Матющенко Р.Р., учитель технологии высшей квалификационной категории СОШ № 3 г. Менделеевск Республика Татарстан

Раздел: Профессиональное самоопределение. 8 класс

Тема урока: Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Цели: Ознакомить учащихся с типами темпераментов.

Научить определять тип своего темперамента и использовать его свойства при выборе будущей профессии.

Стимулировать учащихся к изучению своего темперамента в целях более удачного профессионального самоопределения.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Тип урока: освоение новых знаний

Вид урока: беседа с использованием ИКТ

Метод проведения: эвристический и диагностический

Межпредметные связи: биология, история

Материальное оснащение: комп, экран, проектор, карточки-задания

Предварительная работа: профориентационная.

ХОД УРОКА

Организационный момент: приветствие, проверка, психологическая подготовка класса.

Беседа, переходящая на тему урока.

Вопрос: Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы быть в жизни успешным, уверенным, обеспеченным.

Ответ: профессия, которая приносит удовлетворение и материальное обеспечение.

Статистика показывает, что 75% россиян не удовлетворены своей работой. Одна из причин – неправильный выбор. Чтобы получить профессию, надо учиться. На это уходит время и немалые материальные затраты. Получив профессию, человек начинает работать и вдруг оказывается, что это не “его”, или, как говорят, душа не лежит к работе.

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку.

Где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к скорости работы, умению быстро переключаться с одного вида деятельности к другому.

Выбор профессии зависит от многих факторов:

    От востребованности профессии на рынке труда,

    от твоих интересов,

    склонностей и способностей

    и, в большей степени, от психических особенностей нервной системы

    от темперамента.

И так, сегодня мы будем говорить о темпераменте и его значении в жизни и деятельности человека. Запишите тему нашего урока: (слайд 2)

«Значение темперамента в профессиональном самоопределении».

Мы с вами поговорим о типах темперамента и о том, как учитывать его особенности при выборе своей будущей деятельности. (слайд 3)

Что же такое темперамент? (слайд 4)Давайте дадим определение

ТЕМПЕРАМЕНТ – это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности. (запись)

Что означает активность человека и его двигательные проявления?

Общаясь в кругу семьи или с друзьями, вы наверное замечали: кто-то общительный и подвижный, кто-то очень подвижный, другой всегда спокоен, а кто-то слишком медлителен. То есть, мы все разные.

Это и есть проявление особенностей темперамента каждого человека.

Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы. Темперамент неизменен, дается человеку с рождения и остается неизменным до конца жизни.

Древнегреческий врач Гиппократ выделил 4 типа темперамента, свойственных человеку. (слайд 5)

ХОЛЕРИК – САНГВИНИК – ФЛЕГМАТИК – МЕЛАНХОЛИК

Значение этих слов таково. Гиппократ считал, что в теле человека присутствуют 4 вида жидкостей: кровь, слизь, желтая и черная желчь, и они влияют на психические процессы, которые происходят в организме человека. Названия этих жидкостей и легли в основу определения типов темпераментов. Однако, в чистом виде типы темпераментов встречаются крайне редко. Но один из типов всегда будет преобладающим. Сейчас я предлагаю определить, какой тип темперамента у каждого из нас. Для этого мы выполним небольшой тест. (слайд 6). Вам предлагается по порядку восемь утверждений. Вы обдумываете эти утверждения на степень согласия с ним.

Знак полного согласия – 10 баллов.

Знак полного несогласия – 0 баллов.

Возможны частичные согласия, которые оцениваются любым баллом от 1 до 9.

Сами утверждения писать не нужно.

Тест Русалова

    Перед каким либо важным событием я начинаю нервничать.

    Я работаю неравномерно, рывками.

    Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

    Если нужно, я могу спокойно ждать.

    Мне нужнысочуствие и поддержка.

    С равными я не сдержан, вспыльчив.

    Мне не трудно сделать выбор.

    Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Номер предложения

Оценочный балл

СФМХ – формула генотипа (пример)

В таблице под номером предложения вы ставите свой оценочный балл.

(Тестирование)

Анализируем результаты.

Находим суммы оценочных баллов по генотипам: М,Х,Ф,С.

(ученики вычисляют свои суммы)

Располагаем суммы в порядке убывания и затем заменяем числа соответствующими символами.

Например, у кого- то получилось СФМХ.

Генотип этого человека можно описать так:

Этот человек является сангвиником, но в нем есть и черты флегматика, меланхолика и, в меньшей степени, холерика.

Итак, каждый из вас получил приоритетную формулу своего генотипа.

Выделите ее, мы к ней еще вернемся, а теперь давайте рассмотрим особенности типов темпераментов. (слайд 7)

ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный, самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения.

САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.

МЕЛАНХОЛИК – нерешительный, легко ранимый, чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее (слайд 8)

Нет плохих или хороших темпераментов!

Сильным, добрым и вежливым или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

В мире было много гениев, талантливых людей, великих полководцев, знаменитых писателей, художников и музыкантов с разными типами нервной системы. Давайте вспомним некоторых из них.

(слайды 9.10.11.12.)

Х – Пушкин, Менделеев, Петр 1, Ленин.

С – Наполеон, Жуков, Герцен.

Ф – Крылов, Кутузов, Герцен.

М – Лермонтов, Чайковский, Гоголь, Блок.

А теперь, исходя из формулы своего темперамента, попробуйте определить, какие бы профессии вам подошли.

Ответ учащихся

Давайте посмотрим перечень профессий, который подходит к различным типам темперамента.

(слайды 14,15,16,17)

Предлагаю Вам выполнить небольшую практическую работу – установите соответствие типов темперамента к прилагаемым свойствам нервной системы человека.

(слайд 18) проверка

Итак, ребята, наш урок незаметно подошёл к концу.

Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

    Что называют темпераментом?

    Типы темперамента?

    Для чего нужно знать свой тип темперамента?

Итак, теперь мы с вами знаем, как важно знать особенности своего темперамента для выбора своей будущей профессии.

(слайд 19)Вашим родителям, вашим близким и мне тоже очень хочется, чтоб каждый из вас нашел свою правильную дорогу в жизни, которая принесет вам благополучие и счастье.

Подведение итогов урока, оценка активным учащимся.

Домашнее задание: выполнить презентацию об одной из рабочих профессий (описание профессии, требования, предъявляемые к человеку, где можно получить профессию). Профессию подобрать с учетом своего темперамента.

И мне хотелось бы закончить урок такими замечательными стихами В.Лифшица «Труд»(слайд 21)

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

При выходе из класса, прикрепите пожалуйста смайлики на магнитную доску.

Урок понравился, все было понятно- улыбающийся смайлик

Урок понравился, но не все было понятно-грустный смайлик

До свидания, ребята

При выборе профессии важно учитывать помимо способностей, интереса и желаний и такое психологическое качество, как темперамент. По мнению Щекина ученые издавна заметили, что представители различных типов темперамента выбирают преимущественно те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям. Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Это положение отразилось и во взглядах психотехников в 1920-х гг. Так, один из самых видных ученых, О. Липманн, связывал выбор профессии с типом темперамента. Не менее известный психотехник Э. Клапаред тоже считал, что одни профессии подходят людям с живым темпераментом, а другие - лицам со спокойным темпераментом . Как отмечает К. М. Гуревич каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил. Период трудовой активности в жизни субъекта ограничен (особенно это касается артистов балета, цирка, спортсменов), а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе.

Когда человек понимает, как он «устроен», каковы его способности, преимущества и недостатки, он гораздо лучше приспосабливается к самым разным жизненным обстоятельствам. В своих работах Немов Р.С. дает такое определение темперамента: «Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение».

В работе Тарасовой Л.Е.говорится, что «Темперамент» -- слово древнегреческое, и буквально оно означает «надлежащее соотношение частей». Начиная с Гиппократа, считалось, что реакция человека на внешние события зависят от того, какой жидкости больше в его организме («соотношение частей» -- это и есть сочетание разных жидкостей в нашем теле). Если преобладает кровь («сангвис»), человек становится в меру активным, живым и общительным. Это сангвиник. Когда в организме преобладает лимфа («флегма»), это ведёт к неспешности, невозмутимому спокойствию, медлительности, обстоятельности. Такой человек -- флегматик. Если преобладает желчь («холе»), что внешне проявляется в неуёмной активности, бурной реакции на внешние обстоятельства, суетливости -- это холерик. А когда преобладает так называемая черная желчь («меланхоле»); человек становится очень чувствительным ко всему происходящему вокруг, слишком чутко на всё реагирует. Его называют меланхоликом.

Утверждение о столь прямой зависимости темперамента от жидкостей в нашем организме с современных научных позиций выглядит, конечно, немного наивно. Однако древние греки очень точно подметили характерные типы людей по их реакциям на происходящее вокруг. Поэтому описанные ими четыре типа темперамента до сих пор используют для описания психологических различий между людьми. Какие же психологические особенности характерны для них?

Рассмотрим характеристики в научных исследованиях Я. Стреляув которых говорится о четырех типах темперамента.

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость ("все падает из рук"). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Холерику противопоказаны такие профессии, отмечает Кустобаева Е.К. как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д.

Сангвиник , по мнению автора Стреляу человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. Его сильная черта - умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому, мнению Кустобаевой Е.К. профессию ткача, делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить. Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д.

Флегматик , по мнению автора Стреляу - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, отмечает вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.

Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией.

Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Опасен такой тип темперамента в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.

Рекомендуемые профессии по мнению Кустобаевой Е.К.[ 26] педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер.

К индивидуально - типологическим особенностям личности относят также экстраверсию и интроверсию. Эти понятия были введены известным психологом К. Юнгом для обозначения отношения личности к явлениям внешнего мира. Он разделил людей на экстравертов и интровертов. Согласно К.Юнгу , экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт -- на накопление, движение энергии во внутренний мир.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей модели. В своих исследованиях Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

По мнению ученого экстраверт это человек, который:

Ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;

Активен, инициативен, склонен к риску;

Открыто высказывает свое мнение;

Контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;

Соотносит свои взгляды с мнением окружающих;

Хорошо работает в коллективе.

У них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики.

Экстраверты лучше проявляют себя в профессиях, относящихся к системе « человек - человек».

Интроверт, продолжает мысль

Ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;

Часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;

Стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;

Внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;

Обычно не любит неожиданностей;

Хорошо работает в одиночку.

Флегматики и меланхолики являются интровертами.

Для интроверта в работе важно проникнуться важностью, значимостью стоящей перед ним задачи, если подобного не случается, то его мотивация резко падает, он чувствует, что занимает бессмысленной, никому не нужной деятельностью. Экстраверты лучше проявляют себя в профессиях, относящихся к системе «человек - природа», « человек - художественный образ», « человек - знаковая система», «человек - техника».

Точку зрения Айзенка также разделяет Фербер, Иванов , они считают, что интровертам и экстравертам присущ разный стиль работы. Экстравертам по душе сразу погрузиться в выполнение задания. Они склонны принимать быстрые (порой опрометчивые) решения, комфортно себя чувствуют, распределяя внимание между многочисленными задачами, и не боятся рисковать. Экстраверты наслаждаются «азартом погони» и трофеями, которые он сулит, -- деньгами и статусом. Интроверты работают намного медленнее, зато основательнее. Они предпочитают сосредотачиваться на одной задаче за раз и отличаются недюжинными способностями к концентрации. Их можно считать относительно невосприимчивыми к магии славы и богатства.

В своих трудах Столяренко Л.Д. пишет, что роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

По мнению того же автора существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности: первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;

1) второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход);

2) третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

3) четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

В «Большом психологическом словаре» Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. дают следующее определение темперамента: «Темперамент - (от лат.temperamentum - соразмерность, умеренность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической стороны динамики психической деятельности и поведения».

В первой главе «Анализ теоретических аспектов изучения профессионального самоопределения старшеклассников в социально - психологической литературе» были раскрыты:

1. Понятие самоопределения и дана его характеристика.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность

2. Психологические особенности профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте.

Период юности - это период самоопределения. Социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое самоопределение составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

Под уровнем профессионального самоопределения понимается степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. Основной показатель уровня профессионального самоопределения - содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность. Очевидно, что без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом

Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

3. Условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение подразделяются на ряд этапов: детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения; подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии; предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста; практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности. Данное утверждение позволяет предполагать о влиянии на выбор профессии в юношеском возрасте других индивидуальных особенностей: способностей, задатков, интересов, воли, основных эмоциональных черт, направленности и установок личности, убеждений и мировоззрений.

4. Взаимосвязь темперамента и профессионального самоопределения.

Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых н еприятной обстановкой, эмоциогеиными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники

Личностные свойства - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе.

При рассмотрении свойств личности в них обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно рассматриваются у данного автора.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей .

С нашей точки зрения, несмотря на несовпадение взглядов на отдельные аспекты исследования личности, в целом эти позиции скорее дополняют друг друга.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. С определенной точки зрения данный подход был весьма удобен, поскольку позволял избежать целого ряда теоретических трудностей. Однако этот подход к проблеме понимания психологической сущности понятия "личность" был назван академиком А.В. Петровским "коллекционерским", ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище, емкость, принимающую в себя интересы, способности, черты темперамента, характера и т.д. С позиции данного похода задача психолога сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие "личность" его категориального содержания.

В 60-е гг. XX в. на повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

Следует отметить, что подход К.К. Платонова подвергался определенной критике со стороны отечественных ученых, и прежде всего представителей московской психологической школы. Это было вызвано тем, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. В противовес мнению К.К. Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным. .

