ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС - выс-ший ор-ган ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Со-вет-ско-го Сою-за в 1917 и 1919-1991 годы, иг-рав-ший так-же роль выс-ше-го ор-га-на государственной вла-сти в СССР.

Впер-вые об-ра-зо-ва-но 10(23).10.1917 года как По-лит-бю-ро ЦК РСДРП(б) для по-ли-тического ру-ко-во-дства воо-руженным вос-ста-ни-ем в Пет-ро-гра-де в це-лях свер-же-ния Временного пра-ви-тель-ст-ва . В его со-став во-шли В.И. Ле-нин, А.С. Буб-нов, Г.Е. Зи-новь-ев, Л.Б. Ка-ме-нев, Г.Я. Со-коль-ни-ков, И.В. Ста-лин, Л.Д. Троц-кий. По-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года вновь об-ра-зо-ва-но как по-сто-ян-но дей-ст-вую-щий ор-ган, ме-ня-ло на-зва-ние: По-лит-бю-ро ЦК РКП(б) (1919-1925); По-лит-бю-ро ЦК ВКП(б) (1925-1952), Пре-зи-ди-ум ЦК КПСС (1952-1966), По-лит-бю-ро ЦК КПСС (1966-1991). Его со-став из-би-рал-ся на пле-ну-мах ЦК. В 1919-1921 годы в По-лит-бю-ро вхо-ди-ли 5 человек (Ка-ме-нев, Н.Н. Кре-стин-ский, Ле-нин, Ста-лин, Троц-кий; с 1921 года вме-сто Кре-стин-ско-го Зи-новь-ев; в 1922 году во-шли так-же А.И. Ры-ков, М.П. Том-ский; в 1924 году, по-сле смер-ти Ле-ни-на, - Н.И. Бу-ха-рин), за-тем чис-ло чле-нов уве-ли-чи-ва-лось (мак-си-маль-но до 16 человек в 1976 году).

Чле-на-ми По-лит-бю-ро яв-ля-лись ге-не-раль-ный (1922-1934 и 1966-1991) или 1-й (1953-1966) сек-ре-тарь ЦК пар-тии (в 1934-1953 годы пост ру-ко-во-ди-те-ля пар-тии от-сут-ство-вал), председатель СНК(СМ) СССР, пред-се-да-тель Пре-зи-диу-ма ВС СССР, ряд сек-ре-та-рей ЦК ВКП(б)-КПСС, пер-вые сек-ре-та-ри КП Ук-раи-ны (с 1930 года; с 1961 года и не-ко-то-рых других рес-пуб-ли-кан-ских ко-ми-те-тов пар-тии; с 1990 года всех), сек-ре-та-ри Московского и/или Ле-нинградского гор-ко-мов пар-тии, с 1973 года так-же пред-се-да-те-ли КГБ, ми-ни-ст-ры иностранных дел и обо-ро-ны. По-пол-не-ние основного со-ста-ва По-лит-бю-ро про-ис-хо-ди-ло главным образом че-рез ин-сти-тут кан-ди-да-тов в чле-ны По-лит-бю-ро.

Фор-маль-но, по Ус-та-ву пар-тии, По-лит-бю-ро бы-ло под-чи-не-но и под-от-чёт-но ЦК, а ос-нов-ной его функ-ци-ей яв-ля-лось ру-ко-во-дство по-ли-тической ра-бо-той ЦК пар-тии ме-ж-ду пле-ну-ма-ми. Фак-ти-че-ски оно ре-ша-ло все наи-бо-лее важ-ные по-ли-тические, идео-ло-гические, хо-зяй-ст-вен-ные, внут-ри- и внеш-не-по-ли-тические во-про-сы. Под-го-тов-ку за-се-да-ний По-лит-бю-ро (про-во-ди-лись в основном еже-не-дель-но, в отдельные пе-рио-ды ча-ще или ре-же) осу-ще-ст-в-лял Сек-ре-та-ри-ат ЦК. По ка-ж-до-му во-про-су по-ве-ст-ки дня (обыч-но свыше 10) за-ра-нее на-зна-чал-ся док-лад-чик, го-то-ви-лись про-ек-ты ре-ше-ний (рас-сы-ла-лись для пред-ва-рительного оз-на-ком-ле-ния чле-нам и кан-ди-да-там в чле-ны По-лит-бю-ро вме-сте с со-про-во-дительными ма-те-риа-ла-ми, под-го-тов-лен-ны-ми со-от-вет-ст-вую-щи-ми государственными ве-дом-ст-ва-ми). На за-се-да-ни-ях мог-ли при-сут-ст-во-вать с пра-вом со-ве-щательного го-ло-са чле-ны ЦК пар-тии. С про-то-ко-ла-ми за-се-да-ний По-лит-бю-ро мог-ли оз-на-ко-мить-ся чле-ны и кан-ди-да-ты в чле-ны ЦК ВКП(б)-КПСС, ру-ко-во-ди-те-ли кон-троль-ных ор-га-нов пар-тии. Ре-ше-ния многих за-се-да-ний фик-си-ро-ва-лись под гри-фом выс-шей сек-рет-но-сти («Осо-бая пап-ка»). Для раз-ра-бот-ки отдельных во-про-сов По-лит-бю-ро соз-да-ва-ло ко-мис-сии. Толь-ко по-сле ут-вер-жде-ния По-лит-бю-ро важ-ней-шие по-ста-нов-ле-ния всех ор-га-нов за-ко-но-дательной вла-сти и пра-ви-тель-ст-ва об-ре-та-ли за-кон-ную си-лу. По-лит-бю-ро так-же ут-вер-жда-ло кан-ди-да-ту-ры на долж-но-сти, от-но-сив-шие-ся к выс-шей но-менк-ла-ту-ре пар-тий-но-го-су-дар-ст-вен-ной.

Пер-во-на-чаль-но чле-ны По-лит-бю-ро име-ли от-но-си-тель-но раз-ные взгля-ды на так-ти-ку при-хо-да боль-ше-ви-ков к вла-сти и спо-со-бы строи-тель-ст-ва со-циа-лиз-ма, хо-тя в 1917 и 1919-1923 годы без-ус-лов-но пре-об-ла-да-ла по-зи-ция В.И. Ле-ни-на . В пе-ри-од его тя-жё-лой бо-лез-ни и по-сле смер-ти в По-лит-бю-ро раз-вер-ну-лись от-кры-тые дис-кус-сии и идей-ная борь-ба ме-ж-ду бли-жай-ши-ми со-рат-ни-ка-ми Ле-ни-на по пар-тии. В 1924 году по-тер-пе-ла по-ра-же-ние воз-глав-ляе-мая Л.Д. Троц-ким «ле-вая оп-пози-ция», в 1925 году - «но-вая оп-по-зи-ция» во гла-ве с Г.Е. Зи-новь-е-вым и Л.Б. Ка-ме-не-вым, в 1927 году - «объ-е-ди-нён-ная оп-пози-ция», в 1929 году - «пра-вая оп-по-зи-ция» (Н.И. Бу-ха-рин, А.И. Ры-ков, М.П. Том-ский). Борь-ба со-про-во-ж-да-лась «чи-ст-ка-ми» в пар-тии и за-кон-чи-лась по-бе-дой И.В. Ста-ли-на (ге-не-раль-ный сек-ре-тарь ЦК КПСС в 1922-1934 годы) и его еди-но-мыш-лен-ни-ков. В 1926-1937 годы их оп-по-нен-ты бы-ли вы-ве-де-ны из По-лит-бю-ро. Влия-ние Ста-ли-на и в По-лит-бю-ро, и в ЦК ста-ло оп-ре-де-ляю-щим. К концу 1930 года в со-став По-лит-бю-ро вхо-ди-ли К.Е. Во-ро-ши-лов, Л.М. Ка-га-но-вич, М.И. Ка-ли-нин, С.М. Ки-ров, С.В. Ко-си-ор, В.В. Куй-бы-шев, В.М. Мо-ло-тов, Я.Э. Руд-зу-так, Г.К. Ор-д-жо-ни-кид-зе, Ста-лин. В 1936-1939 годы бывшие чле-ны По-лит-бю-ро - А.С. Буб-нов, Бу-ха-рин, Зи-новь-ев, Ка-ме-нев, Н.Н. Кре-стин-ский, Ко-си-ор, Руд-зу-так, Ры-ков рас-стре-ля-ны (Г.Я. Со-коль-ни-ков в 1939 году убит в тюрь-ме, Троц-кий вы-слан из СССР в 1929 году).

- (Политическое бюро ЦК КПСС), избиралось Центральным комитетом. Впервые образовано 10(23) октября 1917 для руководства вооруженным восстанием. Функционировало в 1919 91 (в 1952 66 Президиум ЦК КПСС) … Энциклопедический словарь

ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС, высший руководящий орган КПСС. Избиралось Центральным Комитетом партии. Впервые образовано 10.10.1917 для руководства вооружённым восстанием. Функционировало в 1919 1952; в 1952 66 функции Политбюро выполнял Президиум ЦК КПСС.… … Русская история

Современная энциклопедия

- (Политическое бюро ЦК КПСС) избиралось Центральным комитетом. Впервые образовано 10(23).10.1917 для руководства вооруженным восстанием. Функционировало в 1919 91 (в 1952 66 Президиум ЦК КПСС) … Большой Энциклопедический словарь

Политбюро ЦК КПСС - (Политическое бюро ЦК КПСС), избиралось Центральным комитетом для решения политических и организационных вопросов в период между пленумами ЦК. Впервые образовано 10(23).10.1917 для политического руководства вооруженным восстанием. Как постоянно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Политбюро ЦК КПСС - (Politburo), высший партийный орган в быв. СССР. Возникнув в 1919 г. как рабочий орган Центрального Комитета Коммунистической партии, Политбюро фактически стало высшим руководящим органом страны после смерти Ленина … Всемирная история

- (Политическое бюро Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза) избиралось Центральным комитетом. Впервые образовано 10(23).10.1917 в РКП(б) для руководства вооруженным восстанием. Функционировало в 1919 91 (в 1952 66 Президиум … Политология. Словарь.

