Сторожевые корабли проекта 50.

Сторожевые корабли проекта 50, создавались как альтернатива кораблям проекта 42, по сравнению с ним, у данного проекта было уменьшено водоизмещение. Головной корабль «Горностай».

Сторожевой корабль СКР-5

Сторожевой корабль СКР-5 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 сентября 1958г., и вступил в строй 31 декабря 1958г., и уже 17 января 1959г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 30 июня 1963г. законсервирован, но 1 июля 1981г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 309, 721(1982), 748. Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Туман

Сторожевой корабль СКР-52 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 15 апреля 1955г., и вступил в строй 26 ноября 1955г. и уже 6 декабря 1955г. вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ) и летом 1960г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 8 августа 1961г. переименован в «Туман» . В 1964г. переведен в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-60.

Сторожевой корабль СКР-60 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 13 апреля 1956г., и вступил в строй 29 июня 1956г., и уже 10 июля 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 10 октября 1956г. совершил переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, где был зачислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).

Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Иркутский Комсомолец .

Сторожевой корабль СКР-62 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 июня 1956г., и вступил в строй 25 сентября 1956г., и уже 5 октября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 14 февраля 1957г. перешел в состав Северного Флота. В том же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 14июля 1957г. перешел в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). 27 октября 1969г. переименован в «Иркутский Комсомолец».

Бортовые номера: 663(1989).

Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Комсомолец Литвы.




Сторожевой корабль СКР-64 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 августа 1956г., и вступил в строй 31октября 1956г., и уже 12 ноября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1962г. был переименован в «Комсомолец Литвы». Бортовые номера: 642, 717, 752, 541. Списан: 1987г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-68.

Сторожевой корабль СКР-68 - Построен по проекту 50. Cпущен на воду 27 октября 1956г., и вступил в строй 23 марта 1957г., и уже 2 апреля 1957г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 30 октября 1960г. законсервирован, но 1 октября 1972г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 334, 541(1981), 500(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-70.



Сторожевой корабль СКР-70 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 19 февраля 1957г., и вступил в строй 20 июня 1957г., и уже 30 июня 1957г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 29 октября 1963г. перешел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), и 21 декабря 1965г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 901(1978), 906(1990). Списан: 1991г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Архангельский Комсомолец.

Сторожевой корабль СКР-76 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 декабря 1957г., и вступил в строй 15 июня 1958г., и уже 28 июня 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 25 декабря 1965г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), и 24 июня 1967г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 25 октября 1968г. переименован в «Архангельский Комсомолец» . Бортовые номера: 901(1985), 986(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Советский Дагестан.


Сторожевой корабль СКР-77 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 января 1958г., и вступил в строй 29 июня 1958г., и уже 9июля 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 1 октября 1959г. законсервирован и поставлен на отстой, а 14 июля 1961г. расконсервирован и вновь введен в строй. 28 февраля 1969г. перешел в состав Краснознаменного черноморского флота (КЧФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Европы из Кольского залива в Севастополь. В октябре 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 19 апреля 1979г. переименован в «Советский Дагестан» . 7 августа 1979г. перешел в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. 12 июля 1989г. передан морскому клубу «Арга» в г.Махачкале для использования в учебных целях. Бортовые номера: 439, 418(1979), 421(1987). Списан: 1989г.

Данный знак ошибка - подписи "МТ" -минный тральщик, не должно быть.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Росомаха.

Сторожевой корабль Росомаха - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 августа 1953г., и вступил встрой 30 апреля 1954г. и уже 17 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 30 ноября 1973г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 455(1961), 541, 552?, 639, 717(1978), 540(1984), 507(1984). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барс.

Сторожевой корабль Барс - Построен по проекту 50. Спущен на воду 25 июля 1953г. , и вступил в строй 30 июня 1954г., и уже 9 июня 1955г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Списан: 1990г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кугуар.

