Проект «Быль-сказка А.Платонова «Неизвестный цветок» в иллюстрациях» Выполнили обучающиеся 6-Б класса МОУ «Средней школы № 1» г. Джанкоя

Руководитель проекта

Равдис О.Н.

учитель русского языка и литературы


А. Платонов «Неизвестный цветок»

  • Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю...
  • А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок.

Рисунок Смирнова Никиты


Нечем было ему питаться в

камне и в глине; капли дождя,

упавшие с неба, сходили по

верху земли и не проникали до

его корня, а цветок все жил и

жил и рос помаленьку выше.

Он поднимал листья против

ветра, и ветер утихал возле

цветка; из ветра упадали на

глину пылинки, что принес

ветер с черной тучной земли;

и в тех пылинках находилась

пища цветку, но пылинки были


Днем цветок сторожил

ветер, а ночью росу. Он

трудился день и ночь,

чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои

листья большими, чтобы

они могли останавливать

ветер и собирать росу.

Однако трудно было

цветку питаться из одних

пылинок, что выпали из

ветра, и еще собирать

для них росу.


Но он нуждался в жизни

и превозмогал терпеньем

свою боль от голода и

усталости.

Лишь один раз в сутки

цветок радовался: когда

первый луч утреннего

солнца касался его

утомленных листьев.


Цветок, однако, не хотел

жить печально; поэтому, когда

ему бывало совсем горестно,

он дремал. Все же он

постоянно старался расти…

В такое время листья его

не могли напитаться полной

силой и стать зелеными:

одна жилка у них была

синяя, другая красная,

третья голубая или золотого


Это случалось оттого,

что цветку недоставало

еды, и мученье его

обозначалось в листьях

разными цветами. Сам

цветок, однако, этого не

знал: он ведь был

слепой и не видел себя,

какой он есть.

В середине лета цветок

распустил венчик вверху. До

этого он был похож на

травку, а теперь стал

настоящим цветком.


И вот шла однажды

девочка Даша мимо

того пустыря. Она

жила с подругами в

пионерском лагере, а

нынче утром просну-

лась и заскучала по

матери. Она написала

матери письмо и

понесла письмо на

станцию, чтобы оно

скорее дошло.


Она пошла в пустырь и

увидела около камня тот

маленький цветок. Даша

никогда еще не видела

такого цветка - ни в поле,

ни в лесу, ни в книге на

картинке, ни в

ботаническом саду, нигде.

Она села на землю возле цветка и спросила его:

Отчего ты такой?

Не знаю, - ответил цветок.

А отчего ты на других непохожий?


Цветок опять не знал,

что сказать. Но он

впервые кто-то смотрел

на него, и он не хотел

обидеть Дашу

молчанием.

Оттого, что мне

трудно, - ответил

цветок. - Я один живу.


На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша велела всем вздохнуть и сказала:

Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре…

Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.


Однако прошлогоднего

цветка уже не было. Должно быть

он умер в минувшую осень. И

Даше стало грустно, что нету

прежнего цветка…

Она пошла обратно и вдруг

остановилась. Меж двумя тесными

камнями вырос новый цветок -

такой же точно, как тот старый

цвет, только немного лучше его и

еще прекраснее.

Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.






С П А С И Б О !

«Неизвестный цветок Платонов» - Первая остановка. 1. Сможет ли земля отблагодарить ребят? Андрей Платонович Платонов (Климентов). Герой. Итоговые вопросы. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях. Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Урок литературы в 6 классе.

«Платонов жизнь и творчество» - Люди в произведении А. Платонова «Котлован». Творчество… Андрею Платонову был воздвигнут памятник. Мать, отец и детская “орда ” – беззащитная, но по-своему властная. Личность. Идеи творчества: Судьбы людей в 20-30-е годы XX века. Идея творчества - познание тайны человека. Смысл названия повести. Платонов Андрей Платонович.

«Юшка Платонов» - Фото Платонова А.П. 1924 год. Воспитывающие: Воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать. В 1924 году поступил на историко-филологический факультет университета. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!». А.П.Платонов (Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899 году, 28 августа.

«Платонов Юшка» - Сокровенный человек Ефим Дмитриевич (по рассказу А. Платонова «Юшка»). Сокровище. Жизненный круг героя. Занятие (работа). Взаимоотношения с окружающими: Юшка и дети; Юшка и взрослые. Образ одухотворенной природы. Портрет (описание Юшки). Семья-основа художественного мира. Работа. Цель урока: А. Платонов.

«Платонов Возвращение» - Мотивы, звучащие в рассказе: «Возвращение»; «дом» и «дорога»; «память сердца» и «свет жизни». За годы войны выпустил 6 книг прозы. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Психологический рассказ. Развязка действия. Возвращение. Решение скорее приняться за дело.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.П. Платонов Литературный портрет писателя. « Неизвестный цветок» Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) Самобытный русский писатель, прозаик, драматург. С 1946 года его произведения перестают печатать. Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950 года, а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представился с конца 1980-х годов. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях. Сказка-быль «Неизвестный цветок » (1950) - последнее произведение автора.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено. От сказки душе счастье, а уму раздумье. А. Платонов

Сказка -быль 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость. Повествование о Даше и детях.

Чтение с остановками, осмысление, поиск ключевых слов и фраз 1. Как жил цветок до встречи с Дашей: Были ли у цветка минуты радости, какие? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? 2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы? 3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка? Как вы понимаете значение слова «благоухание»?

Вопросы Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу? Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама? О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

Цветок Даша Необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый…. Какой? Одинокая, добрая, заботливая, внимательная… страдает, живёт, борется, трудится…. Что? удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает…. жить, дать жизнь сыну Зачем? Улучшить жизнь

Вопросы Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной? Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? Ч еловек рождается дважды, жизнь – вечный труд. Как вы думаете, это конец истории? ПЗ: А вы как бы её закончили?

Вопросы Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год? Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь? Как вы думаете, что же будет с цветком потом?

Итоги урока Какую мудрость веками хранимую русским народом, передаёт нам писатель? Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до неё не замечал? Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?

Синквейн Существительное - тема 2 прилагательных – описание темы 3 глагола – описание действия 4 слова – отношение к теме 1 слово – суть темы 1 вариант – Даша, 2 вариант – цветок Даша Добрая, отзывчивая Грустит, сострадает, поддерживает Она помогает цветку Друг Цветок Одинокий, терпеливый Страдает, борется, стремится Он любит жизнь. Герой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - зачёт по теме " Цветок". Материал 6 класса. Технология сотрудничество. Игра - это та форма рабрты с детьми, которая всегда проходит наиболее результативно. Именно благодаря игре можно не только...

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....

МКОУ «ТАБАЧНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дембицкая О.В., учитель ИЗО

Шмидт В.и., учитель литертуры

БИНАРНЫЙ УРОК (ИЗО + литература) по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»

Тема урока: Искусство иллюстрации. Слово и изображение в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок»

Цели урока :

Создать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей для раскрытия взаимосвязи и взаимодействия литературы и живописи;

Формировать знания учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображением, развивать навыки работы над иллюстрацией;

Обобщить и закрепить знания о средствах художественной изобразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение);

Учить находить гармонические цветовые сочетания; развивать технику работы с красками, карандашами; воспитывать художественный, эстетический вкус;

Развивать творческое воображение, образное мышление через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою;

Научить детей отражать в рисунке основные образы художественного произведения;

Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую и познавательную активность;

Организовать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность поисково-творческого характера.

Задачи урока:

- личностные - формировать бережное отношение к Земле, трудолюбие;

- метапредметные – развивать познавательный интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление;

- предметные - -формировать творческий интерес, эстетический вкус,

усидчивость, аккуратность.
Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, листы А – 3 с текстом, карточки для самооценки, акварель, карандаши (простой, цветные), восковые мелки;

На доске эпиграф:

Если бы каждый человек

земля наша!

А.П.Чехов

Ход урока

I . Оргмомент. Приветствие

II . Мотивационное начало урока

Учитель ИЗО -

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Учитель литературы-

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!
Учитель ИЗО: У нас сегодня необычный урок – бинарный. Это два в одном: урок изобразительного искусства и урок литературы. На уроках ИЗО вы уже познакомились с работами художников, которые создают законченный образ литературным произведениям. Через них учимся воспринимать красоту мира.

Учитель литературы : На уроках литературы мы познакомились с произведениями А.Платонова, который призывал любить людей, украшать Землю. Он справедливо считал, что только любовь и труд смогут объединить распавшуюся Вселенную.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: Слайд 1


Если бы каждый человек

на куске земли своей сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы

земля наша!

А.П.Чехов
А что такое эпиграф?

(ответы детей ) В данном случае произведением будет являться наш с вами урок.

Основная мысль урока - наша земля и человек, живущий на ней, прекрасны! Только надо трудиться, чтобы земля цвела. Обобщив знания о средствах художественной изобразительности, которые использовал Платонов в рассказе «Неизвестный цветок», постараемся отразить в рисунке основные образы произведения .
Учитель ИЗО: Сего дня на уроке мы будем говорить об иллюстрации как о форме взаимосвязи слова и изображения. Слайд 2. Каждый из вас на уроке будет художником – иллюстратором и создаст иллюстрацию к отрывку из произведения Андрей Платонова «Неизвестный цветок». - -Какие ассоциации у вас возникают со словом «цветы»? Цветы это чудесное творение природы . Они ассоциируются с чем – то добрым, светлым, радостным. Они вдохновляли многих мастеров искусства. Музыканты раскрывали их красоту – языком звука (Слайд 3) , писатели – языком слова, а художники – языком цвета и линий. Я приглашаю вас на выставку «Известные цветы». Многие великие художники рисовали цветы на протяжении всей своей жизни: садовые, полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах.

Охарактеризуйте увиденные « известные » цветы, с помощью прилагательных - эпитетов.


“Известные” цветы

Определения (эпитеты)

Клод Моне “Ваза с пионами” Слайд4

Нежные, пушистые, живые

«Подснухи» Винсент Ван Гог Слайд 5

Сочные, яркие, крепкие, осенние

«Букет цветов, бабочка и птичка» Фёдор Толстой Слайд 6

Нежные, тонкие, хрупкие, красивые, царственные

«Неизвестный цветок» Слайд 7

Тоненький, одинокий, слабенький

Учитель ИЗО. Среди цветов знаменитых мастеров есть один –НЕИЗВЕСТНЫЙ. Подберите к его описанию эпитеты.

Учитель литературы : Вы заметили какую-то особенность при подборе эпитетов к образам цветов, изображённых кистью художников, и к образу неизвестного цветка? (1- эпитеты характеризуют КРАСОТУ цветов, 2 - эпитеты помогают понять НАСТРОЕНИЕ цветка, его характер). Почему?

Он наделён чувствами, которые испытывает живое существо, борется, как настоящий герой.

III . Работа над темой урока

1. Актуализация знаний

Учитель ИЗО.

Как вы думаете, какая работа на нашей выставке лишняя? Слайд 8 Почему? (это иллюстрация)

Для кого А.Платонов писал свою сказку? Слайд 9 (В руках держу две книги). Что отличает книгу для детей, от взрослой книги? (Иллюстрации). - Из каких двух главных составных частей состоит детская книга? (текст и иллюстрация) - Как они взаимосвязаны в книге? (иллюстрация дополняет, поясняет текст)

Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Что же может узнать по иллюстрации читатель? (место действия, эпоху, костюмы, образ героев, портрет, приметы исторической эпохи)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ – это изображение, переводящее образы литературы на язык графики или живописи. Слайд 10 - Какие основные требования может предъявлять ребёнок к иллюстрации? (ясность, простота, выразительность). В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нём лежит огромная ответственность не только за то, чтобы образы соответствовали содержанию, были яркими и точными, но и учили добру, справедливости, смелости и всему хорошему. – Мы можем гордиться работами таких российских мастеров книжной графики, как Васнецов, Е.И.Чарушин, Александр Лебедев и др., вошедших в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. (Слайды 11-13)

2. Подготовка к работе в группах

С чего надо начать работу над созданием иллюстрации? 1)Знакомство с содержанием текста.

Учитель литературы: Сказка-быль «Неизвестный цветок - это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера. В сказке нашли отражение самые заветные идеи Платонова: о победе человека над смертью , об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной. О чём эта сказка?

Чтение отрывков на фоне демонстрации видеоролика.

Учитель ИЗО: 2) Чтобы иллюстрация стала украшением книги, необходимо обдумать её замысел.

Учитель литературы: Беседа с классом. Работа с текстом.

К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок? (автор использует такой литературный прием, как олицетворение ) .

Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

Постарайтесь и вы вдохнуть жизнь в свои иллюстрации.

Как описывается место, где вырос цветок? Образы – старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь

Каким запомнился вам цветок? Какое сравнение помогает понять его красоту? (Большие листья, венчик светлый, как звезда, лепестки разноцветные)

Маленький цветок – на огромной земле
Учитель ИЗО: 3) Итак, вы приступаете к выполнению линейной композиции иллюстрации.

Две группы у нас будут оформлять книгу. I группа «Графики» - работает простым карандашом. II группа «Художники» – работает в цвете; III группа «Дизайнеры» – будет заполнять будет заниматься ландшафтным дизайном, заполнять пустырь цветами, создавая свой образа. В конце урока каждая группа представит свой продукт.

Учитель литературы:

Как жаль - я не умею рисовать,

И краской на холсте не воссоздать

Ни красоту цветов, ни прелесть неба.

Мне не подвластны кисть и карандаш,

Пастель не подчиняется мне тоже,

А на словах, увы, не передашь,

На что цветок становится похожим!
Вы умеете рисовать, у вас всё получится!
3. Работа в группах, оформление иллюстрированных книг.

4.Обобщение.
Учитель литературы:

А.Платонов высказал заветную мечту о совершенном будущем человечества , где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы. На чём должно держаться это будущее?

Слайд 14

Любовь. Труд. Единение. Добро. Сила духа и …
Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу )

Прекрасно, когда дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? О родителях! Что поможет не забыть их?

Память!
Учитель ИЗО: Платонов верит, что любовь и добро помогает людям объединиться и преодолеть все преграды.

Вы тоже на уроке помогали друг другу и справились со своим заданием. Если люди во всём мире научатся решать проблемы мирным путём, то планета Земля будет благоухать травами и цветами. Она расцветёт, как наш пустырь. Таким его сделала группа «Дизайнеры». Ребята из групп «Графики» и «Художники» создали свои иллюстрированные книгу. Думаю, вашу работу оценят гости, а вы оцените свою работу на уроке с помощью карточек – цветков.



teachers -> С. Н. Баранова, учитель математики высшей категории, руководитель шмо мбоу «Лицей №36» г. Калуги Возможности организации исследовательской деятельности на уроках математики в рамках реализации требований фгос в образовательном процессе
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png