Победоносные японские войска выкрикивают "Банзай!", узнав об очередной победе в начале 1942 года. [b]

Они бились в промерзших степях Монголии против Красной Армии под командованием генерала Жукова, на холмах и долинах Китая против националистических сил генералиссимуса Чан Кайши и коммунистов Мао Цзэдуна, в душных джунглях Бирмы против британских, индийских и американских войск, против американских морских пехотинцев и солдат на многочисленных островах и атоллах южных морей и центральной части Тихого океана. И какой бы сильный ни был враг, какими бы сложными ни были условия военных действий и климат, они никогда не сдавались в плен. Ибо они всегда сражались до последнего солдата. И за это им вечная память. [b]Они – солдаты Японской Императорской Армии.

В первые месяцы войны, подобно своим германским союзникам, японцы сметали всех противостоящих им противников

Военная традиция японской армии 1900-1945 годов

Японский солдат периода Второй мировой войны был упорным, выносли-вым и находчивым бойцом. В степях и долинах Маньчжурии и Китая, в туманных джунглях Бирмы и островов южных морей, на коралловых атоллах Тихого океана - повсюду японская армия показывала свое фанатическое упорство в бою. Американские, британские, австралийские, новозеланд-ские, советские и китайские солдаты обнаружили, что японский пехотинец столь же хорош, как и его германский соратник, а может быть, и превосходит его. Еще важнее оказалась способность японского солдата применять в боевой обстановке современные технологии. Хотя пехота и оставалась основой армии Японии, ее солдаты располагали большим арсеналом оружия, включая танки, стрелковое вооружение, самолеты и артиллерию. Когда это вооружение сочеталось с тактическими и оперативными доктринами ведения наступательных и оборонительных операций, воины Японской Императорской армии могли более чем соответствовать своим западным противникам.

Истоки боевых способностей японского пехотинца восходят к военному прошлому страны. Воспитанный в традициях воинов-самураев, японский солдат, будь то офицер или рядовой, был умелым бойцом, обученным в духе древнего искусства ведения войны. Действительно, милитаризм оказывал сильнейшее влияние на все японское общество на протяжении его истории с XII века и до первых контактов с Западом в 1856 году. Он чрезвычайно повлиял и на развитие Японии как современно-го государства. Самураи не просто были политической элитой, общество воспринимало их как совесть нации. Мораль и дух воина так же обеспечивали влияние самураев на общество, как и материальные рычаги.

Понимание этого факта позволяет уяснить причину возникновения «параллельного» военного правительства, возглавляемого кабинетом сегуна, или генералиссимуса. В отличие от средневековой Европы, самураи превосходили аристократию и в культурном, и в политическом лидерстве. Со временем японское общество стало милитаризованным, основанным на феодальных понятиях службы и лояльности к нации. За время контактов Японии с конфуцианским Китаем неоконфуцианская философия, в свою очередь, влияла на развитие кодекса воина, или Бусидо. Именно «дух воина», или Бусидо, подвиг Японию в 1856 году, после прибытия американской эскадры коммодора Мэтью Перри, впервые открыть свои двери Западу, а затем вдохновил ее на быстрый территориальный рост в Северо-Восточной Азии. Начиная с оккупации Тайваня в 1895 году, и до конца Первой мировой войны, когда японские армии захватили германские концессии в Китае, Япония приступила к расширению своей империи. В межвоенный период (1919-1941) в политическом и военном влиянии в Азии она уступала только Соединенным Штатам.

Распространению границ империи в этот период способствовало мощное развитие ее вооруженных сил, и в особенности наращивание на западных рубежах армии и флота, которые постоянно вдохновлялись древним воинским духом. Именно он продвигал японские войска на Тихом океане и в конце концов в сентябре 1945 года привел к поражению от тех самых западных стран, которые когда-то познакомили самураев с современным оружием.

Как и большинство западных держав, Япония готовила свою армию ко Второй мировой войне три первых десятилетия XX века. Хотя японская армия, получившая современное вооружение, изучала методы ведения войны, применявшиеся западными государствами в ходе Первой мировой (1914-1918), многие старинные приемы и способы обучения солдат сохранялись спустя долгое время после появления в Японии начиная с Реставрации 1868 года французских, германских и в меньшей мере британских военных инструкторов.

Три самурая в искусно украшенном традиционном боевом облачении - иллюстрация начала ХХ века. Под влиянием правящего класса самураев милитаризация японского общества возрастала вплоть до начала Второй Мировой Войны

В течение столетий самураями сливались воедино некоторые аспекты учений дзена и неоконфуцианства, что в конечном счете привело к возникновению Бусидо (кодекса воина). Дзен привнес в японское общество жесткую дисциплину или гражданскую форму милитаризма (со временем укрывшуюся под покровом военных искусств), а конфуцианство - подчеркнутый патернализм; в результате Япония оказалась открытой для милитаризма самурайского класса. Эта философия быстро сплотила раздробленную феодальную страну, точно так же как Бисмарк после 1864 года смог объединить Германию, опираясь на прусскую армию. Дзен-буддизм, который проповедовал монах секты дзен Нантембо (1839-1925), оказал большее влияние на японский милитаризм, чем официальная религия государства - синто, поскольку большинство выдающихся гражданских и военных деятелей в начале XX века склонялось к проповедям Нантембо.

Помимо дзена и конфуцианства, японское военное искусство испытывало влияние даосизма и синтоизма. После почти столетней гражданской войны Япония объединилась благодаря влиянию класса самураев на японское общество. Знаменитый мастер меча Миямото Мусаси в своей «Книге пяти сфер» подчеркивал различия влияния дзена и конфуцианства на японскую культуру. Он писал: «Буддизм - путь помощи людям. Конфуцианство - путь цивилизации». По мере того, как в конце XIX века эволюционировал японский милитаризм, обе традиции все теснее сплетались с развитием взглядов самураев и со временем превратились в цельный социокультурный стиль жизни, породив таким образом японский милитаризм.

Японский милитаризм и Бусидо

Книга Мусаси может служить ключом для понимания японского воинского искусства в том его виде, в каком он сложился в конце XIX и XX веках. Мусаси писал, что «искусство войны - один из разнообразных путей японской культуры, который должен изучаться и практиковаться как политическими лидерами, так и профессиональными воинами». В «Пяти сферах он указывал: «Искусство воинского дела есть наука военных специалистов. Это искусство должны познать прежде всего вожди, но и солдатам должно знать эту науку. В наши дни уже нет воинов, правильно понимающих науку военных искусств».

У японского солдата развивали такие качества, как преданность императору, самопожертвование, слепая вера, подчинение офицерам и опытным солдатам, а также честность, бережливость, отвага, умеренность, благородство и вместе с тем чрезвычайно развитое чувство стыда. Это, в свою очередь, приводило самурая (и японского солдата) к принятию восходящего к VIII веку обычая ритуального самоубийства - сэппуку или харакири путем взрезания себе живота (после чего помощник уходящего из жизни должен был отрубить ему голову). Это важно знать, поскольку ритуальные самоубийства стали причиной возникновения многих мифов, с помощью которых европейцы пытались понять душу японского солдата и мотивы, которые двигали им на поле боя. Гораздо важнее осознать тот простой факт, что смерть и возможность смерти были постоянной составляющей повседневной жизни японца в феодальный период. Мусаси постоянно возвращается к этому:

«Люди обычно представляют, что все воины думают о том, как изготовиться к приходу постоянно грозящей им смерти. Но что касается смерти, то воины - не единственные из тех, кто умирает. Все люди, сознающие свой долг, должны стыдиться его нарушить, понимая, что смерть неизбежна. В этом отношении нет различий между классами».

