На страницах истории нашей страны можно узреть множество имен великолепных полководцев. Однако далеко не все они являлись одновременно еще и правителями Руси, и замечательными дипломатами, и, тем более, – людьми, претендовавшими на титул святости после своей физической смерти. Вот князю Александру Невскому перечисленные ипостаси как раз в пору. День памяти этого поистине великого человека Русская Православная Церковь постановила отмечать ежегодно 6 декабря.


Детство и юность святого Александра Невского

Александр Невский родился в русском городе с романтичным названием Переславль-Залесский. Дата его появления на свет - 30 мая 1220 года. Оба родителя Александра принадлежали к княжеским родам: отец Ярослав являлся сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать Ростислава приходилась дочерью князю Мстиславу. Будущий воин и святой был в семье младшим. Старший брат Саши Феодор умер совсем юным, 15-тилетним отроком. Стоит также отметить, что Александр Невский – представитель рода Рюриковичей.


Будучи пятилетним ребенком, герой Руси вместе с братом Феодором принял так называемый княжеский постриг. Данный обряд имел своей целью посвятить постригаемых в воины и осуществлялся епископом Суздальским Симоном в городском Спасо-Преображенском соборе. Спустя три года сыновья Ярослава Всеволодовича лишились общества родителей. Причиной тому стал поход отца, предпринимаемый последним на Ригу. Детей своих князь оставил в Новгороде не одних, разумеется, а с доверенными лицами: тиуном Якимом и боярином Федором Даниловичем. Однако долго княжить несовершеннолетним венценосным особам в указанном городе не довелось. Уже зимой начался страшный голод, и воспитатели мальчиков вместе со своими подопечными вынуждены были на старте 1229 года спешно покинуть Новгород. Справедливости ради стоит отметить, что не только голод послужил поводом к их бегству: горожане норовили поднять восстание и расправиться с малолетними княжичами, не имея возможности добраться до отца благородных отроков. Связаться же с князем Ярославом, дабы испросить у него помощи в решении сложившейся проблемы, не было никакой возможности.



Через год юные князья вернулись по воле их венценосного отца в город Новгород, только теперь уже в качестве полноценных правителей. Но спустя несколько лет у этого княжеского удела остался один властелин – Александр, поскольку Феодор скончался. Киевским князем младший сын Ярослава стал в 1236 году. С этого момента и в последующем он действовал самостоятельно в принятии любых решений.

Путь воина

На становление и в большей степени – развитие личности великого князя Александра Невского огромное влияние оказала его военная деятельность. Будущий православный святой принимал участие в походах против недругов с самого отрочества. Уже в 1235 году он был задействован в битве с немцами, произошедшей на территории нынешних эстонских земель, на реке с витиеватым названием Эмайыги. К слову, дружина князя Ярослава одержала победу в этом сражении.


Судьба распорядилась таким образом, что в дальнейшем Александр оказался поставленным перед фактом натиска врагов на Русь сразу с двух сторон. С западного направления на нашу страну двигались уже упомянутые выше немцы, а также шведы. С востока же шли монголо-татарские войска. Князь Александр стал во главе своей дружины, чтобы непосредственно руководить ходом предстоящей битвы. Несмотря на численный перевес, шведы были в итоге разгромлены русским войском. Случилось это 15 июля 1240 года. Данное событие вошло в историю под названием Невской битвы. Благодаря указанному сражению, из которого великий князь вышел абсолютным победителем, он и получил почетное народное прозвище «Невский».


После у новгородского правителя возникли некоторые разногласия с местными боярами, из-за которых князь принял решение оставить прежний свой удел. Но уже через год обстоятельства сложились таким образом, что выступавшие против Александра новгородцы столкнулись с угрозой нашествия ливонских рыцарей, проникших к тому времени на Русь. По просьбе раскаявшихся бояр бывший правитель Новгорода возвратился и не только не допустил вторжения недругов в родной удел, но и выгнал их из других населенных пунктов, коими те успели завладеть. 5 апреля произошла окончательная битва с крестоносцами на Чудском озере. Благодаря ей князь Александр Невский прославился на всю страну.


В 1251 году святой добился заключения мирного договора между Русью и Норвегией. Через пять лет он инициировал поход в финские земли против все тех же шведов и пресек их попытки лишить русский народ выхода к Балтийскому морю.

Особое внимание Александр уделял отношениям с Золотой Ордой. Ему совершенно не нравилась перспектива дальнейшего подчинения Руси татарам, однако на предложение Папы Римского объединиться с католиками и начать совместную борьбу с иноземцами князь ответил решительным отказом. У великого полководца и дипломата был свой хитрый план. Князь Александр вошел в доверие к правителям Орды путем регулярного подавления восстаний народа против сборщиков дани, периодических встреч с представителями восточной державы и приобретения в итоге политических льгот для своей страны. Его стратегия помогла добиться освобождения отечественных воинов от обязанности воевать на стороне ордынских ханов в сражениях последних с вражескими им народами.

