Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области
Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока «Механизмы участия граждан в политической жизни страны»
Предмет: обществознание
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: Механизмы участия граждан в политической жизни страны
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами деловой игры
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Время проведения урока: ноябрь
Участники: ученики 9 класса
Цель: сформировать у учащихся понимание механизмов участия граждан РФ в политической жизни общества: выборах, референдуме
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
знать: понятия выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательные системы, принципы избирательного процесса в демократическом государстве, отличительные черты выборов в демократическом обществе,отличие референдума от выборов.
уметь: определять свою роль как гражданина РФ; выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ, выражать сознательную гражданскую позицию и грамотно, руководствуясь нормами права, активно участвовать в политической жизни страны
личностные УУД: освоение обучающимися социальной роли избирателя, формирование готовности к саморазвитию, социальная адаптация, определение собственного отношения к современному политическому процессу, формулирование гражданской позиции;
регулятивные УУД: организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи урока,умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция, выдвигать версии.
коммуникативные УУД: формулирование и аргументирование своей точки зрения,
построение речевых высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
познавательные УУД: классификация материала, логические действия – анализ объекта, умение делать вывод на основании сравнительного анализа, выдвижение гипотез, поиск и выделение необходимой информации, предположений, извлечение информации в соответствии с целью, умение делать обобщение и выводы, владение смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, отражение основного материала в таблице.
Основные понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.
Межпредметные связи: социология, политология, история
Ресурсы: Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», избирательная урна, бюллетени

Этапы урока
Содержание учебного материала, деятельность учителя
Деятельность обучающихся, ФОУД
Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

2-й этап информационно-деятельностный

1.Мотивация учебной деятельности,
включение в учебную деятельность
Учитель знакомит высказыванием Софокла.
Эпиграф: «Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперёд.»
Софокл
О чем говорит Софокл?
К чему стремились люди во все времена?
Какое из прав человека считается основным?
Проявление интереса к материалу изучения.
Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Коммуникативные:
- умения формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- строить речевые высказывания.

2.Постановка цели и задач урока
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? -Какова тема, цель нашего урока?
Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель и задачи урока - знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с принципами избирательного права; знакомство с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах.
Предположения учащихся, ответ на вопросы.
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют тему и цель урока.
Регулятивные:
определять тему, цель и задачи урока, выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.
Познавательные:
выдвижение предположений, аргументация.

4. Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала
Организация коллективной работы с материалом учебника, с раздаточным материалом
Комментированное чтение,
составление схем и таблиц по основным понятиям урока.
(См. Приложение 1)
Работа с материалом учебника, с раздаточным материалом. Комментированное чтение
ФОУД- коллективная.
Составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,
-отражение основной материал в таблицах,схемах.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5.Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения материала.
Учитель предлагает ряд практических заданий на применение полученных знаний:
«Разреши ситуацию»
«Найди ошибку».
«Соотнеси понятие»
(См. Приложение 2)
Работа в группах по решению практических задач.
ФОУД- групповая.
Учащиеся представляют результаты своей работы
Познавательные:
применять полученные знания для решения практических задач.
- умение определять понятие;
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:

6.Применение полученных знаний для решения творческих заданий.
Организация деловой игры «Выборы кандидата в Совет школы»
(часть материалов готовится учащимися заранее)

Личностные:
- принятие обучающимся определенной социальной роли,
- формирование готовности к саморазвитию
- социальная адаптация.
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Коммуникативные:
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками
Познавательные:
применение полученных знаний для решения творческих заданий, моделирования ситуации.

3-й этап рефлексия

Рефлексия
Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:
Сегодня на уроке я
Самым полезным и интересным для меня было.
Я встретился с трудностью при
У меня хорошо получилось..
Мне это необходимо для
Строки самому себе..
Скажи комплемент новой теме..
Анализирует деятельность по достижению цели;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Личностные:
-самооценка знаний и умений.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание.
1.§ 6, вопросы.
2. Вариативная часть
а)Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
Почему так важно участие граждан в выборах?
Зачем нужны выборы?
Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?
б) выполнить практикум №1,2,3
Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют вариативную часть.
Личностные: личностное самоопределение


Приложенные файлы

Демократические выборы и политические партии

Урок обществознания. 10 класс.

Цели: после урока учащиеся смогут

Основные понятия урока:

Избирательное право, избирательные системы, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Ресурсы:

Учебник «Обществознание. 10 класс». Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М., Просвещение 2010г.;

Приложение к уроку (рабочие листы №1, №2, №3),

Итоговая схема урока,

Листы формата А4, фломастеры.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

время

Мотивация

Предложение составить шпаргалку.

1 мин.

Целеполагание

Определение форм работы и ожидаемых результатов.

1 мин.

Актуализация темы

«Выборы в демократическом государсве»

Выполнение теста

4-5 мин.

