На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Недавно рисунок нарисовал – будет знаменитым художником. А на турнике что вытворяет – стопроцентный спортсмен, скоро на Олимпиаду можно посылать.

Каждый ребенок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастит по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквы, и никак иначе, родителям необходимо приложить усилия. Роль семьи в воспитании – огромна и её нельзя приуменьшать. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу развивать свои способности , поддерживать и направлять, тогда рядом с вами всегда будет родное и близкое существо, и вас не забудут, оценят все приложенные усилия.

Что же такое «Личность»?

Значений и понятий слова «Личность» имеется великое множество, но все они довольно абстрактны и расплывчаты. Каждый психолог может дать свое определение этому понятию – и будет прав. К сожалению, понятие личности – очень сложно и многогранно и нет едино-правильного определения. Мы подразумеваем под данным понятием набор уникальных, индивидуальных черт характера, как врожденных, так и приобретенных в течение жизни, воспитания и взаимодействия с другими людьми.

В данной статье я постараюсь максимально полно рассказать читателям МирСоветов об основных качествах характера ребенка, развив которые, вы поможете ему стать успешным человеком, лидером по жизни. Человеком, которым вы сможете гордиться, несмотря ни на что. Конечно же, ребенок – это не пластилин, из которого можно вылепить всё, что заблагорассудится, очень многое зависит от типа темперамента, врожденных задатков и талантов, окружения, здоровья. Но в ваших силах скорректировать, сгладить и развить многие качества характера вашего малыша. Ведь верно говорится: «Посеешь мысль – пожнешь действие, посеешь действие – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер , посеешь характер – пожнешь судьбу».

Естественно, я не претендую на роль последней инстанции, и читатель может не согласиться с некоторыми принципами. Но искренне надеюсь, что эта статья сможет оказать помощь в воспитании вашего крохи.

Развитие духовности
Воспоминаниями возвращаюсь в детство, когда я первый раз ощутила боль живого существа. Мне лет семь, а соседской девочке уже целых десять. Совсем взрослая, как мне казалось. Играя, мы нашли возле дома щенков. Маленьких, слепых и беззащитных. Так хотелось их погладить и потискать, но моя «подружка» не разделяла моих чувств, ведь у неё представления о веселье сильно отличалось общепринятого. Она взяла веревку и повязала её на шею одному из щенков и, заливаясь веселым смехом, начала раскачивать бедного малыша в воздухе. Так мы и играли, я плакала, а она смеялась… Закончив школу, девочка пошла учиться на ветеринара…

Одним из главных компонентов развития успешной и гармоничной Личности является духовность. Сюда входит сопереживания (эмпатия), эстетическое восприятие, ответственность за свои поступки (совесть), уважение к чужой жизни, саморегуляция (управления собственными действиями), целеустремленность.

Эмпатия
Умение чувствовать чужую боль, переживать её как свою собственную – очень важно. Если ребенок с самого раннего детства не смог хотя бы частично этому научиться, не удивляйтесь когда «малыш» бeдет развлекаться, надувая жаб и отрывая крылья у бабочек. Но это – только цветочки. В дальнейшем ребенок перенесет свой эгоизм на людей. Жестокость, насилие, безучастность к чужому горю. Всё это унаследует ваша «кроха» став постарше.

Как же привить ребенку столь важное качество? Начинать нужно с самого детства, когда малыш только познает мир. Покажите красивый цветок и, если ребенок попытается его сорвать, скажите: «Ненужно этого делать, цветочку будет больно, он сразу погибнет. Лучше давай на него просто посмотрим. Понюхай, как здорово пахнет. Мы сможем каждый день приходить и на него любоваться. А если сорвешь, больше не вырастит такого же красивого цветка». Заодно, вы развиваете и эстетическое восприятие.

Читайте побольше сказок и притч для детей . Но не бездумно, для развлечения, а превращая это в своеобразный урок. Ведь в каждой сказки есть своя мораль. Помогите малышу её понять. Задавайте дополнительные вопросы, которые помогут ребенку осознать смысл, заложенный автором в произведении. Главное, что похожу посоветовать вам, уважаемые читатели МирСоветов – не превращайте игру в допрос, иначе у малыша пропадет всякий интерес к чтению.