Семейное положение

До сих пор ничего не было сказано о такой сфере жизни великого полководца и русского правителя, как брак и дети. А между тем Александр Невский вступил в супружеский союз в 1239 году, в возрасте 19-ти лет. Женой будущего святого стала тезка князя – княжна Александра, дочь Брячислава, правителя Полоцкого. Девица эта была очень умна и грамотна. Спустя год у молодой четы родился сын, имя которому счастливые родители дали Василий. Впоследствии супруги произвели на свет еще четверых детей: Дмитрия, Андрея, Даниила и Евдокию.

В биографии князя значится кроме имени его законной жены Александры и другое – Васса. Одни исследователи утверждают, что оно также принадлежало супруге великого полководца, первой и единственной. Иные считают, будто у святого имелась после Александры вторая жена. Как было на самом деле, теперь уже вряд ли кто может сказать…

Кончина князя Александра Невского

Умер Александр Невский в последнюю свою поездку в Золотую Орду. Находясь в восточном государстве, князь сильно заболел. Таким образом, в родные пенаты он отправился, чувствуя себя неважно.


Перед смертью великий полководец успел принять монашескую схиму с именем Алексий. Душа его отошла к Господу 14 ноября 1263 года. А вот в каком именно городе сие произошло, историки спорят и поныне: одни полагают, что в Городце Мещёрском, другие называют в качестве места обретения святым покоя Городец Волжский. Похоронили князя во владимирской Рождественской обители. В Александро-Невской Лавре мощи святого оказались в 1724 году по велению императора Петра I. Сегодня любой желающий может совершить паломничество к останкам угодника Божия в город Санкт-Петербург , в указанный монастырь.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

6 декабря - великий день для всех православных христиан. В это время каждый год великому русскому полководцу произносятся чудотворные молитвы, спасающие землю русскую даже после его смерти.

6 декабря русские люди и православная церковь отдают дань памяти святому благоверному князю Александру Невскому, известному великому полководцу, спасшему будущее Российского государства. Важным достижением Александра Невского стали мир и благополучие нашей земли.

Почему день памяти празднуется 6 декабря

Память Александра Невского чтят не только в России, но и в других странах православного и католического мира. По православному календарю днем памяти этого святого является 6 декабря, причем отнюдь не случайно. Как известно, Невский умер 14 ноября 1263 года, а похоронен был во Владимире 23 ноября того же года. По новому стилю это 6 декабря, поэтому именно в этот день празднуется торжественное погребение великого полководца.

В православии есть еще один важный день — это 12 сентября 1724 года, когда мощи спасителя русской земли были перенесены из Владимира в столицу России того времени — Санкт-Петербург. С того времени эта дата также считается православным праздником.

Как отмечают день памяти Александра Невского

Празднуется погребение Александра Невского молитвенно. В каждой православной церкви проводятся службы и литургии, которыми христиане отдают дань уважения святому Александру за его деяния, без которых не было бы той великой России, какую можно наблюдать на протяжении всей истории. Он не только спас русский народ от рабства и унижения, но и принял монашеский постриг под именем Алексий. Официально к лику святых причислили Александра Невского лишь в 1547 году.

Даже после смерти князь Александр оберегал Русь от недоброжелателей и от бед, являясь перед людьми во время пожара 1491 года. Также он помог князю Донскому одержать победу над Мамаем; в одну из ночей в церкви святого Димитрия некий монах бодрствовал и увидел, как две бестелесные фигуры подошли к гробу святого и начали молиться . Донской одержал разгромную победу над захватчиками.

День Александра Невского в 2015 году

Память о святом Князе увековечена названиями церквей в его честь во многих странах Европы, в иконах с изображением его лика, а также в молитвах, которые читаются дважды в году во всех православных церквях — 12 сентября и в предстоящий день, 6 декабря.

Как говорит история, многие больные или одержимые бесом люди, молясь в храме у мощей святого, исцелялись, что было истинным чудом, ведь только святые мощи способны вылечить тяжелую болезнь или недуг. Это показывает нам, что Александр Невский по праву может считаться святым хранителем земли российской, которая в 2015 году как обычно, 6 декабря, будет чтить его память молитвами во всех храмах. У любого желающего будет возможность посетить текущее место погребения — Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, или первоначальное место — Богородице-Рождественский монастырь во Владимире.

Тропарь благоверного князя Александра Невского

Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Будьте сильны душой и встречайте беды и невзгоды с верой в Бога и в свои силы. Пусть праздник памяти святому Александру Невскому подведет вас к принятию правильных решений для вашего блага и блага ваших близких. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.12.2015 00:40

Рождество Христово - волшебный праздник, который отмечают во многих странах мира. Чтобы обрести поддержку и...

Праздники православной церкви Алмазов Сергей Францевич

День Александра Невского 23 ноября (6 декабря)

Святой Александр Невский занимает особое место в православной церкви. Праздник Александра Невского отмечался в России повсеместно, а во многих городах и селах это был к тому же престольный праздник.

