Годы жизни Ермака Тимофеевича на сегодняшний день доподлинно неизвестны. По разным версиям, родился он или в 1531, или в 1534, или даже в 1542 году. Но точно известна дата смерти – 6 августа 1585 года.

Он был казачьим атаманом, его называют Национальным героем. Именно он открыл огромную часть нашей страны – Сибирь.

По одной версии родился казак Ермак Тимофеевич в районе Среднего Урала. Выглядел он следующим образом: крупный, широкоплечий, с черной бородой, среднего роста, с плоским лицом. Мы не знаем, какую фамилию носил Ермак. Но один историк уверен, что полное имя звучало, как Василий Тимофеевич Алёнин.

Ермак был участником Ливонской войны, командовал казаками. В 1581 году сражался в Литве. Также Ермак участвовал в освобождении осажденного Пскова. В 1582 году был в войске, остановившем шведов.

Историческая справка

Сибирское Ханство было частью владений Чингисхана. В 1563 году властвовать там стал Кучум, но произошло это далеко не честным путем. Убив Едигера, данника Москвы, он «притворялся своим». В правительстве же его признали ханом, также обязали платить дань. Но, хорошо устроившись в Сибири, Кучум решил сделать Ханство самостоятельным и независимым: не платил дань, нападал на другие территории. И перед Москвой теперь стояла задача вернуть Сибирское Ханство под свой контроль.

Необходимо отметить, что на восточные земли были колонизированы знаменитой семьей Строгановых, промышленников и купцов. Их деятельность контролировала Москва. Строгановы были необычайно богаты. У них были свои отряды и крепости за Камой, которых сами снабжают вооружением. Землю ведь нужно было как-то защищать. И вот на помощь им приходит Ермак.

Ермак Тимофеевич: покорение Сибири и открытие новых земель

Как все начиналось

В одной из Сибирских летописей рассказывается о том, что Строгановы отправляли грамоту казакам. Просили купцы о помощи против нападающих народов. Казачья дружина во главе с Ермаком приехала в Сибирь и успешно защищала земли от вогуличей, вотяков, пелымцев и других.

Все-таки точно остается неизвестным, как именно произошла «сделка» между Строгановыми и казачьим войском.

  • Купцы просто отправили или даже приказали покорить Сибирь казачьим отрядам.
  • Ермак со своим войском сам решил идти в поход и заставил Строгановых предоставить необходимое вооружение, продовольствие и другое.
  • И те, и другие приняли такое решение на выгодных для всех условиях.

Перед началом похода Строгановы выделили оружие (ружья и порох), провиант, а также людей – около трехсот человек. Самих казаков было 540. В отряде из восьмисот человек царила строжайшая дисциплина.

Поход начался в сентябре 1581 года. Отряд плыл вдоль по рекам, долго и тяжело. Лодки застревали, вода уже начинала леденеть. Зимовать пришлось возле волока. Пока одни добывали пищу, другие готовились к весне. Наступило половодье, лодки резво направились в путь. И вот отряд оказался в Сибирском ханстве.

Приближение к цели

В районе нынешней Тюмени, которая тогда принадлежала Кучумову родственнику – Епанчу, произошла первая битва. Войско Ермака разгромило татар Епанчи. Казаки упорно двигались вперед. Татарам оставалось только бежать и сообщать о нападениях Кучуму. Необходимо отметить, что у татар не было порохового оружия, они пользовались луками. Поэтому ружья отряда Ермака совершенно обескуражили их, о чем они и сообщили хану. Но, с другой стороны, татары имели превосходство в численности войска в двадцать раз или даже больше. Кучум, хоть и был подавлен, но как истинный лидер быстро собрал всех татар под предводительством Магметкула и приказал им идти на казаков. А в это время он укреплял границы города Сибири – столице ханства.

Магметкул и казаки сражались кровопролитно и жестоко. Вооружение первых значительно уступало, поэтому Магметкулу пришлось бежать. А казаки тем временем продвигались дальше, взяли пару городов. Ермак останавливается, чтобы решить, как действовать дальше. Решать нужно было следующее: возвращаться назад или двигаться вперед. Атаман Ермак Тимофеевич опасался, что врагов стало слишком много. Был уже октябрь 1582 года. Реки скоро опять начнут леденеть, поэтому рискованно плыть назад.

И вот, рано утром 23 октября, войско Ермака с надеждой на божью помощь идут в наступление. Бой был невероятно трудным. Войску Ермака никак не удавалось прорвать оборону татар. Но вот русским удалось прорваться, татары начали бежать с поля боя. Кучум, увидев все это, тоже бежал, оставив Сибирь.

И 26 октября Ермак со своим казачьим отрядом вошел в столицу, богатую на драгоценные металлы и меха. Знамя Ермака теперь развевалось в Сибири.

Но радоваться было рано. Кучум, скрываясь в степях, продолжал нападать на казаков. Опасность представлял и Магметкул. Сначала он перебил часть казаков в ноябре 1582. Но Ермак совершил очень дальновидный поступок весной 1853, отправив часть войска для нападения на татар и взятия в плен Магметкула. Казачье войско хоть и справилось с этой задачей, но стало убаваляться в количестве и силах. На помощь отряду были высланы русские князья с войском из трехсот человек. Ведь Кучум не успокаивался, и надо было защищать завоеванный город

Гибель Ермака Тимофеевича

Дело было так. Ермак со своим отрядом шел вдоль Иртыша. Заночевали они у устья реки Вагай. Неожиданно, глубокой ночью, Кучум нападает на казаков и убивает их. Лишь части удалось спастись. Выжившие говорят, что атаман пытался подплыть к стругам (это такие судна), но утонул в реке. Произошло это, скорее всего, из-за тяжести доспехов (на Ермаке тогда было две кольчуги). Конечно, не исключено, что он был еще и ранен.

Покорение Сибири.

Тайны Сибири. Загадочная могила Ермака.

Мокроусова Ольга

Творческая исследовательская работа о национальном герое Донской земли Ермаке Тимофеевиче, с именем которого связаны многие события, значимые для всего российского государства. Автор работы рассматривает образ Ермака в устном народном творчестве, в художественной литературе и в изобразительном искусстве.

Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Автор работы пишет о замечательном историческом романе В.Гнутова «Подвиг Ермака».

Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. «Покорение Сибири» - лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. О ней и пишет автор этой творческой работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мокроусова Ольга

ученица 11 класса МБОУ гимназии №76.

Учитель Балавинцева Н.Н.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Образ Ермака в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве.

Велика заслуга Ермака перед Родиной.

Он подлинный наш национальный герой

Академик А.П.Окладников.

Каждый человек должен знать историю своего края, помнить своих героев, их храбрые подвиги. Нужно равняться на них, ведь, по словам М.Горького, в жизни каждого человека есть место подвигам.

Немало национальных героев есть и на Донской земле. С их славными именами связаны многие события, значимые для всего российского государства. Одним из таких национальных героев является Ермак, покоритель сибирского ханства, донской казак. Его подвиг до сих пор остаётся в памяти людей. Он действительно стал народным героем.

В Новочеркасске возле Вознесенского кафедрального воинского собора стоит замечательный памятник Ермаку, а в самом соборе находится уникальная фреска, с которой Ф.С.Казачинский написал картину «Сборы Ермака в поход на Сибирь». Впервые побывав с родителями в Новочеркасске и увидев третий по величине собор в Европе, построенный в 1892-1905 годах по проекту А.А.Ященко, я была потрясена вовсе не огромным и необыкновенным по своей красоте собором, а гордым видом могучего казацкого атамана, грозно смотрящего с высокого берега на тихий Дон, мерно текущий среди вольной степи. В течение нескольких минут я не могла отвести взгляда от этой непокорной фигуры на высоком пьедестале в центре города. Конечно, я много слышала о Ермаке и раньше, но никогда ещё эта личность так меня не заинтересовывала. Бронзовый Ермак в одежде казацкого атамана, со стягом в руке, под золотыми лучами осеннего солнца выглядел очень впечатляюще. Меня бросило в дрожь при одной мысли о том, что когда-то этот человек наводил ужас на врагов нашей страны. И, конечно же, я не упустила возможности получить более подробную информацию об этом важном историческом лице. В Новочеркасске есть очень большой краеведческий музей, в котором собрано много интересного и полезного материала об истории Донского края. Сотрудники музея были очень добры и охотно помогли мне в поисках. После обширной экскурсии по музею и подробного экскурса в историю Донского казачества мне посоветовали посетить краеведческий отдел в Новочеркасской библиотеке, что я и сделала. Пробыв в библиотеке более трёх часов, я пересмотрела огромное количество книг, рассказывающих о подвигах Ермака и его дружины, об их великих походах. Некоторые книги я взяла домой, где продолжила изучение этой темы. К своему удивлению, я узнала, что жизнь этого героя интересует не только меня.

Четыреста лет уже волнует нас личность Ермака. Казацкий атаман, совершивший с небольшим отрядом героический сибирский поход, стал легендой.

Известно, что победа Ермака над ханом Кучумом сняла угрозу для русской земли с востока, укрепила границы, положила начало мирному освоению Сибири. Но многое ещё в далёком XVI веке остаётся загадкой. Не утихают споры учёных о дате и месте рождения Ермака, о его жизни, предшествующей сибирскому походу, о появлении на Дону. В памяти народа Ермак остался справедливым человеком, честным и храбрым воином, по-государственному мыслящим атаманом. Из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины и песни. С ними казаки отправлялись в дальние походы, их сберегали в своей памяти. Красочен и своеобразен донской песенный фольклор. «Какая размашистая поэзия,- писал о донских песнях В.Г.Белинский,- сколько в ней силы и простору душевного!» Судя по песенному творчеству казаков, Ермак Тимофеевич – один из самых почитаемых народных героев.

Славит донская земля казацкого атамана Ермака, сына Тимофеева. До сих пор живут о нём песни, предания, легенды. Они памятны своей связью с прошлым и в то же время современны глубоко нравственным смыслом: возвеличивается личность, способная на высокий героический подвиг; поэтизируются поступки, мотивированные чистыми чувствами – достоинством, гордостью, жаждой справедливости.

