Финансово-промышленные группы (ФПГ) - вид корпоративных структур, создаваемых в странах с высокоразвитой экономикой на основе не только вертикальных имущественных, но горизонтальных договорных связей. Участники ФПГ могут быть предприятиями, имеющими любую организационно-правовую форму - ОАО, ЗАО, ООО и пр.

В настоящее время в развитых странах они во многом утратили ту роль, которой обладали на рубеже веков, и наблюдается их постепенное дробление. Помимо ФПГ можно говорить о промышленнофинансовых группах (ПФГ) и чисто промышленных группах (ПГ). Организационную основу ФПГ образуют:

  • головная компания, которая является уполномоченным лицом на ведение дел ФПГ в силу закона или договора (высший орган управления ФПГ - совет управляющих, в который входят представители всех участников, а возглавляет избираемый председатель);
  • производственные компании;
  • банки (либо в качестве головной структуры, либо при производственной головной организации, карманные, выполняющие депозитарные и расчетно-кассовые функции);
  • финансовые организации, обеспечивающие приток денежных ресурсов (инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и пр.);
  • аналитические и консалтинговые компании;
  • лизинговые фирмы;
  • расчетные центры;
  • малые венчурные предприятия и пр.

ФПГ - наиболее гибкая и разветвленная форма интеграции банковского, промышленного, торгового капитала, которую характеризуют:

  • длительные сроки существования в качестве надфирменного образования, имеющего в составе юридически самостоятельных субъектов;
  • наличие финансовой структуры;
  • контроль центрального субъекта над остальными участниками и проведение единой стратегии.

ФПГ могут образовываться (иногда временно для достижения конкретных результатов) двумя способами:

  • 1) через приобретение участниками акций друг друга или обмен их пакетами (сестринская система);
  • 2) посредством учреждения на основе договора специальной центральной компании, выполняющей функции управления и координации в масштабах группы, выступающей от ее имени (система материнского и дочерних обществ).

Часть предприятий, входящих в ФПГ, может быть ей подконтрольна, а часть - взаимодействовать на договорной основе.

Объединяя несколько кредитно-финансовых организаций, промышленных и иных корпораций, финансовая группа выходит на уровень контроля целых отраслей, технологических цепочек или рынков. Кроме того, через нее достигается контроль над движением значительных объемов финансовых ресурсов и прибыли.

Перераспределение прибыли в процессе движения финансовых ресурсов между несколькими корпорациями ведет к тому, что центрами ФПГ становятся кредитно-финансовые организации, в первую очередь крупные диверсифицированные банки или банковские холдинги, связанные с ключевыми корпорациями, за контроль над которыми идет острая борьба.

На периферии ФПГ находятся многочисленные смежные (обычно мелкие) компании и финансовые институты, обеспечивающие интересы группы в целом. В ряде случаев к ней могут относиться и крупные корпорации, образующие основу других ФП Г. В этом случае происходит переплетение различных финансовых групп, объединение их интересов.

Сами ФПГ являются различными по характеру и формам интеграции объединениями (в России большинство - холдинги), включающими частные предприятия разной отраслевой принадлежности, материальные активы которых превышают 50% их капитала (однако многие холдинги, например «ЛУКОЙЛ», «Газпром», не имеют статуса ФПГ); другие могут быть ассоциациями и т.п.

ФПГ могут быть легальными (внесенными в реестр) и не зарегистрированными в установленном порядке, если они не заинтересованы в государственных льготах и хотят избежать антимонопольного контроля (на Западе они обычно не имеют четко очерченных рамок и государственной регистрации).

ФПГ могут формироваться как с целью развития перспективных, так и спасения неперспективных производств.

Государственные ФПГ создаются на базе межправительственных соглашений.

Сегодня распространение получают международные ФПГ, являющиеся результатом трансформации ТНК.

Исходя из особенностей продуктового профиля, выделяют:

  • монопродуктовые ФПГ, создаваемые на основе объединения однотипных предприятий (ими легче управлять, но они менее устойчивы в кризисной ситуации сокращения спроса);
  • сформировавшиеся на основе объединения в технологическую цепочку последовательных производств (металлургический комплекс);
  • с добавлением побочных производств;
  • диверсифицированные (узко и широко).

ФПГ могут быть ориентированы или преимущественно на внутренний рынок, или преимущественно на внешний рынок, а также на тот и другой в равной степени.

С точки зрения сферы деятельности можно говорить о двух типах ФПГ.

  • 1. Банковские создаются крупнейшими банками, обладающими акциями промышленных предприятий и проводящими политику создания подчиненных им промышленных империй. Так, «ОНЭКСИМ-банк» создал «Интеррос».
  • 2. Промышленные включают в свою структуру небольшие «карманные» банки, созданные предприятиями группы или головной компанией и не играющие существенной роли.

Любая ФПГ включает три блока - финансово-управленческий, промышленный и сервисный (торгово-посреднические, транспортные, аудиторско-консалтинговые, научно-исследовательские и иные структуры).

Производственным ядром ФПГ могут быть несколько корпораций. Например, в группу «Дойче Банк» входят «Сименс», «Бош», «Тиссен».

По характеру связей между участниками различают мягкие и жесткие ФПГ.

Мягкие основываются на договорах и последующем взаимном обмене акциями (или передаче их во временное управление трастовой компании). Это обеспечивает единство объединения, каждый член которого находится в зависимости от других, дает возможность проводить общую согласованную политику, снизить опасность установления контроля со стороны.

Жесткие ФПГ представляют собой вертикально интегрированные корпорации, независимо от участников осуществляют планирование и контроль финансовых потоков, имеют общую информационную и юридическую службу, руководят работой аппарата совета директоров группы, проводят общую инвестиционную, инновационную, экспортную политику.

Головная структура ФПГ по типу бывает унитарной, холдинговой, мультидивизиональной, обществом, ассоциацией, союзом. Ею может быть специально учрежденная для этой цели компания, а также банк, инвестиционный институт, промышленное предприятие, группа предприятий, НИИ или КБ, торгово-посредническая структура, семейная группа. Ее функции могут быть возложены на одного из участников.

В любом случае это - юридическое лицо, учрежденное всеми участниками и являющееся по отношению к ним основным обществом, уполномоченным в силу договора на ведение дел группы, ведущее ее сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс. По обязательствам, возникшим в результате деятельности ФПГ, участники в соответствии с договором несут солидарную ответственность.

Если ядром ФПГ является промышленная фирма, имеет место объединение участников в производственную цепочку. Головная компания координирует НТП, финансовые и материальные потоки, создает одинаковые инвестиционные возможности и выравнивает технологические потенциалы участников с помощью централизованных средств.

Если ядро - финансовое учреждение и предприятия технологически не связаны, эффективность повышается за счет лучшего управления. Помощь идет каждому предприятию в отдельности с целью ускорить естественный отбор. Слабые предприятия из ФПГ исключаются.

В России, в отличие от стран Запада, головная компания не играет ведущей роли в управлении ФПГ. Предприятия могут владеть ее акциями, а следовательно, управлять ею.

Принципиальная особенность ФПГ по сравнению, например, с холдингом состоит в обязательном присутствии в ней финансовой структуры (отсюда и название) - банка, крупной финансовой компании и т.п. Эта структура может быть центральной (управляющей), а может существовать рядом с последней; для России характерно, что центрами ФПГ большей частью являются не финансовые, а производственные организации.

Роль банка в рамках ФПГ состоит:

  • в осуществлении кредитного и расчетно-кассового обслуживания всех участников группы, формировании ее клиринговой системы;
  • создании центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций участников ФПГ;
  • договорном обеспечении сделок с ценными бумагами;
  • образовании общего залогового фонда и других инструментов солидарной ответственности участников;
  • осуществлении трастового управления пакетами акций участников;
  • выборе наиболее эффективных инвестиционных схем при организации смешанного (спонсорского) финансирования кредитуемых объектов.

Факторами, способствующими ориентации финансовых структур на интеграцию с производственными и созданию ФПГ, являются:

  • усиление финансовой мощи ведущих банков, способствующее переориентации их деятельности на среднесрочные и долгосрочные кредитные операции;
  • интеграция банковских структур, создающая дополнительные возможности для финансирования крупных проектов;
  • создание банков самими промышленными структурами;
  • государственная поддержка ФПГ;
  • постепенное ограничение возможностей проведения чисто финансовых и торгово-посреднических операций, осуществляемых банками, наряду с ростом перспектив получения прибыли от производства;
  • общемировая тенденция к интеграции банковского и промышленного капитала;
  • возможность, будучи головной структурой ФПГ, извлекать дополнительные выгоды, например, связанные с повышенной устойчивостью этой структуры.

В России банки участвуют в проектировании ФПГ, играют роль финансово-расчетных центров, но не могут владеть более чем 10% акций каждого из его участников.

Объединение компаний в ФПГ обеспечивает для них:

  • 1) создание за счет интеграции финансовых и производственных ресурсов значительных возможностей для ускоренного роста в различных направлениях хозяйственной деятельности;
  • 2) возможность успешно конкурировать на мировом рынке и в перспективе доминировать на нем в определенных сферах;
  • 3) способность решать крупные производственные задачи и осуществлять широкомасштабные научные исследования;
  • 4) задействование коллективного творческого потенциала в качестве фактора экономического роста;
  • 5) повышение конкурентоспособности продукции;
  • 6) условия развития персонала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему экономикой знаний.

Существование ФПГ укрепляет национальную безопасность,

вносит больший порядок в механизм функционирования экономики, ибо они легче поддаются государственному регулированию, участию в различных государственных программах развития экономики. Синергетический эффект ФПГ реализуют за счет:

  • масштабности структур (600 ФПГ контролируют более четверти мирового производства);
  • высокой хозяйственной устойчивости, гарантирующей сохранность технологических цепочек;
  • широкой диверсификации;
  • объединения банковского (финансового) и промышленного капитала;
  • централизации части средств в общем фонде и повышения инвестиционной активности на ключевых направлениях;
  • внутреннего кредитования участников и экономии за счет этого финансовых ресурсов;
  • рационализации движения товарных и денежных потоков между участниками;
  • привлечения на выгодных условиях и в более широких масштабах внешних финансовых источников (бюджетные кредиты, облигационные займы, кредиты иностранных юридических лиц);
  • оптимизации налоговых платежей, которые может осуществлять централизованно головная компания при наличии единой учетной политики и децентрализованно предприятия и организации, входящие в ФПГ.

Принципами формирования ФПГ являются:

  • наличие лидера группы - базового предприятия или кредитной организации, определяющего основные направления материальных и финансовых потоков;
  • обеспечение эффективного управления с его стороны участниками на основе договорных отношений, акционерного контроля и пр.;
  • привлечение финансово-кредитных организаций, располагающих достаточными средствами для инвестиций в проекты группы;
  • осуществление реальной горизонтальной и вертикальной кооперации предприятий и пр.

Формирование ФПГ в России предусматривало решение задач:

  • концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях экономики;
  • ускорения НТП путем финансирования сферы промышленных НИОКР;
  • повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественных предприятий;
  • формирования рациональных технологических и кооперационных связей.

Изначальная идея ФПГ, подконтрольных государству, была постепенно вытеснена хозяйственной практикой, и на ее месте шаг за шагом утвердилась модель на основе слияния банковского торгового капитала с наиболее доходными отраслями промышленности.

В России сегодня встречаются ФПГ, сформированные вокруг банка («Интеррос»), вокруг крупной фирмы («ЛУКОЙЛ»), как объединение родственных компаний. Но все они до сих пор так и не сумели переломить депрессивного состояния экономики, решить проблему инвестиций, да и вообще найти места на внутреннем и мировом рынке. Причинами этого являются:

  • поспешность и необдуманность создания, слепое копирование западных образцов;
  • низкая рентабельность и темпы роста;
  • ограниченность реального инвестирования вследствие недостатка финансовых средств, их концентрации преимущественно в отраслях топливно-сырьевого комплекса, в банковских структурах и у криминала, неспособности привлекать внешние источники финансирования;
  • отсутствие стратегий, четкой структуры и механизма координации действий самих ФПГ, слабое управление ими со стороны головной компании;
  • медленно осуществляемая реструктуризация;
  • высокая степень бюрократизации.

Считается, что в перспективе в России возможно появление 10-20 особо мощных ФПГ и 100-150 групп, сопоставимых с зарубежными аналогами и в целом обеспечивающих до 50% промышленного производства. Наибольшие перспективы имеют вертикальные ФПГ, организованные по типу холдинга.

Финансово-промышленная группа (ФПГ)

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Годом появления в РФ первых ФПГ следует считать 1994 г. - время широкомасштабной приватизации. Необходимость сохранения сложившихся хозяйственных связей, длительного объединения капиталов и трудовых ресурсов для ведения определенной деятельности пересилили тенденцию к формальному разделению организаций, ранее связанных крышей одного производственного объединения или даже одного государственного предприятия.

5 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), которым было утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания. Согласно п. 1 и 2 Положения ФПГ признавалась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением. Участниками ФПГ могли быть любые юридические лица, в том числе и иностранные.

ФПГ могли создаваться:

В добровольном порядке;

Путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников;

По решению Совета Министров - Правительства РФ;

На основе межправительственных соглашений.

Именно с межправительственных соглашений началось создание и деятельность ФПГ. 28 марта 1994 г. в Москве было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания росс. - казахстанских ФПГ; 9 сентября 1994 г. в г. Алма-Аты - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о создании межгосударственной ФПГ и т. д.

Формирование ФПГ в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производилось путем:

Учреждения участниками группы АО открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

Передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы;

Приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Советом Министров - Правительством РФ с учетом антимонопольного законодательства РФ определялась величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых вели к формированию ФПГ.

Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания «ФПГ» допускалось только в случаях, когда статус этой группы был подтвержден соответствующей записью в Реестре ФПГ РФ.

Отличительной особенностью данного этапа создания ФПГ явилась возможность внесения экспертного элемента в уведомительный порядок их создания. Несмотря на то что ФПГ являлась по своей природе обычным объединением юридических лиц, возможность создания таковых могла быть поставлена в зависимость от положительного заключения межведомственной экспертной группы, создаваемой Минэкономики РФ, Минфином РФ и ГАК.

ФПГ согласно ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" могут создаваться только двумя способами - либо приобретением акций (долей) друг друга в таком соотношении, которое приводит к возникновению системы отношений между основными и дочерними обществами, либо созданием особого АО (центральной компании) для руководства ФПГ. В первом случае участниками ФПГ являются основные и дочерние компании, во втором - АО и его учредители. Центральная компания создается и регистрируется до создания ФПГ в общем порядке.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Однако участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается. Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем). Участниками ФПГ могут быть инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Совокупность юридических лиц, образующих ФПГ, приобретает статус таковой по решению Минпрома о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ (а при создании ФПГ путем взаимного участия - участники ФПГ) представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

Заявку на создание ФПГ;

Договор о создании ФПГ (за исключением ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами);

Нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для АО) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

Организационный проект;

Нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

Заключение МАП.

Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. Решение о государственной регистрации ФПГ принимается на основе экспертизы представленных документов.

Договор о создании ФПГ должен определять:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения центральной компании ФПГ;

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Другие условия устанавливаются участниками исходя из целей и задач ФПГ и соответствия законодательству РФ.

Организационный проект ФПГ - пакет документов, представленный центральной компанией в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации.

Государственный реестр ФПГ - единый банк данных, содержащий необходимые сведения о государственной регистрации ФПГ. Состав сведений и структура реестра определяются Правительством РФ.

Управление и ведение дел ФПГ осуществляются либо Советом управляющих (при создании ФПГ системой участия), либо центральной компанией. Совет управляющих состоит из представителей всех участников ФПГ. Направление представителя в состав совета осуществляется по решению компетентного органа управления участника ФПГ. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Центральная компания ФПГ принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке, установленном законодательством об акционерных обществах.

Участники ФПГ, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, ее участники несут солидарную ответственность.

ФПГ вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на:

а) зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же ФПГ;

б) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять дополнительные льготы и гарантии ФПГ. ЦБ могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

ФПГ считается ликвидированной с момента прекращения действия свидетельства о регистрации и исключения ее из реестра.

ФПГ ликвидируется в случаях:

Принятия всеми участниками ФПГ решения о прекращении ее деятельности;

Вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании ФПГ;

Установленного вступившим в законную силу решением суда нарушения законодательства РФ при создании ФПГ;

Истечения срока действия договора о создании ФПГ, если он не продлен участниками ФПГ;

Принятия Правительством РФ решения о прекращении действия свидетельства о регистрации ФПГ в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о ее создании и организационного проекта.

Обязательства участников ФПГ по исполнению договора о создании ФПГ в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит ФЗ и ГК РФ.

Белов В. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Путеводитель по журналу "Радио" 1981-2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Из книги 100 великих тайн Земли автора Волков Александр Викторович

ПРОМЫШЛЕННАЯ УЛИЦА Промышленная улица отходит от того места, где площадь Стачек переходит в одноименный проспект, и идет до улицы Калинина. Первое ее название – Болдыревский, позже Болдырев переулок – известно с 1896 года и велось от фамилии владельца несохранившегося

Из книги Бизнес-планирование автора Бекетова Ольга

Международные финансово-промышленные группы см. Финансово-промышленная

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Промышленная собственность ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (от англ. industrial property) - одна из разновидностей интеллектуальной собственности. В соответствии с Конвенцией об. учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к объектам П.с. отнесены

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Промышленная Аппаратура Магнитофон "Яуза-209"ЗвуковоспроизведениеГалахов Н., Ганзбург М., Курпик Б.1981, № 2, с. 26. ИК лучи управляют телевизором. ПриемникТелевидение И ВидеотехникаПичугин Ю., Морозенко А., Друзь А.1981, № 3, с. 46. "Электроника ТА1-003" - магнитофон-приставка высшего

Из книги Вооруженные Силы СССР после Второй Мировой войны: от Красной армии к Советской автора Феськов Виталий Иванович

Промышленная деятельность и землетрясения Причиной землетрясений не всегда бывает противоборство природных сил. Ведь человек, как это ни покажется на первый взгляд невероятным, тоже способен поколебать земную кору, простирающуюся вглубь на десятки километров. По

Из книги автора

52. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия В первую очередь в данном разделе необходимо проанализировать комплекс документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы. В сам раздел «Финансовый план» или в Приложение к

Из книги автора

6. Промышленная политика 6.1. Промышленная политика должна исходить из четкого понимания (осознания) необходимости наличия в структуре экономики самодостаточного “ядра”, не зависящего от внешней торговли, и периферии, создаваемой с учетом развития и изменения мировой

Из книги автора

Из книги автора

Глава 12 Группа советских войск в Германии – Западная группа войск в 1945-1994

Государство играет двоякую роль на рынке страховых услуг. С одной стороны, оно выступает его участником в сфере обязательного социального страхования посредством образования специальных целевых резервов для обеспечения платежеспособности страховых организаций и др.

С другой стороны, государство осуществляет регулирование страховой деятельности путем принятия нормативных актов по вопросам страхования, лицензирования страховой деятельности, развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынке страховых услуг, применения ответственности за нарушение страхового законодательства и др.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования страховой деятельности является государственный контроль и надзор в сфере страхования, функции которого возложены на Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), находящуюся в ведении Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330*(464) , данный орган контролирует соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверность представляемой субъектами страхового дела отчетности; обеспечение страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, а также для покрытия собственных средств, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств.

Росстрахнадзор также осуществляет полномочия по лицензированию страховой деятельности; ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела; выдаче предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращению в суд с иском о ликвидации страховой организации в случаях, установленных законом; осуществлению расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций; выдаче разрешений на открытие представительств иностранных страховых организаций и др.

Отдельные функции по контролю за деятельностью страховых организаций осуществляют в пределах своей компетенции федеральные антимонопольный и налоговый органы.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение финансово-промышленных групп, является Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"*(465) (далее - Закон о ФПГ). Данный Закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации. Поскольку финансово-промышленные группы представляют собой один из видов предпринимательских объединений, законодательство в данной сфере включает в себя также законы, определяющие правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности - федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "О банках и банковской деятельности" и др.

Большую роль в регулировании создания и деятельности финансово-промышленных групп играют подзаконные нормативные правовые акты, которые ст. 1 Закона о ФПГ включены в состав законодательства о финансово-промышленных группах. Некоторые из этих актов закрепляют общие положения о финансово-промышленных группах. В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"*(466) , постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации"*(467) .

Большинство актов, принятых в рассматриваемой сфере, касаются создания конкретных финансово-промышленных групп (например, постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1446 "О финансово-промышленной группе "Каменская агропромышленная финансовая группа")*(468) , мер их государственной поддержки (постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 792 "О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы "Российский авиационный консорциум")*(469) .

Особенности функционирования финансово-промышленных групп субъектов РФ определяются актами соответствующих государственных органов. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 14 июня 1994 г. N 488, которым утверждены "Основные принципы и подходы в концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве"*(470) .

Большое значение в правовом механизме регулирования деятельности финансово-промышленных групп отводится договорам и локальным актам. В силу п. 4 ст. 1 Закона о ФПГ отношения, не урегулированные указанным Законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы, другими договорами, заключаемыми между участниками финансово-промышленной группы.

В соответствии со ст. 7 Закона о ФПГ договор о создании финансово-промышленной группы должен определять:

Наименование финансово-промышленной группы;

Порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы;

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;

Порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации. По своей правовой природе договор о создании ФПГ относится к договорам о совместной деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона о ФПГ финансово-промышленная группа (далее - ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ не представляет собой самостоятельную организационно-правовую форму юридических лиц. Это предпринимательское объединение, не имеющее статуса юридического лица, но обладающее отдельными элементами правосубъектности*(471) . В частности, ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" юридических лиц, являющихся участниками ФПГ, квалифицирует как "группу лиц", распространяя на нее положения указанного Закона, относящиеся к хозяйствующим субъектам. В силу положений ст. 13 Закона о ФПГ участники могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ утвержден постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной групп"*(472) .

Закон о ФПГ выделяет две модели финансово-промышленных групп:

1. ФПГ, образуемая на основе взаимодействия в рамках основного и дочернего обществ. В силу ст. 105 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Данная модель предусматривает формирование ФПГ холдингового типа*(473) .

2. ФПГ, создающаяся на основе объединения материальных и нематериальных активов участников в силу договора.

ФПГ можно классифицировать и по иным основаниям. Так, в литературе*(474) проводится классификация финансово-промышленных групп по следующим критериям:

По формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

По отраслевой принадлежности (отраслевая, межотраслевая);

По степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

По масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, транснациональные, межгосударственные).

Так, межрегиональной является финансово-промышленная группа "Жилище", созданная по решению органов исполнительной власти и организаций Республики Коми, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Московской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областей. ФПГ регистрируется как транснациональная, если в ее состав входят юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения. В том случае, если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной). Например, на основании Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь созданы межгосударственные финансово-промышленные группы "Аэрокосмическое оборудование" (Москва, 2 апреля 2001 г.), "Формаш" (Москва, 16 октября 1998 г.), "Интерагроинвест" (Москва, 16 октября 1998 г.), "Электронные технологии" (Москва, 28 августа 1998 г.), "Межгосметиз" (Орел, 23 июля 1998 г.) и др. На седьмой сессии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств принят рекомендательный законодательный акт "О финансово-промышленных группах"*(475) .

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Участники финансово-промышленной группы сохраняют свою юридическую самостоятельность.

В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. В силу п. 2 ст. 11 Закона о ФПГ, центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза. Вместе с тем, поскольку центральная компания ФПГ учреждается для ведения предпринимательской деятельности, представляется, что она должна регистрироваться в форме коммерческой организации.

В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово-промышленной группы". Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании финансово-промышленной группы. Центральная компания финансово-промышленной группы:

Выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

Ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

Готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

Выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные. Исходя из сущности ФПГ среди ее участников обязательно должны быть организации, действующие в сфере производства товаров, оказания услуг, а также банки и другие кредитные организации. Таким образом, финансово-промышленная группа по существу представляет собой объединение финансового и промышленного капитала для достижения поставленных при ее создании и соответствующих закону целей.

Законодательством установлены некоторые ограничения и запреты на участие в ФПГ. Так, ее участниками не могут быть общественные и религиозные организации (объединения). Не допускается участие более чем в одной финансово-промышленной группе.

Статус финансово-промышленной группы приобретается в результате ее государственной регистрации. Государственную регистрацию ФПГ осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Для государственной регистрации центральная компания ФПГ представляет следующие документы:

Заявку на создание ФПГ;

Договор о создании ФПГ, за исключением групп, образуемых основными и дочерними обществами;

Нотариально заверенные копии свидетельств о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию ФПГ;

Организационный проект, т.е. пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономических, социальных и иных результатах деятельности ФПГ, а также дополнительные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации ФПГ;

Заключение (согласие) собственника имущества государственных или муниципальных унитарных предприятий на внесение ими имущественных вкладов при вхождении в ФПГ;

Нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Межправительственное соглашение (для межгосударственных, международных ФПГ).

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок создания ФПГ. Соответствующие отраслевые и функциональные департаменты Минэкономразвития РФ, другие органы и специалисты проводят экспертизу проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. Порядок проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994 г. N 508*(476) . Он распространяется на создание ФПГ, формируемых только из государственных федеральных предприятий, а также на основе межправительственных соглашений.

По результатам рассмотрения документов финансово-промышленной группы с учетом экспертных заключений полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений:

Об отказе в регистрации финансово-промышленной группы;

О возврате документов финансово-промышленной группы на доработку;

О регистрации финансово-промышленной группы.

Отказ в регистрации или возврат документов финансово-промышленной группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин. В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.

В Законе о ФПГ содержатся и другие положения, касающиеся судебного порядка решения вопросов, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленных групп. Так, предусмотрена возможность ликвидации финансово-промышленной группы в случаях вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промышленной группы; нарушения законодательства РФ при создании финансово-промышленной группы, установленного вступившим в законную силу решением суда (ст. 19 Закона о ФПГ). На эти нормы Закона обращено внимание в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 января 1996 г. N С1-7/ОЗ-6*(477) "О некоторых положениях Федерального закона "О финансово-промышленных группах".

В случае положительного экспертного заключения ФПГ подлежит регистрации, что подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансово-промышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа", и включением в государственный реестр финансово-промышленных групп. Государственный реестр финансово-промышленных групп представляет собой единый банк данных, созданный полномочным государственным органом и содержащий необходимые сведения о государственной регистрации финансово-промышленных групп. Положение о порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 22 мая 1996 г. N 621*(478) .

В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Деятельность ФПГ - это деятельность ее участников, осуществляемая ими в соответствии с договором о создании ФПГ и (или) ее организационным проектом при использовании обособленных активов.

Государством предусмотрены различные меры поддержки деятельности ФПГ, в частности, возможность предоставления государственных гарантий для привлечения инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы; передача в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников*(479) и др. В настоящее время ФПГ действуют в тяжелом и энергетическом машиностроении, авиационной, химической и металлургической промышленности, агропромышленном комплексе.

Финансово-промышленные группы (далее - ФПГ) зачастую называют "особыми экономическими зонами", т.к. именно ФПГ позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. Они очень привлекательны для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 зарегистрированных ФПГ (неофициальных групп в несколько раз больше). ФПГ создаются во всех государствах - участниках СНГ. Зарубежными аналогами ФПГ являются германские концерны.

Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов. Первым нормативным актом, регулирующим деятельность ФПГ, был Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации".

В настоящее время основным нормативным актом, регламентирующим организацию и деятельность ФПГ, является Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах".

┌────────────────────────────────────────┐

│ Современные финансово-промышленные │

│ группы России │

└─────┬─────────────────────────────┬────┘

┌───────────┴─────────┐ ┌──────────┴──────────┐

│ Зарегистрированные │ │ Неформальные │

└───────────┬─────────┘ └──────────┬──────────┘

┌──────────────┴────────────┐ ┌──────────┴───────────┐

│Интеррос, Уральские заводы,│ │ Лукойл, Газпром, │

│ Нижегородские автомобили, │ │ Альфа-групп и др. │

│ Сокол, Сибагромаш и др. │ │ │

└───────────────────────────┘ └──────────────────────┘

Финансово-промышленная группа - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединяющих свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

ФПГ не являются одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Они обладают отдельными элементами правосубъектности юридического лица в рамках антимонопольного законодательства, при этом каждый участник группы сохраняет юридическую самостоятельность. Например, Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" признает ФПГ единым хозяйствующим субъектом, именуя ее "группой лиц".

Различают следующие разновидности финансово-промышленных групп:

1) по формам производственно-хозяйственной интеграции:

вертикальная группа;

горизонтальная группа;

конгломерат.

Конгломерат является наиболее устойчивой формой объединения, поскольку он имеет предприятия в разных, не связанных между собой отраслях бизнеса, для того чтобы не зависеть от положения в отдельной отрасли. Однако по статистике в нашей стране преобладает вертикальный тип интеграции, т.е. объединение по производственно-технологическому принципу;

2) по отраслевой принадлежности:

отраслевые;

межотраслевые;

3) по степени диверсификации:

монопрофильные;

многопрофильные;

4) по масштабам деятельности:

региональные;

межрегиональные;

межгосударственные (транснациональные).

┌──────────────┐

┌───────┤ Типы ФПГ ├────────┐

│ └──────────────┘ │

┌───────────────────────┐ ┌────────────────────────┐

│ Основное общество + │ │ Объединение на основе │

│ дочерние общества │ │ договора о создании ФПГ│

└───────────┬───────────┘ └─────────┬──────────────┘

┌───────────┴───────────┐ ┌─────────┴───────────────┐

│ Основное общество │ │ Центральная компания │

│ выполняет функции │ │учреждается как отдельное│

│ центральной компании │ │ юридическое лицо │

└───────────────────────┘ └─────────────────────────┘

По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются по типу объединений на основе договора. Их иногда именуют "мягкими нехолдинговыми корпорациями" или "договорными холдингами".

Существуют следующие ограничения на участие в ФПГ:

государственные и муниципальные предприятия могут входить в ФПГ на условиях, определяемых собственником имущества. При этом в России более 10% общего числа участников всех существующих ФПГ являются предприятиями государственного сектора;

дочерние общества могут входить в состав ФПГ только вместе с основным обществом;

не допускается участие более чем в одной ФПГ;

общественные и религиозные объединения не могут быть участниками ФПГ.

┌───────────────────────────┐

│ Во всех типах ФПГ имеются │

│ две группы участников │

└──┬─────────────────────┬──┘

┌────────────────┴───────┐ ┌─────┴──────────────────┐

│ Обязательные участники │ │ Инициативные участники │

└───────┬──────────┬─────┘ └────────────────────────┘

┌───────────────┴───┐ ┌──┴──────────────┐

│ Предприятия, │ │ Банки, кредитные│

│действующие в сфере│ │ организации │

│ производства │ │ │

└───────────────────┘ └─────────────────┘

3. По отдельным вопросам создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, регулирование осуществляется нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами других уполномоченных органов исполнительной власти. Государственное регулирование создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп осуществляется уполномоченным на то федеральным государственным органом (далее - полномочный государственный орган), указанные функции которого являются исключительными.

Большие возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации, возникли с образованием финансово-промышленных групп. В соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" в целях повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп в приоритетных отраслях и видах деятельности предусмотрена государственная поддержка соответствующих проектов, в том числе оказываемая путем предоставления государственных гарантий на привлечение инвестиционных кредитов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png