Также, как и буква И, Й пришла в русский алфавит из греческого. На глаголице звук обозначался знаком, который вы можете увидеть чуть выше, в кириллице -И-, а также -Й- обозначались одинаково, буквой -И-. Любой язык является "текучим", то есть подверженным влиянию других языков мира. Например, современная ситуация складывается так, что .
Современный русский язык
В нашем языке буква -Й- обладает следующими признаками:
- -Й- является согласным звуком;
- -Й- всегда мягкий, вне зависимости от того, в какой части слова он расположен;
- -Й- - это мягкий, непарный звук.
Для наглядности представим таблицу, в которой все звуки разделены на гласные и согласные:
Разделение на мягкие и твердые согласные:
Важно: эта буква действительно считается пограничной (имеющей признаки гласных и согласных), во многих языках мирах, например, украинском и болгарском, -Й- до сегодняшнего времени обозначает два звука - ЙО-, но еще в древнерусском языке признавались две буквы - гласный -И- и его краткая форма -Й-, которая признавалась согласной.
Русский язык является одним из самых сложных для изучения, в нем есть огромное количество нюансов, например, у иностранцев, изучающих великий и могучий, недоумение вызывает разница, существующая между дефисом и тире .
1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .
Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :
[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :
[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить
.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Например, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], белье - бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].
При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].
Наталья Яльцова
Звук [й], буква й.
Звук (й, буква й .
Цель : автоматизация звука [й] .
Задачи : учить определять позицию звука [й] в словах , синтезу и анализу обратных и прямых слогов, познакомить с буквой й ;
развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление;
воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.
1. Организационный момент
Я попрошу сесть ребят, в чьих именах есть звук [ш] , [д’], [л’], [м], [к], [т], [в], [н], [р], [л] (повторение) .
2. Знакомство со звуком .
Ребята, сегодня мы будем изучать новый звук . А какой – догадайтесь сами. Я позову к себе помощника, и он будет выполнять мои команды.
Логопед вызывает одного ребенка : «стой, бегай, пой, считай» .
Какие команды я давала? (Дети называют, логопед произносит, выделяя утрированно Й)
Какой звук слышится на конце этих слов? (Й)
Сегодня мы будем послушаем сказку о звуке [й] и будем с ним играть.
Выставляются семейки звуков .
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах , распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали, наконец-то поняли - И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может .
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И , но с козырьком - для отличия
Домик И-краткого назвали буквой И краткое . Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву .
Поселился И-краткий в своем домике-букве , слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать -й й й. Слушал-слушал А, да и говорит :
А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу
И-краткий согласился, и они запели
ЙА, йА, йА!
У вас здорово получается, - задумчиво протянул У, - ну а со мной петь будешь? - обратился он к И-краткому
Буду, - ответил тот, не задумываясь
И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ
О, как хорошо! Спой теперь со мной!- попросил О
Пожалуйста.
ЙО йО йО! - полилась новая песня.
Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил Э, - споем вместе, - предложил он И-краткому
Следующая песня звучала так
ЙЭ, йЭ, йэ"
Радуется И-краткий поет с А - получается «йА йА йА» , поет с У - получается «йУ йУ, йУ» , поет с О - получается «йО, йО, йО» , поет с Э --получается «йЭ, йЭ, йЭ»
Опечалены были только И да Ы
Мило, очень мило, - вздыхал И, слушая пение друзей - хотелось бы мне спеть с И-кратким но если я запою, его вообще никто не услышит мы же родственники
Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал Ы
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А , со звуком У , со звуком О , со звуком Э
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика
Первый домик назвали буквой Я звуком А
Второй домик назвали буквой Ю , в нем И-краткий стал петь со звуком У
Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О
Четвертый домик назвали буквой Е , в нем И-краткий стал петь со звуком Э
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я , Ю, Ё, Е
А звук И-краткий за то , что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий
Пели звуки много и дома , и на концертах
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий - в зеленой
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках
Так с тех пор и повелось в русском языке
Шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,
Все остальные звуки - согласные ,
Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
Твердые согласные - синими.
3. «Путешествие» .
А теперь мы с вами, ребята, отправимся в путешествие за буквой Й . Посмотрите, что мы возьмем с собой. Выставлены картинки, отбираем, называем (воробей, муравей, трамвай, ящик, индюк, ягоды, чайник, майка, рубашка, юла, лыжи, лодка).
А в путешествие, ребята, мы поедем на поезде. Буква прячется на дереве на звук [й] . Какое это дерево?
Назовите картинки. В названиях картинок звук [й] произносится в начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук [й] в начале слова . Во втором вагоне - слова, в которых звук [й] в середине слова. В третьем – слова, в которых звук [й] в конце слова , последний.
Все поезд тронулся. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем.
4. Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Елочка» .
Перед нами елочка : Показывают «елочку» : руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «елочки» .
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики» : ладошка - «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики» : так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведенными пальцами.
Звезды, человечки. Показывают «звезды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.
5. «Загадки Яги» .
Никуда вас не пущу, пока не отгадаете мои загадки :
Белым снегом все одето, значит, наступила … (зима) .