К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятелыюстсй создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию "личность" Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека - физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие "индивид", по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотинически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов - представителей московской школы, в том числе А.В. Петровского. В учебнике "Общая психология", подготовленном под его редакцией, дается следующее определение личности: "Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде".

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего следует исходить из того, что понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество - это не просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах "он живет в нас и после смерти" нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения .

Рассматривая далее точку зрения представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия "индивид", "личность" и "индивидуальность" не тождественны по содержанию, - каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.

Подобно тому, как понятия "индивид" и "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество .

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени "втянутые" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, но мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б.Г. Ананьева. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации человека "индивид - личность - индивидуальность", он выделяет следующие уровни: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность". В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека.

По мнению Ананьева, личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т.е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, санкт-петербургская психологическая школа, как и московская, в понятие "личность" включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности.

По мнению Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

В профессиональном самоопределении

Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особое место отводится темпераменту и характеру.

Темперамент - это эмоциональная возбудимость человека и его вос­приимчивость к впечатлениям внешнего мира. Свойства темперамента зави­сят от врожденных качеств нервной системы, а потому наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями. Древнегреческий врач Гиппократ разработал классификацию темпераментов, используемую наукой по сей день.

Гиппократ выделял четыре типа темперамента :

1. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться де­лу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к рез­ким сменам настроения.

2. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

3. Флегматик - человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.

4. Меланхолик - человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Конечно, в чистом виде типы темперамента в жизни не встречают­ся, и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.

Характер. Все психологические качества человека, соединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.

Ø Характер - индивиду­альное сочетание устойчивых психических особенностей человека, прояв­ляющихся в его действиях, поведении. Многие черты характера передаются по наследству. И все-таки человек способен изменять свой характер благода­ря воспитанию и самовоспитанию.

Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность рас­крывается со стороны ее содержания, в темпераменте - со стороны своих динамических (силовых) деятельных проявлений.

Говоря о чертах характера (или качествах личности), можно выде­лить четыре крупных блока, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни (табл. 27).

Таблица 27. Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой

Отношение Проявление характера
1 К людям Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, эгоизм, скупость, лжи­вость, грубость, трусость.
2 К деятельности Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность, лень, честность.
3 К общественной и личной собственности Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость, нечестность, склонность к хищениям.
4 К себе Самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие.

Не следует путать черты характера и свойства темперамента. Чест­ным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.



Знание особенностей своего характера необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик часто зависит не только ход выполнения работы, но и конечный результат. Например, лет­чику, оператору нужно обладать подвижным и сильным типом нервной сис­темы; в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессиях врача, учителя, воспитателя необходимы доброжелательность, чуткость, общительность и т. д.

Массовые профессии - токарь, слесарь, ткачиха, продавец, инже­нер - не предъявляют жестких требований к свойствам характера, но каж­дая из них подразумевает особое развитие каких-то определенных качеств (например, профессия ткачихи - внимания, подвижности; продавца - веж­ливости, терпения, подвижности и т. п.).

В Интернете данная тема представлена очень широко: описания типов темперамента, их психологические характеристики, тесты по опре­делению типа темперамента, степени уверенности в себе. Они представле­ны на сайтах:

http://it-med.rU/library/t/temperament.htm

http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html

http://psy.agava.ru/test.shtml

Практическая работа

1. Попробуйте определить тип темперамента вашего товарища.

2. Определите, к какому типу темперамента относитесь вы сами.

3. Пройдите тест, который поможет вам определить основные черты своего характера. Затем выпишите черты характера, которые будут способствовать вашей профессиональной деятельности, и черты, которые могут мешать ей.



Больше всего тестов по профессиональному самоопределению находится на сайте:

Http://azps.ru/tests/

ОПОРНЫЕ СЛОВА. Темперамент Холерик Меланхолик Сангвиник Флегматик Ха­рактер.

1. Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение челове­ка?

2. Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в тече­ние жизни или нет? Почему?

3. Почему будущую профессию надо вы­бирать обязательно с учетом типа темперамента?

4. Чем характер отли­чается от темперамента?

5. Почему при выборе профессии так важно учитывать все положительные и отрицательные черты характера?

Психические процессы,

важные для профессионального самоопределения

Психические процессы - основа всей жизнедеятельности человека. Они позволяют заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ее ход и свое поведение, предвидеть ре­зультаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполне­ния. Когда речь идет об общих способностях человека, то также имеются в виду уровень развития и особенности его психических процессов. Чем луч­ше они развиты, тем более способным является человек, тем большими воз­можностями он обладает. Рассмотрим некоторые из них, имеющие важное значение при профессиональном самоопределении.

Ощущение и восприятие

Ø Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, непосред­ственно воздействующих на органы чувств.

Ø Восприятие - отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувственную) ступень по­знания и являются начальным источником знаний человека об окружающем мире. В таблице 28 перечислены наиболее важные ощущения, помогающие человеку ориентироваться в окружающем мире.

Таблица 28. Характеристика ощущений

Вид ощущений Характер
Зрительные Цвет, величина, конструкция, расположение предметов в пространстве
Слуховые Речь, звуки, шумы
Вибрационные Колебания упругой среды
Обонятельные Запахи
Вкусовые Кислое, сладкое, горькое, соленое
Кожные Прикосновение, температура, боль
Статические Положение тела в пространстве
Кинетические Координация и контроль движений
Органические Общее самочувствие, чувство голода, жажды, внутренние болевые ощущения

Виды восприятия :

Ø зрительное (рассматривание);

Ø слуховое (слуша­ние);

Ø осязательное (ощупывание);

Ø вкусовое;

Ø обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и воспри­ятие играют немаловажную роль. Например, никакой прибор не может рас­познать вкус и аромат продукта (кофе, чая, вин, духов и др.). Хорошее обо­нятельное ощущение - профессионально важное качество дегустатора, по­вара, парфюмера. Для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и меша­ет в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художни­кам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщи­ка инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников. Для спортсменов, артистов цирка, каскадеров профессио­нально важными являются двигательные ощущения.

Представление

Представление - наглядный образ предмета или явления, возникаю­щий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или вооб­ражении. Представления обычно менее ярки и менее деятельны, чем вос­приятия, так как они возникают в памяти человека, когда самого предмета нет рядом. Поэтому они более похожи на схему предмета или явления.

Можно выделить следующие виды представлений: визуальные (в осно­ве - конкретный образ); абстрактно-логические (в основе - абстрактные по­нятия); существуют также представления времени и пространства (схема 26).

Схема 26. Виды представлений


Умение оперировать своими представлениями, мысленно произво­дить различные комбинирующие и преобразующие действия в простран­стве является профессионально важным в деятельности инженера-конструк­тора, проектировщика и др.

Воображение

Воображение - психический процесс создания новых образов на ос­нове материала ощущений и представлений. Другими словами, это фанта­зия. Воображение присуще только человеку. В природе есть прекрасные тка чи (пауки) и архитекторы (пчелы), но только человек способен вначале по­строить мысленный проект. Участие воображения в процессе труда тем зна­чительнее, чем больше творчества требует от работника его деятельность. Так, воображение - важнейшая составная часть профессиональной деятель­ности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя, ученого.

Память

Память - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впе­чатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, на­выков, умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое ус­ловие единства личности, ее целостности и самого существования человека.

Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:

Ø память развивается в процессе деятельности, требующей запоми­нания;

Ø лучше запоминается то, что связано с интересами личности;

Ø чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;

Ø логическая связь мыслей способствует запоминанию.

В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохра­нение, забывание и восстановление, - главным из которых является запоми­нание. Различают несколько видов памяти. Каждый человек, владея разны­ми видами, в то же время имеет свой, наиболее характерный вид памяти. Разные профессии требуют от человека развития определенного вида памя­ти (табл. 29).

Таблица 29. Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности

Вид памяти Необходима в профессиях
Произвольная Во всех
Непроизвольная Во всех
Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер
Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта
Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, Дипломат
Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат
Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист
Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф
Эмоциональная Артист, писатель, композитор
Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель
Словесная Преподаватель, языковед, инженер, переводчик
Образная Художник, писатель, актер, архитектор

Внимание

Успешная деятельность человека во многом зависит от целенаправ­ленности его внимания, оно выступает одной из основных характеристик спе­циалиста.

Внимание - направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте. Объектами внимания могут выступать предметы и явления окружающего мира, мысли и чувства самого человека, образы.

По степени активности личности в организации внимания различа­ют:

Ø непроизвольное (пассивное),

Ø произвольное (активное) и

Ø послепроизвольное внимание.

Все три вида внимания тесно переплетены и взаимодей­ствуют в процессе деятельности человека (схема 27).

6. Spreen O. MMPI-Saarbrucken. Handbuch zur deutschen Ausgabe des MMPI von S. R. Hathaway und J. C. McKinley. - Bern: Huber, 1963.

7. Wood D./Del Nuovo A., Bucky S./Steven F., Schein S./Michalik M. Psychodrama With an Alcohol Abuser Population // Group Psychotherapy, Psychodrama, Sociometry. - 1979. - 32. - S. 75-88.

8. Zielke M. Wirksamkeit stationarer Verhaltenstherapie. - Weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Union, 1993.

9. http://www.testzentrale.de/programm/freiburger-personlichkeitsinventar.html (31.05.2011 12:20 h)

10. http://de.wikipedia.org/wiki/Minnesota_ Multiphasic_Personality_Inventory (31.05.2011 12:30 h)

УДК 159.922.736.4

Велумян Наира Александровна

Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье анализируются результаты лонгитюдного исследования соотношения темперамента и профессиональных предпочтений у подростков 9-го и 10-го классов. Показано, что определенной модальности темперамента соответствует определенный предпочитаемый профессиональный тип.

Ключевые слова: темперамент, активность, эмоциональность, профессиональные предпочтения, лонгитюдное исследование, подростки.

Профессиональное самоопределение поэтапно формируется на протяжении всей. жизни человека. Однако самым значимым периодом считается подростковый возраст, когда выбор будущей сферы деятельности и соответственно типа учебного заведения, определяют дальнейший жизненный путь юношей и девушек .

Изучение закономерностей формирования профессионального самоопределения в подростковом возрасте особенно актуально в связи с комплексной программой в российской системе образования, основной задачей которой является создание условий для развития профессиональной компетентности. Однако в большинстве случаев выпускники общеобразовательных школ выбирают профессию «под давлением чисто внешних обстоятельств, которые могут не иметь ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека» .

К числу таких особенностей относятся темпера-ментальные свойства старшеклассника. Анализ литературных данных показывает, что большинство исследований направлено на изучение влияния индивидуально-типологических (темпераментальных) особенностей на профессиональную направленность у лиц, которые уже приобрели профессиональный статус или находятся на стадии получения профессионального образования .

Что же касается эмпирических исследований по теме нашей работы, посвященной изучению роли темперамента в профессиональном самоопределении старшеклассников, то такие данные отсутствуют. Однако в свете идей, развиваемых в рамках специальной теории индивидуальности В.М. Русалова, следует ожидать, что темперамент, являясь устой-

чивой природной характеристикой, играет важную роль на этапе формирования определенных интересов к той или иной профессии уже в школьном возрасте . В литературе имеются косвенные указания о возможной связи темпераменталь-ных свойств с особенностями профессионального самоопределения.

Так, в диссертационном исследовании Ю.А. Селезневой, отмечается, что в ранней юности предрасположенность к выбору определенной профессиональной деятельности (по Климову) связана с определенным набором осознаваемых темперамен-тальных свойств. Сочетание высокой общей активности и общей эмоциональности является значимой предпосылкой для работы в сфере «Человек-Человек». Для рекомендаций выбора профессиональной категории «Человек-Техника» предлагается сочетание высокой общей активности и низкой общей эмоциональности. Выбор профессиональной деятельности «Человек-Знак» и «Человек-Природа» благоприятен при низкой общей активности и общей эмоциональности. При низкой общей активности и высокой общей эмоциональности рекомендуются художественные профессии .

Психологические особенности выпускников средней школы, имеющие также косвенное отношение к темпераментальным свойствам, в свете профессионального самоопределения изучались в работе Т.В. Кудрявцева и А.В. Сухарева. Установлено, что подростки с более выраженным значением по фактору А (по Кеттелу) проявляют повышенный интерес к профессиям категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Школьники с более выраженными значениями по фактору I склонны к профессиям категории «Человек-Природа». Подростки с более низкими значениями

© Велумян Н.А., 2012

по фактору А предпочитали профессии категории «Человек-Техника» и «Человек-Знак» .

В приведенных исследованиях авторами была использована классификация профессий Е.А. Климова, в основе которой лежат специфические для каждой категории предметы труда. Учитывая сходство определенных профессиональных категорий, обусловленных формально-динамическими характеристиками, мы считаем целесообразным выделить три основных профессиональных типа. Первый тип объединяет профессиональные категории «Человек-Природа» и «Человек-Техника». Этот тип мы объединяем под одним общим термином - «мануально-предметные профессии». Ко второму типу относится категория «Человек-Знак». Данный тип мы называем «знаковые профессии». Третий тип профессий включает категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Этот тип профессий мы определяем, как «социальные профессии».

Исходя из вышеизложенного литературного обзора, функционального значения темпераменталь-ных свойств и анализа психологического содержания профессий (по Климову) мы выдвигаем следующие гипотезы:

1. Старшеклассники, обладающие высокими значениями психомоторной активности (высокое мышечное напряжение, двигательная активность, подвижность), скорее предпочтут мануально-предметные профессии.

