Проект «Быль-сказка А.Платонова «Неизвестный цветок» в иллюстрациях» Выполнили обучающиеся 6-Б класса МОУ «Средней школы № 1» г. Джанкоя
Руководитель проекта
Равдис О.Н.
учитель русского языка и литературы
А. Платонов «Неизвестный цветок»
- Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю...
- А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок.
Рисунок Смирнова Никиты
Нечем было ему питаться в
камне и в глине; капли дождя,
упавшие с неба, сходили по
верху земли и не проникали до
его корня, а цветок все жил и
жил и рос помаленьку выше.
Он поднимал листья против
ветра, и ветер утихал возле
цветка; из ветра упадали на
глину пылинки, что принес
ветер с черной тучной земли;
и в тех пылинках находилась
пища цветку, но пылинки были
Днем цветок сторожил
ветер, а ночью росу. Он
трудился день и ночь,
чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои
листья большими, чтобы
они могли останавливать
ветер и собирать росу.
Однако трудно было
цветку питаться из одних
пылинок, что выпали из
ветра, и еще собирать
для них росу.
Но он нуждался в жизни
и превозмогал терпеньем
свою боль от голода и
усталости.
Лишь один раз в сутки
цветок радовался: когда
первый луч утреннего
солнца касался его
утомленных листьев.
Цветок, однако, не хотел
жить печально; поэтому, когда
ему бывало совсем горестно,
он дремал. Все же он
постоянно старался расти…
В такое время листья его
не могли напитаться полной
силой и стать зелеными:
одна жилка у них была
синяя, другая красная,
третья голубая или золотого
Это случалось оттого,
что цветку недоставало
еды, и мученье его
обозначалось в листьях
разными цветами. Сам
цветок, однако, этого не
знал: он ведь был
слепой и не видел себя,
какой он есть.
В середине лета цветок
распустил венчик вверху. До
этого он был похож на
травку, а теперь стал
настоящим цветком.
И вот шла однажды
девочка Даша мимо
того пустыря. Она
жила с подругами в
пионерском лагере, а
нынче утром просну-
лась и заскучала по
матери. Она написала
матери письмо и
понесла письмо на
станцию, чтобы оно
скорее дошло.
Она пошла в пустырь и
увидела около камня тот
маленький цветок. Даша
никогда еще не видела
такого цветка - ни в поле,
ни в лесу, ни в книге на
картинке, ни в
ботаническом саду, нигде.
Она села на землю возле цветка и спросила его:
Отчего ты такой?
Не знаю, - ответил цветок.
А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал,
что сказать. Но он
впервые кто-то смотрел
на него, и он не хотел
обидеть Дашу
молчанием.
Оттого, что мне
трудно, - ответил
цветок. - Я один живу.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша велела всем вздохнуть и сказала:
Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.
Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре…
Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.
Однако прошлогоднего
цветка уже не было. Должно быть
он умер в минувшую осень. И
Даше стало грустно, что нету
прежнего цветка…
Она пошла обратно и вдруг
остановилась. Меж двумя тесными
камнями вырос новый цветок -
такой же точно, как тот старый
цвет, только немного лучше его и
еще прекраснее.
Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
С П А С И Б О !
«Неизвестный цветок Платонов» - Первая остановка. 1. Сможет ли земля отблагодарить ребят? Андрей Платонович Платонов (Климентов). Герой. Итоговые вопросы. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях. Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Урок литературы в 6 классе.
«Платонов жизнь и творчество» - Люди в произведении А. Платонова «Котлован». Творчество… Андрею Платонову был воздвигнут памятник. Мать, отец и детская “орда ” – беззащитная, но по-своему властная. Личность. Идеи творчества: Судьбы людей в 20-30-е годы XX века. Идея творчества - познание тайны человека. Смысл названия повести. Платонов Андрей Платонович.
«Юшка Платонов» - Фото Платонова А.П. 1924 год. Воспитывающие: Воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать. В 1924 году поступил на историко-филологический факультет университета. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убий!». А.П.Платонов (Климентов) родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899 году, 28 августа.
«Платонов Юшка» - Сокровенный человек Ефим Дмитриевич (по рассказу А. Платонова «Юшка»). Сокровище. Жизненный круг героя. Занятие (работа). Взаимоотношения с окружающими: Юшка и дети; Юшка и взрослые. Образ одухотворенной природы. Портрет (описание Юшки). Семья-основа художественного мира. Работа. Цель урока: А. Платонов.
«Платонов Возвращение» - Мотивы, звучащие в рассказе: «Возвращение»; «дом» и «дорога»; «память сердца» и «свет жизни». За годы войны выпустил 6 книг прозы. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Психологический рассказ. Развязка действия. Возвращение. Решение скорее приняться за дело.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
А.П. Платонов Литературный портрет писателя. « Неизвестный цветок» Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы
Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) Самобытный русский писатель, прозаик, драматург. С 1946 года его произведения перестают печатать. Его частичное возвращение к читателю состоялось лишь в конце 1950 года, а возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представился с конца 1980-х годов. Большая часть произведений Платонова всё ещё находится в рукописях. Сказка-быль «Неизвестный цветок » (1950) - последнее произведение автора.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова. «Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено. От сказки душе счастье, а уму раздумье. А. Платонов
Сказка -быль 1. Сказочное начало: «Жил на свете цветок…» 2. История о том, как рос цветок, преодолевая трудности. Он умел разговаривать. 3. Цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость. Повествование о Даше и детях.
Чтение с остановками, осмысление, поиск ключевых слов и фраз 1. Как жил цветок до встречи с Дашей: Были ли у цветка минуты радости, какие? Была ли у цветка с самая главная цель в жизни? Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить? 2. У любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование. Чем цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы? 3. Найдите в тексте слова, которые автор называет запах распустившегося цветка? Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
Вопросы Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Цветок умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу? Почему она вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама? О чём девочка разговаривает с цветком? Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку? Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
Цветок Даша Необычный, стойкий, терпеливый, одинокий, выносливый…. Какой? Одинокая, добрая, заботливая, внимательная… страдает, живёт, борется, трудится…. Что? удивляется, жалеет, сочувствует, целует, помогает…. жить, дать жизнь сыну Зачем? Улучшить жизнь
Вопросы Как вы полагаете, что сделают дети? Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной? Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? Ч еловек рождается дважды, жизнь – вечный труд. Как вы думаете, это конец истории? ПЗ: А вы как бы её закончили?
Вопросы Сможет ли земля отблагодарить ребят? Как изменилась жизнь на пустыре через год? Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь? Как вы думаете, что же будет с цветком потом?
Итоги урока Какую мудрость веками хранимую русским народом, передаёт нам писатель? Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой неизвестной жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть, что никто до неё не замечал? Сделали ли вы какие-либо выводы для себя?
Синквейн Существительное - тема 2 прилагательных – описание темы 3 глагола – описание действия 4 слова – отношение к теме 1 слово – суть темы 1 вариант – Даша, 2 вариант – цветок Даша Добрая, отзывчивая Грустит, сострадает, поддерживает Она помогает цветку Друг Цветок Одинокий, терпеливый Страдает, борется, стремится Он любит жизнь. Герой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - зачёт по теме " Цветок". Материал 6 класса. Технология сотрудничество. Игра - это та форма рабрты с детьми, которая всегда проходит наиболее результативно. Именно благодаря игре можно не только...
Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы....