Ирина ТОКМАКОВА
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира.
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира.
Весёлые картинки, 1987, №11.
КУПИТЕ СОБАКУ!
Не верблюда, не корову,
Не бизона, не коня,
Я прошу вас,
Чтоб щеночка
Вы купили для меня.
Пёсик -
Хвост, четыре лапки-
Много места не займёт.
Он не слон и не горилла,
Не кабан, не бегемот.
Въедет в новую квартиру,
Будет тоже новосёл.
Он не волк и не лисица,
Не медведь и не осёл.
Пёсик съест совсем немного:
В кухне косточку сгрызёт.
Он не рысь, не лев, не пума,
Не дельфин, не кашалот!
Имя я щенку придумал
И его видал во сне.
Я мечтаю: вот бы завтра
Мой щенок пришёл ко мне!
Мурзилка, 1985, №9.
НЕВПОПАД
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
Трамвай, 1995, №6.
ОБИЖАЛКИ
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки:
Вот придёт обидный срок,
А у нас готово - впрок.
Я скажу ей - ты ворона,
А она мне - ты глухарь,
Я скажу ей - макарона,
А она мне - ты сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка, что мы завелись?
Для чего нам обижалки,
Мы стоим соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
Мурзилка, 1985, №9.
ПОДАРИЛИ СОБАКУ
Нет, не просто говорили,
В самом деле подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока.
От него такой лесной
Тёплый-тёплый запах.
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой!
Весёлые картинки, 1986, №10.
РАЗГОВОРЫ
Ходит солнышко по кругу.
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы пройдёмся по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю,
Осторожно, осторожно
Ящерица дремлет.
Тянет к солнышку бутончик
Зверобой целебный...
Есть у нас магнитофончик,
Не простой, волшебный.
Он на тоненькую плёнку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры.
Те слова, что колокольчик
Говорит подёнке.
Пишет все магнитофончик
На волшебной плёнке.
Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер,
Разговоры переводит
В звуки нашей речи.
Тихо, тихо, ни словечка!
Мы нажали кнопку.
Так о чём спросила речка
Узенькую тропку?
И о чём поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем всё на свете.
Помолчи, послушай.
Разговор ветра и осинок
Здравствуй, Ветер,
Ветер, здравствуй!
Ты куда летишь, вихрастый?
Что поднялся до зари?
Погоди, поговори!
Я спешу, осинки, в город,
Я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам.
Площадям и переулкам,
Фонарям, тоннелям гулким,
Перекресткам и домам
Я приветы передам.
От тропинок и дорожек,
От рябинок-тонконожек,
От калиновых кустов,
От малиновок, дроздов.
Чтобы город стал весенним,
Чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной,
Светлой радостью лесной.
Разговор старой ивы и дождя
Сорок у дороги,
Двадцать на лугу…
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?
Две под старой елью,
Возле стога - шесть...
- Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?
Ну как просчитаюсь?
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды?..
Разговор лютика и жучка
Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки ты щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!
Мурзилка, 1975, №7.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
Дождик каплю уронил,
Словно бы горошинку.
Мне послышалось, спросил:
- Ты не спишь, Алёшенька?
Воробьишки гомонят,
Севши в ряд на жёрдочку.
- С добрым утром! - говорят,
Слышно через форточку.
Лёгкий тюль от ветерка
На окне колышется.
Радио издалека:
- С добрым утром! - слышится.
С добрым утром, - я пою
Маме, папе, бабушке,
И дождю, и воробью,
И травушке-муравушке.
С добрым утром! - я кричу,
Чтоб погромче вышло.
Чтоб во всей стране, хочу,
Людям было слышно!
Я вскочил с постели быстро,
Папин я включил транзистор,
Мне ответил кто-то в нём:
- С добрым утром, с добрым утром
И с хорошим днём!
Мурзилка, 1985, №9.
СКОРО В ШКОЛУ
Какая радостная весть!
Мне скоро будет ровно шесть.
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (точнее – я),
То, значит, он (вернее – я),
Он в школу собирается!
Мурзилка, 1985, №9.
УСНИ-ТРАВА
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.
Весёлые картинки, 1987, №5.
Недавно наткнулась на сборник стихов Ирины Токмаковой. Вспомнила, что в детстве у меня была её книга, стала читать детям и сама зачитываюсь... Это из разряда вечной классики.
Где спит рыбка
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
НЕВПОПАД
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
Разговор лютика и жучка
Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки ты щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!
