Жизнь и правление Гедимина из-за отсутствия достаточного количества исторических источников также окутаны тайнами и неизвестностью. Те немногие известия, что дошли до нас, не дают полного представления о Гедимине. Может быть, ярче всех характеристик Гедимина говорят его дела? Если их анализировать, то перед нами встает великая личность правителя Великого княжества Литовского – мужественного борца с врагом, талантливого полководца, рассудительного политика.

Почти ничего не известно о деятельности Гедимина до великокняжеского периода. Где он был, чем занимался? Только можно предположить, что он был наместником в Аукштайтии, литовской земле, ибо в орденских документах он назван королем этой земли. Судя по тому, что в Клайпедской земле находились селения, названия которых происходит от его имени, а в Жемойтской волости Пограуда Дусбург упоминает какой-то замок Гедимина, то, наверное, он владел этими землями.

Г едимин или Гедымин - великий князь литовский, соединяя под своей властью не только собственно литовские, но и многие русские земли, в значительной степени опирался на русский элемент; в сношениях с иноземными государствами он принимал титул короля Литвы и Руси, назначал русских людей в посольства; русским был и наиболее видный сподвижник его - Давид , староста гродненский.

Вёл ожесточённую борьбу с немецкими рыцарями , нанёс им ряд поражений (особенно сильное - под Пловцами в 1331 году). В 1322 году заключил союз с князем Мазовии и в 1325 году - с королём Польши Владиславом Локотком , скрепив последний браком сына Владислава Казимира со своей дочерью Алдоной .

Как и его предшественники, Гедимин продолжал присоединение западнорусских земель. Под его власть перешли древнерусские земли с городами Полоцк (), Гродно и Берестий (Брест) (), Витебск (), Минск (), Туров и Пинск () и другие. О его походе в Украину и освобождение её от ордынского владычества имеется описание у Карамзина :

Сей мужественный витязь (Гедимин Литовский), в 1319 году победою окончив войну с Орденом, немедленно устремился на Владимир (Волынский)… Город сдался… Как скоро весна наступила (1320 год) и земля покрылась травою, Гедимин с новою бодростию выступил в поле, взял Овруч, Житомир, города Киевские и шел к Днепру…осадил Киев. Еще жители не теряли надежды и мужественно отразили несколько приступов, наконец, не видя помощи…и зная, что Гедимин щадит побежденных, отворили ворота. Духовенство вышло с крестами и вместе с народом присягнуло быть верным Государю Литовскому, который, избавив Киев от ига Моголов,… скоро завоевал всю южную Россию (Речь идет о Киевской Руси) до Путивля и Брянска.

Из русских земель под властью Гедимина находились: Черная Русь, присоединенная литовцами еще в начале XIII в.; земля Полоцкая, присоединенная при Миндовге и при Гедимине управлявшаяся братом его, Воином; княжества Минское, Пинское и Туровское, попавшие под власть Литвы, вероятно, в конце XIII или начале XIV веков, и княжество Витебское.

Рассказ о походе Гедимина в 1320 - 21 годах на Волынь и Киев и завоевании этих областей относится, как думает профессор Антонович , к области исторических легенд и возник уже в XVI в. Иного мнения держится новейший русский историк Литвы - профессор Любавский . Гедимин старался распространить свое влияние и на другие соседние русские земли, главным образом на Псков и Новгород. Он помогал псковичам в их борьбе с Ливонским орденом, поддерживал в Пскове против Ивана Калиты и позднее укрывал в своих владениях князя Александра Михайловича , стоял на стороне псковичей в их стремлении достигнуть полной независимости от Новгорода в церковном отношении.

С новгородцев Гедимин, захватив однажды новгородского владыку и бояр, взял обещание дать кормление сыну его Наримунту. Обещание это было исполнено в 1333 г., когда Новгород, теснимый Иваном Калитою, дал Наримунту в отчину Ладогу, Ореховец, Корельскую землю и половину Копорья. Впрочем, Наримунт жил больше в Литве, а в 1338 г., когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, но и отозвал своего сына Александра, всякие связи его с новгородцами порвались.

При Гедимине намечались основы той политики великих князей литовских по отношению к русским землям, которая впоследствии приводила их к столкновениям с князьями московскими; но в данное время непосредственные сношения обоих государств носили еще мирный характер, и в 1333 г. Симеон Иванович даже женился на дочери Гедимина, Айгусте, в крещении Анастасии. Внимание Гедимина сосредоточивалось в особенности на борьбе с теснившим литовцев Ливонским орденом.

В 1325 г. он принял предложение союза со стороны польского короля Владислава Локотка, выдал за его сына и наследника, Казимира, свою дочь Альдону, в крещении Анну, и предпринял совместно с поляками ряд удачных походов на крестоносцев, причем особенно сильное поражение последние потерпели в битве под Пловцами в 1331 г.

Вместе с тем Гедимин вмешался и во внутренние дела Ливонии, где в это время шла междоусобная война между архиепископом рижским и городом Ригою, с одной стороны, и орденом, с другой; он принял сторону первых против ордена и успел значительно ослабить крестоносцев, так что в последние годы его жизни они уже не совершали больших походов на Литву. Гедимину приписывается построение городов Трок и Вильны.