Политическое бюро ЦК КРСС, руководящий парт. орган, избираемый пленумом ЦК партии для руководства политич. работой ЦК между пленумами; существовал в 1917 52; по решению XIX съезда КПСС (1952) был преобразован в Президиум ЦК КПСС. Политбюро… … Советская историческая энциклопедия

Политическое бюро ЦК КПСС, руководящий партийный орган, избираемый ЦК для руководства работой партии в период между пленумами ЦК. В его состав входят руководители высших партийных и государственных органов, наиболее видные и опытные… … Большая советская энциклопедия

РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель Эпоха застоя Перестройка Партийная организация Политбюро … Википедия

Книги

  • "А было это так... Из дневника члена Политбюро ЦК КПСС" , В. И. Воротников. В книгу видного государственного и политического деятеля СССР и РСФСР В. И. Воротникова вошли его дневниковые записи периода 1982-1991 гг., в которых автор раскрывает деятельность Политбюро…
  • Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. В 3 томах. Том 3. Середина 80-х годов - 1991 , . Документы Политбюро ЦК КПСС, стенограммы заседания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х…

РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель Период застоя Перестройка Партийная организация Политбюро … Википедия

политбюро - , нескл., ср. 1. Руководящий партийный орган. ◘ Политбюро ЦК ВКП(б) было утверждено в мае 1917. МСЭ, т. 2, 688. Политбюро ЦК КПСС. Политбюро ЦК Компартии Австрии. Политбюро ЦК МНРП. Розенталь, 1985, 220. 2. Окружной или уездный орган ЧК в … Толковый словарь языка Совдепии

ПОЛИТБЮРО, нескл., ср. (неол.). Политическое бюро, руководящий орган ЦК ВКП(б); см. полит…. Центральный комитет организует: для политической работы Политическое бюро… Устав ВКП(б). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

политбюро - нескл., politique + bureau m. ср. 1. Политическое бюро, руководящий орган ЦК ВКП(б). Уш. 1939. 2. В рапорте начальнику губотдела ГПУ 20 летний чекист жаловался: .. работая в Тобольском политбюро (так назывались уездные чрезвычайные комиссии. А. П … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Политическое бюро ЦК КРСС, руководящий парт. орган, избираемый пленумом ЦК партии для руководства политич. работой ЦК между пленумами; существовал в 1917 52; по решению XIX съезда КПСС (1952) был преобразован в Президиум ЦК КПСС. Политбюро… … Советская историческая энциклопедия

Коммунистическая партия Советского Союза Лидер: Геннадий Зюганов Дата основания: 1912 (РСДРП (б)) 1918 (РКП (б)) 1925 (ВКП (б) … Википедия

РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Сталинизм Хрущёвская оттепель Эпоха застоя Перестройка Партийная организация Политбюро Секретариат Оргбюро Центральный Комитет… … Википедия

Книги

  • Политбюро и вредители Кампания по борьбе с вредительством на объектах военной промышленности , Мозохин О. (отв. сост.). Начиная со второй половины 1920-х годов основную ответственность за экономические трудности в стране сталинское руководство возлагало на "классовых врагов", "саботажников", "вредителей"…
  • Политбюро и крестьянство. Высылка, спецпоселение. 1930-1940. В 2 книгах. Книга 1 , . В две книги издания включены документы Архива Президента Российской Федерации, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики, Российского…

КОГДА ВОЗНИК ЗАМЫСЕЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ?
Коварный замысел… как считают некоторые.

В марте 1985 года М.С.Горбачев был избран Генеральном секретарем ЦК КПСС.

И, о ужас, у него не было готового плана перестройки. У него вообще не было никакого плана, расписанного до мелочей: номер пункта, содержание мероприятия, сроки, ответственные…

Зато у него было Политбюро ЦК в составе, избранном в марте 1981 г. на Пленуме ЦК после ХХУI съезда КПСС (состав, правда, к марту 1985 года претерпел некоторые изменения):

Состав Политбюро ЦК КПСС
после ХХVI съезда КПСС
(март 1981 г.)

Изменения в составе к мартовскому (1985 г.) Пленуму ЦК КПСС:

Члены Политбюро:

Ю. В. Андропов

скончался 9 февраля 1984 г.

Л. И. Брежнев

скончался 10 ноября 1982 г.

М. С. Горбачев

В. В. Гришин

А. А. Громыко

А. П. Кириленко

выведен 22 ноября 1982 г.

Д. А. Кунаев

А. Я. Пельше

скончался 29 мая 1983 г.

Г. В. Романов

М. А. Суслов

скончался 25 января 1982 г.