Широкая популярность Александра Невского объясняется отнюдь не его святостью. Он завоевал ее практическими делами, направленными на благо русского народа.

Александр Невский, по отчеству Ярославович, родился в 1220 г. и умер в 1263 г. Он был князем новгородским и владимирским. 15 июля 1240 г. в решающей битве у реки Невы русские войска под предводительством Александра разгромили шведскую армию и этим предотвратили вторжение неприятеля на русскую землю. За эту победу ему было присвоено народом почетное звание - Невского. 5 апреля 1242 г. Александр одержал вторую крупную победу. В битве, развернувшейся на льду Чудского озера и получившей название «Ледовое побоище», полки Александра Невского наголову разбили рыцарей немецкого Ливонского ордена. Эта победа остановила дальнейшее продвижение оккупантов на восток. Будучи крупным государственным деятелем, полководцем и дипломатом, великий князь владимирский Александр Невский умело сдерживал натиск Золотой Орды на юго-восточных Русских границах. Объединив войска нескольких русских княжеств, вступив в союз с Норвегией и Литвой, Александр Невский отбросил шведов и ливонских рыцарей от русских земель и надолго обеспечил безопасность страны на западе.

Все это принесло большую славу Александру в русском народе. Русская православная церковь решила использовать заслуги и популярность князя Александра в своих интересах. Церковь всячески подчеркивала богоугодность князя и необходимость тесного единения светской власти с церковью. В свою очередь и Александр Невский широко использовал духовенство для достижения своих политических целей.

В такой политике князя и церкви была заинтересована вся феодальная верхушка Московского государства.

Умер Александр Невский, возвращаясь из Золотой Орды, 14 ноября 1263 г. в селе Городце, на Волге. Тело его было перевезено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. По прошествии некоторого времени на могиле Александра были организованы (несомненно, духовенством) «видения». Так, накануне Куликовской битвы с татарами (1380 г.) один благочестивый церковнослужитель, молившийся ночью об избавлении отечества от врагов, увидел якобы, как «святолепные старцы», приблизившись ко гробу Александра Невского, воззвали его: «Княже Александре, восстани на помощь сроднику твоему великому князю Дмитрию, одолеваемому от иноплеменных». И на следующий день Дмитрий одержал победу.

После этого «видения» гроб с телом Александра был открыт. При вскрытии его «обнаружилось нетленное тело» (пролежавшее в земле 117 лет).

В 1491 г. гробница вместе с «мощами» Александра Невского сгорела при пожаре храма. Это, однако, не помешало русскому духовенству демонстрировать его «мощи» и распространять слухи о чудесах, происходящих якобы на его могиле.

В 1547 г. по настоянию царя Ивана Грозного на церковном соборе Александр Невский был причислен к лику святых и церковь установила празднование памяти его в день положения «мощей» Александра во Владимире - 23 ноября.

Московские князья, как известно, вели свою родословную от младшего сына Александра Невского - Данилы, который был первым князем Московского княжества, образовавшегося в XIII в. Причисление Александра Невского к лику святых как бы осеняло святостью и самого Ивана Грозного.

Петр I, перенеся столицу государства в Санкт-Петербург решил в противовес подмосковной Троице-Сергиевой лавре основать в новой столице новую, Длександро-Невскую лавру. Из Владимира в Петербург в торжественной обстановке были перевезены и «нетленные мощи» Александра Невского. Особым указом царя было предписано перенести ежегодный праздник в память святого Александра Невского с 23 ноября на 30 августа, т. е. на день перенесения его «мощей» в Александро-Невскую лавру.

В настоящее время православная церковь отмечает оба эти праздника.

Церковь прославляет фактически не подлинного героя русской истории, а искусственно созданный ею образ благоверного святого и чудотворца, ничего общего не имеющего с подлинным Александром Невским.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гоголь в воспоминаниях современников автора Панаев Иван Иванович

Письмо Боткину В. П., 11 декабря 1840 …Аксаков сказывал, что Гоголь пишет к нему, что он убедился, что у него чахотка, что он ничего не может делать. Но это, может быть, и пройдет, как вздор. Важно вот что: его начинает занимать Россия, ее участь, он грустит о ней; ибо в последний раз

Из книги Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений автора Чумаков Юрий Николаевич

«День Онегина» и «День Автора» Сопоставление двух эпизодов пушкинского романа в стихах получает смысл в самых различных аспектах его изучения, начиная от установления границ его текста, проблемы завершенности, жанровой структуры и кончая истолкованием двух главных

Из книги Том 5. Публицистика. Письма автора Северянин Игорь

5 декабря 1940 г. Дорогой Георгий Аркадьевич, как Ваше здоровье и отчего Вы давно ничего о себе не пишете? Я послал Вам 10 окт<ября> заказное большое письмо и вложил в него 4 новых стих<отворения>, а 12-го переслал зак<азной> банд<еролью> книгу переводов с эстонского,