Представление новой информации,

Интерактивные упражнения

Работа с текстом учебника по §23,

Индивидуальная работа с рабочим листом №1,

Групповая работа с рабочими листами №2-3,

заполнение опорной схемы и таблицы.

25-28 мин.

Рефлексия

Ответы на вопросы учителя и учащихся

4 мин.

Оценивание

Итоговая оценка: Самооценивание, оценивание руководителем группы и учителем.

1мин.

Домашнее задание

§23, схема, записи, творческое задание.

1-2 мин.

Ход урока.

1 этап. Мотивация. Учитель напоминает, что уже в следующем учебном году многим у ченикам предстоит сдавать ЕГЭ по обществознанию. Времени на подготовку всегда не хватает, поэтому нужно составить своего рода шпаргалку, по которой легко и быстро можно повторить тему «Демократические выборы и политические партии».

Давайте составим такую шпаргалку, или, скорее, схему, по которой можно быстро повторить тему « Демократические выборы и политические партии».

2 этап. Целеполагание.

Цели: после урока вы сможете

- дать определение понятию «избирательная система», «избирательное право»;

Дать характеристику основным избирательным системам;

Сравнить избирательные системы, выделить их достоинства и недостатки.

На уроке вы будете работать индивидуально и группах, с текстом учебника и дополнительным материалом, заполнять таблицы и на их основе составлять итоговую схему темы «Демократические выборы и политические партии». Схема на доске будет составляться из ваших работ, выполненных на листах формата А4. Оценка за урок будет складываться из оценки, которую вы поставите себе сами, получите от руководителя группы и от учителя.

3 этап. Формулирование проблемы. Учитель предлагает выяснить, что учащиеся знают хорошо, а в чем – ошибаются. Для этого предлагает выполнить тест «Выборы в демократическом государстве»

Тест.

Задание: Прочитайте текст. Определите верные и неверные утверждения. Результаты выпишите в таблицу в рабочем листе №3 (поставьте «+» и «-»).

1. Президент Российской Федерации избирается на 4 года.

2. В Англии и США ведущих партий по две.

3. Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание.

4. Любую политическую партию характеризует наличие в партийных рядах членов правительства.

5. Целью политической партии является реализация интересов определенной социальной группы.

6. Политические партии выполняют в политической системе функцию организатора министерств и ведомств.

7. При мажоритарной избирательной системе значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.

8. Электорат – это небольшая группа людей, занимающих в обществе ведущее место и влияющих на государственную власть.

9. Политические партии формулируют и публично выражают общественные интересы.

10. Завоевание и использование политической власти - это цель деятельности политической партии

Ответы.

№ задания

ответ

нет

да

да

нет

да

нет

да

нет

да

да

Шкала оценки. З адания 1- 10– 1 балл. Максимальный балл – 10.

«2» - 0-4 баллов

«3» - 5-6 баллов

«4» - 7-8 баллов

«5» - 9-10 баллов

4 этап. Представление новой информации.

План.

1. Избирательная система

2. Типы избирательных систем.

Вопрос 1. Вводное слово учителя . Как вы знаете, выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти, тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике . Но представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии демократической организации выборов. А это во многом зависит от избирательной системы.

Задание.

1. Прочитайте текст учебника §23, стр. 252-253.

2. Прочитайте дополнительную информацию на рабочем листе №1.

3. Сформулируйте определение избирательной системы, дайте характеристику избирательного права и выделите основные этапы избирательного процесса.

4. Кратко сформулируйте и запишите структуру избирательного права в опорную схему в приложении к уроку и на листах формата А4.

Проверка выполнения задания. Выслушать 3-4 учеников. Остальных попросить сравнить свои ответы, уточнить записи.

Вопрос 2. Объяснение учителя. Избирательные системы прошли долгий путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

Организация работы групп с рабочим листом №2.

Задание.

1. Познакомьтесь с приложением к уроку. Выполните задание к рабочему листу №2.

2. Результаты работы запишите в таблицу «Формирование идеологии народничества» и на листах формата А4.

Группа 1- изучает особенности мажоритарной избирательной системы по тексту учебника с.253-255, по материалу рабочего листа №2 и заполняет столбец №1 в таблице (рабочий лист № 3)

Группа 2 – изучает особенности пропорциональной избирательной системы по тексту учебника с.255-256, по материалу рабочего листа №2 и заполняет столбец №3 в таблице (рабочий лист № 3)

Группа 3 - изучает особенности обеих избирательных систем по материалу рабочего листа №2 и заполняет столбцы №2, 4 в таблице (рабочий лист № 3)

Проверка выполнения задания. Представитель каждой группы зачитывает ответ, члены других групп в это время заполняют. Оставшиеся пустыми столбцы таблицы.

Вывод учителя. Каждая избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Невозможно сделать однозначный вывод о том какая избирательная система больше подходит современной России, видимо наиболее приемлемым является смешанный вариант. Таким образом, избирательные системы стимулируют развитие демократических ценностей и оказывают прямое воздействие на становление и развитие партийных систем.