Не все японские солдаты кончали жизнь ритуальным харакири, как эти два офицера на Окинаве в 1945. Из 120 тысяч японских защитников Окинавы более 90% погибли в бою

Бусидо, кодекс воина, включал в себя те же принципы, которые Мусаси провозглашал в «Пяти сферах», в том числе концепции героизма, смерти и чести. Хотя класс самураев и феодальный порядок, при котором он формировался, во второй половине XIX века были отменены императором Мейдзи специальным указом 1873 года, известным как Императорский рескрипт, японцы, тем не менее, оставались верны кодексу Бусидо. Императорский указ положил конец эпохе феодализма в Японии и при этом стал основой для строительства японской армии современного образца. Императорский рескрипт включал «Пять слов», ставших кодексом поведения для офицера и солдата. В них утверждалось:

[b]1. Солдат должен исполнять свой долг перед страной.

2. Солдат должен быть учтив.

3. Солдат должен выказывать отвагу на войне.

4. Солдат должен держать свое слово.

5. Солдат должен вести простую жизнь.

Японские офицеры и солдаты очень серьезно относились к этим пяти указаниям. Со временем они были включены в Сендзинкун, или солдатский устав, которым руководствовались японские войска в период Второй Мировой Войны. Как писал после окончания войны один японский офицер, «мы упорно трудились в период обучения, храня в своих сердцах «Пять слов». По моему разумению, они являлись основой подобающего нам образа жизни». Японский премьер-министр генерал Хидэки Тодзио постоянно напоминал своим войскам об их обязанности биться до конца или «покончить с собой» при исполнении своих обязанностей, как к этому призывал солдатский устав.

Сендзинкун абсолютно точен в своем главном посыле: преданность долгу и императору. Лояльность устав считал «главной обязанностью» японского солдата. Сендзинкун учил: «Запомни, что защита государства и возрастание его мощи зависят от силы армии... Помни, что долг тяжелее горы, а смерть легче пуха...» Японским солдатам также предписывалось быть учтивыми по отношению друг к другу и к обороняющему-ся противнику. Это может показаться странным, если вспомнить, что творили японские войска в Китае и на ост-ровах Тихого океана, но кодекс Бусидо прямо осуждал солдат, которые не могли выказать сострадание как к мирным жителям, так и к противнику. Что же касается уважения к власти, то Сендзинкун провозглашал, что солдаты должны беспрекословно исполнять приказы командиров.

Мертвый японский солдат на поле Филиппин заколол себя собственным штыком, чтобы не попасть в плен. В соответствии с кодексом поведения каждый японский солдат должен был биться до смерти или лишить себя жизни сам.

Значение доблести

Кодекс воина указывал, что солдат должен проявлять мужество. При этом японскому солдату полагалось уважать «низшего» врага и почитать «высшего», другими словами, согласно Сендзинкун, солдат и матрос должны были быть «истинно доблестными». Солдату предписывалось быть верным и послушным. Под верностью понималась готовность солдата-японца всегда защищать его мир. В то же время офицеры постоянно напоминали солдатам о послушании и необходимости исполнять все обязанности. Наконец, устав предписывал солдату вести простую жизнь, избегая «роскоши, изнеженного поведения и вычурности».

Помимо этого, Сендзинкун подчеркивал, что главная обязанность солдата - сражаться и при необходимости умереть за Императора. Практика самоубийств или сражения «до последнего» была широко распространена в императорской армии, как это показывают примеры Пелелеу и Сайпана (1944) и Иводзимы (1945). Отчасти такой фанатизм или фатализм прививались молодым рекрутам офицерами и старослужащими солдатами в период интенсивного трехмесячного обучения, «превращавшего их в фанатиков, готовых умереть за своего императора, свою страну и во славу своих полков».

Но все равно, сложно понять, почему японские солдаты, матросы и летчики с такой готовностью шли на смерть. Лучше понять это помогает тот факт, что малайские предки современных японцев были энергичными и храбрыми и в то же время обладали покорностью и лояльностью, полученными от монголов. Эти качества соединились в типичном японском солдате и могли быть выявлены при правильном воспитании и взращивании. После интенсивных тренировок японский солдат начинал верить, что он мог сражаться с храбростью, напором и отвагой, недоступными его противнику, выполняя приказы своих командиров и беспрекословно им подчиняясь.

"Война без милосердия". Японский пехотинец в Индонезии закалывает штыком индонезийских повстанцев, захваченных в плен в начале 1942 года. Многие местные жители подвергались жестокому обращению в период японского правления: мужчин принуждали к рабскому труду, а женщин заставляли спать с солдатами.

Воинская служба и Бусидо

Такие качества японского солдата, как преданность долгу и стремление к самопожертвованию, в дальнейшем использовались для подготовки, обучения и развития воинских навыков. При этом японский солдат полагался на киай - фантастическую силу, или источник мощи, сокрытый в каждом человеке, которого можно достичь собственным усилием. Он был основой японских воинских искусств и умений. Термин ки означает «мысль», или «воля»; значение термина ай противоположно понятию «единение»; в целом суть киай может быть передана как мотивированная мощь, соединяющаяся со стремлением превзойти противника. Отсюда вытекает принцип превосходства духа над материей, лежащий в основе японских искусств дзюдо и карате.

Влияние киай на сознание самурая было невероятно мощным. Вскоре воины-самураи (а следовательно, и японские солдаты) пришли к вере в то, что преград выносливости человека не существует. Японское военное руководство использовало дух киай в качестве практического элемента воинской подготовки. Считалось, что при правильной мотивировке японский новобранец способен преодолеть любые преграды и тяготы. Полагали, что при правильном воспитании дух киай, или хара («внутренности»), может обеспечить солдату сверхчеловеческие качества. В результате японская армия приняла такие тяжелые методы обучения и тренировки солдат, каких не было, пожалуй, ни в одной другой армии мира. Одним из способов наказания, например, был 80-километровый марш; в период обучения солдат проходил через все возможные тяготы, с которыми мог столкнуться на поле боя и которые лежали, кажется, за пределами возможностей обычного человека. При подготовке к боевой службе западного солдата в большинстве армий устанавливались какие-то разумные пределы нагрузок, которые считались границей выносливости человека. В Императорской японской армии подобного не было. Японский солдат обязан был безропотно принимать все тяготы и нагрузки. В соответствии с кодексом воина не существует пределов выносливости, и пока человек не потерял хара, он может «идти вперед вечно». Из этого следовало, что самурай любого ранга не может отказаться от выполнения приказа на том основании, что задание превосходит силы человека. Слова «невозможно» в японской армии не существовало.

Японских солдат заставляли думать только о наступлении, даже если противник превосходил их числом, а сами японцы испытывали недостаток вооружения и снаряжения. В ходе Второй Мировой Войны зафиксировано множество случаев, когда японские войска начинали атаки на укрепленные позиции неприятеля без артиллерийской, воздушной или какой-либо иной поддержки, располагая лишь винтовками и пулеметами. Как показали события на Гуадалканале в августе 1942 года и в целом бои на тихоокеанском ТВД, японские солдаты часто бессмысленно бросались на американские, британские и австралийские позиции, теряя при этом массу людей, но не имея возможности даже приблизиться к противнику. Японские командиры никогда не препятствовали подобной практике, несмотря на неравные с неприятелем шансы на успех. Отказ японского офицера или солдата от нападения был глубочайшим противоречием кодексу Бусидо.

Японские солдаты, укрывшиеся за углом здания в Шанхае, готовы к газовой атаке (Китай, 1942). После того как на Западном фронте в период Первой Мировой Войны стали регулярно применять отравляющие газы, японских солдат начали интенсивно готовить к действиям в противогазам.

Бусидо четко определял отношения между самураями и их поведение в бою. Хотя Бусидо иногда трактуют как рафинированную форму европейского рыцарского поведения, следует отметить, что этот кодекс воина не включал каких-либо обычаев относительно защиты женщин и детей, поскольку японское общество оставалось глубоко патриархальным. Напротив, самурай обладал полной властью над женщинами в своем поместье, и его интересы были превыше всего. Это объясняет распространенную практику японцев в годы Второй Мировой Войны использовать женщин покоренных областей в качестве проституток. Эти «женщины для удовольствия», как они обозначались японским командованием, находились в полной зависимости от захватчиков и полностью эксплуатировались как солдатами, так и офицерами. Шовинизмом можно объяснить и легкость, с которой японские солдаты убивали ни в чем не повинное гражданское население на захваченных территориях.

Когда в ходе войны стали появляться британские, американские и другие пленные, японцы не могли найти в кодексе Бусидо рекомендаций, как следует обходиться с плененным иноплеменником. Поскольку японский солдат никогда не получал ясных инструкций по поводу обращения с пленными, его поведение по отношению к захваченным американцам и британцам менялось от вполне цивилизованного до едва ли не зверского. Объясняя, как японцы относились к военнопленным западных армий, один из японских офицеров в конце войны заявил: «Наши солдаты заранее не получили четких инструкций. Но когда стали поступать пленные, мы направили в части приказ отсылать их в штабы, не причиняя им ран. Я полагал, что, хотя война и негуманна, нам следует действовать по возможности человечнее. Когда в Бирме я захватил несколько ваших (британских солдат), я дал им пищу и табак». Такое отношение к пленным менялось в зависимости от того, где, когда и при каких обстоятельствах они захватывались. Правда, как замечает один историк, «бойцы редко бывают склонны к доброте, когда выходят из боя». Кроме того, большинство японских солдат рассматривало сдачу в плен как бесчестье, которое не может быть прощено.

Самураи воспринимали себя как истинных патриотов Японии, защитников трона и нации в целом. Кодекс воина означал, что дипломатия есть признак слабости, а заявления относительно достижения договоренностей вызывали отвращение. Молодые офицеры, мечтавшие о территориальной экспансии, опубликовали «Великое Предназначение», в котором были сведены воедино их взгляды по отношению к Императору и Хакко Ичи-ю («весь мир под одной крышей»): «С должным почтением мы полагаем, что божественное предназначение нашей страны заключается в ее распространении под рукою Императора до самых пределов мира».

Японский стрелок выбирает жертву в джунглях. Японцы лучше вели залповый огонь и, как ни странно, хорошо поражали движущиеся цели. Тем не менее снайперы предпочитали иметь дело с прижатым к земле противником.

Полевая и огневая подготовка

Подготовка пехотинцев японской армии включала обучение действиям в составе минимального по численности подразделения (отделения), последовательно переходя затем к действиям в составе взвода, роты, батальона и полка; завершающим аккордом были большие маневры, проводившиеся в конце каждого года. Обучение в ходе второго года службы по сути своей не менялось, но больше времени уделялось развитию специальных навыков, необходимых военнослужащим различных родов войск. Что касается качественной стороны изучения воинского дела, то можно сказать, что в японской пехоте оно предусматривало постепенность и последовательность в освоении материала с одновременным нарастанием интенсивности и глубины обучения. Японские солдаты совершали длительные марши с полной выкладкой и изматывающими упражнениями на выносливость; военное руководство считало это необходимым для того, чтобы воспитать в бойцах способность противостоять голоду и высоким нагрузкам в течение длительного времени.

Следует прояснить ставшее мифом воззрение относительно того, что японский солдат был лучше всего приспособлен для ведения боевых действий в джунглях. В целом это верно, но необходимо иметь в виду, что японский пехотинец прежде всего обучался ведению боя в любых климатических и природных условиях, а не только в джунглях. К тому же японский солдат получал навыки ведения «правильной» войны, то есть боевых действий, распространенных на Западном фронте периода Первой мировой. В самом деле, техника ведения боя, принятая японскими солдатами Второй мировой войны, особенно в ходе длительной войны в Китае, впервые была опробована еще в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Японский пулеметчик готовится встретить китайские части Чан Кайши на Чекьянгском фронте, 1943 год. Японские пулеметы отличались от американских и британских невысокой скорострельностью и склонностью к "зажевыванию" патронов и осечкам, но в обороне они были неплохи.

Японских солдат учили переносить все тяготы в любом климате и на любом типе местности. Особенно важной считалась тренировка в горных условиях и в холодном климате - практические занятия проводились в Северной Японии, Корее и на Формозе (Тайване). Там японские пехотинцы проводили «снежные марши» (сетчу ко-гун). Эти переходы, длившиеся четыре-пять дней, обычно организовывались в конце января или в первую неделю февраля, когда в Северной Японии устанавливается самая холодная погода. С целью повышения выносливости, солдатам запрещалось пользоваться перчатками, а ночевки организовывались под открытым небом. Основной целью подобных тренировок было приучение офицеров и солдат к холоду. С июля по август совершались длительные марши для приучения личного состава к жаре. И то, и другое проделывалось с целью обучения японского солдата переносить экстремальные температуры, самые жесткие условия жизни и всевозможные тяготы.

В дополнение к этим спартанским условиям пища и условия быта также были самыми простыми и практичными. Рацион японского солдата обычно включал большую пиалу риса, чашку зеленого чая, тарелку японских маринованных овощей, вяленую рыбу и пасту из жареной фасоли или же какие-нибудь местные деликатесы вроде фруктов и овощей. В столовой стоял большой прямой стол с деревянными лавками, установленными на голом полу из деревянных плашек. Как правило, столовая украшалась большим лозунгом или надписью с восхвалением верности Императору или напоминанием об одной из добродетелей воина.

Непосредственно же обучение включало штыковой бой (штык –«специальное оружие атаки»), основы маскировки, патрулирование, действие в ночное время, стрельбы, совершение маршей, обучение основам полевой гигиены, санитарии и первой медицинской помощи, а также информацию о военных новинках. На индивидуальном уровне каждый солдат готовился к ведению боя в условиях войны ХХ века, но при этом в основе его воспитания лежал кодекс Бусидо.

Японский пехотинец по наскоро наведенному понтонному мосту пересекает реку в китайской провинции Шаньдунь. Многие из солдат, поддерживающих мост, ранены, но не покинут своего места, пока противоположный берег не будет захвачен.

Полевые или «форсированные» марши

Огромное внимание, которое уделялось воспитанию несгибаемости и выносливости, приводило к тому, что японская армия активно включала в тренировочный процесс длительные переходы. Это делалось несмотря на многочисленные проблемы, которые возникали у японских солдат, вынужденных пользоваться неудобной кожаной обувью. Зачастую при выполнении учебных маршей солдат должен был сбрасывать свои ботинки и переобуваться в соломенные сандалии-вариси, которые носил в сухарной суме и использовал во время привалов.

Темп марша задавался заранее, и менять его запрещалось, как бы ни был труден переход. Роты должны были совершать марш в полном составе, и любой солдат (или офицер), покинувший строй, подвергался суровому взысканию. Британский наблюдатель, приданный японской армии в 1920-х годах, сообщал о том, как японский офицер, упавший от переутомления во время марша, по-кончил с собой, сделав харакири, «в надежде смыть неизгладимый позор». Ротные командиры обычно совершали марш в арьергарде колонны, а возглавлял движение второй или первый лейтенант. После каждых 50 минут перехода рота останавливалась, и объявлялся десятиминутный привал, чтобы солдаты имели возможность поправить обувь или выпить воды.

Полевой знаменосец 56-й дивизии японской армии во время перехода у реки Иравади (Бирма, февраль 1944).

Полевая гигиена

Японский солдат непременно соблюдал требования полевой гигиены. Казармы в расположении частей дотошно чистились, постельное белье и одеяла ежедневно проветривались. Японская армия передвигалась преимущественно в пешем строю, и поэтому большое внимание уделялось гигиене ног, при возможности носки менялись два раза в день. Все солдаты должны были купаться, по возможности нательное белье менялось ежедневно или через день. Проверка чистоты проводилась при подготовке к принятию пищи, и командиры должны были лично проверять чистоту рук, состояние ногтей и одежды.

Рационы

В боевых условиях и на марше рацион японского солдата, или счичи бу но сан, состоял из пшеничной муки и риса; каждый солдат располагал семью порциями риса и тремя - муки. Мука и рис смешивались и отваривались в большом котле или чайнике. Солдат получал пищу три раза в день. Такой же была и основная пища в расположении части, но там рис обычно дополнялся какими-либо приправами. Хлеб солдаты получали раз в неделю, но не в обязательном порядке. Японские солдаты, как и многие жители Азии, не особенно любили хлеб и предпочитали ему рис и муку с различными добавками. При всех трех ежедневных приемах пищи солдаты получали горячее питье - зеленый чай или просто горячую воду.