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

ВВЕДЕНИЕ 21 ноября (4 декабря) Следующим двунадесятым праздником в честь богородицы является праздник введения во храм пресвятой богородицы девы Марии.Согласно учению христианской церкви, родители Марии, Иоаким и Анна, давшие обет посвятить ребенка богу, решили выполнить

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Дни памяти великомученика Георгия. Вешний Егорий 23 апреля (6 мая). Егорий осенний (юрьев день) 26 ноября (19 декабря) Весьма почитаемым святым христианской церкви является великомученик Георгий, или Георгий Победоносец, чаще называемый верующими просто Егорием.Праздник в

Из книги Наш влюбленный Пушкин автора Егорова Елена Николаевна

Дмитриев день 26 октября (8 ноября) Праздник этот христианская церковь установила в честь «славного великомученика» Дмитрия Солунского и дня рождения великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), причисленного православной церковью к лику святых.В

Из книги «Северные цветы». История альманаха Дельвига - Пушкина автора Вацуро Вадим Эразмович

ОДОЕВЦЕВА Ирина Владимировна (настоящие имя, отчество и фамилия - Ираида Густавовна ГЕЙНИКЕ) Родилась, согласно домовой книге, 25.VII.1895 в Риге (сама Одоевцева приписала себе год рождения - 1901 и отмечала день рождения 23 ноября) - 14.Х.1990, Петербург Ирине Одоевцевой выпала

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Павел Николаевич Васильев 25 декабря (12 декабря) 1910 – 16 июля 1937 Трагическая судьба поэта началась в семье преподавателя математики Омского педагогического института Николая Васильева и сибирской казачки Глафиры Матвеевны, дочери павлоградского купца. Обычная школа в

Из книги Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Дмитрий Сергеевич Мережковский 14 августа (2 августа) 1865 – 9 декабря 1941 Зинаида Николаевна Гиппиус 20 ноября (8 ноября) 1869 – 9 сентября 1945 «Я родился 2-го августа 1865 г. в Петербурге, на Елагинском острове, в одном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче. До сих

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Из книги автора

Из книги автора

Глава II Накануне 14 декабря В журнальном движении, в шуме полемик, под знаком надвигающихся общественных потрясений русская литература вступала в 1825 год.От этого года не дошло до нас почти никаких документов о деятельности двух литературных «вольных обществ». Самые

Из книги автора

Житие Александра Невского Перевод И. Еремина По воле Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, я, ничтожный, грешный и неразумный, начинаю описывать жизнь князя Александра Ярославича, внука Всеволода. Слышал я о нем от отцов своих и сам был свидетелем деяний его, а

6 декабря день памяти- Александр Невский

Русский полководец, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, канонизированный церковью вскоре после смерти, человек, чье имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя.

Меньшенин Владимир
Тормосов Виктор Михайлович.

Он - второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха. Отрочество и юность Александр в основном провел в г. Новгороде.

Александр Невский - Владимир Боровиковский
Михаил Васильевич Нестеров

В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» - обряд посвящения в воины, а вскоре посадил Александра со старшим братом Федором княжить в Новгороде. Но в 1233 году Федор неожиданно умер, и Александр остался старшим из Ярославичей.

А вскоре состоялись его первый военный поход (под отцовским стягом) на Дерпт, который тогда находился в руках ливонцев, и победа на реке Омовже.

В 1236 году Ярослав уехал на княжение в Киев, который номинально продолжал считаться столицей всея Руси. С этого времени Александр стал самостоятельным новгородским князем и в первые годы занимался укреплением города.

В 1239 году Ярослав женил Александра на дочери полоцкого князя Брячислава. Уже в 1240 году в Новгороде родился их первенец - Василий.


Москвитин Филипп Александрович Св.князь Александр Невский выступает с войском на битву из Старой Ладоги

Всеобщую славу Александру принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом. Незадолго до этого немцы подступили к Пскову, а шведы, оспаривавшие у новгородцев обладание Финляндией, вошли в Неву, достигли устья Ижоры и двинулись на Новгород.

Согласно легенде отрядом командовал будущий правитель Швеции Ярл Биргер.

Шевелёв А. Александр Невский.

15 июля 1240 года Александр со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев внезапно атаковал численно превосходивших шведов. Противник, застигнутый врасплох, понес тяжелые потери.

Под покровом ночи остатки шведского войска погрузились на корабли и бежали. Победа в этом сражении не только предотвратила потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на новгородско-псковские земли, но и продемонстрировала талант и силу Александра, как военачальника. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

Между тем на Новгород надвигались и ливонские немцы. Не остановившись на завоевании Прибалтики, они попытались перенести экспансию на новгородские земли.


Генрих Семирадский. "Александр Невский принимает папских легатов".

В 1242 году Александр со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, пришедшим на подмогу из Суздальской земли, двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Ливонию.