Рефлексия:

1. Что представляет собой избирательная система?

2. Составьте не менее 2-х вопросов по опорной схеме (1 – репродуктивный, 1- расширенный), задайте и ответьте на них по принципу «ты мне, я тебе».

3. Что на уроке вас заинтересовало?

Оценивание : Подпишите ваши рабочие листы, поставьте под своей фамилией 2 оценки: первую за работу на уроке ставите себе сами, вторую за выполнение задания ставит руководитель группы, в которой вы работали, третью выставляет учитель. Оценка за урок – общая из этих трёх.

Домашнее задание:

1. Параграф 23, стр. 251-256, опорная схема, записи в тетради.

2. Напишите мини-сочинение по высказыванию И.А. Ильина «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становиться своею собственнуою карикатурою».

Приложение

Рабочий лист № 1

Избира́тельное пра́во - юридическое понятие, имеющее два основных значения:

1.совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право );

2.право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право ).

Объективное избирательное право - это совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, губернатор, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны.

Нормами избирательного права определяются как базовые принципы избирательной системы государства, так и порядок выдвижения кандидатов и проведения предвыборной агитации, нормы представительства, порядок определения результатов голосования, статус и полномочия избирательных комиссий и пр. Нормы избирательного права обычно устанавливаются Конституцией и специальными законами о выборах.

Субъективное избирательное право

Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку избирательного права: помимо права избирать и быть избранным, в состав данного понятия включается также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Рабочий лист №2

I группа

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система опирается на принцип большинства. При этой системе кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему абсолютного большинства, при котором победитель должен получить больше половины голосов (50 % + 1 голос), и систему относительного большинства, где для победы достаточно опередить других кандидатов хотя бы на один голос. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства. Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, избирательные округа создаются обычно одномандатные, то есть в каждом из них должен быть избран только один депутат.

Мажоритарная избирательная система имеет свои достоинства. К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. В странах, имеющих давние демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых, в основном, и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать коалиции или слияния еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе. Мажоритарная избирательная система в настоящее время применяется в Великобритании, США, Франции, Японии, Индии, частично в Германии и в России. Весьма часто она используется при местных выборах.

В России п.2 статьёй 70 рамочного Федерального закона предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей внесенных в списки избирателей.

Более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов.

Рабочий лист №2

II группа

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Пропорциональная система также имеет две разновидности:

1. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии и объединения в масштабах всей страны (например, федеральный избирательный округ в России). Другие более мелкие избирательные округа не выделяются.

2. Пропорциональная избирательная система основывается на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе пропорционального распределения голосов, поданных в том или ином избирательном округе за политические партии и объединения.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она даёт возможность быть представленными в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации (законности) власти, активизирует участие населения в выборах.

Пропорциональная избирательная система принята в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции и других странах. 22 апреля 2005 года Государственной Думой РФ был принят изменённый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Основное изменение, которое было внесено, заключается в следующем: если раньше из 450 депутатов Государственной Думы 225 избирались по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной избирательной системе, то теперь все 450 человек 2 декабря 2007 года были избраны по последней – пропорциональной системе.

Рабочий лист №2

III группа

Недостатки мажоритарной системы

Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, отданные всем другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. В результате получается:

1) значительная часть избирателей страны (иногда 50 %) остаются не представленными в органах власти;

2)партии и движения, получившие на выборах меньше голосов, чем их соперник, могут оказаться представленными в парламенте большинством депутатских мест и, наоборот, поскольку при данной системе весьма значительная часть голосов пропадает, будучи поданной за неизбранных кандидатов, то порой оказывается, что партия кандидатов, которую по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

3)две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в парламент неодинаковое число депутатов. Более того, не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата

4)практически при этой системе, чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% и даже меньше. К тому же в ряде стран, применяющих данную систему, не установлены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная их доля, участие которой необходимо для признания выборов действительными.

В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя.

5)существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через «нарезку избирательных округов». И здесь, зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, либо создавать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах и даже политический радикализм.

Недостатки пропорциональной системы

1) Относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Кроме того, политика правительства, сформированная на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью, что способствует снижению эффективности работы правительства.

2) Пропорциональная система даёт возможность войти в парламент мелким националистическим, религиозным, региональным партиям. Эта сильная сторона данной системы является также и ее недостатком, поскольку в результате этого политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, на общенациональном уровне, получают представительство в органах государственной власти.

3) Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между кандидатами и избирателями.

4) Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов. Депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.

Недостатки пропорциональной избирательной системы стремятся смягчить, в том числе и за счет различных барьеров. Так, в ФРГ действует пятипроцентный барьер, в России и Грузии семипроцентный и т. д. Это значит: для того, чтобы быть представленной в парламенте партия или объединение должны набрать не менее 5 % или 7 % в зависимости от нормы, установленной в законодательстве данной страны.