Гедимин-король

Будущий «король литовцев и русских» (этот титул Гедимин придумал сам) попал, что называется, из грязи в князи. Под одной из версий, Гедимин был конюхом литовского правителя Витена. Сговорившись с женой князя, коварный слуга убил своего господина и сам занял его место. По другой версии, Гедимин был братом, а то и вовсе сыном Витена. Какое из предположений верно, сказать трудно, но историки все-таки склоняются к теории о родственных узах. Как бы то ни было, к власти Гедимин пришел в 1316 году и принес Литве настоящую славу и могущество.

По легенде, на месте будущего города Вильны Гедимину приснился вещий сон

Когда Гедимин начал править, дела в Литве, скажем мягко, обстояли не очень. Государства как такового еще не существовало, городов почти не было, военных укреплений — тоже. Во время битв литовцы рассчитывали в основном на естественную защиту, то есть, на озера и болота, которыми богата местная земля. Многие технические новшества литовцы после переняли у русских. Литва отставала в развитии от соседей: письменности, например, еще не было. Веры жители придерживались языческой — и несмотря на все перипетии, сам Гедимин до конца жизни так и не изменил религии.

Гедимин-завоеватель

Гедимин сделал для Литвы очень многое — не зря его почитают как национального героя. Например, великий князь основал будущую столицу Вильну. Посреди города на горе до сих пор возвышается знаменитая башня Гедимина. Но главной заслугой князя считается расширение территорий Великого княжества Литовского и усиление страны. Первым делом великий князь литовский обратил свой взор на русские княжества. Те в начале XIV века еще страдали под гнетом татаро-монгольского ига, так что влияние Литвы им казалось меньшим из зол. Поэтому проблем в присоединении некоторых земель у Гедимина оказалось куда меньше, чем можно было ожидать. Полоцк, Гродно, Берестье, Витебск, Минск, Туров, Пинск и другие русские города и земли перешли под власть великого князя литовского. Вскоре русских земель в руках Гедимина оказалось сосредоточено больше, чем исконно литовских. Гедимин не растерялся и стал именовать себя «королем литовцев и русских».


Войско Гедимина входит в Киев (по поводу реальности этого события существуют сомнения) wikipedia.org

Гедимин-сваха

Гедимин привлекал русские княжества не только мудрой политикой и обещанием защиты. Он, например, очень терпимо относился к православным и не запрещал им исповедовать свою религию. К тому же, своим детям он устраивал династические браки с православными. Сын Гедимина Ольгерд принял православие и женился на дочери витебского князя. Сына Любарта Гедимин женил на дочери одного из волынских князей. А свои собственных бесчисленных дочерей (точное их количество неизвестно) великий князь литовский выдавал за русских князей. Причем и тут Гедимин действовал хитро: например, Августа пошла под венец с Симеоном Гордым, сыном московского князя Ивана Калиты, а Мария вышла за его соперника, тверского князя Дмитрия Михайловича.

Гедимин заявил, что не собирался принимать католичество

Но с точки зрения политики самыми важными оказались династические браки с сыном польского короля Казимира и мазовецким князем. Именно с ними Гедимин объединился в борьбе против Тевтонского и Ливонского орденов, которые в то время доставляли еще немало хлопот. С Тевтонским орденом удалось разобраться объединенными силами Польши и Литвы. А вот в борьбе с Ливонским пришлось пойти на хитрость. Гедимин решил воспользоваться враждой между орденом и жителями Риги. Рижские архиепископы не раз жаловались папе на поведение крестоносцев, которые скорее отвратили местных жителей от католичества, чем привлекли их в свою веру. А магистр ордена, в свою очередь, обвинял архиепископов в заключении союзов с Литвой и потакании язычеству.

Гедимин-хитрец

На этих-то раздорах и сыграл Гедимин. От его лица папе в Авиньон отправили грамоту, где великий князь жаловался на ливонцев, а заодно высказывал пожелание принять христианскую веру. Еще одно письмо отправилось к Доминиканскому и Францисканскому орденам с просьбой прислать в Литву католических священников, знающих литовский язык. Последнюю грамоту Гедимин велел направить немецким ганзейским городам с предложением направить в Литву колонистов всех сословий для проживания на льготных условиях, а заодно и пользоваться правом свободной торговли.

Гедимин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде wikipedia.org

Папа на радостях отчитал ливонцев и прислал делегатов в Ригу, которые утвердили договор ливонских властей с Гедимином. Но как только дошло до дела, то есть, до введения христианства в Литве, великий князь пошел на попятную. Оказалось, что его слова, будто бы были неверно переведены с литовского на латынь, а оттого папа его неправильно понял. Вовсе не собирался Гедимин принимать христианство, в его стране вообще действовало правило: «Не разрушать старины, не вводить новизны». Всем народам, живущим на территории его княжества, разрешалось исповедовать ту религию, которую они хотели, никого принуждать Гедимин не хотел. К тому же, в столице Литвы Вильне уже существовали два монастыря, Доминиканский и Францисканский, их монахов князь использовал для перевода дипломатических текстов. Папские делегаты ушли ни с чем, но жители Риги считали установленный ими договор вполне себе действительным. Так что, когда крестоносцы продолжили военные действия против Литвы, рижские архиепископы поспешили предать их анафеме как непокорных указу папы.

