СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ НЕЧАЕВ

(1848 - 1883).

С. Г. Нечаев и П. Н. Ткачев не были характерны ни для русской революционной мысли, ни, тем более, для русской общественной мысли в целом. Они были люди совсем иного духа. Однако, они были предвестниками тех, которые оказались победителями...

Единственная мысль Нечаева была: к социальному перевороту через беспощадное разрушение, всеми средствами, всеми спосо-бами.

Бежав, в начале 1869 г., после студенческих беспорядков в Пе-тербурге, за границу, он был принят Бакуниным и Огаревым, но, вскоре его общественный аморализм их оттолкнул от него.

Бакунин, в одном письме, говорит: «Нечаев - один из деятель-нейших и энергичнейших людей, каких я когда-либо встречал. Когда надо служить тому, что он называет делом-, он не колеблется и не останавливается ни перед чем и выказывает себя столь же беспощадным к себе, как и ко всем другим... Это фанатик предан-ный, но в то же время очень опасный... Способ действий его отвра-тительный... Он пришел мало-по-малу к убеждению, что надо взять в основу политику Макиавелли и вполне усвоить систему иезуитов: для тела - насилие, для души - ложь... Но вместе с тем он - сила, потому что это - огромная энергия...».

За границей, Нечаев издавал журнал «Народная Расправа».

Вернувшись в Россию, осенью того же года, с составленным им зловещим «Катехизисом революционера», он организовал «Обще-ство Народной Расправы», основанное на указанных принципах. Очень скоро последовало событие, вдохновившее Достоевского к созданию «Бесов»: Нечаев с сообщниками убил, под Москвой, чле-на своей организации, студента И. Иванова, который усомнился в правдивости Нечаева и позволил себе возражать ему. Предвари-

141

тельно, Нечаев объявил Иванова опасным по «предательству и измене»...

Снова бежав заграницу, в Швейцарию, Нечаев был, в 1872 г., выдан русскому правительству, как уголовный преступник. Год спустя, московский суд присяжных приговорил его к каторжным работам. (В России не было смертной казни за уголовные пре-ступления).

Остальные годы своей жизни, Нечаев провел в Петропавловской крепости, откуда он, через солдат крепостного караула, был в сно-шениях с «Народной Волей». Но все его советы народовольцам от-вергались, как аморальные. Одновременно, что также характерно для него, он отказался быть освобожденным народовольцами, хотя заговор имел все шансы на успех: это могло помешать покуше-ниям на Александра II...

Вновь изолированный от мира, он умер от чахотки, весной 1883 г.

Бердяев пишет о нем: «Нечаев был изувер и фанатик, но натура героическая. Он проповедывал обман и грабеж, как средства со-циального переворота и беспощадный террор... Он был одержим одной идеей и во имя этой идеи требовал жертвы всем... Всё, что служит революции - морально, революция единственный критерий добра и зла... Нужно пожертвовать множественным во имя еди-ного... При этом живая человеческая личность оказывается раздав-ленной...

Нечаев требовал железной дисциплины и крайней централиза-ции кружков и в этом он предшественник большевизма. Революци-онная тактика Нечаева, допускавшая самые аморальные средства, оттолкнула от себя большую часть русских революционеров...».

С. Г. Нечаев.

Близость революции.

Всенародное восстание замученного русского люда неминуемо и близко!... Мы, т. е. часть народной молодежи, которой удалось, так или иначе, получить развитие, должны расчистить ему дорогу...

Всестороннее разрушение. Не теория, а практика революции.

Для нас мысль дорога только, поскольку она может служить де-лу радикального и повсюдного разрушения... Кто учится революци-онному делу по книгам, будет всегда революционным бездельни-ком. Мысль, способная служить революции народной, вырабаты-вается лишь из народного революционного дела, должна быть ре-зультатом ряда практических опытов и проявлений, стремящихся

142

всеми средствами и всегда неуклонно к одной и той же цели раз- рушения... Всё, что не идет по этому пути, для нас чуждо и враждебно...

Жестокий террор.

До начала всеобщего народного восстания, нам необходимо придется истребить целую орду грабителей казны, подлых царских льстецов, народных тиранов...

Нужно ли говорить, что члены... полиции,... отличающиеся особенной деятельностью и способностями ищеек, должны быть казнены самым мучительным образом и в числе самых первых...

(«Народная Расправа». № 1. 1896 г. Глинский, стр. 411-413).

«КАТЕХИЗИС РЕВОЛЮЦИОНЕРА»

Отношение революционера к самому себе.

§ 1. Революционер - человек обреченный. У него нет ни свои интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Всё в нем поглощено единым исключительно интересом, единою мыслью, единою страстью - революцией.

§ 2. Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами... и нравственностью этого мира.

§ 4.Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует торжеству революции...

§ 6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, бла-годарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем еди-ною холодною страстью революционного дела.

Отношение революционера к товарищам по революции.

§ 10. У каждого товарища должно быть под рукою несколько революционеров 2-го и 3-го разрядов, т. е. не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наи-большую пользу. (Из «общих правил»: Приводящие его в испол-нение личности отнюдь не должны знать сущность, а только те подробности, те части дела, которые выполнять пало на их долю. Для возбуждения же энергии необходимо объяснить сущность

143

дела в превратном виде). На себя он смотрит, как на капитал, об-реченный на трату для торжества революционного дела...

Отношение революционера к обществу.

§ 14. С целью беспощадного разрушения, революционер может и даже должен жить в обществе, притворяясь совсем не тем, что он есть... революционер должен проникнуть всюду...

§ 15. Всё это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий: Первая категория - неотлагаемо осужден-ных на смерть.

§ 20. Пятая категория - доктринеры, конспираторы, револю-ционеры, все праздноглаголющие в кружках и на бумаге. Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель боль-шинства и настоящая революционная выработка немногих.

Отношение товарищества к народу.

У товарищества нет другой цели, кроме полнейшего освобожде-ния и счастия народа, т. е. чернорабочего люда. Но убежденное в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и раз-ращению тех бед и тех зол, которые должны вывести, наконец, на-род из терпения и понудить его к поголовному восстанию.

Союз с разбойниками.

§ 24. Наше дело - страшное, полное, повсеместное и беспо-щадное разрушение.

§ 25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со вре-мени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством... Соединимся с диким разбой-ничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

§ 26. Сплотить весь этот мир в одну непобедимую, всесокру-шающую силу - вот вся наша организация, конспирация, задача.

(«Правила Организации». «Катехизис Революционера». 1869 г.). (Глинский, стр. 416-419).

144


Страница сгенерирована за 0.03 секунд!

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ

Нечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и Огаревым. В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная Герценом (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель Прыжов), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", ¦ 1. Делом Нечаева вдохновлялся Достоевский в романе "Бесы". Речь Спасовича, защищавшего в первой части Нечаевского процесса Кузнецова, Ткачева и Томилову, см. в V т. "Сочинений" Спасовича (Санкт-Петербург, 1893). О Нечаевском деле см. ст. К. Арсеньева в ¦ 11 "Вестника Европы" за 1871 г. (перепечатан в сборнике его: "За четверть века", ПГ., 1915). В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ
    . Родился в семье мещанина, …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич , деятель русского революционного движения. Сын маляра; учился в школе …
  • НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    русский политический деятель (1848—82); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с осени …
  • НЕЧАЕВ, СЕРГЕЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский политический деятель (1848?1882); по происхождению бедный мещанин, научился грамоте только в 16 лет, выдержал экзамен на учителя; с …
  • НЕЧАЕВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Геннадиевич (1847-82) , участник российского революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • НЕЧАЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Нечай того же значения, что и Неждан (см. Нежданов …
  • НЕЧАЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на …
  • НЕЧАЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Н. В. Секретарь Л. Д. Троцкого. В 1928 г. за оппозиционную деятельность арестован и …
  • НЕЧАЕВ в Литературной энциклопедии:
    Егор Ефимович — один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на …
  • НЕЧАЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Петрович (1870- 1948), психолог, возглавлявший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • НЕЧАЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НЕЧ́АЕВ Сер. Ген. (1847-82), участник рос. рев. движения. Организатор тайного об-ва "Нар. расправа", автор "Катехизиса революционера". Применял методы мистификации и …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Питирим (Нечаев) (1926 - 2003), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ИННОКЕНТИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иннокентий (Нечаев) (1722 - 1799), архиепископ Псковский и Рижский. Родился в 1722 г. …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АФАНАСИЙ (НЕЧАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий (Нечаев) (1886 - 1943), архимандрит. В миру Нечаев Анатолий Иванович. Родился в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • НЕЧАЕВ ПЕТР ИВАНОВИЧ
    Нечаев Петр Иванович - писатель (1842 - 1905), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Его главные работы: "Пиетизм и его историческое значение" …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Петрович - см. Виссарион …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Михайлович - известный цивилист. Родился в 1860 г. Окончил курс юридического факультета Московского университета. Читал лекции по римскому …
  • НЕЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Василий Васильевич - историк. Родился в 1861 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. Служил в московском архиве …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Алексей Васильевич - геолог (1864 - 1915). Окончил Казанский университет, был профессором Казанского университета и киевского политехнического институте, позднее …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Читал психологию …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Павлович - писатель. Родился в 1866 г. В 1887 - 90 годы занимался в Петроградском университете, сначала на …
  • НЕЧАЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нечаев Александр Андреевич - писатель (родился в 1879 г.). Окончил курс в Казанской духовной академии. Главные его работы: "Беседа Иисуса …
  • КАЗНАКОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Казнаков, Николай Геннадиевич - член государственного совета, генерал-адъютант, генерал от кавалерии (1824 - 1885), окончив курс в военной академии, где …
  • ИННОКЕНТИЙ НЕЧАЕВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Иннокентий (Нечаев, 1722 - 1799) - воспитанник, потом профессор философии и префект Московской славяно-греко-латинской академии, архимандрит и наместник Троице-Сергиевой лавры, …
  • ВИССАРИОН (В МИРУ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ НЕЧАЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) - духовный писатель (1822 - 1905). По окончании курса Московской духовной академии был священником; …
  • ФИШ РАДИЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1924) русский писатель, литературовед. Критические работы: "Назым Хикмет" (1960), "Джалалиддин Руми" (1972) и др. Книги прозы: "Иду с тралом" …
  • ТЯГУНОВ НИКИТА ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1953-92) российский режиссер. Работал на телевидении. Телефильмы и телеспектакли: "Одесские рассказы Исаака Бабеля" (1984), "Ваша дочь Александра" (1986), "Июнь, Москва, …
  • ЗАЙЦЕВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1952) российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1973). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1973-1978), Европы (1973-78, 1980), СССР (1973-1975, …
  • БАСОВ НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1922) российский физик, один из основоположников квантовой электроники, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1966), дважды Герой Социалистического …

Сергей Геннадьевич Нечаев родился в селе Иваново в 1848 году, в то время, когда по Европе уже во всю бродил «призрак коммунизма», а в Российской Империи бродили лучшие умы — образовывались тайные общества, велись преступные либеральные разговоры и стремительно росло на дрожжах утопического социализма вольнодумие. Всё это брожение бережно собиралось тайным ссыском, тщательно закупоривалось в бутыль Алекеевского равелина и запаивалось имперским сургучем. И превратилась бы со временем эта брага в благородное старое вино, идеально подходящее к отмене крепостного права и введению конституционной монархии, если бы не Сергей Геннадьевич Нечаев.

Иваново — не город не невест

Это для нас Иваново — город невест, а для императорского двора Иваново, пусть и село до 1871 года, было источником постоянной головной боли. Этот центр легкой промышленности выдавал на гора не только лён, но и отборных пролетариев. Закончилось это образованием первого в России Совета рабочих депутатов во время Первой русской революции 1905 года.

Других объективных причин вырасти в лидера революционного движения у Сергея Нечаева не было. Cын захолустных мещан, имевших скромный достаток и более чем скромное стремление к общественной жизни, он по собственной воле пошел учиться, изучал труды иностранных ученых и даже переписывался с писателем Ф. Д. Нефедовым. К 18 годам он предпринимает несколько попыток вырваться из «чёртого болота», как он называл свой город. Результатом усилий стал успешно выдержанный экзамен на городского приходского учителя в Санкт-Петербурге, столице империи в ту пору, и место учителя младшего класса Закона Божиего.

Целеустремленность, энергичность, решительность и уверенность в себе — все эти качества каким-то удивительным образом были заложены в Сергея и начали проявляться с самого детства. Благодаря им он добивался всех целей, которые он перед собой ставил. В наше время бы сказали — self-made man. И об этом прямо сейчас.

Учитель и студент

Оказавшись в столице, Сергей влачит жалкое существование учителя — чиновника последнего класса. Между тем бурлящий ручеёк жизни проносится прямо у него под носом: где-то там, под партами, конспиративно струилась неблагонадежность и набирала силу безнравственность. Из обрывков случайных разговоров Нечаев узнаёт о Петрашевцах, Каракозове, Ишутинской подпольной организации. Наконец, по воле случая Нечаев оказывается в одном из студенческих кружков и понимает, что это его родная стихия. Он оставляет всякие дела, почти забрасывает службу и полностью отдается студенческим делам. Двадцатилетний учитель по профессии и студент по призванию формулирует цель своей жизни — «социальная и политическая революция» — и составляет «Программу революционных действий».

«Полная свобода обновленной личности лежит в социальной революции. Только радикальная перестройка нелепых и несправедливых общественных отношений может дать людям прочное и истинное счастье. Но достигнуть этого при настоящем политическом строе невозможно, потому что в интересах существующей власти — мешать этому всеми возможными способами, а, как известно, власть обладает для этого всеми средствами. Поэтому, пока будет существовать настоящий политический строй общества, экономическая реформа невозможна, единственный выход — это политическая революция, истребление гнезда существующей власти, государственная реформа. Итак, социальная революция — как конечная цель наша и политическая — как единственное средство для достижения этой цели».

Однако, революцию в одиночку не совершить. Нужны были соратники. Но вот с этим была проблема: Нечаев практически не знал людей, не умел с ними общаться. Несмотря на энергичность и решительность вербовать сторонников своих взглядов среди студентов у Нечаева получалось неважно. Он пугал своей страстью и бесстрашием, призывами к демонстрациям и необдуманной пылкостью. В итоге умеренное крыло вольнодумствующего студенчества объявило ему бойкот.

Чтобы добиться успехов, Сергей действует по принципу «чем хуже, тем лучше» — анонимно доносит на активистов, стравливает студентов с их начальством, подталкивает всех к открытому протесту. Не корысти ради и не самолюбия для. Чтобы захватить ветер перемен, Нечаев хотел поднять парус на утлом судёнышке студенческого сообщества, прежде чем оно додрейфует до прочного и благонадежного берега старших курсов.

Женева

Как известно, чтобы стать авторитетом, нужно отсидеть. Чтобы стать авторитетом быстро, арест и заключение можно инсценировать. Так и поступает Нечаев — подкидывает записку якобы из везущей его «в крепость» полицейской кареты. А сам убывает в Швейцарию, в славный город Женеву.

Это сейчас Женева — райский уголок для пенсионеров, а тогда часовые механизмы революционных бомб сверялись по швейцарским хронометрам; время шушенских часов с кукушкой ещё не пришло. Впрочем, пенсионеры облюбовали пологие берега Лемана уже тогда. Среди них были бойкие старички Бакунин, Герцен и Огарев, на поддержку которых и рассчитывал Нечаев.

Если Герцен и Огарев спокойно критиковали русское правительство через эмигрантский «Колокол» и не хотели портить экстремизмом заслуженную старость, то Бакунин, в свое время принимавший активное участие в Пражском и Дрезденском народных восстаниях, за что чуть не поплатился головой, мириться с нею был не готов. У него была готова своя — анархическая — философия, которая предполагала замену государств свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх» и настойчиво требовавшая реализации. Дело стало за малым — найти добровольцев, согласившихся бы разрушить государства, а там уж за люмпенпролетариями не заржавеет.

Понятно, что Бакунин увидел в Нечаеве того, чьими руками он принесёт в Россию спасительный огонь анархии. А Нечаев, даром что молодой, позволил увидеть Бакунину всё, что тот хотел, включая могущественную и многочисленную тайную организацию, находящуюся под его жестким контролем, и готовность к восстанию. За это он выхлопотал у Герцена и Огарева средства из так называемого Бахметьевского фонда, оказал теоретическую поддержку, в частности, помог выпустить знаменитый «Катехизис революционера», начинавшийся так:

"Революционер — человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единым исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью — революцией". ("Катехизис революционера", 1869 г.)

Но главное, он выписал ему фальшивый мандат от имени «представителей русского отдела всемирного революционного союза», скрепив его своей настоящей подписью. Имея такого уважаемого спонсора, Нечаев возвратился в Россию, чувствуя себя настоящим революционером. Он и не думал выполнять поручения Бакунина. Он вообще не думал о том, что будет потом, его не интересовала никакая философия, даже анархизма:

"Революционер презирает всякое доктринерство и отказывается от мирской науки, предоставляя её будущим поколениям. Он знает только одну науку — науку разрушения". ("Катехизис революционера", 1869 г.)

К сожалению, ему удалось обмануть не только женевских эмигрантов, жандармерию и товарищей-студентов, но и самого себя — он уверовал в свое могущество над всесильной революционной организацией. В которой было по его возвращению в столицу от силы пара десятков зеленых студентов.

Преступление и наказание

В 1866 году Достоевский поставил вопрос ребром: «Тварь я дрожащая или право имею?». В 1869 году Нечаев однозначно ответил на него, организовав убийство одного из своих соратников, Ивана Ивановича Иванова, отказавшего повиноваться приказу. Действовал Нечаев от имени могущественного Комитета общества «Народная расправа» со штаб-квартирой в Женеве, которого в природе, естественно, не существовало. Таким образом он создавал впечатление причастности к общему большому делу, из которого нет выхода, кроме как смерть. «Революционер — человек обреченный» — пора было доказать это сообщникам на деле. Несчастного Иванова заманили на пустырь и задушили, а его труп попытались утопить подо льдом Невы.

"Он в глубине своего существа, не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром, со всеми законами, приличиями, общепринятыми условностями и нравственностью этого мира. Он для него враг беспощадный, и если бы он продолжал жить в нем, то для того только, чтобы его вернее разрушить". ("Катехизис революционера", 1869 г.)

Не прошло и пары месяцев, как преступление, совершенное по-дилетантски, было полностью раскрыто, все участники схвачены и преданы суду. Однако, среди них не было самого Нечаева — он опять бежал за границу в поисках помощи. Это был первый открытый политический судебный процесс в России. Думаю, не стоило бы говорить, что он же был и последним.

Заключение

Опять прибыв в Швейцарию, Нечаев попытался развить созданную им до этого мистификацию среди российских эмигрантов — теперь преследовавшие его ищейки из политического сыска волей-неволей работали на его революционную репутацию. Однако, втереться в доверие после того, как он надул Бакунина и попытался шантажировать наследников к тому времени уже покойного Герцена, было невозможно даже при всей доверчивости тогдашней публики. За его методы его осудили те, на чью помощь он уповал. В конце концов, он уже ждал и желал ареста. По доносу Адольфа Стемпковского, секретаря интернациональной марксистской секции, 29 июля 1872 года Сергей Нечаев был схвачен и вскоре переправлен в Россию.

Как и верил жестоко обманувшийся Бакунин, Нечаев «погибнет героем». Несмотря на то, что суд приговорил его к гражданской казни и 20 годам каторжной работы, Николай II росчерком пера отменяет это решение и ставит резолюцию: «… заключить навсегда в крепость».

Почти через 10 лет после суда, и день в день через 13 лет после убийства Иванова заключенный камеры № 1 Секретного дома Алексеевского равелина Сергей Нечаев скончался, заморенный болезнями, недоеданием и одиночестом.

Заключение (в смысле эпилога)

К тому времени, как Сергею Нечаеву исполнилось 25 лет, его боялся весь цивилизованный мир, включая революционеров. От него открестились Маркс с Энгельсом, заклеймив его трактовку коммунизма «казарменным коммунизмом». Обманутый анархист Бакунин в сердцах назвал его Катехизис «Катехизисом абреков». Испуганный Достоевский, один из петрашевцев, обозвал Нечаева и его последователей «Бесами» и написал о них одноименную книгу. Император Земли Русской в страхе превысил полномочия и воспользовался служебным положением, чтобы спастись от него.

С. Г. Нечаев

Нечаев Сергей Геннадьевич (1847–1882) среди русских заговорщиков, создателей тайных организаций и террористов наиболее парадоксальный. Именно он нанёс наиболее сильный удар по… революционерам (невольно).

Происходил он из мещан Владимирской губернии. С 14 лет служил рассыльным в фабричной конторе. Подрабатывал, рисуя вывески для ивановских купцов. Отличался сообразительностью. Сдав учительский экзамен, стал преподавателем в училище. Осенью 1867 года поступил вольнослушателем в Петербургский университет. Лекций почти не посещал. Его привлекали студенческие кружки, где он познакомился с трудами Луи Блана, Карлейля, Руссо, Робеспьера.

Он принимал активное участие в студенческих волнениях. Спасаясь от репрессий, уехал в Швейцарию. Встретился с Бакуниным и Огарёвым, произведя на них сильное впечатление своей энергией, энтузиазмом, самоотверженностью. Он выдавал себя за представителя влиятельного в России революционного комитета, готового поднять восстание. Об этом рассказывал увлечённо и убедительно. Анархические взгляды Бакунина Нечаев довёл до крайности, а то и до абсурда в своём „Катехизисе революционера“.

В борьбе против государства он предлагал объединиться с уголовниками: „Соединимся с диким разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России“. Нечаев стал глашатаем террора и разрушения. Ради такой цели, считал он, допустимы обман, грабёж, подлость, убийства. Люди были для него только средством для достижения тех или иных целей.

12 мая 1869 года Нечаев получил от Бакунина мандат, где говорилось: „Податель сего есть один из доверенных представителей русского отдела Всемирного революционного союза“. На печати по-французски было выгравировано: „Союз революционеров Европы. Генеральный комитет“.

Все эти организации были мифическими. Но то, что о них никому не известно, можно было объяснить конспирацией. Вернувшись в Россию, Нечаев стал создавать организацию „Народная расправа“. Его мандат и рассказы о сотрудничестве с вождями русской эмиграции в Женеве производили сильное впечатление на молодёжь. Вербовал он преимущественно студентов Петровской земледельческой академии.

От подчинённых он требовал беспрекословного повиновения, а сам не оглашал свои планы. Верил ли он в возможность осуществить революцию в России? Вряд ли. Он был заговорщиком, упоённым своей властью над людьми.

…26 ноября 1869 года в газете „Московские ведомости“ появилось сообщение: в отдалённом месте сада Петровской академии по кровавым следам в пруду подо льдом обнаружено тело молодого человека. Через два дня последовало дополнение: „Убитый оказался слушателем Петровской академии, по имени Иван Иванович Иванов… деньги и часы, бывшие при покойном, найдены в целости… Ноги покойного связаны башлыком, как говорят, взятым у одного из слушателей Академии, М-ва; шея обмотана шарфом, в край которого завёрнут кирпич; лоб прошиблен, как должно думать, острым орудием“.

Через месяц в газете появилось имя С.Г. Нечаева как организатора убийства Иванова. Но он уже скрылся в Швейцарию. Состоялся суд над пятью участниками „Народной расправы“ (вовсе не людьми из народа). Выяснилось: Иванова, желавшего уйти из его организации, Нечаев приказал казнить как предателя, превратив образованных и незлобных молодых людей в убийц своего товарища.

Выданный швейцарской полицией, Нечаев был заключён в Алексеевский равелин. Бакунин написал Огарёву что Нечаев „на этот раз вызовет из глубины своего существа, запутавшегося, загрязнившегося, но далеко не пошлого, всю свою первобытную энергию и доблесть. Он погибнет героем, и на этот раз ничему и никому не изменит“.

Так и вышло. Нечаева держали на жестоком тюремном режиме, доведя до смерти. Но он никого не выдал и даже заслужил уважение охранников.

В прессе его называли то Хлестаковым, то дьяволом, хотя был он фигурой не комической, а трагической. Он был целеустремлён, смел, умён, хитёр, обладая сильной волей, верил в себя и свою правоту, не имел душевных привязанностей и материальных ценностей, умел подчинить себе одних и добиться расположения других. Недостатки: самоуверенность, презрение к людям, деспотизм, жестокость. Его гневно осуждали и реакционеры, и революционеры.

„Нечаевское дело“ знаменито ещё и тем, что подвигло Ф.М. Достоевского на создание романа „Бесы“. Писатель в молодости был осуждён на смертную казнь за причастность к революционному кружку и был помилован в последние минуты перед исполнением приговора. Но террористом он не был. А роман его, как писал религиозный философ Сергий Булгаков, „имеет не только политическое, временное, преходящее значение, но содержит в себе зерно бессмертной жизни, луч немеркнущей истины, как все великие и подлинные трагедии, тоже берущие себе форму из исторически ограниченной среды, в определённой эпохе“.

…Вообще-то, тайное общество заговорщиков может добиться успеха лишь в том случае, если оно находится близ вершины общественной пирамиды. Тогда есть возможность захватить власть. А для революционного выступления, охватывающего народные массы, требуется достаточно многочисленная партия. Этого Нечаев не учёл. Его следовало бы отнести к категории революционеров-авантюристов.

Говоря о Великой французской буржуазной революции, историк Жюль Мишле обоснованно утверждал: „Вопреки бытующей вздорной версии, вожаки эпохи Террора вовсе не были людьми из народа: это были буржуа или дворяне, образованные, утончённые, своеобычные, софисты и схоластики“.

Да, подлинные бунтари, отвергающие не только существующий строй, но и государство вообще и даже бытие Бога были, чаще всего, интеллектуалами и/или представителями аристократии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги 100 великих узников автора Ионина Надежда

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

НЕЧАЕВ Хотя в Древней Руси семьи обычно были многодетными, случалось, ребенка долго не могли дождаться, и когда он наконец появлялся на свет, родители называли его Неждан или Нечай (уж и не чаяли, не надеялись, что дождутся). Вот от этих семейных имен и образовались

Из книги автора

Сергей Геннадьевич Нечаев В начале сентября 1869 года в Россию вернулся С. Г. Нечаев, скрывавшийся за границей от царского правительства. У него было удостоверение, что он является уполномоченным русского отделения Всемирного революционного союза, на самом деле никогда

Из книги автора

НЕЧАЕВ, Сергей Геннадиевич (1847–1882), организатор тайного общества «Народная расправа» 1127 Кого же надо уничтожить из царствующего дома? – Всю большую ектению. Согласно Ленину (по воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича) – «его [Нечаева] ответ в одной листовке. <…> Ведь это

Нечаев Сергей Геннадиевич

Н ечаев Сергей Геннадиевич - революционер (1848 - 1882). По происхождению бедный мещанин, он научился грамоте в 16 лет и выдержал экзамен на учителя. С осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. За границей он вступил в сношения с Бакуниным и . В сентябре 1869 г. вернулся в Россию и основал в Петербурге и Москве революционное "Общество народной расправы". Дело мирной пропаганды, по его мнению, окончено; приближается страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским способом; дисциплина должна быть полная. Когда студент петровской академии Ив. Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, последний решил устранить его, и в ноябре 1869 г. Иванов был убит в гроте академии самим Нечаевым, Успенским, Прыжковым, Кузнецовым и Николаевым. Сам Нечаев успел бежать за границу, но 87 лиц были преданы суду Санкт-Петербургской судебной палаты по обвинению в революционном сообществе; те из них, которые вместе с тем обвинялись в убийстве, приговорены к каторжным работам, другие - к более мягким наказаниям, некоторые оправданы (1871). Нечаев издавал за границей журнал "Народная Расправа". Крайне отрицательная характеристика молодого поколения революционеров, сделанная (в посмертных статьях), по-видимому, внушена знакомством с Нечаевым. В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России, как преступника уголовного. Он судился в Московском окружном суде, с участием присяжных, в 1873 г. и был приговорен к каторжным работам в рудниках на 20 лет. В дальнейшем обязательство, принятое русским правительством при требовании выдачи Нечаева, исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались как с политическим арестантом. В крепости Нечаев приобрел большое влияние на караульных солдат, считавших его высокопоставленным человеком, вступил через них в сношения с народовольцами, бывшими на свободе, и до некоторой степени играл в их среде руководящую роль, но скоро разошелся с ними, так как они не хотели следовать его советам, имевшим явно безнравственный характер. В 1882 г. солдаты из гарнизона Петропавловской крепости судились за организацию сношений Нечаева с волей и приговорены к разным наказаниям. Нечаев умер незадолго до этого процесса. Это был человек большой силы воли, умевший импонировать людям, особенно простым - крестьянам, солдатам, - но иногда и интеллигентным, даже пожилым (писатель ), и всецело подчинял их своей воле. Полный жгучей, органической ненависти к существовавшему политическому и социальному строю, в способе действий не гнушался никакими средствами - ложью, вымогательством денег, подслушиванием, выкрадыванием чужих писем и т. д. Извлечения из отчетов о двух Нечаевских процессах перепечатаны в сборнике Базилевского: "Государственные преступления в XIX в." (т. 1-й, Париж, 1905). Заметки о Нечаеве (в отрицательном духе, поскольку дело идет о личной порядочности Нечаева, и восторженные, поскольку дело идет о твердости его воли, энергии и убеждений) - в "Вестнике Народной Воли", № 1. Делом Нечаева вдохновлялся в романе "Бесы". Речь

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png