В апреле 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере, известная как «Ледовое побоище». Эта победа русских войск над рыцарями на льду Чудского озера добавила славы Александру, а его успешные военные действия надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.

В том же году немцы прислали в Новгород посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от всех претензий на русские земли и просил об обмене пленными. Мирный договор был заключён. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили русские земли 11 лет.

Но в 1253 году они нарушили мирный договор и подступили к Пскову, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами. Но опять же ненадолго…

Рубцов Сергей Семенович.

Александр же продолжал княжить в Новгороде, оберегая русские земли от каких-либо набегов с запада. После смерти отца, в 1247 году он вместе с братом Андреем поехал в Орду к Батыю, чтобы получить разрешение на великое княжение.

Оттуда они были отправлены к великому хану в Монголию. Откуда вернулись на Русь лишь через 2 года с ярлыками на княжения.

В итоге Александр был признан «старейшим» среди русских князей: он получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал Андрей.

Но Александр не поехал в Киев, сильно пострадавший и потерявший всякое значение после татарского разгрома 1240 года, и продолжал княжить в Новгороде.

Иллюстрация к мифу: кн.Александр Невский и хан Сартак в Орде. Филиппов Ф

Андрей не сумел поладить с татарами, а потому недолго покняжил во Владимире: в 1252 году против него были двинуты татарские войска. Он был разбит и бежал в Швецию. Во время этих событий Александр находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С этого времени и до своей смерти он был великим князем Владимирским, оставаясь великим князем Киевским.

Обосновавшись во Владимире, Александр стал таким же оборонителем русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев, но действовал иным путем: с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой - старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы русской земле, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных.

Андрей же вскоре вернулся и сел княжить в Суздале, при посредстве брата получив прощение от хана.
Семирадский Г.И. Александр Невский в Орде.


Павел Корин. "Александр Невский".

Святой благоверный великий князь Александр Невский

https://ru.wikipedia.org

«Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке -
имели одну цель: сохранения православия как нравственно-политической силы русского народа.
Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства
совершилось на почве, уготованной Александром
».

Г.В. Вернадский

6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память одного из самых известных и почитаемых святых земли русской - святого благоверного князя Александра Невского . Неустрашимый защитник своего отечества, премудрый полководец-победитель, тонкий дипломат и искусный правитель, и вместе с тем благочестивый христианин и смиренный молитвенник, сподобившийся перед кончиною великого ангельского образа, - так предстает перед нами образ святого русского князя, широко прославленного и в церковной, и в светской среде.

О великом князе Александре Ярославиче. Из Лицевого летописного свода

«Сей благоверный и благородный, Богом преукрашенный и похвал достойный, великий князь Александр Ярославич, восьмое колено самодержавного и равноапостольного царя и великого князя Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, от Рюрика же одиннадцатое колено, за многие и преславные добродетели снискал похвалу не только от людей, но и от самого Бога; ибо с юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен благочестивым своим отцом богомудрым и державным Ярославом Всеволодовичем, и святой своей матерью, боголюбивой великой княгиней Феодосией, нареченной в иночестве Ефросинией, которыми воспитан был во всяких добрых наставлениях. И вселился в сердце его страх Божий в стремлении к соблюдению заповедей Господних; ибо чтил он священнический и монашеский чин.


Всегда в юности своей он придерживался смиренномудрия и воздержания, хранил чистоту душевную и телесную, приумножал кротость и избегал тщеславия, много старания к этому приложив. Чревоугодие сдерживал, ибо знал, что плоти пресыщение разрушает целомудрие, и мешает бодрствованию, и другим добродетелям противостоит. В устах же его беспрестанно были божественные слова, услаждающие его больше меда и сот. Он читал их с усердием, и внимал им, и желал воплотить их в дела. Родные же его видели, что он преуспевает во всех добродетелях, и старались быть полезными, и старались всячески угождать Богу, видя, как он старался угодить Богу, и, горя божественным небесным желанием, он умалял перед людьми все доброе и честное в себе, и не выставлял напоказ душевного многоплодия своего. И от премногого своего смиренномудрия всячески скрывал многочисленные добрые дела свои.

Хотя и прославлен был от Бога честью земного царства и супругу имел и детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был он очень высок ростом; красотой лица был подобен Иосифу Прекрасному; сила же его была частью силы Самсона, голос же его звучал как труба в народе; храбростью он был подобен Римскому царю Веспасиану, сыну Нерона, который пленил всю землю Иудейскую, собрал полки свои и повелел приступать к городу Антипату (Иотапату). Горожане вышли и победили полки его; он один пошел против них, и повернул войско их к воротам городским, и дружине своей, посмеявшись, сказал: «Почто оставили меня одного»? Так и великий князь Александр Ярославич побеждал везде и не был никогда побежден.