Рабочий лист №3.

Задание1.


БОУ Чувашской Республики среднего профессионального образования
«Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и
молодежной политики
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе ___________О.В.Граниченко

Темы «Избирательное право»

(Открытого урока и практического занятия)

по дисциплине «Право»

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Разработала преподаватель


юридических дисциплин

Л.А.Николаева


Рассмотрен на заседании цикловой комиссии социально-экономических

и юридических дисциплин

протокол №___ от _______________
Председатель цикловой комиссии _________________ И.Т.Павлова

г.Чебоксары, 2013г.

Пояснительная записка

на методическую разработку открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему «Избирательное право»


Не секрет, что молодежь в настоящее время, мало интересуется политикой, управлением страной, ее не увлечешь голосовать на выборах. Результаты некоторых исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Социологические исследования, проведенные МГУ им. М.В. Ломоносова, показывают, что на протяжении последних пятнадцати лет число молодых людей в возрасте 18 - 19 лет, постоянно интересующихся политикой, стало в три раза меньше, чем во времена молодости их родителей.

Молодежь – это генератор идей, созидательная основа будущей России. В нашем учебном заведении мы «взращиваем» будущую демократическую общественно-политическую элиту. Поэтому мы, педагоги, учителя, в силу своей профессии , как никто другой, должны вложить на своих занятиях то рациональное зерно, которое поможет молодому специалисту самоутвердиться, саморазвиться, самореализоваться, встроиться в сложную социальную систему – формирующееся гражданское общество России.

Я думаю, что интерес молодежи к участию в политической жизни общества отчасти может вызван проведением нетрадиционных форм уроков. В своей работе с обучающимися я делаю акцент прежде всего на развитие надпрофессиональных компетенций будущего специалиста: повышение его правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку.

В данной методической разработке приводится материал проведения открытого урока

и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему

«Избирательное право». Преподнесение материала сопровождается презентациями, играми, тестами, что, безусловно, усиливает интерес студентов к воспринимаемой информации, активизирует их индивидуальную и групповую работу.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении мероприятий, посвященных проведению выборов .

Преподаватель

юридических дисциплин Л.А.Николаева

Рецензия

на методическую разработку темы «Избирательное право» по дисциплине «Право»,

разработанную преподавателем юридических дисциплин Николаевой Л.А.
В данной методической разработке предложен вариант проведения открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современное состояние правовой культуры молодежи оставляет желать лучшего, особенно в области знания и реализации прав граждан. Проведение данного мероприятия позволит сформировать представление у студентов об избирательном процессе, избирательных правах и достойно подойти к своему гражданскому выбору.

Как положительный момент работы следует отметить проведение деловой игры с целью закрепления полученных знаний обучающимися.


Рецензент: преподаватель Чебоксарского


экономико-технологического колледжа
Содержание

  1. Технологическая карта учебного занятия 5

  2. Ход урока 6

  3. Сценарий проведения урока 7

  4. Заключение 15

  5. Литература 16
ТЕМА УРОКА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Технологическая карта учебного занятия


Группа

11-э-12

Дата

12.12.2012

Дисциплина

Право

Тема

«Избирательное право»

Тип урока

Комплексный

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, поисково-развивающий, самостоятельная работа

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:

· дидактическая

Сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем

Задачи:

Раскрыть понятие избирательного права, значение выборов в формировании государственных органов, основные этапы их проведения

· развивающая

Развитие познавательной активности и логического мышления; работать в команде, создавать собственные презентации в программе Power Point

Задачи:

Развитие способности анализировать, планировать, контролировать свою деятельность

· воспитательная

Повышение правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку

Задачи:

Создание условий для проявления гражданской активности в духе уважения к закону

Междисциплинарные связи

Обществознание, история

Внутрипредметные связи

«Теория права», «Правовой статус человека и гражданина»

Студент должен знать:

Понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса

Студент должен уметь:

Применять полученные знания при решении проблемных ситуаций , при проведении деловой игры

Средства обучения:

ИКТ, раздаточный дидактический материал, наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски

Формируемые компетенции

Коммуникативная, компетенция социального взаимодействия, саморазвития и самообразования

Учебно-методическая литература

«Избирательное право. Избирательный процесс». Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом».- М.: НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1996; Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин "Конституционное право России".- М.: Проспект, 2008; В.А. Ершов. Основы избирательного права права РФ: Учебное пособие для студентов вузов. – «ГроссМедиа», «Росбух», 2008.

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

2. Избирательные системы.

3. Избирательный процесс.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 4 урока по 45 минут (1 занятие – лекция, 2 занятие – проведение деловой игры).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

проектор; наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски;

раздаточный материал; подготовленные бланки для проведения деловой игры

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3-5 мин.)

2. Заслушивание сообщения студентки на тему "История выборов". После заслушивания сообщения дается под запись понятие избирательного права. (10 мин.)

3. Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?" (2-3 мин)

4. Рассмотрение нормативно-правовые актов, регулирующих вопросы выборов, виды и принципы избирательного права. Проведение игры с аудиторией на тему "Возрастной ценз избирательного права" (15-20 мин)

5. Рассмотрение вопроса "Избирательные системы" (15-20 мин)

6. Рассмотрение вопроса "Избирательный процесс" (15-20 мин)

7. Проведение деловой игры (60 – 70 мин)

8. Подведение итогов занятия, задание на дом (15-20)

Сценарий проведения урока

1.Избирательное право: понятие, основные источники, принципы.

На доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам (плакаты, листовки, календари и т.п.)

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня, вы видите, у нас не совсем обычный урок .

Вопросы к студентам:

1). Как вы думаете, какой теме посвящён наглядный материал, представленный на доске?

2). А что такое выборы? Кого могут избирать граждане нашей страны?

3). Вспомните, когда последний раз проходили выборы в РФ? Кого мы избирали?

4). Участие в выборах - это право или обязанность?

5) Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

Преподаватель:

Спасибо, ребята. Правильно. А теперь, прошу обратить внимание на доску. Давайте определим цели нашего урока:

Слайд 1 Цели урока

Цели урока:

¡ дидактическая

Формирование целостного представления о выборах как одному из институтов демократического государства;
¡ развивающая

Развитие познавательной активности, навыков работы с нормативно-правовыми актами и их применения в практической деятельности;
¡ воспитательная

Повышение уровня правовой культуры, воспитание в духе уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку
Преподаватель:

Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса.

Студент должен уметь: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, при проведении деловой игры.
Итак, начнем.

Некоторым студентам я поручила дома выполнить определенную работу. В начале урока давайте немного «окунемся» в историю – историю выборов. Про историю возникновения выборов нам расскажет …….


Слайд 2,3 История выборов

Историческое бытие рода человеческого изобилует примерами волеизъявлений.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Слайд 4

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.


Слайд 5

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти -парламенты, главы государств, иногда правительства, органы местного самоуправления. Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, тенденции политической жизни. Но далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, т.е. их неявка на выборы.

Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?"

Преподаватель:

Ребята, обратите внимание на доску. На доске с помощью проектора отображен определенный перечень лиц и органов. Из этого перечня вам необходимо выделить тех лиц и те органы, которых мы выбираем.

Слайд 6 "Кого мы выбираем?"

Кого мы выбираем?

¡ Дикторов телевидения;

¡ министров;

¡ начальников отделений милиции;

¡ депутатов городской Думы;

¡ Генерального прокурора РФ;

¡ членов Конституционного Суда РФ;

¡ Президента РФ;

¡ депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;

¡ членов органов местного самоуправления(советов, дум, собраний и т.д.)

¡ Патриарха всея Руси;

¡ директора школы.
Студентам дается время самостоятельно определиться с вариантом ответа . После этого совместно с преподавателем даются правильные ответы. (2-3 мин)

Слайд 7


Ответ

¡ Президента РФ;

¡ Депутатов парламента;

¡ депутатов Государственной Думы;

¡ депутатов городской Думы;

членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.д.)


Преподаватель:

Теперь перейдем к рассмотрению основных источников в области избирательного права.

Слайд 8,9 Основные законы в области избирательного права и избирательного процесса:
По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Кроме того, следует иметь в виду международные договоры , в которых закреплены мировые стандарты прав человека, в частности право участвовать в управлении своей страной:

¡ Всеобщая декларация прав человека»;

¡ «Международный пакт о гражданских и политических правах»;


  • «Конвенция политических правах женщин» и др.

Преподаватель:

Понятие избирательного права можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с выборами органов государства и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно выделяют избирательное право активное и пассивное.

Преподаватель обращает внимание студентов на доску, где с помощью проектора представлена схема: «Избирательное право».

Слайд 10,11

Избирательные права граждан:

1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН


(право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления). Это значит, что избирать могут все граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме категории граждан, оговоренных в законе.

Свое активное избирательное право гражданин осуществляет, как правило, по месту жительства, расположенному в пределах избирательного округа. Однако пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

1. Граждане, признанные недееспособными;

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока подготовлена: Орусь Тамарой Ивановной, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ п. Ключ жизни, Елецкого района, Липецкой области, email: [email protected]

Исторические события рода человеческого полны примерами волеизъявлений. Общее направление движения в этой сфере: от стандартных полусознательных действий к осмысленным и организованным политическим актам. Демократическое государство немыслимо без проведения выборов. И только в условиях демократии избирательное право реально и действительно. Выборы - это самая демократическая форма участия граждан в осуществлении государственной и местной власти, их контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов

Класс: 9 класс, общеобразовательный, работающий по учебнику «Обществознание» для 9 класса / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.