В перерыве между боями японские солдаты заняты приготовлением пищи. Обычной едой японского пехотинца была пиала риса с маринованными овощами и высушенной бобовой пастой. Местные продукты, такие как свежая рыба, были желанным разнообразием.

Единая цель

Каждый этап подготовки японской армии в межвоенный период был посвящен одной цели - отбору, призыву и подготовке хорошо обученных пехотинцев. Эти солдаты должны были получить изрядную дозу военных знаний и умений. Процесс подготовки допризывника продолжался с периода обучения в средней школе до колледжа или университета, а непрерывные тренировки и учеба должны были обеспечить армии Японии достаточный приток обученных офицеров и солдат. Это и произошло во Второй Мировой Войне.

С самого начала военной подготовки вдохновляемый «духом воина», или Бусидо, со временем японский солдат становился одним из наиболее обученных и, без сомнения, одним из самых фанатичных противников, с которыми пришлось столкнуться армиям США, Китая, Великобритании, Австралии, Советского Союза и Новой Зеландии.

Не подлежит сомнению, что японская армия периода Второй Мировой Войны была преимущественно пехотной. Только против Советского Союза и Китая, а также лишь на нескольких островах Тихого океана японцы использовали бронетанковые и механизированные силы.

В большинстве случаев бои на Гуадалканале, в Бирме, на Новой Гвинее и островах Тихого океана были сражениями пехоты. Именно в этих боях японский солдат проявил себя находчивым и крепким бойцом, несмотря на все обстоятельства, которые ему противодействовали. Все это было следствием тренировок и пропаганды кодекса воина в межвоенный период.

Японские солдаты наступают на позиции китайцев в 1938 году. Основой японской дивизии был стрелок; большинство солдат на этой фотографии вооружены винтовками "Арисака".

Японские солдаты Императорской Армии сегодня

Храбрость японских солдат и верность своему Императору напоминала о себе спустя многие годы после войны. Спустя десятки лет после того, как закончилась Вторая Мировая Война, на различных островах, где вела бои Японская Императорская Армия, находились японские солдаты в потертых мундирах, не знающие, что война уже давным-давно закончилась. Охотники из отдаленных филиппинских деревень рассказывали о "людях-дьяволах", живущих в чащобах как лесные звери. В Индонезии их называли "желтыми людьми", которые бродят по лесам. Японским солдатам не приходило в голову, что можно сдаться местным властям, они продолжали свою партизанскую войну, войну за Императора. Это было делом их чести. Японские солдаты всегда выполняли свой долг до конца, до последней капли собственной крови.

1961 год, рядовой Масаши и капрал Минакава

В 1961 году, через 16 лет после капитуляции Японии, из тропических джунглей Гуама вышел солдат по имени Ито Масаши. Масаши не мог поверить, что мир, который он знал и в который верил до 1945 года, сейчас уже совсем не тот, что того мира больше уже не существует.

Рядовой Масаши потерялся в джунглях 14 октября 1944 года. Ито Масаши наклонился, чтобы завязать шнурок на ботинке. Он отстал от колонны, и это его спасло - часть Масаши угодила в засаду, устроенную австралийскими солдатами. Услыхав стрельбу, Масаши и его товарищ, капрал Ироки Минакава, тоже отставший, бросились на землю. Так началась их невероятная шестнадцатилетняя игра в прятки со всем остальным миром.

Первые два месяца рядовой и капрал питались остатками НЗ и личинками насекомых, которые отыскивали под корой деревьев. Пили дождевую воду, собранную в банановые листья, жевали съедобные коренья. Порой обедали змеями, которых случалось изловить в силки.

Японцы применяли велосипеды для повышения мобильности при любой возможности и, в результате, передвигались значительно быстрее британских и американских войск, которые в начале войны были слишком неповоротливыми.

Вначале за ними охотились солдаты союзной армии, а потом – жители острова со своими собаками. Но им удавалось уходить. Масаши и Минакава для безопасного общения друг с другом придумали собственный язык - пощелкивание, сигналы руками.

Они соорудили несколько убежищ, выкопав их в земле и накрыв ветвями. Пол устлали сухой листвой. Неподалеку вырыли несколько ям с острыми кольями на дне - ловушки для дичи.

Они бродили по джунглям в течение долгих восьми лет. Позднее Масаши скажет: "За время скитаний мы натыкались на другие такие же группы японских солдат, которые, как и мы, продолжали верить, что война продолжается. Мы были уверены, что наши генералы отступили из тактических соображений, но придет день, когда они вернутся с подкреплением. Иногда мы зажигали костры, но это было опасно, так как нас могли обнаружить. Солдаты умирали от голода и болезней, подвергались нападениям. Я знал, что должен остаться в живых, чтобы выполнить свой долг - продолжать борьбу. Мы выжили лишь благодаря случаю, потому что наткнулись на свалку американской авиабазы".

Свалка стала источником жизни для затерявшихся в джунглях солдат. Расточительные американцы выбрасывали много разной еды. Там же японцы подобрали консервные банки и приспособили их под посуду. Из пружин от кроватей они сделали швейные иглы, тенты пошли на постельное белье. Солдатам нужна была соль, и по ночам они выползали на побережье, набирали в банки морской воды, чтобы выпарить из нее белые кристаллики.

Наихудшим врагом скитальцев был ежегодный сезон дождей: два месяца подряд они тоскливо сидели в укрытиях, питаясь лишь ягодами и лягушками. В их отношениях в то время царила почти невыносимая напряженность, рассказывал потом Масаши.

Японское отделение зачищает узкую улочку в Малайзии в январе 1942 года. Японцы применяли подобную тактику при ведении боев с британцами. Автоматчик и два стрелка прикрывают своего товарища, осторожно проверяющего пути подхода к противнику.

После десяти лет такой жизни они нашли на острове листовки. В них было послание от японского генерала, о котором они никогда раньше не слышали. Генерал приказывал им сдаться. Масаши рассказывал: "Я был уверен, что это уловка американцев, чтобы поймать нас. Я сказал Минакаве: "За кого они нас принимают?!"

Невероятное чувство долга у этих людей, незнакомое европейцам, отражено также в другом рассказе Масаши: "Однажды Минакава и я разговаривали о том, как выбраться с этого острова по морю. Мы ходили вдоль побережья, безуспешно пытаясь найти лодку. Но наткнулись лишь на две американские казармы с освещенными окнами. Мы подползли достаточно близко, чтобы увидеть танцующих мужчин и женщин и услышать звуки джаза. Впервые за все эти годы я увидел женщин. Я был в отчаянии - мне их не хватало! Вернувшись в свое убежище, стал вырезать из дерева фигуру обнаженной женщины. Я мог спокойно пойти в американский лагерь и сдаться, но это противоречило моим убеждениям. Я ведь давал клятву моему императору, он был бы разочарован в нас. Я не знал, что война давно закончилась, и думал, что император просто перебросил наших солдат в какое-то другое место".

Однажды утром, после шестнадцати лет отшельничества, Минакава надел самодельные деревянные сандалии и пошел на охоту. Прошли сутки, а его все не было. Масаши охватила паника. "Я знал, что не выживу без него, - говорил он. - В поисках друга я обшарил все джунгли. Совершенно случайно наткнулся на рюкзак и сандалии Минакавы. Я был уверен, что его схватили американцы. Неожиданно над моей головой пролетел самолет, и я бросился назад в джунгли, полный решимости умереть, но не сдаться. Взобравшись на гору, я увидел там четверых американцев, поджидавших меня. Среди них был Минакава, которого я не сразу узнал, - его лицо было гладко выбрито. От него я услышал, что война давно закончилась, но мне понадобилось несколько месяцев, чтобы действительно поверить в это. Мне показали фотографию моей могилы в Японии, где на памятнике было написано, что я погиб в бою. Это было ужасно трудно понять. Вся моя молодость оказалась потраченной впустую. В тот же вечер я пошел в горячо натопленную баню и впервые за много лет лег спать на чистой постели. Это было восхитительно!"

Части, наступающие на китайский город Ханьгу в 1938 году, приостановили продвижение, чтобы оценить ущерб, нанесенный неприятелю артиллерийским огнем. В бою с сильным противником такая демонстрация знамени могла оказаться самоубийственной.

[b]1972 год, сержант Икои

Как оказалось, были японские солдаты, которые прожили в джунглях намного дольше, чем Масаши. Например, сержант императорской армии Шоичи Икои, тоже служивший на Гуаме.

Когда американцы брали штурмом остров, Шоичи отбился от своего полка морской пехоты и нашел укрытие у подножия гор. Он тоже находил на острове листовки, призывающие японских солдат сдаваться согласно приказу императора, но отказывался верить в это.

Жил сержант полным отшельником. Питался в основном лягушками и крысами. Форму, пришедшую в негодность, ему заменила одежда из коры и лыка. Брился, скребя лицо заостренным куском кремня.

Шоичи Икои рассказывал: "Я был совсем один столько долгих дней и ночей! Однажды попытался криком прогнать змею, которая заползла в мое жилище, но получился только жалкий писк. Мои голосовые связки столько времени были в бездействии, что просто отказывались работать. После этого я стал каждый день тренировать свой голос, напевая песенки или читая вслух молитвы".

Сержанта случайно обнаружили охотники в январе 1972 года. Ему было 58 лет. Икои ничего не знал об атомных бомбардировках, о капитуляции и поражении его родины. Когда ему объяснили, что его отшельничество было лишено смысла, он упал на землю и зарыдал. Услышав, что он скоро полетит домой в Японию на реактивном самолете, Икои с удивлением спросил: "А что такое реактивный самолет?"

После этого случая под давлением общественности правительственные организации в Токио вынуждены были снарядить экспедицию в джунгли, чтобы извлечь своих старых солдат из их берлог. Экспедиция разбрасывала на Филиппинах и других островах, где могли оказаться японские солдаты, тонны листовок. Но воины-скитальцы по-прежнему считали это вражеской пропагандой.

1974 год, лейтенант Онода

Еще позже, в 1974 году, на отдаленном филиппинском острове Лубанг вышел из джунглей и сдался местным властям 52-летний лейтенант Хироо Онода. За шесть месяцев до этого Онода и его товарищ Киншики Козука устроили засаду на филиппинский патруль, приняв его за американский. Козука погиб, а попытки выследить Оноду ни к чему не привели: он скрылся в непроходимых зарослях.

Чтобы убедить Оноду, что война кончилась, пришлось даже вызвать его прежнего командира - никому иному он не верил. Онода попросил разрешения оставить на память священный самурайский меч, который он закопал на острове в 1945 году.

Онода был настолько ошеломлен, попав совсем в иное время, что к нему пришлось применить длительное психотерапевтическое лечение. Он говорил: "Я знаю, что в лесах скрывается еще много моих товарищей, мне известны их позывные и места, где они прячутся. Но они никогда не придут на мой зов. Они решат, что я не выдержал испытаний и сломался, сдавшись врагам. К сожалению, они там так и умрут".

В Японии состоялась трогательная встреча Оноды с его престарелыми родителями. Его отец сказал: "Я горжусь тобой! Ты поступил как настоящий воин, как подсказывало тебе сердце".

Японский солдат погиб в своем окопе, ожидая появления вражеских танков и готовясь выступить в роли "живой мины", подорвав закрепленную на уровне его груди авиабомбу в тот момент, когда танк будет проходить над ним. 1944 год, Мектила, Бирма.

2005 год, лейтенант Ямакаве и ефрейтор Накаути

Последний случай обнаружения произошел совсем недавно - в мае 2005 года. В джунглях филиппинского острова Минданао обнаружены 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 85-летний ефрейтор Цудзуки Накаути, служившие в дивизии "Пантера", потерявшей в боях на Филиппинах до 80% личного состава.

Они воевали и скрывались в джунглях 60 лет - они положили всю жизнь на то, чтобы не потерять чести перед своим Императором.

[b]"Долг тяжелее горы, а смерть легче пуха".

Солдатский устав Японской Императорсой Армии Сендзинкун

Выдержки из кодекса Бусидо:

"Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить и умереть, когда правомерно умереть".

"К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю, и что унижает его достоинство".

"Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать".

"В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце".

"Уважать правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетель сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети его ветви".

"Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число его вассалов сократится со ста до десяти, до одного".

"На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрела и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг".

"Верность, справедливость и мужество есть три природные добродетели самурая".

"Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду. Так и самурай должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел".

"Если на войне самураю случиться проиграть бой, и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать свое имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности".

"Будучи смертельно ранен, так, что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному".

источник ресурс www.renascentia.ru

Настроение: Боевое

1 — хлопковая рабочая форма одежды;
2 — полевой мундир из шерстяной ткани с хлопковой подкладкой белого цвета. На подкладке имелись маркировка владельца, тип модели (тип 98) и клеймо изготовителя.
В большом внутреннем кармане мундира солдат хранил солдатскую расчетную книжку (2а), книжку материального довольствия (2б) и еще один документ (2в).;
3 — полевые хлопчато-бумажные брюки с тесемками на щиколотках;
4 — боковая сумка образца 1938 года;
5 — самая распространенная боковая сумка образца 1941 года;
6а — кожаный поясной ремень (6б) тип 30 (образца 1897 года) с двумя подсумками на 30 патронов каждый и одним «резервным» подсумком на 60 патронов.
Как правило, два подсумка носили на ремне на животе, справа и слева от пряжки, и один — на спине, «задний» подсумок по дизайну несколько отличался от передних. Па правом торце заднего подсумка крепилась масленка (6в). Этот подсумок был больше по размерам и имел не два, а три отделения на 20 патронов каждое, то есть — всего в подсумок вмещалось 60 патронов.
Пехотинец не имел права использовать патроны из заднего, резервного, подсумка без особого на то приказа.
На ремень надета петля, предназначенная для крепления ножен штык-ножа. Ножны имели две узкие петли или одну широкую.
Ремень был снабжен открытой металлической пряжкой — алюминиевой, медной или стальной. Пряжки иногда окрашивались в грязно-оливковый или черный цвета.
На протяжении войны дизайн поясного рнмня не менялся, однако вместо кожи амуницию стали шить из ткани.
Ремень поддерживался на гимнастерке двумя пришитыми к ней петлями, одна — справа и одна — слева;
6в — масленка;
7 — идентификационная табличка солдата овальной формы размером 32 х 50 мм; медальоны делали из алюминия или меди.
По краям медальона имелось по одному отверстию квадратной формы.
Японцы всегда кремировали мертвых, поэтому второго медальона, предназначенного для опознания тела убитого не требовалось.
Медальон содержал минимум информации о солдате (на рисунке ниже слева).
Надпись на медальоне читалась сверху вниз: верхний символ — род войск, далее — номер полка, индивидуальный номер солдата. На офицерском медальоне (на рисунке ниже справа) указывались также фамилия и звание;

8а — исподнее белье;
8б — две пары носков;
8в — туалетные принадлежности;
8г — малое полотенце;
8д — большое полотенце;
8е — тапочки;

9 — рюкзак раннего типа.
Рюкзак пехотинца представлял собой простейший заплечный мешок с большим клапаном в верхней части.
На внутренней поверхности рюкзака имелись тесемки, предназначенные для крепления всяческих вещей.
Рюкзак старого типа изготавливался из кожи и имел прямоугольную форму. Кожа натягивалась на деревянную раму.
Незадолго до начала войны появился матерчатый вариант рюкзака сумки на деревянной раме.
В военное время такие рюкзаки стали делать из водонепроницаемой ткани.
Размеры рюкзака — 127 х 330 х 330 мм.
В рюкзаке носили сухой паек и личные вещи;
10а — фляга старого типа емкостью в 1 пинту;
10б — 2,5 пинтовая фляга тип 94.
Фляга образца 1934 года была изготовлена из алюминия и окрашена в грязно-оливковый цвет, крышка фляги — натуральная пробка.
Поверх пробки одевалась металлическая крышка-чашка, связанная с фляжкой тесемкой — чтобы не потерялась.
Фляга могла крепиться к ремню вертикальными или горизонтальными ремнями.;
11 — котелок, состоящий из четырех предметов: крышки/тарелки, прикрепленной к боковине сковородки круглой формы, емкости для супа и емкости для риса.
Две последние емкости соединялись между собой проволокой.
Также выпускалась упрощенная модель котелка с емкостью только для риса.
Котелок помещался в стеганый чехол, который не давал содержимому котелка быстро остывать на морозе.

В 1939 году, осенью, когда началась война, и страны Западной Европы начали терпеть поражение одна за другой и превращаться в объекты оккупации Германии Гитлера, Япония пришла к выводу, что настал ее час. Она разобралась со всеми внутренними делами – ликвидировала профсоюзы и партии, создала вместо них Ассоциацию помощи трону как военизированную организацию типа, близкого к фашизму, которая была призвана ввести в стране тотальную политико-идеологическую систему жесткого контроля. И затем высшие военные круги во главе с генералами, которые возглавляли кабинет министров, сумели получить неограниченные полномочия для того, чтобы вести войну. Военные действия на территории Китая усилились – их сопровождала необычайная жестокость относительно мирных жителей. Но самое важное, чего так ждала Япония – это капитуляция стран Европы перед Гитлером, особенно Франции и Голландии. Как только это произошло, японские войска двинулись на оккупацию Индонезии, а следом за ней Таиланда, Бирмы, Малайи и Филиппин.

Замечание 1

Целью японской власти было создание огромной колониальной империи, которая была бы подчинена Японии, и поэтому они объявили о стремлении к «восточноазиатскому сопроцветанию».

После того, как была проведена бомбардировка американской базы Перл-Харбор в декабре 1941 года на Гавайях, Япония вступила в войну с Англией и США, что, несмотря на первоначальные успехи, неминуемо привело к серьезному затяжному кризису. Несмотря на то, что японские монополии выиграли от того, что получили бесконтрольный доступ к ресурсам на территории всей Юго-Восточной Азии, их положение, так же как у японских войск, было непрочным. Часто население оккупированных стран выступало с оружием против японцев, порой из-за того, что западные державы подкупали их обещаниями о ликвидации колониального гнета и политической независимости. Японии приходилось тратить огромные средства на то, чтобы содержать войска одновременно во многих странах, а также вести бесперспективную войну в Китае, которая все никак не могла прекратиться. Все это вело к тому, что ухудшался экономический баланс и обострялось внутреннее положение в самой Японии. Оно серьезно проявилось в начале 1944 года, когда наметился серьезный перелом в дальневосточной войне. Американские войска высаживались на разных островных районах и вытесняли японцев оттуда.

Произошли изменения и в отношениях Японии и СССР. В апреле 1945 года , СССР денонсировал пакт о нейтралитете, который он заключил с Японией в 1941 году. В августе 1945 года , после того, как американцы устроили атомную бомбардировку японских городов, советские войска пошли в Маньчжурию и сумели разоружить Квантунскую армию. Это значило не только то, что Япония проиграла, но и знаменовало начало захвата коммунистами сначала Маньчжурии, а затем и дальнейшей территории Китая.

Итоги войны для Японии

Япония капитулировала в августе 1945 года , что привело к разрушению всех планов японских военных сил, а также краху всего агрессивного внешнеполитического курса страны, опиравшегося на протяжении нескольких десятилетий на развитие экономики и экспансию японского капитала, а также на дух самураев прошлого. Новые милитаристы первой половины XX века, как и самураи в конце XIX века стали банкротами и им пришлось покинуть историческую сцену. Япония была лишена всех завоеванных территорий и колоний. Остро стоял вопрос о том, каков будет статус послевоенной Японии, и здесь взяли слово американцы, которые оккупировали страну на тот момент. Они создали Союзный совет для Японии, который возглавил генерал Дуглас Макартур, и смысл преобразований, проведенных им был в необходимости радикальной перестройке всей структуры страны. Осуществили ряд демократических реформ, возродили партии, созвали парламент и приняли новую конституцию, которая ограничивала права императора и отсекала возможность того, что японский милитаризм мог возродиться в будущем.

Замечание 2

Параллельно с этим провели показательное осуждение японских военных преступников, основательно почистили государственный аппарат, полицию и т.д. Также пересмотрели всю систему японского образования. Особое внимание было уделено ограничению возможностей крупнейших японских монополий. Благодаря радикальной аграрной реформе 1948-1949 годов было ликвидировано крупное землевладение, что окончательно подорвало экономические позиции оставшегося самурайства.

Все эти реформы и радикальные преобразования знаменовали важный шаг по переходу Японии из вчерашнего мира в новые, соответствующие современности, условия существования. Совместно с навыками капиталистического развития, которые выработались за пореформенное время, эти новые меры сумели подтолкнуть страну к быстрому экономическому возрождению после войны. Также они способствовали ее дальнейшему развитию и процветанию. Раны, нанесенные Второй Мировой, залечились достаточно быстро. Японский капитал начал наращивать темпы роста, т.к. для этого были созданы новые и благоприятные условия, в которых на его развитие не влияли внешние силы (к примеру, «молодые офицеры», наполненные воинственным духом). Все это заложило фундамент того самого японского феномена, который так известен в нынешнее время. Как бы парадоксально это ни звучало, но развитию страны поспособствовал крах, который Япония потерпела в войне, оккупация и все преобразования, которые произошли в ее время – так были уничтожены все преграды для дальнейшего развития, что привело к поразительным результатам.

Немаловажно отметить и такое обстоятельство, как то, что Япония, двигаясь по пути капитализма, воспользовалась тем, что могла ей предоставить для развития демократизация образца Европы и Америки. Однако, страна сумела сохранить и то, что восходило к ее фундаментальным традициям, что также сыграло позитивную роль в успешном развитии, которое последовало после всех проведенных реформ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как и войска специального назначения крупных стран, вроде Нацистской Германии или Соединенных Штатов, в спецназ Императорской Японии набирали самых опытных и умелых бойцов. Это были закаленные в боях солдаты и командиры, отличавшиеся своими боевыми умениями, отсутствием страха и непреодолимой ненавистью к своим врагам. Однако, командование японских вооруженных сил, в отличие от своих противников, не слишком заботилось о своих подчиненных. Часто отряды спецназа были “одноразовыми” - совершали отчаянные самоубийственные миссии и, что характерно, совершали их успешно.
Боевой опыт и умения солдат множились на их оружие — образцы, созданные для выполнения тех или иных узконаправленных задач. О вооружении спецназа Императорской Японии и их предназначении пойдет речь в этой статье.

Giretsu Kuteitai - “Героические парашютисты” - элитные войска Императорской Японии, участвовавшие в ряде отчаянных спецопераций.

Главной задачей этих бесстрашных бойцов было нанесение наибольшего ущерба вражеским ВС. Под покровом ночи парашютисты должны были совершать посадку на вражеских военных аэродромах и базах, вносить хаос в ряды противника, убивать личный состав и взрывать технику, склады горючего и боеприпасов, провизии.

Парашютисты собственноручно шили себе снаряжение, отдавая предпочтение незаметной одежде без какой-либо защиты тела, но с карманами и подсумками для размещения гранат и боеприпасов.
Они не брали провизию и медикаменты, освобождая место для гранат и взрывчатки. Из стрелкового оружия парашютисты предпочитали компактные версии пистолета-пулемета Тип-100 со складывающимся прикладом, десантные версии винтовок Арисака “Тип 99 TERA”, которые собирались из трех частей (ствол + цевье и приклад+затворная группа), 8 мм пистолеты Намбу, ручные гранаты Тип 99 и Минометы Тип 99, которые, после посадки, немедленно раскладывались и применялись для навесного обстрела на небольшие дистанции.

Takasago volunteers — Тайваньские добровольцы — специальные отряды Японской Императорской Армии, набранные из молодых мужчин-аборигенов Тайваня. Командование Японии планировало использовать их для ведения войны в джунглях.