Премного милостив был, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по стопам его, он отдавал за пленников много золота и серебра, посылая к царю Батыю в Орду за русских людей, которые были пленены безбожными татарами. Он же выкупал их и избавлял от лютого рабства и от многих бед и напастей.

Сам же всегда был Богом храним и от всех врагов везде оставался невредим, и прославил его Господь своей милостью к нему. И был он всем врагам страшен и грозен, и повсюду при имени его трепетали. Мудрость же и острота его ума, как и Соломону, даны были ему Богом. Больше же всего чтил он правосудие, и бояр своих часто поучал притчами из Божественного писания, чтобы прежде всего вопрошали премудрости у Бога, и от пьянства удерживались, и сами пред Богом смирялись, и не забывали праведно судить, и не были бы пристрастны в пользу сильного, и не принимали бы мзду неправедную, и никого не обижали бы, но избавляли бы обиженных от рук обижающих, и больше положенного им ничего бы не брали, но довольны были бы оброками своими. И так много раз говорил, иногда устрашая властью своей, иногда же напоминая о вечном воздаянии, когда на Страшном суде Христос воздаст каждому по делам его. Бояре же и все люди, видя от Бога дарованную ему премудрость, не могли ничего ответить, но единодушно обещали делать так, как он повелевал им. И так мужественно и праведно правил дарованной ему Богом державой.

И слава о нем прошла по многим дальним странам, и многие стремились увидеть его. И еще тогда повсюду был слух о том, что безбожный царь Батый по Божьему попущению много зла сотворил великой земле Русской. А там, где сей блаженный Александр с отцом своим Ярославом правили, в Великом Новгороде, туда дойти нечестивым помешала некая сила божественная и не дала им даже приблизиться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где приходилось им тогда бывать и сражаться с ненавистными врагами - литовцами и немцами. И везде по Божьему попущению не воевали против них жестокие эти татары».

Житие Александра Невского

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 30 мая 1220 г. в го­ро­де Пе­реяслав­ле-За­лес­ском. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии. С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. По обычаю того времени, на четвертом году своей жизни он принял воинский постриг от суздальского епископа Симона, который был совершен над ним в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля. Обряд происходил следующим образом. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня - это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно - лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сел Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра - ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

«Черные годы» - вот точное название той эпохи в истории Русской земли. После ураганного нашествия монголо-татарских одр Батыя в 1237-1240 годах, когда была перемолота русская сила и подверглись разорению десятки городов, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями. Новгородские и псковские земли, к счастью, избегли опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев.

Русь превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств. От окончательного распада и гибели ее спасли усилия немногих самоотверженных, одаренных и прозорливых личностей, совершенные не без помощи Отца Небесного. Из них наиболее известен Александр Ярославович, прозванный Невским.

В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

В 1228 году семилетний Александр был оставлен вместе со старшим братом Феодором и опытными управленцами, боярином и тиуном, в Новгороде Великом - как официальный представитель отца. С 1236 по 1240 год Александр Ярославович непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. На плечи князя Александра легла огромная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей. А те, надеясь воспользоваться сложным положением Руси, усилили нажим на новгородчину.

Летом 1240-го шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. С ними прибыло католическое духовенство - некие «пискупы», а также ополчение финно-угорских народов сумь и емь. Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ. И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо».

С неболь­шой дру­жи­ной князь по­спе­шил на вра­гов. Но бы­ло чуд­ное пред­зна­ме­но­ва­ние: сто­яв­ший в мор­ском до­зо­ре во­ин Пелгусий, во святом крещении Филипп, ви­дел на рас­све­те 15 июля ла­дью, плы­ву­щую по мо­рю, и на ней св. му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в баг­ря­ных одеж­дах. Алек­сандр, обод­рен­ный вышним видением, му­же­ствен­но по­вел свое вой­ско на шве­дов. «И бы­ла се­ча ве­ли­кая с ла­ти­ня­на­ми, и пе­ре­бил их бес­чис­лен­ное мно­же­ство, и са­мо­му пред­во­ди­те­лю воз­ло­жил пе­чать на ли­цо ост­рым ко­пьем». За эту по­бе­ду на ре­ке Неве, одер­жан­ную 15 июля 1240 г., на­род на­звал св. Алек­сандра Нев­ским.

Победа принесла Александру Ярославовичу громкую славу, но в том же году, поссорившись с новгородцами, он был вынужден покинуть город с семьей и дружиной. Горожане сказали ему, как говорили многим князьям до него: «Вот тебе, князь, путь чист!» А он ответил им: «Гоните меня? Как понадоблюсь - не зовите!»

Слова несправедливо обиженного князя оказались пророческими: не прошло и года, как новгородцы, встревоженные близкой угрозой со стороны немецких рыцарей, посылали уже вторичное посольство, умоляя Александра вернуться и встать на их защиту.