Количество часов: 90 минут.

Место данной темы в учебной программе: данная тема урока рассматривается в разделе: «Политическая сфера».

Ключевые понятия: выборы; всеобщее, равное, прямое, избирательное право (активное и пассивное), абсентеизм.

Цели обучения и развития. Учащиеся должны:

  • знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина избирать и быть избранным;
  • получить представление об этапах и содержании участия в избирательном процессе;
  • развивать дальнейшее умение работать с текстом Конституции РФ; сравнивать, анализировать, синтезировать полученные знания.

Ожидаемый воспитательный эффект от данного урока: формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.

Обрудование: Конституция РФ; учебник «Обществознание»; технологическая карта урока (которую по ходу урока необходимо будет заполнить для каждого учащегося), юридический словарь; раздаточный материал, компьютерные технологии.

Используемые приёмы на уроке: На уроке используется технология «критического мышления». Базовая модель урока в этой технологии включает три этапа: вызов - осмысление - рефлексия. На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

1)Прием «Банк идей».

Этот приём позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать небольшой значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме.

  • Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, 1-2 минуты).
  • Обмен информацией в группе. Ученики делятся друг с другом известными знаниями (3 мин).
  • Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом учитель делает запись на доске (в «банке идей») без комментариев. В «банк» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия. Далее в ходе урока разрозненные факты, мнения могут быть связаны в логические цепи.

2)Приём «Составления кластера».

Смысл: в попытке систематизировать имеющиеся знания.

Кластер - это графическая организация материала. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (или помещает символ), а от него рисует стрелки-лучи.

3)Приём «Написание синквейна».

В переводе с французского языка «синквейн» означает стихотворение, состоящие из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Правила написания синквейна.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Метод «Банка идей»

Постановка проблемы

Постановка проблемы.

Объяснение учителя.

Организация индивидуальной и групповой работы.

II. Осмысление

Получение и осмысление информации.

1. Избиратель.

Кто он? Метод «кластера»

2. Работа с понятиями.

3. Принципы демократических выборов.

Составление таблицы.

4. Как проводятся выборы?

Метод «инсерта».

Беседа. Составление схемы.

Составление и обсуждение кластера совместно с учащимися.

Объяснение непонятных понятий, связанных с избирательным правом.

Постановка проблемы.

По ходу обсуждения учитель вывешивает на доске основные положения принципов (в виде таблицы).

Рассказ учителя. Постановка вопросов. Беседа с учащимися.

Проверка схемы.

Работа с источником.

(Чтение статей Конституции)

Работа в парах.

Работа со словарем.

Комментированная запись понятий.

Чтение параграфа, обсуждение в группе, составление таблицы.

Слушают учителя, индивидуальная работа с ЗУН, групповая работа: подготовка пересказа.

Работа со схемой.

III. Рефлексия собственного отношения к изучаемому материалу

Рассказ учителя о проходивших (или проходящих) выборах в современной жизни. Беседа с уч-ся.

Составляют синквейн (зачитывают по желанию)

IV. Подведение итогов и оценивание ответов учащихся

V. д/з параграф 7 (возможно дифференцированное)

Стр. 60 выполнить практикум № 1-3

2.На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3.На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.На четвертой - размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

5.На пятой строчке - слово-резюме, позволяющее выразить личное отношение к теме.

4) Приём «Инсерт» или «пометки на полях».

Этот прием позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. По мере чтения абзацев или предложений ставить знаки на полях карандашом. «З» - знаю; «У» - узнал(а) новое; «Х» - хочу узнать подробнее. Таким образом, чтение становится более осмысленным.

ХОД УРОКА

1.Вызов

А) Обращение к эпиграфу и постановка проблемы учителем.

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает.

Человеку (и человечеству) свойственно выбирать.

Что такое выбор? (Используется метод «банка идей».Смотри технологическую карту, задание № 1)

Б) Пояснение учителя.

Учитель. Мы выбираем профессию, книгу, музыку, избранника и т.д. (комментарий по «банку идей»). Выбор является отказом от чего-либо, предпочтением одного перед другим. Мы с вами изучаем раздел «Гражданин и государство».

Как вы думаете, о каком типе выбора пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О политическом).

Что такое политические выборы? (Избрание главы местной администрации,депутатов, президента, участие в референдуме).

Сегодня мы будем вести речь о праве избирать и быть избранным. (Обозначаются цели урока).

Современная история знает немало примеров, когда от результатов политических выборов зависели не только дальнейшая жизнь избирателя, но и судьбы людей целого государства.

2.Осмысление

1)Работа с понятием.

Выборы являются центральным институтом демократического правового государства. В Конституции РФ записано, что Россия - это демократическое правовое государство, поэтому выборы здесь обязательны. Обратимся к словарю. «Выборы» (чтение вслух, запись в карту)

Учитель: Кто в России имеет право участвовать в выборах?