В чудной стране
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошёл.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
сихотворение:
- Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
С уважением.
1. "х", "ч", "щ", "ш"
4. "ч"
1. "х", "ч", "щ", "ш"
2. "хохочешь", "щекочешь", "хочешь", "захохочешь"
3. "дрочишь" (Лютик, Лютик, что ты дрочишь? Да ведь ты...), "хлопочешь" (Лютик, Лютик, что хлопочешь?) и т.д.
4. "ч"
2. Почему только эти?
4. почему не "Л"?
1. каким образом эти звуки относятся к жучку и уж тем более к лютику, который по жизни ваще никаких звуков не издает?
2. Почему только эти?
3. жучок мог и поэму АСа Пушкина "Евгений Онегин" в легкую произнести
4. почему не "Л"?
логично предположить
и стихотворение посвящено закреплению материала
Задание по литературному чтению для 1 класса
сихотворение:
Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!
1. Какие звуки помогли услышать героев стихотворения, особенности их речи?
2. Выпиши слова, которые помогают услышать голос Жучка и Лютика.
3. Какие еще слова мог произносить Жучок?
4. Какой звук обязательно должен повторяться в словах?
Друзья, кто шарит в решении таких сложных задач, будьте любезны по пунктам.
С уважением.
1. повторяющиеся, х ч ш щ
2. где встречается пункт 1
3 лютик, лютик, что обдолбан, что обкурен и т.п. тут не оч складно, но складности не требуют ведь?
4 в каких словах?
3. Жучок может произнести любое слово, но должен произнести те, в которых встречаются названные выше шипящие звуки
это почему?
пропущена буква в начале задания, может опечатка
вместо "сихотворение" надо читать "психотворение"
это подготовка новых людей. здесь проскальзывает упущение слов, что ведет к иной речи, более емкой; так же проскальзывает чуть потока сознания. готовтесь, вы не узнаете своих детей.
1. эти повторяющиеся звуки (шипящие) характеризуют речь персонажей стихотворения
2. потому что именно в этих словах повторяются звуки, характеризующие речь Лютика и Жучки
3. Жучок может произнести любое слово, но должен произнести те, в которых встречаются названные выше шипящие звуки
4. потому что "л" нет в словах, характеризующих речь Жучка и Лютика
логично предположить
что заканчивается изучение алфавита (букв х, ц, ч, ш, щ)
и стихотворение посвящено закреплению материала
1. речь персонажей, а вернее одно персонажа может характеризовать лишь один шипящий - "ж", а его нет вообще. Все остальное досужие домыслы создателей этого задания.
2.в этих словах просто повторяются шипящие, но они никак не могут характеризовать персонажей, Вы не находите?
3. Шипящие ближе к жужжащим... типа фраза жука из мульта "Дюймовочка": "Эх, молодежжж..." Как х,ц,ч,щ,ш применить к жуку? Вы когда-нибудь встречали жуков шипящих как змеи?
4. А "листочки", а "Лютик, Лютик"?...
А. А. Фет «Бабочка»
Ты прав. Одним
воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой
с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай:
откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я
лёгкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели,
без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув,
раскину крылья
М. ДРУЖИНИНА
— Здравствуй, милая пчела!
Как здоровье? Как дела?
— Всё в порядке! Всё жужжу!
Извините, я спешу!
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»
— Лютик, Лютик, что хохочешь?
— Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь — захохочешь!
К. Д. Бальмонт «Комарики-макарики»
Комарики неумные,
Неумные и шумные,
Столпились в целый рой,
Повисли над водой.
Весёлая летуньица,
Касатка-щебетуньица,
Пропела комарам:
«Жужжать уж будет вам,
Любезные сударики,
Комарики-макарики,
Довольно вам летать»,
И стала их глотать.
М. Моравская «Два жука»
Жили-были два жука,
два жука.
Жизнь у них была легка:
Пляшут, взявшись за бока.
Полевого трепака.
Дразнят ос и паука.
Ничегошеньки не боятся,
Всё жужжат и веселятся — два жука.
Два жука весёлых,
В зелёных камзолах,
В красных сапожках,
На тоненьких ножках.
Л. Н. Модзалевский «Мотылёк»
«Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?» —
«Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов —
Вот вся пища моя!
Но короток мой век —
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!»
Э. Мошковская «Кузнечик»
Он прыгнул на дорогу...
А я уж ставил ногу и чуть не наступил!
И чуть я не убил!
Как подпрыгнул тот кузнечик, он весёлый!
Он живой!