Опыт жизни в тропической местности и специальное вооружение, состоящие из винтовок Тип 99 и особых ножей изогнутой формы, напоминавшей полумесяц, которые могли использоваться в качестве оружия ближнего боя или ритуального предмета (связано с верованиями племен), дали возможность этим спецотряду успешно сражаться против американских и австралийских солдат.

Добровольцы минировали тропы, делали ямы-ловушки и совершали нападения из засад, точно стреляя из своих винтовок и, в случае ближнего боя, нападая на противника вооружившись ножом. Многие солдаты Тайваньских добровольческих отрядов наносили специальные знаки отличия на лицо — черной краской, или совершали шрамирование лба — с помощью вышеописанного ритуального ножа вырезая на лбу точку — символ преданности Японии. Подобный обычай похож на традицию выбривать на своей голове ирокез у военнослужащих Армии США, в частности бойцов 101-й дивизии времен Второй мировой Войны или солдат - “берсерков” времен Вьетнамской войны.

ВДВ морской пехоты японского флота — элитные войска Императорской Японии, главным применением которых являлись диверсионные операции и захват береговой линии с моря.

В зависимости от поставленной задачи, солдаты могли быть вооружены различным оружием, включая устаревшее вооружение, вроде винтовок Тип 99, Револьверами Тип 26, Пулеметами Тип 96 и Тип 99, Пистолетами-пулеметами Тип 100, гранатами и бомбами различных образцов, 50-мм и 70-мм минометами.

Бронебойщики использовали 20-мм противотанковые ружья Тип 97. Существуют неподтвержденные данные об использовании морской пехотой вооружения, поставленного Нацистской Германией — пистолетов-пулеметов Бергманн и некоторых образцов противотанковых гранат.

Teishin shudan — еще один особый отряд парашютистов Японской Императорской Армии, отличившийся в боях против американцев в 1944-1945-ых годах.

Из-за неподготовленности армии к крупным десантным операциям и нехватки опыта, парашютисты часто разбивались насмерть или по приземлению не могли сразу же начать эффективный бой против своих врагов.

Однако именно для этих отрядов были разработаны некоторые виды вооружений: вариант Тип-100 со складывающимся прикладом, “разборные” винтовки Арисака, Тип 2 и Тип 99. В качестве противотанкового оружия десантники использовали Тип-4 70мм ракетные установки и безоткатные 45-мм пушки Тип-5.

В наземных операциях бронетанковую поддержку десантников обеспечивли легкие танки Тип-95 Ха-Го, вооруженные противопехотной 37 мм пушкой и двумя пулеметами калибра 7,7 мм. Оружие десантников и тактика ведения боя оказались достаточно эффективными — бойцы этого спецотряда наносили серьезный ущерб армии Соединенных Штатов.

Fukuryu - “ползучие драконы” - были бойцами специальных штурмовых отрядов, главной задачей которых было нанесение максимального ущерба военному флоту противника. Боевые пловцы были одеты в специальные костюмы, позволявшие находится на глубине до 10 метров, и вооружены минами Тип 5.

Мина представляла собой пяти-шестиметровую бамбуковую трубку, наполненную пятнадцатью килограммами взрывчатки. Пловцы создавали своеобразное минное поле, выжидали момента для детонации своих бомб под днищем проплывающих десантных кораблей. При детонации заряда боевой пловец получал повреждения, несовместимые с жизнью.
Известно два эпизода, когда боевые пловцы эффективно использовали свое вооружение — 8 января 1945 года десантный корабль LCI(G)-404 был серьезно поврежден японским пловцом — камикадзе возле островов Палау, а 10 февраля в том же районе пловцы атаковали USS Hydrographer (AGS-2).

К сожалению, Командование Императорской Японии не смогло использовать свои специальные войска с максимальной эффективностью. Однако, американские и австралийский войска отдали должное героизму и самоотверженности японских солдат, а инженеры армии-победителя восхищались полученными в руки образцами японского вооружения, активно использовали опыт японских конструкторов при разработке собственных образцов вооружений.

Например, пистолет Намбу 14 послужил прототипом пистолетов Ругер калибра.22 long rifle, позже применявшийся армией США как бесшумный пистолет для спецопераций.Опыт, приобретенный в боях с Тайваньскими добровольцами, стал основой для учебников по антипартизанской войне в джунглях, которые стали тщательно изучать после Второй мировой войны.

До 7 декабря 1941 года в истории Америки не было ни одного военного конфликта с азиатской армией. Было лишь несколько незначительных столкновений на Филиппинах во время войны с Испанией. Это привело к недооцениванию противника американскими солдатами и моряками.
В армии США слышали об историях, связанных с жестокостью с которой обращались с населением Китая японские захватчики в 40-х годах двадцатого столетия. Но до столкновений с японцами американцы не представляли, на что способны их противники.
Обычные избиения были настолько распространены, что это даже не достойно упоминания. Однако, кроме того пленным американцам, британцам, грекам, австралийцам и китайцам пришлось столкнуться с рабским трудом, насильственными маршировками, жестокими и необычными пытками и даже расчленением.
Ниже представлены некоторые из наиболее шокирующих зверств японской армии во время Второй Мировой войны.
15. КАННИБАЛИЗМ

То что во время голода люди начинают употреблять в пищу себе подобных ни для кого ни секрет. Людоедство имело место в экспедиции, возглавляемой Доннером, и даже команде по регби Уругвая, которая потерпела крушение в Андах, про что снят фильм «Живые». Но это всегда происходило только в экстремальных обстоятельствах. Но невозможно не содрогнуться слыша истории о поедании останков умерших солдат или отрезании частей от живых людей. Японские лагеря находились в глубокой изоляции, окруженные непроходимыми джунглями, и солдаты, охранявшие лагерь, часто голодали также как и заключенные, прибегая для удовлетворения голода к ужасающим средствам. Но по большей части каннибализм происходил по причине глумления над противником. В докладе университета Мельбурна говорится:
«По словам австралийского лейтенанта, он видел множество тел, у которых не хватало частей, даже оскальпированную голову без туловища. Он утверждает, что состояние останков явно говорило о том, что они были расчленены для приготовления в пищу».
14. НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД БЕРЕМЕННЫМИ ЖЕНЩИНАМИ


Доктор Йозеф Менгеле был известным нацистским учёным ставившим опыты на евреях, близнецах, карликах и других узниках концлагерей, за которые разыскивался международным сообществом после войны для суда за многочисленные военные преступления. Но у японцев были свои научные учреждения, где ставились не менее ужасные опыты над людьми.
Так называемый отряд 731 проводил эксперименты на китайских женщинах, которые были изнасилованы и оплодотворены. Они были целенаправленно заражены сифилисом, чтобы можно было узнать передастся ли болезнь по наследству. Часто состояние плода изучалось прямо в чреве матери без использования анестезии, так как эти женщины считались не более чем животными для изучения.
13. ОСКОПЛЕНИЕ И ЗАШИВАНИЕ ГЕНИТАЛИЙ ВО РТУ


В 1944 на вулканическом острове Пелелиу солдат морской пехоты во время обеда с товарищем увидел фигуру человека, направляющегося навстречу к ним по открытой местности поля сражения. Когда человек приблизился, стало видно, что это тоже солдат морской пехоты. Мужчина шел согнутым и с трудом переставлял ноги. Он был весь в крови. Сержант решил, что это просто раненый, которого не забрали с поля сражения, и он с несколькими сослуживцами поспешили ему навстречу.
То, что они увидели, заставило их содрогнуться. Его рот был зашит, а передняя часть брюк разрезана. Лицо было искажено от боли и ужаса. Доставив его к врачам, они позже от них узнали, что же произошло на самом деле. Он попал в плен к японцам, где его избили и его жестоко пытали. Солдаты японской армии отрезали его гениталии, и, запихнув их в рот, зашили его. Неизвестно смог ли солдат выжить после такого ужасающего надругательства. Но достоверным фактом является то, что вместо устрашения это событие произвело обратный эффект, наполнив ненавистью сердца солдат и придав им дополнительные силы для борьбы за остров.
12. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВА ВРАЧЕЙ


