государственный университет)

  • 8 февраля 2009 г., 10:00 - Физико-технический факультет (тел. 324-84-41).
  • 15 февраля 2009.г., 10:00 - Факультет автоматики и электроники (тел. 324-84-42).
  • 1 марта 2009 г., 10:00 - Факультет экспериментальной и теоретической физики (тел. 324-84-40).
  • 15 марта 2009 г., 10:00 - Институты гуманитарного факультета:
    Институт международных отношений, тел. 323-95-83;
    Экономико-аналитический институт, тел. 324-84-22;
    Финансовый институт, тел. 323-92-20, 323-92-21;
    Институт инновационного менеджмента, тел. 323-90-88, 323-91-33;
    Институт финансовой и экономической безопасности, тел. 323-95-27.
  • 22 марта 2009 г., 10:00 - Факультет кибернетики (тел. 324-84-46).
  • 29 марта 2009 г., 10:00 - Факультет информационной безопасности (тел. 323-94-61).
  • 11 апреля 2009 г., 10:00 - Факультет очно-заочного (вечернего) обучения (тел. 324-71-04).
  • 18 апреля 2009 г., 14:00 - Гуманитарный факультет (повторно).
2. Обнинский государственный технический университет атомной энергетики

3. Уральский государственный технический университет

4. Томский политехнический университет

5. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Общеуниверситетский День открытых дверей - 18 января 2009 года в Актовом зале главного здания. Начало в 11:00.

Дни открытых дверей факультетов:

  • 31 января 2009 г., 16:00 - Инженерно-строительный факультет, Физико-механический факультет.
  • 7 февраля 2009 г., 16:00 - Механико-машиностроительный факультет, Факультет технической кибернетики, Факультет медицинской физики и биоинженерии, Институт международных образовательных программ.
  • 14 февраля 2009 г., 16:00 - Электромеханический факультет, Факультет технологии и исследования материалов, Факультет экономики и менеджмента, Физико-технический факультет, Международная высшая школа управления, Факультет при ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Юридический факультет.
  • 21 февраля 2009 г., 16.00 - Радиофизический факультет, Гуманитарный факультет, Факультет комплексной безопасности, Факультет управления и информационных технологий.
  • 28 февраля 2009 г., 16:00 - Энергомашиностроительный факультет, Факультет инноватики, Факультет иностранных языков.
6. Институт ядерной энергетики (филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета)
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png