Новому посольству придали особую солидность: с ними поехал архиепископ Новгородский. Сам факт его присутствия среди вечевых дипломатов показывает: Господин Великий Новгород стоит на краю бездны и уповает: не умолят о помощи его посланцы, так хоть глава духовенства усовестит братьев-православных.

Отец призвал к себе сына для тайного разговора. После этого молодой полководец скрепя сердце согласился и получил от отца в помощь владимиро-суздальскую дружину во главе с младшим братом -князем Андреем Ярославичем. В 1241 году Александр въехал со всею ратной силой в Новгород, и «рада быша новгородцы», измученные беспощадным врагом.

В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля, на праздник похвалы Пресвятой Богородицы - «Взбранной Воеводы» всех православных воинов, дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.


Своими двумя победами князь Александр Невский не только спас Северную Русь от покорения ее чужеземцами, но определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других частей Руси, и Православие в нем было утверждено на будущие века.

Если в отношении западных завоевателей князь Александр Невский был непоколебим, то в отношении татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не подвергать страну новым опустошениям. Когда после смерти своего отца в 1247 году он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и должен был совершить далекий путь в Монголию к великому хану. Когда татары потребовали от великого князя Александра поклонения огню и идолам, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я покланяюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю». Но, ходатайствуя за свою землю, воздал честь самому хану, как могущественному царю земному, и сумел добиться для Руси различных льгот. Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: «правду говорили мне, что нет другого подобного Князя» и отпустил в Русь с великой честью».

Вот как описывается это событие в Лицевом летописном своде Ивана Грозного.

«В то же лето (1247 год) злочестивый царь Батый слышав богохранимаго великаго князя Александра благородное мужество и непобедимую храбрость, многочисленные его славные победы над противниками, и послал к нему своих послов, говоря: «Известнейший среди русских государей князь Александр! Знаю, известно тебе, что покорил Бог мне многие народы, и все повинуются моей власти, и из всех один ты не желаешь покориться моей силе? Подумай, если хочешь сохранить свою землю невредимой, поторопись немедленно прийти ко мне, увидишь ты славу и честь моего царства, а для себя же и своей земли полезное приобретешь». Богомудрый же великий князь Александр рассудил, что святой его отец Ярослав не ради временного царства пошел в Орду и там отдал свою жизнь за благочестие и за всех своих людей, и этим приобрел себе Небесное Царство. Так и блаженный Александр уподобился благой ревности благочестивого своего отца и решил идти в Орду ради избавления христиан. И пришел он в славный город Владимир с большим войском; грозно было его пришествие, о котором тогда дошла весть и до устья Волги, его грозностью жены моавитян пугали своих детей, говоря: «Молчите, вот придет великий князь Александр». Не медля, лишь немного там пробыв и взяв у епископа Кирилла благословение, устремился в путь.

И пришел к царю Батыю, и везде благодать Божья освящала его. Царь же Батый, увидев его, удивился и сказал своим вельможам: «Воистину говорили мне, что нет подобного этому князю» и оказал ему почести, многими дарами одарил князя. Так Бог оберегает Своих избранных, что и нечестивым вкладывает в мысли, чтобы они стыдились и почитали их.

Потом же отправил князя с его братом Андреем Ярославичем к хановичам».


В вопросах веры великий князь также был непоколебим и перед послами папы Иннокентия IV, которые в 1251 году пытались убедить великого его подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что будто бы его отец обещал это сделать. Но он отверг предложение и сказал, что наставлен в правой вере и их учения не примет.

Житийная повесть сообщает: однажды пришли к нему (Александру Ярославичу) послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших -Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давыда царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

По возвращении на Русь великий князь Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему пришлось вести борьбу с западными соседями - литовцами, которые были язычниками. Благодаря его трудам, христианство проникло в пределы, населенные литовскими племенами, и там утвердилось русское влияние. По отношению же к своим собратьям он отличался особым долготерпением и всегда избегал пролития христианской крови. Какая бы вражда не связывала его с князьями-соперниками, он не поднимал против них оружия и не собирал полки.

Во время одной из поездок к Батыю св. князь обратил ко Христу ханского сына Сартака, став его побратимом. И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями - это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, призывая «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святому князю Александру опять предстояло ехать в Орду, чтобы умилостивить хана и спасти Русь от возмездия татар за поднятое восстание. Мирный договор был заключен, но на обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел: по некоторой версии, его тайно отравили татары. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре сорокатрехлетний князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».


Житийная повесть про Александра Ярославовича рассказывает о посмертном чуде, которое совершилось при его погребении: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирил митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится такому чуду, ведь тело душа его покинула и везли его из дальних краев в зимнее время. И тако прославил Бог угодника своего».

Библиотека Русской веры
Поучение на память св. благоверного князя Александра Невского. Великие Минеи Четьи →

Тропарь и кондак святому Александру Невскому

Тропарь, глас 4.