Общим для устных произведений о Ермаке является героическое содержание. Каждое из них воспевает деяния, жизненно значимые для всего народа. Больше всего песен на Дону о воле как самой заветной мечте.

Как на речке, на реке, было на Камышинке,

Собиралися там, соезжалися они, люди вольные,

Люди вольные сбиралися, они беспачпортные,

То донские, гребенские казаки, они со яицкими.

Атаманом был у них, братцы, Ермак Тимофеевич,-

поётся в одной из народных песен.

Согласно многочисленным преданиям, Ермак освобождает Дон, заселяет его беглыми, организует Войско Донское, изобретает порох, помогает взять Казань и Астрахань, покоряет Сибирь, чтобы было куда переселить казаков с Дона.

Как бы ни объяснялся в преданиях факт появления казачества, Ермаку отводится первостепенная роль: Ермак Тимофеевич привёл наших предков на Дон при Грозном… Ермак возглавил первых вольников… До Ермака казаков не было… Казаки пошли от Ермака… Ермак создал казачество…

В одной из народных песен говорится о том, как казаки выбрали Ермака атаманом:

Они думушку гадали всё великую,

Думу крепкую гадали, заединую:

«Вот кому из нас, ребятушки, атаманом быть,

Да кому из нас, ребятушки, есаулом слыть?

Атаманом быть Ермилу Тимофеичу.»

Когда Ермака выбирают казаки атаманом, он проявляет способности предводителя, увеличивает и укрепляет свой отряд. С честью проходит Ермак испытание властью. В любой ситуации ведёт он себя как атаман в народном понимании идеальный. Собрав войско, Ермак противопоставляет себя и царю, и внешним врагам, борьбу с которыми казаки считают первым своим делом.

Благодаря эмоциональной образности песня приобретает особую ёмкость и передаёт смысл реальных событий. Донской край, сохранивший исторически сложившуюся культуру, по праву называют одним из самых поэтических. Песни и предания о Ермаке, связанные идейно-художественным единством, несут цельное представление о событиях той эпохи.

Подвиги Ермака интересовали и многих известных писателей. П.Н.Краснов, П.П.Ершов, Л.Н.Толстой, Анатолий Иванов, В.А.Жуковский, П.М.Карамзин в своих произведениях описывали его жизнь и походы. Василий Гнутов написал замечательный исторический роман «Подвиг Ермака». Действие романа охватывает Дон, Западные районы России, Приволжские и Приуральские районы, Сибирь. Герой раскрывается в общении с казаками, местными жителями, в битвах, экстремальных ситуациях похода. Автор обстоятельно и объективно показывает переход казаков от вольной полуразбойной жизни к «государственной» службе как возможности заслужить «прощение прежних вин» и исполнить долг перед Отечеством. «Взять Сибирь до наступления зимы – в этом наше спасение… В Сибири мы найдём кров и пищу и славу добудем!»- решают казаки. Читая эти строки, невольно вспоминаешь слова из народной песни «Ермак у Ивана Грозного»:

Ой ты гой еси, Ермак сын Тимофеевич,

Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!

Я прощаю тебя да и со войском твоим,

За твою-то ли службу мне за верную,

И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон!

В описании различными авторами характера Ермака всегда подчёркиваются его благородство, мужество и умение грамотно распорядиться данной ему властью. «Смелой душой своей чуял Ермак, что зовут его Строгановы на славный подвиг… И вот, собрав вокруг себя своих удальцов, обратился к ним Ермак с такой речью:

Гей вы думайте, братцы, вы подумайте,

И меня, Ермака, братцы, послушайте.

…Перейдём мы, братцы, горы крутые,

Доберёмся мы до царства басурманского,

Завоюем мы царство Сибирское,

Покорим его мы, братцы, Царю Белому

«…Любо нам, Ермак Тимофеевич, с тобой идти! Любо покорить царя Сибирского и подарить его Московскому православному царю! Любо… Аминь!..»- так в романе «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибирского царства. 1582г.» П.Н.Краснов показывает преданность дружины Ермака своему атаману.

Несколько сот казаков под предводительством Ермака смело вступили в войну с татарским ханом Кучумом, властителем Сибирского ханства. 25 октября 1581 года после ожесточённой битвы Ермак занял столицу Кучума, расположенную на реке Иртыш. Это была первая победа русских в тех краях. Об этой славной победе пишет Аполлон Коринфский в стихотворении «Бегство богов»:

А Обью-рекой подплывал на стругах

Ермак – победитель героем,

С крестом на груди и со стягом в руках,

Сопутствуем огненным боем.

Настойчиво в донских преданиях упоминается, что причиной гибели Ермака была кольчуга, полученная в подарок от Ивана Грозного, «она-то и потянула на дно». В литературе авторы придерживаются такой же точки зрения. К.Рылеев в стихотворении «Смерть Ермака» так пишет об этом:

Но сила року уступила…

…Лишивши сил богатыря

Бороться с ярою волною

Тяжёлый панцирь – дар царя –

Стал гибели его виною…

Образ Ермака привлекал внимание не только писателей, но и многих художников. Пожалуй, самой известной картиной о Ермаке является картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная им в 1895 году. Присоединение Сибири к Московской Руси – важное событие в истории формирования русского государства. Решающее сражение на берегу Иртыша послужило сюжетом грандиозного полотна. В ледяной воде сибирской реки встречаются две стихии – дружина Ермака и татарское войско. Ермак, стоя под стягом, уверенно и решительно руководит наступлением. Суриков даёт почувствовать, что казаки выйдут из этой схватки победителями. Достигает он этого выверенными композиционными приёмами. Тщательно пишет художник одежду своих героев. Здесь простые казацкие кафтаны, узорный кафтан есаула, блестящие доспехи Ермака, отороченные мехом папахи, тяжёлые, подбитые крупными гвоздями сапоги.

Художник М.В.Нестеров, одним из первых оценивший «Покорение Сибири Ермаком», писал о своём впечатлении: «…я вижу драму, в которой люди во имя чего-то бьют друг друга, отдают свою жизнь за что-то им дорогое, заветное. Суровая природа усугубляет суровые деяния… Впечатление растёт, охватывает меня, как сама жизнь…»

«Покорение Сибири» - лучшая по колориту суриковская картина в Государственном Русском музее. Поражает богатство красочной палитры Сурикова. Мрачные серые и коричневые тона подчёркивают суровость осенней сибирской природы и трагизм человеческой борьбы и гибели.

«Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых,- » так о великом казаке писал П.Н.Краснов в романе «Смерть Ермака».

Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом покорённом Ермаком, поставлен ему, по велению императора Николая I, в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермаково, «как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!»

Я считаю, что Ермак поистине является нашим национальным героем, поступки которого нельзя забывать. Я горжусь, что живу в краю, имеющем таких славных героев.

«Подвиг Ермака» - исторический роман донского писателя Василия Петровича Гнутова ( -), члена Союза писателей России с 1991 года . Увидел свет в 1986 году в Ростовском книжном издательстве.

История создания [ | ]

Чтобы написать этот масштабный роман, В. П. Гнутов четыре года изучал сибирские летописи и специальную научно-историческую литературу, в том числе сочинения Г. Ф. Миллера , С. В. Бахрушина , А. Д. Колесникова , Р. Г. Скрынникова и др.

Содержание [ | ]

Действие романа «Подвиг Ермака» происходит в эпоху Ивана Грозного . Первые главы посвящены деятельности на Дону Ермака, бывшего атаманом порубежного Качалинского городка. Ряд глав посвящён действиям казаков на Волге , их походу на Ливонскую войну . Обстоятельно и объективно раскрывается роль купцов Строгоновых в организации похода Ермаковой дружины в Сибирь , переход волжских, так называемых воровских, казаков от вольной, полуразбойной жизни к «государевой» службе как возможности заслужить «прощение прежних вин» и исполнения долга перед Отечеством. Во второй части романа изображен поход Ермака в Сибирь . Герой раскрывается в общении с казаками, местными жителями, в битвах, экстремальных ситуациях похода.

Свой последний бой Ермак принял в ночь с 5 на 6 августа 1585 года .

Смерть Ермака [ | ]

В августе 1585 года Ермак узнал, что в Сибирь идёт бухарский караван, и сам Кучум хочет перерезать ему путь, чтобы захватить товары. Ермак поспешил со своей дружиной на устье реки Вагая , впадающего в Иртыш , с тем чтобы дать каравану свободный путь по Иртышу. Утомившись от долгого перехода, он расположился с казаками на отдых вблизи реки. Ночь была дождливая и бурная. Все казаки заснули глубоким сном. Никто не ждал врага. Между тем татары во главе с самим ханам внезапно напали на лагерь и начали резать сонных. Ермак, ища спасения, бросился в Иртыш. Он хотел добраться до своей лодки, но струг стоял далеко от берега. Тяжелая броня потянула Ермака ко дну, и он утонул. Погибли также почти все его товарищи. Сибирь была покинута, но дело Ермака не пропало зря: его поход сокрушил мощь

Гнутов Василий Петрович родился в казачьей семье 25 августа в 1911 году в х. Сизове Нижне-Чирского района, в области Войска Донского, ныне Волгоградской.

Писать и печататься начал с 16 лет.

Окончив Ростовский педагогический институт (филологическое отделение), Позже он работал завучем и директором в школах Азовского и Шахтинского районов, преподавал русский язык и литературу.

Окончив Краснодарское медицинское училище, не один десяток лет работал фельдшером медпункта в хуторе Красном, заведовал фельдшерско-акушерским пунктом.

Судьба была сурова к нему: В. П. Гнутов был репрессирован, за его плечами - десять лет ГУЛАГа. Но с честью прошел нелегкий жизненный путь.

Именно там, в лагерной обстановке, сформировался цикл стихов и рассказов «Северная тетрадь». Вот так, благодаря своей завидной работоспособности и упорству, Василий Петрович пробился в литературу.

Перу В. П. Гнутова принадлежат стихи для детей и о детях, рассказы о природе. Им написано немало статей на краеведческие, педагогические, филологические темы.

Василий Петрович публиковался в областных и центральных газетах и журналах. Он участвовал во многих коллективных сборниках.

Повесть «От помилования отказался» вышла в 1979 году и повествует о народовольце, уроженце Дона Василии Генералове.

В 1986 году свет увидел роман «Подвиг Ермака», в центре которого - легендарная фигура Ермака и связанный с его именем поход казачьей дружины в Сибирь. Действие романа происходит в эпоху Ивана Грозного. Четыре года автор изучал летописи, чтобы написать этот роман.

Рассказы-эссе В. П. Гнутова созданы в результате изучения произведений А. С. Пушкина, воспоминаний современников поэта, литературоведческих трудов и являются плодом кропотливого труда исследователя.

Поэтому книга «Поэт в краю степей необозримых» писалась долго. Впервые рассказы, помещённые в этой книге, были опубликованы газетой «Молот» в 1974 году. Отдельная книга увидела свет в 1985 году. В своих рассказах-эссе В. Гнутов воскрешает картины пребывания А. С. Пушкина на Дону, в Калмыкии, на Северном Кавказе. В 1998 году вышло дополненное и исправленное издание этой книги.

Перед смертью В. П. Гнутов закончил большой исторический роман-хронику «Крутые волны», который рассказывает об одном казачьем роде на протяжении более двух веков.

Василий Петрович постоянно занимался самообразованием. Еще, работая на севере, он получал от сестер дополнительную медицинскую литературу. Но и творческая натура брала свое: он играл на скрипке, гитаре, балалайке, мандолине, участвовал даже в оркестре, не имея при этом музыкального образования.

Кроме литературы, Василий Петрович очень любил театр. На севере, работая в больнице врачом, он участвовал в кружке самодеятельности и ставил спектакли.

Большая заслуга В. П. Гнутова в том, что в Аксайском музее организуют ежегодные памятные праздники в честь А. С. Пушкина.

Последние годы Василий Петрович жил и работал в Аксае.

Казак, литератор, донской писатель скончался 20 июня 1999 года на 88-м году жизни.

Василий Петрович Гнутов, наш земляк – член Союза писателей России и сегодня доносит до читателей живое слово со страниц своих произведений.

Эта расшифровка аудиозаписи была передана в 1998 году в музей истории г. Аксая.

Сама запись сделана раньше.

Родился я 25 августа в 1911 году в хуторе Сизово, Нижне-Чирского района Волгоградской области. Это бывшая область войска Донского. Родители оба потомственные донские казаки. Учился в средней школе в станице Морозовской (теперь город). Школа была с педагогическим уклоном, и через год после ее окончания по совету писателя И. Бабеля я поехал в русское село, точнее, в глухую деревню на Волге, учиться уму-разуму у народа, наблюдать за жизнью и учительствовать.

Писать я начал на школьной скамье, вначале стихи и стенгазету к 10-летию Октября. Когда мне было 16 лет, в Ростовском журнале «Вопросы просвещения на Северном Кавказе» был напечатан мой очерк о том, как я учился в годы разрухи. В следующем году, в 1928, когда мне исполнилось 17 лет в Ленинградском молодежном журнале «Резец» была напечатана моя рецензия на повесть писателя Арефьева «Ольга».

Потом у меня был длительный период наблюдения. Да и наблюдать было чего. Шли 29-30-е годы: коллективизация, раскулачивания, бунты, аресты, расстрелы, слезы народа. Я был учителем начальных классов. Этих наблюдений мне хватило на роман - историю четырех поколений от 1770 до 1934 годов («Крутые волны», написан в 80-е годы, так и не издан).

С этого волжского села я переехал в Ростовскую область и поступил здесь в Ростовский педагогический институт (5лет), после окончания которого работал в средней школе преподавателем русского и литературы. Занимал административные должности, был завучем, директором в средней школе в городе Шахты Ростовской области.

В партии никогда не был. Потом меня репрессировали в 1945 году по статье 58-й, за стихотворение, которое было направлено против несправедливости нашего советского строя и лично самого Сталина. Стихотворение помню, но лично мне оно перестало нравиться.

На севере, будучи первые два года на общественных работах, познал и тяжесть труда и голод. Пищи, конечно, не хватало, люди становились дистрофиками.

Так я попал в больницу, там конечно неплохо кормили, давали отдых. Именно там на меня обратили внимание, что я с образованием и быстро привлекли к медицинской работе.

Когда образовались месячные курсы медсестер, меня туда зачислили. Мои сестры высылали мне учебники, дополнительную медицинскую литературу. Занимаясь еще и самообразованием, я закончил курсы с отличием. Стал медбратом, хотя там нас называли фельдшерами. Так я остался работать в больнице.

В эти годы стало легче жить и морально и материально. И я опять стал писать стихи. Лежали они у меня лет 50, нигде я их не печатал. Но вот в прошлом году (1996-1997) я опубликовал их в Аксайской газете «Победа» под заголовком «Стихи из северной тетради», не все, конечно, есть большой раздел о любви, но я их нигде не печатал, боюсь, неправильно поймут.

Воркута, Печора, Салехард, Кось-ю, там я был уже не только в больнице. Меня посылали в колонию. Я делал развод.

Быть может, в знойный вечер юга

Найду тебя, моя подруга.

На фронт меня не брали по зрению - белобилетник. Очки ношу лет с 14-15.

Вернувшись с севера, я поступил в Краснодарское медицинское училище, окончил его с отличием. Получил работу фельдшера в психиатрической больнице города Ростова, в Ковалевке. Работал в ней, потом перешел работать в хутор Красный Аксайского района. Там я стал заведующим фельдшеро-акушерским пунктом.

Разрешили и учительствовать, даже давали место в Орловском районе Ростовской области. Но я туда не поехал, а здесь мест не оказалось. Да я и сам пошел бы неохотно. Во-первых, моя педагогическая профессия предполагает кипы тетрадей для проверки, а зрение плохое. А во-вторых - сочинения - это всегда в какой-то мере вольнодумство, двоякое чтение мыслей, а с кого спрос? С учителя, а я неблагонадежный, хотя меня и реабилитировали подчистую.

И я начал активно сотрудничать с московскими журналами, ростовскими газетами. Вот и в Аксае тоже.

Чем увлекался, кроме литературы? Люблю театр. На севере в больнице организовали кружок самодеятельности. Ставили однажды «Маскарад» Лермонтова.

Знаете, туда, на север, такие замечательные люди попадали: и ученые и артисты и музыканты... Так вот, в спектакле я так вошел в роль, что публика почувствовала ненависть к моему персонажу. Приятельница моей подруги спросила ее:

Как ты с таким негодяем живешь? Он ведь такой подлец. Та рассмеялась:

Это у него роль в спектакле такая, он вошел в образ, а человек он очень хороший!

Еще я играл там на скрипке в оркестре. Меня спрашивали, какую музыкальную школу я окончил. А я брал уроки музыки, играл по нотам. но в музыкальной школе никогда не учился. Мог давать аккомпанемент для другого струнного инструмента, играл почти на всех струнных инструментах: скрипке обыкновенной и скрипке альт, гитаре домбре, балалайке, мандолине. Мне и сегодня снятся сны, как я играю на скрипке. Ну до слез хочется сыграть. Но свою скрипку я отдал в наш Аксайский музей... Она марки Страдивариуса...

Вернувшись с севера, я женился на приезжей. Она участница ВОВ, награждена боевыми орденами, воевала на передовой, комсоргом ходила в атаку...

На севере я был 10 лет без 4-х месяцев. Ведь нам практически не давали зачетов. И уже после смерти Сталина, при Ворошилове ввели нам зачеты. Но я уже заканчивал и лишь 4 месяца недобыл и освободился в 1954 году и сразу женился. Мне было 43 года. Мы трех ребят нажили. Олег - появился еще до лагерей. Я не был женат, но все же сына своего записал себе. У него есть сын. В 1954 году появился Александр, сейчас он работает инженером в Таганроге и имеет двоих сыновей. Сергей живет в Аксае, имеет тоже двоих сыновей. И дочь Татьяна, работает на Сельмаше, у нее один сын. Так сложилось, что нет у меня ни одной внучки, все внуки.

А вот мои книги. Есть коллективные сборники вместе с Н. Скриповым, В. Жаком. Есть книги со стихами и рассказами.

В журнале «Семья и школа» есть мои маленькие рассказы о детях и для детей. В «Науке и религия» была статья «Суеверие или народная мудрость». Это когда мудрость народная выражена в пословицах и поговорках. В «Юном натуралисте» 1991 года есть мои зарисовки о природе. «Дон» №12:

Спит собака возле нивы,

Сел малыш на спину ей.

Ну, вставай же, пес ленивый

Да вези меня быстрей.

Пес вскочил, блестя глазами,

Вдруг малыш как заревет.

Испугался, что ногами

До земли не достает.

После перестройки появились «Легенды или быль о Ермаке». О Ермаке много выдумано. Например, уральцы считают, что он родом с Урала, а по метрикам выходит, что когда он пошел за Урал, было ему 13 лет. А уральские ученые доказывают, что это и был Ермак. Я, основываясь на летописях, которые мне высылали из московских и ленинградских библиотек и книг этих сибирских и уральских ученых, переработал это, и в научно-обоснованной статье пишу «Легенды и быль о Ермаке».

Как вы находили нужную литературу?

Вначале в Публичной библиотеке им. Ленина (г. Москва) делаешь запрос: дайте библиографическую справку, какие книги были выписаны на протяжении ста лет на такую-то тему, плюс летописи - 200-150 лет тому назад. По этому справочнику делаю запрос литературы, высылают или книгу или киноленту. Некоторые у меня так и хранятся. А вот подробности, как выглядела карета, одежда тех времен, кто в карете ехал, о чем думал.

Вот, например, по книге «Поэт в краю степей необозримых». Это называется рассказы «эссе», там допускается некоторая авторская фантазия. Зная произведения Пушкина, биографию Пушкина, факты его приезда в Аксай, Старочеркасск, Новочеркасск, Ростов. Потом выписал я письмо генерала Раевского к дочери, где он описывал, как заезжали в Ростовскую крепость, а потом писатели мне говорили, что они не ожидали, что Раевский любил простую девушку...Ведь везде написано «был проездом»... А что он оставался ночевать, заезжал по своим делам, этого до меня никто не писал.

Первая самостоятельная книга «От помилования отказался» вышла в 1979 году.

Вторая вышла о Пушкине. «Поэт в краю степей необозримых» стоила... 5 копеек. Мне за нее всего-навсего заплатили на те деньги 400 рублей.

Жаль, что в книге о Ермаке нет рисунков. Вот у меня есть фото - памятник Ермаку в Павлодарской области в молодом городе Ермак, в Казахстане. Говорят, что теперь считают, что Ермак был покорителем и завоевателем и памятником.

А я вам сказал, что меня реабилитировали? В 1990 или 1991 году и прировняли к участникам войны. (Кашляет, волнуясь. На эту тему говорит не очень охотно...). Реабилитировали как незаконно политически репрессированного.

А вот фото памятника Ермака в Тобольске.

А вот из романа «Крутые волны» целая глава.

Кто делал вам экслибрис?

Это делал Тартынский. Он инженер, человек библиофил и пушкинист. В «Приазовском крае» в газете был напечатан пролог к «Крутым волнам». Так он мне вырезку из газеты оформил в книжку, сделал обложку и написал «Тартыннздат 1994 г.» количество экземпляров 1.

А вот в «Медицинской газете» в 1970 г. май, я в то время работал фельдшером, выписывал эту газету - там объявили литературный конкурс. Я послал туда рассказ «Ольга Сергеевна». Занял 3-е место и премию я получил как лауреат - 100 рублей. Это было больше моей зарплаты.

А вот фото - я с Борисом Изюмским.

Как вы относитесь к молодежи, а молодежь к вам?

Молодежь относится ко мне неплохо - кроме похвалы, благодарности ничего не слышал.

Это если знают, что вы писатель, а на улице, когда вы сумку с продуктами несете и не знают, что вы писатель?

Что сказать? Когда спускаюсь по лестнице у почты, всегда кто-нибудь подбежит, поможет.

Чтобы издать новый роман «Крутые волны» или переиздать «Подвиг Ермака», или переиздать «Поэт в краю степей необозримых - полностью подготовит к печати «Приазовский край» - романы в «Ростиздате». Если раньше издательства издавали романы, продавали, автору выплачивали в соответствии с расценками гонорар, то теперь эти издательства требуют денег с писателя - найдите спонсора, дайте денег, тогда выпустим. Я обратился в городскую администрацию, и они за подписью главного администратора Капустина И. А. и главного администратора района направили предпринимателям письма.

Но до сих пор не нашлось на нашей земле ни Третьяковых, ни Парамоновых, ни Морозовых, ни Мамонтовых. Наши новые русские не готовы сотрудничать с писателями.

Где вы берете силы?

Долголетие зависит от генов, от наследственности. Моя мама умерла в 93 года, старшие братья поумирали в 90 лет и около того, сестра Антонина - ей 93 года - и сейчас жива, хорошо видит, правда слышит плохо, но сама пишет письма.

А я вот почти ослеп, не слышу и сам ни читать, ни писать не могу. Общее состояние здоровья, внимание людей, родных, детей и внуков - все это дает мне силы жить и в меру трудиться.

Так подведем итоги: быть писателем интересно?

И не надо выбирать эту профессию. Она сложная, трудная, оплачивается плохо, но дает внутреннюю силу и душевную красоту. Вы приходите с работы и вместо того, чтобы сходить в кино с женой или погулять с детьми, вы закапываетесь в книги.

Вот, например, за 30 тысяч экземпляров «Ермака» - я получил 5 тысяч рублей (старыми), потом был второй завод - еще тираж - я получил еще тысячи 2. Это было большой финансовой поддержкой для семьи. Жена и дети это одобряли.

Стоит ли радоваться жизни?

Я не припомню сейчас дословно, но есть у Тургенева, у Пушкина высказывания о красоте жизни. Они были жизнелюбы, вот и я жизнелюб. Как-то М. Горького водили по погребкам дегустировать напитки, так вот он написал: « О радость жизни в солнечном напитке», впрочем, этого не надо!

«Жизнь дается один раз и ее нужно прожить так. чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Н. Островский.

А о чистоте русского языка?

В последние годы, после перестройки и контакта с Западной Европой и Америкой появилось в газетах столько иностранных слов, ненужных, которые полностью заменяются русскими словами, и стало обидно за наш великий, могучий, красивый, русский язык.

Вначале как-то никто не обращал на это внимание. И мне кажется я один из первых в Ростове в областной газете «Молот» опубликовал две статьи в защиту русского языка, в очищение Ростова от иностранщины. Кое-кто обратил внимание на это, а кое-кто и нет. Потом в еженедельнике «Литературная Россия» я тоже стал писать статьи на эту тему, в конце концов Б. Ельцин издал указ о чистке русского языка. Даже английские писатели пишут, что самый богатый язык - это русский.

Писателями не рождаются, а вы? Кто ваши родители?

Казаки, крестьяне. Отец способным был человеком, занимался самообразованием. Он окончил бухгалтерские курсы, и в зрелые годы служил в сельпо бухгалтером.

Кто-либо из детей или внуков продолжает вашу писательскую деятельность?

Нет, и не советую!

Родился или стал?

Так вот я еще в школу не ходил, тогда с 8 лет в школу брали. Я уже читал книжку для чтения. Там был портрет Пушкина, и я мечтал - вот, я тоже буду поэтом, обо мне будут писать. Там было написано, что у Пушкина была сестра Оля, а у меня была сестра Тося, и я мечтал - про нее напишут и про меня напишут...

Сколько у родителей было детей?

Мама родила 9 человек: 6 мальчиков (1 умер) и 3 дочери (2 умерли), 6 детей выросло…

Записано поэтессой Ольгой Тарасенко

Были занесены еще в одну летопись, составленную в 1760 году тобольским ямщиком Иваном Леонтьевичем Черепановым.

Черепановская летопись сразу стала сенсацией, потому что в ней впервые отыскалась - что бы вы думали? - родословная Ермака. В ней подробно расписывалось, как его дед подрабатывал извозом у муромских разбойников, за то был изловлен и посажен в тюрьму. Потом сбежал с женой и двумя детьми, которые после смерти отца нашли себе приют в строгановских вотчинах. Оказалось, что Ермак - это Василий Тимофеевич Оленин. И у него еще есть куча родных и двоюродных братьев.

Вообще, вещь достаточно невероятная. Казак - разбойник, человек, живущий фактически вне закона, вдруг во всеуслышанье объявляет о своих родственниках, ставя их тем под несомненный удар. Н.М. Карамзин эти "новости" назвал "сказкой", а историк Л.Н. Майков вообще категорически заявил в 1876 году: "...летопись И.Л. Черепанова не заслуживает того, чтобы она была напечатана..."Но неожиданно появились свидетельства, что Черепанов-ская летопись - просто добросовестная компиляция многих источников. И один из них - "Сказание Сибирской земли" - отыскал известный уральский краевед, Александр Алексеевич Дмитриев. В этом "Сказании" сведения о Ермаке практически полностью совпадали с черепановскими.

Конечно, и на А.А. Дмитриева тоже сразу накинулись критики. Они обвинили опубликованный им текст в том, что он "...представляет неумную и подчас нелепую подделку под славянский (язык. - Л. С.)..." и что он вообще не имеет имени составителя. Однако у Дмитриева нашлись и защитники, в конце концов доказавшие, что такие же биографические данные о Ермаке впервые записаны не так уж и далеко от 1633 года.

С одной стороны, это сразу укрепило позиции Черепанов-ской летописи. Но, с другой стороны, стали раздаваться и голоса - не слишком ли много разноречивых сведений появилось в одно и то же якобы время и в одном и том же месте. Ведь Дмитриев нашел свое "Сказание" не где-нибудь, а в Соликамском уезде.

В общем, и с вопросом имени сибирского героя тоже немалые сложности.

Кстати, хотя заслуги этого человека перед Московским государством были признаны практически сразу же - как же, сам Иван Васильевич Грозный ему шубу со своего плеча пожаловал, - то вот возведение его в ранг национального героя имело своих оппонентов.

Вопрос оказался настолько серьезным, что был даже вынесен на заседания "Исторического отделения" С.-Петербургской академии наук 3 и 6 июня 1748 года. Вот какие сведения о том заседании приводит в своей книге "Дом Строгановых в XVI-XVII веках" А.А. Введенский: "...в протоколах... отмечено, что "господин профессор Ломоносов мнит, что подлинно неизвестно, для себя ли Ермак воевал или для всероссийского самодержца, однако сие правда, что он потом поклонился ею всероссийскому монарху. Того ради, буде оные рассуждения, которые об его делах с некоторым похулением написаны, не могут быть переменены, лучше их всех выкинуть"".

Академика смущало, что главный герой событий был разбойником. В.К. Тредьяковский, поддерживая М.В. Ломоносова, указывал: "Понеж благопристойность и некоторые политические опасности и предосторожности требуют, чтобы нечестным названием Ермака не оскорблять читателей, а особенно Российских, которые уже все к нему великую склонность имеют за учиненное им знатное и полезное дело... то... помянутые об нем описания все выключить вон, ежели поправлены и умягчены быть не могут".

Вот так-то. А вы говорите: Оруэлл, Платонов... В причесывать историю эвон еще когда начали. Так что и всю правду о Ермаке Тимофеевиче нам еще предстоит выяснять. Но в то же время, большинство из нас, думается, сможет смириться с мыслью, что сегодня наука не знает достаточно определенно - как, когда, по чьему желанию атаман Ермак заявился на Урал. В конце концов, для потомков важнее знать не то, как он здесь появился, а то, что он здесь совершил.

Казалось бы, в этом-то все исследователи едины: совершил блистательный подвиг. Ведь, как выразился Николай Михайлович Карамзин, "...ни современники, ни потомство не думали отнимать у Ермака полной чести сего завоевания, величая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него...".

Молимся, естественно, в русских православных храмах. Но ведь там молятся далеко не все.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png