Сторожевой корабль Кугуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1953г, и вступил встрой 31 августа 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 24 марта 1958г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 4 марта 1988г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Балтийск возвращен в состав ДКБФ. Бортовые номера: 325, 587, 857(1968), 959(198). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барсук.

Сторожевой корабль Барсук - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 февраля 1954г., и вступил в строй 15 сентября 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 272(1956). Списан: 1980г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кобчик.

Сторожевой корабль Кобчик - Построен по проекту 50.Спущен на воду 2 ноября 1954г., и вступил в строй 31 мая 1955г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). В ноябре 1985г. продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри». Бортовые номера: 302, 639(1972), 647(1973), 712, 728(1983), 743(1985). Списан: 1986г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Волк.

Сторожевой корабль Волк - Построен по проекту 50. Спущен на воду 23 июля 1953г., и вступил в строй 31 октября 1954г., и уже 10 ноября 1954г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ). С 1 ноября 1970г. по 1 марта 1971г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1984г. учавствовал в учениях "Океан". Бортовые номера: 851(1979), 819(1979), 855(1980), 817(1985). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пантера.

Сторожевой корабль Пантера - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 августа 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 августа по 15 декабря 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 7 июля 1977г. был переименован в «Советский Туркменистан». 21 июня 1977г. перечислен в состав ККФ. Бортовые номера: 724, 403(1981). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ягуар.

Сторожевой корабль Ягуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 14 февраля 1953г., и вступил в строй 24 апреля 1954г., и уже 30 апреля 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 25.10.1968г. был переименован в «Комсомолец Грузии». В начале июня 1967г. и 1 октября 1970г. по 1 марта 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 897(1977). Списан: 1987г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Рысь.

Сторожевой корабль Рысь - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. включен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 декабря 1962г. законсервирован, но 18 января 1982г. расконсервирован и вновь введен в строй.

Бортовые номера: 838(05.1985). Списан: 1990г.


Сторожевой корабль "Разительный" был зачислен в списки кораблей ВМФ 05.06.1974 г. и 11.02.1975 г. заложен по пр.1135М на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде (заводской номер №161). Спущен на воду 01.07.1976 г., вступил в строй 31.12.1976 г. и 05.02.1977 г. после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь был включен в состав КЧФ.

Водоизмещение: 3200 т.

Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.

Скорость хода максимальная: 32,2 узла.

Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.

Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага

Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-100, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000.

Экипаж: 197 чел.

История корабля:

Сторожевой корабль пр.1135М

Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Пер­воначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.

Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.

В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".

Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр/мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным.

В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.

На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.

Сторожевой корабль "Разительный" был зачислен в списки кораблей ВМФ 05.06.1974 г. и 11.02.1975 г. заложен по пр.1135М на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде (заводской номер №161). Спущен на воду 01.07.1976 г., вступил в строй 31.12.1976 г. и 05.02.1977 г. после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь был включен в состав КЧФ.

В этот день 35 лет назад (1975) на БПК «Сторожевой» произошло антиправительственное выступление, возглавляемое замполитом корабля капитаном 3 ранга Валерием Михайловичем Саблиным.

Выступление быстро подавили (правда не обошлось без накладок и недоразумений), а сам Саблин по приговору военного трибунала был расстрелян.
Валерий Саблин — кадровый морской офицер в третьем поколении и среди политработников он был «белой вороной». Саблин в 1960 году закончил старейшее в стране Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе по специальности морского артиллериста и служил на кораблях 9 лет до звания капитан-лейтенанта.

В.М. Саблин - курсант ЛВВМУ им. Фрунзе

В 1969 году он поступил в Военно-политическую академию, которую с отличием окончил в 1973 году.


На основании долгих размышлений к Саблину пришло осознание порочности существующей власти, когда слова расходились с делом и привилегии существовали только для правительственно-партийной номенклатуры. Он разработал (утопическую) программу по переустройству советского общества (из 30 пунктов), чтобы на деле создать общество равноправия и политической свободы. С программой он собирался выступить перед общественностью и руководством СССР. Эта программа на суде явилась доказательством того, что Саблин «длительное время вынашивал замыслы, направленные на достижение враждебных советскому государству преступных целей: изменение государственного и общественного строя, замену правительства».