Познание мира через красоту
Женщина лет тридцати и её десятилетний сын гуляют по лесу. На улице тепло, но не жарко, весело светит солнышко. Мама с восторгом рассказывает ребенку: «Ты только посмотри, какие сосны. Высокие, статные… а запах – просто потрясающий, не то, что в городе. Правда, здорово, что мы выбрались сюда?». Мальчик с раздражением отмахивается от матери: «Домой хочу. Что здесь интересного, деревья как деревья. А у меня турнир скоро по моей игре, это намного интереснее, чем твои сосны». Женщина грустно вздыхает…

Умение замечать красоту, во всех её проявлениях, будь то красота природы, во внешности или красота поступков – важный компонент развития духовности. Сначала ребенок замечает предмет, потом начинается его анализ и в результате всестороннего оценивания, малыш делает вывод, нравится ему предмет или нет, соответствует ли он принятым стандартам красоты или, возможно, он просто вызывает у ребенка определенные эмоции.

Развития способности восприятия красоты – это основа для развития интеллекта ребенка и познавательной деятельности. Как же помочь ребенку видеть прекрасные стороны жизни? Гуляя с малышом, постоянно обращайте его внимание на самые незначительные предметы и не забывайте выражать эмоционально свое отношение к ним. Вы можете остановиться возле картины или красивого здания и выразить свое мнение по отношению к ним, не забывая при этом расспрашивать ребенка. Естественно, это лучше сделать в форме игры. Например, попросите ребенка внимательно оглядываться по сторонам, когда вы идете по городу, пускай малыш найдет десять красивых лиц и опишет их вам. Все зависит лишь от вашей фантазии.

Воспитание ответственности
Пятнадцатилетняя девушка сидит в компании парней и весело смеется. В правой руке сигареты, а левой – бутылка пива. Она молода, свободна и вся жизнь кажется нескончаемой чередой удовольствий. Звонит телефон и девушка, недовольно отставляя пиво в сторону, достает мобильник из сумки. «Да мама, нет не скоро, приду когда смогу. Ну и что, если десять часов. Школа? Да кому она нужна. Ладно мама, не приставай, когда приду – тогда приду» - раздраженно отвечает Красавица и кладет телефон обратно. «Надоели, ужас. Совсем никакой свободы.» - жалуется девушка. Её спутники сочувственно кивают.

Воспитать в ребенке ответственность за свои поступки – очень важно. Конечно, читатели МирСоветов могут возмутиться, мол легче сказать, чем сделать. Вот поэтому я всегда советую начинать воспитание с раннего детства, ведь привычка – вторая натура. Любой родитель сталкивается с бесконечными просьбами малыша купить ему щенка (котенка, хомячка, рыбок… список продолжить). Удовлетворите эту просьбу, пускай ребенок учится ответственности за другое живое существо. В самом начале вам необходимо показать малышу, как правильно ухаживать за животным: кормить, убирать. Также не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, но ни в коем случае не делайте всё сами, ведь ваше чадо может привыкнуть и совсем перестать заботиться о своем питомце.

Постарайтесь внушить ребенку мысль, что никакое преступление не оказывается безнаказанным, и рано или поздно, но придется столкнуться с результатом своих действий. Мне, например, с детства хорошо запомнилась фраза из старого фильма. «Все тайное всегда становится явным». И я не раз получала подтверждения в её правдивости.

Уверенность и самоуважение
Часто на детской площадке можно увидеть ситуацию: мама отчитывает своего ребенка за какой-то мелкий проступок, строго проговаривая «какой ты у меня непослушный, лучше бери пример с Маши (Васи, Пети…)». Подобный сценарий повторяется с завидной регулярностью и разными вариациями. Вот только постоянное сравнение своего малыша с другими детьми, когда это сравнение происходит не в его пользу, заметно снижает уверенность ребенка в себе. Вспомните, наши родители не раз говорили нечто подобное, и мы с грустью думали: «Я плохой(я), ничего не могу сделать правильно…». Да что уж там, многие из нас и теперь сравнивают себя с другими, поддаваясь унынию и резкому приступу самобичевания.

Конечно, со стороны чужие дети могут показаться нам полными разнообразных достоинств, которых лишены наши собственные. Но разве ваш малыш не уникален? Разве его не за что хвалить? Если он другой, это не значит, что хуже. Мы забываем об этом, и платят за всё наши дети. Поэтому, запомните – никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Разве что в хорошую сторону, чтобы похвалить и поощрить, а не ради наказания.

Самооценка формируется в детстве, поэтому чаще хвалите маленького человечка за все его старания. Но не перехваливайте. Всё должно быть в меру. Завышенная самооценка – это тоже проблема.

Разрешайте помогать малышу по хозяйству. Например, не гоните его с кухни, якобы он будет вам мешать. Ведь лучше поручить малышу какое-нибудь несложное задание и радуйтесь вместе с ним позитивным результатам. Хотя, даже если в процессе пострадает пара тарелок – не беда.

Но каждая ваша оценка, будь то похвала за удачно выполненную работу или нарисованный рисунок, всегда должна быть искренней, правдивой и объективной. Дети тонко чувствуют эмоции и, например, если вы лишь скользнули взглядом по рисунку и стали рассказывать какой он прекрасный и т.д., будьте уверены – пройдет немного времени, и ваша оценка почти не будет иметь значения для малыша.

Навыки общения
Дети весело носятся по площадке. Отовсюду слышатся веселые крики: вот мальчики играют в футбол, рядом носятся девочки , заботливо укладывая игрушечных пупсов в яркие коляски. Лишь одна малышка уныло примостилась на турнике, прижимая к груди красивую длинноногую «Barbie». «Ты почему с другими детками не играешь?», – спрашиваю у девочки. Она лишь стеснительно пожимает плечиками, пряча глаза. «Не хочу», – тихо отвечает она.

С грустью вспоминаю себя в её возрасте. Так же сидела в одиночестве и ждала пока кто-то подойдет и предложит поиграть. Готова была дружить с кем угодно, лишь бы меня приняли к себе. Казалось, веселье проходит, но природная стеснительность не позволяла попроситься к другим…

От успешного общения в нашей жизни многое зависит. Людей, способных говорить с кем угодно и о чем угодно – высоко ценят. Как же помочь ребенку с ранних лет перебороть скромность и стеснительность, что мешают эффективно общаться?

Ключ ко всему – юмор. Есть люди, с которыми всегда легко и весело, они сыпят шутками и анекдотами, рассказывают интересные истории. В детском мире – всё точно так же. Дети предпочитают дружить с тем, с кем им весело. Угрюмых людей не очень любят или попросту игнорируют...

Больше веселитесь с малышом: устраивайте домашние спектакли, представления, маскарады. Смейтесь, пускай ваш ребенок не боится выражать эмоции. Сдерживать их он еще научится в будущем, а детство – это пора шуток и безудержного веселья.

В детстве (да и во взрослой жизни) очень ценится умение делиться своими вещами. Необходимо это всячески поощрять. Конечно, не допускайте ситуаций, когда у ребенка попросту отбирают игрушки. Постоять за себя – тоже необходимое качество. Но делиться и получать что-то взамен – необходимое условие общения. Правило «Ты мне – я тебе» действует в любом возрасте.

Расскажите ребенку, что в каждом человеке можно найти что-то хорошее. Можно поиграть в игру: задайте крохе задание поговорить с наибольшим количеством детей на детской площадке или садике и найти, например, 5 общих интересов или хороших качеств характера.

Разговаривайте со своим ребенком, помогите ему научиться вести беседу. Можно в виде диалога проиграть различные жизненные ситуации. Например, вы играете роль знакомой девочки (мальчика) вашего ребенка. Употребляйте новые слова, обороты, простые шутки, которые кроха сможет потом использовать в реальном общении. Естественно, малыш должен понимать их значение.

Творчество
Потребность ребенка творить – одна из главных в детстве. Малышу хочется рисовать, лепить фигурки животных из пластилина и обязательно, чтобы мама с папой оценили, похвалили за труд и старание. Сейчас в любом детском магазине можно найти огромное количество наборов для творчества. За сравнительно небольшие деньги вы можете провести прекрасный вечер, сшивая мягкие игрушки, составляя мозаику или занимаясь резьбой по дереву. Варианты не ограничены, вы имеете возможность всецело развить таланты ребенка. Красочные альбомы, новомодные наборы для рисования – все это доступно сейчас и было бы преступно не воспользоваться подобной возможностью. Пускай у малыша будет плохо получаться, но он старается, а вы ему поможете и вместе вы создадите что-то прекрасное. Не запрещайте малышу творить, даже если все обои будут исписаны разноцветными фигурками, а пластилин прилипнет к мебели. Это мелочи, в конце концов, вы объясните ребенку, что необходимо поддерживать порядок, но жажда творчества должна разгораться все ярче. Возможно, по прошествии многих лет вы с гордостью посмотрите на своего сына или дочь и скажете: «Помнишь, как ты рисовал животных на стенах, зато сейчас твои картины выставляют в лучших галереях». Но, даже если ваш ребенок не станет знаменитым художником, никогда нельзя лишать малыша возможности выразить себя.

И последнее… В семье, где царит атмосфера взаимопонимания, где дети всегда могут обратиться за помощью к старшим и получить поддержку, где ценится детское мнение, непременно вырастут здоровые, здоровые морально и духовно люди. Личности, во всех пониманиях этого слова. Слушайте своего ребенка, не отмахивайтесь от его маленьких проблем, считая их незначительными, кто как не вы поможет ему разобраться в этом сложном и жестоком мире. Вы должны стать ему примером, показать, что правильно, а что нет, где находится грань между добром и злом. Помните старую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Упуская своего ребенка сейчас, после вы не вернете его доверия в один миг…

Если речь заходит о воспитании ребенка, то обязательно говорится о необходимости развития его личности. Давайте разберемся, из каких составляющих складывается личность ребенка и как ее развивать?

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков и т.д.).

И если у ребенка и родителей сложились близкие, доверительные отношения, малыш будет лучше контактировать с мамой и папой, с удовольствием подражать их примеру, охотнее прислушиваться к их советам и требованиям. А родители смогут своевременно отслеживать поведение своего ребенка, активизировать положительные начала и притормаживать негативные проявления, помогая тем самым развитию личности своего сына или дочери.

Личность - это особое сочетание индивидуальных душевных качеств ребенка, его облик, сознательность, интересы, таланты.
Основными свойствами личности является темперамент, характер, способности и ведущие мотивы.

Темперамент - проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, преобладающем настроении, манере общения и поведения. Темперамент определяется генетически, поэтому нельзя медлительного ребенка заставить стать быстрым, а замкнутого переделать в общительного. Нужно научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В реальности чаще всего эти четыре типа темперамента встречаются в смешанном виде. Но всё же, в каждом ребенке зачастую превалируют признаки, близкие к одному типу.

Сангвиники - отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

Флегматики - отличаются спокойствием, уравновешенностью, неспешностью, постоянством, упорством, немногословностью.

Холерики - отличаются быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью.

Меланхолики - отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Характер - набор конкретных черт и особенностей ребенка. Как сказал известный психотерапевт Э. Фромм: "Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер". Другими словами, характер закладывается природой. Но в то же время на характер ребенка влияет .

При попустительском стиле воспитания, когда родители совершенно безразличны к ребенку - ребенок будет испытывать трудности в общении, установлении эмоционального контакта с близкими людьми, у него появляется недоверчивость, настороженность, а также вседозволенность, непредсказуемость поведения, и даже возможно, жестокость. Из-за чрезмерной опеки и родительского внимания ребенок растет пассивным, недостаточно самостоятельным, боится трудностей и может иметь проблемы в общении.

Ребенок может обладать следующими чертами характера:

Отношение ребенка к самому себе - чувство собственного достоинства, скромность; или наоборот - самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм.

Отношение ребенка к людям - общительность, отзывчивость, уважительность; или наоборот - замкнутость, черствость, бездушие, грубость.

Отношение ребенка к труду - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; или наоборот - лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность.

Отношение ребенка к окружающим предметам - аккуратность, бережливость; или наоборот - неряшливость, небрежность.

Способности - индивидуально - психологические особенности, помогающие ребенку приобретать знания, умения и навыки, а также успешно выполнять различные виды деятельности.

У каждого ребенка есть свои врожденные предрасположенности (задатки) к какой-либо деятельности. Чтобы превратить задатки в способности, их нужно развивать и формировать.

Способности делятся на:

Общие - интеллектуальные, эмоциональные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные - определяются по отношению к отдельным специальным областям (математике, музыке, конструированию, литературе, рисованию и т.д.).

Мотивация - это причины, управляющие поведением ребенк а.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную, этическую и волевую подоснову - ребенок должен научиться сам делать выбор в своих действиях и поступках в соответствии с заложенными в нем ценностными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, а не пытаться воспитывать его силой и постоянными запретами.

Существует два типа мотивации

Внешняя - основана на поощрениях, похвалах, наградах, наказаниях, которые исходят от родителей и других взрослых. Например, малыш не хочет убирать за собой игрушки. Тогда вы грозите ему наказанием, и малыш нехотя, но раскладывает игрушки по местам. Хотя можно и по другому стимулировать ребенка к уборке игрушек, например, предложить увлекательную игру - соревнование - кто быстрее уберет игрушки и т.п. То есть превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Внутренняя - проистекает из собственного желания ребенка, когда ему действительно интересно этим заниматься тем делом, которым он занят. Надо сказать, что довольно мало найдется таких занятий, к которым маленьких детей нужно принуждать - им итак всё интересно, у них очень сильно развито стремление к познанию.

И тут очень важный момент. Потому что, если родители искренне не поддерживают интерес своего сына или дочки, заставляют его заниматься только тем, чем «надо» ( , кружок рисования, ), а не к чему лежит детская душа, то к 4-5 годам внутренняя мотивация угасает, ребенку становится лень играть, лень ходить на кружок, лень убирать игрушки, потому что он уже устал от бесконечных интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок.

Воспитание ребенка в семье

Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп).

И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать.

В статье больше теоретической информации, а как использовать её на практике - вы можете решить сами.


О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря — этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Что же такое «личность»?

Многие путают понятая «личность» и «индивидуальность». «Мой ребенок — уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает», — с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

  • малыш полноценно употребляет личные местоимения;
  • он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
  • он обладает навыками самоконтроля; таким образом, по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
  • он имеет базовые представления о том, что такое «хорошо» и «плохо» и способен отказаться от «плохого» во имя «хорошего» и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
Возраст и формирование личности ребенка

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и «встроенную» в систему отношений с окружающим миром.

Смена воспитательных стратегий

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы , необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: «немедленно замолчи, как же тебе не стыдно»! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое «стыдно». Более того, он не способен контролировать свое поведение — он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями «я хочу», «я не хочу», «мне нравится» и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и , важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку . Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми — ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: «Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет»! В то же время вариант «посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты » — недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как «умного», «доброго», «красивого» и т.д. — не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию . Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания . Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить «правильную» любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали . Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое «честно», «справедливо», «хорошо», «плохо». Некоторые родители считают, что не нужно «пудрить мозги» малышу подобными объяснениями — «вырастет и поумнеет». Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

Когда мама впервые видит своего малыша, она забывает обо всех трудностях, которые преследовали её последние 9 месяцев, о нечеловеческой боли, которую пришлось вытерпеть в родильной палате и о тех переживаниях, которые мучили её всё то время, пока она носила это чудо в животике. И у каждой мамы в этот момент проносятся тысячи мыслей в голове: во сколько месяцев эта кроха улыбнется мне, какое слово она скажет первым, чем она будет нас радовать и чем огорчать, кем будет мой ребенок и прочее. Но мало кто из родителей задумывается о том, какой личностью будет расти их кроха, каковы основные условия развития личности ребенка, сформируется ли в его сознании отзывчивость и понимание или лень и озлобленность.

То, каким будет расти малыш, зависит в большинстве случаев от родителей и от окружающей обстановки, ведь факторы развития личности ребенка настолько различны, что многие даже не подозревают об этом.

Факторы, влияющие на развитие личности с самого рождения

Уже с момента рождения кроха пусть и плохо, но все же видит окружающий мир, пусть не на полную громкость, но слышит то, что происходит вокруг. Поэтому, все в окружении вашего малыша должно способствовать развитию его моторики, внимания, мышления, памяти, и, конечно же, развитию личности.

  • Влияние семьи

В первую очередь мы хотим отметить важную роль семьи в развитии личности ребенка , поскольку это тот «фундамент», который обуславливает надежность выстроенного «дома». Малыш видит отношения в своей семье и невольно повторяет их в повседневной жизни. Так, в положительной семье, где папа всегда помогает маме, где нет скандалов и криков, вырастет отзывчивая и добрая личность. Ну, а из неблагополучных семей, как правило, вырастают запуганные дети, которые привыкли врать и изворачиваться, лишь бы только выжить в этом мире.

В зависимости от типа отношений в семье возможно прогнозирование развития личности ребенка. Утверждать тот или иной факт, конечно, не стоит, ведь многое зависит и от врожденного темперамента и от стремления ребенка. Но можно сказать, что в семье, где царит диктатура, ребенок вырастет замкнутым с сильно заниженной самооценкой. У родителей, которые с самого детства игнорировали свое чадо (идеология полного невмешательства), вырастает рано повзрослевший ребенок, который всего привык добиваться сам. Условия развития личности ребенка в этом случае таковы, что он не знает родительской ласки и любви, поэтому он вряд ли сможет стать добрым и отзывчивым. Гиперопека также ни к чему хорошему не приводит - так родители лишь разбалуют своих детей, превращая их в капризных маленьких «нехочучек», справиться с которыми чрезвычайно трудно.

Но есть все же один тип внутрисемейных отношений, который поможет вырастить в ребенке правильную личность, добрую, отзывчивую, понимающую, искреннюю и трудолюбивую - эти отношения называются «сотрудничеством». Высокие нравственные ценности, оказание моральной помощи, демократия - это идеальные факторы для развития полноценной личности.

  • Влияние социума

Влияние социума на развитие личности ребенка начинается уже с того момента, как он впервые увидел этот мир. Мы с самого детства слышим, что так делать нельзя, так говорить некрасиво и прочее - в этом весь социум, укрощение искренности. Ребенок, который еще не до конца осознал, как вести себя в социуме - самая честная и искренняя личность. Но без социума все бы мы жили в хаосе, поскольку он учит нас дисциплине, морали, нормам.

На ребенка до 2-х лет влияют исключительно микрофакторы социума, то есть семья и ближайшее окружение. В дошкольном возрасте ребенок более близко знакомится с обществом, с установленными правилами и нормами в детском саду. И это первый шаг к тому, насколько ребенок будет чувствовать себя комфортно среди других людей. Чем старше становится ребенок, тем больше он должен соответствовать тем правилам, которые установил социум. Круг окружающих его людей расширяется, родители в школьные годы делят свой авторитет с учителями, в подростковом возрасте родители и вовсе не авторитет - главное друзья. Но время все расставит по своим местам, и взрослые дети начнут понимать своих родителей. Главное, чтобы личность не потерялась в социуме, чтобы ребенок не чувствовал себя никчемной песчинкой в огромной толпе.

  • Влияние окружающего мира

Первое место после роддома, куда родители приносят малыша - это его уютная детская комната. Вы спросите, может ли интерьер детской повлиять на развитие личности ребенка ? Конечно, может, ведь ребенок в первую очередь изучает окружающий мир глазами, и от того, какие цвета и линии будут его окружать, зависит и его настроение, да и развитие в целом. У малыша должен быть уютный укромный уголок, и даже если у вас нет возможности выделить ему отдельную комнату, нужно разделить спальню на зону родителей и зону крохи (сделать это можно при помощи обыкновенной ширмы или гипсокартонной конструкции). Если же малышу повезло, и у него есть отдельная комната, позаботьтесь о его безопасности: не покупайте мебель с острыми углами, стеклянной поверхностью и прочее. Ну, а когда с помещением решено, пора задуматься и о его цветовом решении. Для совсем маленьких крох желательны спокойные, пастельные тона, для более старших детей можно придумать спокойную комнату с яркими акцентами.

Каждая мамочка начинает петь колыбельные своему малышу еще в тот момент, когда он находится у неё в животике. И все мы прекрасно знаем, что даже в утробе дети слышат нас, а на последних месяцах беременности даже отзываются на родные голоса легкими движениями ручек и ножек. Влияние музыки на развитие личности ребенка может быть различным в зависимости от качества самих мелодий и песен. Так, самыми благоприятными и умиротворяющими можно назвать классическую и инструментальную музыку, музыкальные сказки, специально придуманные мелодии для детей. Правильно подобранная музыка способна успокоить кроху, воспитать в ней музыкальный вкус. Ну, а в повзрослевшем возрасте детей нужно знакомить с инструментами, с вокалом, чтобы они развивали свои голосовые связки, расширяли свой кругозор, умения и круг общения. Чего не стоит включать детям, так это тяжелую музыку, рок, транс и прочие музыкальные направления, которые вовсе не пригодны для маленькой неокрепшей психики.

Подобно мелодиям нужно с особой тщательностью подходить к подбору интересных историй для малыша, ведь влияние сказок на развитие личности ребенка играет не меньшую роль, нежели музыка. Сказки идут с нами по жизни, учат нас и наставляют, причем им удается остаться на всю жизнь не в памяти у нас, а прямо в подсознании. Наверняка вы каждый вечер рассказываете малышу одни и те же сказки, и кроха их запоминает, а когда вырастет - будет проговаривать их наизусть без запинки. Ребенок еще верит в чудеса, он принимает героев сказок за реальных персонажей, ассоциируя себя с ними. Если главный герой сказки - положительный, то ребенок будет подражать ему только потому, что он занимает центровую позицию в повести. Ну, а если в сказке главенствует злой герой, то ребенок невольно захочет быть таким. Поэтому, с особой тщательностью подбирайте сказки для своих детей, чтобы они хотели подражать правильным героям. Да и сказки есть не только народные, которые все мы знаем наизусть, но и авторские. Существуют не только волшебные авторские сказки, но и обучающие, и психокоррекционные - их значение переоценить невозможно, ведь в сказках все рассказывается простыми, понятными любому словами, но их смысл может быть глубже, чем во многих книгах по психологии.

Факторы, влияющие на развитие личности с 2-х лет

  • Влияние творчества

Ни лепить, ни вышивать, ни играть роли ребенок не может ранее определенного возраста, но вот рисовать, точнее «мазюкать» ему удается уже после первого дня рождения. Но это и рисованием-то назвать нельзя, хотя ребенок уже учится тактильному восприятию, начинает различать основные цвета. Даже когда у малыша получаются каракули, важно вовсе не это - самое главное, что он научился держать в руках тонкий предмет и управлять им. Чем больше ребенок рисует, тем больше у него усидчивости, сосредоточения, внимательности. По мере того, как растет ребенок, растет и профессионализм его рисунков, и если развивать его рвение и дальше, то он проявит прекрасные художественные способности. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка обусловлено, прежде всего, эстетической стороной жизни, ведь маленькие художники уже знают, что такое светотень, оптические законы, какие цвета сочетаются, а какие нежелательно соединять, и еще много всего полезного, о чем остальные их сверстники даже не подозревают. Ребенок, у которого есть рвение к рисованию, наверняка вырастет художественной личностью, со своим неповторимым вкусом, с определенным виденьем этого мира, с особой внимательностью к деталям и с непревзойденным чувством моды и дизайна.

Но помимо рисования есть еще немало видов творчества, которые захватывают ребенка и развивают его. Многие родители задаются вопросом, каково же влияние творчества ребенка на развитие его личности ? Во-первых, для того, чтобы делать что-то своими руками, необходима усидчивость, а это весьма положительное качество для растущей личности. Во-вторых, всё, что сделано своими руками, можно подарить друзьям, родным, а это учит ребенка доброжелательности, желанию сделать что-либо во благо других. Ну и, в-третьих, чем больше творческих направлений изучит ребенок, тем более развитым он себя почувствует, тем больше круг его друзей и знакомых, и тем больше гордости будет у вас, дорогие родители, за то, что ваш малыш столько всего умеет.

Так, например, лепка из пластилина, соленого теста или пластики поможет ребенку развить наглядно-образное мышление, научит его наблюдать, сравнивать и анализировать, а бисероплетение идеально развивает мелкую моторику рук и эстетический вкус. Отдельного внимания требует такой вид творчества, как театр, ведь он объединяет в себе всё - и актерское мастерство, и ораторство, и песни, и танцы, и умение подать себя перед публикой. Это идеальное место для тех, кто слишком зажат и боится общества. Здесь замкнутые личности раскрепощаются, непоседы находят выплеск своих эмоций, при этом все они учатся правильной дикции, постановке голоса и предложений. Ну, а играть сценку вместе со своими друзьями - это просто счастье не только для детей, но и для многих взрослых.

  • Влияние игр и домашних животных

Возможно, у вас уже был питомец до рождения малыша, а может вы решили завести его после того, как ребенку исполнилось 2 года, но в любом случае положительное влияние домашних животных на развитие ребенка доказано учеными. Питомцы - это такие же живые существа, как и мы с вами, и ребенок видит в их «лице» друга, союзника, собеседника. Детям нравится прикасаться к мягкой шерстке кошек, хомячков, бегать по всей квартире или по парку с собакой, смотреть на неспешно плавающих рыбок в аквариуме. Какого бы питомца вы ни решили завести, знайте, что с любым животным ребенок найдет общий язык. Но каждое животное по-разному влияет на развитие личности ребенка. Самым идеальным вариантом будут кошки - это те существа, которые научат ребенка любви, ласке, дружбе, с ними не соскучишься, они всесторонне развивают малыша. Настоящей дружбе и активному отдыху детей научат собаки. Мелкие пушистые грызуны, а также пернатые питомцы хороши в большинстве случаев для созерцания и умиления, но ни поиграть с ними, ни потискать их вдоволь не удастся. Однако любому животному ребенок будет рад, ведь у него появится друг, который всегда будет рядом, с которым можно и погрустить и поиграть, и просто побыть рядом.

С любыми животными можно придумать какую-нибудь игру, и это очередная ступенька в развитии мышления ребенка. Если он умеет придумывать новые игры, вовлекает в них всех друзей, то мы видит в нем творческую натуру с нотками лидерских качеств. Роль игры в развитии личности ребёнка такова, что именно по ней можно наблюдать психологическое состояние малыша, его рвения, возможности и желания. Более разнообразную игровую деятельность дает ребенку садик, где воспитатели стараются придумать для детей развивающие игры, где нужно не только следовать правилам, но и думать. Например, дидактические игры учат детей элементарным понятиям о цвете, фактуре, размере, малыши во время игры становятся более сосредоточенными, внимательными. Подвижные игры любят все дети, и это отличное подспорье для поддержания их физической формы, активного движения. К тому же, именно в таких играх сразу видно, кто лидер среди детей, а кто ведомый. Такое качество личности, как лидерство обязательно нужно развивать в ребенке - тогда он будет успешным человеком. Но даже если ваш малыш пока ведомый, все еще можно исправить правильными наставлениями, подбадриванием и хвальбой. В сюжетно-ролевых играх также сразу можно заметить личностные качества, будь то доброжелательность или озлобленность, щедрость или жадность и прочее, но в детском возрасте всё это является проекцией отношений в семье на психику ребенка. Вот и задумайтесь, дорогие родители, всё ли ваш малыш делает правильно, и чем вы могли подвести его к подобному игровому поведению.

Факторы, влияющие на развитие личности дошкольника

Дошкольники впитывают в себя информации больше, чем когда бы то ни было в дальнейшей жизни, именно поэтому нужно не упустить эти первые семь лет жизни малыша. На развитие личности дошкольника в обязательном порядке влияют родители, причем не только тогда, когда обращают на него внимание, хвалят или ругают, но и в любую секунду, когда малыш наблюдает за их поведением. Именно от родителей зависит развитие личности детей дошкольного возраста - будет ли воспринят данный ребенок в детском садике как доброжелательный и спокойный малыш, либо как хулиган, а может как испуганный «зверёк».

В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, и от того, насколько успешно каждая из фаз перетекает в другую, зависит поведение ребенка. Но в большинстве случаев кризисов не избежать - они случаются, когда ребенок идет в садик, когда знакомится с новыми людьми, когда ему нужно подчиняться воспитателю. Однако родители просто обязаны помочь своему чаду справиться со всем: в фазу адаптации рассказывать о нормах поведения в обществе, на фазе индивидуализации помочь ребенку раскрыть себя перед другими, показать, чем он может выделиться среди них. Если родители не принимают участия в развитии личности детей дошкольного возраста, то крохи сами путем проб и ошибок находят для себя единственно возможный (по их мнению), но не всегда верный путь.

  • Влияние труда

Наши крохи так любят повторять все за нами, что невольно умиляешься, когда сынишка берет веник или дочурка просит дать ей тряпочку для вытирания пыли. Главное не отбейте это рвение помогать в раннем детстве, иначе в юности вы сами будете сильно страдать от того, что вроде и ребенок достаточно взрослый, но помогать не хочет. Роль труда в развитии личности ребенка заключается в том, что уже с тех лет, когда малышу по силам мелкие домашние работы, он учится чистоте, ответственности, уважению к чужому труду, у него возникает желание помогать ближнему. Главное для родителей - не наделать ошибок, и тогда ваш малыш всегда будет помогать вам, и не за деньги или подарки (как сейчас заведено во многих семьях), а просто потому, что он вас уважает.

Факторы, влияющие на развитие личности младшего школьника

Пережили кризис 3-х лет, значит, переживет и кризис 7-ми, ведь оба они обусловлены двумя самыми главными событиями в жизни ребенка - походом в садик и в первый класс. Теперь уже помимо семьи на развитие личности младшего дошкольника влияют и учителя, и сверстники, и субъективные факторы (повышенная активность, подражательность, эмоциональность). Ребенок получает новые мотивации - заработать лучшую оценку, читать быстрее всех, получить похвалу от учителя, и это заставляет его быть более целеустремленным и ответственным. Но при этом важно не проглядеть, чтобы в стремлении к цели ребенок не стал подхалимом и ябедой, ведь это не лучшие личностные качества. К тому же, именно в этом возрасте у ребенка формируется объективная самооценка, на которую влияют и его успеваемость, и отношение к нему родителей, учителей, одноклассников.

Всё, что находится вокруг ребенка, влияет на формирование его личности. Просто невозможно окружить ребенка положительными факторами, но постараться стать ему опорой по жизни, верными советчиками и любящими родителями вы просто обязаны, ведь тогда ваш ребенок вырастет положительной самодостаточной личностью.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png