2) Составление кластера.

(Работа в парах, обсуждение и заполнение технологической карты, смотрите задание карты №2)

  • Прочитайте статьи 3 (1-3), 32 (1-3), 60 Конституции РФ.
  • Обсудите и выберете основные положения статуса избирателя.
  • По итогам работы составляется кластер всем классом, который учащиеся переносят в технологическую карту.

На доске учитель вывешивает кластер (учитель заранее готовит таблички или пишет на доске) по мере обсуждения.

3) Работа с юридическим словарем: чтение, комментирование, запись уч-ся.

Избиратель - на слайдах схемы

Активное избирательное право - на слайдах схемы

Пассивное избирательное право - на слайдах схемы

Абсентеизм - на слайдах схемы

Электорат - на слайдах схемы

4) Постановка проблемы. Работа с технологической картой: задание №3.

Любые ли выборы являются демократическими? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разобрать принципы демократических выборов. Сейчас нам предстоит работа в группах (каждая группа работает только с одним из принципов; см. задание №3 технологической карты).

По ходу общего обсуждения учитель вывешивает на доске основные положения принципов выборов, учащиеся заполняют таблицу по ходу обсуждения в технологической карте.

Демократические выборы

Группа № 1. Свобода выборов. Участие свободно и добровольно. Никто не может заставить или чинить преграды, выражать свою волю в ходе голосования.

Группа № 2. Всеобщее избирательное право. Активное - выбирать с 18 лет. Пассивное - быть избранным (Гос. Дума - с 21 года, Президент - с 35 лет). Не участвуют: недееспособные, лишенные свободы по приговору суда.

Группа № 3. Равное избирательное право. Все граждане равны (ни у кого нет преимуществ). Каждый имеет только один голос.

Группа № 4. Прямое избирательное право. Личное участие в выборах. Голосование только за себя.

5) Лекция учителя. Беседа с учащимися. Как проводятся выборы?

Учитель рассказывает:

  • о назначении выборов (кто назначает, в какие сроки);
  • о создании избирательных округов и участков;
  • о системе избирательных комиссий (используя схему на слайдах)

1 гр. «Составление и уточнение списков избирателей».

Как вы думаете, зачем нужно заранее составлять списки избирателей?

2 гр. «Выдвижение и регистрация кандидатов».

Кто выдвигает кандидатов на выборные должности?

3 гр. «Предвыборная агитация».

Объясните необходимость предвыборной агитации.

Когда выборы считаются состоявшимися?

Учитель дает задания для всех групп. На столах у учащихся лежат разрезанные этапы условной схемы порядка проведения выборов. Задача: расставить этапы по своим местам. Учитель проверяет у каждой группы, потом сравнивают со схемой на доске. В итоге должна получиться следующая запись:

  • Назначение выборов.
  • Создание избирательных округов.
  • Образование избирательных комиссий.
  • Составление и уточнение списков.
  • Выдвижение и регистрация кандидатов.
  • Предвыборная агитация.
  • Голосование и подсчет голосов.
  • Обнародование выборов.

3.Рефлексия

От нашего выбора будет многое зависеть, вот почему так важно использовать свое избирательное право. А вы будете реализовывать свое избирательное право? Почему? (Беседа). Составим синквейн (см. задание №5 карты).

Темы на выбор:

  1. Выборы.
  2. Избиратель.
  3. Кандидат.
  4. Абсентеизм

Подведение итогов и оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание: § 7

Дифференцированные задания:

  1. Задания № 1-3 на стр. 60.
  2. на стр. 60.
  3. Выполнить практикум № 1-3 на стр. 60.

Список литературы.

  1. Конституция РФ
  2. Обществознание. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.
  3. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М., 2002.
  4. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. - М, 2002.
  5. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». - М., 2002.
  6. Никитин А.Ф. Избирательное право. - М., 1996.
  7. Юридический словарь. - М., 2000.
  8. Компьютерные технологии.

Технологическая карта урока по теме «Право избирать и быть избранным».

Задание № 3.

Работа со словарем. Понятия: выборы, избиратель, активное избирательное право, электорат, абсентеизм.

Виды и цели задания

Руководство по усвоению учебного материала

Актуализировать знания по понятию «выбор».

(Ассоциативное мышление)

Вспомнить и записать все, что известно об этом понятии?

Обменяться информацией в группе. Называть факт, при этом не повторяя сказанного другими.

Определить: кто имеет право избирать в РФ:

  1. Прочитать ст. 3 (1-3), 32 (1-3), 60 Конституции РФ.
  2. Выписать основные положения статуса избирателя.
  3. Составление кластера.

Прочитайте ст. 60

Конституции РФ, обсудите в парах основные положения статуса избирателя.

Избиратель-

Цель: познакомиться с принципами демократических выборов.

  1. Прочитать стр. 190-192
  2. Заполнить столбик таблицы.
  3. Записать всю таблицу «Демократические выборы»

стр. 190-192 обсудить в группах.

Цель: изучить порядок проведения выборов.

  1. Индивидуальное работа с текстом ЗУХ.
  2. Групповая работа. Составить пересказ.
  3. Ответить на вопросы.
  4. Составить схему. «Порядок проведения выборов»

Написать синквейн

  • Избиратель
  • Выборы
  • Кандидат
  • Абсентеизм
  1. Выбрать тему
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. фраза
  5. слово-резюме

Д/ з параграф 7 (возможно дифференцированное)

Выполнить практикум стр. 60 № 1-3

Задание 4. «Демократические выборы»

Таблица «Демократические выборы»

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Свободавыборов

Всеобщее избирательное право

Равное избирательное право

Прямое избирательное право

Участие свободно и добровольно.

Никто не может заставить или чинить преграды, выражать свою волю в ходе голосования

Активное - выбирать с 18 лет.

Пассивное - быть избранным (Гос. Дума - с 21 года, Президент - с 35 лет).

Не участвуют:

  • недееспособные
  • лишенные свободы по приговору суда.

Все граждане равны (ни у кого нет преимуществ).

Личное участие в выборах.

Никакого контроля за волеизъявлением.

Разработка урока на тему: "Право избирать и быть избранным"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»

Рассмотрено МО

«___»___02__2018г.

___________________

Технологическая карта открытого урока по дисциплине ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

Группа У23тп «Технология продукции общественного питания»

Тема урока: «Избирательная система. Выборы» 1 ч.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Преподаватель: Черемных Наталья Викторовна

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВЫБОРЫ.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Владение базовым понятийным аппаратом политической науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Личностные
результаты

Сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества

Ключевые
компетенции

Ценностно-смысловая (формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности), учебно-познавательная (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, социокультурная (определение своего места и роли в государстве); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации; преобразование, сохранение и передача ее) ; коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); приемами действий в ситуациях общения; умение искать и находить компромиссы); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, избирателя)

Метапредметные
результаты

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информа цию

получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Основное содержание темы, понятия
и термины

Избирательная система РФ. Классификация выборов. Процесс голосования. Выборы, избирательная процедура, избирательное право, ценз.

Образовательные
ресурсы

Видеоурок «Избирательная система РФ » [Электронный ресурс]. Учебник: «Обществознание» для профессий и специальностей технического, естествено-научного, гуманитарного профилей: учебник для студентов сред.проф.образования/А. Г. Важенин.- М.: Издательский центр «Академия»,2016.

Сценарий урока

Форма

контроля

осуществляемые
действия

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют преподавателя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Знакомит с эпиграфом:

Вы можете не заниматься

политикой, политика всё

равно занимается вами.

Шарль Форб де Монталамбер

Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи

Знакомятся с эпиграфом, объясняют его смысл.

Познавательные: анализируют эпиграф; высказывают свое мнение.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную совместно с пре подавателем .

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Индивидуальная.

Объяснительно -

иллюстративный, поисковы й

Организует просмотр видеоматериала «Избирательная система РФ»

Предлагает самостоятельно

проработать § 5.4(с.373-379) , используя метод активного чтения (Приложение 2 );

Смотрят видеоматериал,

делают записи в таблице (приложение 1)

Самостоятельно работают с учебным текстом, используя метод активного чтения, отвечают

Регулятивные: оценивают свои действия (индивидуальные и в группе), распределяют ответственность

Работа с текстом, таблицей , беседа
по вопросам

IV. Первичное закрепление знаний и способов действий

Беседа, работа с текстом, инсерт-метод , заполнить таблицу

(учебник,с.373- 379 )

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно :

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное
российское общество
не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

на вопросы, обсуждают их; структурируют учебный материал, заполняют таблицу ;

(с. 3 73-379 ).

Выполняют задание

Познавательные: ориентируются в современных общественных проблемах (определяют эти проблемы, анализируют ситуации и события), выполняют необходимые действия по поиску материала; структурируют его .

Коммуникативные: формулируют свое мнение,
прислушиваются к мнению других

V. Контроль и самопроверка знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение

Предлагает продемонстрировать выполненную работу, обсудить ее результаты

Несколько студентов знакомят со своими вариантами

Коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Сообщения (результаты учебных действий)

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Ответьте на вопросы:

Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось

легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий
и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VI I . Информация
о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

«Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами
и властью»

Обсудите это дома с родителями и запишите своё мнение и впечатление из 10-15 предложений.

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Приложение 1

Известная информация и предположения

Новая информация

Приложение 2

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения, дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.

Маркировка текста: «v», «+», « – », «?».

Данный прием расширяет кругозор обучающихся, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои индивидуальные действия и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно:

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное российское общество не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

Ответьте на вопросы:

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?

Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png