Ночью каждое оконце слабо освещает … (луна) .
Под деревом 4 льва, один ушел, осталось … (один) .
Знает девочка любая, что морковка … (оранжевая) .
Мимо улья проходил косолапый … (медведь) .
Мышь считает дырки в сыре : 3+2- всего … (пять) .
Знаю прекрасно я, что облако … (белое) .
3 елки выросли стеной в рощице березовой, знает каждый карапуз, их цвет, конечно… (зеленый) .
Ребята, давайте составим предложение про Бабу-Ягу, чтоб она нас отпустила.
6. «У елочки» . Синтез и анализ слогов (ай, ой, уй, ий, эй) .
А вот и наша буква Й , а вместе с ней и гласные, давайте их подружим, какие слоги у нас получатся?
А теперь давайте сочиним чистоговорку для Яги :
Ай-ай-ай- ты Яга нас не пугай.
Ой-ой-ой- будем мы дружить с Ягой.
Эй-эй-эй-- отпусти нас поскорей.
6. Знакомство с буквой й .
А теперь мы вместе с буквой й отправляемся в детский сад :
Дети прослушивают стихотворение :
Летает над калиткой птица,
Но на калитку не садится.
Чтобы И не спутать с И,
Сверху галочку пиши.
Е. Тарлапан
Выкладывание буквы из элементов .
7. Подведение итогов.
С каким звуком мы играли сегодня ?
Что вам понравилось делать на занятии?
Для многих родителей, которые начинают изучать с малышами алфавит, встает вопрос: как квалифицировать Й – как гласный или согласный звук?
Действительно, звук Й похож и на тот, и на другой, находясь как бы посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Немного из истории
Й, или И краткое, как называется эта буква в алфавите, известно во многих славянских языках: русском, украинском, белорусском, в Сербии и Македонии для обозначения звука Й используют букву J.
В неславянских языках, которые используют кириллическую письменность, эта буква тоже присутствует.
В русском языке эта буква 11-я по счету.
Звук Й образовался на основе неслогового гласного «И» и похожего на него звонкого согласного «J».
Таким образом, звук Й действительно объединяет в себе гласный и согласный.
В болгарском и украинском языках до сих пор применяется буква Й в сочетании «ЙО», которое призвано обозначать букву Ё.
Буква Й возникла в церковнославянской письменности в 15-16 веках. В 17 веке во времена патриарха Никона Й уже вошла в издания книг на церковнославянском языке в Москве.
В начале 18 века был введен так называемый гражданский шрифт. Надстрочные знаки в славянской письменности были ликвидированы, и буква Й изъята из алфавита, хотя звук в языке остался.
Во времена Петра Первого в 1735 году Й была реабилитирована и снова появилась в письме, однако в алфавит она не включалась и не обозначала никакой цифры (ранее цифры обозначались буквами церковнославянского алфавита). Уже в 20 веке буква Й наконец вошла в состав алфавита, но по-прежнему оставалась несколько «ущемленной в правах». Она не включалась в буквенные обозначения списков, а порой хвостик над буквой в письме пропускается, как и точки над ё.
В 18-19 веках буква Й уже входит в состав украинского и белорусского алфавита. В украинском языке ее называют «ий», что еще раз демонстрирует ее двойное происхождение.
Какой звук?
И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.
Сразу стоит ответить: ни тот и ни другой.
Попробуем размышлять.
Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.
Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.
Попробуйте пропеть звук Й: у вас это вряд ли получится. В связи с этим, хоть голос и участвует при образовании этого звука, он все же согласный .
Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.
Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.
Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.
Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.
Таким образом, звук Й – согласный сонорный.
Еще один вопрос, который может возникнуть, — буква Й какая: мягкая или твердая.
Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.
Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.
В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.
В составе букв
Согласный сонорный звук Й в русском языке присутствует не только в виде буквы Й, но и входит в состав четырех гласных звуков: Е, Ё, Ю, Я. На письме, конечно, он в этом случае не обозначается, но при произнесении слышится четко. Каждая из этих букв представляет собой сочетание: гласный звук и Й.
Если разложить эти буквы на составляющие, то получим: Е=Й+Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Я=Й+А.
Эти буквы читаются как «гласный + Й» только в строго определенных случаях: после гласного, Ъ или Ь. В остальных случаях они лишь смягчают предыдущий согласный.
Таким образом, можно сказать вполне определенно, что сегодняшняя наука не склонна расценивать звук Й как гласный, хотя родился он именно из такого звука.
Если учесть, что в греческом языке существовало такое понятие, как долгий и краткий звуки, то рождение в церковнославянской письменности Й как краткого варианта И вполне закономерно, ведь церковнославянский язык создавался на основе греческого.
В современном языке мы причисляем Й к согласным звукам, однако относим в разряд сонорных как максимально приближенных к гласным. Именно так знания о звуке Й преподаются детям и в школе. Конечно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, что значит сонорный звук. Можно просто обозначить его как согласный, однако для себя родители должны помнить об истории его происхождения, чтобы в любой момент быть готовым ответить на непредвиденные вопросы.