Н. А. Тихонов

Д. Ф. Устинов

скончался 20 декабря 1984 г.

К. У. Черненко

скончался 10 марта 1985 г.

В. В. Щербицкий

Кандидаты в чл. Политбюро:

Г. А. Алиев

член ПБ с 22 ноября 1982 г.

П. Н. Демичев

Т. Я. Киселев

скончался 11 января 1983 г.

В. В. Кузнецов

Б. Н. Пономарев

Ш. Р. Рашидов

скончался 31 октября 1983 г.

М. С. Соломенцев

член ПБ с 26 декабря 1983 г.

Э. А. Шеварднадзе

Введены в Политбюро после съезда:

В. И. Долгих

канд с 24 мая 1982 г.

В. И. Воротников

канд с 15 июня 1983 г.
член ПБ с 26 декабря 1983 г.

В.М. Чебриков

канд. с 26 декабря 1983 г.

В "наследстве" у М.С.Горбачева была Шестая статья Конституции СССР и "застой" в самых разных проявлениях: дефицит, коррупция, устаревшее оборудование предприятий, пьянство, война в Афганистане, участие в гонке вооружений, цензура, и общественные настроения, выражавшиеся словами "они делают вид, что нам платят, а мы делаем вмд, что работаем".

Первыми лозунгами были "ускорение", "социализм с человеческим лицом". Первыми действиями – борьба с пьянством, "разрядка" в международных отношениях, введение госприемки, ликвидация последствий Чернобыля.

И еще легкая чистка кадров. Из состава Политбюро были выведены Г.В.Романов, В.В.Гришин, Н.А.Тихонов, введены члены Политбюро Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, кандидаты – Б.Н.Ельцин, Н.В.Талызин, С.Л.Соколов.

Вообще-то задача, которую хотелось решить М.С.Горбачеву, формулируется просто и даже банально: сделать жизнь людей лучше.

Но как это сделать никто не знал.

Конечно, можно было закрутить гайки, но… это уже пробовали, не один раз и не получалось. Да и вообще – что это за дикость – гайки закручивать, навести порядок – это совсем другое, но опять же какой порядок и как...

За несколько лет до перестройки Ю.В.Андропов признался, что руководство страны плохо знает страну, в которой живет. Горбачев мог бы сказать, что он знал, что ситуация плохая, но даже не догадывался до какой степени.
В книге "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", выпущенной весной 1988 года, М.С.Горбачев писал:

"Непредвзятый честный подход привел нас к неумолимому выводу: страна оказалась в предкризисном состоянии. Такой вывод был сделан на состоявшемся в апреле 1985 года Пленуме ЦК..."

Что надо делать с системой, если она вот-вот войдет в кризис? С чего начинать?

Улучшать реализацию отдельных функций – планирование, исполнение, контроль, стратегию? Менять структуру органов управления? Менять кадры?

Конечно, есть замечательный анекдот о том, что систему менять надо, но это все-таки о водопроводе.

Еще можно было бы сказать, что надо срочно, решительно, радикально вводить рыночную экономику. Это было бы яркое, смелое предложение. Но при этом надо еще понимать, каким образом удержать от революционных выступлений массы работников разом обанкротившихся предприятий. Диктатурой?

«Ускорение» стало нащупыванием, поиском новых методов хозяйствования, которое показало, что надо менять принципы планирования, вводить самоокупаемость, хозрасчет с сопутствующими социальными последствиями, а значит надо менять систему управления народным хозяйством.
После Чернобыля, падения мировых цен на нефть, снижения поступлений в бюджет от продажи алкоголя ситуация в экономике стала ухудшаться еще быстрее. Что делать?

После октября 1917 года политику большевиков проводили в жизнь комиссары. В Китае культурную революцию проводили через «хунвэйбинов» под лозунгом «Огонь по штабам».

В СССР не было ни революции, ни гражданской войны и реформы должны были проводить мирными средствами вполне мирные люди, которых в то время иногда называли «прорабы перестройки». Этими прорабами должны были бы быть прежде всего партийные работники – авангард советского общества. Были бы должны…

Однако они были авангардом, не избранным демократически и свободно в качестве признанных, уважаемых и авторитетных лидеров, а авангардом назначенным, номенклатурным.

А для номенклатурного работника главные качества - исполнительность, дисциплинированность, энергичность в выполнении указаний, преданность, карьеризм, конечно.

Надо было менять систему номенклатурной, бюрократической власти в СССР, а это и означало политическую реформу.

К пониманию необходимости изменений в политической системе Горбачев пришел… впрочем, точная дата этого осознания неизвестна.

А вот появление возможностей для реализации этого понимания можно проследить.

В воспоминаниях А.Н.Яковлева («Сумерки») упоминается, что еще в декабре 1985 года он подготовил для М.С.Горбачева записку, в которой, в частности, упоминал о необходимости проведения выборов депутатов на альтернативной основе, свободных и демократичных, с количеством кандидатов не менее двух... И будто бы М.С.Горбачев заметил по этому поводу, что это еще «преждевременно».