2. Учащиеся, обладающие высокими значениями интеллектуальной активности (тяга к умственным нагрузкам, гибкость мышления, способность к интеллектуальному обучению), по-видимому, будут чаще предпочитать знаковые профессии.

3. Школьники, с высокими значениями коммуникативной активности (потребность в общении, легкость в установлении социальных связей, речевая активность), с большей вероятностью будут предпочитать социальные профессии.

4. Старшеклассники с более высоким значением темпераментальной эмоциональности (впечатлительность, чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом, ранимость, эмоциональная неустойчивость) скорее всего, будут предпочитать социальные профессии в сравнении с подростками, проявляющими интерес к другим профессиям.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между темпераментальными особенностями подростков, измеренными с помощью современных методических средств, с особенностями профессиональных предпочтений. Данная работа является частью лонгитюдного трехлетнего исследования роли индивидуально-типологических особенностей при выборе профессии у подростков.

Методика и материал

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы г. Москвы. В исследовании первого года лонгитюдного проекта приняло участие 87 школьников, учащихся 9-х классов в возрасте 1516 лет (мальчики, девочки). В исследовании второго года приняли участие 61 школьник (мальчики, девочки), продолживших обучение в 10-м классе, в возрасте 16-17 лет (26 учащихся выбыли из исследования по независящим от нас причинам).

Для оценки темпераментальных особенностей был использован Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ, В.М. Руса-лов, 2004). Данный метод позволяет помимо шкальных оценок вычислить не только суммарные значения той или иной модально-специфической активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), но и общей эмоциональности, присущей отдельному индивиду. Выбор будущей профессии оценивался по модифицированному «Дифференциально-диагностическому опроснику» Климова (ДДО, Е.А. Климов, 1984). Опросник предназначен для определения категории профессии, которая наиболее подходит человеку в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента.

Статистическая обработка материала проводилась на базе стандартных программ из пакета SPSS-

10, для оценки достоверности различий использовался непараметрический метод Маппа^ЫШеу.

Результаты исследования

Полученные результаты выявляют закономерности взаимоотношений между степенью выраженности определенной модальности темпераменталь-ной активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и общей эмоциональности, с одной стороны, и предпочтением школьников того или иного профессионального типа в девятом и десятом классах, с другой стороны.

Для мануально-предметного типа профессий, объединяющего категории «Человек-Природа» и «Человек-Техника», в девятом классе характерны более высокие показатели психомоторной и коммуникативной активности темперамента в сравнении с показателями активности в интеллектуальной сфере (р=0,01; р=0,001; соответственно). Аналогичная динамика сохраняется у подростков при переходе в десятый класс (р=0,01; р=0,004).

Девятиклассники, так же как и десятиклассники, предпочитающие знаковый тип профессий, не проявляли повышенной интеллектуальной активности. Полученные различия между интеллектуальной и другими сферами темпераментальной активности оказались недостоверными.

Социальный тип профессий, в который входят категории «Человек-Человек» и «Человек-Художе-

ственный образ», характеризует устойчивое преобладание коммуникативной активности в сравнении с активностью в психомоторной и интеллектуальной сфере, как в девятом, так и в десятом классе (р=0,001; р=0,000; р=0,06; р=0,000; соответственно). Также следует отметить высокие показатели психомоторной активности в сравнении с интеллектуальной активностью у девятиклассников, которые сохраняются у подростков при переходе в десятый класс (р=0,004; р=0,001).

У школьников, отдающих предпочтение социальным профессиям, уровень общей темперамен-тальной эмоциональности оказался существенно выше в девятом классе в сравнении с одноклассниками, проявляющими интерес к предметно-мануальному профессиональному типу (р=0,02).

Обсуждение результатов

Полученные результаты проведенного исследования подтверждают целесообразность предложенной нами типологии профессиональных категорий по Е.А. Климову. Вместо пяти категорий наша типология оперирует тремя типами профессий. Первый тип - мануально-предметные профессии, объединяет профессиональные категории «Человек-Природа» и «Человек-Техника». Ко второму типу относится категория «Человек-Знак». Третий тип профессий включает категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ».

Сопоставление выраженности специфических модальностей темпераментальной активности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и общей эмоциональности школьников в 9-ом и 10-ом классе со склонностью к определенному профессиональному типу подтвердило в целом правильность высказанных гипотез.

Выявленные связи между темпераментальными свойствами и профессиональными намерениями не являются с нашей точки зрения случайными, и могут быть объяснены в рамках специальной теории индивидуальности В.М. Русалова. Темперамент, являясь основой или необходимым энергетическим компонентом вышележащих психологических образований, в том числе профессиональных интересов, как индикаторов мотивационной сферы человека, влияет на формирование и успешность определенного вида активности, которая обуславливает выбор конкретного вида деятельности .