Яко благочестиваго корене, пречестная отрасль бысть блаженне Александре, яви бо тя Христос русстей земли новаго чудотворца, яко некое сокровище преславно и Богоприятно. Тем днесь сошедшеся верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго ти благодать исцелением. Его же моли сохранити град сей, и державе сродник Твоих, еже богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8.

Яко звезду тя возсиявши русстей земли днесь почтем. Всю бо страну сию чудесы и добротою обогатив, просвещаеши верою чтущих память Твою, Александре блаженне. Тем вопием ти людие твои суще, моли Христа Бога спасти отечествие твое, державу русских князей, и всех притекающих к раце мощей твоих, и верно вопиющих ти, радуися граду нашему заступление.

Библиотека Русской веры

Храмы на Руси во имя святого благоверного князя Александра Невского

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.


Благовещенский собор Московского Кремля

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращён предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.


Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Посмертное прославление святого благоверного князя Александра Невского

Уже в конце 13 века началось народное почитание Александра Ярославовича. Тело его упокоилось во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Эта обитель долгое время считалась «первой по чести» среди монастырей Северо-Восточной Руси. В 1280-х годах рождается «Повесть о житии и о храбрости благоверного великого князя Александра Невского, впоследствии она стала чрезвычайно популярной и вошла в состав русских летописей. Великий князь московский и Владимирский Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу на Куликовом поле, осенью 1380 года перенес мощи Александра Невского в особую гробницу внутри того же владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Когда мощи открывали, обрели их нетленными. В конце 15 столетия мощи пострадали от пожара.

Святой Александр Невский, с житием. Конец XVII в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва
Александр Невский, со сценами жития. Начало XIX в. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

26 февраля 1547 года при митрополите Макарии на церковном соборе в Москве произошло официальное общероссийское прославление Александра Невского в лике святых. Тогда же был установлен особый день памяти - 23 ноября. Канон святому составил владимирский инок Михаил.

Петр 1 велел перевезти мощи Александра Невского в новую столицу. На протяжении 1723-1724 годов они хранились в Шлиссельбурге, а затем нашли окончательное пристанище. Им стала Петербургская Александро-Невская обитель. Перенос гробницы и мощей святого Александра Невского совершился 30 августа1724 года. В 1725 году был учрежден орден святого Александра Невского, ставший одной из высших наград Российской империи.

Высшее покровительство князя Александра Невского

На протяжении всей русской истории у святого защитника нашего государства русские воины просили помощи накануне самых опасных сражений. Так, в 1380 году перед Куликовской битвой победе предшествовало следующее чудо. Пономарь, благоговейно служивший при обители Рождества Богоматери, сподобился особенного видения: ночью, накануне битвы с Мамаем, стоял он на молитве в притворе церковном и со слезами молил Господа и Его Пречистую Матерь об избавлении от иноплеменных, призывая на помощь и витязя Невского, присного предстателя и заступника своего народа. Вдруг видит он: у гробницы св. Александра сами собой зажглись свечи, два боголепных старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробнице св. ратоборца, сказали: «Княже Александре! Восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». Тогда св. Александр восстал как бы живой из гроба, и все трое скрылись от удивленных взоров смутившегося служителя церкви. На следующее утро при содействии св. Александра была первая великая русская победа против татарских полчищ.

Подобным образом была оказана помощь и в 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет Гирея. В 1812 году, во время Бородинского сражения, и в 1941 году, когда немцы подходили к Москве, так же усердно прибегали в молитвах именно к святому Александру, как к великому русскому воеводе. Следует отметить, что переломный момент в знаменитой битве под Москвой, решавшей тогда судьбу всего русского народа, пришелся как раз на день памяти ее святого полководца: так, 5 декабря войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря - Западного (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С.К. Тимошенко) перешли в контрнаступление против фашистской Германии.

Известный русский историк Н.М. Карамзин писал, что русские люди включили Александра Невского в лик своих ангелов-хранителей: он всегда почитался как одна из величайших фигур в истории Руси.

Александр Ярославович тем славен, что принял русский корабль полуразбитым, крепко сидящим на подводных камнях, с пробоинами в бортах, и честно потрудился ради его спасения. Не покладая рук откачивал воду, латал дыры, отбивался от мародеров, стоя по колено в ледяных водах. Притом не превратился в кровожадного зверя, к чему склоняли суровейшие условия, в коих ему пришлось осуществлять свою власть, а остался истинно христианским государем.

И что же?

Корабль не пошел ко дну. Вот главный итог!

Корабль сошел с камней и медленно-медленно, под одним парусом, где раньше было три, и с десятком гребцов, где раньше сидело полсотни, но все-таки продолжил плавание.

А потому - низкий поклон государю Александру Ярославичу, честному русскому человеку, принявшему на плечи тяжкое бремя и ответственно пронесшего этот груз до последнего срока, пока Сам Бог не освободил князя от тягот. Он свое дело сделал как надо. Низкий поклон!

Примечание: Курсивный текст - дословно по книге Дмитрия Володихина «Александр Невский».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png