Можно предположить, что М.С. уже думал об этом, раз оценил, что «не время».
Можно не предположить, а уверенно утверждать, что в 1986 году ЦК КПСС своего генсека не поддержал бы с такой идеей. Такой был состав ЦК, таким было Политбюро.

1986

18 февраля 1986 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором рассматривался проект новой Программы КПСС. В ней содержались отдельные положения, связанные как с избирательной системой, так и с общей демократизацией общественной жизни.

Но как бы вы интерпретировали, например, слова о "все более полном вовлечении граждан в управление государственными и общественными делами" – как повторяющийся из года в год штамп или заявку на что-то конкретное? А есть ли для вас разница между «развитием» и «совершенствованием» избирательной системы?

О смысле и предстоящем конкретном наполнении этих слов знали немногие. Да что там "знали", и думали-то об этом немногие. А простым избирателям вообще было не слишком ясно, что, как и будет ли вообще. Была (а может только появлялась) надежда...

Гораздо интереснее и понятнее были слова о том, что "Будет подниматься роль общих собраний и советов трудовых коллективов... осуществляться переход к выборности мастеров, начальников участков и руководителей других производственных подразделений".

На XXVII съезде партии в феврале 1986 года М.С.Горбачев сказал:

"Партия будет и впредь заботиться о том, чтобы депутатами избирались наиболее достойные люди, способные на высоком уровне вести государственные дела, чтобы состав Советов систематически обновлялся...»

Ничего удивительного, партия всегда заботилась об этом.

«Демократия - это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может раскрыть свои возможности социалистическое общество»

Но кто бы знал, что все-таки имеется в виду...

Кстати, после ХХУII съезда КПСС (в марте 1986 года) состав Политбюро был все равно не вполне (как нам представляется сейчас) "перестроечным":

Члены Политбюро: Г. А. Алиев, В. И. Воротников, М. С. Горбачев, А. А. Громыко, Л. Н. Зайков, Д. А. Кунаев, Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков, М. С. Соломенцев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе, В. В. Щербицкий

кандидаты в члены Политбюро:
П. Н. Демичев, В. И. Долгих, Б. Н. Ельцин, Н. Н. Слюньков, С. Л. Соколов, Ю. Ф. Соловьев, Н. В. Талызин

Таким был "авангард" перестройки.

Переломным стал 1987 год.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС был одобрен проект Закона о государственном предприятии для вынесения его на всенародное обсуждение, а в июне на Пленуме ЦК обсуждалась комплексная программа экономических преобразований.

C январского Пленума ЦК началось и политическое реформирование страны М.С.Горбачев предложил внести изменения в избирательное законодательство и при этом вынести и этот проект закона на всенародное обсуждение.

Вот это было уже сенсацией!

Выносить проект закона на обсуждение гражданами страны – такого за семьдесят лет Советской власти, кажется, не было?!

Хотя нет, в 1936 году был опубликован проект «сталинской» конституции и он широко обсуждался (но естественно с точки зрения полной поддержки и восхищения – если судить по публикациям в советской печати), в том же году в прессе обсуждали закон об абортах, да и в более поздние годы, насколько помнится, сначала ЦК КПСС (кажется, с Советом Министров) утверждал документ под названием проект «Основных направлений развития народного хозяйства на период…», его публиковали в газетах, а потом Верховный Совет его утверждал.

Так что строго говоря, Горбачев был не первым руководителем страны, который интересовался мнением народа.
Но он был первым, кто собирался делать это искренне, поскольку до него все выносимые для народного «обсуждения» проекты предполагали исключительно их одобрение, то есть все "обсуждения" имели исключительно пропагандистское значение.

Главные изменения, о которых говорилось на январском пленуме ЦК, должны были касаться того, что на один депутатский мандат смогут претендовать несколько кандидатов. При этом говорилось и о необходимости альтернативности во внутрипартийной жизни - о выборах партийных руководителей из нескольких кандидатур.

Вот это уже сенсация!

Конечно, специалисты по избирательному законодательству скажут, что еще Сталин хотел сделать выборами альтернативными, но пусть эти специалисты расскажут вам, что из этого вышло. Никакой альтернативности, а сплошной «большой террор».

В феврале 1987 года Президиум ВС РСФСР принимает Указ "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР" и выпускает Постановление "О проведении в порядке эксперимента выборов в местные Советы народных депутатов РСФСР по многомандатным избирательным округам".

На собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты могло рассматриваться несколько кандидатур, право выдвижения получили первичные общественные организации - сельские, уличные, домовые комитеты, советы женщин, ветеранов войны и труда, районные потребительские общества, общество "Знание" и т.д.

Вносились изменения в содержание данных о кандидате в бюллетене, расширялись права избирательных комиссий.

Экспериментальные выборы проводились по многомандатным округам и стоит обратить внимание еще на две особенности этого эксперимента.

