Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слухаи восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Повысить собственный уровень знанийпутём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации винтернет ресурсах по изучаемой теме.
· Разработать перспективный план работы с детьми.
· Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.
· Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия удетей старшего дошкольного возраста.
· Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему
“ Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.
· Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.
· Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
· Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».
· Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
· С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.
· При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.
· Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;
Участие в профессиональных конкурсах;
Участие в вебинарах.
В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов
Выступление на собраниях
Участие в творческих конкурсах детей
Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей
Консультативная помощь на страницах персонального сайта
РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА
При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.
Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.
Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.
Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.
За первый год была проведена следующая работа:
· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;
· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;
· разработан план работы по реализации проекта;
· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;
· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;
· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;
· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты
· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;
В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символовв работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:
Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:
1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – игры на определение направления звучания.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
Основными методами развития слухового восприятия стали:
· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.
· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.
· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.
Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.
В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). »
Обобщение опыта работы по теме
«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике»
Учитель-логопед Батырь Инна Владимировна
г.Зерноград
2016 год
В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.
Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного его обучения в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность , способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных образовательных мероприятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эта деятельность была интересной и разнообразной.
В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповой и индивидуальной логопедической образовательной деятельности специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.
Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.
Википедия дает четкое определение термину ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.
Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами (слайд).
Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой единого информационно-образовательного пространства.
Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто в дошкольном образовании, а в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений детей.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность педагогов и детского сада в целом. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления. (слайд не читаю )
Документация, диагностика, инд.занятия, подгрупповые занятия, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование)
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ информации.
Речевая карта – один их обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся результаты обследования устной речи. Структура речевой карты – традиционная, форма – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать.
Для проведения диагностики используются демонстрационные презентации, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.
Следующее и наиболее важное направление в работе непосредственно коррекционная работа с детьми.
С возможностями ИКТ в данном направлении можно ознакомиться на а экране:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;
- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
- развитие уверенного речевого поведения и устранения тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости материала запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что реализовывает принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов.
Направления на экране:
направления использования ИКТ:
- использование интерактивной доски;
- создание собственных мультимедийных проектов;
- использование Интернет-ресурсов;
- использование компьютерных программ.
При подготовке к ООД с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила , (сайт)
Общая продолжительность занятий должна составлять 25-30 мин, из которых 5-7 мин. Дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (презентации, компьютерные игры) еще 5-10 мин.
Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность, о сочетании цветов и их количества (слайд)
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Очень важным в процессе коррекции нарушений звукопроизношения является этап автоматизации и введения звука в самостоятельную речь. Причем этот период может длиться достаточно долго. Традиционное повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, не вызывает у детей интереса, что значительно снижает мотивацию осознанной деятельности. Все это нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в повседневной жизни. Выход из этой ситуации я вижу в использовании специализированных комплексов визуально-аккустического подкрепления действий детей. Для этого используются короткометражные мультипликационные ролики, озвученные взрослым. Дети повторяют за диктором речевой материал, а затем самостоятельно произносят его, озвучивая героев.
Обращаемся к следующему направлению работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения – развитие связной речи . Этому виду работы отводится достаточно большое внимание, т.к. именно связная речь во многом определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе. Мною создана серия мультимедийных презентаций по основным лексическим темам, каждая из которых содержит достаточное количество иллюстративного и текстового материала для получения знаний по изучаемой теме, закрепления полученных знаний, а также выполнения различных проверочных заданий.
Отдельным направлением использования ИКТ в логопедической работе является создание и применение компьютеризированных игр для использования в коррекционных целях по различным направлениям:
Дифференциация звуков
Развитие звукового анализа и синтеза,
Подготовка к обучению грамоте.
В своей логопедической практике я использую следующие компьютеризированные игры:
- «Игры для Тигры»;
Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий «Дошколка», в котором серия интерактивных развивающих программ нацелена на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программы «шаг за шагом», «развивающие игры» позволяют организовать мониторинг достижений детей с учетом их индивидуальных возможностей.
Перечисленные интерактивные развивающие программы включают как простые упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы с детьми с разным уровнем развития.
Кроме интерактивного контента большинство программ содержит разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцев рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается в деятельности с компьютером.
Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками. Не исключение стал и наш детский сад. Для работы с детьми были приобретены две интерактивных доски.
Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.
Я использую ИД на занятиях по обучению грамоте. Мой опыт свидетельствует, что она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.
Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.
Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано – в условиях семьи . Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. Главное условие взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог - ребенок – родитель».
Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются родительские собрания, лекции для родителей, оформление наглядной информации, круглые столы.
В начале учебного года в старшей и в подготовительных к школе группах было проведено анкетирование родителей по ИКТ-ям. Вопросы, предложенные родителям, были направлены на выявление их отношения к использованию ИКТ в детском саду и семье, уровня владения компьютером родителями, способов использования ИКТ в семье.
На вопрос «Ваше отношение к использованию ИКТ в детском саду?» мнения родителей разделились, лишь 3% считают, что ИКТ не должны использоваться в детском саду. Остальное количество разделилось примерно поровну 51% считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 46% считают, сто использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка.
Вопрос «Для чего в Вашей семье обычно используется компьютер?» Выявлен положительный момент: дети дома слушают аудиосказки, играют, занимаются по специальным развивающим программам 82%, остальные смотрят м/ф.
Очень важный вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребенок занимается за компьютером?» Ответы родителей радуют, лишь 5% признались, что стараются, но получается редко, а значит, что не всегда могут проконтролировать и ограничить детей от ненужной им информации.
Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ вы согласны?» показывает, что в основном, родители правильно воспринимают положительные моменты ИКТ. Только 3% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.
Самый показательный вопрос «Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?» Сайт существует почти 3 года, однако 25% являются частыми гостями, 50% заходят изредка, и 25% не посещают вообще. Я считают что последние 25% просто не получили достаточной информации о нем.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением учителя-логопеда, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ», где поставили цель, задачи и план на год по решению данной проблемы. ИКТ широко используются на педагогических советах ДОУ, семинарах-практикумах, мастер-классах.
Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на мой уровень ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников ДО», на портале МААМ. ru , «Мультиурок».
Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно . Мое мнение , что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Обращаясь в анализу результативности внедрения средств ИКТ в логопедическую практику, отмечу положительные моменты:
Применение средств ИКТ при изложении, закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшатся их наглядность;
Компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип слышу – вижу – запоминаю;
Средства ИКТ при их использовании позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени
и другие на экране
Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.
Учитель-логопед: Клубкова О.В.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
— повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
— обес-печение психологического комфорта на занятиях;
— развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
— совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
— развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
— совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
— формирование личности ребёнка в целом;
— повышение качества обучения и работоспособности детей.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
Звукопроизношение;
- просодические компоненты речи;
- фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- лексико-грамматические средства языка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика;
- связная речь.
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
- Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
- Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
- Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей - волевых и нравственных качеств.
- Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
1. Готовый продукт.
- компьютерные логопедические тренажёры;
- компьютерные тесты;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
- составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
- веб-страницы и веб-сайты;
- подборки компьютерных тестов;
- цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:
Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
- Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
- Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Особенности программы:
- Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
- Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
- Несколько уровней сложности в каждом задании.
- Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
- Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.
Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей: таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с нарушениями речи в последнюю четверть XX и начало XXI века в разных странах мира дает основания утверждать, что роль компьютерных технологий в логопедической работе выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря им появляется возможность мотивировать учебную деятельность ребенка в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать невозможно. Также становится возможным создание принципиально новых «обходных» путей развития речи (как в устной, так и в письменной форме), проектирование и нахождение существенно более эффективных способов решения традиционных «вечных» задач специального обучения. И, наконец, становится реальной перспектива разработки принципиально новых способов качественной индивидуализации обучения.
Использование компьютерных технологий в логопедической работе осуществляется нами по нескольким направлениям, среди которых:
1. Создание и использование компьютерных средств помощи детям с нарушениями звукопроизношения;
2. Разработка и применение компьютеризированных способов развития лексико-грамматического строя и связной речи детей;
3. Подготовка и применение дополнительных (компьютерных) средств в работе над темпо-ритмической организацией речи детей дошкольного возраста;
4. Создание компьютерных пособий для возможности осуществления занятий родителей с детьми в домашних условиях.
Как известно, дошкольный возраст
– наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Задачи исправления дефектов звукопроизношения являются одними из основных в работе логопедов дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому, мы поставили перед собой задачу разработки компьютерных средств помощи в исправлении дефектов произношения. Для этого нами было создано электронное пособие по обучению учащихся и их родителей артикуляционным упражнениям, помогающим в постановке неправильно произносимого звука. С помощью систематизированного в единое пособие теоретического, иллюстративного и видео материала дети самостоятельно обучаются правильному выполнению упражнений, ориентируясь на наглядную демонстрацию, а родители в свою очередь осуществляют контроль за соответствием выполнения упражнения ребенком образцу пособия. Задание по работе с материалом пособия составляется индивидуально для каждого ребенка в зависимости от особенностей логопедического диагноза. Сам же видеоматериал снимается с помощью веб-камеры на занятиях с учащимися достигшими максимальных успехов в выполнении того или иного задания. Данное пособие используется нами не только в качестве домашнего помощника ребенку, но и на групповых занятиях по постановке звуков. Дети проявляют большой интерес к данному материалу, стремятся полностью соответствовать образцу, а по просьбе родителей видео материал может сниматься на примере их детей.