Гедимин-воитель

С крестоносцами Литве еще пришлось помучиться. Например, в источниках передается рассказ о героической обороне Пиллены. Замок, находившийся на территории Жмуди, исторической области Литвы, осадил сильный отряд тевтонцев. В укреплении собрались около 4000 литовцев со своими семьями, пришедшие изо всех местных сел и деревень. Под началом князя Маргера литовцы героически держали оборону. Немцы засыпали рвы землей, разбивали деревянные стены своими крепкими и делали приступы. Жители замка отражали все атаки. Но одному из немцев пришло в голову обстрелять деревянные стены укрепления горящими стрелами. Когда литовцы поняли, что спасения от врагов нет, они решили сами найти смерть. Жители сложили посреди замка огромный костер, принялись избивать детей и женщин и бросать их в костер. Затем мужчины разделились попарно и вонзили мечи друг другу в грудь. Те, кто остался в живых, подставляли шеи под меч старой жрицы, которая, убив последнего, бросилась в огонь. За всем этим наблюдал князь Маргер. Когда все жители оказались мертвы, он заколол свою жену, а после вонзил меч в свое тело. Когда немцы ворвались в осажденный город, их взорам предстала ужасная картина.

Принцип Гедимина был: «Не разрушать старины, не вводить новизны»


Почему же, несмотря на все проблемы, связанные с крестоносцами, Гедимин никак не хотел принимать христианство? Конечно, это было политическое решение. В его княжестве исповедовали слишком много религий, чтобы он мог без опасения выбрать одну. Против католичества выступили бы языческие жрецы и православные жители, которые и так были недовольны существованием монастырей на территории столицы Литвы. Принятие православия сделало бы невозможным последующие заигрывания с папской курией. Так что Гедимин предпочел остаться язычником и даже после смерти (вполне возможно, от отравления) его тело сожгли на костре по всем традициям — в парадной одежде, вместе с любимым конем и слугой, частью военных трофеев и тремя пленными немцами.

Источники

  1. rushist.com
  2. Никитский А. И. Кто был Гедимин? Журнал «Русская старина»
  3. Послания Гедимина
  4. Фото с главной страницы и анонса: wikipedia.org

В его правление в единое государство мирным путем были собраны почти все белорусские земли .

Возможно, Императорское Русское Географическое Общество ("Живописная Россия" , 1882) было право, утверждая происхождение Гедыминовичей от кривичских Рогволодовичей - иных убедителльных объективных причин мирного объединения историки не находят.

* Комментарий редакции

Родовод Гедиминовичей.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам - с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов , которые "уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества - оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно"

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное - никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ "Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом... Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю"
С.Герберштейн, "Записки о Московии" , XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

  • представляют мощное государственное образование
  • ближе по культуре
  • ближе по языку
  • династически родственны
  • живут в городах, знают письменность и подобие законов

И это при том, что в то время в Полоцке была "свободность Полоцкая або Венеция" - неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

После периода междоусобиц и правления Тройдена к власти приходит князь Витень. Происходит это в конце 13 - начале 14 вв. Он вновь начинает возрождение Великого княжества Литовского и объединяет под своей властью литовские земли. Захватив власть силой, он сразу же возобновляет войну с Тевтонским орденом. В этот период истории Литвы она постоянно испытывала непрекращающуюся агрессию со стороны Тевтонского и Ливонского орденов, которые поддерживала папская курия и западноевропейские феодалы. При предшественниках Витеня должного отпора со стороны литовцев не было, поэтому тевтоны строили замки и крепости не только на границе с Литвой, а даже на её территории. Ответным шагом литовских князей тоже стало строительство замков, в основном по течению Немана. В стране существовала феодальная раздробленность, лидирующее положение занимала знать - байоры и паны. В государстве начинает вводиться католичество, после чего духовенство получает большие привилегии. Но надо отметить, что ни Витень, ни Гедимин, ни последующие за ними князья не стремились навязывать католическую веру своим подданным.

В этот период возрастает влияние городов, именно тогда, при Гедимине строится Вильнюс, новая столица Литвы, вместо прежней - Новогродка. Возводится мощная крепость Тракай. Возрождаются, и более того, усиливаются торговые отношения с государствами - соседями, чему способствует выгодное географическое положение. Вильнюс, например, имел гостиный двор для купцов из Москвы, а в Москве был аналогичный для литовских гостей.

Главным феодалом в государстве являлся великий князь, все остальные байоры находились в его вассальной зависимости, уплачивали подати. Байоры-католики освобождались от натуральной повинности великому князю.

Крестьянское население собственно литовских земель и завоёванных делилось на три категории (разряда). Челядь невольная - крепостные, личная собственность байора. Которой можно распоряжаться любым образом, например дарить. Коймизны (коморники) имели свои земельные наделы, выполняли повинности в виде барщины или оброка. Закупы были близки к ним, с той лишь разницей, что последние не имели своих орудий труда.

На развитие литовской культуры огромнейшее влияние оказала культура русская, с которой им приходилось встречаться в захваченных русских, белорусских и украинских землях, того, что осталось от когда-то великой Киевской Руси. После захвата близлежащих земель русских княжеств, Литва оказалась в окружении территорий с русским населением. Поэтому с самого начала великое княжество принимает вид литовско-русского. Титул, который носил государь, звучал как великий князь Литовский и Русский. Официальным языком являлся русский, точнее сказать белорусский, или старорусский. И в самой Литве и на подвластных ей территориях жило множество православных, крестить которых в католичество никто не заставлял. Католичество и православие существовали рядом вплоть до Брестской унии в 1596 году, когда две религии были объединены, а литовские князья были довольно веротерпимы.

Как уже говорилось выше, Витень начинает своё правление с возобновления широкомасштабной войны против Тевтонского ордена. Он захватывает у него Динабург (Двинск). Особенно сильный натиск тевтонцев усиливается в нач. 14 в. В Новогродскую землю вторжение происходило в 1305 г., дважды в 1306 г. и трижды в 1311 г. В 1314 году отбиты попытки крестоносцев в очередной раз захватить Новогродок, тогда он был сожжён, но крепость в городе немцам взять не удалось. Внимание было обращено и на отделение Тевтонского ордена - Ливонский, против которого Витень совершает несколько походов. В 1307 году он захватывает Полоцк, принадлежащий тогда немцам, занявшим его во время междоусобиц в Литве. В Полоцке литовцы истребили всех немцев, разрушили возведённые ими храмы. В деятельности Витеня прослеживается умелая политика. При экспансии на русские земли, он действовал мирно и спокойно. Например, присоединение Полоцка произошло на основании договора, который гарантировал полочанам сохранение местных законов и суда, а также общую неприкосновенность «старины». При каждом новом литовском правителе этот договор продлевался. По отношению к другим городам происходило то же самое. Конечно, не обходилось и без боевых отношений, но в большинстве своём города и земли отдавали себя под власть литовского князя мирно. Это в достаточной мере понятно, бояре - землевладельцы бывших удельных княжеств были заинтересованы в сильном, но далёком правителе, который защищал бы их от врага, но в то же время и не мешал расширению их собственных владений за счёт местных крестьян. Дворянство шло на службу к великому князю, котрый мог дать им земли, деньги, чего не могли получить от своего удельного князя, владеющего как правило небольшой территорией с удельным городом.

Всё вышесказанное о внутреннем состоянии Великого княжества Литовского при Витене так же относится и к правлению Гедимина. Сказано об этом заранее только лишь с целью далее, когда речь пойдёт о Гедимине, не повторяться.

Итогом короткого правления Витеня (1293-1315 гг.) стало успешное противостояние натиску немецких рыцарей с одновременным усилением влияния на русские земли. При нём к Литве окончательно присоединились те территории, которые были завоёваны ещё Миндовгом в 13 в.: Жемайтия, Полоцкое княжество и русское Понемонье, то есть Чёрная Русь. Умер князь Витень в 1316 году от удара молнии.

После его смерти остались тесно объединённые литовские и белорусские земли, сильная армия. Объединённые средства и людские ресурсы Великого княжества Литовского и Русского были талантливо использованы правителем, наделённым очень большими способностями, великим князем Гедимином. Забегая вперёд, можно сказать, что в период его правления, Литва стала самым мощным государством Восточной Европы. Когда он взошёл на престол (1316 г.), в стране ощущалась потребность в централизации власти. Страна переходила на совершенно новый этап развития.

О его происхождении есть несколько мнений. Одни (Карамзин) считают, что он был конюшим Витеня, другие - братом, третьи - сыном. Об этом нет единого мнения, и многие историки в своих трудах обозначают несколько версий.

Как бы то ни было, будущему великому князю в самом начале правления пришлось ликвидировать потенциальный очаг междоусобицы - некоего Пелюзе, который помогал Тевтонскому ордену покорять Пруссию. Сам же Гедимин, когда пришёл к власти, имел двух братьев - Воина и Федора, и шесть сыновей, из которых Монвид, Наримонт и Ольгерд уже были вполне активны. Это способствовало распространению власти одной семьи, но в будущем могло привести к раздробленности.

Одним из важнейших пунктов в политике Гедимина стало желание распространить своё господство на столько западнорусских земель, на сколько это возможно. Он продолжает политику Витеня, предпочитая выгодные браки своих детей и дипломатию, а не путь войны. Конечно, когда вопрос стоял о использовании силы, не гнушался и им. Видя выгоду в географическом положении своего государства, устанавливает торговые отношения с Ригой (Ливония). Пытаясь взять под свой контроль днепровский путь, старается установить своё господство над Смоленском, Киевом и Галичем с Волынью.

Мирным путём, сразу же после своего восхождения, Гедимин подчиняет себе Витебское княжество. В 1317 г. он заключает договор с витебскими боярами о том, что дочь князя Мария выйдет замуж за Ольгерда, а после смерти витебского князя они должны признать своим князем Ольгерда. Через три года Ольгерд становится витебским князем, воцарение сопровождалось договором, аналогичным полоцкому. Второй сын Гедимина Наримант занял престол Пинского княжества. В 1320 году Гедимин предпринимает поход против Владимирского княжества на Волыни и занимает Владимир, княжество переходит к нему. Соловьёв по этому поводу представляет две версии: по одной литовский князь взял город и земли войной, а по другой - они достались его сыну Любарту в приданое за женой, дочерью владимирского князя.

Следующим был поход на Киев (1321). После сражения с тамошними правителями, в котором они были разбиты, Гедимину пришлось брать город в осаду. Не видя помощи, киевляне решили поддаться литовскому князю. Установив свою власть, он оставил везде свой порядок, только посажал наместников и гарнизоны по городам.

В 1340 г. умирает правитель Галича и подвластных ему земель Юрий. На его место появляются несколько претендентов: польский Казимир Великий и венгерский Карл Роберт. Совет галицких бояр предложил галицкий стол Любарту, сыну Гедимина, признанному одновременно с этим волынскими боярами князем волынским. Так как в то время эти княжества (Галич и Волынь) находились в сфере влияния Орды, то Любарт признал себя её вассалом, тем самым обеспечив себе безопасность со стороны Польши, куда были направлены татарские войска с целью наказать претендента.

За весь период княжения Гедимина (1316-1341 гг.) территория Великого княжества Литовского значительно увеличилась за счёт приобретений русских земель. Помимо доставшихся в начале правления земель, Гедимину удалось взять под свой контроль Витебское княжество, Минское, Галицкое, Волынское, Киевское, Смоленское. То есть в его владения входили земли современной Литвы, Белоруссии, части Украины. Во многих из этих земель продолжали править потомки Ярослава Мудрого, в иных престол перешёл к литовским князьям; и те и другие были подвластны великому князю и не пользовались широкой автономией.

Находясь в положении транзитного государства между Западом и Русью, Литва наряду со своими собственными литовскими законами и обычаями, приобретает и западноевропейские и русские правовые традиции, с преобладанием последних. В ходу на территории Литовского государства была «Русская правда». О веротерпимости уже говорилось, но нужно отметить, что сам Гедимин был православным, как и многие из его родственников, но в то же время до самой своей смерти придерживался и старых языческих верований. Скорее всего вопросы веры были лишь отголосками вопросов большой политики. Тем самым смена вероисповедания была вызвана той или иной ситуацией в отношениях с другими государствами.

Но именно в 14 в. начинается массовая христинизация Литвы, хотя до этого среди знатных литовцев было немало христиан. А население подвластных территорий бывших русских княжеств было сплошь верующими, в основном православными, католики были в Южной Руси, когда в период существования Галицко-Волынского княжества там существовали тесные взаимоотношения с Польшей.

Вот какую характеристику даёт Гедимину Карамзин: «властвуя над Литвою и завоёванною частью России, он именовал себя великим князем Литовским и Российским; жил в Вильне, им основанной; правил новыми подданными благоразумно, уважая их древние гражданские обыкновения, покровительствуя Веру греческую и не мешая народу зависеть в церковных делах от митрополита московского…». Ещё в самом начале правления великий князь Литовский с ведома константинопольского патриарха основал самостоятельную митрополию с центром в Новогрудке. Она охватывала полоцкое и туровское епископства. Первым литовским митрополитом был Феофил (1317-1329 гг.). церковное руководство находилось в Москве. И дело в следующем. В начале 14 в. обозначается два центра объединения русских земель - Литва и Москва. В связи с этим константинопольский патриарх переходит к новой политике - поддержке церковного единства Руси. Поэтому после смерти Феофила патриарх не назначает нового митрополита, а подчиняет туровскую и полоцкую епархии митрополиту «всея Руси» Феагносту, возглавляющему кафедру во Владимире с 1328 по 1353 гг. Митрополит отрицательно относится к попыткам создания иных метрополий, и попытка Гедимина в 1331 г. возродить метрополию в Галиче провалилась.

В своём стремлении к захвату русских земель Гедимин сталкивается с Москвой, которая стремиться к объединению русских княжеств под своей властью. Здесь он активно стремиться оторвать от Руси Новгород и Псков, к которым присматривается московский князь. С этой целью литовский князь идёт на союз с Тверью, в то время соперником Москвы. Союз скрепляется браком дочери Гедимина Марии с тверским князем Дмитрием Михайловичем в 1320 г. Итогом борьбы за Новгород явилось призвание на княжение в этот город сына Гедимина Наримонта в 1333 г., впоследствии оставившего трон своему сыну Александру в 1338 г.

Велика заслуга великого князя Литовского в отражении продолжающегося уже второе столетие натиска немецких рыцарей. Но кроме них у Литвы был и ещё один враг - Золотая Орда. При её правителе Узбеке татары возобновили попытки к уплате дани со стороны Литвы. В 1315 и 1324 годах для этого были предприняты походы. Для предотвращения походов на свою страну Гедимин предпринимает усиленные дипломатические методы. С большими затратами для казны он часто шлёт к хану посольства с богатыми подарками. Решение вопросов дипломатическими методами очень свойственно литовскому правителю. Кроме того, со всех русских земель, оказавшихся теперь во власти Литвы, продолжалась уплата дани Золотой Орде. Поэтому и не возникало конфликта между Литвой и Ордой. Все земли - данники находились лишь под управлением Гедимина, его сыновей и наместников, дань продолжала идти хану, хотя и в уменьшенных количествах. Дело в том, что литовцы не могли вести войну с могущественной Ордой, в то время как продолжалась борьба с Орденом. Дань татары брали не только с зависимых от Литвы земель, но и с самой Литвы. Позднее этот налог («ордынщина») литовский правитель стал прибирать себе, не отправляя его хану.

На северных и западных рубежах Великого княжества не затихали схватки с Тевтонским орденом. Большую помощь Гедимину в отражении завоевательного натиска немцев, оказал князь Давыд, наместник в городе Гродно. Давыд Гродненский пользовался огромным влиянием при дворе великого князя, и тот даже выдал за него свою дочь.

С целью предотвратить гибельные набегов немцев, Гедимин активно переписывается с папой, высказывая намерение принять католичество. Но когда папские легаты прибыли в Вильно, им отказали. Гедимин отрёкся от своего намерения принять католицизм под сильным воздействием оппозиции. Но как вера, католичество в стране существовало и имело множество приверженцев, существовали костёлы. Ещё одной стороной для решения о принятии новой веры, служило стремление Гедимина к сближению с Западом. Это позволило бы привлечь квалифицированных мастеров, торговцев, в которых молодое государство в немалой степени нуждалось. Умелым дипломатическим шагом литовского правителя стало заключение торговых соглашений с Ливонией (1323 г.), одновременно Гедимин издал привелей, по которому жители вольных немецких городов могли переселяться в Литву на льготных условиях.

Курс на сближение с Западом вызвал недовольство в стране, где начинает складываться оппозиция, и Тевтонского Ордена, развернувшего широкую агитацию против соглашения папы римского с Гедимином. Всё это в итоге дало результат - крещение сорвалось, с тем самым и уменьшились шансы на более активные мирные отношения Литвы и Запада. Договор с Ливонией продержался до 1330 г.

В 1325 г. Гедимин выдаёт свою дочь Алдону (в крещении Анну) за единственного сына польского короля (с 1320 г.) Владислава Локетка - королевича Казимира. Этот союз радикально изменил ориентацию Литвы в польских делах. Он был направлен против Тевтонского ордена, Вацлава Плоцкого (раньше поддерживаемого Гедимином) и Яна Люксембургского, объединившихся против Польского королевства. После ряда разрушительных походов со стороны обеих противников и после смерти польского короля на престол взошёл его сын Казимир, который и добился прекращения войны (1335 г.). Активная помощь Гедимина в этом столкновении объяснялась тем, что это было частью обороны Литвы от Тевтонского ордена. Колоссальные жертвы с обеих сторон не приносили победы ни одному из враждующих. В результате столкновений крестоносцы оказались в близости от крупных городов Литвы, вызывая тем самым угрозу независимости государства.

В 1330 г. вспыхнула война с Ливонским орденом, противники стали обмениваться опустошительными набегами. В 1334 г. был осажен Вильно, разграблены его окрестности. Гедимин предпринимает отчаянные попытки выправить положение, при захвате в 1341 г. немецкого замка Баербургом, во время его осады Гедимин был смертельно ранен из огнестрельного оружия, которое стали использовать немцы.

Великий князь литовский был очень многодетен. От него берёт начало вторая по значимости в России династия Гедиминовичей. Благодаря множеству сыновей Гедимин мог легко управлять всеми подвластными территориями, где правителями назначал своих детей. Дочери его выдавались за лидеров иностранных государств, были своего рода гарантиями положительных отношений с теми державами. Во многом выгодные браки дочерей, наместничество сыновей позволяли литовскому князю мирным путём осуществлять свою политику, в частности приобретение русских княжеств.

Великое княжество Литовское - восточноевропейское государство, существовавшее с первой половины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины, России, Польши (Подляшье), Латвии (1561-1569) и Эстонии (1561-1569).

С 1385 года находилось с Польшей в личной унии, известной как Кревская уния, а с 1569 года - в сеймовой Люблинской унии. В XIV-XVI веках Великое княжество Литовское - соперник Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе.

Хронология основных событий истории (до образования Речи Посполитой):
IX-XII века - развитие феодальных отношений и формирование сословий на территории Литвы, образование государства
Начало XIII века - усиление агрессии немецких крестоносцев
1236 год - литовцы одерживают победу над рыцарями-меченосцами при Шяуляе
1260 год - победа литовцев над тевтонами при Дурбе
1263 год - объединение основных литовских земель под властью Миндовга
XIV век - значительное расширение территории княжества за счет новых земель
1316-1341 годы - княжение Гедимина
1362 год - Ольгерд разбивает татар в битве при Синих водах (левый приток Южного Буга) и занимает Подолье и Киев
1345-1377 годы - княжение Ольгерда
1345-1382 годы - княжение Кейстута
1385 год - великий князь Ягайло
(1377-1392) заключает Кревскую унию с Польшей
1387 год - принятие Литвой католичества
1392 год - в результате междоусобной борьбы великим князем в Литве становится Витовт, выступивший против политики Ягайло 1410 год - объединенные литовско-русские и польские войска наголову разбивают рыцарей Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве
1413 год - Городельская уния, в соответствии с которой на литовских дворян-католиков распространяются права польской шляхты
1447 год - первый Привилей - свод законов. Вместе с Судебником
1468 года он стал первым опытом кодификации права в княжестве
1492 год - «Привилей великого князя Александра». Первая хартия шляхетских вольностей
Конец XV века - образование общешляхетского сейма. Рост прав и привилегий панов
1529, 1566, 1588 годы - выход трех редакций Литовского статута - «устав и ухвал», земских и областных «привилеев», закрепивших права шляхты
1487-1537 годы - проходившие с перерывами войны с Русью на фоне усиления княжества Московского. Литва утратила Смоленск, захваченный Витовтом в 1404-м. По перемирию 1503 года Русь вернула себе 70 волостей и 19 городов, в том числе Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и другие русские земли
1558-1583 годы - война России с Ливонским орденом, а также со Швецией, Польшей и Великим княжеством Литовским за Прибалтику и выход к Балтийскому морю, в которой Литве сопутствовали неудачи
1569 год - подписание Люблинской унии и объединение Литвы в одно государство с Польшей - Речь Посполитую

Карта Великого Княжества Литовского, где отображены территориальные изменениявв различные исторические периоды:

Вот отрывок из статьи Игоря Курукина "Великая Литва или «альтернативная» Русь?", опубликованной в журнале "Вокруг Света" в N1 за 2007 год:

В середине XIII века князь Миндовг (Миндаугас) железной рукой объединил хаотические племенные союзы. Причем, стремясь побороть тевтонов, он то принимал от Римского Папы королевскую корону (Миндовг остался в истории первым и единственным литовским королем), то разворачивался на восток и искал поддержки против крестоносцев у Александра Невского. В результате страна не узнала татарского ига и быстро расширила свою территорию за счет ослабевших западнорусских княжеств (земель нынешней Белоруссии).