После академии Саблина направили замполитом на БПК «Сторожевой», в апреле 1975 года его наградили нововведенным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени.

День ВМФ, 1975г. БПК пр.1135 "Сторожевой". В первом ряду четвёртый слева, замполит корабля

капитан 3 ранга В.М. Саблин, рядом командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный

БПК “ Сторожевой “

Леонид Ильич Брежнев

БПК (Большой противолодочный корабль) «Сторожевой» был направлен из Североморска (Северный флот) в Балтийск, где с него был выгружен боезапас перед предстоящим докованием (ремонтом), но до этого корабль должен был принять участие в праздновании 7 ноября в Риге.

Сторожевой корабль пр. 1135 (шифр «Буревестник») спроектирован Северным ПКБ под руководством Н.П. Соболева. Работы над проектом корабля начались в 1964 г. Изначально он классифицировался как большой противолодочный корабль 2-го ранга и предназначался для обеспечения ПЛО корабельных соединений и поиска подводных лодок противника в морской зоне, где эффективность кораблей пр. 35 и пр. 159 была невелика. С 1979 г. пр. 1135 классифицировался как сторожевой корабль.

Схема наружного вида СКР пр. 1135:

I - охранительное устройство БОКА-Ду; 2 - ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 3 - ПУ НУРС СППП ПК-16; 4 - 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - АП РЛС СУАО «Турель»; 7 - АП СУО 4Р-33; 8 - АП радиопеленгатора АРП-50Р; 9 - АП РЛС «Ангара-А»; 10 - передающие антенны комплекса средств РЭБ «Старт»;

II - АП РЛС «Волга»; 12-АП РЛС КСУС «Мусон»; 13-45-мм прожектор; 14 - оптический перископический визир ходовой рубки; 15-ходовая рубка; 16-АП РЛС «Дон-2»; 17 - РБУ-6000; 18 - ПУ ПЛРК «Метель»; 19 - обтекатель антенны ГАС «Титан-2»; 20 - приемная антенна комплекса средств РЭБ «Старт»; 21 - ходовой мостик; 22 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 23 - грузовой катер; 24 - минные рельсы; 25 - шестивесельный ял.

Продольный разрез СКР пр. 1135:

1 - рабочее тело ГАС «Вега»; 2 - лебедка ПОУ (ПОУКБ-1) ГАС «Вега»; 3 - 76-мм АУ АК-726; 4 - подбашенное отделение 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - погреб ЗУР и устройство перезаряжания ПУ ЗРК «Оса-М»; 7 - кубрики личного состава; 8 - посты ЗРК «Оса-М»; 9 - дымоходы; 10 - АП РЛС СУАО «Турель»; ц АП РЛС СУО ЗРК «Оса-М»; 12 - посты РТВ и выгородки высокочастотных блоков; 13 - штормовой коридор; 14 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 15 - АП РЛС «Ангара- д»; 16 - АП РЛС «Волга»; 17 - АП РЛС КСУС «Мусон»; 18 - штурманская рубка; 19 - ходовая рубка; 20 - коридор офицерских кают (кают-компании); 21 - кают- компания; 22 - ГКП; 23 - РБУ-6000; 24 - отделения вентиляторов; 25 - ПУ ПЛРК «Метель»; 26 - посты КСУС «Мусон»; 27 - помещение агрегатов и приводов ПУ ПЛРК «Метель»; 28 - шпилевое отделение; 29 - кладовые различного назначения; 30 - форпик; 31 - цепной ящик; 32 - выгородка антенны ГАС «Титан-2»; 33 - посты гидроакустиков; 34 - цистерны пресной воды; 35 - погреб РГБ-60; 36 - топливные цистерны; 37 - отделение вспомогательных механизмов (энергоотсек) и помещение успокоителя качки; 38 - носовое МО; 39 - кабина дистанционного управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - румпельное отделение.

Пр. 1135-21 ед.

Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение, т:

Стандартное 2810 или 2960 или 3160 - полное 3200 или 3455 или 3550

Главные размерения, м:- длина наибольшая (по ВЛ) 123,0 (113,0) - ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 14,2 (13,2)

Осадка средняя 4,51 или 4,57

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 194 (22)

Автономность по запасам провизии, сут 30

Энергетическая установка:

Тип газотурбинная с совместной работой маршевых и форсажных ГТД

Количество х тип форсажных ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х ДК59 (36 000) или ДТ59 (45 400)

Количество х тип маршевых ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х М-62 (10 000) или ДС71 (18 000)

Количество гребных валов х тип движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт) 5 х ДГ (по 500)

Скорость хода, уз: - полная 30-32 - экономическая 14

Дальность плавания, мили:- ходом 14 уз 3950

Вооружение:

Противокорабельный ракетный комплекс:

Тип «Уран»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x4 (ТПК)

Боезапас 8 ПКР ЗМ-24

Противолодочный ракетный комплекс:

Тип «Метель» или «Раструб-Б»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (КТ-106У)

Боезапас 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

КСУС «Мусон» или «Мусон-У»

Зенитный ракетный комплекс:

Количество х тип 2 х «Оса-М» или «Оса-МА»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)

Боезапас 40 ЗУР 9М-ЗЗМ

Количество х тип СУО 2 х 4Р-33

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2 x 2 - 76/60 (АК-726)

Боезапас 1600 выстрелов

СУАО «Турель» (MP-105)

Противолодочное:

Количество ТА х труб (тип ТА) 2 x 4- 533-мм (ПТА-53-1135)

Боезапас 8 торпед 53-65К или СЭТ-65

КСУС «Дракон-1135»

Количество РВУ х стволов (тип РВУ) 2 х 12 - 213-мм (РБУ-6000)

Боезапас 96 РГБ-60

Радиоэлектронное:

ПОТО «Планшет-35»

РЛС общего обнаружения «Ангара-А» (МР-310А) или «Фрегат-МА»

Навигационные РЛС «Волга» (МР-310У) + «Дон-2»

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф»

Комплекс средств РЭБ «Старт» (МП-401)

КРС набор средств или «Буран-6»

Количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 4 х 16 - 82-мм (ПК-16) или 2 х 16 - 82-мм (ПК-16) + 8 х 10 - 122-мм (ПК-10)

ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Титан-2» (МГ-332)

ГАС с антенной в буксируемом обтекателе «Вега» (МГ-325)

ГАК «Звезда-М1»

Саблин принимает решение использовать радиотехнические средства корабля как трибуну для изложения своей программы. По его расчёту отсутствие боезапаса должно было свидетельствовать о мирных намерениях мятежников.
Выступление назначили на 8 ноября. В 21:40 экипаж был собран по большому сбору, командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный — изолирован.
Саблин (советский лейтенант Шмидт) рассказал экипажу план действий: «Сторожевой» пойдёт в Кронштадт, а затем в Ленинград, чтобы начать там революцию по исправлению многих ошибок, допущенных руководством страны.

Саблин был уверен, что выступление «Сторожевого» поддержат военные моряки в Кронштадте и Ленинградской военно-морской базе, а также у трудящиеся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин (добившись у правительства страны права выступить по телевидению) был намерен изложить свои взгляды и планы.

Примерно половина экипажа поддержала Саблина, несогласные же были заперты в нижних помещениях корабля. Однако офицер-механик Фирсов (нештатный секретарь комитета ВЛКСМ корабля) сумел перебраться на соседнюю подводную лодку и сообщить её командиру о бунте на БПК.
В полночь корабль вышел из устья Даугавы. На запрос пограничников о цели выхода, «Сторожевой» ответил ратьером (сигнальным прожектором): «Мы не изменники, идем в Кронштадт».

Выйдя в море, Саблин направил Главнокомандующему ВМФ СССР Горшкову шифровку: «Сторожевой» не изменял ни флагу Родины, ни ей самой, следует в Ленинград с целью добиться возможности выступить по телевидению с обращением к трудящимся Ленинграда и страны, а также приглашает на свободную территорию корабля членов правительства и ЦК партии для изложения им конкретной программы с требованиями справедливого социального переустройства общества”.

Сергей Георгиевич Горшков

Одновременно на многих частотах с корабля передавали открытым текстом: «Всем! Всем! Всем! На БПК «Сторожевой» поднято знамя грядущей коммунистической революции!».

мятежный “ Сторожевой “

Поднятый с постели Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приказал «остановить мятежников любой ценой и, в крайнем случае, потопить корабль». Командующий Балтийским флотом отправил на корабль радиограмму: «Из Ирбена вас не выпустим. При неподчинении — уничтожим!..»
Первыми эту команду получили пограничные корабли, сопровождавшие «Сторожевой». Они потребовали остановить корабль, грозя применением оружия. Используя наружную громкоговорящую связь, Саблин объяснил морякам-пограничникам свои намерения. Выслушав, они не стали применять оружие против безоружного корабля. Оружие применила авиация…
9 ноября около трех часов ночи 668-й бомбардировочный авиационный полк (оснащённый Як-28П), базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

аэродром Тукумс

Як-28П

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Двигатели

2 ТРДР-11АФ2-300

2 ТРДР-11АФ2-300

Тяга, кгс

Максимальная скорость, км/ч

на большой высоте

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

23-мм двухствольная пушка ГШ-23,
2 УР ⌠воздух-воздух■ К-8М-1 или К-13 или К-98, 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60)

23-мм двухствольная пушка ГШ-23, (боекомплект
90 снарядов) на четырех внешних узлах подвески могли размещаться УР ╚воздух-воздух╩ Стандартное вооружение ≈ по УР К-8М-1 или К-13 или К-98, и 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60).

В шифровке, полученной из Штаба воздушной армии говорилось, что в территориальные воды Советского Союза вторгся иностранный боевой корабль (эсминец УРО —управляемое ракетное оружие), который находится в Рижском заливе. Задача: полку быть готовым нанести по кораблю авиаудар с целью его уничтожения.

Для выполнения подобной задачи требовалось применять фугасные авиабомбы, желательно калибра 500 кг. А под самолеты по тревоге были подвешены авиабомбы первого боекомплекта — ОФАБ-250Ш (осколочно-фугасные калибра 250 кг).

Авиабомба имеет встроенное тормозное устройство парашютного типа. Бомбометание может осуществляться с самолетов с высот 150-500 м при скоростях полета 700-1500 км/ч с горизонтального полета, с пикирования и кабрирования, минимальный угол встречи авиабомбы с преградой при заданных режимах бомбометания 0=35 град.
Авиабомба ОФАБ-250Ш поступает в части снаряженной телескопическим взрывательным устройством ТВУ.
Основные данные авибомбы:
Длина авиабомбы - 1560 мм; Диаметр корпуса - 325 мм; Размах стабилизатора - 410 мм;
Масса окончательно снаряженной авиабомбы, подготовленной к подвеске - 275 кг;
Масса заряда ВВ (ТГ-20) - 99 кг;
Коэффициент наполнения - 28 %;
Критическая скорость снижения авиабомбы с парашютной системой - 50 м/с;
Площадь основного купола парашюта - 2 м2;
Длина удлинителя - 600 мм
Масса ТВУ - 3,3 кг
Время дальнего взведения ТВУ - 2,4-3,6 сек.
Длина штока-упредителя ТВУ (в выдвинутом положении) - 1,5 м.


ОФАБ-250Ш

Тяжёлые бомбы в полку имелись, но хранились складе в третьем боекомплекте (в заводской упаковке). А так как авиаудар по кораблю собирались выполнять условно, то бомбы третьего комплекта подвесили на самолеты условно, оставив уже имевшиеся. Лётчики получили приказ провести первое бомбометание не по кораблю, а впереди него по курсу.

Вот как описывает операцию генерал-майор в запасе Цымбалов: «Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Если бы бомбометание производилось на полигоне, то оно было бы оценено на «отлично» - точки падения бомб не вышли за отметку круга радиусом 80 метров. Но серия бомб легла не спереди по курсу корабля, а с недолетом по линии точно через его корпус. Штурмовые бомбы при соприкосновении штангами о воду взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс
Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски.»
Когда «Сторожевой» был обнаружен и атакован бомбардировщиком, Саблин сумел сманеврировать и уклониться от атаки. Самолёт получил команду на уничтожение корабля и вышел во вторую атаку. Саблин старался не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика не было нужных авиабомб, которые используются для этого способа бомбометания).

Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль. Другие бомбы серии легли с перелётом и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию.
В это время к району событий уже подлетал эшелон из 18 бомбардировщиков. Первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежников.

Атакованный корабль от бомб уклонился, но ответил огнём всех своих зенитных орудий. Стрелял корабль много, но мимо.

После бомбового удара решимость экипажа «Сторожевого» поддержать Саблина пропала.

Никакого вооруженного сопротивления со стороны экипажа "Сторожевого" спецназу оказано не было. Корабль отбуксировали на якорную стоянку у полуострова Сырве, южной оконечности острова Саарема, где был снят с борта и арестован весь экипаж "Сторожевого". Раненному и закованному в массивные наручники Саблину помогали сойти с борта корабля двое матросов, один из которых, обратившись к присутствующим, сказал: "Запомните его на всю жизнь. Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!" Произнесены эти слова были совсем негромко, но в той траурной тишине его голос прозвучал как заклинание.

Они выпустили запертого командира корабля Потульного, который так описал последующие события: «Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня.

А. Шеин

Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами — одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу — стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Кремлевские вожди расправились с организаторами мятежа с чудовищной жестокостью. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 13 июля 1976 года был приговорен к смертной казни - расстрелу.

Лаконичным было его последнее слово в суде. Он не просил о пощаде, не обещал своим трудом искупить вину. Вот его слова: "Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Всё".

Приговор обжалованию и опротестованию не подлежал. 3 августа 1976 года приговор был приведен в исполнение. Только спустя полгода о его смерти были извещены родные - когда уже не было в живых преждевременно скончавшегося отца, когда была прикована к постели смертельно больная мать.

В.М. Саблин с женой Ниной Михайловной и сыном

братья Саблины: Борис, Валерий, Николай

К восьми годам лишения свободы приговорили матроса Александра Шеина, полностью отбывшего свой срок. Не избежали репрессий многие офицеры Рижского военно-морского гарнизона, имевшие отношение (чаще всего косвенное) к описываемым событиям: они были досрочно уволены из состава ВМФ без выходных пособий и пенсий.

Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли.

мятежный корабль у берегов Камчатки

И для охраны морской границы . Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну , в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами , кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте , в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР - типа «Игл».

В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей - «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой (водоизмещение примерно 500 т, скорость 15 уз; вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение). Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; водоизмещение 580 т; размерения: 62×7,2×2,6 м; 2200 л.с; максимальная скорость - 17,2 уз; дальность плавания (экономической скоростью) - 3500 миль; вооружение: 1×102-мм, 2×45-мм, 1×37-мм, 2×12,7-мм, 2-бомбомёта; до 31-мины, экипаж- 61 чел.

В 1935 году, для обеспечения морской пограничной охраны НКВД СССР , Дальневосточного пограничного округа, были введены в строй СКР типа «Киров». Всего два корабля этого типа, по советскому заказу, были построены в Италии (заложены и спущены на воду в 1934 году; водоизмещение нормальное - 1025 т; размерения: 80×8,3×3,75 м; мощность ГЭУ - 4500 л.с; скорость - 18,5 уз; дальность плавания - 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых), в процессе службы, вооружение модернизировалось.

В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду - 24.04.1941 года.

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат » и «Корвет », которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.

После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат » или «Корвет », в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции - 28 единиц.

В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 - 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками , аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием , радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.

По состоянию на год, система классификации боевых кораблей ВМФ Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сторожевой (сторожевой корабль)
  • Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард»

Смотреть что такое "Сторожевой корабль" в других словарях:

    СТОРОЖЕВОЙ (корабль) - «СТОРОЖЕВОЙ», противолодочный корабль ВМФ СССР, на котором в 1975 году произошло антисоветское выступление капитана 3 го ранга В. М Саблина. 8 ноября 1975 в годовщину Октябрьской революции «Сторожевой», стоявший на рейде в рижском порту,… … Энциклопедический словарь

    Сторожевой корабль - боевой корабль, предназначенный для несения дозорной службы, охранения кораблей (судов) от атак подводных лодок, надводных кораблей, катеров и авиации противника на переходе морем в прибрежных районах и на открытых рейдах. Один из наиболее… … Морской словарь

    Сторожевой корабль - (СКР) надводный боевой корабль, предназначенный для охранения крупных кораблей и транспортов от атак подводных лодок, самолётов и катеров на переходе в море и при стоянках на открытых рейдах, несения дозорной службы на подходах к своему… … Большая советская энциклопедия

    СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ - боевой корабль для несения дозорной службы, охранения кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и самолётов противника. Водоизмещение 1,5 2 тыс.т. Вооружение: орудия калибра 76 127 мм, торпедные аппараты, реактивные бомбомётные… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Сторожевой (корабль) - … Википедия

    Сторожевой (сторожевой корабль) - «Сторожевой» Служба … Википедия

.
Сейчас их у нас всего пять . (в своё время было более 30 ), и так будет ещё как минимум год - пока не начнут вступать в строй первые "Адмиралы". Горстка сторожевиков, оставшихся после развала ВМФ СССР, славно послужила (и продол жает служить) Родине и достойна самого большого уважения, проявлением которого и является настоящая публикация. Сведения об СКР ЧФ по состоянию на 21.01 с. г. получены мной от пожелавшего остаться неназванным источника, близ кого к Черноморскому флоту, за что ещё раз выражаю ему свою признательность.


СКР "Неустрашимый" (фото из газеты БФ "Страж Балтики" с yaostrov.ru)


1. СКР " Неустрашимый " пр. 11540, б/н 712 ( БФ )

Корабль вернулся в Балтийск с 7-месячной боевой службы (212 суток) 17.10.2013 и сразу же пропал из поля зрения СМИ. Первая информация о том, что СКР находится в ремонте, появилась на одном из форумов 28.11, после чего там же было обозначено и место действия - Калининград. Официальные разъяснения от пресс-службы Минобороны последовали только два месяца спустя (24.01.2014), затем подключился местный новостной портал "Янтарный остров". В результате вырисовалась следующая картина.

"В настоящее время корабль стал в доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель- генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления" (ссылка 1 ).

"Новый 2014 год, а также день корабля (24.01 - А.Ш.) СКР "Неустрашимый" встретил у причальной стенки ПСЗ "Янтарь"... На данный момент на сторожевом корабле идёт подготовка к большому ремонту... Предполагается замена некоторых комплексов вооружений. Подобный по объёму ремонт на "Неустрашимом" не проводился с момента его постройки... Все работы планируется завершить . в августе 2015 года . . Спустя два месяца . корабль должен приступить к выполнению поставленных командованием Балтийского флота задач" (ссылка 2).

2. СКР " Ярослав Мудрый " пр. 11540, б/н 727 ( БФ )

Самый молодой российский боевой корабль дальней морской (и океанской) зоны - вступил в строй немногим более 4,5 лет назад (19.07.2009). С последней (крайней) боевой службы, продолжавшейся 6,5 месяцев (199 суток) вернулся 05.07.2013 и, показав шись 28.07 на параде по случаю Дня ВМФ в Балтийске, также как и "Неустрашимый", надолго скрылся от посторонних глаз. Четыре месяца спустя (22.11) неофициально засветился в СМИ, став объектом экскурсии студентов Прибалтийского судостроительного техникума на ПСЗ "Янтарь" (ссылка 3). Позднее, информация о том, что СКР находится в ремонте, подтвердилась на форумах, а неделю назад из публикации того же "Янтарного острова" стало известно, что "в настоящее время "Ярослав Мудрый" готовится к сдаче курсовых задач и выходу в море" (ссылка 4).

СКР "Ярослав Мудрый" у ремонтной (достроечной) набережной ПСЗ "Янтарь" (фото Эдуарда Молчанова, ИТАР-ТАСС)

4. СКР " Пытливый " пр. 1135М, б/н 808 ( ЧФ )

Один из двух оставшихся в строю некогда многочисленных СКР пр. 1135 (построено 32 единицы). Возраст - 32 года (30.11.1981). В январе 2013 г. на сайте Рособоронпоставки был объявлен тендер на ремонт обоих 1135-х по техническому состоянию с максимальной ценой контракта по 500 млн. руб. за каждый и сроком исполнения заказа в ноябре того же года. При этом известно, что 05.09 СКР ещё не был поставлен в завод, а 30.12 уже вышел оттуда.

Анонимный источник : "СКР "Пытливый" полностью не отремонтирован, только доведён до состояния безопасного выхода в море. В настоящий момент на корабле ведутся доделочные работы и подготовка к дальнему походу (очевидно, имелся в виду успешный выход на боевое дежурство 05-25.02 с целью обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи). И он, и "Ладный" испытывают большие проблемы с ГЭУ (дача самого полного невозможна в принципе) из-за сильного износа и отсутствия запчастей".


СКР "Пытливый" после ремонта, Севастополь, 04.01.2014 (фото Erne с forums.airbase.ru)

3. СКР " Ладный " пр. 1135, б/н 801 ( ЧФ )

В отличие от "Пытливого" относится к базовой модификации с двумя двухорудийными 76-мм АУ АК-726. Возраст - 33 года (29.12.1980). Известно, что 26.06 СКР находился в ремонте, который, однако, далёк от завершения. Источник : "СКР "Ладный" пробудет в ремонте до конца текущего года. Осень (октябрь-ноябрь) - это оптимистичный срок, в который слабо верится. Фактически, приведение в мореходное состояние одновременно обоих черноморских "Буревестников" (шифр пр. 1135 - А.Ш.) практически нереально".


СКР "Ладный" ("не в заводе, но в ремонте"), Севастополь, Угольная пристань, 14.10.2013 (фото Петр. Ш с forums.airbase.ru)

5. СКР " Сметливый " пр. 61/01090, б/н 810 ( ЧФ )

Самый старый боевой корабль отечественного ВМФ - относится к первому (! ) поколению БНК, возраст - 44 года (25.09.1969). 08.02 вернулся в Севастополь после 5-месячной (149 суток) БС в Средиземном море.

Источник : "СКР "Сметливый" по корпусу и ГЭУ в отличном (для своих лет) состоянии. Никаких проблем, которые потребовали бы заводского ремонта на корабле в настоящий момент не имеется, последние несколько лет все исправлялось силами экипажа. " Саморемонтирующийся корабль " (с). Ожидаемый срок службы - до 2017 года" (конец цитаты). Есть сведения, что на текущий год запланировано два выхода на БС (Пытливый808, forums.airbase.ru).


Возвращение СКР "Сметливый" в Севастополь после БС в Средиземном море, 08.02.2013 (фото Erne с forums.airbase.ru)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png