Не менее важным в процессе коррекции нарушений звукопроизношения является этап автоматизации звуков и введения их в самостоятельную речь. Причем длится этот период, как правило, гораздо дольше, чем этап постановки звука. Традиционно используемое повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, пусть даже и разнообразных по содержанию не вызывает у детей интереса, что значительно снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное повторение речевого материала по банально напечатанным текстам не побуждает детей к максимальной активности при автоматизации звуков. Все это нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в повседневной речи детей. Выход из этой ситуации мы видим в создании специализированных комплексов визуально-акустического подкрепления действий детей. Данную идею мы воплощаем в создании короткометражных мультипликационных роликов, озвученных взрослым. Забавный сюжет, яркость и красочность вызывают у ребенка интерес, а звуковое сопровождение помогает ему ориентироваться на правильное произношение. По аналогии с музыкальным караоке дети повторяют за диктором речевой материал, а затем самостоятельно произносят его, озвучивая героев мультфильма. Такие мультипликационные ролики аналогично предыдущим материалам предоставляются детям для домашних занятий и используются на групповых. Эффективность двух описанных средств компьютерной поддержки процесса исправления дефектов звукопроизношения доказана нами по итогам применения их в течение нескольких лет.
Обращаемся к следующему направлению работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения – развитию связной речи. Этому виду работы мы отводим достаточно большое внимание, так как именно связная речь во многом определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе. Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова, на основе наблюдений над связью слов в предложении. Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение речевыми средствами, на основе которых идет самостоятельное развитие и обогащение речи в процессе свободного общения. Выполнение всех этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, расширением их знаний об окружающем мире. Именно для этого нами создаются электронные учебники по расширению знаний и представлений об окружающей действительности. Так нами разработана серия электронных учебных пособий по основным лексическим темам, которые должны быть усвоены дошкольниками. Каждый учебник содержит достаточное количество иллюстративного и текстового материала для получения знаний по изучаемой теме, закрепления полученных знаний, а также выполнения различных проверочных заданий.
Отдельным направлением использование средств ИКТ в логопедической работе является – создание и применение компьютеризированных игр для использования на коррекционных занятиях по различным направлениям (дифференциация звуков, развитие звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте и др.)
Среди приоритетных задач для создания компьютеризированных игр нами были определены следующие:
разработка игр с понятными детям заданиями, легкостью управления;
включение в игры анимационных героев, создание сказочных сюжетов для наибольшей заинтересованности детей;
создание максимально разнообразных игр, позволяющих максимально эффективно решать коррекционные задачи.
Стоит отметить, все разрабатываемые игры идентичны по своим правилам: в них предлагаются различные задания с несколькими вариантами ответов. Детям предоставляется возможность поочередно поучаствовать в игре, выбирая ответ. Отметим, что многим старшим дошкольникам доступно манипулирование периферическим устройством «мышь» и они могут самостоятельно осуществлять выбор ответа. В случае, если детям трудно самостоятельно выполнять манипулирование мышью учитель-логопед берёт эту функцию на себя.
Здесь же хотелось бы сделать замечание: мы считаем более удобным и целесообразным демонстрирование игр на большом экране с помощью мультимедийного проектора. В этом случае отображаемое изображение будет более крупным по размеру, более объемным, создавая эффект реалистичности сюжета игры. Используемая в играх анимация ещё более усиливает этот эффект, вызывая у детей глубокий интерес к игре. Кроме того, использование большого экрана, с которым одновременно работает (играет) несколько детей упростит задачу логопеду, связанную с объяснением правил каждому отдельному ребенку. Играя совместно, дети будут более эмоционально положительно взаимодействовать друг с другом. Они смогут оценивать ответы друг друга и наблюдать оценку ответов компьютером.
В некоторых играх можно ввести соревновательный момент, когда участники подсчитывают количество правильных и неправильных ответов. Если же логопед ставит перед собой задачу оценить выполнение всех заданий каждым ребенком, то можно подготовить для этого сигнальные карточки (картонные или бумажные), фишки. В этом случае, увидев задание на экране, каждый ребенок выбирает вариант ответа и поднимает соответствующий сигнальный элемент. Затем, учитель-логопед проводит краткий опрос причин выбора детьми того или иного ответа и нажимает кнопку, сначала нескольких неправильных вариантов, делая пояснения детям, а затем правильный ответ, также объясняя.
Обращаясь к анализу результативности внедрения средств ИКТ в логопедическую практику, отметим следующие положительные моменты:
- применение средств ИКТ при изложении закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшается их наглядность;
- компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;
- средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на занятиях позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;
- демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повышают эффективность коррекционных занятий за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к деятельности;
- внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи дошкольников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, способствует формированию гармоничной личности в условиях современного информационного общества;
- применение педагогических (коррекционных) технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных (игровых) комплексов нового поколения способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности;
- широкий спектр дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, несомненно, способствует формированию мировоззрения личности дошкольника, а возможность ведения интерактивных диалогов с героями игры – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;
- знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером и различными периферийными устройствами позволяет приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации.
- использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально. Применительно к дошкольным учреждениям это является полезным при развитии речи;
- информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в деятельности в учреждении, так и в домашних условиях.
Хотелось бы обратить внимание
, что при всех положительных моментах использования компьютерных технологий логопедам следует тщательно продумывать количество и время предъявления данного материала на коррекционных занятиях. В любом случае логопедическое занятие не может состоять исключительно из предъявления компьютерных средств, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и органично дополнять их. Следует также помнить об охранительном, здоровье сберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера.