Религиозное чтение: молитва перед иконой умиление серафимо дивеевская в помощь нашим читателям.

Речь в статье пойдет об иконе Божией Матери Умиление, о чем молятся перед ней верующие и какое уникальное значение для всего мира она имеет. На ней изображена Дева сразу после Благой Вести, когда архангел Гавриил явился к ней и сообщил, что она станет Матерью Бога. Этот момент запечатлел начало Боговоплощения, отсюда начинается исполнение обещания о спасении всего человечества. Господь уже пришел на землю, чтобы явить свою любовь и искупить грехи мира.

«Умиление» – не просто икона, это свидетельство. О вечной жизни, о всепрощении. Образ предвозвещает крестную смерть во имя бесконечной любви.

Описание иконы Умиление: виды

В этой статье вы узнаете о Серафимо-Дивеевской иконе Умиление. Но помимо самой известной «Радости Всех Радостей», существует целый иконографический тип икон под общим названием «Умиление». Познакомимся с ними кратко.

Иконы «Умиление» (Елеуса) – одни из основных типов изображения Божией Матери. Есть множество традиционных икон, основной отличительной чертой которых является письмо Богородицы со Христом на руках, где они прижимаются друг ко другу щеками. Что и есть иконографический тип Умиления в традиционном варианте. Этот символ означает отсутствие расстояния между Богом Сыном и Его Матерью и бесконечную любовь между ними. Прославленные иконы Божией Матери этого типа следующие:

  • некоторые другие.

Также существует и менее известные иконографические разновидности Умиления, как например «Взыграние Младенца», которая относится к типу Елеусы также.

Но наибольшая известность и почитание принадлежит Дивеевской иконе «Умиление», перед которой молился преп. Серафим Саровский. Он ее называл «Радость Всех Радостей» и исцелял перед ней больных. Божия Матерь неоднократно являлась святому сама, исцеляла его от смертельной болезни, «сей Рода нашего» - говорила о нем. Батюшка Серафим оставил эту икону после себя как Попечительницу Дивеевского монастыря. Икона прославилась множеством чудотворений.

Оригинал ее чудом сохранился до настоящего времени. Святыня хранится в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери, рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Существует традиция один день в году – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – приносить Серафимо-Дивеевскую икону Умиление Божией Матери на поклонение всем верующим. Богослужение с образом проходит в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Традиционно, в этот день читают акафист Пресвятой Богородице. Праздник отмечается в субботу пятой недели Великого поста.

Серафимо-Дивеевская икона Божьей Матери Умиление: значение

Серафимово Умиление - одно из самых трогательных изображений Пресвятой Богородицы. Здесь она изображена как бы одна, но памятуя, чему посвящено событие, мы знаем, что это не так. Сын незримо присутствует и отражается в ее лице божественными чертами - кротостью, целомудрием, тихим светом.

Сложно даже догадаться, что в этот момент чувствовала Божия Матерь: на иконе мы видим ее опущенный взор. Крестообразно сложенные руки на груди символизируют невыразимую Тайну, предвозвещают крестную жертву. Глава - в умиленном полунаклоне. Изображение слов вокруг венца: «радуйся, Невеста Неневестная».

Несколько выразительнейших штрихов изобразил неизвестный иконописец на полотне. И штрихи эти прекрасно передали суть: перед нами Божия Матерь в свой самый волнительный момент, сразу после Благовещения. Скоро пойдет она к Елизавете, и двоюродная сестра скажет ей слова, которые станут гимном к Божией Матери: «Богородице дево, радуйся. ». И Дева ответит: «Величит душа моя Господа…», - эту Песнь ей мы поем до сего дня. Кульминация события. Человечество дозрело до принятия Сына Божия, и вот, Он с нами.

Чудотворения Иконы Божьей Матери Умиление

Беря свое начало из рук преп. Серафима этот образ вот уже несколько веков радует нас своей помощью. Чудотворения продолжаются и сегодня. Известна современная икона Божией Матери «Серафимово Умиление», названная Локотской, по месту обретения в п. Локоть, Брянской области. Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Есть многочисленные свидетельства, что перед образом исцеляются телесные и душевные болезни. Появилась она тоже чудесно. Одна женщина увидела на прилавке в магазине бумажный календарь Богородицы, лежащий в небрежении. Оказалось, что календарь просрочен и продаже не подлежит. Опасаясь за судьбу, которой может подвергнуться святой Лик, женщина взяла образ домой. Со временем он начал мироточить, потом произошли чудеса и исцеления. Следом, в доме женщины замироточили все иконы. На бумажной иконе «Умиление» образовался еще один Лик, с другой стороны. Икону можно найти и сегодня. Ее хранительница, Наталья Шишкова, уже более 10 лет принимает у себя паломников.

По ее словам, молитва перед иконой Божией Матери Умиление помогает исцелять тяжелые болезни и справляться с жизненными трудностями.

Икона Божьей Матери Умиление: в чем помогает и о чем молятся верующие?

Серафимово Умиление – воплощение чистоты и сдержанной радости. Один из наиболее возвышенных образов Богородицы. В народе икона почитается верной помощницей в выборе достойного жениха и учительницей целомудрия для девиц. Считается, что икона Божией Матери Умиление помогает юным девушкам в выборе своего пути, о чем они молятся перед ней, а также о хорошем браке, зачатии, благополучных родах. Можно просить о даровании благородного нрава и чистой жизни для неокрепших девических сердец.

Икона непростая. Первообраз оказался у Серафима Саровского: как, когда, откуда эта икона – мы ничего не знаем. Известно лишь, что преподобный всегда горячо молился перед ней, благословлял ею своих духовных детей, перед этой иконой происходили чудеса и исцеления. И как кульминация, после молитвенного стояния перед ней на камне в течение 300 дней, батюшка Серафим предал свою душу Богу.

Икона Божией Матери Умиление: молитва и тропарь

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся причастия святаго Тела Его и пречистыя Кровей Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4-й

К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Мы видим, что икона Умиление Божией Матери не утратила свое значение до сих пор. И, наверное, вряд ли утратит. О чем молятся перед ней? Кто нам так поможет, кто нас так утешит, как не Царица Небесная? С материнской нежностью до последнего нашего дня будет она заботиться обо всех, кто ее помощь не отвергает. Будем молиться ей о благоразумии, высокой нравственности. Пусть не оставит она нас в испытаниях и пусть не забудем мы о Ней в благоденствии.

Читайте также

Добавить комментарий Отменить ответ

Подписывайтесь на страницу ВКонтакте

Вступайте в группу в Одноклассниках

Христианство © 2017 Все права защищены. При использовании материалов обратная ссылка на сайт обязательна.

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции – «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца – Спасителя – на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных – на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения – приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Молитва Серафимо-Дивеевской иконе Божией Матери Умиление

Чтением молитвы иконе Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская православные христиане оказывают почтение Божией Матери, извечной Заступнице всех страждущих. Этот чудотворный образ прославился не только чудотворениями, происходившими возле него, но и тем, что много лет являлся любимой иконой преподобного Серафима Саровского. Жизнеописание старца гласит, что освященным маслом из горящей перед иконой Умиление лампады преподобный Серафим с молитвой помазывал болящих, после чего они получали облегчение своих страданий либо полное исцеление. В связи с этим читать молитву Умиление Пресвятой Богородицы принято при различных душевных и телесных заболеваниях.

Текст акафиста Божией Матери Серафимо-Дивеевская спасает от скорбей

Православный акафист Умиление был написан уже после смерти преподобного Серафима, и описывает степень высочайшего почитания, оказываемого святым чудотворному образу Пречистой Девы. На этой иконе Богородицы изображена без Младенца. Руки Ее сложены на груди в смиренной молитве, голова покрыта свободно свисающим омофором, а глаза опущены вниз.

Происхождение Серафимо-Дивеевской иконы Божьей Матери, молитва которой воспевает не только Богородицу, но и великого святого земли русской, неизвестно – вероятно, в монастырь ее принес сам преподобный. На протяжении всей его жизни это была его келейная икона, и каждый входящий к нему непременно крестился и кланялся Владычице, прежде чем приступить к беседе с батюшкой.

Акафист Пресвятой Богородице Умиление помогает женщинам, мечтающим о ребенке

Однако по-настоящему образ умиление Пресвятой Богородицы прославился после смерти преподобного Серафима.

Православный акафист Серафимо-Дивеевской Божией Матери повествует о том, как однажды утром великий подвижник был найден мертвым на коленях перед этой иконой – до последнего своего вздоха батюшка молился Пречистой Деве, испрашивая у Нее прощения грехов и спасения для своих духовных чад. Икона Умиление считается женской – перед ней молятся как о сохранении чистоты и целомудрия, так и о счастливом замужестве, известно также, что молитва перед любимой иконой Серафима Саровского помогает излечиться от бесплодия. Читать акафист Умиление можно в любое время, а празднование ее совершается 10 августа.

Читать текст православной молитвы Божией Матери перед иконой Серафимо-Дивеевской Умиление

О Пресвятая Дево Богородице, Христа Царя и Бога нашего Мати, умиления сокровище и милости источниче, душеспасительных даров подательнице и скорбящих душ благодатная утешительнице! К Тебе с любовию припадаем и пред святою иконою Твоею молимся: умоли, Владычице, возлюбленнаго Сына Твоего Христа Бога нашего помиловати и спасти нас, погибающих во гресех, вдохни в души наша покаяние искреннее и умиление богоугодное. Слезами очистительными омый нас от скверны греховныя и яви чисты и непорочны рабы Христовы. Вся благопотребная житию временному и вечному спасению нашему милостивно, Госпоже, нам даруй. Мир умири, святую обитель сию добре сохрани, безмятежие и изобилие плодов земных нам низпосли и на кончине живота нашего не лиши нас Матерняго Твоего заступления и помощи, да предстательством Твоим безбедно прейдем мытарства воздушная и сподобимся унаследовати Царство Небесное. Ей, Царице всеблагая, всех радостей Радосте и всего мира христианскаго утешение, помози нам ныне и тогда, егда наипаче помощи Твоея святыя востребуем, и спаси нас Матерними Твоими молитвами ко Христу Богу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Христианский текст акафиста Пресвятой богородице перед ее иконой Умиление

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, умиленно молящейся за ны ко Господу и образ Умиления Своего нам даровавшей милостиво, похвальное пение и моление приносим Ти, Богородице; Ты же, яко всемилостивая наша заступница и всеблагая помощница, от всяких бед нас избави, да зовем Ти:

Ангел земный и человек небесный, праведный старец Серафим икону Твою святую, Богородице Дево, яко драгоценное сокровище стяжа в своей келии, пред нею усердныя молитвы Тебе принося, Всепетая, во вся дни подвижническаго жития своего, благоумиленно «Радость всех радостей» Тя именуя и сице Тебе взывая:

Радуйся, обрадовавшая падшее человечество всесвятым Твоим рождеством; радуйся, Спасителя миру нетленно рождшая и девство сохраншая предивно.

Радуйся, Мати Дево преблагословенная; радуйся, Богородице препрославленная.

Радуйся, палато Бога Слова прекрасная; радуйся, светоносная ложнице Царя царей.

Радуйся, пророческих глаголов сбытие принесшая; радуйся, апостольския проповеди основание непоколебимое.

Радуйся, преподобных похвало и дев величание; радуйся, человеческаго рода возвышение.

Радуйся, утешение скорбящим; радуйся, исцеление болящим.

Видев себе болезнию зельною одержима блаженный Серафим, усердно моляше Тя, Богородице Дево, о помощи и исцелении, и се абие предстала еси ему во свете небеснем со апостолы Петром и Иоанном Богословом и, рекши: «Сей от рода нашего есть», исцеление скоро ему даровала еси.

Разумев свое исцеление, Твоим посещением благодатным совершившееся, блаженный Серафим немолчно проповедаше, Богородице, Твою великую к нему милость, икону же Твою святую неземными руками изображенную и дивно свыше ему дарованную, благоговейно почиташе и сию благодати причастною именоваше, ейже и мы ныне поклоняющеся, сице Тебе зовем:

Радуйся, обрадовавшая избранника Божия Твоим посещением; радуйся, в недузе ему исцеление подавшая скоропредстательно.

Радуйся, присным Своего рода милостивно его нарекшая; радуйся, откровении божественными его просветившая.

Радуйся, в течение жизни его святыя многократно ему являвшаяся; радуйся, на подвиги поста и молитвы невидимо его укрепившая.

Радуйся, в пустынножитии и затворе сладкая его собеседнице; радуйся, от враг видимых и невидимых державная его заступнице.

Радуйся, и нам грешным являющая от иконы Твоея многия милости и щедроты; радуйся, и нас недостойных не лишающая Твоих благодеяний благодатных.

Радуйся, яко недуги наша врачуеши безмездно; радуйся, яко печали наша утоляеши радостотворно.

Радуйся, Владычице, Радосте всех радостей, Умиление и спасение душ наших.

Сила Божия действоваше чрез святую икону Твою, Умиление именуемую, Богородице пречистая, егда сия в келии преподобнаго Серафима исцеления верным источаше, иже прихождаху отвсюду к праведнику Божию и по вере своей, его святыми молитвами, получаху от Тебе многия дары благодатныя, благодарно поюще Богу: Аллилуиа.

Имуще веру и любовь к Тебе, Богородице, преподобный Серафим по Бозе всю надежду на Тя полагаше, икону же Твою святую благоговейно почиташе, свещи и елей пред нею возжигая и тепле моляся Тебе, да будеши ему помощница во спасение. О сем и мы Тя молим, Преблагая, и со усердием поем:

Радуйся, свеще всемирная, мрак языческий просветившая светом Христовым; радуйся, стамно всезлатая, в нейже уготовася Хлеб небесный, от Негоже вкушающии ктому не умирают.

Радуйся, деннице Солнца правды; радуйся, заре невечерняя безсмертныя Жизни.

Радуйся, падшаго человеческаго естества обновление; радуйся, древния вражды разрушение.

Радуйся, радосте, святых созерцание; радуйся, сладосте, усладившая сладость духовную.

Радуйся, облаче, росу спасительную источивый; радуйся, алавастре, мира божественнаго полный.

Радуйся, окаменелых сердец умягчение; радуйся, веры и благочестия возращение.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Бури греховныя избежати и в тихое пристанище покаяния приити помози нам, пречистая Дево, Искупителя и Спасителя душ наших рождшая и Матернее дерзновение к Нему имущая, простри к Нему богоноснеи Твои руце и умоли Его благость вся ны помиловати и спасти, да благодарне поем Ему о Тебе славословия песнь: Аллилуиа.

Слышавше о премногих чудесех Твоих, Богородице Дево, от иконы Твоея святыя являемых верным, радуемся и мы, грешнии, яко даровала еси нам таковый благодатный залог Твоего к нам благоволения, Всеблагая, и от радостных и благодарных устен сицевое приноним Ти пение:

Радуйся, обитель дев в Матерний Твой покров милостиво приемшая; радуйся, обитель малую и убогую распространившая и духовно обогатившая.

Радуйся, обетование Твое, преподобному Серафиму о ней изреченное, верно исполнившая; радуйся, иконою Твоею в ней пребывати изволившая.

Радуйся, надеждо наша пресвятая; радуйся, Мати наша преблагая.

Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, вдов и сирот попечительнице благомилостивая.

Радуйся, заступление наше от врагов невидимых; радуйся, помощнице наша в нечаянных бедах.

Радуйся, стено, ограждающая нас от греховных соблазнов мира; радуйся, покрове, не крыющийся от нашего притекания.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Боготечная звезда, святая икона Твоя, Богородице Дево, лучи Божия благодати невидимо испущает и души верных озаряет; сию и мы с верою и благоговением лобызающе, в скорбех утешение, в болезнех врачевство безмездное от Тебе, Владычице, приемлем и, славословяще многопетое и преблагословенное имя Твое, радостно поем Богу: Аллилуиа.

Видев праведный старец Серафим в преславный день Благовещения Твоего, Богородице, Тя пришедшую к нему в смиренную его келию со ангелы, Предтечею, Богословом и ликом святых дев, радости премирныя исполнися, и сияше лице его старческою красотою небесною, Ты же, славою Твоею божественною его озаряющи, милостиво беседовала еси с ним, яко с другом присным, обетовании благими обвеселяющи душу его и сими подвизающи нас вопити Тебе:

Радуйся, обрадованная Приснодево; радуйся, Невесто Неневестная.

Радуйся, Царице горних и дольних; радуйся, предводительнице девственных ликостояний.

Радуйся, от небесных высот посещающая земнородных; радуйся, являющая лице Твое пречистое избранником Божиим.

Радуйся, лики святых спутешествующия Тебе имевшая; радуйся, собор святых дев с Собою приведшая.

Радуйся, деве смиренней и трепещущей явления Твоего славу Твою показавшая; радуйся, беседы божественныя ея удостоившая.

Радуйся, преподобнаго Серафима посещением Твоим облагодатствовавшая; радуйся, с ним и вся ны духовно обвеселившая.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Проповедуемо и везде похваляемо есть от верных посещение Твое, Мати Божия, егоже сподобила еси преподобнаго Серафима в день преславнаго Твоего Благовещения; сие посещение Твое всеблагое и мы днесь благоговейно воспоминающе, благодарственныя песни Тебе приносим, Пречистая, и хвалебно восклицаем Сыну и Богу Твоему: Аллилуиа.

Возсия сияние славы небесныя в смиренней келии праведнаго старца, егда от горних высот пришла еси, Богородице, с ликом святых его посетити, егоже не терпящи зрети дева, сотаинница божественнаго видения, ниц паде на землю, но милостивно ту воздвигла еси, Владычице, и премилостивыя глаголы Твоя ей прорекла еси. Таковому благоснисхождению Твоему дивящеся, с любовию и благоговением Тебе вопием:

Радуйся, Дево всеблагая, девство похвалившая деве земной; радуйся, венец Царствия Небеснаго ей и девам обещавшая за верность Жениху Христу.

Радуйся, Ангелы чтимая и певаемая от Херувим; радуйся, Архангелы окружаемая и прославляемая от Серафим.

Радуйся, Предтечу, Богослова и лик святых дев с Тобою в явлении чудесно ему показавшая; радуйся, сие явление Твое обетовании благими избраннику Божию заключившая.

Радуйся, сбытием обетований Твоих истину явления Твоего засвидетельствовавшая; радуйся, наша похвало и утверждение.

Радуйся, обителей иноческих милостивое попечение и призрение; радуйся, Церкве Христовой божественная лепота.

Радуйся, постников и преподобных тайное утешение; радуйся, христианскаго рода непостыдное упование.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Хотящим нам, Владычице, лобызати святую всечестную чудотворную икону Твою, не возбрани нам сие грехов ради наших, но, яко многоблагоутробная Мати милостиваго Бога, не возгнушайся наших нечистых устен, но приими нас милостиво, припадающих к Тебе с любовию, дары благодатныя щедро нам подавающи от многочудеснаго Твоего образа, да зовем со умилением Триединому Богу: Аллилуиа.

Дивно и свято скончатися благоволила еси, Владычице, избраннику Твоему, блаженному Серафиму; той бо коленопреклоненный на молитве пред иконою Твоею святою предаде праведную душу свою в руце Божии и отъиде от земли на горняя созерцати славу Твою небесную и выну зрети Тя, Царице ангелов, Юже и мы земнии немолчно ублажаем и поем Ти радостно:

Радуйся, мира горняго первейшее украшение; радуйся, мира дольняго всекрепкое ограждение.

Радуйся, от небеснаго всесветлаго Твоего жилища приникающая к земнородным; радуйся, от обителей горних снисходящая во юдоль нашу многоскорбную и многогреховную.

Радуйся, отирающая слезы от очес плачущих и печальных; радуйся, вливающая отраду и утешение в сердца огорченная.

Радуйся, вдовиц неимущих некрадомое богатство; радуйся, безматерних сирот призрение и покрове.

Радуйся, иноков помощнице всеизрядная; радуйся, инокинь предстательнице всесвятая.

Радуйся, целомудрия христианскаго начало и основание; радуйся, девства пречудная красото.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Странно есть видети икону святую, Богородице Дево, на плате написанную руками неземными, силою бо Божиею благодати преисполняется и дивная чудеса совершает благоволением Твоим, Всеблагая; сию и мы стяжавше во утешение и цельбу, благодарственно Тя славим, Владычице пречистая, и поем рождшемуся от Тебе Богу Слову ангельскую песнь: Аллилуиа.

Вся добрая и полезная даруеши нам, Богородице, от всечестнаго и многочудеснаго Твоего образа, умиляеши души наша и врачуеши болезни наша, яко воистину многоблагоутробная Мати чад Твоих о Христе Бозе, темже по долгу блажима еси от нас благохвалении таковыми:

Радуйся, от востока и запада славимая и превозносимая; радуйся, от всех христианских родов певаемая и блажимая.

Радуйся, душеполезных даров подательнице независтная; радуйся, душевных и телесных недугов целительнице благодатная.

Радуйся, безнадежных надеждо; радуйся, огорченных отрадо.

Радуйся, гонимых прибежище; радуйся, верных крепкое заступление.

Радуйся, неверных обращение; радуйся, чудесы Твоими всех удивляющая.

Радуйся, верных и неверных посещающая; радуйся, преискренне спасения всем хотящая.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Вси роди христианстии именуют Тя, Владычице, помощницу изрядную: якоже обетовала еси при всечестнем Твоем успении не оставити нас сирых и безпомощных, тако и доднесь сие обетование всеблагое исполняеши в Церкви Христовой на земли, Богородице Дево, ущедряющи и спасающи люди, верно Тя славящия и православно поющия: Аллилуиа.

Витийство человеческое изнемогает изрещи обилие щедрот и милостей Твоих, Мати Божия, славити же Тя по достоянию изумевают сами уми безплотнии, обаче, Благая сущи, не возгнушайся и наших недовлеющих похвал, имиже, любовию к Тебе подвизаемии, дерзаем воспевати Тя сице:

Радуйся, луно полная, нощь грехов наших просвещающая; радуйся, кротким сиянием Твоим мглу страстей наших разгоняющая.

Радуйся, путеводительнице заблуждших; радуйся, вразумительнице буиих.

Радуйся, юных наставнице целомудрия; радуйся, покрове и ограждение девства.

Радуйся, обитель дев устроившая пречудно; радуйся, явльшая ей благоволение образом Твоим всечестным.

Радуйся, уповающим на Тя благий конец дарующая; радуйся, любящия и чтущия Тя не посрамляющая.

Радуйся, едина добрая и благословенная в женах; радуйся, едина чистая и непорочная Приснодево.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Спасителю Богу плоть взаимодавшая, истинная и Пречистая Мати Божия, очисти нас, оскверненных грехи многими, иссопом молитв Твоих святых, в чистоте и целомудрии утверди и сподоби благоугодно и праведно препроводити житие сие земное, да, благоугодивше Христу Богу, унаследуем Царствие Его Небесное и со святыми воспоем Ему победную песнь: Аллилуиа.

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем душам христианским, уневестившимся Христу Богу, яже в треволнении страстей обретают всегда крепкую Твою помощь. Молим Тя, Всеблагая, не попусти и нам грешным погибнути во блате страстей, но простри нам державную десницу Твою и возстави нас на покаяние и целомудренное житие, да благодарственно зовем:

Радуйся, пристанище тихое пловцем житейскаго моря; радуйся, прибежище благоотишное утомленных бурею страстей.

Радуйся, споручнице покаяния грешным; радуйся, кающихся с Богом примирение.

Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, всежелательное и всесладкое святым утешение.

Радуйся, горних воинств ангельских удивление; радуйся, мученических светлых полков непрестающее величание.

Радуйся, праведных жен всевеселящее радование; радуйся, дев святых венче.

Радуйся, преподобных многопетая славо; радуйся, верных известное упование.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Пение хвалебное приносят Ти, Богородице, дев лицы, осеняемии святою и многочудесною иконою Твоею, яко невидимыми руками в трапезу к ним дивно принесеся по обетованию и молитвам преподобнаго старца Серафима, скончавшагося пред сею иконою Твоею, Пречистая, и вручившаго сию обитель державному Твоему заступлению, о немже радующеся, поют Богу: Аллилуиа.

Светлыми лучами чудес Твоих, Богомати Владычице, озаряеши мрачныя наша души посреде суеверия и неверия наших дней и вся ны приводиши исповедати Твое всемогущество и силу, зрим бо икону Твою, Всеблагая, источающую нам милости Твоя и щедроты, и, припадающе к ней, сице Тебе вопием:

Радуйся, Православия утверждение; радуйся, веры Христовы распространение.

Радуйся, ересей и расколов посрамление; радуйся, неверия искоренение.

Радуйся, чудесы Твоими верныя утешающая; радуйся, милосердием Твоим и грешныя не оставляющая.

Радуйся, в час кончины уповающим на Тя помогающая; радуйся любящим Тя любовию святою воздающая.

Радуйся, в скорбех и бедах на помощь ускоряющая; радуйся, болезни неисцельныя врачующая.

Радуйся, скоропослушливая к молитвам смиренным; радуйся, прошения благая предваряющая исполнением.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

Благодати Божия сокровище духовное икона Твоя, Богородице Дево, облагодати обитель дев, избранником Твоим преподобным Серафимом собранную и окормленную добре; сию икону Твою, яко залог благоволения Твоего, дивно стяжавше, славим и величаем Тя, Владычице всемилостивая, и рабски вопием всех Творцу: Аллилуиа.

Поюще милосердие Твое неисчетное и многая Твоя чудеса, Дево всепетая, радуемся мы грешнии, зряще на иконе лик Твой святый, умиления преисполненный, иже и в наши души умиление вливает и к молитвам усердным привлекает, да сице Тебе взываем:

Радуйся, Ниво неоранная, Клас спасительный человеком израстившая; радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог.

Радуйся, горо несекомая, усыренная Духом Святым; радуйся, скиние, селение Всевышняго.

Радуйся святая святых большая; радуйся, пеще таинственная, Угль Божества неопально приемшая.

Радуйся, хладная сердца наша любовию ко Господу воспламеняющая; радуйся, нечистоту душ наших очищающая.

Радуйся, на подвиги духовныя невидимо нас укрепляющая; радуйся, леность и уныние от нас прогоняющая.

Радуйся, исполнити веления Христова нам помогающая; радуйся, душевредныя навыки в нас искореняющая.

Радуйся, Владычице, радосте всех радостей, умиление и спасение душ наших.

О всепетая Мати! О Царице всемилостивая, Богородице преблагая, умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, избавити нас геенны огненныя и сподобити спасаемых части, да со избранными воспоем Ему во веки: Аллилуиа.

/Этот кондак читается три раза, затем 1-й икос и 1-й кондак /

Тропарь Божией Матери перед иконой Серафимо-Дивеевской Умиление

К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благодатная, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.

Величание иконе Серафимо-Дивеевской Умиление

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной святыней. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в день основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.

«Радость всех радостей»

Величайший подвижник земли русской Серафим Саровский, который за свою жизнь двенадцать раз удостаивался явления к нему Божией Матери, имел в своей убогой келье только одно сокровище - один из образов иконы «Умиление». Она сопровождала его на протяжении всего периода подвижнической жизни, полной служения и самоотречения. Перед Ее образом он молил о защите земли русской, о спасении русского народа: ”Владычица наша, Пресвятая Богородица, спаси нас”. Тысячу дней, стоя на камне, Серафим Саровский возносил молитвы Божией Матери. И в период его подвигов: столпничества, затворничества, молчальничества, лик Богородицы умилял и восхищал его душу. Святой называл ее “Радость всех радостей”.

Перед этим чудесным образом Божьей Матери, стоя на коленях в молитве, наполненный Ее любовью, Серафим Саровский и ушел с земли, объятый чудным светом Ее благости. После ухода святого старца настоятель отец Нифонт отдал чудесную икону сестрам Дивеевской Серафимовской обители, где она стала Верховной игуменьей монастыря. Настоятельницы монастыря назывались наместницами Верховной игуменьи.
Из жития прп. Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку.

При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту».

Множество чудес по молитвам преподобного совершалось перед этой иконой. Скончался преподобный Серафим стоя на коленях пред иконой Божией Матери «Умиление». Его нашли в своей келье в обычном белом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на коленях с крестообразно сложенными руками.

«Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной»

Вскоре после его смерти образ, «написанный на полотне, натянутом на кипарисную доску», был перенесен в Дивеевскую обитель. Он являлся главной святыней монастыря, а впоследствии - местночтимой иконой Нижегородской епархии. В честь нее собирались освятить дивеевский собор, но по особенному изволению Божию главный престол был посвящен Пресвятой Троице, а правый придел - иконе Богородицы «Умиление».
До революции икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская находилась в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см. Иконография иконы восходит к Виленской-Остробрамской иконе Божией Матери.

Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной. После смерти преподобного Серафима Саровского выполняя его завещание настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена Государем Николаем II при прославлении Преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В 1903 г. икона «Умиление» приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игуменья Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
«Почти двадцать лет протоиерей Виктор Шиповальников был хранителем дивеевских святынь, - писал Святейший Патриарх Алексий в поминальном слове об отце Викторе. -Среди них была и икона Божией Матери «Умиление». Ныне эта икона пребывает в домовом храме нашей Патриаршей резиденции и ежегодно, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, выносится на всеобщее поклонение в Богоявленский Патриарший собор. Остальные святыни переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю».

Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, - эта драгоценнейшая святыня – находится в Патриаршем домовом храме у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как и при Святейшем Патриархе Алексии, раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Чудотворный образ «Умиление» хранится в Новгороде

В Новгороде, в Троицкой церкви, находится благодатная икона Божией Матери, известная под названием “Умиление”. В 1337 г. эта икона ознаменована следующим чудом: в полдень 8 июля церковный сторож услышал шум в церкви и поспешил войти в нее. С ужасом он увидел, что находившаяся над северными дверями икона Божией Матери, поднятая со своего места невидимою силою, стояла в воздухе и слезы капали с очей Богоматери. Тот час уведомили архиепископа Алексия, и он немедленно, в сопровождении всего духовенства, крестного хода и множества народа прибыл на место чуда. Икона была поставлена архиепископом в особо устроенном киоте и тогда же в память этого чуда установлено праздновать иконе “Умиление” 8 июля.

Рукописная церковная летопись упоминает еще о других чудесах, бывших от этой иконы. В 1337 г. в Новгороде открылось моровое поветрие. Народ обращался к Царице Небесной перед ее чудотворной иконой и поветрие прекратилось. В благодарность за чудесное покровительство Божией Матери архиепископ Василий в 1352 г. установил ежегодно совершать крестный ход из Софийского собора в Троицкую церковь.

Приемник его, Алексий, был свидетелем нового чуда от иконы “Умиление”: летом 1366 г. Троицкая церковь загорелась, пламя охватило всю церковь, но чудотворная икона Божией Матери явилась стоящею на воздухе над пылающею церковью. Весь народ видел это чудо, и архиепископ Алексий прибыл туда с крестным ходом. Во время молебствия икона с высоты сошла на руки епископа, и пожар прекратился, а на иконе остался след от него: задняя часть доски обгорела на половину аршина.

Великий князь Иоанн третий взял в 1497 г. эту икону в Москву, где она находилась до 1508 г. и потом была возвращена в Новгород, по ходатайству княгини Марии, которой во сне явилась Божья Матерь, повелевшая возвратить чудотворную икону. В 1508 г. икона “Умиление” перенесена в Троицкую церковь.

Тропарь, глас 4:

К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.

Молитва 1

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Молитва 2

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции - «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных - на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.


Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» - «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) - Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения - приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.


В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

В христианской вере почитается множество икон Пресвятой Богородицы, которая изображена как с Младенцем, так и без него. Одной из них, глубоко почитаемой, является икона Умиление.


Описание иконы

Изображается Дева Мария на такой иконе по пояс, со сложенными крестообразно руками, как будто в молитве. Глаза ее опущены вниз, а голова слегка наклонена в сторону. Икона изображает радостное событие, когда Пресвятая Дева Мария узнала от архангела Гавриила, который явился ей ночью, что родит Сына Божьего. Изображение пронизано радостью и кротостью, именно теми чувствами, которые испытывала Дева Мария в тот момент.

Также существует икона «Умиление» где Матерь Божья изображена с Младенцем, которого держит на руках, а ее голова в любви и радости наклонена к нему. Маленький Христос также тянется руками в Богородице и приникает щекой к ее щеке. Эта икона пронизана теплотой и любовью, какая бывает только между матерью и младенцем.

Изначально икону написали на обычном холсте. Он был прикреплен к доске, сделанной из тонкого дерева - кипарис. Спустя время, она была вручена в качестве подарка Преподобному Серафиму Саровскому, глубоко почитаемому святому на Руси. Николай ІІ стал дарителем этой иконы. Она изображалась в пышных одеждах, а весь ее лик светился кротостью и радостью.

Именно перед иконой «Умиление» Серафим Саровский молился чаще всего. Также часто он поднимался на камень с возведенными руками к небу и мог часами стоять в неподвижной молитве. Его любили все лесные звери, говорят, что он даже кормил дикого медведя с рук и тот на него не разу не напал. Масло, которое горело в лампадке перед святым образом и вовсе обладало чудодейственной силой. Именно им Преподобный начал лечить и исцелять людей.

Серафим Саровский прожил долгую жизнь и представился перед этой иконой в молитве. Его нашли монахи, которые приходили в Преподобному в скит. Он стоял на коленях перед иконой «Умиление» со сложенными в молитвенном жесте руками.

После своей смерти, он завещал эту икону Дивеевскому монастырю, который находился недалеко от его скита.

В 1991 году, в Москву Патриарху Алексею ІІ была передана икона «Умиление». После чего ее разместили в патриаршей церкви. Ежегодно, для поклонения, эту икону торжественно переносят в Богоявленский собор, в котором собирается большое количество верян. В этот день перед иконой проводят особую службу, и сами служители церкви облачены в праздничные одежды.

Спустя время, с этой иконы начали рисовать и делать огромное количество копий, которые также творили чудеса среди христиан.


Праздник в честь иконы «Умиление»: когда и как проводят?

В честь Дивеевской иконы Божьей Матери Умиление, глубоко почитаемой в храмах всего православного мира, устраивают празднования, которые трижды в год проводятся в разное время.

22 декабря празднуется день преподобным Серафимом Девической Мельничной общины. Также празднование припадает ежегодно на 1 и 10 августа по новому стилю. В эти дни принято в храме ставить свечи перед иконой за здравие своих родных и близких, читать акафист и специальные молитвы, а также понимать, что кротость и смирение перед волей Божьей, которые проявила Дева Мария, должны поселиться в сердцах каждого православного христианина.


Значение иконы Умиление Богородицы

Данная икона по праву считается женской.

  1. Перед ней молятся о сохранении чистоты, невинности, нравственности.
  2. Также перед Святым образом просят заступничества и терпения в житейских ситуациях.
  3. Икона показывает, что перед любой вестью, необходимо проявлять кротость и встречать любые испытания со смирением.

В чем помогает икона Умиление Божьей Матери

В первую очередь, чудотворный лик помогает болеющим избавиться от любых хворей и напастей . Также икона способна утешить мятежную душу и унять дурные мысли и любые психические расстройства. Если у девушки не получается долгое время зачать ребенка, также проводиться молебен перед святой иконой. Как правило, после этого все получается, и пара узнает о радостной вести.

В случае, когда долгое время девушка не может найти достойного спутника жизни, также прибегают к помощи святого образа. Но стоит также помнить, что каждый человек имеет свою, так называемую, икону. Если увидев этот лик в душе что-то отзывается, стоит чаще читать перед ним молитвы, ставить свечи и заказывать молебен. Иногда икона Умиление может быть знамением и явиться женщине или мужчине во сне. Это всегда предзнаменовало добро и радость, которая в будущем случалась в жизни человека.

Многие православные христиане придают огромное значение данной иконе. Образ пронизан смирением и любовью, а светлый и радостный лик Богородицы, способен унять самые злые и тяжкие мысли человека, при одном только виде на это изображение. Перед иконой необходимо также усердно молиться если человек потерял радость жизни и не видит своей дальнейшей дороги . Нужно не отчаиваться, а смиренно принять свой крест, как это в свое время сделала Богородица.

В каких храмах на сегодняшний день находится икона «Умиление»

В соборе Серафима Саровского находится та самая икона, которая была преподнесена в качестве подарка Преподобному Николаем ІІ. Сам собор построен в Голицыно. Данная икона была написана в позапрошлом XIX веке. Более сорока лет она находилась в доме художника, который ее написал. Но со временем, когда начали возводить собор Преподобного Серафима Саровского, художник передал икону именно ему в Голицыно.

В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского храма тоже находиться один из наиболее почитаемых и значимых ликов Пресвятой Девы Марии. В честь него был освящен предел. В конце ХХ века монахинями монастыря был написан этот святой образ, который прославился множеством совершенных чудес по молитвам мирян перед образом Богоматери.

Именно в честь этой иконы были определены особые дни ее почитания. По новому стилю они припадают на 28 июля и 9 декабря. Перед святым ликом каждое воскресенье проводят Параклис, церковные песнопения.

Еще один почитаемый образ, который широко известен среди православных христиан, находится в Патриаршем Богоявленском Соборе.

Чудеса, сотворенные образом Умиления Пресвятой Богородицы

В летописи 1337 года описывается случай, которые произошел в Новгороде. В те времена в городе был ужасающий мор, который ежедневно забирал большое количество человеческих жизней. Придя в отчаяние, весь оставшийся народ прошествовал в Троицкий собор. Так христиане начали слезно воздыхать и вопить о спасении, читая молебен, которая бы спасла их город от жестокой болезни. После их отчаянный молитв, эпидемия отступила, а в память этому событию начали ежегодно совершать в Троицкую обитель крестный поход.

Был и другой случай явления чуда, который также произошел в 1337 году, 8 июля. В тот день из лика Пресвятой Богородицы начали течь слезы, а само изображение воспаряло в воздухе, как будто поддерживаемое неведомой силой. После этого случая созвали духовенство и провели крестный ход для проведения службы в Троицком соборе.

Также не единожды были случаи полного исцеление онко больных людей, которые усердно молились перед иконой, находящейся в семье Виктора и Наталии Ремезовых, в поселении Локоть, Брянской области. После того, как одна женщина долгое время пламенно молилась перед образом, ей отменили предстоящую операцию по удалению опухоли, ведь ее попросту не нашли. Она бесследно исчезла.

Молитва иконе Умиление Пресвятой Богородицы

Молитва 1

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Молитва 2

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Бого-родительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминъ.

Каждая икона Богоматери помогает в самые тяжкие минуты как одного человека, так и всего православного общества в целом. Дева Мария является первой молитвенницей и защитницей рода христианского перед Престолом Божиим, потому ей принято молится в любых нуждах, душевных терзаниях, болезнях и скорбях. Она всегда услышит наши молитвы и поможет каждому просящему. Главное верить и возносить пламенную молитву каждый раз, как только человек стоит перед Святым ликом.

С особым благоговением православные христиане относятся к иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Для верующих это не просто образ. Это воплощенное свидетельство всепрощения, вечной жизни. Лик Божьей Матери «Умиление» предвозвещает избранническую смерть ради бесконечной любви и милости.

Синонимичные названия

Икона «Умиление» из Дивеевского православного женского монастыря известна под несколькими наименованиями. Название «Дивеевская» указывает на то, что длительное время образ был главной святыней Троицкого собора в обители села Дивеево Нижегородской области. Поместные Православные Церкви почитают этот монастырь в качестве четвертного «земного удела Пресвятой Богородицы» (после Иберии, Афона, Киево-Печерской лавры). С 1861 года монастырь стал именоваться «Серафимо-Дивеевский Троицкий».

Связано такое переименование с тем фактом, что основателем Дивеевского монастыря был преподобный Серафим Саровский. За ним же закрепился статус покровителя обители. Великий подвижник часто молился Пресвятой Богородице пред иконой «Умиление». По молитвам преподобного Серафима перед этим образом совершалось множество чудес. Подле этой иконы великий старец и почил. Поэтому часть «Серафимо» добавили к определению «Дивеевская».

Наряду с наименованием «Серафимо-Дивеевская» употребляют название «Серафимово Умиление». Сам старец называл икону «Всех радостей Радость».

Описание

Серафимо-Дивеевский Образ Божией Матери принадлежит к разряду икон «обретенных». Их происхождение является сокровенной и сакральной тайной. По преданию, икону «Умиление» нашел преподобный Серафим в саровских лесных дебрях. Образ «Умиление» был написан по холщевому левкасу, натянутому на кипарисовой доске. Размер иконы составляет 70х50 см.

Отличительной чертой Дивеевского образа является изображение Богородицы без Богомладенца. Приснодева изображена на иконе в совсем юном возрасте. Образ фиксирует момент возвещения Деве Марии благой вести. На Благовещение от Архангела Гавриила Божья Матерь смиренно отвечает о своем согласии принять волю Господа.

На полотне изображен задумчивый лик Девы Марии со сложенными крестообразно руками на груди. Голова наклонена немного вправо. Опущенные вниз глаза устремлены во внутреннюю глубину. Весь облик передает глубокое смирение и бесконечную любовь.

Над головой Богородицы, изображенной в полурост, начертаны слова из акафиста «Радуйся, Невесто Неневестная!». Запечатленный момент начала Боговоплощения возвещает исполнение обещанного спасения всего человечества.

Духовное значение понятия «Умиление» сводится к особому состоянию человеческой души. Она переживает момент соприкосновения верящего сердца с Благодатью и милостью Господа.

Историческая судьба святыни

Саровский настоятель о. Нифонт после смерти Преподобного Серафима передал икону «Умиление» сестрам Дивеевской обители. Монахини поместили икону в Свято-Троицком соборе, где специально был отстроен придел. Святыню облачили особым нарядным киотом. С тех пор закрепилась традиция, согласно которой насельницы монастыря при богослужении находились за киотом Божьей Матери.

Святой Николай ІІ в 1902 году преподнес как дар обители золоченую ризу для «Умиления» и серебряную лампаду. По инициативе императора, в 1903 году Серафим Саровский был прославлен в лике преподобных. Тогда же с богородичной иконы сделали несколько точных списков. Их отправили по разным российским монастырям.

1927 год стал этапом закрытия Дивеевского монастыря. Оригинал Святого образа тайно вывезла игуменья Александра в город Муром. Десятилетия святыню бережно хранили благочестивые и истинно верующие люди.

1991 год. Чудотворный образ передается Патриарху Алексию ІІ. С того времени святыня находится в Патриаршей церкви «Владимирской иконы Божьей Матери».

Традиционно раз в год на праздник Похвалы Приснодевы (суббота Акафиста) Главой Русской Православной Церкви святыня приносится в Богоявленский собор. Пред нею читается Великий Акафист на утрене праздника. Тогда же чудотворный лик выносится для поклонения. Приложиться к образу могут все желающие.

В Серафимо-Дивеевской обители находится сейчас точный список «Умиления». Копия почитается как одна из главных святынь монастыря. Насельницы и монахини считают икону «Небесной Игуменьей». Празднование Серафимо-Дивеевского «Умиления» припадает на 28 июля (10 августа).

Явленная чудотворная сила Умиления

Иконописный образ Девы Марии не единожды даровал православным благодать, приводил их к милости Божией. Умиление как христианская добродетель воплощается в состоянии радостопечали. Соприкасаясь с Умилением, души людей наполняются нежно-трогательными и теплыми чувствами.

Через Умиление становится очевидней осознание того, что никто из смертных недостоин безмерной любви Божьей. Но человек получает милость Господнюю как бесценный дар и высшую благодать. Под действием Умиления в одновременном сочетании радости и печали души людей приводятся к сокрушению, наполняются любовью к Богу и ближним.

Спасение от мора

По летописным сообщениям, в 1337 году Новгород покорил устрашающий мор. С каждым днем смертоносный недуг собирал обильную жатву человеческими телами. Казалось, не было от повальной болезни никакого спасения.

Приблизившись к отчаянию, православный народ собрался под сводами Троицкого собора. Там верующие слезно взывали к образу Приснодевы. При этих просьбах производилось молебное пение. Миряне просили Богородицу о ниспослании милости и спасении несчастных от смертельных объятий эпидемии.

После этого напасть поспешно отступила. Благодарные верующие закрепили в памяти поколений это явление Божественной помощи. Происходит ежегодное почитание сотворенного чуда: из Софийского Собора совершается крестный ход в Троицкую обитель.

Благословение от Святого старца

Согласно составленным жизнеописаниям, Серафим Саровский все свое земное существование находился под покровительством Божией Матери. Образ Богоматери много раз являлся Преподобному. Благодаря этому Серафим был исцелен от смертельных болезней, защищен от умыслов злых людей.

Серафимо-Дивеевское «Умиление» была келейной иконой Преподобного старца. Он помазывал больных елеем от горевшей перед святыней лампады. Просящие и страждущие получали исцеление после помазывания.

Двусторонняя (Локотская) мироточивая икона

Известность одного из современных образов «Умиления» связана с местом ее обретения в поселке Локоть (Брянской области). Появилось изображение чудеснейшим и непостижимым образом.

Одна женщина увидела календарь Божьей Матери на одном из прилавков магазина. Численник был просрочен. Женщина принесла образ домой. Через некоторое время образ начал мироточить. Так явилась уникальная двусторонняя мироточивая икона.

В доме женщины стали происходить чудеса, удивительные исцеления. Собраны многочисленные свидетельства об исцелении душевных и телесных болезней. Молитва перед Локотской Божьей Матерью «Умиление» не раз помогала преодолевать тяжелые болезни, справляться с непростыми жизненными трудностями.

Известна встреча одной страдалицы с этим современным чудодейственным ликом. Женщину ожидала сложная онкологическая операция. Поэтому страдалица молилась об удачном преодолении недуга. В больнице провели ультразвуковое обследование. Обнаружилось исчезновение раковых клеток. Пациентка полностью выздоровела.

О чем молятся и в чем помогает Серафимо-Дивеевское «Умиление»

Значение Серафимо-Дивеевской иконы «Умиление» находит множество вариантов толкований. Одним из них становится воплощение чистоты. Поэтому в народе этот образ Богородицы воспринимается как верная помощница при избрании достойного жениха.

Перед чудотворным образом просят:

  • освобождения от недугов, болезней, душевных тягостей;
  • преодоления переходного возраста;
  • облегченных родов;
  • умиления злых сердец;
  • избавления от безнравственных помыслов;
  • придания внутренней гармонии.

Излучаемая Приснодевой сдержанная радость наставляет целомудренных девиц. «Умиление» подсказывает девушкам выбор верного пути. Можно просить Божью Матерь о благополучном браке, долгожданном зачатии, счастливых родах. Также молятся перед святым образом о даровании кроткого и благородного нрава.

Образ «Умиления» уберегает от тягостных уныний. Чудодейственный лик избавит от душевной подавленности, обусловленной чередой однообразных серо-бездуховных будней.

Чудотворная Серафимо-Дивеевская икона Богоматери «Умиление» дарует наивысшее духовное осмысление. Ниспосланные через иконописный лик чудеса связаны со смирением, надеждой, любовью к Богу. Наполняя души верующих радостью и благодатью, Серафимо-Дивеевский образ «Умиления» являет милость Господнюю и действенное снисхождение к человеку.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png