Столетие спустя у Гедимина и Ольгерда уже была держава, вобравшая в себя Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Брест, Туров, Волынь, Брянск и Чернигов. В 1358 году Ольгердовы послы даже заявили немцам: «Вся Русь должна принадлежать Литве». В подкрепление этих слов и опережая московитов, литовский князь выступил против «самой» Золотой орды: в 1362-м разгромил татар при Синих Водах и закрепил за Литвой древний Киев почти на 200 лет.

По неслучайному совпадению в то же самое время «собирать» земли мало-помалу стали и московские князья - потомки Ивана Калиты. Так к середине XIV века сложились два центра, претендовавшие на объединение древнерусского «наследства»: Москва и основанный в 1323 году Вильно. Конфликта было не избежать, тем более что в союзе с Литвой выступали главные тактические соперники Москвы - тверские князья, стремились «под руку» Запада и новгородские бояре.

Тогда, в 1368-1372 годах, Ольгерд в союзе с Тверью совершил три похода на Москву, но силы соперников оказались примерно равны, и дело кончилось договором, разделившим «сферы влияния». Ну, а раз не удалось уничтожить друг друга, пришлось сближаться: некоторые из детей язычника Ольгерда приняли православие. Вот тут-то Дмитрий и предложил еще не определившемуся Ягайло династический союз, которому не суждено было состояться. И не только не стало по слову княжьему: стало - наоборот. Как известно, Дмитрий не смог противостоять Тохтамышу, и в 1382 году татары пустили Москву «на поток и разграбление». Она вновь сделалась ордынской данницей. Союз с несостоявшимся тестем перестал привлекать литовского государя, а вот сближение с Польшей давало ему не только шанс на королевский венец, но и реальную помощь в борьбе с главным противником - Тевтонским орденом.

И Ягайло все-таки женился - но не на московской княжне, а на польской королеве Ядвиге. Крестился по католическому обряду. Стал польским королем под христианским именем Владислав. Вместо союза с восточными братьями случилась Кревская уния 1385 года с западными. С того самого времени литовская история прочно переплелась с польской: потомки Ягайло (Ягеллоны) процарствовали в обеих державах три века - с XIV по XVI. Но все же то были два разных государства, сохранявших каждое свое политическое устройство, систему права, валюту и армию. Что до Владислава-Ягайло, то большую часть своего царствования он провел в новых владениях. Старыми же правил его двоюродный брат Витовт и правил ярко. В естественном союзе с поляками он разгромил германцев при Грюнвальде (1410 год), присоединил Смоленскую землю (1404 год) и русские княжества в верховьях Оки. Могущественный литовец мог даже сажать своих ставленников на ордынский престол. Огромный «откуп» платили ему Псков и Новгород, а Московский князь Василий I Дмитриевич, как будто вывернув наизнанку планы отца, женился на Витовтовой дочери и стал называть тестя «отцом», то есть, в системе тогдашних феодальных представлений, признал себя его вассалом. На вершине величия и славы Витовту не хватало только королевской короны, о чем он и заявил на съезде монархов Центральной и Восточной Европы в 1429 году в Луцке в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I, польского короля Ягайло, тверского и рязанского князей, молдавского господаря, посольств Дании, Византии и Папы Римского. Осенью 1430 года на коронацию в Вильно собрались Московский князь Василий II, митрополит Фотий, тверской, рязанский, одоевский и мазовецкий князья, молдавский господарь, ливонский магистр, послы византийского императора. Но поляки отказались пропустить посольство, которое везло Витовту королевские регалии из Рима (в литовской «Хронике Быховца» даже сказано, что корону отняли у послов и разрубили на части). В результате Витовт вынужден был отложить коронацию, а в октябре того же года внезапно заболел и умер. Не исключено, что литовского великого князя отравили, поскольку за несколько дней до своей смерти он отлично себя чувствовал и даже выезжал на охоту. При Витовте земли Великого княжества Литовского протянулись от Балтийского моря до Черного, а восточная его граница прошла под Вязьмой и Калугой…

В тех случаях, когда в состав Литвы входили высокоразвитые территории, великие князья сохраняли их автономию, руководствуясь принципом: «Старины не рушаем, новины не вводим». Так, лояльные владетели из древа Рюриковичей (князья Друцкие, Воротынские, Одоевские) долгое время сохраняли свои владения полностью. Такие земли получали грамоты-«привилеи». Их жители могли, например, требовать смены наместника, а государь обязывался не совершать в отношении них определенных действий: не «вступать» в права православной церкви, не переселять местных бояр, не раздавать феодов выходцам из других мест, не «посуживать» принятых местными судами решений. До XVI века на славянских землях Великого княжества действовали правовые нормы, восходившие к «Русской Правде» - древнейшему своду законов, данному еще Ярославом Мудрым.