Хорошо, что я заметил!
Хорошо, что он живой!
Вопросы для обсуждения
О ком стихотворение А. А. Фета? Как выглядит бабочка? Как поэт говорит о её воздушности? («...Одним воздушным очертаньем Я так мила».) Какого цвета крылышки у бабочки? С чем поэт сравнивает её крылышки? Чем питается бабочка? Вспомни строчки из стихотворения, в которых поэт говорит о том, что бабочка живёт без забот. («Надолго ли, без цели, без усилья...»)
Ты видел когда-нибудь пчелу? Какая она? Сколько у неё ножек? Чем питается пчела? Какую пользу людям приносит пчела? Какой вкусный продукт даёт нам пчела? Где живут пчёлы? Как называется их домик?
Как выглядит комар? Сколько у него ножек? Какой у него нос? Как он жужжит? Кто любит полакомиться комариками?
Кто такой мотылёк? Какой он? Сколько у него ножек? Давай расскажем о мотыльке строчками из стихотворения Л. Н. Модзалевского. («Я живу средь лугов...»)
Какого цвета кузнечик? Сколько у него ножек? Какие у него ножки, что в них необычного? Как передвигается кузнечик? Послушай стихотворение Э. Мошковской о кузнечике. Что случилось на дорожке? Чему больше всего обрадовался мальчик?
Урок 23. И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».О. ГРИГОРЬЕВ «СТУК».
И. ТОКМАКОВА «РАЗГОВОР ЛЮТИКА И ЖУЧКА»
Цели деятельности педагога: развивать умение работать со скороговоркой; выявлять авторскую точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение определять жанр и тему произведения; анализировать и сопоставлять средства выразительности.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на юмористические произведения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение читать вслух осмысленно, передавая нужную информацию, сочинять продолжения прочитанных произведений.
Регулятивные: умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения, в процессе высказывания своего отношения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: слоговые таблицы; карточки с играми.
Урок
I. Актуализация знаний.
Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору учащихся).
II. Постановка цели урока.
Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и чётко:
У ежа – ежата.
У ужа – ужата.
Слишком много ножек у сороконожек.
Змея шипит, а жук жужжит.
– Что объединяет эти предложения?
– Что такое скороговорка?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.
III. Изучение нового материала.
1. Отработка навыка чтени я.
Игра «Волчок» (работа по таблице).
2. Знакомство со стихотворением И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».
– Как называется произведение?
– Как вы думаете, что обозначают слова «кулинаки-пулинаки»?
– Какие чувства вызывают у вас эти слова?
– Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению.
– Как вы думаете, о ком (или о чём) это стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение-скороговорку.
3. Анализ произведени я.
– Что делали собаки сначала? а чижики?
– Что изменилось во втором четверостишии?
– Прочтите второе четверостишие.
– Какие слова стали «шалить»?
– Прочтите третье четверостишие.
– Какие слова «шалят» теперь?
– Прочтите слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.
– Как составлены эти слова?
– Замените в слове «пулинаки» букву «п» на «к».
– Замените в слове «кулинаки» букву «к» на «п».
– Прочтите теперь название стихотворения.
– В названии произведения «шалят» буквы, а в самом стихотворении «шалят» слова. Какие слова «шалят»?
– Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие весёлые слова.
4. Работа в пара х.
– Прочтите друг другу стихотворение «Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но целыми словами, а потом быстро.
Физкультминутка
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Кто не верит – выйди вон!
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение стихотворения О. Григорьева «Стук».
– Прочтите название стихотворения.
– Прочтите стихотворение выразительно.
– В какой момент чтения у вас возникло чувство удивления? Почему?
– Что помогло поэту создать это стихотворение?
– Что в нем необычного?
– В какой момент у вас появилось чувство удивления? Зачитайте эти строки.
2. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка».
– Прочтите стихотворение самостоятельно, соблюдая знаки препинания.
– Вы смеялись во время чтения стихотворения? Почему?
– Вам было щекотно?
– Какие звуки создают такие ощущения?
– Прочтите веселый диалог по ролям, передавая интонацию.
3. Игры Деда Буквоед а.
Игра «Слов больше, чем букв».
Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Что объединяет стихотворения «Разговор Лютика и Жучка» и «Кулинаки-пулинаки»?
– Что необычного в стихотворении «Стук» О. Григорьева?
– Какое стихотворение понравилось больше всего?
– Почему?
Внеурочная деятельность: п одготовить чтение скороговорки наизусть (по выбору).