Полученные результаты показывают, что у учащихся, отдающих предпочтение первому типу, отмечается высокий уровень психомоторных характеристик темперамента, как в девятом, так и в десятом классе. Согласно содержательной интерпретации показателей темпераментальных свойств и индексов высокие значения психомоторной активности отражают потребность в движении, избыток физических сил, высокую мышечную работоспособ-

ность, стремление к разнообразию физической деятельности (ОФДСИ, В.М. Русалов, 2004). Устойчивое преобладание психомоторной активности у школьников на протяжении двух лет, является, по-видимому, той самой детерминантой (природной предпосылкой) к мануально-предметному типу профессий, что поддерживает выдвинутую нами гипотезу.

Ко второму типу профессий мы отнесли категорию «Человек-Знак». Эта профессия, согласно Е.А. Климову, требует высокой интеллектуальной работоспособности. Однако в нашем исследовании у девяти- и десятиклассников мы не наблюдали более высокий уровень интеллектуальной темпера-ментальной активности.

Об отсутствии такой связи на данном возрастном этапе профессионального становления свидетельствует исследование, проведенное Т.В. Кудрявцевым и А.В. Сухаревым. В их работе были сопоставлены психологические характеристики школьников при выборе профессии «Человек-Знак» и индивидуальные особенности учащихся ПТУ, достигших успехов в обучении профессиям этой категории. Авторы не выявили ни одного совпадения . Причиной несовпадения, по мнению Е.П. Ильина, являются неполные, а порою и неверные представления подростков о характере деятельности в данной профессиональной категории и требованиях, которые эта деятельность предъявляет к человеку .

Третий тип профессий, который мы назвали социальным, включал профессиональные категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ». Результаты нашего исследования демонстрируют высокий уровень коммуникативной активности темперамента и в девятом, и в десятом классе у подростков, отдающих предпочтение социальному типу, что соответствует литературным данным. Так, Ф.Х. Уразаева с соавторами показали, что более высокие значения коммуникативной активности у старших подростков наблюдаются у тех из них, которые предпочитали профессии «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ» .

Сопоставление эмоциональных характеристик темперамента с предпочтением того или иного профессионального типа показало, что у учащихся, проявляющих повышенный интерес к социальному профессиональному типу, в девятом классе в сравнении с их сверстниками, отдающими предпочтение мануально-предметным профессиям, уровень общей эмоциональности темперамента значимо выше. К сожалению, в десятом классе таких различий нами обнаружено не было. Можно полагать, что эмоциональность у десятиклассников претерпевает фазовые изменения, и еще не достигла своего дефинитивного уровня развития. У более старших подростков, выпускников школ 17-18 лет вновь выявляется связь между эмоциональностью и социальным типом про-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

фессий, о чем свидетельствует исследование других авторов. В частности, Т.В. Кудрявцев и А.В. Сухарев выявили, что выпускники средней школы, предпочитающие профессии категории «Человек-Человек» и «Человек-Художественный образ», обладают повышенной впечатлительностью и эмоциональной лабильностью .

Таким образом, полученные в нашем исследовании результаты лишь частично подтверждают гипотезу о связи общей эмоциональности с выбором профессий социального типа.

1. Подростки с высокими значениями психомоторной активности темперамента проявляют повышенный интерес к мануально-предметным профессиям в девятом и десятом классе.

2. У старшеклассников, отдающих предпочтение знаковым профессиям, не выявлено значимых отличий в разных сферах темперамента.

3. Учащиеся с высокими значениями коммуникативной активности, проявляют повышенную склонность к социальным профессиям в девятом и десятом классе.

4. У школьников, предпочитающих социальные профессии, только в девятом классе отмечается высокая общая эмоциональность темперамента.

Библиографический список

1. Борисова Е.М. Проявление свойства лабильности нервной системы в формировании профессионально важных качеств ткачих // Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. - М., 1975. - С. 29-30.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969. - 278 с.

5. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 86-93.

6. Москалюк В.Ю. Темпераментальные факторы выбора профессии: Дис. ... канд. психол. наук. -М., 1999. - 176 с.

7. Пейсахов Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. - Казань, 1977. - 243 с.

8. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1986. - Т. 7. -№ 4. - С. 23-25.

9. Селезнева Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментально-обусловленных особенностей: Дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2001. - 159 с.

10. СобчикЛ.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. - СПб.: Речь, 2002. - 72 с.

11. Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. -Т. 12. - № 3 (2). - С. 444-446.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png