Во-первых, проводилось окружное совещание, которое рассматривало выдвинутые кандидатуры и могло внести изменения в список кандидатов, а потом уже список утвержденных этим совещанием кандидатур кандидатов передавался на окончательное утверждение в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты.

Во-вторых (поскольку округа были многомандатными) избранным считался кандидат, который набирал наибольшее количество голосов (при превышении необходимого минимума 50% + 1 голос), а другие кандидаты, получившие больше половины голосов, становились так называемыми «резервными депутатами», которые могли участвовать в работе совета с правом совещательного голоса, а в случае выбытия «основного» кандидата становились депутатами без всяких выборов.

Эксперимент касался выборов только в местные советы - районные, городские (городов районного подчинения), поселковые и сельские советы и охватил около 4-5% районов страны, в целом на 94 тыс. мандатов было выдвинуто свыше 120 тыс. кандидатов

Эксперимент оригинальный (особенно в части №резервных" депутатов), спорный, конечно, но немного приучавший и кандидатов, и избирателей к тому, что на выборах может быть конкуренция.

Этот механизм – проведение отбора выдвинутых на собраниях трудовых коллективов кандидатов перед их регистрацией был использован и при подготовке закона о выборах народных депутатов СССР и вызывал недовольство и незарегистрированных кандидатов, и избирателей.

1988 год - ХIХ Всесоюзная партконференция

Один из соратников М.С.Горбачева - В.А. Медведев в своих воспоминаниях ("В команде Горбачева: взгляд изнутри") рассказывает:

"Все мы были единодушны в том, что в политической системе нужны коренные перемены в направлении правового государства. В существующем порядке отсутствовало главное - контроль снизу за органами государственной власти и управления, их руководителями.

Бесконтрольность власти развращает тех, кто стоит у ее кормила, не говоря уже о том, что она неспособна обеспечить высокое качество управления. Оказалась приниженной роль Советов. Состав депутатов вроде бы отличался достаточной представительностью, но он не был результатом демократического волеизъявления, а просто заранее подгонялся под заданные параметры посредством "выборов без выбора". Работа Советов носит формальный характер и сводится к штамповке законов и постановлений, подготовленных аппаратом, без глубокого проникновения в их содержание. В этих условиях не могло быть и речи о сколько-нибудь действенном контроле за исполнительной властью со стороны Советов.

Мы полностью отдавали себе отчет в том, что корень дела - во взаимоотношениях государства и партии. Власть и управление в стране принадлежат по существу партии, осуществляются партийными органами, в избрании которых не участвуют 4/5 населения страны. В решениях партийных органов даются прямые указания по тем или иным вопросам государственной, хозяйственной и культурной жизни.

Ведомства центрального государственного управления - по иностранным делам, обороне, госбезопасности, внутренним делам, культуре, телевидению и радиовещанию, издательствам -- и многие другие лишь номинально входят в правительство, а фактически работают под руководством ЦК. В рамках ЦК в виде отраслевых отделов сформировался и аппарат хозяйственного управления.

Аналогичная картина и на местах. В противоречие даже с действующей Конституцией, первичные партийные организации наделены Уставом КПСС правом контроля деятельности администрации всех предприятий и организаций.

Замысел Горбачева оказался иным: превратить Советы в постоянно действующие органы, учредить посты председателей Советов всех уровней, как высших должностных лиц, имея в виду, что руководитель партийной организации соответствующего уровня, а в стране - лидер партии, избирается председателем соответствующего Совета. Все это теперь хорошо известно и уже в значительной мере ушло в историю.

Насколько я мог уловить, вариант Горбачева был продиктован стремлением поднять роль Советов, превратить их в действительно работающие органы народной власти".

На XIX Всесоюзной конференции КПСС (28 июня - 1 июля 1988 года) была принята резолюция "О демократизации советского общества и реформе политической системы", в которой, в частности, говорилось о том, что должно быть обеспечено право неограниченного выдвижения кандидатур, широкое и свободное их обсуждение, включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение процедуры выборов, регулярная отчетность депутатов и возможность их отзыва.

Это уже была конкретика.

Необходимо сказать о том, что в советские времена на всех предприятиях, в организациях и учреждениях была развита система политпросвещения, проведения лекций, политинформаций, собраний для разъяснения решений партии и правительства, международной обстановки. Партийные организации практически все и в обязательном порядке проводили партийные собрания по итогам пленумов и съездов партии, готовили партийных пропагандистов для разъяснения и т.д. Было еще и общество «Знание», лектора которого читали лекции на самые разные темы.

В перестроечные годы (особенно после 1987 г.) разъяснение решений партии стало переходить в их обсуждения – все более живые, непосредственные и дискуссионные. А как иначе? Ведь партия начала политику гласности и демократизации!

В 1987 году стали возникать первые дискуссионные общественно-политические клубы, а в 1988 году появляться и народные фронты, а некоторые группы стали даже называть себя партиями ("Демократический союз"). Впрочем, подробнее обо всем этом в разделе Народный фронт .

В конце сентября 1988 г. на Политбюро ЦК КПСС были обсуждены предложения об изменениях и дополнениях Конституции, а также по выборам народных депутатов СССР. После рассмотрения в Верховном Совете СССР они были опубликованы для всенародного обсуждения.

Это было действительно обсуждение – с резолюциями собраний, с письмами в газеты и журналы. И не было сплошного «одобрямс» - от граждан, трудовых коллективов, общественных организаций, научных и учебных заведений, средств массовой информации поступило более 120 тысяч предложений и замечаний.

1 декабря 1988 г. внеочередная 12-я сессия Верховного Совета СССР приняла Законы "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР" и "О выборах народных депутатов СССР", а также постановление "О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства".

Менялось не просто выборное законодательство, менялась система органов власти в стране.

Был учрежден новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР, который должен был собираться один раз в год. Съезд избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР. Съезд народных депутатов был правомочен решать любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. К исключительному ведению Съезда относилось: принятие Конституции СССР и внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национально-государственного устройства; установление государственной границы СССР, утверждение изменения границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики; утверждение перспективных государственных планов; избрание Верховного Совета СССР, Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР.

Съезд состоял из 2250 депутатов и формировался из трех основных частей: 750 депутатов избирались по территориальным округам на основе равного избирательного права (численность избирателей по коругам была сопоставима), 750 отражали представительство административно-территориальных единиц и избирались по национально-территориальным округам (численность избирателей по округам различалась существеннее), 750 – избирались на пленумах и съездах общественных организаций по разной квоте представительства: например, 100 депутатов от КПСС, 1 от общества филателистов.

Были эти изменения революционными или половинчатыми, сохранявшими устойчивость власти, компромиссными, провоцирующими, стимулирующими активность, продуманными? Подходы могут быть разными. Можно оценивать их с точки зрения формальной, содержательной, лично эгоистичной (как мне или вам хотелось бы), государственной (как было бы полезно для отечества) и т.д.

Формально , измененная Конституция СССР и новый избирательный закон стали менее демократическими:

Выборы народных депутатов стали не вполне равными и прямыми, только две трети депутатов избиралось непосредственно гражданами, а треть своеобразными «выборщиками» в «общественных организациях» (а почему именно в этих и почему именно такие квоты -?), причем не членами этих организаций, а их «делегатами». В результате в округах на каждый мандат депутата пришлось по 230,4 тыс. избирателей, а в «общественных организациях» - по 21,6 избирателей (в десять с лишним тысяч раз меньше!).
На выборах не соблюдался принцип «один человек - один голос». Один и тот же избиратель мог голосовать и в своем округе, и в тех общественных организациях, членом руководящих органов которых являлся. А уж участвовать в выдвижении кандидатов можно было теоретически многократно.

Однако практика выборов по сравнению с предыдущими десятилетиями оказалась революционной .


НЕКОТОРЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ:

Число кандидатов в народные депутаты не ограничивалось, каждый участник собрания по выдвижению кандидатов в депутаты мог предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. Также гарантировалось, что в избирательные бюллетени может быть включено неограниченное число кандидатов.

Было установлено право выдвижения кандидатов в депутаты собраниями избирателей по месту жительства, при этом собрание считалось правомочным, если на нем присутствовало 500 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.

Было закреплено право избирателей вести агитацию как "за", так и "против" кандидатов в депутаты на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Кандидат в депутаты мог выступать с программой своей будущей деятельности.

Появились нормы закона о наблюдателях - представителях трудовых коллективов, общественных организаций, собраний избирателей, доверенных лицах, а также представителях печати, телевидения, радио, которые могли присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов.

Устанавливалось, что решения участковой комиссии могут быть обжалованы в суде, а не в местном Совете, образовывавшем избирательную комиссию, как это было прежде.

Конечно, были и «антидемократические» нормы об окружных собраниях, которые окончательно формируют список кандидатов по округу, то есть служат неким «ситом», и конечно, эти выборы от общественных организаций…

Правда было еще одно и, возможно, самое «недемократическое решение» о том, что должно быть обеспечено совмещение постов руководителя партийной организации и председателя соответствующего Совета на всех уровнях. То есть (например) председателем Моссовета мог быть только депутат Моссовета являющийся руководителем Московской парторганизации, или председателем Верховного Совета Украины мог быть только депутат съезда НД Украины, являющийся первым секретарем ЦК Компартии Украины.

А оборотной стороной этой «антидемократичной» нормы стало то, что если первый секретарь товарищ Пупкин, не становился депутатом, то он не мог стать и председателем Совета. Но тогда председателем Совета должен был стать какой-нибудь товарищ Тяпкин и он же должен стать руководителем парторганизации. Ведь совмещение постов обязательно. А товарищ Пупкин должен отправляться в отставку… Говоря проще, если секретарь горкома оказывался без депутатского мандата, то секретарем горкома партии мог и должен был стать только кто-либо из депутатов.

И это была ловушка для партработников, которая сработала.

Здравствуйте уважаемые.
Закончим сегодня с Вами серию постов про Политбюро эпохи Брежнева, но, возможно, не закончим тему в принципе:-) Наверное она мало кому интересна, но вот мне самому нравится:-))
Итак, в прошлый раз мы остановились вот тут вот:

Очередной XXV по счету съезд КПСС, прошедший в марте 1976 года избрал новый состав Политбюро.
Теперь оно выглядело так: "старые члены" Брежнев, Косыгин, Суслов, Подгорный, Кириленко, Мазуров, Пельше, Кулаков, Андропов, Гришин, Гречко, Громыко, Кунаев, Щербицкий . На место секретаря вместо Кулакова взяли Устинова . А также ввели нового члена Политбюро -Первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Романов . В таком составе Политюбюро просуществовало меньше месяца - ибо в апреле 1976 умер маршал Гречко . Новым министром обороны стал Устинов .
Собственно говоря у нас 2 новичка.
Дмитрий Фёдорович Устинов уникален уже хотя бы тем, что он один из двух людей, у которого 11(!!!) орденов Ленина. Второй - Министра Внешней торговли Николай Патоличев.
Протеже Лаврентия Берии Дмитрий Устинов был Наркомом Вооружений в Великую Отечественную, оставался на этой должности и поле войны, переименованный в министра вооружений, а затем в министра оборонной промышленности СССР.

Во время выступления Антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова, Устинов выступил на стороне Хрущёва, за что был замечен и выдвинут по партийной линии, став не только технократом, но и аппаратчиком. В Политбюро Устинов пробудет вплоть до свей смерти в 1984 году и в честь него на короткий срок переименуют даже город Ижевск.

Еще более интересная фигура - это Григорий Васильевич Романов . Фронтовик, пробившийся с самых низов с 1970 года стал Первым секретарем Ленинградского обкома КПСС и оставался таким 13 лет. И будем объективны-очень и очень много сделавший для города. Сейчас, когда уже сошла пыль оголтелости 90-х, можно объективно оценивать ту или иную личность. И факт в том, что Романов это человек, несмотря на все недостатки, был для города полезным. Хотя далеко не все его в городе любили и слухи пускались постоянно. Одна только фишка про свадьбу дочери в и в Эрмитаже чего стоила:-)

Я кстати, смутно помню его. У меня детский садик, в который я недолго ходил, был в Осиновой Роще, практически напротив его дачи, где он любил отдыхать. Машину помню и улыбающегося и махающего мне рукой человека в ней тоже:-))
Романов был человеком Андропова, и должен был стать его приемником. Но там сложно все получилось. Фактически его технично отодвинули, выбрав больного Черненко. А при Горбачеве он вовсе слетел со всех постов. До своей смерти в 2008 году жил скромным пенсионером.

Окончательная консолидация власти в руках Леонида Ильича произошла на майском Пленуме ЦК КПСС в 1977 года. Надоевший Брежневу Подгорный был отправлен в отставку, а сам Леонид Ильич стал председателем Президиума Верховного Совета СССР, сосредоточив в своих все полноту власти и де-факто, и де-юре.
За следующие 5 лет до смерти Брежнева в ноябре 1982 года были введены еще 3 человека в состав Политбюро, а двое умерли. Ушли из жизни умница Алексей Косыгин , и главный идеолог страны Михаил Суслов .
Были введены в состав будущие Генсеки Константин Черненко (1979 год) и Михаил Горбачев (1980), а также Николай Тихонов (1979 год).
Именно этим интересным технократом мы и закончим наше повествование. Старй друг Брежнева,Тихонов сделал карьеру на стезе Черной металлургии. Беря власть в свои руки Брежнев активно двигал и Тихонова - 1965 году он был назначен заместителем председателя Совета министров СССР, а после смерти Косыгина стал и советским Премьером. Ну а затем вошел в Политбюро

27 сентября 1985 года Николай Александрович Тихонов был официально освобождён от обязанностей Председателя Совета Министров СССР «по состоянию здоровья» (атеросклероз мозговых сосудов); новым Председателем Совета Министров СССР был назначен значительно более молодой Рыжков. 15 октября 1985 года Пленум ЦК КПСС вывел его из членов Политбюро ЦК КПСС. В 1986-88 гг. — государственный советник при Президиуме ВС СССР. С 1988 года был персональным пенсионером союзного значения. Умер в 1997 году. Денег на похороны не нашлось и хоронили его за государственный счет. А потому, что все свои деньги и пенсию он отдавал в детские дома и на обустройство пионерских лагерей. Что, согласитесь очень положительно характеризует этого человек.


Последний Политбюре "брежневской эпохи" выглядел так: Брежнев, Тихонов, Суслов, Кириленко, Устинов, Пельше, Черненко, Андропов, Гришин, Громыко, Кунаев, Щербицкий, Романов, Горбачев

На этом,пожалуй все.
Надеюсь, Вам было интересно:-)
Приятного времени суток.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png