Люди, занимающиеся медициной в Японии, далеко не всегда работали для облегчения участи больных. Во время Второй Мировой войны японские «доктора» часто проводили жестокие процедуры над солдатами врага или обычными жителями во имя науки или просто для удовлетворения любопытства. Как-то их заинтересовало, что же будет с телом человека, если его крутить долгое время. Для этого они помещали людей в центрифуги и крутили их иногда часами. Людей откидывало на стенки цилиндра и, чем быстрее он крутился, тем большее давление оказывалось на внутренние органы. Многие за несколько часов умирали и их тела извлекались из центрифуги, но некоторых крутили до тех пор, пока они в буквальном смысле слова не взрывались или распадались на части.
11. АМПУТАЦИЯ

Если человек подозревался в шпионаже, то за это его карали со всей жестокостью. Не только солдаты вражеских Японии армий были подвержены пыткам, но и жители Филиппин, которых заподозрили в разведке данных для американцев и британцев. Самым любимым наказанием было просто разрезать их живыми. Сначала одна рука, затем возможно нога и пальцы. Далее обычно следовали уши. Но всё это не приводило к быстрой смерти для того чтобы жертва долго мучилась. Также была практика остановки кровотечения после отрезания руки, когда давались несколько дней на восстановление для продолжения пыток. Ампутациям подвергались мужчины, женщины и дети, ни для кого не было пощады от зверств японских солдат.
10. ПЫТКА УТОПЛЕНИЕМ


Многие считают, что пытку утоплением впервые начали применять солдаты США в Ираке. Такие истязания противоречат конституции страны и выглядят необычными и жестокими. Эта мера может считаться пыткой, но может так не рассматриваться. Определённо, для заключенного это тяжёлое испытание, но оно не подвергает риску его жизнь. Японцы использовали пытку водой не только для допросов, но и привязывали заключенных под углом и вставляли трубки им в ноздри. Таким образом, вода поступала им прямо в лёгкие. Это не просто создавало ощущение того, что ты тонешь, как при пытке утоплением, жертва действительно как будто тонула, если пытка продолжалась слишком долго.
Он мог постараться выплюнуть достаточно воды, чтобы не задохнуться, но это удавалось не всегда. Пытка утоплением была второй по популярности причиной смерти заключённых после избиения.
9. ЗАМОРАЖИВАНИЕ И СОЖЖЕНИЕ

Другим видом бесчеловечного исследования человеческого организма было изучение воздействия холода на организм. Часто в результате замораживания кожа сходила с костей жертвы. Конечно, опыты ставили на живых, дышащих людях, которым до конца жизни пришлось жить с конечностями, с которых сошла кожа. Но изучалось не только воздействие низких температур на организм, но также высоких. Они сжигали кожу на руке человека над факелом, и пленник заканчивал свою жизнь в жутких мучениях.
8. РАДИАЦИЯ


Рентгеновские лучи в то время ещё были плохо изучены, и их полезность и эффективность при диагностике болезни или как оружие находились под вопросом. Облучение узников особенно часто использовалось отрядом 731. Заключенных собирали под навесом и подвергали воздействию радиации. Через некоторые промежутки времени их выводили, чтобы изучить физический и психологический эффект от облучения. При особенно больших дозах радиации, часть тела сгорала и кожа в буквальном смысле слова отваливалась. Жертвы погибали в мучениях, как в Хиросиме и Нагасаки позже, но гораздо медленней.
7. СОЖЖЕНИЕ ЗАЖИВО


Японские солдаты с небольших островов в Южной части Тихого океана были очерствевшие, жестокие люди, которые жили в пещерах, где не хватало еды, нечем было заняться, зато было много времени для взращивания в сердцах ненависти к врагам. Поэтому, когда им попали в плен американские военнослужащие, они были к ним абсолютно безжалостны. Чаще всего американские моряки подвергались к сожжению заживо или частичному погребению. Многие из них были найдены под скалами, куда их бросали разлагаться. Пленников связывали по рукам и ногам, затем скидывали в вырытую яму, которую затем медленно закапывали. Пожалуй, худшее было то, что снаружи оставляли голову жертвы, на которую затем мочились или её съедали животные.
6. ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ


В Японии считалось честью умереть от удара меча. Если японцы хотели опозорить врага, то они его жестоко пытали. Поэтому для захваченных в плен умереть от обезглавливания было удачей. Гораздо хуже было подвергнуться пыткам, которые перечислены выше. Если в битве заканчивались боеприпасы, американцы использовали винтовку со штыком, японцы же всегда имели при себе длинный клинок и длинный изогнутый меч. Солдатам везло умереть от обезглавливания, а не удара в плечо или грудь. Если враг оказывался на земле, то его кромсали до смерти, а не отрубали голову.
5. СМЕРТЬ ОТ ПРИЛИВА


Так как Япония и окружающие её острова окружены водами океана, этот вид пытки был распространён среди жителей. Утонуть – ужасный вид смерти. Ещё хуже было ожидание неминуемой гибели от прилива в течение нескольких часов. Пленных часто пытали несколько дней для того чтобы узнать военные тайны. Некоторые не выдерживали пыток, но были и те, которые называли только имя, звание и серийный номер. Для таких упрямцев готовили особый вид смерти. Солдата оставляли на берегу, где ему приходилось несколько часов слушать, как вода становится всё ближе и ближе. Затем, вода покрывала узника с головой и в течение нескольких минут откашливания, наполняла лёгкие, после чего наступала смерть.
4. ПЫТКА БАМБУКОМ


Бамбук произрастает в жарких тропических местностях и его рост заметно быстрее, чем у других растений, по несколько сантиметров за день. И когда дьявольский разум человека изобретал самый ужасный способ умереть, то им стало посажение на кол. Жертв насаживали на бамбук, который медленно врастал в их тела. Несчастные страдали от нечеловеческой боли, когда их мускулы и органы протыкало растение. Смерть наступала в результате повреждения органов или от кровопотери.
3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЗАЖИВО


Ещё одной деятельностью отряда 731 было подвергание жертв небольшим дозам электричества. При небольшом воздействии это причиняло сильную боль. Если же оно было длительным, то внутренние органы узников оказывались сварены и сожжены. Интересным фактом о кишечнике и жёлчном пузыре является то, что у них нервных окончаний. Поэтому при воздействии на них, мозг посылает сигналы боли другим органам. Это как варить тело изнутри. Представьте, что вы проглотили раскалённый кусок железа, чтобы понять, что испытывали несчастные жертвы. Боль будет чувствовать всё тело, пока душа его не покинет.
2. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И МАРШИ


Тысячи военнопленных были отправлены в японские концлагеря, где они вели жизнь рабов. Большое количество заключенных являлось серьёзной проблемой для армии, так как было невозможно их снабдить достаточным количеством продовольствия и лекарств. В концлагерях пленников морили голодом, избивали и заставляли работать до смерти. Жизнь узников ничего не значила для охранников и офицеров следящих за ними. Кроме того, если рабочая сила нужна была на острове или другой части страны, то военнопленным приходилось маршировать туда по невыносимой жаре сотни километров. Бесчисленное количество солдат умерло по дороге. Их тела сбрасывали в канавы или оставляли там же.
1. ПРИНУЖДЕНИЕ К УБИЙСТВУ ТОВАРИЩЕЙ И СОЮЗНИКОВ


Чаще всего на допросах применяли избиения пленников. Документы утверждают, что сначала с узником говорили по-хорошему. Затем, если офицер ведущий допрос понимал бесполезность такого разговора, скучал или просто злился, то военнопленного избивали кулаками, палками или другими предметами. Избиение продолжалось, пока мучители не уставали. Для того чтобы сделать допрос интереснее, приводили другого узника и заставляли его продолжать под страхом собственной смерти от обезглавливания. Часто ему приходилось бить пленного до смерти. Мало что на войне было настолько же тяжело для солдата, чем причинять страдания товарищу. Эти истории наполняли войска союзников ещё большей решимостью в борьбе с японцами.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png