Полиэтнический состав державы тогда отражался даже в ее названии - «Великое княжество Литовское и Русское», да и официальным языком княжества считался русский... но - не московский язык (скорее, старобелорусский или староукраинский - большой разницы между ними до начала XVII века не прослеживается). На нем составлялись законы и акты государственной канцелярии. Источники XV-XVI столетий свидетельствуют: восточные славяне в границах Польши и Литвы считали себя «русским» народом, «русскими» или «русинами», при этом, повторимся, никак не отождествляя себя с «московитами».

В северо-восточной же части Руси, то есть в той, которая, в конце концов, и сохранилась на карте под этим названием, процесс «собирания земель» шел дольше и труднее, но и степень унификации некогда самостоятельных княжеств под тяжелой дланью кремлевских владык была неизмеримо выше. В бурном XVI столетии в Москве укрепилось «вольное самодержавство» (термин Ивана Грозного), исчезли остатки новгородских и псковских вольностей, собственные «уделы» аристократических семейств и полусамостоятельные пограничные княжества. Все более или менее знатные подданные несли пожизненную службу государю, а попытки отстоять ими свои права расценивались как измена. Литва же в XIV-XVI веках была, скорее, федерацией земель и княжеств под властью великих князей - потомков Гедимина. Иными были и взаимоотношения власти и подданных - сказался образец социального устройства и государственных порядков Польши. «Чужие» для польской знати Ягеллоны нуждались в ее поддержке и вынуждены были даровать все новые привилегии, распространяя их и на литовских подданных. К тому же потомки Ягайло вели активную внешнюю политику, и за это тоже надо было платить отправлявшемуся в походы рыцарству.

После Люблинской унии, согласно которой в 1569 году Польша и Литва объединились в одно государство - Речь Посолитую, польская шляхта мощным потоком хлынула на богатые и мало еще заселенные тогда земли Украины. Там как грибы росли латифундии - Замойских, Жолкевских, Калиновских, Конецпольских, Потоцких, Вишневецких. С их появлением уходила в прошлое былая веротерпимость: вслед за магнатами шло католическое духовенство, и в 1596 году родилась известная Брестская уния - союз православной и католической церквей на территории Речи Посполитой. Основой союза было признание православными католических догматов и верховной власти папы, при сохранении православной церковью обрядов и богослужения на славянских языках.

Уния, как и следовало ожидать, не разрешила религиозных противоречий: столкновения между теми, кто остался верен православию, и униатами были ожесточенными (скажем, во время витебского мятежа 1623 года был убит униатский епископ Иосафат Кунцевич). Власти закрывали православные церкви, а отказывавшихся присоединиться к унии священников изгоняли из приходов. Такой национально-религиозный гнет привел в итоге к восстанию Богдана Хмельницкого и фактическому отпадению Украины от Речи. Но с другой стороны, привилегии шляхты, блеск ее образованности и культуры привлекали православных дворян: в XVI-XVII веках украинская и белорусская знать зачастую отрекалась от веры отцов и переходила в католичество, вместе с новой верой перенимая новый язык и культуру. В XVII веке из употребления в официальном письме выходят русский язык и кириллица, и в начале Нового времени, когда в Европе шло становление национальных государств, украинская и белорусская национальные элиты полонизируются.
Вольница или неволя?

…И случилось неизбежное: в XVII веке «златая вольность» шляхты обернулась параличом государственной власти. Знаменитый принцип liberum veto - требование единогласия при принятии законов в сейме - привел к тому, что буквально ни одна из «конституций» (постановлений) съезда не могла вступить в силу. Сорвать собрание мог любой подкупленный каким-нибудь иностранным дипломатом или просто подвыпивший «посол». Например, в 1652-м некий Владислав Сицинский потребовал закрыть сейм, и тот безропотно разошелся! Позже подобным образом бесславно завершились 53 заседания высшего собрания (около 40%!) Речи Посполитой.

А на деле, в экономике и большой политике тотальное равенство «панов-братьев» привело просто к всевластию тех, у кого были деньги и влияние, - магнатов-«кролевят», покупавших себе высшие государственные должности, но неподконтрольных королю. Владения таких семей, как уже упомянутые литовские Радзивиллы, с десятками городов и сотнями сел были сравнимы размерами с современными европейскими государствами, вроде Бельгии. «Кролевята» содержали частные армии, по численности и оснащению превосходившие войска короны. А на другом полюсе находилась масса того самого гордого, но бедного дворянства - «Шляхтич на загроде (крохотном участке земли. - Ред.) равен воеводе!» - которое своей заносчивостью уже давно внушило к себе ненависть низших классов, а от «покровителей» просто вынуждено было терпеть всякое. Единственной привилегией такого шляхтича могло оставаться лишь смехотворное требование, чтобы хозяин-магнат порол его только на персидском ковре. Требование это - то ли в знак уважения к древним свободам, то ли в насмешку над ними - соблюдалось.

Во всяком случае, панская вольность превратилась в пародию на самое себя. Все были словно убеждены, что основой демократии и свободы является полное бессилие государства. Никто не желал усиления короля. В середине XVII века его армия насчитывала не более 20 тысяч солдат, а созданный Владиславом IV флот пришлось продать из-за отсутствия средств в казне. Объединившиеся Великое княжество Литовское и Польша не смогли «переварить» огромные земли, слившиеся в общем политическом пространстве. Большинство соседних государств давно превратились в централизованные монархии, а шляхетская республика с ее анархической вольницей без действенной центральной власти, финансовой системы и регулярной армии оказалась неконкурентоспособной. Все это, как медленно действующий яд, отравляло Речь Посполитую.
---

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png